Научная статья на тему 'Деятельность католических миссий по оказанию помощи перемещенным лицам в послевоенный период'

Деятельность католических миссий по оказанию помощи перемещенным лицам в послевоенный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКАЯ МИССИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ / ЛАГЕРЬ ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ / ДИПИ / ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / CATHOLIC MISSION / RELIGIOUS FIGURE / CAMP FOR DISPLACED PERSONS / DP / POST-WAR PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Котова Татьяна Александровна

В статье рассматривается деятельность католических миссий и организаций по оказанию помощи перемещенным лицам в послевоенный период. Выявляются особенности организации помощи русским беженцам в лагерях ДиПи, а также в процессе переселения их в другие страны, рассматривается вопрос влияния католических священников на русских перемещенных лиц и их вклад в развитие Русского зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE CATHOLIC MISSION TO ASSIST DISPLACED PERSONS IN POST-WAR PERIOD

The article discusses the activities of the Catholic missions and organizations to provide assistance to displaced persons in the post-war period. There are considered the ways of help to the Russian refugees in the camps of DP, and during their migration to other countries; as well as the issue of the Catholic priests’ influence on the Russian displaced persons and their contribution to the development of Russian abroad. The article is based on the memoirs of the contemporaries of that time, the inhabitants of the camps for DP B. Shiryaev, R. Polchaninov as well as on abbot Rostislav (Kolupaev)’s research.

Текст научной работы на тему «Деятельность католических миссий по оказанию помощи перемещенным лицам в послевоенный период»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАТОЛИЧЕСКИХ МИССИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ПЕРЕМЕЩЕННЫМ ЛИЦАМ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Т.А. Котова

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается деятельность католических миссий и организаций по оказанию помощи перемещенным лицам в послевоенный период. Выявляются особенности организации помощи русским беженцам в лагерях ДиПи, а также в процессе переселения их в другие страны, рассматривается вопрос влияния католических священников на русских перемещенных лиц и их вклад в развитие Русского зарубежья.

Ключевые слова: католическая миссия, религиозный деятель, лагерь для перемещенных лиц, ДиПи, послевоенный период.

Введение

Обоснование темы. Следствием Второй мировой войны стало рождение новой волны русской эмиграции, а само зарубежное сообщество, сформировавшееся на ее основе, получило название «диаспоры катаклизма». Эта волна эмиграции образовалась в основном из бывших военнопленных, мирного населения, угнанного на работу в Германию и другие страны Европы (ос-тарбайтеров), а также части населения оккупированных территорий СССР, покинувшего страну вместе с отступавшими германскими войсками.

Вторая волна эмиграции могла быть более значительной, но этого не случилось. Преобладающая часть советских людей, оказавшихся на территории Германии, была депортирована в СССР. Основную массу тех, кому удалось избежать репатриации, составили так называемые перемещенные лица (ДиПи» - Displaced persons), которые и пополнили ряды «второй волны» русской эмиграции. Появление лагерей для перемещенных лиц стало новым этапом в истории мирового миграционного движения. В связи с этим в изучении деятельности различных гуманитарных миссий (с которыми, как показывает современный опыт миграционных процессов, столкнулись страны Евросоюза) так нуждается современное общество. Весьма актуальным для изучения также представляется деятельность католической миссии среди перемещенных лиц и ее влияние на формирование Русского зарубежья.

Обзор литературы. История второй волны русской эмиграции подробно рассматривалась в работах В.Н. Земскова, П.М. Поляна, А.В. Антошина Т.И. Ульянкиной, М.Н. Мосейкиной [1]. Частью этой истории являются проблемы, связанные с созданием и деятельностью лагерей для перемещенных лиц, что также получило отражение в научных трудах отечественных исследователей [2]. В обстоятельный анализ проблемы представлен также в трудах русской эмигрантской и зарубежной историографии [3]. Частично история о помощи, которую оказывали после Второй мировой войны русским эмигрантам при переселении, в том числе католические священники восточного обряда, нашла отражение в отечественной и в эмигрантской историографии, в частности, в работах Р. Колупаева, Б. Ширяева, Р. Полчанинова и др. [4].

Цель и задачи. В работе предполагается выявить основные направления деятельности католических миссий в лагерях для перемещенных лиц, особенности организации ими помощи русским беженцам в лагерях ДиПи и в процессе переселения их в другие страны, а также раскрыть вопрос влияния католических священников на русских перемещенных лиц и проанализировать их вклад в развитие духовной жизни представителей Русского зарубежья.

Исследование проблемы

11 февраля 1945 г. в Ялте по поручению своих правительств министры иностранных дел СССР и Великобритании В.М. Молотов и Э. Иден подписали двухстороннее англо-советское соглашение, а генерал-лейтенант А.Л. Грызлов и генерал-майор Д.Р. Дин - американо-советское соглашения, закрепившие принцип обязательной репатриации всех советских граждан. В них, в частности, оговаривалось, что «все советские граждане... будут содержаться... в лагерях или сборных пунктах до момента передачи их советским... властям» [5]. Специальные лагеря для перемещенных лиц были созданы с участием Администрации ООН по оказанию помощи и восстановлению (United Nations Relief and Rehabilitation Administration - ЮНРРА), учрежденной еще в ноябре 1943 г. в Вашингтоне с участием 44 стран, включая СССР. По данным М. Праудфута, лагерей для ДиПи, открытых ЮНРРА, было не менее тысячи: в июне 1947 г. в Американской зоне Германии было зарегистрировано 416 лагерей; в Британской зоне - 443; во Французской зоне - 78, в Австрии -38; в Италии - 19 [6].

Одновременно проблемой послевоенных беженцев в Европе по просьбе ЮНРРА занимались различные гуманитарные, церковные организации. Заметное участие в судьбе перемещенных лиц в послевоенный период приняли, в частности, Ватикан, католические миссионеры, Конгрегация Восточной церкви и др.

Цитаделью русского апостолата стала основанная 15 августа 1929 г. в Риме Русская католическая семинария Руссикум, известная как Папская коллегия Руссикум - Pontifio Collegio Russo di S. Teresa del Bambin Gesù, руководство

которой осуществляли иезуиты. Ее ректором в октябре 1934 г. был назначен член Ордена иезуитов отец Филипп де Режис, который во время Второй мировой войны стал директором русского Интерната св. Георгия (по-французски - «Сен-Жоржа») в Париже, созданного еще в 1921 г. в Константинополе иезуитами для воспитания детей русских эмигрантов. В 1944 г. Конгрегация Восточной церкви согласилась открыть неподалеку от «Сен-Жоржа» интернат для русских девочек, получивший название «Института св. Ольги», который стал также выражением экуменического идеала.

С самого начала католическая церковь тщательно следила за деятельностью международных организаций по оказанию помощи перемещенным лицам. Игумен Ростислав (Колупаев) подчеркивал в этой связи, что данный интерес объяснялся « не политическими соображениями, но долгом человеколюбия» [7]. Дело в том, что ЮНРРА обратилась к Ватикану и представителям других конфессий с просьбой помочь семьям мигрантов и беженцев, оставшихся без дома после Второй мировой войны. Святой Престол откликнулся и активно участвовал в оказании помощи мигрантам и беженцам. Лично Папа Римский Пий II выступал против репатриации.

Чуть позже и другая Международная организация по делам беженцев и перемещенных лиц - ИРО (International Refugee Organization), устав которой был разработан и принят ООН в декабре 1946 г., обратилась через Службу миграции при Святом Престоле к Государственному Секретариату Ватикана с просьбой оказать содействие в деле обустройства сотен тысяч беженцев, оставшихся после войны без крыши над головой.

Кроме крупномасштабной помощи, которую Ватикан оказывал беженцам и мигрантам в тесном сотрудничестве с международными организациями после Второй мировой войны, непосредственно в самой Италии многие русские эмигранты также нуждались в помощи. В результате при содействии Папы были созданы национальные комитеты помощи беженцам. Главой Русского Комитета помощи русским беженцам назначили священника иезуита отца Георгия Коваленко. Главной задачей, которую о. Георгий ставил перед собой, было спасение тех соотечественников, «которым угрожала опасность быть насильно выданными из Италии в Советский Союз» [8].

Более 200 человек русских по национальности, в основном православных, написали Папе письмо с просьбой помочь им остаться и не выдавать в СССР [9]. «Самым значительным делом помощи русским беженцам следует считать освобождение 86 русских, заключенных на Липарских островах, в римской и других тюрьмах. Все эти люди бежали из Советского Союза и, по последним договорам, подлежали выдаче большевикам, как "военные преступники"» [10], - читаем в «Русском католическом вестнике» за 1951 г.

Б. Ширяев пишет об одном добром итальянском священнике, у которого под церковью жили более тридцати человек, которых он скрывал от властей, т.к. у них не было права на жительство. Сам Б. Ширяев воссоединился

с Вселенской Церковью и принимал активное участие в различных инициативах мирян по работе в русском апостолате византийского обряда [11].

В лагерях для перемещенных лиц часто устраивались духовные беседы. Как вспоминает православный епископ Нафанаил Львов, «русские, живущие в многочисленных лагерях в Германии, Австрии и Италии, проявляют исключительную заботливость о храмах и в каждом лагере создана руками беженцев своя церковь, которую посещают почти все обитатели лагеря» [12]. В совершении богослужений участвовали как православные, так и католические священники. Отец Г. Коваленко был не единственным, кто помогал в те трудные годы беженцам и перемещенным лицам из России и СССР.

После Второй мировой войны в Бельгии оказалось около 10 тыс. русских перемещенных лиц. Здесь выпускница Лувенского университета, русская католичка Ирина Михайловна Поснова тоже решила помочь беженцам. Вместе с православным священником Валентином Роменским (Константинопольский патриархат) она начала издавать в этой стране в 1945 г. журнал «Жизнь с Богом» для русских женщин, которые вышли замуж за бельгийцев. Кроме религиозных статей в журнале помещались рецепты и советы домохозяйкам. Русским ДиПи в Дублине помогал о. Иоанн, который занимался изданием церковных русских песнопений, сам лично переписал почти 600 страниц нот. Кроме того, о. Иоанн перевел с итальянского на английский язык книгу о. Кирилла Королевского о восточных обрядах.

Нельзя не сказать еще о двух религиозных деятелях, которые не остались в стороне от проблем беженцев. Немецкий священник Эрвин Иммекус, паллотинец [13], работал среди русских и украинских перемещенных лиц и военнопленных в лагерях Эссена Рурской области. Вместе с русским католическим священником византийского обряда, литовцем по происхождению о. Александром Ермоленко они создали два православных храма в Рурской области.

В Нидерландах капуцинами [14] были созданы русские католические общины в Амстердаме, Гааге, Роттердаме, Утрехте, Гарлеме, Эндховене. Ранее голландские капуцины были на миссии в восточных районах Польши, где изучили русский язык и византийский обряд. Биритуалисты [15], одновременно с работой среди русских беженцев, занимались популяризацией византийского обряда среди коренных римо-католиков. В 1956 г. в Париже они открыли центр русской культуры, где биритуалисты Поль Шалей и Бернар Дю-пир организовали изучение русского языка и культуры для французских студентов.

Большой вклад в духовную жизнь ДиПи внес Ювеналий Кубенский, православный священник, перешедший в католичество. Он служил в русской католической общине византийского обряда в Зальцбурге (Австрия) среди перемещенных лиц и активно содействовал отправке части русских эмигрантов в Канаду и США. В частности, в Канаду из лагеря в Зальцбурге переселилось 213 русских ДиПи, в США - 120 [16]. Из того же Зальцбурга в 1949 г.

в Аргентину переселились 386 человек, в Чили - 1193, в Венесуэлу - 299, в Бразилию - 338 человек [17].

В 1945-1947 гг. ректор Руссикум отец де Режис основал пастырский интернат и русский Центр Святого Владимира в г. Сан-Паулу (Бразилия), а также школы-интернаты для русских мальчиков в г. Ла-Рехе (близ Буэнос-Айреса) и в г. Иту (Бразилия) [18].

Существует мнение о том, что католическая церковь играла враждебную роль в жизни перемещенных лиц. Так Н.Н. Воейков пишет: «Иезуиты Аль-бертина [19] и других миссий получили иные задания и переселились на другие континенты для прозелитизма, путем "Восточного обряда" в лагерях ДиПи и среди русских общин» [20]. В свою очередь, архимандрит Н. Алексеев опровергает данное суждение. Он приводит цитату одного из близких (имя не упоминается) к о. Иоанну (Максимовичу) людей: «Брат и я с 1939 г. и вплоть до нашего отъезда навсегда из Шанхая на остров Тубабао в январе 1949 г. посещали католическую школу "Colleqe de Sainte Jeanne d'Arc", находящуюся рядом с собором» [21]. Затем архимандрит замечает, что, несмотря на прозелитизм католической церкви, о котором пишут некоторые историки, автор приведенной цитаты стал православным протоиреем. В любом случае данный вопрос требует дальнейшего изучения и анализа.

Говоря об участии католической миссии в жизни перемещенных лиц, нельзя не сказать о деятельности такой организации, как Христианский союз молодых девушек (ХСМЛ), которая еще во время войны собирала в Америке в виде пожертвований книги и старалась передать их в концентрационные лагеря, однако немцы такие передачи не разрешали. Поэтому по окончании войны в руках ХСМЛ в Женеве оказалось большое число русских книг, появились собственного производства граммофонные пластинки, которые после разгрома нацистов были посланы в Австрию и Германию для лагерей ДиПи [22].

Первый русский клуб ХСМЛ в лагерях ДиПи был создан в Менхегофе (Германия). В феврале 1948 г. появился аналогичный клуб в Линдау (французская зона оккупации Германии), членами которого были украинцы и русские. Руководство ХСМЛ устраивало регулярные конференции молодежи и молодежных руководителей, целью которых было создание дружеских отношений между молодыми людьми разных национальностей.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что католическая церковь сыграла важную роль в организации помощи перемещенным лицам в лагерях, а также в процессе их переселения по разным странам. Причем у католиков не было разделения на «своих» и «чужих», они помогали всем - православным и евреям, латышам и русским, возвращенцам и невозвращенцам. Сами рус-

ские православные чаще искали помощи в своей церкви, но, если видели искреннее желание помочь от представителей других конфессий - с благодарностью принимали эту помощь.

Но, несмотря на веротерпимость и определенную поддержку, которую получали со стороны католического духовенства в изгнании, для Русской православной церкви за рубежом и ее эмигрантской паствы, вопросы канонической веры оставались главными.

В целом, в Зарубежье высоко ценились религиозные чувства простых верующих католиков (особенно почитание ими Божьей Матери), но при этом сохранялось настороженное чувство по отношению к католической церкви, в частности, к проводившимся в ней литургическим реформам; отрицательным было отношение к совершению католических обрядов для православных даже в случае отсутствия православного священника в местах расселения эмигрантов.

Известно было также отрицательное отношение значительной части русских священнослужителей к набиравшему силу после войны экуменическому движению в католических странах Запада и попыткам с их стороны включить русских эмигрантов в лоно своей церкви. Безусловно, подобные факты, как показал рассмотренный материал, имели место, однако следует учитывать и тот факт, что миллионы людей, оставшихся без крова и измученных войной, опустошенных морально и физически, готовы были принять любую помощь и расценить ее как гуманный акт.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Земсков В.Н. Рождение «Второй эмиграции» (1944-1952) // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 4-7; Полян П.Н. Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры и военнопленные в Третьем рейхе и их репатриация. М., 1996; Антошин А.В. Российские эмигранты в условиях холодной войны (середина 1940-х - середина 1960-х гг.). Екатеринбург, 2008. Ульянкина Т.И. «Дикая историческая полоса...». М., 2010. МосейкинаМ.Н. «Издевательства над ди-пи продолжаются»: Формирование новой волны русской эмиграции в Аргентине после Второй мировой войны и проблемы репатриации в СССР // Вестник РУДН. Серия «История России». 2007. № 2. С. 70-81. Она же. Русские перемещенные лица в Венесуэле (1940-1950-е гг.) // История российского зарубежья. Эмиграция из СССР-России 1941-2001 гг. Сб. науч. статей. М., 2007. С. 144-158.

[2] Корнилов А.А. Выдающиеся священники лагеря перемещенных лиц Шляйсгайм. Нижний Новгород, 2004; Он же. На реках австрийских. Духовенство лагерей перемещенных лиц Парш и Келлерберг (1945-1952). Нижний Новгород, 2006. Родионова Н.А. Жизнь лагеря для перемещенных лиц Менхегоф и судьба его обитателей (на основе воспоминаний В.К. Болдырева, И.В. Халафовой, А.И. Жедилягиной) // Нансеновские чтения. 2009. С. 454-467. Котова Т.А. Повседневная жизнь в лагерях для перемещенных лиц (по личным воспоминаниям их обитателей) // Вестник РУДН. Серия «История России», 2015, № 1. М.: РУДН, 2015. С. 69-80 и др.

[3] Толстой Н.Д. Жертвы Ялты. М., 1996. Бондаренко В. Архипелаг «Ди-пи». Возвращение второй волны // Вече. Мюнхен. 1991. № 42. С. 175-190. Полчанинов Р. Мен-хегоф и соседние лагеря // За свободную Россию. NY. окт. 2006. С. 3-6. Fisher G. Soviet Opposition to Stalin: A Case Study in World War 2. Cambridge, 1952; Дравич А. Зарубежная Россия // Континент. Мюнхен. 19В0. № 26. Герэн А. Коммандос «холодной войны». М., 1972 и др.

[4] Игумен Ростислав (Колупаев). Католические общины византий / http://zarubezhje.narod.ru/ texts/frrostislav303.htm. Ширяев Б. ДиПи в Италии: записки продавца кукол. Буэнос-Айрес, 1952; Полчанинов Р.В. Воспоминания о деятельности Христианского союза молодых людей в 1946-1951 годах // http://www.sedmitza.ru/data/22B/99B/1234/19B_ 210.pdf; Российско-ватиканские отношения в ХХ веке: новые документы Русского зарубежья // Современная Европа: Журнал общественно-политических исследований. М., 2011. № 3. С. 106-111.

[5] Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Том IV. Крымская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании. 4-22 февраля 1945 года. М., 19B4.

[6] ProudfootM.J. European Refugees, 1939-1952. London. Р. 212.

[7] Игумен Ростислав (Колупаев). Католические общины византий / http://zarubezhje.narod.ru/ texts/frrostislav303.htm.

[B] Брянчанинов Г. Воспоминания студента Духовной Академии в Риме 1939-1947 гг. Кн. 1, без г. изд. С. 41-42.

[9] См.: Петров С. Отъезд о. Г. Коваленко в Аргентину // Русская мысль. 1951.31.01.

[10] Игумен Ростислав (Колупаев). Католические общины... / http://zarubezhje.narod.ru/ texts/frrostislav303.htm

[11] См.: Ширяев Б. ДиПи в Италии.

[12] Жизнь Церкви: В лагерях оккупированных зон // Русская мысль. 1947. № 2. С. 5.

[13] Паллотинцы (Общество католического апостольства, лат. Societas Apostolatus Catholici, S.A.C.) - католическое общество апостольской жизни, основанное святым Викен-тием Паллотти в 1B46 году.

[14] Орден Братьев Меньших Капуцинов (лат. Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum; кратко - Капуцины) - монашеский орден, ветвь францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Основан в 1525 г. как ветвь францисканского ордена Маттео Басси (Маттео да Башио), утвержден в 152B г. папой Климентом VII.

[15] Священник-биритуалист позволяет себе совершать обряды богослужения как по-восточному, так и по-западному образцу.

[16] Церковь введения во храм Пресвятой Богородицы в Монреале // Les amis de l'église russe catholique de Montreal / http://russian-catholic-church-montreal.blogspot.ru.

[17] Колупаев В. Папа Бергольо, восточные католики и русские в Аргентине // http://baznica.info/ article/papa-bergolo-vostochnye-katoliki-i-russkie.

[1B] Священник Голованов С. Очерки истории католического апостолата // http://www.vselenskiy. narod.ru/Rusapos24.htm; См.: Мосейкина М.Н. Издевательства над ди-пи продолжаются. 3B4 с.

[19] Иезуиты Альбертина - Неоуния в Альбертине на востоке Польши с 1923 года по 1939 год.

[20] Воейков Н.Н. Церковь, Русь, Рим. Орден иезуитов. Тридентский Собор и контрреформа. I Ватиканский Собор // http://www.dorogadomoj.com/dr89voe/dr89voe153.html.

[21] КолупаевВ. Папа Бергольо... / http://baznica.info/article/papa-bergolo-vostochnye-katoliki-i-russkie.

[22] Полчанинов Р.В. Воспоминания о деятельности Христианского союза молодых людей в 1946-1951 годах // http://www.sedmitza.ru/data/228/998/1234/198_210.pdf.

REFERENCES

[1] Zemskov V.N. Rojdenie «Vtoroj emigracii» (1944-1952). Socialogical researches -[Sociological Researches], 1991, no. 4, pp. 4-7. Polyan P.N. Jertvi dvych diktatyr. Ostarbaiteri i voennoplennie v Tretjem rejche i ich repatriaciya [Victims of two dictatorships. Ostarbeiters and prisoners of war in the Third Reich and their repatriation]. Moscow, 1996, Antoshin A. V. Rossijskie emigranti v ysloviyah holodnoj vojni (sere-dina 1940 - seredina 1960) [The Russian emigrants in the conditions of a cold war (the middle 1940kh - the middle 1960kh)]. Ekaterinburg, 2008; Yljankina T.I. «Dikaya isto-richeskayapolosa...» [«Wild historical strip.»]. Moscow, 2010, Mosejkina M.N. «Izdeva-tel'stva nad di-pi prodolzhayutsya»: Formirovanie novoj volny russkoj ehmigracii v Argentine posle Vtoroj mirovoj vojny i problemy repatriacii v SSSR. Vestnik RUDN. Seriya «Istoriya Rossii» - [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series "History of Russia"], 2007, no. 2, pp. 70-81; Idem. Russkie peremeshchennye lica v Venesuehle (1940-1950-e gg.). Istoriya rossijskogo zarubezh'ya. Emigraciya iz SSSR-Rossii 1941-2001 gg.. Sb.nauch.statej [History of Russia abroad. Emigration from the USSR-Russia 1941-2001 gg. Collection of scientific articles]. Moscow, 2007, pp. 144-158.

[2] Kornilov A.A. Vidaushiesya svyashenniki lagerya peremeshennich lic Shlyajsgaim [Outstanding priests of camp of displaced persons Shlyaysgaym]. Nizhnij Novgorod, 2004; Idem. Na rekach avstrijskich. Dychovenstvo lagerej peremeshennich lic Parsh I Kellerberg (1945-1952) [On the rivers Austrian. Clergy of camps of displaced persons Parsh and Kellerberg (1945-1952)]. Nizhniy Novgorod, 2006; Rodionova N.A. Zhizn lagerya dlya peremeshennih lic Menhegof i sydba ego obitatelej (na osnove vospominanij V.K. Boldireva, I.V. Halafovoj, A.I. Zhedilyaginoj). Nansenovskie chtenija [Nansenov-sky readings], 2009, pp. 454-467; Kotova T.A. Povsednevnaya zhizn v lageryah dlya peremeschennyih lits (po lichnyim vospominaniyam ih obitateley). Vestnik RUDN. Series «History of Russia» - [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series "History of Russia"], 2015, no. 1, pp. 69-80.

[3] Tolstoy N.D. Zhertvi Yalti [Victims of Yalta]. Moscow, 1996; Bondarenko V.A. Arhipe-lag DP. Vozvrashenie vtoroj volni. Veche - [Vecher]. Munchen, 1991, no. 42, pp. 175-190; Polchaninov R. Menhegof i sosednie lagerya. Za svobodnuju Rossiju - [For freedom Russia]. New-York, 2006, October, pp. 3-6; Fisher G. Soviet Opposition to Stalin: A Case Study in World War II. Cambridge, 1952; Dravich A. Zarybezhnaya Rossiya. Kontinent [Continent]. Munchen, 1980, no. 26; Geren A. Commando of "cold war". Moscow, 1972.

[4] Igumen Rostislav (Kolupaev). Katolicheskie obschinyi Vizantiy [Byzantine Catholic communities]. URL: http://zarubezhje.narod.ru/texts/frrostislav303.htm; Shiryaev B. DP v Italii: zapiski prodavtsa kukol [DP in Italy: Seller notes dolls]. Buenos Aires, 1952; Polchaninov R.V. Vospominaniya o deyatelnosti Hristianskogo soyuza molodyih lyudey

v 1946-1951 godah [Memories of the activities of YMCA in 1946-1951 years], URL: http://www.sedmitza.ru/data/228/998/1234/198_210.pdf; Rossiysko-vatikanskie otno-sheniya v XX veke: novyie dokumentyi Russkogo zarubezhya. Sovremennaja Evropa: Zhurnal obshhestvenno-politicheskih issledovanij [Modern Europe: Journal for Public Policy Research]. Moscow, 2011, no. 3, pp. 106-111.

[5] Sovetskiy Soyuz na mezhdunarodnyih konferentsiyah perioda Velikoy Otechestvennoy voynyi 1941- 1945gg. [The Soviet Union at international conferences during the Great Patriotic War of 1941-1945]. Moscow, 1984.

[6] Proudfoot M. J. European Refugees, 1939-1952. London, p. 212.

[7] Igumen Rostislav (Kolupaev). Katolicheskie obschinyi Vizantiy [Byzantine Catholic communities]. URL: http://zarubezhje.narod.ru/texts/frrostislav303.htm.

[8] Bryanchaninov G. Vospominaniya studenta Duhovnoy Akademii v Rime 1939-1947 gg. [Student Memories of Theological Academy in Rome, 1939-1947]. Book 1, pp. 41-42.

[9] Sf.: Petrov S. Ot'ezd o. G. Kovalenko v Argentinu. Russkaja mysl' - [The Russian Thought], 1951, January, 01.

[10] Igumen Rostislav (Kolupaev). URL: http://zarubezhje.narod.ru/texts/frrostislav303.htm.

[11] Sf.: Shiryaev B. DP v Italii: zapiskiprodavtsa kukol.

[12] Zhizn Tserkvi: V lageryah okkupirovannyih zon. Russkaja mysl' - [Russian Thought], 1947, no. 2. P. 5.

[13] Pallotincy [Pallotintsy] (Society of the Catholic Apostolate, lat. Societas Apostolatus Catholici, SAC) - Catholic society of apostolic life founded holy Vikentiy Pallotta in 1846].

[14] Order of Friars Minor Capuchins (lat. Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum; short -Capuchins) - a religious order, a branch of the Franciscans; originally a derisive nickname refers to pointed hats worn by members of the Order. Founded in 1525 as a branch of the Franciscan Order Matteo Bassi (Matteo da Bashio), approved in 1528 by Pope Clement VII.

[15] Priest-biritualist allows himself to commit rites of worship as an oriental and a western model.

[16] Church of Presentation of Mary in Montreal. Les amis de l'église russe catholique de Montreal. URL: http://russian-catholic-church-montreal.blogspot.ru.

[17] Kolupaev V. Papa Bergolo, vostochnyie katoliki i russkie v Argentine [Pope Bergoglio, Eastern Catholics and Russian in Argentina]. URL: http://baznica.info/article/papa-bergolo-vostochnye-katoliki-i-russkie.

[18] Svyaschennik Golovanov S. Ocherki istorii katolicheskogo apostolata [Studies in the History of the Catholic Apostolate]. URL: http://www.vselenskiy.narod.ru/Rusapos24.htm; Sf.: Moseykina M.N. Vestnik RUDN. Seriya «Istoriya Rossii» - [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series "History of Russia"], 2007, no. 2, pp. 70-81.

[19] The Jesuits Albertina - Neouniya at the Albertina in eastern Poland in 1923 and 1939.

[20] Voeykov N.N. Tserkov, Rus, Rim. Orden iezuitov. Tridentskiy Sobor i kontrreforma. I Vatikanskiy Sobor [Church, Russia, Rome. Order of the Jesuits. Trent and counter. I Vatican Council]. URL: http://www.dorogadomoj.com/dr89voe/dr89voe153.html.

[21] Kolupaev V. Papa Bergolo, vostochnyie katoliki i russkie v Argentine.

[22] Polchaninov R. V. Vospominaniya o deyatelnosti Hristianskogo soyuza molodyih lyudey v 1946-1951 godah [Memories of the activities of YMCA in 1946-1951 years]. URL: http://www.sedmitza.ru/data/228/998/1234/198_210.pdf.

ACTIVITY OF THE CATHOLIC MISSION TO ASSIST DISPLACED PERSONS IN POST-WAR PERIOD

T.A. Kotova

Department of Russian History Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay Str., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The article discusses the activities of the Catholic missions and organizations to provide assistance to displaced persons in the post-war period. There are considered the ways of help to the Russian refugees in the camps of DP, and during their migration to other countries; as well as the issue of the Catholic priests' influence on the Russian displaced persons and their contribution to the development of Russian abroad. The article is based on the memoirs of the contemporaries of that time, the inhabitants of the camps for DP B. Shiryaev, R. Polchaninov as well as on abbot Rostislav (Kolupaev)'s research.

Key words: Catholic mission, religious figure, camp for displaced persons, DP, postwar period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.