Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СИБИРСКО-ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА В НАЧАЛЕ XXI В.'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СИБИРСКО-ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА В НАЧАЛЕ XXI В. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОГРАФИЯ / КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ / ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КНИГОИЗДАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лизунова Ирина Владимировна, Степанов Е.А.

Проблематика статьи касается вопросов функционирования издательско-полиграфической индустрии в Сибири и на Дальнем Востоке в начале ХХI в.: особенностей формирования ее инфраструктуры, вхождения в рынок полиграфических услуг страны, места региона в нем. Цель статьи - представление современной издательско-полиграфической индустрией Сибири и Дальнего Востока, ее структурной составляющей и определение вероятных направлений дальнейшего развития регионального рынка производителей полиграфической продукции и услуг.Выявлено, что на территории региона действуют полиграфические предприятия различных форм собственности, масштабов производства, используемых печатных технологий, выпускающие продукцию широкого ассортимента: от текстовых изданий до специализированных. Лидерами современной полиграфической индустрии региона по-прежнему остаются крупнейшие краевые/областные типографии/медиахолдинги - универсалы по видам выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. В то же время все большую роль начинают играть малые полиграфические предприятия, более гибко и оперативно реагирующие на колебания потребительского спроса, изменения и вызовы рынка. В эту группу входят районные/ городские типографии, салоны печати, рекламные агентства, минитипографии, издательские центры. Продолжается диверсификация деятельности крупнейших типографий региона и всеобщая цифровизация деятельности предприятий индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE PUBLISHING AND PRINTING ENTERPRISES OF THE SIBERIAN-FAR EAST REGION AT THE EARLY XXI CENTURY

The article concerns the problems of functioning the publishing and printing industry in Siberia and the Far East at the early XXI century: peculiarities of its infrastructure forming, entering the country's printing services market, the place of a region in it. The paper objective is to represent the modern publishing and printing industry in Siberia and the Far East, its structural components, and determine the likely directions for further development of the regional market to printing product and service producers. The article reveals that, at the region territory, there are printing enterprises of various forms of ownership, production scale, printing technologies used, producing practically all types of publishing products of a wide range - from text editions to special ones. The leaders of the modern printing industry in the region are still the largest regional/area printing houses/media holdings - the flagships of the printing industry of certain territories in terms of provided products and services. At the same time, small printing enterprises start to play an increasing role, responding more flexibly and quickly to changes in consumer demand, changes and challenges of the printing services market. Their number in the region is quite large. The basis of small printing enterprises are district/city printing houses, print shops, advertising agencies, mini-printing houses, publishing centers. One can observe the continuation of the activity diversification of the largest printing houses in the region and the general digitalization of the activities of enterprises in the industry.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СИБИРСКО-ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА В НАЧАЛЕ XXI В.»

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

Научная статья

УДК 655.42:004.738.5(571) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-50-58

Деятельность издательско-полиграфических предприятий Сибирско-Дальневосточного региона в начале XXI в.

И. В. Лизунова, Е. А. Степанов ?

ш

ос

ZD

!□ ZD

О ^

о о m

50

Лизунова Ирина

Владимировна,

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200, Россия,

доктор исторических наук, директор

ORCID: 0000-0001-7761-9459 e-mail: lizunova@gpntbsib.ru

Степанов

Евгений

Александрович,

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200, Россия, аспирант

ORCID: 0000-0003-0077-2468 e-mail: petrov.evgenij.86@bk.ru

Аннотация. Проблематика статьи касается вопросов функционирования издательско-полиграфической индустрии в Сибири и на Дальнем Востоке в начале XXI в.: особенностей формирования ее инфраструктуры, вхождения в рынок полиграфических услуг страны, места региона в нем. Цель статьи - представление современной издательско-полиграфической индустрией Сибири и Дальнего Востока, ее структурной составляющей и определение вероятных направлений дальнейшего развития регионального рынка производителей полиграфической продукции и услуг. Выявлено, что на территории региона действуют полиграфические предприятия различных форм собственности, масштабов производства, используемых печатных технологий, выпускающие продукцию широкого ассортимента: от текстовых изданий до специализированных. Лидерами современной полиграфической индустрии региона по-прежнему остаются крупнейшие краевые/областные типографии/медиахолдинги - универсалы по видам выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. В то же время все большую роль начинают играть малые полиграфические предприятия, более гибко и оперативно реагирующие на колебания потребительского спроса, изменения и вызовы рынка. В эту группу входят районные/ городские типографии, салоны печати, рекламные агентства, мини-типографии, издательские центры. Продолжается диверсификация деятельности крупнейших типографий региона и всеобщая цифро-визация деятельности предприятий индустрии. Ключевые слова: типография, книжная индустрия, полиграфическая промышленность, книгоиздание, цифровая печать, Сибирь, Дальний Восток

Для цитирования: Лизунова И. В., Степанов Е. А. Деятельность издательско-полиграфических предприятий Сибирско-Дальневосточного региона в начале XXI в. // Библиосфера. 2021. № 4. С. 50-58. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-50-58.

Статья поступила в редакцию 09.09.2021 Получена после доработки 25.10.2021 Принята для публикации 30.11.2021

© И. В. Лизунова, Е. А. Степанов, 2021

Activities of the Publishing and Printing Enterprises of the Siberian-Far East Region at the Early XXI Century

Irina V. Lizunova, Evgeny A. Stepanov

Lizunova Irina Vladimirovna,

State Public Scientific and Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Voskhod str., 15, Novosibirsk, 630200, Russia, Doctor of Historical Sciences, Director

ORCID: 0000-0001-7761-9459 e-mail: lizunova@gpntbsib.ru

Stepanov Evgeny Alexandrovich,

State Public Scientific and Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Voskhod str., 15, Novosibirsk, 630200, Russia, Graduate student ORCID: 0000-0003-0077-2468 e-mail: petrov.evgenij.86@bk.ru

Received 09.09.2021 Revised 25.10.2021 Accepted 30.11.2021

Abstract. The article concerns the problems of functioning the publishing and printing industry in Siberia and the Far East at the early XXI century: peculiarities of its infrastructure forming, entering the country's printing services market, the place of a region in it. The paper objective is to represent the modern publishing and printing industry in Siberia and the Far East, its structural components, and determine the likely directions for further development of the regional market to printing product and service producers. The article reveals that, at the region territory, there are printing enterprises of various forms of ownership, production scale, printing technologies used, producing practically all types of publishing products of a wide range - from text editions to special ones. The leaders of the modern printing industry in the region are still the largest regional/area printing houses/media holdings - the flagships of the printing industry of certain territories in terms of provided products and services. At the same time, small printing enterprises start to play an increasing role, responding more flexibly and quickly to changes in consumer demand, changes and challenges of the printing services market. Their number in the region is quite large. The basis of small printing enterprises are district/city printing houses, print shops, advertising agencies, mini-printing houses, publishing centers. One can observe the continuation of the activity diversification of the largest printing houses in the region and the general digitalization of the activities of enterprises in the industry.

Keywords: printing houses, book industry, printing industry, book publishing, digital printing, Siberia, Far East

Citation: Lizunova I. V., Stepanov E. A. Activities of the Publishing and Printing Enterprises of the Siberian-Far East Region at the Early XXI Century. Bibliosphere. 2021. № 4. P. 50-58. https: //doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-50-58.

Введение

В результате структурных и качественных преобразований, произошедших в отечественной полиграфии за последние 20 лет, изменилось и понятие издательско-полиграфического комплекса как отрасли и материально-технической базы печати. «Сейчас этот вид деятельности характеризуют понятием рынка полиграфических работ, под которым понимается определенное экономическое пространство, где взаимодействуют субъекты этого рынка - производители полиграфических работ (услуг) и потребители произведенной печатной продукции» (Алексеев, 2016).

Характерной чертой современного полиграфического производства является разделение рыночного пространства на технологические и товарные сектора и сегменты, а именно: печатные СМИ, книгоиздание, печатную рекламу, упаковку, цифровую печать и т. п. (Васюхин, Павлова, 2010). В издательском сегменте полиграфии, к которому относится производство книг, газет и журналов, большинство мероприятий по реорганизации и модернизации происходило именно

в начале XXI в. Наиболее значимым событием того периода в Сибири и на Дальнем Востоке, как и в целом в России, было быстрое образование малых и средних полиграфических предприятий, специализирующихся, главным образом, на производстве малотиражной книжной, журнальной, рекламно-представительской и этикеточно-упаковочной продукции. Этому процессу содействовали деловая активность в регионе, усиливающаяся концентрация капитала и увеличивающийся спрос на издательскую продукцию.

Серьезные изменения, происходившие в сфере массовых коммуникаций и связанные со все более широким использованием цифровых платформ, оказывают заметное влияние на перспективу развития не только полиграфического производства, но и всей производственной инфраструктуры (изготовление бумаги и картона для печати, оборудования и полиграфических материалов, организация оптовой торговли и сервиса).

Если ранее полиграфическую промышленность относили к сфере культуры, то сегодня это индустрия, в основе которой лежат рыночные механизмы, направленные на получение прибыли. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в результате

Ш

ОС

!□

о О

о т

радикальных экономических, технических, технологических, структурных реорганизаций в России, в том числе и за Уралом, возникла современная издательско-полиграфическая индустрия. Основу отечественного полиграфического производства составляют различные товарные и технологические сегменты: традиционные - книгоиздание, печать газет, журналов, рекламы, упаковки, а также бурно развивающиеся цифровые - печать, услуги и т. п.

Что же собой представляет современная изда-тельско-полиграфическая индустрия Сибири и Дальнего Востока? Каковы ее структурная составляющая и перспективы развития?

Классификация полиграфических предприятий

Многообразие полиграфических предприятий (ПП), действующих в стране, свидетельствует о развитом российском рынке полиграфических работ, позволяет представить их классификацию в зависимости от основополагающих признаков.

Наиболее распространенной является классификация полиграфических предприятий по видам продукции, поступающей на рынок (Российская ..., 2020). Исходя из знаковой природы ПП производят издания: текстовые, изобразительные, картографические, нотные, со шрифтом Брайля. Исходя из материальной конструкции типографии выпускают книги, журналы, листовые издания (газеты, буклеты, плакаты), книжки-игрушки, комбинированные издания.

Классификация ПП выглядит следующим образом:

1. По видам продукции:

• издательско-полиграфические комплексы, производящие текстовые издания (книги, газеты, журналы),

• типографии, выпускающие изобразительную продукцию, включая картографическую, этикетную, рекламную, нотные издания,

• типографии с выпуском бланочной, билетной продукции,

• ПП, выпускающие продукцию со шрифтом Брайля,

• универсальные издательско-полиграфические комплексы широкого ассортимента издаваемой продукции.

2. По формам собственности:

• государственные ПП,

• негосударственные ПП.

3. По подчиненности (классификация государственных предприятий):

• федеральные,

• краевые/областные,

• городские/районные.

4. По используемым печатным технологиям:

• офсетные,

• флексографские,

• трафаретные,

• цифровые.

5. По масштабам производства:

• крупные (больше двухсот работников),

• средние (от пятидесяти до двухсот работников),

• мелкие (меньше пятидесяти работников).

Типографии Сибири и Дальнего Востока

предлагают клиентам полный спектр полиграфических услуг, выпускают самую различную продукцию: книги, брошюры, листовки, журналы, каталоги, визитки и пр.

Универсальные издательско-полиграфические комплексы региона

К наиболее производительным компаниям, работающим в регионе, относятся универсальные издательско-полиграфические комплексы широкого ассортимента продукции. Они предлагают услуги по изготовлению журналов и книг, каталогов, годовых отчетов, папок, календарей, ежедневников, блокнотов, открыток, РОБ-материалов, рекламных сувениров, подарочных наборов и многого другого. Одними из первых на выпуск широчайшего ассортимента выпускаемой продукции перешли флагманские типографии краев и областей Сибири и Дальнего Востока, созданные еще в XIX и XX столетиях и сохраняющие лидерство на рынке полиграфических услуг и в первые десятилетия XXI в. Прежде всего это старейшее на востоке России предприятие АО «Медиа-холдинг Якутия», ведущее свою историю с момента открытия 20 августа 1861 г. небольшой типографии в центре Якутска. Самыми первыми изданиями типографии стали книги по распространению грамотности, православная литература, сборники царских указов. Здесь печатались первые газеты и журналы. В 1960-е гг. типография превратилась в крупнейший издательско-полиграфический центр Якутии, выпуская книги, газеты, журналы, которые отвечали читательскому запросу жителей республики. В 1993 г. на базе типографии была создана Национально-издательская полиграфическая компания «Сахаполиграфиздат», объединившая многие типографии республиканского и улусного подчинения. В 1997 г. компания получила новое здание, ушли в прошлое горячий набор и высокая печать, якутские полиграфисты одними из первых перешли на электронный набор и офсетную печать с соблюдением всей технологической цепочки, освоили сложный процесс цветоотделения. Полиграфическая компания освоила выпуск новой красочной продукции: детских книг, журналов, учебной

литературы, плакатов, календарей (140 лет..., 2002). В 2007 г. НИПК «Сахаполиграфиздат» была преобразована в АО «Медиа-холдинг Якутия», который продолжил традиции выпуска текстовых изданий: книг, газет и журналов. В 2020 г. 62 % заказов АО «Медиа-холдинг Якутия» пришлось на газеты и журналы, 13 % - на выпуск книг. В августе 2021 г. типография отметила свое 160-летие. В планах медиахолдинга - внедрение новой маркетинговой политики, модернизация всех производственных процессов, но главное - увеличение объема выпуска книжной продукции (https:// www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3257442).

Еще одно старейшее сибирское полиграфическое предприятие - Хабаровская краевая типография (ХКТ), специализирующаяся на выпуске книжно-журнальной и газетной продукции. 21 января 2021 г. это предприятие отметило свое 125-летие. Созданное по распоряжению генерал-губернатора Приамурья С. М. Духовского в 1896 г. как типолитография, оно было оборудовано большим скоропечатным, ручным типографским и двумя литографическими станками, приспособленными для переплетного дела, брошюрования и тиснения. Здесь издавалась первая на Дальнем Востоке официальная газета «Приамурские ведомости». В советские годы типография была оснащена самым современным по тем меркам оборудованием, стала ведущим предприятием отрасли на Дальнем Востоке, здесь печатались федеральные и региональные газеты («Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда», «Тихоокеанская звезда» и др.), многотысячные тиражи книжной продукции. После реорганизации и модернизации производства в начале XXI в. типография переключается на выпуск универсальной печатной продукции: книжной, журнальной, рекламной, бланочной, упаковочной, развивает малотиражное производство. ХКТ продолжает оставаться лидером отрасли, ведущим полиграфическим предприятием Дальнего Востока (http://ktip.ru/).

К лидерам полиграфического рынка Сибири, выпускающим универсальную печатную продукцию, следует отнести Томскую полиграфическую компанию, являющуюся правопреемником и продолжателем традиций старейшего изда-тельско-полиграфического предприятия Томской области «Красное знамя». Издательство «Красное знамя» было создано в 1917 г. в результате национализации имущества частных типографий в городе и губернии. В советские годы предприятие работало в тесной связи с редакциями газет, издавало всю печатную продукцию области: афиши, квитанции, бланки, заводские малотиражные газеты, журналы, книги и брошюры томских авторов. Последствия экономического кризиса 2008 г., снижение объемов производства привели к частичной остановке

деятельности «Красного знамени». Выход из сложной ситуации был найден в 2011 г.: чтобы сохранить уникальный коллектив и продолжить полиграфическую деятельность, было решено закрыть газетное (ролевое) производство, а в части листового офсетного производства объединить ресурсы с предприятием-конкурентом «Томская полиграфическая компания» (ТПК, учреждено в 2001 г.). В 2013 г. издательство «Красное знамя» было приватизировано, проведена капитальная реконструкция производства и оборудования, коллектив издательства перешел в ТПК. Предприятие сохраняет давние издательские традиции, развивая региональное книгопечатное дело на современном технологическом уровне (https://www.xn--8 0ааа§Шск§с 1 aktkckd7apfmd2u7c .хп- -рЫ/Ыапк-2).

Еще одна старейшая типография Сибири и Дальнего Востока, которая в ближайшие годы отметит свой вековой юбилей, - АО «Советская Сибирь» (Новосибирск) - и в XXI в. остается лидером издательско-полиграфической индустрии России. Новосибирская типография была создана в 1923 г. и вскоре превратилась в крупнейшее предприятие за Уралом. В середине 1980-х гг. оно вошло в тройку лидеров полиграфической промышленности страны и находилось в ведении ЦК КПСС. В конце 1990-х гг. предприятие оказалось в сложном положении: выпускаемые ранее миллионными тиражами центральные и местные газеты либо перестали выходить, либо резко снизили объемы выпуска, сократилось производство журналов и книг. Большая часть производственных помещений простаивала, работающему оборудованию требовалось техническое перевооружение. Помимо инвестиций в технику и технологии, в начале XXI в. в типографии началась диверсификация производства: появился цех листовой печати, где изготавливается коммерческая продукция, этикетки и упаковка, внедрено послепечатное оборудование для изготовления коробок и т. п. В настоящее время АО «Советская Сибирь» является универсальной типографией, диверсифицированной как по регионам присутствия (производственная деятельность компании осуществляется на пяти производственных площадках: в Новосибирске, Кемерове, Омске, Иркутске и Красноярске), так и по видам деятельности (Корягин, 2015). Так, основными направлениями работы предприятия являются газетное, журнальное, книжное производства; производство этикетки и упаковки из сплошного картона, микрогофрокартона; производство рекламно-акцидентной продукции (рис. 1). Выручка типографии в 2018 г. составила 1,059 млрд руб. при среднесписочной численности работающих 326 чел. (https://www. sovsib.ru/index.php).

с

о. >

I-

_а £

ее с

X

*

X

Рис. 1. Производственная деятельность АО «Советская Сибирь» в 2018 г. (доля выручки) Fig 1. Production activity of JSC «Soviet Siberia» in 2018 (share of proceeds)

Подобный успешный сценарий развития присущ не столь многим сибирским полиграфическим предприятиям. Крупные региональные типографии в начале XXI в. по разным причинам прекратили свое существование: разорились или были приватизированы и сменили профиль деятельности. Среди таковых оказались известные в прошлом региональные комплексы универсального ассортимента: издательско-полиграфическое предприятие (ИПП) «Кузбасс» (1973-2013), издательско-полиграфический комплекс (ИПК) «Приамурье» (Благовещенск, 1986-2015), Иркутская типография № 1 им. В. М. Посохина (1903-2019), производственно-коммерческое издательство «Зея» (Благовещенск, 1907-2010), издательско-полиграфическое предприятие «Алтай» (Барнаул, 1939-2019) и др. Многие крупные типографии не смогли диверсифицировать свое производство, не выдержали конкуренции с более мобильными и гибкими к стремительно меняющейся внешней рыночной конъюнктуре малыми типографиями универсального спектра производимой продукции (Трояк, 2019).

Многие типографии, возникшие в 1990-е гг., стали лидерами по выпуску печатной продукции в регионе, например: в Барнауле издательский дом (ИД) «Алтапресс» (1990), во Владивостоке ОАО ИПК «Дальпресс» (1997).

Созданный на базе газеты в 1987 г. издатель-ш ско-полиграфический комплекс «Дальпресс» з изначально был ориентирован на газетное производство. Со временем он превратился в круп-о нейшее полиграфическое предприятие Дальнего О Востока. Современное оборудование и новей-О шие технологии позволяют ИПК выпускать:

• универсальную полиграфическую продукцию: книги, журналы, брошюры в твердом 54 и мягком переплете;

• календарную продукцию: календари (карманные, квартальные, перекидные настенные и настольные), плакаты;

• рекламно-представительскую и бизнес-продукцию: листовки, открытки, стикеры, буклеты, проспекты, годовые отчеты, конверты, папки, пакеты;

• этикетку;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• картонную упаковку;

• черно-белые и цветные, ежедневные и еженедельные газеты (http://www.dalpress.ru/).

Издательский дом «Алтапресс» начал свою деятельность в 1990 г. и вскоре приобрел полиграфический комплекс цветной листовой печати, чем заложил основы полиграфической деятельности типографии. В настоящее время ИД «Алтапресс» является крупнейшим региональным медиахолдингом Сибири с собственной полиграфической базой и сетью распространения. Типография ИД «Алтапресс» специализируется на производстве полиграфической продукции любой сложности: рекламной, упаковочной, представительской, книгах, газетах, журналах (https://altapress.ru/company/154).

Типографии, созданные на рубеже XX-XXI вв., оснащались новым техническим оборудованием, одни предлагали широкий спектр полиграфической продукции и услуг: печать книг по индивидуальным размерам, издание периодических журналов, газет, каталогов, годовых отчетов, папок, календарей, блокнотов, открыток, выпуск упаковочных, рекламных материалов, сувениров, подарочных наборов («Деал», Новосибирск, 1997, https://dealprint.ru/ katalog), другие изначально специализировались на изготовлении определенного вида продукции, например - на изготовлении высококлассной картонной упаковки («^армено^ Новосибирск, 1993; «Индекс Пак», Новосибирск, 2004) или

рекламной и этикеточной продукции («Атмосфера», Новосибирск, 2010).

Специализированные полиграфические предприятия Сибири и Дальнего Востока

На особом счету в полиграфическом мире всегда находились типографии, выпускавшие специализированную (по природе информации) продукцию, в частности изобразительную. К таким относятся картографические полиграфические предприятия. Всего в России действуют три картографических фабрики: в Омске, Новосибирске и Екатеринбурге.

Омская картографическая фабрика - старейшая специализированная типография, открыта 20 мая 1934 г. В начале XXI в. предприятие оказалось в сложном финансовом положении. 27 апреля 2012 г. фабрика передала в эксплуатацию административно-производственные корпуса площадью более 10 тыс. кв. м, оснащенные новейшим технологическим оборудованием. По распоряжению Росимущества в 2012 г. ФГУП «Омская картографическая фабрика» была акционирована и переехала из здания в историческом центре Омска, на улице Таубе, 13, в новое - на улице Куйбышева, 32. 100 % предприятия принадлежат Росимуществу в лице ОАО «Роскартография». Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», уставный капитал фабрики превышает 907,6 млн руб., стоимость активов - 459 млн руб. В 2013 г. при выручке картографического предприятия в 50 млн руб. убытки составили 44,9 млн, долги перед кредиторами оценивались в 27,3 млн руб. Омская картографическая фабрика производит около 25 % продаваемых на российском рынке учебных атласов и около 32 % иной картографической продукции (Абишев, 2015). С 2018 г. фабрика находится в стадии банкротства.

Участники рынка уверены, что в ситуацию с банкротством фабрики должны вмешаться федеральные власти, поскольку картографическая деятельность является стратегической. «На рынке картографии произошел спад, который связан не только с общеэкономической ситуацией в стране, но и переходом на электронные карты. Например, если мы говорим о туристических картах, то существенную долю рынка на себя оттянули навигаторы», - пояснил директор ООО «Новосибирская картографическая фирма» В. Хомик (Абишев, 2015).

Вторая сибирская картографическая фабрика была основана в 1942 г. на базе московской типографии, частично эвакуированной в Новосибирск. Во время Великой Отечественной войны предприятие производило топографические карты для фронта. Издавались карточки на хлеб и учебные карточки для Новосибирской, Томской и Кемеровской

областей. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. завод был реконструирован, после чего производственные площади увеличились более чем в два раза. В 1960-х гг. здесь была произведена вторая реконструкция, так что выпуск изданий предприятия увеличился в 1,5 раза. Вместе с производством атласов и учебных карт значительное количество продукции - это планы городов, туристические атласы и тематические карты территории, занятой под строительство Байкало-Амурской магистрали.

В 1980-х гг. фабрика была модернизирована. В большом количестве были произведены атласы по сельскому хозяйству Иркутской области, Якутской АССР, Казахской ССР, карты «Леса СССР» и т. д.

В 1990-е гг. Новосибирской картографической фабрикой (НКФ) был создан исто-рико-географический атлас Новосибирска, справочник «Атлас Красноярского края», географический атлас России, карты и атласы для общеобразовательных учреждений Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской, Кемеровской областей и других регионов России (Новосибирская..., 2003).

В 2012 г. 100 % акций ОАО «НКФ» принадлежало государству в лице Росимущества, с конца 2014 г. предприятие находилось под управлением «Сибгеоинформа». Фабрика переживала не лучшие времена: в 2013 г. ее прибыль составила 13,4 млн руб., при этом убытки достигли 3 млн руб. Преодолев банкротство, НФК по-прежнему изготавливает карты и атласы для всей России (Белов, 2015).

Специализированных полиграфических предприятий, выпускающих литературу для незрячих и слабовидящих, в регионах нет. Все они расположены в столичных городах и печатают продукцию для всей страны.

В краях и областях полиграфической деятельностью, связанной с изданием книг для слабовидящих, в большинстве случаев занимаются специализированные библиотеки. Наиболее известным и успешным производителем тактильных книг в Сибири считается Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих.

И совсем уже редкостью считаются (да и являются таковыми) издательско-полиграфические предприятия, специализирующиеся на нотных изданиях. Одно из них - «Окарина», созданное в 2009 г., работает в Новосибирске и ориентируется на нужды всего сибирского региона (https://vk.com/club9624388).

Малые предприятия полиграфии

Говоря о еще одном важном квалификационном признаке - масштабах производства -отметим, что малых предприятий в российской

с

о. >

I-

_а £

ее с

X

*

X

полиграфии было много всегда. К ним относились районные и ведомственные типографии. Реорганизованные в начале 1990-х гг., именно они составили основу малого бизнеса в отрасли. Дальнейшее развитие малые типографии получили с развитием цифровых технологий. По данным федеральной службы статистики, количество малых предприятий в полиграфическом секторе книжной индустрии за два десятка XXI в. достигло почти 90 % (Россия..., 2018). За Уралом, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (СФО, ДФО) таких типографий по отношению к общему числу предприятий было около 15 %. Хотя в сравнении с общероссийским ростом численности малых предприятий в Сибири подобные процессы были невелики - всего лишь 11 % от общего количества типографий в России, а на Дальнем Востоке и того меньше - только 4 % (рис. 2, 3) (Россия., 2018). В полиграфической отрасли отмечается значительная доля мелких типографий, где численность работников не превышает 20 чел.

Помимо традиционных предприятий, ведущих непосредственно полиграфическую деятельность, к которым причислены и малые цифровые, и «гибридные» типографии, включено большое количество мини-типографий, рекламных агентств, салонов печати, а также внутренние полиграфические производства предприятий других обрабатывающих отраслей, организации с объявленными, но не задействованными полиграфическими мощностями.

Кроме того, в этот перечень порой включаются издательства и рекламные агентства, располагающие собственной производственной базой, издательские центры высших учебных заведений и другие организации, среди которых в регионе преобладают издательства при высших учебных заведениях, НИИ, библиотеках, писательских организациях, журналах, газетах, полиграфических предприятиях и т. п. (Лизунова, Степанов, 2020).

В полиграфии Сибири и Дальнего Востока последних двух десятилетий осуществляется техническое переоборудование производства: внедряются цифровые технологии, увеличивается

Рис. 2. Удельный вес малых полиграфических предприятий федеральных округов России в 2015-2018 гг. Fig. 2. Share of small printing enterprises in federal districts of Russia in 2015-2018

ш

oc

ZD

!□ ZD

О ^

о о m

Рис. 3. Количество малых полиграфических предприятий в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в целом по России в 2015-2018 гг. Fig. 3. The number of small printing enterprises in the Siberian and Far Eastern Federal Districts,

in Russia as a whole in 2015-2018

Рис. 4. Доля применения цифровой печати в типографиях Сибири и Дальнего Востока, 2000-2018 гг. Fig. 4. The share of digital printing in printing houses in Siberia and the Far East, 2000-2018

число предприятий, осваивающих новые производственные процессы, наблюдается переход на автоматические поточные линии и прочее, однако прогнозируемого экспертами массового перехода полиграфических предприятий на цифровые технологии не произошло. В процентном соотношении доля типографий, которые не используют цифровую печать, продолжает оставаться высокой - около 50 % (рис. 4) (Россия ..., 2018).

В 2018 г. цифровую печать в Сибири использовали 56 % типографий, 44 % отдавали предпочтение традиционной печати (офсетной, ролевой, листовой). В некоторых субъектах Сибирского федерального округа этот показатель значительно ниже. Так, в Омске из 27 районных типографий только 8 имели цифровое оборудование, в Республике Алтай из 11 типографий лишь 2 использовали оборудование для цифровой печати. Здесь традиционные офсетные типографии продолжали доминировать. На рынке полиграфического производства Сибири сохранялось разноплановое развитие цифровизации (Российская 2020).

Заключение

В последнее десятилетие региональная полиграфия подверглась радикальным изменениям -структурным и технологическим, - что было обусловлено быстротой проникновения в полиграфию современных цифровых технологий и использованием новых моделей ведения бизнеса.

В результате структурных преобразований в печатной сфере производства в регионе сформировались две основные группы типографий: 1) крупные универсальные полиграфические комплексы (ведущие политику диверсификации производства, развития сетевых форм взаимодействия; активно внедряющие цифровые

технологии; выпускающие в свет широчайший ассортимент полиграфической продукции) и средние специализированные предприятия (с избыточным производственным потенциалом, жесткой ценовой конкуренцией на рынке полиграфических услуг); 2) малые и мини-типографии, полиграфическое производство индивидуальных предпринимателей (в большинстве своем основанное на применении цифровых технологий), которым свойственны организационная гибкость и быстрое реагирование на рыночные вызовы.

Издательско-полиграфическая индустрия Сибири и Дальнего Востока продолжает видоизменяться, переживает трансформацию в связи с постоянно меняющимся спросом на печатную продукцию. Если основными направлениями развития полиграфических предприятий до кризиса 2008 г. и в последующие годы, когда тиражи газетной и журнальной печати продолжали расти, были модернизация и расширение производства, что было связано с развитием печати многокрасочных и многостраничных газет и возвратом после кризиса на отечественную полиграфическую базу ряда глянцевых журналов, ранее печатавшихся за рубежом, то в последнее время происходит снижение тиражей выпускаемой продукции, сокращение сроков исполнения заказов, увеличение малотиражных заказов, рост стоимости бумаги и составляющих расходных материалов, демпинг и, как следствие, падение рентабельности производства. Одним из решений этих проблем может стать применение цифровых технологий в производстве печатной продукции. Следовательно, 2; структурная трансформация полиграфического ^ рынка, диверсификация полиграфического производства и цифровизация процессов выпуска ^ издательской продукции являются перспектив- ос ными направлениями развития региональной х издательско-полиграфической индустрии. ^

X

Список источников / References

140 лет «Сахаполиграфиздату» // Печатный двор -Дальний Восток. 2002. № 2. С. 50-51 [(2002) 140 years of "Sakhapoligrafizdat". Pechatnyi dvor - Dal'nii Vostok 2: 50-51. (In Russ.)].

Абишев А. Фабрику поставили на карту. Кредиторы добиваются несостоятельности омского предприятия // Коммерсантъ. Омск. 2015. 16 мая. № 5 [Abishev A (2015) The factory was at stake. Lenders are seeking the insolvency of the Omsk enterprise. Kommersant. Omsk May 16, 5. (In Russ.)]. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/2646584 (дата обращения = accessed 01.12.2021).

Алексеев К. Мы должны быть сильными, чтобы быть лучшими // Журналист. 2016 [Alekseev K (2016) We must be strong to be the best. Zhurnalist. (In Russ.)]. URL: https://jrnlst.ru/content/kirill-alekseev-my-dolzhny-byt-silnymi-chtoby-byt-luchshimi (дата обращения = accessed 01.12.2021).

Белов Ю. Картографическая фабрика вышла из банкротства // Коммерсантъ. Новосибирск. 2015. 17 марта. № 45. [Belov Yu (2015) The cartographic factory came out of bankruptcy. Kommersant. Novosibirsk March 17, 45. (In Russ.)]. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/2687935 (дата обращения = accessed 01.12.2021).

Васюхин О. В., Павлова Е. А. Развитие инновационного потенциала промышленного предприятия. Москва : ИД Акад. естествознания, 2010. 175 с. [Vasyukhin OV and Pavlova EA (2010) Development of the innovative potential of an industrial enterprise. Moscow, Acad. of Natur. Science Publ. (In Russ.)].

Корягин В. Региональная полиграфическая экспансия // Формат. 2015. № 8. С. 22-28 [Koryagin V

(2015) Regional polygraphic expansion. Format 8: 22-28. (In Russ.)].

Лизунова И. В., Степанов Е. А. Издательско-полиграфическая индустрия Сибири и Дальнего Востока: формирование инновационного потенциала в XXI в. // Вестник КазГУКИ. 2020. № 4. С. 65-74 [Lizunova IV and Stepanov EA (2020) Publishing and printing industry of Siberia and the Far East: forming the innovative potential in the XXI century. Vestnik KazGUKI4: 65-74. (In Russ.)].

Новосибирская картографическая фабрика // Новосибирск : энциклопедия. Новосибирск, 2003. С. 911 [(2003) Novosibirsk cartographic factory. Novosibirsk: entsyklopediya. Novosibirsk, p. 911. (In Russ.)].

Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой докл. 2020 / Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям ; сост. Б. А. Кузьмин, Д. М. Заки-ров, Б. В. Каган, А. Д. Бобрович. Москва : ФСГС, 2020. 63 р. [Kuzmin VA, Zakirov DM, Kagan BV and Bobrovich AD (comps) (2020) Russian printing industry. State, trends and development prospects: branch rep. 2020. Moscow, FSGS. (In Russ.)].

Россия в цифрах. 2018 : крат. стат. сб. / ред. А. Е. Сури-нов [и др.]. Москва : ФСГС, 2018. 522 с. [Surinov AE et al. (eds.) (2018) Russia in numbers. 2018: brief stat. collection. Moscow, FSGS. (In Russ.)].

Трояк И. С. Реорганизация и модернизация издательского сегмента полиграфического производства Сибири и Дальнего Востока в начале XXI в. // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 2. С. 19-23 [Troyak IS (2019) Reorganization and modernization of the publishing segment of the printing industry of Siberia and the Far East at the beginning of the XXI century. Trudy GPNTB SO RAN2: 19-23. (In Russ.)].

ш

oc

ZD

!□ ZD

О ^

о о m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.