Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Л.В., Дулесова А.С.

Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает важность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Именно эстетическое воспитание поможет развить духовную сторону личности ученика в момент освоения различных видов искусства, так как это является одной из форм эстетического воспитания. Так же актуальность данной темы подтверждается федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года, с действующей редакцией с марта 2022 года). В статье 83 пункт 1 говорится, что «эстетическое воспитание детей осуществляется посредством реализации образовательных программ в области искусств». В данной статье предложен комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня развития эстетических качеств у школьников. Описаны полученные результаты в ходе первичной и итоговой педагогической диагностики. Предложено тематическое планирование мероприятий для организации воспитательной работы в школе с целью развития у детей 2 класса МБОУ СОШ № 15 в г. Нерюнгри эстетических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE CLASS TEACHER IN THE ORGANIZATION OF AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN EXTRA-COURSE ACTIVITIES

The analysis of psychological and pedagogical literature confirms the importance of aesthetic education of children of primary school age. It is aesthetic education that will help develop the spiritual side of the student's personality at the time of mastering various types of art, as this is one of the forms of aesthetic education. Also, the relevance of this topic is confirmed by the federal law "On Education in the Russian Federation" (No. 273- FZ of December 21, 2012, with the current version from March 2022). Article 83 paragraph 1 states that “the aesthetic education of children is carried out through the implementation of educational programs in the field of arts”. This article proposes a set of diagnostic methods aimed at identifying the level of development of aesthetic qualities in schoolchildren. The results obtained in the course of primary and final pedagogical diagnostics are described. Thematic planning of events for the organization of educational work at school with the aim of developing aesthetic qualities in children of the 2nd grade of MBOU secondary school No. 15 in the city of Neryungri is proposed.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Деятельность классного руководителя по организации эстетического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Лариса Викторовна Мамедова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г.Нерюнгри, Россия larisamamedova@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Анна Сергеевна Дулесова

студент группы БА-НО-18 кафедры Педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г.Нерюнгри, Россия dulesovpa@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 15.04.2022 Принята 09.05.2022 Опубликована 15.06.2022

© 10.25726/к8323-0235-4979-Ь

Аннотация

Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает важность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Именно эстетическое воспитание поможет развить духовную сторону личности ученика в момент освоения различных видов искусства, так как это является одной из форм эстетического воспитания. Так же актуальность данной темы подтверждается федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года, с действующей редакцией с марта 2022 года). В статье 83 пункт 1 говорится, что «эстетическое воспитание детей осуществляется посредством реализации образовательных программ в области искусств». В данной статье предложен комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня развития эстетических качеств у школьников. Описаны полученные результаты в ходе первичной и итоговой педагогической диагностики. Предложено тематическое планирование мероприятий для организации воспитательной работы в школе с целью развития у детей 2 класса МБОУ СОШ № 15 в г. Нерюнгри эстетических качеств.

Ключевые слова

эстетическое воспитание, эстетические качества, диагностические методики, младший школьник, внеурочная деятельность, учитель.

Введение

Эстетическое воспитание является важной частью нашего общества. Именно от него зависит, как люди относятся к красоте вокруг них. Те, кто умеют видеть красоту, чаще всего стараются показать ее другим и начинают рисовать картины, писать стихи, делать скульптуры или строить здания, так появляется искусство.

К вопросу эстетического воспитания обращались многие отечественные педагоги: А. А. Беляев, В. Н. Шацкая, Г. П. Бурса, С. Г. Корниенко, Б. Т. Лихачев, Н. А. Ветлугина, В. И. Логинова и др.

В работах А. А. Беляева эстетическое воспитание рассматривается как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» (Беляев, 1989).

С. Г. Корниенко подчеркивает следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

1) «эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

2) художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

3) эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

4) воспитание творческих потребностей и способностей (Волков, 1999).

Н. А. Ветлугина выделила наиболее эффективные методы, для развития эстетических чувств:

1) «метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

2) метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

3) метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

4) метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире» (Ветлугина, 1982).

В качестве средств эстетического воспитания В. И. Логинова относит «эстетику быта, природу, искусство, художественную деятельность самих детей и педагога» (Логинова, 1983).

Материалы и методы исследования

Б. Т. Лихачев пишет: «период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» (Лихачев, 1985).

Дети данного возраста расположены к эмоциональному восприятию и правильной оценки эстетических объектов. Помимо этого они очень активно проявляют творческую инициативу. К тому же в период обучения в начальной школе восприятие у ребенка превращается в сознательный управляемый процесс. Закладываются основы творческого воображения. Их эмоции становятся ярче и разнообразнее.

Важным показателем уровня эстетического развития ребенка является то, что он не остается равнодушным, появляется желание сохранить то, что ему нравится или умножить красоту, делится ею или создавать что-то красивое самостоятельно (нарисовать рисунок, написать стих или сказку, сделать подделку и т.д.).

Из всего выше сказанного мы сделали вывод, что эстетическое воспитание формирует положительное отношение к миру и является частью развитой личности ребенка.

Целью настоящего исследования является повышение уровня эстетического воспитания учащихся 2 класса МБОУ СОШ № 15 в г. Нерюнгри.

Результаты и обсуждение

На первом этапе исследования нами были подобранны и апробированы методики, направленные на выявление уровня эстетического воспитания учеников: методика «Мое эстетическое воспитание» по Ю. С. Любимовой; методика «Недописанный тезис» по Н. Е. Щурковой; методика ранжирования по М. В. Сухановой..

В таблице 1 представлены полученные результаты по данным диагностическим методикам на констатирующем этапе исследования.

Таблица 1. Результаты диагностических методик на констатирующем этапе исследования.

Результаты первичной диагностики

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

эстетического эстетического эстетического

воспитания воспитания воспитания

методика «Мое 11% 63% 26%

эстетическое

воспитание» по Ю.С.

Любимовой

методика 20% 52% 28%

«Недописанный тезис»

по Н. Е. Щурковой

методика 8% 74% 18%

ранжирования по М. В. Сухановой

Полученные результаты в ходе первичной диагностики свидетельствуют о том, что уровень эстетического воспитания детей младшего школьного возраста находится в большинстве на среднем.

На основе методических материалов, обобщения педагогического опыта практиков системы образования по данной теме исследования, была составлена и апробирована в экспериментальном классе программа факультатива «Красота вокруг нас», направленная на повышение уровня эстетического воспитания детей начальной школы. Тематическое планирование программы представлено в таблице 2.

Таблица 2. Тематическое планирование программы

№ Тема занятия Цель занятия Методы и формы

1 «В гостях у осени» Вызвать интерес к природе в осенний период. Развитие чувство эстетического вкуса. Беседа «В гостях у Осени». Загадки «Приметы осени». Дидактическая игра «Листопад». Изотерапия «Осенний лист».

2 «Загадки природы» Познакомить детей с приметами в природе. Беседа «Загадки природы». Игра «Лесные загадки». Создание композиции «Осенний букет».

3 «Природа родины моей» Знакомство с разнообразием растительного и животного мира республики Саха (Якутия). Беседа «Природа вокруг нас». Упражнение «Зоологическое лото». Музыкотерапия М. Матусовского «С чего начинается Родина?». Создание композиции «Осенние заботы лесных зверушек».

4 «Лечебные растения» Познакомить детей с различными лекарственными растениями и их лечебными свойствами Беседа «Травяная лечебница». Применение ребусов. Создание картин из пластилина «Лечебное растение».

5 «Протяни руку помощи» Формирование бережного отношения к природе. Беседа «Помоги природе». Кроссворд «Деревья». Игра «Знак природы». Театрализация «Давай лечиться!».

6 «История музыки» Закрепить представление о развитии музыки. Беседа «История музыки». Игра «Составь инструмент». Применение метода загадок. Музыкотерапия танец постушков из балета «Щелкунчик» П. И.Чайковского; вступление к опере «Кармен» Д. Ф. Бизе.

l «С музыкой одной дорогой» Знакомство с жизнью В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, И.В.Бетховена. Беседа «Музыка наш друг». Игра «Спой со мной». Музыкотерапия П. И. Чайковский. «Времена года»; Л. Ван Бетховен «Соната № 8»; В. А. Моцарт. «Симфония № 40 g-moll».

8 «Музыкальная радуга» Выявление взаимосвязей между музыкой и изобразительным искусством. Развить способность передавать средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Беседа «Разнообразие мелодии». Игра «Ускоряет -замедляет». Изотерапия «Цвета мелодии». Музыкотерапия Е. Грушин «Night»; Н. А. Римский-Корсаков - «Полет шмеля»; А. Пьяц-цолла «Libertango»; Ф. Патерлини «Snow»; Д. Томас «Illumination»; Ж. Бизе«Carmen Act».

9 «У музыки есть душа...» Воспитывать музыкальную культуру. Закрепить навыки внимательного слушания музыки. Беседа «Ноты и мелодия». Метод загадок «Ноты». Упражнение «Музыкальные ребусы». Изотерапия «Волшебная нота». Музыкотерапия «До, ре, ми» группа «Домисолька».

10 «Музыкальная пауза» Знакомство с понятием симфонический оркестр. Развитие музыкальных способностей. Беседа «Создание музыки». Игра «Симфонический оркестр»; «Не зевай». Музыкотерапия композиции струнно-смычковых и духовых инструментов.

11 « В мире литературы» Сформировать представление о жанрах литературы. Пробудить интерес к книге. Беседа «Литературные жанры». Упражнение «Сочини чистоговорку». Создание подделки «Мини-книжка».

12 «В гостях у сказки» Воспитание интереса к чтению различной литературы. Формирование навыков бережного отношения к книгам. Беседа «Сказка двери открывает». Игра «Неправильное название»; «Продолжай-ка». Аппликация «Мой сказочный герой».

13 «Поэзия - дорога к душе» Создать условия для полноценного восприятия учащимися текста поэтического произведения. Воспитывать чувство восхищения стихами. Беседа «Поэзия наш друг». Упражнение «Чистоговорки». Игра «Собери стихотворение».

14 «Дети-герои книг» Формирование у учащихся представления о детских писателях, героями Беседа «Творчество Н. Н. Носова». Кроссворд «Как его зовут?». Сказкотерапия Н. Носов «Мишкина каша».

произведений которых являются дети. Изотерапия к произведению Н. Н. Носов «Мишкина каша».

15 «Мой любимый герой» Формировать и расширять представления детей о мире сказок при помощи и средств изобразительной деятельности. Беседа «Герой любимой сказки». Загадки «Что за сказка?» Игра «Кто потерял?». Изотерапия «любимый герой».

16 «Знакомство с театром» Дать начальные представления о театре и его видах; Воспитание интереса и любви к театральному искусству. Беседа «Знакомство с театром». Игра «Марионетка» Создание фигурки из пластилина «Герой моего театра».

17 «Ты актер» Знакомство с профессией актера. Введение понятия «Грим». Беседа «Актер и его грим». Упражнение «Немое кино». Изотерапия «Лицо в гриме».

18 «Ты декоратор» Знакомство с профессией декоратора. Беседа « Профессия декоратора». Игра «Представь, что ты декоратор». Создание композиции «Декорации для сказки «Три медведя».

19 «Ты костюмер» Знакомство с профессией костюмера. Беседа «Профессия костюмера». Игра «Составь новые слова». Поделка из бумаги «Костюм моего актера».

20 «Сегодня ты зритель» Формирование знаний о правилах поведения в театре. Беседа «В зрительном зале». Игра «Мы идем по театру». Изотерапия «Театральный билет».

21 «История наряда» Знакомство с историей русских нарядов. Беседа «Русская народная одежда». Музыкотерапия частушечные напевы. Изотерапия «Русский народный костюм».

22 «Стиляги» Формирование вкуса в одежде. Беседа «Мода и стиль». Метод загадок «Одежда». Изотерапия «Наряд моей мечты».

23 «Культурным быть!» Закрепление правил поведения и общения. Беседа «Культура поведения» Упражнение «Собери пословицу». Инсценировка стихотворения «Вежливые слова» С. Коротковой Театрализация ситуаций «В магазине», «В театре».

24 «Человек красив изнутри» Познакомить учащихся с представлением о многообразии форм проявления красоты в человеке. Беседа «Красота внутри». Игра «Качества души». Изотерапия «Человек отражение своих качеств».

25 «Сокровища сердца» Способствовать стремлению ребенка видеть и творить красоту. Беседа «Сокровища сердца». Игра «Добавь слово».

Прочтение и обсуждение сказки «Сокровища пирата» М. А. Андрианова. Музыкотерапия музыку «Однажды в Америке»; припев из песни Шуры «Твори добро».

Программа состоит из 5 блоков, в каждый блок входит по 5 занятий.

1 блок - «Чудесная природа»

Краткое содержание. Данный блок занятий направлен на знакомство учеников с красотой природы Они познакомятся с растениями, животными дикой природой. А так же узнают как необходимо себя вести, чтобы не навредить ей.

2 блок - «Мир музыки»

Краткое содержание. Данный блок занятий направлен на знакомство с миром музыки. Дети узнают о жанрах музыки и познакомятся с исполнителями.

3 блок - «Мир литературы»

Краткое содержание. Данный блок занятий направлен на знакомство с миром литературы. Дети узнают о поэзии и других жанрах литературного искусства.

4 блок - «Мир театра»

Краткое содержание. Ученики получат первичные знания о театре. С его помощью им будет привит интерес к мировой художественной культуре.

5 блок - «Модники и модницы»

Краткое содержание. Данный блок занятий покажет детям красоту человека. Как внешне, так и внутренне.

Структура занятия состоит из трех частей: организационный момент (сообщение темы и цели занятия/актуализация знаний), основная часть (рассмотрение нового материала), заключительная часть (подведение итогов).

Ожидаемые результаты от реализации программы факультативного курса:

1) повышение уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста;

2) проявление интереса к эстетической деятельности;

3) владение эстетическими понятиями;

4) повышение уровня эстетической культуры младших школьников.

Рассмотрим применяемые нами некоторые методы работы более подробнее.

1. Изотерапия.

Например, на занятии № 8 «Музыкальная радуга» детям было необходимо изобразить «Радугу мелодии». Во время звучания музыкальных произведений Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля», А. Пьяццолла «Libertango», Ф. Патерлини «Snow», Д. Томас «Illumination», Ж. Бизе «Carmen_Act», дети изображают, цветными карандашами на листке бумаги, чувства которые у них вызывают данные произведения. Им необходимо понять настрой мелодий и яркими цветами нарисовать радостные мелодии, а темными грустные. Дети могут проявить интерес к музыке и высказать свое мнение об эстетичности данных произведений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Театрализация.

Нами было проведено занятие № 5 «Протяни руку помощи» детям необходимо обыграть сценку «Давай лечиться!», где животные и растения приходят к врачу и просят вылечить их от последствий деятельности человека. Доктор с радостью им помогает.

3. Практический метод.

На занятиях «Природа родины моей» и «Загадки природы» дети создавали подделки из природного материала. Панорама «Осенние заботы лесных зверушек» является достаточно большой работой. Ученики делятся на группы, где каждая группа занимается своей частью картины панорамы. Одни делают место, где живут зверушки, другие делают самих зверей. «Загадки природы» является не

сложной подделкой. Ученики делают «Осенний цветок» из природного материала, по окончанию все цветы ставятся в импровизированную клумбу.

На третьем этапе экспериментальной работы с целью определения динамики уровня развития эстетических качеств у детей младшего школьного возраста была проведена итоговая диагностика по аналогичным методикам, как и на первом этапе работы. По методике Ю. С. Любимовой было выявлено, что количество младших школьников с высоким уровнем эстетического воспитания выросло с 11% до 18%. Количество испытуемых со средним уровнем эстетического воспитания повысилось на 7%, (было 63% стало 70%). Низкий уровень эстетического воспитания понизился с 26% до 12%. Результаты, полученные по методике Н. Е. Щурковой, свидетельствуют о том, что средний уровень эстетической культуры повысился на 9%, высокий уровень на 11% учащихся, а низкий уровень остался у 7% школьников. Диагностика эстетического воспитания детей младшего школьного возраста по методике М. В. Сухановой показала, что количество испытуемых с высоким уровнем эстетического воспитания повысился с 8% до 15%. Количество детей со средним уровнем эстетического воспитания увеличилось с 74% до 78%. Низкий уровень эстетического воспитания понизился на 11% .

Заключение

Итак, проведенная итоговая диагностика на третьем этапе опытно-экспериментальной работы свидетельствует об эффективности составленной и апробированной программы факультатива «Красота вокруг нас». Необходимо отметить, что данная систематическая работа способствует не только повышению уровня эстетического воспитания учеников начальной школы, но и повышает интеллектуальное их развитие, а также положительно влияет на развитие творческих способностей.

Список литературы

1. Беляев А.А., Новиков Л.И., Толстых В.И. Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. 448 с.

2. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 271с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.

4. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». https://docs.cntd.ru/document/902389617

5. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

6. Логинова В.И. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983. 347 с.

7. Логические игры и задачи на уроках математики: популярное пособие для родителей и педагогов / А.П. Тонких, Т.П. Лапыко, Д.А. Еловикова [и др.]. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.

Activities of the class teacher in the organization of aesthetic education of children of primary school

age in extra-course activities

Larisa V. Mammadova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education

TI (F) NEFU named after M.K. Ammosov Neryungri, Russia larisamamedova@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Anna S. Dulesova

student of group BA-NO-18 of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education TI (F) NEFU named after M.K. Ammosov Neryungri, Russia dulesovpa@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 15.04.2022 Accepted 09.05.2022 Published 15.06.2022

0 10.25726/k8323-0235-4979-b

Abstract

The analysis of psychological and pedagogical literature confirms the importance of aesthetic education of children of primary school age. It is aesthetic education that will help develop the spiritual side of the student's personality at the time of mastering various types of art, as this is one of the forms of aesthetic education. Also, the relevance of this topic is confirmed by the federal law "On Education in the Russian Federation" (No. 273-FZ of December 21, 20l2, with the current version from March 2022). Article 83 paragraph 1 states that "the aesthetic education of children is carried out through the implementation of educational programs in the field of arts". This article proposes a set of diagnostic methods aimed at identifying the level of development of aesthetic qualities in schoolchildren. The results obtained in the course of primary and final pedagogical diagnostics are described. Thematic planning of events for the organization of educational work at school with the aim of developing aesthetic qualities in children of the 2nd grade of MBOU secondary school No. 15 in the city of Neryungri is proposed.

Keywords

aesthetic education, aesthetic qualities, diagnostic methods, junior schoolchild, extracurricular activities,

teacher.

References

1. Beljaev A.A., Novikov L.I., Tolstyh V.I. Jestetika. Slovar'. M.: Politizdat, 1989. 448 s.

2. Vetlugina N.A. Sistema jesteticheskogo vospitanija v detskom sadu. M.: Prosveshhenie, 1982.

271s.

3. Volkov G.N. Jetnopedagogika : ucheb. dlja stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 1999. 168 s.

4. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 29 dekabrja 2012 goda N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». https://docs.cntd.ru/document/902389617

5. Lihachev B.T. Teorija jesteticheskogo vospitanija shkol'nikov: uchebnoe posobie. M.: Prosveshhenie, 1985. 176 s.

6. Loginova V.I. Doshkol'naja pedagogika / pod red. V.I. Loginovoj, P.G. Samorukovoj. M.: Prosveshhenie, 1983. 347 s.

7. Logicheskie igry i zadachi na urokah matematiki: populjarnoe posobie dlja roditelej i pedagogov / A.P. Tonkih, T.P. Lapyko, D.A. Elovikova [i dr.]. Jaroslavl': Akademija razvitija, 1997. 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.