Научная статья на тему 'Деятельность Хью Лонга на посту сенатора США (1932-1935 гг. )'

Деятельность Хью Лонга на посту сенатора США (1932-1935 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

315
46
Поделиться
Ключевые слова
"ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ" / "НОВЫЙ КУРС" Ф.Д. РУЗВЕЛЬТА / "РАЗДЕЛ БОГАТСТВ" Х.П. ЛОНГА / ЛУИЗИАНА / ОППОЗИЦИЯ Ф.Д. РУЗВЕЛЬТУ / "NEW DEAL" BY F.D. ROOSEVELT / "SHARE THE WEALTH" BY HUEY P. LONG / OPPOSITION TO F.D. ROOSEVELT

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Петров Сергей Викторович

В данной статье идет речь о деятельности политика США Хью Лонга на посту сенатора США в период с 1932-го по 1935 год. Поскольку этот период политической жизни Х.П. Лонга фактически не освещался в отечественной историографии, а упор делался на изучении его движения «Раздел богатств», анализ деятельности в Сенате дает представление о Лонге, как незаурядном политике, раскрывает слабые и сильные стороны его программы, иллюстрирует политические цели и амбиции Хью Лонга.

Текст научной работы на тему «Деятельность Хью Лонга на посту сенатора США (1932-1935 гг. )»

© Петров С.В., 2010

УДК 94(73)« 19» ББК 63.3(7Сое)6

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХЬЮ ЛОНГА НА ПОСТУ СЕНАТОРА США

(1932-1935 гг.)

С.В. Петров

В данной статье идет речь о деятельности политика США - Хью Лонга на посту сенатора США в период с 1932-го по 1935 год. Поскольку этот период политической жизни Х.П. Лонга фактически не освещался в отечественной историографии, а упор делался на изучении его движения «Раздел богатств», анализ деятельности в Сенате дает представление о Лонге, как незаурядном политике, раскрывает слабые и сильные стороны его программы, иллюстрирует политические цели и амбиции Хью Лонга.

Ключевые слова: «Великая Депрессия», «Новый Курс» Ф.Д. Рузвельта, «Раздел богатств» Х.П. Лонга, Луизиана, оппозиция Ф.Д. Рузвельту.

Хью Пиис Лонг родился 30 августа 1893 г. в городе Винфильде (в начале XX в. проживало примерно 10 тыс. жителей), штат Луизиана. Он был восьмым из девяти детей фермера среднего достатка. Винфильд являлся цитаделью популистского движения в 1890-х, социалистические идеи там были сильны в течение нескольких лет перед Первой мировой войной. Это объяснялось крайней бедностью населения, экономической безысходностью.

С юных лет Лонг был увлечен идеями, которые вышли из популистско-социалистических традиций. В 1909 г. он окончил среднюю школу в Винфильде, но, поссорившись со школьными властями, уехал перед выпуском. В средней школе ораторское искусство стало любимым предметом Хью. В шестнадцать лет он торговал вразнос книгами, мылом, бакалеей, мебелью, одеждой и крахмалом. Он не забыл низкого уровня жизни населения города, разбитых дорог, бедных школ. В течение четырех лет Хью также продавал растительное масло в своем родном городе, что позволило ему скопить деньги на дальнейшее образование. В том же году Лонг организовал соревнование по кулинарии в городе Шривпорт, победительницей стала некая Рос Макконнелл,

с которой Хью познакомился и подружился. В 1913 г. они поженились. Однажды Хью поделился с женой своими мыслями о том, что в будущем хотел бы занять государственный пост и стать губернатором, сенатором и президентом.

В 1914 г. в университете штата Оклахома Хью Лонг трехгодичный курс обучения на юридическом отделении освоил за один год. Сдав экзамены досрочно и блестяще, стал адвокатом. Он получил юридическую практику в родном штате в 1915 г., сначала в Винфильде, а позже в Шривпорте. Вскоре Хью Лонг стал известен как довольно успешный адвокат, и воспользовался этим для начала политической карьеры. Когда Соединенные Штаты объявили войну Германии в 1917 г., Лонг, поскольку он был женат и был нотариусом, а следовательно «официальным государственным лицом», в армии не служил. Материальное положение Хью в то время было довольно плачевным, поэтому в качестве приработка он продавал недорогие лекарства нуждающимся в Батон-Руже [7, р. 56-62, 97-99; 8, р. 506-508; 11, р. 32-39; 13, р. 74-89; 45, р. 28-34].

В 1918 г. он был избран членом железнодорожной комиссии штата Луизиана; и позже, через три года, способствовал расширению полномочий и сферы деятельности Комиссии, которая вскоре стала известной как Комиссия коммунального обслуживания.

В 1924 г. Хью Лонг баллотировался от Демократической партии на пост губернатора штата Луизиана, но неудачно. Губернатором был избран Генри Льюис Факуа, демократ. Он активно занимался законодательством, направленным на защиту прав афро-американцев, начало законодательству положено было еще при губернаторе Паркере. Г.Л. Факуа увеличил бюджет Университета Луизианы (LSU) в целях строительства новых учебных корпусов. Задумав строительство нового моста, он отдал подряд частной фирме - синдикату Уотсон-Уильямс, представлявшей интересы прежнего губернатора Дж. В. Сандерса. Хью Лонг использовал это «щекотливое» дело в свою пользу во время предвыборной кампании. В 1926 г. Г.Л. Факуа внезапно умер на рабочем месте, и пост губернатора занял его преемник О.Г. Симпсон [12].

Благодаря поддержке жителей Луизианы, Хью Лонг одержал победу на губернаторских выборах 1928 г., став губернатором Луизианы на четыре года. Думается, что деятельность его на посту губернатора Луизианы имела двойственный характер. С одной стороны, искренне веря в свои убеждения, стремился как можно больше помочь людям, с другой стороны, используя ораторский дар, применял популистские методы в создании качественной базы для «приземления» в кресле президента США в будущем. По мнению автора, одно другому не мешало. Хью Лонг мог взять пример с Франклина Дэлано Рузвельта, которому губернаторство в Нью-Йорке послужило хорошей рекламой на президентских выборах 1933 года.

В 1930 г. Хью П. Лонг был избран в Сенат США от Демократической партии, но приступил к обязанностям сенатора только после завершения срока губернаторства в 1932 году. Окружение Хью называло его «Кі^й^» (рыба-король, лидер) в честь популярного радиогероя. Хью Лонг говорил, что он «маленькая рыба» в Вашингтоне, но «большая рыба» в Луизиане. Окружение его так называло для того, чтобы польстить Хью П. Лонгу и утешить его самолюбие.

В начале 1930-х гг. Х. Лонг и Ф.Д. Рузвельт вовсе не были непримиримыми противниками. На президентских выборах 1932 г. Хью Лонг поддержал Франклина Д. Рузвельта, по-

считав его идеи по выводу США из «Великой Депрессии», начавшейся в 1929 г., «лучшим шансом» для этого [10, р. 267]. В 1933 г. сенатор Лонг, соглашаясь с инаугурационной речью Рузвельта и стремясь перераспределить несправедливые накопления богатства, выдвинул свой план. Хью позиционировал введение налога на капитал в объеме не менее $ 10 миллионов. Этот налог призван был ограничить увеличение капитала до сотни миллионов долларов. Налог на наследство ограничивал наследуемый капитал до $ 5 миллионов, а подоходный налог не позволял скапливать в течение года более $ 1 миллиона от дохода [36]. Это послужило экономической основой для будущей программы. Хью Лонг думал, что Франклин Рузвельт поддержит его план. Однако Рузвельт не разделял такую точку зрения, и не торопился назначать Лонга на какую-либо должность в Белом Доме.

Помимо этого, Хью считал, что для облегчения социально-экономического положения американского народа, мер, проводящихся в рамках «Нового Курса» недостаточно. После этого Лонг начал развивать свою активную деятельность в масштабах всей страны.

Хью писал, что он избирался в Сенат для осуществления единственной цели - распространение богатства земли среди всех людей. Он предвидел депрессию в 1929 г., считал, что богатство было сконцентрировано в руках ограниченного количества людей. Только один процент населения был платежеспособен. Крах 1929 г. не был внезапным, причины его давно известны, Томас Джефферсон, Эндрю Джексон, Дэниел Уэбстер, Теодор Рузвельт, Уильям Дженнингс Брайан протестовали против концентрации богатства в руках узкого круга людей [10, р. 291-292].

Вот как комментировал Хью Лонг сложившуюся обстановку в стране к 1929 году. Согласно документам, которыми мы (Хью Лонг) располагаем, 4 % американцев владеют 85 % от общего богатства Америки. И более чем 70 % людей Америки не могут выплатить долги. Мы критиковали Республиканскую партию. Мы критиковали Демократическую партию. Мы вновь критиковали Республиканскую партию и Демократическую партию. И, к сожалению, всякий раз, когда к власти приходит одна из этих партий, крича о

потребности наших людей в перераспределении богатства так, чтобы ни один не был слишком беден или слишком богат, всегда забывает об этом. Мы слышали обещания от президента США (имеется в виду Ф.Д. Рузвельт. - С. П.) много раз. И теперь мы хотим выполнения данных обещаний. Никакие пустые слова или пустые сообщения ничего не значат для нас. И никакой закон, кроме того, который дает занятость, дом, комфорт и образование нашим людям, не удовлетворит нас [14].

5 февраля 1934 г. Хью Лонг выступил в Сенате со своей программой «Часть нашего богатства», где озвучил основные положения реформ в социально-экономической сфере государства. Данная программа называется так потому, что «божьи существа» (люди) на земле имеют право на разделение и обладание частью богатства, которое они создали в этой стране. Они имеют право на комфортное жилье, личный транспорт, стабильную работу, достойный отдых. В основе девиза «Каждый человек король» лежит положение «Декларации Независимости» 1776 г. о том, что «все люди рождены равными», то есть каждый человек имеет право на все жизненные блага, в том числе и на равную со всеми долю в национальном богатстве. Хью Лонг предложил внести в Сенат резолюцию о конфискации доходов свыше $ 1 миллиона и наследства свыше $ 5 миллионов. Таким образом, деньги будут направлены на социальные нужды. Проведение «Нового Курса» основывалось на дефицитном финансировании. В 1935 г. был принят законопроект, предусматривавший введение прогрессивного налога на крупные состояния и доходы. Правительство обещало «ограничить» крупные богатства высокими налогами. Однако дальше повышения налоговых отчислений с различного вида доходов монополий дело не пошло.

Хью П. Лонг предполагал обеспечение каждой семье прожиточного минимума в $ 5 тысяч в год. Таким образом, бедная семья должна была владеть не меньше чем $ 5 тысячами, а богатая - не больше чем $ 5 миллионами. Кроме того, каждой семье предоставлялись необходимые жизненные блага, включая квартиру, транспорт, бытовую технику.

Программа Х. Лонга предполагала закупки федеральным правительством сельско-

хозяйственных излишков. Введение пенсий престарелым: по достижении 60 лет правительство должно было выплачивать $ 60 в месяц. Эти меры вели к увеличению рабочих мест и уменьшению безработицы. Сокращение рабочего дня вело к сокращению перепроизводства: чем больше человек отдыхает, тем больше он тратит денег. Расширение пособий ветеранам. Введение прогрессивного налогообложения, всеобщего образования, развертывания строительства дорог, расширение сети учебных и оздоровительных учреждений.

Хью Лонг говорил о том, что нынешняя ситуация в стране не может продолжаться, Америка должна выбрать один из трех путей: 1) монархию, управляемую финансовой олигархией; 2) коммунизм; 3) программу «Часть нашего богатства» [40].

Некоторые положения программы Лонга были реализованы в ходе проведения мероприятий «Нового Курса» в период с 1933-го по 1939 год. Несмотря на демократичность, лояльность и большой срок проведения «Нового Курса» Ф.Д. Рузвельта, оппоненты обвиняли его в коммунизме, вменяли ему два состава преступления: превышение и злоупотребление служебными полномочиями. В таком свете, что уж говорить о Хью Лонге, программа которого была более радикальной, более упрощенной. Но именно этим, а также готовностью Хью «здесь и сейчас» реализовать свою программу, нежелание народа ждать в течение 6 лет от «умных дядек» в Белом Доме конкретных решений по улучшению положения в стране, объяснялась постоянно растущая популярность Хью Лонга.

В течение 1934-1935 гг. Лонг постоянно выступал в Сенате против рассматриваемых законопроектов, не отвечающих, на его взгляд, интересам народа. Например, против Банковского Акта Картера Гласса Хью Лонг выступал три недели. Вот как прокомментировал Хью свои действия по отношению к одному из законопроектов. После отклонения Военно-морского финансового законопроекта в Сенате, я (Хью Лонг) предпочел бы утвердить этот миллиард долларов в пользу голодающих, а не для строительства большего количества линейных кораблей, чтобы убить кого-то [14].

Необходимо напомнить о том, что накануне Второй Мировой войны армия и флот США находились в плачевном состоянии. Ф.Д. Рузвельт, понимая неизбежность вступления США в войну, вопреки общественному мнению, и необходимость для США в выходе на «мировую политическую арену», проводил подготовку к войне ВС США. Таким образом, в данном случае Хью Лонг «сыграл» на общественном мнении. Он решил выставить свою кандидатуру на пост президента США на президентских выборах 1936 года.

Тем не менее Хью Лонг, находясь на посту сенатора США и занимаясь делами общефедерального уровня, не забывал и про Луизиану.

Х.П. Лонг предложил свой план сокращения объема производимого хлопка. В конце лета 1931 г. стало ясно, что урожай хлопка будет обильным. Хью посоветовал не выращивать хлопок в 1932 г., что позволит продавать урожай прошлого года по более высоким ценам. Этот план был одобрен Легислатурой не только штата Луизиана, но и сенатами Южной Каролины, Джорджии, Арканзаса, Алабамы, Техаса [6, р. 4:4; 10, р. 263;

37, р. 34:2; 41, р. 2:2].

Законодательный орган Луизианы в 1932 г. создал налоговую комиссию с целью изучения возможности реструктуризации налоговой системы штата. Комиссия предложила ввести подоходный налог на нефть, газ, ликер, табак, ГСМ. Для того чтобы защитить бедных штата от вероятного разорения при введении новой налоговой системы, комиссия предусмотрела субсидию фермерам в размере двух тысяч долларов [44, р. 68].

Был отменен подушный налог, и это позволило афро-американцам в большей своей массе принимать участие в выборах, а также препятствовало дискриминации белых бедных. Вводился подоходный налог на нефть, газ, ликер, табак, ГСМ [25, р. 2:5].

В 1934 г. в Луизиане Хью Лонгом был введен налоговый мораторий для людей, пострадавших от Депрессии [9, р. 1:5]. Одновременно с этим он успевал предпринимать активные действия для возрождения футбольной команды Луизианы. Сделал бесплатными поездки на матчи для студентов [21, р. 23:3;

24, р. 32:6; 26, р. 25:7].

Проводя реформы в Луизиане, Хью Лонг настроил против себя «старую клику», так называемое старое новоорлеанское окружение, состоящую из прежних политиканов и крупных бизнесменов, интересы которых были серьезно задеты. В период избирательной кампании оппозиция посредством газет штата сильно раскритиковала Х. Лонга как кандидата на пост сенатора США. Крупные суммы денег тратились на то, чтобы нанести поражение Хью Лонгу [4, р. 7:2, 15, р. 4:3; 16, р. 2:1; 38, р. 5:7]. Тем не менее он получил поддержку со стороны еженедельных газет Луизианы, а именно «Рапидес Ньюс», «Дональд-сонвил Чиф», «Богалуса Ньюс», «Тибидох Коммерсиал джорнел». Сенатор Рансделл, политический сторонник старого Новоорлеанского окружения, опирался в своих действиях на оппозиционные газеты. Он полагал, что именно эти газеты должны управлять штатом, и критиковал Роберта Ивинга, издателя «Шре-верпорта Таймс», который называл Х. Лонга негодяем и вором. К. Салмон, редактор газеты «Нью Орлеанс Итем», позже признавал, что эта кампания была одной из самых ожесточенных битв между газетами и должностным лицом. В газетных статьях писалось о том, что победа Хью Лонга - честолюбивого и неуравновешенного диктатора с невротическими склонностями - это позор и дискредитация штата Луизиана. Р. Ивинг признал ошибочной свою поддержку Х. Лонга на губернаторских выборах 1928 года [44, р. 49-51].

Р. Ивинг делал выводы о том, что Лонг даже был большевиком, а результатом его деятельности в Сенате стала бы анархия и бунт. Хью П. Лонг демагогически обращался к простым людям, кто завидовал более состоятельным [ibid., р. 53].

Хью Лонг решительно отвергал все обвинения, печатавшиеся в газетах, называя их клеветой [20, р. 21:1].

В мае 1934 г., в период сессии Легислатуры штата, оппозиция Хью Лонгу посчитала о сл а бл ен н ы м его в ли я ни е н а Луи зи а ну, поэтому решила «перехватить инициативу». Планировалось сместить спикера Законодательного собрания Аллена Эллендера, вицегубернатора Джона Форнета и заменить их своими людьми. Привлечь к ответственности губернатора О.К. Аллена. Хью Лонг при-

ложил немало усилий для того, чтобы не осуществился этот план. Тем не менее оппозиция не ослабла. Ее сопротивление введению новых налогов поддерживалось газетными статьями [44, р. 73-75].

В мае 1934 г. на законодательной сессии обсуждалось введение, а в июле был принят двухпроцентный налог на высокие доходы от продажи товаров, рекламируемых газетами. То есть прибыль получали газеты, и планировалось взимать процент с этой прибыли. Это относилось к крупным газетам Нового Орлеана, Шривпорта, выпускавшим 20 тыс. экземпляров в неделю. Однако Герман Моуз, представитель газет, заявил, что этот налог не правилен в принципе, так как это не прибыль и не чистый доход. Это антиконституционный шаг, который нарушает свободу прессы. Хью Лонг понимал, что такой налог выглядит несколько дискриминационным, и заявил о необходимости внесения поправок [22, р. 10:5; 28, р. 5:3]. 20 сентября 1934 г. Верховный суд признал данный налог неконституционным и отменил его [19, р. 26:4].

В ноябре 1934 г. Хью Лонг реструктурировал Ассоциацию юристов Луизианы, приглашая новых специалистов на работу и мотивируя это тем, что прежней частной структурой овладел круг юристов, лоббирующих интересы корпораций и крупных бизнесменов, и которые не дают другим специалистам подавать иски в суды против этих корпораций [44, р. 122].

Говоря об оппозиции Хью Лонгу, необходимо отметить Организацию женского комитета Луизианы, состоящую из жен, дочерей бывших политических деятелей Луизианы, смещенных Хью. Возглавляли Комитет Хильда Фелпс Хаммонд - сестра адвоката и редактора газеты «Таймс Пинауклин», жена бывшего губернатора Джона Паркера, Гледис Брезил, Ч. Донбар - жена Эсмонда Фелпса, миссис Монтгомери, дочь Сэма Земмерея. Главной целью данной организации являлось «разоблачение» и дискредитация Хью Лонга как политика [17, р. 13:3; 29, р. 3:1; 39, р. 6:3]. Итогом этой деятельности стали Петиция и письмо в Сенат США, где излагались обвинения и претензии к Хью: превышение и злоупотребление служебными полномочиями, «культивирование» антиконституционного

строя в Луизиане, мошенничество, взяточничество, коррупция, вседозволенность и безнаказанность. Они просили Сенат США вмешаться в дела в Луизиане и избавить органы местного самоуправления от захвата и грабежа чудовищных размеров сторонниками Хью Лонга, а также снятия его с поста сенатора [33; 34]. Женский комитет раскритиковал первую автобиографию Хью Лонга и выступил против ее продажи [18, р. 21:7; 30, р. 4:2].

По мнению историка Г.Т. Кейна, деятельность Хью Лонга в Луизиане - это отдельная версия диктатуры для американцев. В штате он устанавливал смелое тоталитарное государство, цвет которого становился темнее месяц за месяцем. Люди были столь увлечены громкими фразами его программы, что не замечали того, что делал Хью [27, р. 88].

По мнению Гарри Вильямса, Хью Лонг, только что принявший обязанности губернатора Луизианы, вначале имел черты типичного либерального реформатора, с несколько идеалистическими представлениями о человеческой природе и политике. Но неумолимая и иногда неблагоразумная оппозиция, с которой Хью сталкивался постоянно, попытки противников уничтожить его, особенно импичмент 1929 г., изменила Лонга не в лучшую сторону. Он стал более жестким и циничным. Возможно, консерватизм южных политиков вынуждал лидеров, подобных Хью Лонгу, становиться на путь диктатуры. Он был первым южным политическим лидером, который прекратил травлю афро-американцев, обратился к социально-экономическим проблемам Юга [36, р. 75-76].

По мнению историка Артура Шлезинге-ра-младшего, Хью Лонг напоминал не Гитлера или Муссолини, а латиноамериканских диктаторов типа Варгаса или Перона. Штат Луизиана был во многих отношениях колониальным, слаборазвитым регионом, его креольские традиции придали ему почти латиноамериканский характер. Подобно Варгасу или Перону Лонг восстал против экономического колониализма, против олигархии, против самодовольной и самодостаточной власти. Хью Лонг запутанным способом, подобно им, проводил экономическую модернизацию и социальное правосудие, подобно им, Лонгу больше всего угрожало собственное высокомерие и алчность [42, р. 68].

Деятельность Хью Лонга в Луизиане заключалась в организации большого количества общественных работ и сбора большого количества налогов [27, р. 93].

Отечественный историк В.И. Лан писал, что «Лонг повел сильную атаку на “Стандарт Ойл”, но вскоре от этого отказался, обещал в январе 1935 г. сократить на 80 % предложенный им раньше налог на рафинированную в Луизиане нефть». Одновременно с этими событиями Хью Лонг готовился к президентским выборам 1936 года [1, с. 416]. Из этого можно сделать вывод, что Хью П. Лонг проделал манипуляции со «Стандарт Ойл» для того, чтобы «задобрить» представителей крупного бизнеса. Однако, основываясь на публикациях «Нью-Йорк Таймс», рассказывающих

об этих событиях, вырисовывается другая картина. Хью Лонг в результате длительных переговоров с представителями «Стандарт Ойл» вынужден был сократить налоговое бремя для кампании, так как она грозилась уволить большую часть сотрудников, которые уже митинговали по этому поводу. И это в то время, когда не только в Луизиане, но и во всей стране боролись с безработицей [5, р. 33:3; 31, р. 1:7; 32; 46, р. 33:3].

К концу 1934 г. оппозиция Х. Лонгу перестала надеяться на парламентский путь изменения ситуации. С конца 1934-го и в течение 1935 г. оппозиция обсуждала насильственное свержение Хью Лонга и создала военизированную организацию «The Square Deal Association», силы которой были сконцентрированы в округе Батон-Ружа. Когда под их давлением были не допущены к работе все служащие округа и захвачено здание суда, губернатор О.К. Аллен ввел чрезвычайное положение и вызвал Национальную гвардию. Члены этой организации были в заговоре с целью убийства Хью Лонга. Один свидетель рассказывал, что ему предложили $ 10 000 за выполнение заказа [2, р. 10:2; 3, р. 26:3; 23, р. 14:3].

8 сентября 1935 г. Х. Лонг был убит в Батон-Руже. Стрелял в него доктор Карл Остин Веисс-младший. Существует мнение, что убийство было частью заговора, о котором знал Франклин Рузвельт, и в котором участвовали его политические сторонники. За месяц до своей смерти Хью Лонг говорил в Сенате, что на секретном собрании в Новоорлеанс-

кой гостинице представители Рузвельта уверяли других участников собрания, что Президент, несомненно, «простит человека, который убил бы Хью Лонга» [43].

Таким образом, Хью Лонг был ярким представителем правого популизма на американской «политической сцене» первой половины XX века. Благодаря своей растущей популярности среди средних американцев, Хью представлял реальную угрозу ФДР на президентских выборах 1936 г. и дальнейшей реализации «Нового Курса». По всей видимости, эти аспекты послужили причинами печального финала для Хью Лонга в 1935 году. Он был неординарным политиком, отчасти идеалистом. В его деятельности переплетались два аспекта: 1) помощь простым людям, поскольку Х.П. Лонг искренне верил в свои идеи; 2) стремление к власти. По сути программа «Часть нашего богатства» была упрощенным подобием «Нового Курса». Возможно, если бы не раздор между Ф.Д. Рузвельтом и Хью Лонгом, страна выиграла бы от их политического союза. Однако Лонг, в силу своей политической специфики, «не дотягивал» до управления на федеральном уровне, а больше подходил для штата. Это подтвердила его деятельность в Сенате США. Хью Лонг больше пользы принес Луизиане, чем стране в целом, решая какие-либо задачи общефедерального уровня. Больше занимался пиаром своего движения «Раздел богатств», видя в нем «фундамент» новой экономической политики для США.

Несомненно, что «Новый Курс» Ф.Д. Рузвельта был полнее и глубже тех планов, которые выдвигал Х.П. Лонг, хотя они были более радикальными. На взгляд автора, это понимал и сам Хью. Однако стремление к власти не давало Лонгу покоя, и он рассчитывал на то, что если не займет кресло президента, то хотя бы станет членом президентской администрации, что даст ему возможность реализовать собственные политические идеи по выходу из сложившейся экономической ситуации в стране. Поэтому Хью Лонг сначала активно поддерживал Ф.Д. Рузвельта. Остается только предполагать о том, что будучи в президентской администрации Хью в том числе усилил бы помощь родному штату. Однако получилось то, что получилось. Посему, сенаторство Х.П. Лонга в рамках решения об-

щефедеральных задач, в отличие от губернаторства в Луизиане, можно рассматривать скорее как дань его политическим амбициям, чем как планомерную работу по реализации конкретных, реальных задач на благо государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лан, В. И. США: от Первой мировой до Второй мировой войны / В. И. Лан. - М. : Наука, 1976. - 480 с.

2. All State Troops Mobilized by Long // The New York Times. - 1934, 7 Sen. - 26 р.

3. Anti-Long «Army» rallies in Capital // The New York Times. - 1935, 20 Jan. - 28 р.

4. Anti-Long Raiders burn 11,000 Ballots // The New York Times. - 1933, 4 Dec. - 26 р.

5. Compromise on Oil Tax // The New York Times. - 1935, 6 Jan. - 38 р.

6. Cotton ban Faces a Defeat in Texas // The New York Times. - 1931, 15 Sent. - 26 р.

7. Curtis, Hodges. The Politics of Huey P. Long / Hodges Curtis. - Baton Rouge : The Louisiana State University, 1975. - 482 р.

8. David, M. Potter’s sketch of Long in Harris E. Starr (ed.) / M. David // Dictionary of American Biography - N. Y, 1944. - XXI. - 622 р.

9. Debts under $ 8 Exempt // The New York Times. - 1934, 11 Nov. - 26 р.

10. Every Man A King. The Autobiography of Huey P. Long. - N. Y. : De Capo Press, 1996. - 348 р.

11. Glen, Douthit. The Governorship of Huey P. Long / Douthit Glen. - New Orleans : M.A. Thesis, Tulane University, 1947. - 411 р.

12. Governors of Louisiana // Louisiana Secretary of state. 05.01.10. - Electronic data. - Mode ofaccess: http://www.sos.louisiana.gov/tabid/282/Default.aspx.

13. Harnett, T. Kane. Louisiana Hayride: the American rehearsal for dictatorship / T. К. Harnett. -N. Y. : Millwood, 1941. - 511 р.

14. Huey Long [Видеозапись] : [док. фильм] / Kan Burns (гл. реж. Кэн Бернс). - PBS (киностудия США), 1996.

15. Huey Long Boasts his Enemies are many // The New York Times. - 1933, 10 Nov. - 26 р.

16. Huey Long Facing test of his Power // The New York Times. - 1933, 10 Sent. - 26 р.

17. Huey Long Tries to Run Inquiry // The New York Times. - 1933, 29 Nov. - 26 р.

18. Huey Long’s Boor Praises his Career // The New York Times. - 1933, 19 Oct. - 26 р.

19. Injunction asked against Long Tax // The New York Times. - 1934, 21 Sent. - 26 р.

20. Long amid Bedlam denounced Foes // The New York Times. - 1933, 20 Aug. - 26 р.

21. Long lends money for student’ trip // The New York Times. - 1934, 24 Oct. - 26 p.

22. Long pushes Bill for Tax on Press // The New York Times. - 1934, 4 July - 26 p.

23. Long seizes rule over Baton Rouge // The New York Times. - 1935, 24 Jan. - 26 p.

24. Long still seeks New LSU Coach // The New York Times. - 1934, 20 Dec. - 39 p.

25. Long uses an Oil can to end poll tax law // The New York Times. - 1934, 12 July. - 26 p.

26. Long usures Rule at State Capital // The New York Times. - 1934, 20 Dec. - 32 p.

27. Louisiana Hayride. The American Rehearsal for Dictatorship 1928-1940 / by Harnett T. Kane. -N. Y. : William Morrow and Company, 1941. - 431 p.

28. Louisiana papers fight Long’s Tax // The New York Times. - 1934, 12 Aug. - 26 p.

29. Nation-Wide drive led against Long // The New York Times. - 1933, 1 Sent. - 26 p.

30. New Orleans Women try to Boycott Long’s book // The New York Times. - 1933, 24 Oct. - 26 p.

31. Oil Employes Go Back to Work // The New York Times. - 1935, 8 Jan. - 26 p.

32. Oil workers begin fight on Long Tax // The New York Times. - 1935, 4 Jan. - 26 p.

33. Petition to the Senate of the US of Hilda Phelps Hammond On Behalf of The Women’s Committee of Louisiana in tne matter of charges against Senator Huey P. Long and Senator John H. Overton US Senators from The State of Louisiana, 1935.

34. The Letter from the Women’s Committee of Louisiana to the Senate of the US. - 1935, May 12 // National Archives and Records Administration, 05.01.10. - Electronic data. - Mode of access: http:// www.access.gpo.gov/nara.

35. Plan of Huey P. Long: Redistribution of our wealth. The Senate, 1933 // National Archives and Records Administration, 05.01.10. - Electronic data. -Mode of access: http://www. access.gpo.gov/nara.

36. Romance and Realism in Southern Politics /by T. Harry Williams. - Uni of Georgia Press, 1961. -623 p.

37. Says 5 more States will set Cotton Curb // The New York Times. - 1931, 8 Sent. - 41 p.

38. Senator Long Faces Revolt in Louisiana // The New York Times. - 1933, 5 Nov. - 26 p.

39. Senators Accused of Shielding Long // The New York Times. - 1933, 6 Nov. - 26 p.

40. Speech of Huey P. Long, 1934, 5 Febr. // Congressional Record. - Vol. 78. - Pt. 4. - P. 3888-3900 // Social Security History, 05.01.10. - Electronic data. - Mode of access: http://www.ssa.gov/history/Longsen.html.

41. Texas House Rejects Long’s Cotton Plan // The New York Times. - 1931, 12 Sent. - 26 p.

42. The Age of Roosevelt. The Politics of Upheaval / by Arthur M. Schlesinger Jr. Houghton Company, Boston, 1960. - 653 p.

43. The Huey Long Murder Case by Hermann B. Deutsch. Doubleday and Company, Garden City. -N. Y. : William Morrow and Company, 1963. - 352 p.

44. The Kingfish and the Constitution. Huey P. Long, the First Amendment, and the Emergence of Modern Press Freedom in America / by Richard C.

Cortner. - Connecticut ; L. : Greenwood Press Westport, 1996. - 438 p.

45. Thomas O. Harris. The Kingfish: Huey Long, Dictator. - N. Y. : Millwood, 1938. - 367 p.

46. Workers Renew Protest // The New York Times. - 1935, 6 Jan. - 39 p.

HUEY PIERCE LONG’S ACTIVITY IN THE RANK OF THE USA SENATOR (1932-1935)

S. V. Petrov

The article highlights the political activity of Huey Pierce Long, the USA Senator in the period of 1932-1935. As this period of H.P. Long’s political life was not covered in a domestic historiography, the emphasis was made on studying his «Share the wealth» campaign. The analysis of the Senate’s activity gives an idea about Long as a remarkable politician, reveals weakness and strength of his program, illustrates Huey Long’s political objectives and ambitions.

Key words: Great Depression, «New Deal» by F.D. Roosevelt, «Share the Wealth» by Huey P. Long, Louisiana, opposition to F.D. Roosevelt.