Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУРА КЛЮЧЕВЫХ МИНИСТЕРСТВ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИИ ПО БОРЬБЕ С РАСИЗМОМ, КСЕНОФОБИЕЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ДИСКРИМИНАЦИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУРА КЛЮЧЕВЫХ МИНИСТЕРСТВ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИИ ПО БОРЬБЕ С РАСИЗМОМ, КСЕНОФОБИЕЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ДИСКРИМИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСИЗМ / КСЕНОФОБИЯ / БОРЬБА С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ НА ПОЧВЕ НЕНАВИСТИ / МИНИСТЕРСТВА / ПРОГРАММА / КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИЯ / RACISM / XENOPHOBIA / ANTI-DISCRIMINATION / HATE CRIME / MINISTRIES / PROGRAM / KINGDOM OF SPAIN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ашмарина Александра Алексеевна, Цымбалова Анна Евгеньевна

Рассматриваются структурно-функциональные особенности трех ключевых министерств Королевства Испании, непосредственно задействованных в сфере борьбы с различными видами дискриминации и нетерпимости. К данным ведомствам стоит отнести Министерство внутренних дел, Министерство труда, миграции и социального обеспечения, а также Министерство президентства по связям с судами и вопросам равноправия. Изучаются различные аспекты их взаимодействия, а также ряд программ, реализуемых в этой сфере в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KINGDOM OF SPAIN'S KEY MINISTRIES OF ON COMBATING RACISM, XENOPHOBIA AND OTHER TYPES OF DISCRIMINATION: ACTIVITIES AND STRUCTURES

The article focuses on the study the structural and functional characteristics of three departments: the Ministry of Labor, Migration and Social Security; the Ministry of Internal Affairs; and the Ministry of the Presidency for Relations with Courts and Equality Issues, because these ministries directly control and regulate activities in the field of combating discrimination and intolerance. The aim of the article is to study the structure and various aspects of cooperation between these ministries, with particular attention to the implementation of special programs to combat various types of discrimination. The article was prepared using original sources, such as official electronic resources of the key ministries and institutions, regulatory documents, draft programs on combating discrimination and intolerance, agreements between Spain and international organizations. The plans and reports of the police, which reflect the main measures taken to combat racism and xenophobia, were analyzed. The study is based on an institutional approach, which allows carrying out a comprehensive analysis of the activities of Spanish public institutions and organizations in the field of combating discrimination and intolerance at the state, autonomous and city levels. The study employed the general scientific methods of analysis to highlight the key areas of activity of the ministries and to study them comprehensively, comparison to identify the general and specific functions of each of the organs, and generalization to identify the most common directions of anti-discrimination policy in Spain. In the course of the study, the authors develop the thesis that discrimination is a multidimensional phenomenon, the consequences of which affect not only individuals or groups, suffering from discrimination, but also, indirectly, society and the sociopolitical climate in general. Anti-discrimination measures are obligatory for the implementation of a comprehensive public policy, but, despite the presence of common functionality, the key ministries involved in this area have their own specifics. As a result of the study, the authors come to the conclusion that Spain has an extensive network of institutions and organizations dealing with the prevention and fight against various types of intolerance and discrimination. This network operates based not only on the local legislative basis, but also on international treaties and agreements with international organizations. The well-developed institutional structure and the in-traduction of new specialized organizations increase the effectiveness of government's measures. The large number of projects to combat racism and xenophobia, which annually receive funding from the state and the EU, indicate that this area is receiving very close attention.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУРА КЛЮЧЕВЫХ МИНИСТЕРСТВ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИИ ПО БОРЬБЕ С РАСИЗМОМ, КСЕНОФОБИЕЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ДИСКРИМИНАЦИИ»

Вестник Томского государственного университета. 2020. № 460. С. 97-106. DOI: 10.17223/15617793/460/12

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 342.724

А.А. Ашмарина, А.Е. Цымбалова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУРА КЛЮЧЕВЫХ МИНИСТЕРСТВ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИИ ПО БОРЬБЕ С РАСИЗМОМ, КСЕНОФОБИЕЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ДИСКРИМИНАЦИИ

Рассматриваются структурно-функциональные особенности трех ключевых министерств Королевства Испании, непосредственно задействованных в сфере борьбы с различными видами дискриминации и нетерпимости. К данным ведомствам стоит отнести Министерство внутренних дел, Министерство труда, миграции и социального обеспечения, а также Министерство президентства по связям с судами и вопросам равноправия. Изучаются различные аспекты их взаимодействия, а также ряд программ, реализуемых в этой сфере в последние годы.

Ключевые слова: расизм; ксенофобия; борьба с дискриминацией; преступление на почве ненависти; министерства; программа; Королевство Испания.

Статья посвящена рассмотрению таких актуальных в современной Европе явлений как дискриминация и нетерпимость, подразумевающих различные формы нарушений прав человека и отсутствие уважения к убеждениям других людей. Актуальность работы заключается в том, что дискриминация и нетерпимость различных видов являются наиболее сложными для выявления ввиду многогранности и отсутствия ограниченных конкретных черт и признаков их проявления, поэтому важным аспектом является анализ деятельности государства, в данном случае Королевства Испании, в области противодействия дискриминации и нетерпимости. Кроме того, подобные явления постепенно набирают силу в европейских государствах в связи с наплывом большого количества мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки в период миграционного кризиса в Европе в 2015 г., что также стимулирует научный интерес к исследованию государственной политики в борьбе с проявлениями дискриминации и нетерпимости.

Авторы ставят перед собой цель раскрыть особенности деятельности государственных институтов Испании в сфере противодействия и превентивных мер в отношении проявлений различных видов дискриминации и нетерпимости. Для реализации данной цели используются такие общенаучные методы, как: анализ для выделения ключевых направлений деятельности министерств и их всестороннего изучения; сравнение для выявления общих и особенных функций каждого из органов; обобщение для определения наиболее характерных направлений борьбы с дискриминацией в Испании. В качестве основного подхода выбран институциональный, так как он позволяет наиболее удачно раскрыть особенности взаимодействия и функционирования ключевых ведомств, задействованных в борьбе с расизмом и ксенофобией.

В ходе работы авторы опирались на такие источники, как официальные электронные ресурсы государственных структур Испании: Министерства труда, миграции и социального обеспечения, Министерства президентства по связям с судами и вопросам равноправия, Совета по распространению идей равноправия и борьбой с дискриминацией по расовым и этни-

ческим признакам, Министерства юстиции, МВД Испании, Испанской обсерватории по вопросам расизма и ксенофобии. Помимо анализа структурных особенностей данных министерств, представленных в виде диаграмм и схем на сайтах, детально рассмотрена деятельность этих органов. Для этой цели привлечены различные программы, планы и отчеты в которых нашли свое отражение основные мероприятия, предпринимаемые для борьбы с разными видами дискриминации. Кроме того, источниковую базу исследования составляет законодательная база Королевства по вопросам борьбы с дискриминацией и нетерпимостью, а также соглашения Испании с международными организациями, которые занимаются данными вопросами.

Борьбой с дискриминацией по расовому и этническому признаку в Испании занимается целый ряд институтов и организаций как на государственном, так и на автономном и городском уровнях, но в рамках данной статьи хотелось бы сосредоточить внимание на деятельности трех ключевых органов: Министерство внутренних дел, Министерство труда, миграции и социального обеспечения и Министерство президентства по связям с судами и вопросам равноправия.

В рамках Министерства президентства по связям с судами и вопросам равноправия одним из ведущих органов, задействованных в этой сфере, является Государственный секретариат по вопросам равенства, возглавляемый на настоящий момент Соледад Мури-льо. Значительную часть своей работы она посвятила вопросам социальной мобильности женщин в сферах здравоохранения, занятости и экономики. В функционал Государственного секретаря входит: разработка политики правительства в отношении равенства и предотвращения всех форм дискриминации, искоренение всех форм насилия, координация и контроль политики государственной администрации в отношении равного обращения, налаживание сотрудничества с администрациями автономных сообществ. Кроме того, госсекретарь предлагает и разрабатывает нормы, меры и действия по поощрению принципа равенства и недискриминации.

Важно упомянуть роль С. Мурильо в реализации политики борьбы с трудовой дискриминацией сов-

местно с соответствующими органами Министерства труда, миграции и социального обеспечения, а также взаимодействие с органами Министерства иностранных дел и Европейского союза, в рамках которого Государственный секретарь осуществляет мониторинг международных соглашений о равенстве. В его функции также входит контроль за организацией и участием Испании в международных саммитах и мероприятиях, кроме того, подготовка докладов и совещаний по вопросам равенства. Государственный секретарь вносит вклад в разработку и реализацию политики занятости Сообщества, в частности Европейской стратегии 2020 [1]. Соледад Мурильо активно сотрудничает с Институтом по проблемам женщин и равных возможностей, который является автономным органом при Министерстве, а также с правительственной делегацией по тендерному насилию. Большое внимание С. Мурильо уделяет вопросу самореализации женщин в современном мире. В сентябре 2018 г. была проведена встреча по обсуждению поддержки предпринимательства женщин в цифровую эпоху [2]. Кроме того, в сентябре на встрече с представителями женских ассоциаций был предложен пакт против гендерного насилия [3]. Таким образом, деятельность госсекретаря в данный момент сфокусирована, в значительной степени на отстаивании позиции гендерного равноправия.

В 2011 г. при Министерстве президентства по связям с судами и вопросам равноправия было создано Главное управление по равноправию и возможностям (Dirección General para la Igualdad de Oportunidades) [4]. Управление возглавляет Игнасио Сола. Среди основных функций данного управления можно выделить: развитие и повсеместное распространение принципа равенства и борьбу с дискриминацией; создание, разработку и координацию различных программ по искоренению дискриминации на государственном уровне, а также сотрудничество с автономными сообществами и другими государственными и частными учреждениями; реализацию докладов и исследований, анализ статистических данных в сфере борьбы с дискриминацией, а также взаимодействие по этим вопросам с другими министерскими департаментами, государственными и частными институтами на международном, национальном, региональном и локальном уровнях; оказание помощи жертвам дискриминации; создание механизмов для совместной деятельности по обучению работников общественных администраций. Особое внимание уделяется сфере образования, где дискриминационные процессы проявляют себя наиболее ярко. Немаловажным аспектом является функция координации и проведения государственной политики в рамках ключевых программ Европейского союза.

Следующим органом, активно работающим в выше обозначенной сфере, является Совет по распространению идей равноправия и борьбе с дискриминацией по расовым и этническим признакам (Consejo para la promoción de la igualdad de trato y no discriminación de las personas por el origen racial o étnico), созданный в 2007 г., действующий как коллегиальный орган Главной общественной администра-

ции государства и формально относящийся к Главному управлению по равноправию. Предпосылкой к созданию подобной структуры явилось утверждение органами Европейского союза Директивы 2000/43 ЕС [5]. Статья 13 данного документа обязала каждое государство - член ЕС сформировать специальные органы, которые контролировали бы вопросы, связанные с проявлением расовой и этнической дискриминации. Власти Испании интегрировали директиву в национальную законодательную базу в конце 2003 г. Об этом свидетельствует Закон 62/2003 от 30 декабря об административных фискальных мерах и социальном заказе [6]. Глава 3, раздел 2 данного закона посвящены обсуждению необходимости соблюдения «принципа равного обращения и недискриминации». Статья 33 обозначила необходимость создания коллегиального органа, объединяющего в себе министерства и государственные организации, деятельность которых так или иначе связана с обеспечением равенства по этническому и расовому признаку.

Деятельность Совета регулируется рядом нормативных документов: Королевский указ 1262/2007 от 21 сентября - регламентирует состав, полномочия и режим работы Совета по поощрению равного обращения и недискриминации по признаку расы или этнического происхождения [7], Королевский указ 1044/2009 от 29 июня, который изменяет Королевский указ 1262/2007 от 21 сентября [8], Приказ SSI / 1075/2013 от 4 июня о назначении г-на Фернандо Рей Мартинеса Председателем Совета по поощрению равного обращения и недискриминации лиц по расовому или этническому происхождению [9]. В 2014 г. организация была переименована в Совет по ликвидации расовой или этнической дискриминации и была фактически прикреплена к автономному Институту по проблемам женщин и равных возможностей [10].

В состав Совета входят: администрации регионального уровня, такие как Генеральный технический секретариат Министерства юстиции, Главное управление внутренней политики МВД, Генеральный технический секретариат Министерства развития, Главное управление территориальной оценки и сотрудничества Министерства образования, культуры и спорта, Генеральный секретариат иммиграции и эмиграции Министерства занятости и социального обеспечения, Главное управление по обслуживанию семьи и детей Министерства здравоохранения, социальной политики и равноправия. Кроме того, в рамках Совета действует ряд местных администраций, профсоюзы, деловые организации и автономные сообщества, которые представлены Главным управлением социальных служб и помощи наркоманам Автономного сообщества Андалусия, Главным управлением по вопросам равенства, женщин и молодежи Автономного сообщества Кантабрия, Институтом женщин Кастилии -Ла Манча, Женским институтом Эстремадура.

Основной целью Совета является соблюдение и продвижение принципа равного обращения и недискриминации людей по расовому и этническому признаку в сфере здравоохранения, образования, занятости и обучения, социальных услуг и т.д. Работа организации имеет определенную структуру: пленарное заседа-

ние, члены которого принимают стратегические решения, постоянная комиссия, осуществляющая подготовку к пленарным заседаниям, а также четыре рабочих группы, которые занимаются консультацией пленума и контролем действий в сфере законодательства, обработки и передачи информации, составление исследований и отчетов, помощь жертвам дискриминации.

Совет осуществляет целый ряд важных и разнообразных функций. Во-первых, Совет занимается обработкой запросов жертв дискриминации и их консультированием. Во-вторых, одной из основных функций является активное содействие мерам, способствующим равному обращению и искоренению дискриминации. В этой сфере Совет разрабатывает предложения и рекомендации по решению обозначенных вопросов. Здесь необходимо отметить следующие аспекты: предварительный анализ существующих правил в данной области, предоставление консультаций и подробной информации о существующей антидискриминационной практике, продвижение и распространение знаний с помощью учебных мероприятий, а также налаживание механизмов сотрудничества и обмена информацией с соответствующими организациями и структурами различного уровня и, наконец, выдвижение инициатив и рекомендаций по внедрению и развитию планов и программ борьбы с дискриминацией. В-третьих, в функции Совета входит строгая ежегодная отчетность перед Министерством по вопросам равноправия [11].

В целом деятельность Совета можно проследить по его рабочим программам. Одна из подобных программ была составлена на период 2013-2015 гг. Согласно рабочему плану действия Совета были сконцентрированы на пяти основных направлениях [12]:

- помощь жертвам дискриминации (развитие службы помощи жертвам дискриминации, работа над расширением деятельности службы, в том числе поиск ресурсов для пострадавших);

- исследования, доклады, рекомендации (подготовка отчетов о формировании новых законопроектов или инструментов государственной политики, связанных с продвижением принципа равного обращения, выдвижение собственных экспертных рекомендаций по искоренению дискриминации);

- сотрудничество, обучение, просвещение (широкое распространение информации о деятельности Совета в обществе, взаимодействие со СМИ и распространение положительной информации об этнических и расовых меньшинствах, обучение принципу равного обращения, подготовка образовательных материалов о равном обращении и недискриминации);

- институциональное направление (углубление взаимодействия с организациями и другими ключевыми агентами для борьбы с дискриминацией);

- улучшение внутреннего взаимодействия между различными структурами [13].

В числе планируемых мероприятий на 2014 г. были указаны рекомендации по борьбе с расизмом в ходе избирательных кампаний, расширение участия Совета в деятельности международных организаций, отстаивающих права человека, развитие социальных сетей организации, проведение ряда учебных меро-

приятий. Однако после декабря 2013 г. деятельность Совета была фактически заморожена, вплоть до 2018 г., когда новым Председателем был избран Ан-хелес Соланес. Соланес отметил нарастающую потребность общества в возобновлении работы Совета как одного из ключевых агентов продвижения борьбы с расизмом и ксенофобией и указал на необходимость углубления сотрудничества между его членами [14]. Он также представил собственные разработки по правовым аспектам мультикультурализма, миграционной политики, равенства и разнообразия, гражданства и т.д. Присутствовавший на встрече Генеральный директор по вопросам равноправия и разнообразия Игнасио Сола подтвердил готовность министерства бороться с дискриминацией, особенно в современных условиях, когда, по словам директора, все больше внимания в обществе уделяется вопросам расизма и ксенофобии.

Еще одним ключевым ведомством, непосредственно задействованным в вопросах борьбы с разными формами дискриминации, является Министерство труда, миграции и социального обеспечения (Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social). В рамках данного Министерства основным органом, отвечающим за работу с мигрантами, является Главный секретариат иммиграции и эмиграции, в него входят Секретариат по вопросам миграции, Секретариат социального обеспечения и Секретариат по вопросам занятости. В контексте выбранной темы наибольший интерес представляет Секретариат по вопросам миграции, к которому относятся Главное управление по вопросам интеграции и гуманитарной помощи (Dirección General de Integración y Atención Humanitaria), Главное управление по вопросам миграции (Dirección General de Migraciones) и Постоянная миграционная обсерватория (Observatorio Permanente de la Inmigración) [15].

Главное управление по вопросам интеграции и гуманитарной помощи состоит из целого ряда подразделений, отвечающих за отдельные аспекты взаимодействия с иммигрантами. Данное ведомство отвечает за планирование, развитие и управление национальной системой комплексного приема и интеграции лиц, ищущих убежища, беженцев и других лиц, пользующихся международной защитой, лиц без гражданства и лиц, находящихся под режимом временной защиты. Решает вопросы, связанные с распределением государственных субсидий и сотрудничает с государственными и частными организациями в этой сфере, разрабатывает и управляет программами, связанными с возвращением эмигрантов, воссоединением семей, а также приемом и интеграцией легальных трудовых мигрантов. Отвечает за руководство и осуществляет мониторинг деятельности центров временного проживания иммигрантов и приютов для беженцев [16].

Испанская Обсерватория по вопросам расизма и ксенофобии (Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia - Oberaxe) была учреждена в соответствии со статьей 71 закона «О правах и свободах иностранцев в Испании и их социальной интеграции» от 11 января 2000 г. В настоящий момент входит в состав Главного управления по вопросам интеграции и гуманитарной помощи [17].

Обсерватория выполняет следующие функции: сбор и анализ информации об актах расизма и ксенофобии с целью выяснения текущей ситуации и последующего прогноза ее развития; распространение принципа равных возможностей и борьба с дискриминацией, а также противодействие расизму и ксенофобии; сотрудничество и координация с определенными государственными и частными институтами на государственном и международном уровне в сфере предотвращения и искоренения расизма и ксенофобии.

В своей деятельности Обсерватория руководствуется Всесторонней стратегией борьбы с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и другой связанной с ними нетерпимостью, утвержденной Советом министров 4 ноября 2011 г. Появление данной Стратегии было обусловлено как этнической неоднородностью Испании, так и международными обязательствами, принятыми в этой сфере. Интересно отметить, что в период с 2010 по 2013 г. Испания была членом Совета по правам человека [18].

С 2007 г. Обсерватория периодически публикует отчеты, в которых анализируются результаты опросов об отношении к иммиграции, что позволяет проследить определенную динамику и закономерности. Опросы проводит Центр социологических исследований по заказу Главного секретариата иммиграции и эмиграции [19]. Кроме того, на сайте Обсерватории можно найти большое количество материалов, посвященных преступлениям, совершенным на почве ненависти, таких как ежегодные отчеты о подобных преступлениях в Испании, мероприятия, проводимые для борьбы с ними, и нормативно-правовая база, регулирующая эти вопросы [20].

Что касается конкретных проектов, в которых была задействована Обсерватория, следует отметить «Тренинг по выявлению и регистрации расистских инцидентов (РШЖ)». Цель этого проекта состояла в том, чтобы улучшить подготовку сотрудников правоохранительных органов в вопросах равного обращения и борьбе с расовой или этнической дискриминацией посредством выявления и регистрации инцидентов в этой сфере. Проект был софинансирован Европейским Союзом в рамках Программы борьбы с дискриминацией и реализован в 2012 г. в тесном сотрудничестве между министерствами, органами и силами безопасности, а также неправительственными организациями.

Итогом деятельности данного проекта стала публикация «Руководства», в котором содержалась подробная информация о регистрации случаев расизма или ксенофобии, перечислялись действия полиции, необходимые для выявления этих инцидентов и дальнейшей работы с ними. Было подготовлено 165 инструкторов, которые, в свою очередь, обучили более чем 22 000 сотрудников Гражданской гвардии, Корпуса национальной полиции, Автономной полиции Страны басков, Каталонии и Наварры и местной полиции. Кроме того, содержание данного тренинга было включено в учебный процесс школ подготовки и повышения квалификации сотрудников органов правопорядка [21].

В период с 2017 по 2019 г. Обсерватория выступала координатором в проекте «Близкая полиция против расизма, ксенофобии и других форм нетерпимости». Наряду с Испанией в нем участвовали такие европейские страны, как Латвия, Эстония, Португалия, Италия, Финляндия, Болгария и Великобритания. Европейский союз осуществлял финансирование данного проекта в рамках программы «Права, равенство и гражданство» Генерального директората юстиции Европейской комиссии, принятой в 2016 г. Основная цель и идея проекта состояли в том, что именно муниципальная полиция поддерживает гораздо более тесные отношения с местным сообществом и лучше знает его особенности и проблемы, что может иметь ключевое значение для информирования о случаях расизма, ксенофобии и других форм нетерпимости и их предотвращения.

По итогам деятельности было подготовлено сравнительное исследование, в котором были проанализированы лучше практики по борьбе с расизмом, ксенофобией и другими видами дискриминации, реализованные в странах - участницах проекта. Была создана Программа по взаимообмену опытом и обучению для местных властей и в особенности полиции, а также подготовлено методическое руководство, включающее рекомендации и определяющее основные направления деятельности [22].

Кроме того, Обсерватория совместно с Главным управлением по вопросам интеграции и гуманитарной помощи участвуют в таком крупномасштабном проекте, как «Дискурс ненависти, расизма и ксенофобии: механизмы оповещения и скоординированные действия (ALRECO)», одобренном Европейской комиссией в рамках реализации программы «Права, равенство и гражданство (REC)», специально предназначенной для национальных органов власти.

Срок реализации проекта рассчитан на два года - с 1 ноября 2018 г. по 31 октября 2020 г. Финансирование проекта составляет 262 97390 евро, из которых ЕС вносит 210 37500 евро (80%). Целью проекта являются повышение эффективности государственных органов в сфере выявления, анализа, мониторинга и оценки фактов разжигания ненависти в интернете, а также разработка общих стратегий борьбы с расизмом, ксенофобией, исламофоби-ей или антисемитизмом [23].

В рамках деятельности данной Обсерватории стоит отметить Ресурсный центр по борьбе с дискриминацией (Centro de Recursos Antidiscriminación -CREADI), оказывающий юридическую, психологическую, консультативную, информационную и посредническую помощь жертвам расизма и ксенофобии [24]. Кроме того, Обсерватория координирует деятельность национального контактного пункта Европейской миграционной сети. Это способствует более эффективному взаимодействию на европейском и международном уровне при подготовке отчетов и предоставлении статистических данных [25].

К органам антидискриминационной политики относится также Главное подразделение по вопросам интеграции и институциональных отношений (Subdirección General de Integración y Relaciones

Institucionales), подчинящееся непосредственно Главному управлению по вопросам интеграции и гуманитарной помощи Министерства труда, миграции и социального обеспечения. Оно способствует распространению и реализации политики, направленной на борьбу с дискриминацией и создание равных возможностей посредством проведения программ при участии неправительственных организаций, локальных учреждений и дотаций из Европейского фонда интеграции, Европейского социального фонда и Европейского фонда беженцев [26].

И завершая анализ ключевых министерств Королевства Испании, занимающихся противодействием расизму и ксенофобии, стоит рассмотреть Министерство внутренних дел. Данное министерство имеет достаточно разветвленную и сложную структуру, поэтому хотелось бы подробнее остановиться на основных секретариатах, задействованных именно в сфере борьбы с различными формами дискриминации.

На настоящий момент пост министра внутренних дел занимает уроженец города Бильбао Фернандо Гранде-Марласка Гомес [27]. Основными функциями министра являются разработка и реализация государственной политики в сфере общественной безопасности, формирование условий для реализации основных прав человека, а также осуществление командования силами государственной безопасности. Министерство подвергалось неоднократной реструктуризации, последний закон, закрепляющий его структуру и функции, был принят 27 июля 2018 г. [28].

Одним из руководящих органов является Кабинет министра, который контролирует деятельность канцелярии и координирует отношения между институтами, в том случае когда необходимо прямое вмешательство министра внутренних дел [29]. Министру непосредственно подчиняется Служба связи, директор которой является официальным представителем МВД. Кроме того, Служба осуществляет и согласовывает общественную и информационную деятельность отдельных служб департамента взаимодействует со средствами массовой информации, распространяет общую информацию отдела, отвечает за наполнение контента официального сайта [30].

Секретариат государственной безопасности и Секретариат заместителя министра внутренних дел являются ключевыми органами, подчиняются непосредственно министру внутренних дел и контролируют деятельность всех остальных учреждений. В свою очередь, Секретариату государственной безопасности подчиняются Главное управление полиции, Главное управление Гражданской гвардии, Главный секретариат по пенитенциарным учреждениям, Главное управление по международным отношениям и делам иностранцев. К Секретариату заместителя министра внутренних дел ведомственно относятся: Главное управление по внутренней политике, Главное управление по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, Главное управление по оказанию помощи жертвам терроризма, Главное управление безопасности дорожного движения и Технический кабинет. Кроме того, Министерству внутренних дел подчиняются Национальный центр координации борьбы про-

тив терроризма, Национальная школа гражданской обороны, Национальный центр информации и документации и Европейский центр социальных исследований чрезвычайных положений [29].

Рассматривая функции Секретариата государственной безопасности в целом, стоит отметить, что он отвечает за создание условий для соблюдения основных прав и свобод человека, особенно в отношении свободы и личной безопасности; осуществляет командование силами государственной безопасности, координацию и мониторинг их деятельности; управляет международным полицейским сотрудничеством; отвечает за взаимодействие с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (ЕКПП); осуществляет полномочия в сфере административных наказаний.

Следует подчеркнуть особую роль такого вспомогательного и консультативного органа, как Кабинет координации и исследований, входящий в состав Секретариата государственной безопасности. Он отвечает за подготовку инструкций, генеральных и оперативных планов по защите безопасности граждан; собирает статистические данные о преступности и подготавливает отчеты, разрабатывает план учебных мероприятий для сотрудников органов безопасности; координирует деятельность Национальной полиции, Гражданской гвардии и автономных полиций, направленных на защиту наиболее уязвимых групп населения. Данный отдел также выступает в роли испанского Центра европейской полицейской академии, поддерживает связи с аналогичными центрами Европейского союза и других стран, развивает сотрудничество с университетами [31].

В свою очередь, в 2018 г. в рамках Кабинета координации и исследований Секретариата государственной безопасности было создано отдельное Национальное управление по борьбе с преступлениями на почве ненависти. Данное подразделение занимается сбором и анализом информации для дальнейшей разработки общественных инициатив, которые позволяют предотвратить и искоренить преступления на почве ненависти, а также обобщением передового опыта в этой сфере на национальном и международном уровнях. Подготавливает и публикует исследования и доклады об общей ситуации с преступлениями на почве ненависти для выявления тенденций и закономерностей. Способствует взаимодействию органов национальной и региональной безопасности, а также других государственных и частных организаций, в том числе с международными структурами. Разрабатывает и внедряет основные принципы, которыми должны руководствоваться сотрудники правоохранительных органов в выявлении и расследовании инцидентов, которые могут быть квалифицированы как преступления на почве ненависти [32].

Особый интерес в связи с выбранной темой исследования представляет Главное управление по международным отношениям и делам иностранцев. Данное управление включает в себя Главное подразделение по международной полицейской кооперации и Главное управление по иммиграции и делам ино-

странцев. Если рассматривать фунуции управления в целом, то оно отвечает за международный аспект деятельности министерства и взаимодействие министра с властями других правительств в рамках их полномочий, продвигает и обсуждает проекты, финансируемые европейскими фондами и международными организациями.

Главное подразделение по международной полицейской кооперации отвечает за координацию международного полицейского сотрудничества, определяющей программы действий технических органов МВД, существующих в дипломатических миссиях, а также их внутреннюю структуру и бюджет. Главное управление по иммиграции и делам иностранцев, входящее в состав Главного управления по международным отношениям и делам иностранцев, руководит участием представителей Министерства в группах и комитетах Совета ЕС, осуществляет мониторинг выполнения решений сообщества, взаимодействует с властями других государств в сфере своей компетенции, согласовывает действия с Министерством иностранных дел и сотрудничества [33].

Секретариат заместителя министра внутренних дел является вторым по важности органом, отвечающим за координацию деятельности нижестоящих отделов и решение кадровых вопросов, он контролирует электоральные процессы в пределах своей компетенции, регистрирует политические партии и занимается вопросами их финансирования, взаимодействует с представителями Правительства, осуществляет политику в сферах безопасности дорожного движения, гражданской обороны и защиты населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, секретариат оказывает помощь и поддержку жертвам терроризма [34].

Важным органом, действующим в рамках Секретариата заместителя министра внутренних дел, служит Главное управление по оказанию помощи жертвам терроризма, основными задачами которого являются: оказание помощи и поддержки жертвам терроризма, связанной с комплексной защитой и сотрудничеством с различными государственными органами, а также информирование граждан о полномочиях МВД. В состав данного управления входят Главное подразделение по оказанию помощи жертвам терроризма и Главное подразделение по оказанию помощи жертвам терроризма и гражданам. В функции первого входит: сотрудничество с ассоциациями, фондами и другими государственными и частными учреждениями, целью которых является привлечение внимания к жертвам терроризма; взаимодействие с соответствующими органами центральной исполнительной власти по вопросам оказания помощи и поддержки жертвам терроризма для обеспечения полной защиты потерпевших; взаимодействие с отделениями судов и прокуратур по данным вопросам.

Главное подразделение по оказанию помощи жертвам терроризма и гражданам занимается информированием жертв терроризма относительно возможности получения государственной помощи; управлением и координацией деятельности информационных бюро и ведением базы данных; решением вопросов о

предоставлении компенсации лицам, пострадавшим от террористических актов; документальной и технической поддержкой информбюро, содействием обмену информационными материалами между ними и распространению публикаций и других средств массовой информации [35. C. 93].

Свою роль в отстаивании принципа недискриминации играет и Межведомственная комиссия по делам иностранных граждан (Comisión Interministerial de Extranjería) [36], которая действует при Министерстве внутренних дел. Данный орган действует в качестве коллегиальной структуры. В отличие от Совета по ликвидации расовой или этнической дискриминации, основной функцией Комиссии является обсуждение, анализ всех инициатив и предложений, исходящих от остальных департаментов министерств, чья деятельность связана с иммиграцией и работой с иностранными гражданами. Кроме того, структура осуществляет информирование всех департаментов по вышеозначенным вопросам. Важной задачей Комиссии представляется мониторинг и разработка мероприятий не только в рамках Европейского Союза, но и в других международных организациях, впрочем, интересы Испании занимают не последнее место в деятельности данного органа. Председателем комиссии является Секретарь по вопросам иммиграции и эмиграции.

Проанализировав структурно-функциональные особенности ключевых министерств Испании, действующих в области противодействия различным видам нетерпимости, можно сказать, что данной теме действительно уделяется довольно пристальное внимание. Связано это не только с тем, что такие проблемы существуют и признаются в испанском обществе, но и с международными обязательствами, взятыми на себя Испанией в этой сфере. Касается это не только соответствующих конвенций и соглашений, но и некоторых программ, которые финансируются Европейским союзом, например «Дискурс ненависти, расизма и ксенофобии: механизмы оповещения и скоординированные действия (AL-RE-CO)». Появление такого интересного коллегиального органа, как Совет по ликвидации расовой и этнической дискриминации, было связано непосредственно с Директивой ЕС, предписывающей странам-членам создать орган, занимающийся вопросами расовой и этнической дискриминации. Равно как и Всесторонняя стратегия борьбы с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией, была утверждена в период, когда Испания была членом Совета по правам человека.

Несмотря на то что у всех министерств есть такие общие направления деятельности, как налаживание более тесного взаимодействия с гражданским обществом и улучшение его информированности о различных формах дискриминации и нетерпимости, а также дальнейших действиях, в случае возникновения подобных инцидентов каждому из них присуща некоторая специфика. Министерство президентства по связям с судами и вопросам равноправия занимается довольно широким спектром вопросов от гендерного равноправия до предоставления равных возможностей пожилым людям и людям с

ограниченными возможностями в экономике, образовании, здравоохранении, политике и т.д. В рамках Министерства труда, миграции и социального обеспечения осуществляется основная работа по взаимодействию с мигрантами, лицами, ищущими убежища, беженцами, лицами без гражданства и лицами, находящимися под режимом временной защиты. Взаимодействие включает в себя как накопление, систематизацию и анализ информации об отношении принимающего общества к мигрантам и возникающим в этой сфере проблемам, так и опрос самих мигрантов.

Обсерватория по вопросам расизма и ксенофобии действует как связующее звено между Министерством труда, миграции и социального обеспечения и Министерством внутренних дел, участвуя в различных проектах, направленных на подготовку сотрудников правоохранительных органов для более эффективного выявления и работы с преступлениями на почве ненависти и инцидентами дискриминации различных видов. Министерство внутренних дел максимально задействовано в практическом аспекте защиты наиболее уязвимых групп населения, а также борьбы с преступлениями на почве ненависти. В период активной террористической деятельности ЭТА большое значение имело Главное управление по оказанию помощи жертвам терроризма. И соответственно с целью более эффективного взаимодействия всех этих министерств действуют такие коллегиальные органы, как Межведомственная комиссия по делам иностранных

граждан и Совет по ликвидации расовой или этнической дискриминации.

Исходя из анализа, проведенного в данной работе, можно сделать вывод: дискриминация - многоаспектное явление, последствия которого затрагивают не только отдельных индивидов или группы, в отношении которых она проявляется, но и косвенно влияют на общество и социально-политический климат в целом. По этой причине антидискриминационные меры являются обязательными для осуществления комплексной государственной политики. На государственном уровне в Испании действует целая разветвленная сеть институтов и организаций, занимающихся вопросами предотвращения и борьбы с проявлениями дискриминации, где ключевую роль играют три Министерства, подробно рассмотренные в данной статье. Все это реализуется с опорой не только на локальную законодательную базу, но на международные договора и соглашения с международными организациями, функционал которых включает в себя борьбу с проявлениями различных форм нетерпимости. Развитая институциональная структура и внедрение новых специализированных организаций повышают эффективность государственных мер Испании в борьбе с дискриминацией и нетерпимостью. Кроме того, большое количество проектов по борьбе с расизмом и ксенофобией, ежегодно получающих финансирование со стороны государства и ЕС, также свидетельствуют о том, что этой сфере уделяется весьма пристальное внимание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Real Decreto 816/2018, de 6 de julio, por el que se desarrolla la estructura orgánica básica del Ministerio de la Presidencia, Relaciones con las

Cortes e Igualdad. URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2018-9464 (дата обращения: 03.12.2019).

2. La secretaria de Estado de Igualdad inaugura un encuentro de mujeres líderes en innovación digital // Ministerio de la Presidencia, Relaciones con

las Cortes e Igualdad. Martes 11 de septiembre de 2018. URL: https://www.mpr.gob.es/igualdad/Paginas/2018/110918-innovacion.aspx (дата обращения: 03.12.2019).

3. La secretaria de Estado de Igualdad se reúne con las asociaciones de mujeres para abordar las medidas del Pacto de Estado contra la violencia de

género // Ministerio de la Presidencia, Relaciones con las Cortes e Igualdad. Viernes 7 de septiembre de 2018. URL: https://www.mpr.gob.es/igualdad/Paginas/2018/070918asociacionesdemujer.aspx (дата обращения: 03.12.2019).

4. Real Decreto 1887/2011, de 30 de diciembre, por el que se establece la estructura orgánica básica de los departamentos ministeriales // Boletin

Oficial del Estado. 2011. № 315. Sec. I. P. 146675.

5. Directiva 2000/43/CE del Consejo, de 29 de junio de 2000, relativa a la aplicación del principio de igualdad de trato de las personas

independientemente de su origen racial o étnico // EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ES/TXT/?uri=CELEX% 3A32000L0043 (дата обращения: 03.12.2019).

6. Ley 62/2003, de 30 de diciembre, de medidas fiscales, administrativas y del orden social // Noticias Jurídicas. URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Admin/l62-2003.html (дата обращения: 03.12.2019).

7. Real Decreto 1262/2007, de 21 de septiembre, por el que se regula la composición, competencias y régimen de funcionamiento del Consejo para la

Promoción de la Igualdad de Trato y no Discriminación de las Personas porel Origen Racial o Étnico // Boletin Oficial del Estado. URL: http://www.igualdadynodiscriminacion.igualdad.mpr.gob.es/ elConsejo/antecedentes/pdf/rd_1262_2007.pdf (дата обращения: 03.12.2019).

8. Real Decreto 1044/2009, de 29 de junio, por el que se modifica el Real Decreto 1262/2007, de 21 de septiembre, por el que se regula la

composición, competencias y régimen de funcionamiento del Consejo para la Promoción de la Igualdad de Trato y no Discriminación de las Personas por el Origen Racial o Étnico // Boletin Oficial del Estado. URL: http://www.igualdadynodiscriminacion. igualdad.mpr.gob.es/elConsejo/antecedentes/pdf/rd_1044_2009.pdf (дата обращения: 03.12.2019).

9. Orden SSI/1075/2013, de 4 de junio, por la que se nombra Presidente del Consejo para la Promoción de la Igualdad de Trato y no Discriminación

de las Personas por su Origen Racial o Étnico a don Fernando Rey Martínez // Boletin Oficial del Estado. 2013. № 142. Sec. II.A. P. 45071.

10. Ley 15/2014, de 16 de septiembre, de racionalización del Sector Público y otras medidas de reforma administrativa // Boletin Oficial del Estado. URL: https://www.boe.es/boe/dias/2014/09/17/pdfs/BOE-A-2014-9467.pdf (дата обращения: 03.12.2019).

11. Real Decreto 1262/2007, de 21 de septiembre, por el que se regula la composición, competencias y régimen de funcionamiento del Consejo para la Promoción de la Igualdad de Trato y no Discriminación de las Personas por el Origen Racial o Étnico // Boletin Oficial del Estado. 2007. № 237. P. 40190.

12. Plan de trabajo plurianual 2013-2015 // Consejo para la Eliminación de la Discriminación Racial o Étnica. URL: http://www.igualdadynodiscriminacion.igualdad.mpr.gob.es/elConsejo/actividades/pdf/plan_2013_2015.pdf (дата обращения: 03.12.2019).

13. Programa anual de actividades 2014 // Consejo para la promoción de la igualdad de trato y no discriminación de las personas por el origen racial o

étnico. URL: http://www.igualdadynodiscriminacion.igualdad.mpr.gob.es/elConsejo/actividades/pdf/Progr_anual_2014_aprobado_VF.pdf (дата

обращения: 03.12.2019).

14. Secretaría de Estado de Migraciones. Organización administrativa // Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social. URL: http://www.mitramiss.gob.es/es/organizacion/inmigracion/index.htm (дата обращения: 03.12.2019).

15. Dirección General de Integración y Atención Humanitaria. Organización administrative // Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social. URL: http://www.mitramiss.gob.es/es/organizacion/inmigracion/contenido/OM99.htm (дата обращения: 03.12.2019).

16. Dirección General de Inclusión y Atención Humanitaria // Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social. URL: http://www.mitramiss. gob.es/es/organizacion/missm/organigrama/migraciones/contenido/OM99.htm (дата обращения: 03.12.2019).

17. Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia// Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social. URL: http://www.mitramiss.gob.es/es/organizacion/inmigracion/contenido/OM77a.htm (дата обращения: 03.12.2019).

18. Comprehensive Strategy against Racism, Racial Discrimination, Xenophobia and related Intolerance. Ministry of Labour and Immigration. Deputy Directorate General for Administrative Information and Publications: Madrid, 2011.

19. Análisis de la situación // Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. URL: http://www.mitramiss.gob.es/oberaxe/ es/ejes/analisis/index.htm (дата обращения: 03.12.2019).

20. Incidentes y delitos de odio. Ejes prioritarios // Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. URL http://www.mitramiss.gob.es/ oberaxe/es/ejes/delitosodio/index.htm (дата обращения: 03.12.2019).

21. Fuerzas y cuerpos de seguridad. Proyecto «Formación para la Identificación y Registro de Incidentes Racistas» (FIRIR) // Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. URL: http://www.mitramiss.gob.es/oberaxe/es/ejes/coordinacion/index.htm (дата обращения: 03.12.2019).

22. Proyecto Proximity // Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. URL: http://www.mitramiss.gob.es/oberaxe/ es/ejes/ffccs/proximity/index.htm (дата обращения: 03.12.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. ALRECO // Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. URL: http://www.mitramiss.gob.es/oberaxe/es/ejes/delitosodio/alreco/index.htm (дата обращения: 03.12.2019).

24. Funciones // Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. Ministerio de Empleo y Seguridad Social. URL: http://www.oberaxe. es/funciones/ (дата обращения: 03.12.2019).

25. Observatorio Permanente de la Inmigración // Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social. URL: http://www.mitramiss. gob.es/es/organizacion/inmigracion/contenido/OM77b.htm (дата обращения: 03.12.2019).

26. Subdirección General de Integración de los Inmigrantes // Ministerio de Empleo y Seguridad Social. URL: http://www.empleo.gob.es/ es/organizacion/inmigracion/contenido/OM16.htm (дата обращения: 03.12.2019).

27. Fernando Grande-Marlaska Gómez // Ministerio del Interior. URL: http://www.interior.gob.es/es/el-ministerio/ministro/biografia (дата обращения: 03.12.2019).

28. Real Decreto 952/2018, de 27 de julio, por el que se desarrolla la estructura orgánica básica del Ministerio del Interior // Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2018-10755 (дата обращения: 03.12.2019).

29. Organigrama // Ministerio del Interior. URL: http://www.interior.gob.es/es/el-ministerio/organigrama

30. Oficina de Comunicación // Ministerio del Interior. URL: http://www.mir.es/MIR/estrorganica/estructura/ministro/oris.html (дата обращения: 03.12.2019).

31. Secretaria de Estado de Seguridad // Ministerio del Interior. URL: http://www.interior.gob.es/es/el-ministerio/funciones-y-estructura/secretaria-de-estado-de-seguridad (дата обращения: 03.12.2019).

32. Instruccion num. 1 /2018 De la Secretaria de Estado de Seguridad, por la que se crea la Oficina Nacional de lucha contra los delitos de odio. Secretaria de Estado de Seguridad. Ministerio del Interior. 05.02.2018. URL: https://comaformacion.es/wp-content/uploads/2018/03/OFICINA-NACIONAL-LUCHA-CONTRA-DELITOS-DE-ODIO_1 .pdf (дата обращения: 03.12.2019).

33. Dirección General de Relaciones Internacionales y Extranjería // Ministerio del Interior. URL: http://www.interior.gob.es/es/el-ministerio/ funciones-y-estructura/secretaria-de-estado-de-seguridad/direccion-general-de-relaciones-internacionales-y-extranjeria (дата обращения: 03.12.2019).

34. Subsecretaría del Interior // Ministerio del Interior. URL: http://www.interior.gob.es/estructura-organica-87/subsecretaria-del-interior-1193 (дата обращения: 03.12.2019).

35. Цымбалова А.Е. Этнополитическая безопасность Королевства Испания: концепции, институты и технологии : дис. ... канд. полит. наук. Нижний Новгород, 2013. 197 c.

36. Real Decreto 511/1992, de 14 de mayo, por el que se crea la Comisión Interministerial de Extranjería. URL: https://boe.vlex.es/vid/comision-interministerial-extranjeria-228651743 (дата обращения: 03.12.2019).

Статья представлена научной редакцией «Социология и политология» 22 сентября 2020 г.

The Kingdom of Spain's Key Ministries of on Combating Racism, Xenophobia and Other Types of Discrimination: Activities and Structures

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2020, 460, 97-106. DOI: 10.17223/15617793/460/12

Alexandra A. Ashmarina, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russian Federation). E-mail: al.west@yandex.ru

Anna E. Tsymbalova, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russian Federation). E-mail: tsimba-lova.n@gmail.com

Keywords: racism; xenophobia; anti-discrimination; hate crime; ministries; program; Kingdom of Spain.

The article focuses on the study the structural and functional characteristics of three departments: the Ministry of Labor, Migration and Social Security; the Ministry of Internal Affairs; and the Ministry of the Presidency for Relations with Courts and Equality Issues, because these ministries directly control and regulate activities in the field of combating discrimination and intolerance. The aim of the article is to study the structure and various aspects of cooperation between these ministries, with particular attention to the implementation of special programs to combat various types of discrimination. The article was prepared using original sources, such as official electronic resources of the key ministries and institutions, regulatory documents, draft programs on combating discrimination and intolerance, agreements between Spain and international organizations. The plans and reports of the police, which reflect the main measures taken to combat racism and xenophobia, were analyzed. The study is based on an institutional approach, which allows carrying out a comprehensive analysis of the activities of Spanish public institutions and organizations in the field of combating discrimination and intolerance at the state, autonomous and city levels. The study employed the general scientific methods of analysis to highlight the key areas of activity of the ministries and to study them comprehensively, comparison to identify the general and specific functions of each of the organs, and generalization to identify the most common directions of anti-discrimination policy in Spain. In the course of the study, the authors develop the thesis that discrimination is a multidimensional phenomenon, the consequences of which affect not only individuals or groups, suffering from discrimination, but also, indirectly, society and the sociopolitical climate in general. Anti-discrimination measures are obligatory for the implementation of a comprehensive public policy, but, despite the presence of common functionality, the key ministries involved in this area have their own specifics. As a result of the study, the au-

thors come to the conclusion that Spain has an extensive network of institutions and organizations dealing with the prevention and fight against various types of intolerance and discrimination. This network operates based not only on the local legislative basis, but also on international treaties and agreements with international organizations. The well-developed institutional structure and the intraduction of new specialized organizations increase the effectiveness of government's measures. The large number of projects to combat racism and xenophobia, which annually receive funding from the state and the EU, indicate that this area is receiving very close attention.

REFERENCES

1. Boe.es. (2018) Real Decreto 816/2018, de 6 de julio, por el que se desarrolla la estructura orgánica básica del Ministerio de la Presidencia, Rela-

ciones con las Cortes e Igualdad. [Online] Available from: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2018-9464. (Accessed: 03.12.2019).

2. Ministerio de la Presidencia, Relaciones con las Cortes e Igualdad. (2018) La secretaria de Estado de Igualdad inaugura un encuentro de mujeres

líderes en innovación digital. [Online] Available from: https://www.mpr.gob.es/igualdad/Paginas/2018/110918-innovacion.aspx. (Accessed: 03.12.2019).

3. Ministerio de la Presidencia, Relaciones con las Cortes e Igualdad. (2018) La secretaria de Estado de Igualdad se reúne con las asociaciones de

mujeres para abordar las medidas del Pacto de Estado contra la violencia de género. [Online] Available from: https://www.mpr.gob.es/igualdad/Paginas/2018/070918asociacionesdemujer.aspx. (Accessed: 03.12.2019).

4. Boletin Oficial del Estado. (2011) Real Decreto 1887/2011, de 30 de diciembre, por el que se establece la estructura orgánica básica de los depar-

tamentos ministeriales. 315. Sec. I. p. 146675.

5. EUR-Lex. (2000) Directiva 2000/43/CE del Consejo, de 29 de junio de 2000, relativa a la aplicación del principio de igualdad de trato de las per-

sonas independientemente de su origen racial o étnico. [Online] Available from: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ES/TXT/?uri=CELEX% 3A32000L0043. (Accessed: 03.12.2019).

6. Noticias Jurídicas. (2003) Ley 62/2003, de 30 de diciembre, de medidas fiscales, administrativas y del orden social. [Online] Available from:

http://noticias.juridicas.com/base_datos/Admin/l62-2003.html. (Accessed: 03.12.2019).

7. Boletin Oficial del Estado. (2007) Real Decreto 1262/2007, de 21 de septiembre, por el que se regula la composición, competencias y régimen de

funcionamiento del Consejo para la Promoción de la Igualdad de Trato y no Discriminación de las Personas porel Origen Racial o Étnico. [Online] Available from: http://www.igualdadynodiscriminacion.igualdad.mpr.gob.es/elConsejo/antecedentes/pdf/rd_1262_2007.pdf. (Accessed: 03.12.2019).

8. Boletin Oficial del Estado. (2009) Real Decreto 1044/2009, de 29 de junio, por el que se modifica el Real Decreto 1262/2007, de 21 de septiembre,

por el que se regula la composición, competencias y régimen de funcionamiento del Consejo para la Promoción de la Igualdad de Trato y no Discriminación de las Personas por el Origen Racial o Étnico. [Online] Available from: http://www.igualdadynodiscriminacion. igual-dad.mpr.gob.es/elConsejo/antecedentes/pdf/rd_1044_2009.pdf. (Accessed: 03.12.2019).

9. Boletin Oficial del Estado. (2013) Orden SSI/1075/2013, de 4 de junio, por la que se nombra Presidente del Consejo para la Promoción de la Igual-

dad de Trato y no Discriminación de las Personas por su Origen Racial o Étnico a don Fernando Rey Martíne. 142. Sec. II.A. p. 45071.

10. Boletin Oficial del Estado. (2014) Ley 15/2014, de 16 de septiembre, de racionalización del Sector Público y otras medidas de reforma administrativa. [Online] Available from: https://www.boe.es/boe/dias/2014/09/17/pdfs/BOE-A-2014-9467.pdf. (Accessed: 03.12.2019).

11. Boletin Oficial del Estado. (2007) Real Decreto 1262/2007, de 21 de septiembre, por el que se regula la composición, competencias y régimen de

funcionamiento del Consejo para la Promoción de la Igualdad de Trato y no Discriminación de las Personas por el Origen Racial o Étnico. 237. p. 40190.

12. Consejo para la Eliminación de la Discriminación Racial o Étnica. (2013) Plan de trabajo plurianual 2013—2015. [Online] Available from: http://www.igualdadynodiscriminacion.igualdad.mpr.gob.es/elConsejo/actividades/pdf/plan_2013_2015.pdf. (Accessed: 03.12.2019).

13. Consejo para la promoción de la igualdad de trato y no discriminación de las personas por el origen racial o étnico. (2014) Programa anual de actividades 2014. [Online] Available from: http://www.igualdadynodiscriminacion.igualdad.mpr.gob.es/elConsejo/actividades/pdf/ Progr_anual_2014_aprobado_VF.pdf. (Accessed: 03.12.2019).

14. Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social. (2019) Secretaría de Estado de Migraciones. Organización administrativa. [Online] Available from: http://www.mitramiss.gob.es/es/organizacion/inmigracion/index.htm. (Accessed: 03.12.2019).

15. Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social. (2019) Dirección General de Integración y Atención Humanitaria. Organización administrative. [Online] Available from: http://www.mitramiss.gob.es/es/organizacion/inmigracion/contenido/OM99.htm. (Accessed: 03.12.2019).

16. Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social. (2019) Dirección General de Inclusión y Atención Humanitaria. [Online] Available from: http://www.mitramiss. gob.es/es/organizacion/missm/organigrama/migraciones/contenido/OM99.htm. (Accessed: 03.12.2019).

17. Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social. (2019) Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. [Online] Available from: http://www.mitramiss.gob.es/es/organizacion/inmigracion/contenido/OM77a.htm. (Accessed: 03.12.2019).

18. Ministry of Labour and Immigration. (2011) Comprehensive Strategy against Racism, Racial Discrimination, Xenophobia and related Intolerance. Ministry of Labour and Immigration. Madrid: Deputy Directorate General for Administrative Information and Publications.

19. Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. (2019) Análisis de la situación. [Online] Available from: http://www.mitramiss. gob.es/oberaxe/es/ejes/analisis/index.htm. (Accessed: 03.12.2019).

20. Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. (2019) Incidentes y delitos de odio. Ejes prioritarios. [Online] Available from http://www.mitramiss.gob.es/oberaxe/es/ejes/delitosodio/index.htm. (Accessed: 03.12.2019).

21. Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. (2019) Fuerzas y cuerpos de seguridad. Proyecto "Formación para la Identificación y Registro de Incidentes Racistas" (FIRIR). [Online] Available from: http://www.mitramiss.gob.es/oberaxe/es/ejes/coordinacion/index.htm. (Accessed: 03.12.2019).

22. Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. (2019) Proyecto Proximity. [Online] Available from: http://www.mitramiss.gob.es/ ober-axe/es/ejes/ffccs/proximity/index.htm. (Accessed: 03.12.2019).

23. Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia. (2019) ALRECO. [Online] Available from: http://www.mitramiss.gob.es/ ober-axe/es/ejes/delitosodio/alreco/index.htm. (Accessed: 03.12.2019).

24. Observatorio Español del Racismo y la Xenofobia & Ministerio de Empleo y Seguridad Social. (2019) Funciones. [Online] Available from: http://www.oberaxe. es/funciones/. (Accessed: 03.12.2019).

25. Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social. (2019) Observatorio Permanente de la Inmigración. [Online] Available from: http://www.mitramiss. gob.es/es/organizacion/inmigracion/contenido/OM77b.htm. (Accessed: 03.12.2019).

26. Ministerio de Trabajo, Migraciones y Seguridad Social. (2019) Subdirección General de Integración de los Inmigrantes. [Online] Available from: http://www.empleo.gob.es/es/organizacion/inmigracion/contenido/OM16.htm. (Accessed: 03.12.2019).

27. Ministerio del Interior. (2019) Fernando Grande-Marlaska Gómez. [Online] Available from: http://www.interior.gob.es/es/el-ministerio/ministro/biografia. (Accessed: 03.12.2019).

28. Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. (2018) Real Decreto 952/2018, de 27 de julio, por el que se desarrolla la estructura orgánica básica del Ministerio del Interior. [Online] Available from: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2018-10755. (Accessed: 03.12.2019).

29. Ministerio del Interior. (2019) Organigrama. [Online] Available from: http://www.interior.gob.es/es/el-ministerio/organigrama. (Accessed: 03.12.2019).

30. Ministerio del Interior. (2019) Oficina de Comunicación. [Online] Available from: http://www.mir.es/MIR/estrorganica/ estructu-ra/ministro/oris.html. (Accessed: 03.12.2019).

31. Ministerio del Interior. (2019) Secretaria de Estado de Seguridad. [Online] Available from: http://www.interior.gob.es/es/el-ministerio/funciones-y-estructura/secretaria-de-estado-de-seguridad. (Accessed: 03.12.2019).

32. Ministerio del Interior. (2018) Instruccion num. 1 /2018 De la Secretaria de Estado de Seguridad, por la que se crea la Oficina Nacional de lucha contra los delitos de odio. Secretaria de Estado de Seguridad. 05.02.2018. [Online] Available from: https://comaformacion.es/wp-content/uploads/2018/03/OFICINA-NACIONAL-LUCHA-CONTRA-DELITOS-DE-ODIO_1.pdf. (Accessed: 03.12.2019).

33. Ministerio del Interior. (2019) Dirección General de Relaciones Internacionales y Extranjería. [Online] Available from: http://www.interior.gob.es/es/el-ministerio/funciones-y-estructura/secretaria-de-estado-de-seguridad/direccion-general-de-relaciones-internacionales-y-extranjeria. (Accessed: 03.12.2019).

34. Ministerio del Interior. (2019) Subsecretaría del Interior. [Online] Available from: http://www.interior.gob.es/estructura-organica-87/subsecretaria-del-interior-1193. (Accessed: 03.12.2019).

35. Tsymbalova, A.E. (2013) Etnopoliticheskaya bezopasnost' Korolevstva Ispaniya: kontseptsii, instituty i tekhnologii [Ethno-political security of the Kingdom of Spain: concepts, institutions and technologies]. Political Science Cand. Diss. Nizhny Novgorod.

36. Boe.vlex.es. (1992) Real Decreto 511/1992, de 14 de mayo, por el que se crea la Comisión Interministerial de Extranjería. [Online] Available from: https://boe.vlex.es/vid/comision-interministerial-extranjeria-228651743. (Accessed: 03.12.2019).

Received: 22 September 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.