Е.М. Терентьев
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ СССР
В 1924-1928 гг.
В современных условиях творческое изучение богатейшего исторического опыта деятельности государственных органов по обеспечению безопасности государственной границы как составной части защиты Отечества остается одной из важных задач исторической науки.
Задачи повышения надежности охраны границы страны в современном периоде, выдвигаемые в указаниях Президента РФ, приказах Директора ФСБ России не могут быть успешно решены без исследования закономерностей становления и развития охраны границы. Анализ мероприятий по усилению безопасности границы в середине 20-х гг. позволяет по достоинству оценить опыт военнополитического руководства страны, сумевшего в сложных условиях укрепить советское приграничье и превратить его в надежный барьер для всех лиц, пытающихся нарушить государственный рубеж, помогает полнее раскрыть источники крепости ее границы.
Всестороннее изучение деятельности руководства страны по укреплению наших границ убедительно показывает несостоятельность высказываний некоторых «историков», пытающихся представить их работу в этом направлении в 20-х гг. только как некое сплошное разрушение и насилие.
Анализ источников и литературы о деятельности военно-политического руководства Страны Советов по усилению охраны границы в 1924-1928 гг. позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблемы и отсутствии по ней специальных публикаций и исследований обобщающего характера.
Мероприятия органов управления Советского государства по усилению охраны рубежей страны в исследуемый период в определенной степени отражены в ряде монографических исследований1, сборников документов2, исторических очерков пограничных округов3 и научных статей4. Однако при всем огромном значении этих работ проблема деятельности по усиленно охраны государствен-
ной границы СССР в середине 20-х гг. не получила в них достаточного освещения.
В данной статье автор стремится на основе архивных и других источников и литературы показать некоторые пути деятельности руководства молодого Советского государства по усилению границы своей родины в 1924-1928 гг.
Несмотря на то, что к середине 20-х гг. Советский Союз значительно окреп экономически, обстановка вдоль государственной границы оставалась напряженной. «На протяжении всего периода мирной передышки (1921-1928 гг.) наше государство находилось в состоянии угрозы войны, - отмечал К.Е. Ворошилов, -...Мы могли быть вовлечены в войну в любое время на протяжении истекших семи лет»5.
Готовясь к войне с СССР, зарубежные спецслужбы проводили разведывательные и диверсионные акции. Из 2 742 задержанных в 1922-1925 гг. перебежчиков на участке пяти пограничных отрядов западной границы 675 явились их агентами. Среди них: шпион-террорист Б. Савинков, матерый агент британской разведки С. Рейли и др.6
Обстановка на государственной границе осложнялась и ростом контрабанды. Западные спецслужбы с помощью специально созданной сети нелегального вывоза золота и других ценностей стремились экономически задушить молодую Страну Советов7. Только на одном Благовещенском направления контрабандой занималось более 6 тыс. человек . По примерному подсчету комиссии РКИ СССР импортная контрабанда в 1923/24 г. составляла 50-70 млн рублей, а экспортная доходила до 100-150 млн рублей9.
Следовательно, сложившаяся военно-политическая и экономическая обстановка на границе требовала усиления ее охраны.
Одним из направлений деятельности органов государственного управления Союза ССР по усилению безопасности своих пограничных рубежей в 1924-1928 гг. являлось обеспечение благоприятных внешнеполитических условий и установление добрососедских отношений с сопредельными странами.
В середине 20-х гг. сложились объективные условия для улучшения взаимоотношений с соседними странами. Целенаправленная политика мира, невмешательство во внутренние дела, стремление разрешить все спорные вопросы мирным путем значительно укрепили авторитет СССР, а обострившиеся противоречия между крупнейшими странами мира и потребность экономического развития многих из них подталкивали их правительства к установлению нормаль-
ных политических и торгово-экономических отношений с нашим государством. Поэтому, если в 1922 г. СССР имел торгово-экономические отношения с 16 странами10, то уже в 1924 г. - с 38 странами11.
Особое место во внешнеполитической деятельности руководства страны в интересах охраны государственной границы занимает 1924 г. В этот год была
окончательно разорвана система политической и экономической изоляции нашей
12
страны. К началу 1925 г. СССР признало 21 государство . Из всех государств, с которыми граничил Советский Союз в 1924-1928 гг., не были установлены дипломатические отношения по вине правительств этих стран только с Румынией и США. Ведя борьбу за дипломатическое признание, Советское государство стремилось обеспечить «неприкосновенность наших границ, безопасность наших берегов и вод, право свободного пользования нашими морскими путями, нашими речными и другими коммуникациями» - отмечал Народный комиссар по ино-
13
странным делам Г.В. Чичерин .
Нормальные дипломатические отношения с соседями давали возможность быстрее разрешать пограничные конфликты, а порядок их урегулирования определялся при подписании договорных документов между государствами.
Другим важным направлением деятельности руководства страны по обеспечению безопасности границы Родины являлись укрепление пограничных войск и улучшение организации их службы.
На созданные весной 1918 г. пограничные войска были возложены обязанности по защите рубежей молодой Советской Республики14. Сначала декретом Высшего военного совета Республики от 5 марта 1918 г. были созданы войска прикрытия западной границы, названные завесой. 30 марта 1918 г. при Наркомате финансов образовано (на базе бывшего штаба Отдельного корпуса пограничной стражи) Главное управление пограничной охраны (ГУПО), основной задачей которого являлась организация охраны границы с Финляндией и Эстонией. Декретом СНК РСФСР от 28 мая 1918 г. в составе этого Наркомата учреждена пограничная охрана (с 1958 г. вся страна 28 мая празднует День пограничника). Пограничная охрана решала следующие задачи: борьба с контрабандой и нарушениями государственной границы; защита населения от нападения банд и кочевых племен и др.
До исследуемого периода пограничные войска прошли долгий и сложный путь структурных изменений, переподчинения различным ведомствам, разделения функций, обусловленный возросшими требованиями к обеспечению безо-
пасности рубежей СССР и изменившейся тактикой действий спецслужб ведущих капиталистических государств.
Особенно активно эти мероприятия проводились с осени 1922 г. Так, в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) РСФСР от 27 сентября 1922 г. охрана сухопутных и морских границ была возложена на Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР и тогда же создан отдельный пограничный корпус (ОПК) войск ГПУ, в состав которого вошли 7 пограничных округов (Петроградский, Западный, Украинский, СевероКавказский, Закавказский, Туркестанский и Сибирский)15. Каждый пограничный округ дислоцировался на территории одной или нескольких союзных республик или губерний и состоял из губернских пограничных отрядов, включавших отдельные батальоны (дивизионы), роты (эскадроны), взводы. Командир ОПК управлял подчиненными частями через штаб ОПК, подчиненный по строевым вопросам начальнику штаба войск ГПУ. Для охраны морских границ в составе ОПК было сформировано 4 отряда судов пограничной охраны (на Белом, Черном, Каспийском морях и в Финском заливе) и флотилии пограничной охраны Чудского озера и на р. Амударья. Всего - около 50 тыс. человек16. ОПК входил в состав войск ГПУ и подчинялся председателю ГПУ и его заместителю.
В июле 1923 г. отдел пограничных войск был выведен из состава штаба войск ГПУ и преобразован в отдел пограничной охраны, подчинявшийся заместителю председателя ГПУ, с 15 ноября 1923 г. - Объединенному ГПУ (ОГПУ) при СНК СССР. Пограничные округа в зависимости от важности участка границы имели разное количество пограничных батальонов и кавалерийских дивизионов, которые подчинялись одновременно в оперативном отношении частям по-
17
граничной охраны . Двойное подчинение войск затрудняло организацию пограничной службы, ослабляло ответственность за состояние участков границы. Поэтому в целях создания единого оперативного и войскового руководства пограничной охраной в феврале 1924 г. штабы губернских пограничных отрядов были объединены с пограничными отделениями губернских отделов ОГПУ. На базе губернских пограничных отрядов были сформированы пограничные отряды, в состав которых вошли пограничные оперативные органы.
Новая структура давала возможность экономить силы и средства охраны границы, утверждать полное единоначалие в организации службы, объединять во всех аппаратах управления политическое, оперативное, строевое и административно-хозяйственное руководство. Начальники застав, коменданты участков и
начальники отрядов стали полностью отвечать за состояние границы и качество ее охраны.
В это же время ОГПУ разработало штаты отрядов, комендатур, застав и других частей и подразделений пограничных войск с учетом особенностей охраны участков и обстановки на границе. В Ленинградском пограничном округе было создано 12 пограничных отрядов18, а в Крымском - 5 19. В Украинском округе
Волочисский пограничный отряд имел 2 комендатуры, 17 застав, а Каменец-
20
Подольский - 4 комендатуры, 42 заставы . Всего к концу 1924 г. был образован 61 пограничный отряд21.
Организационная перестройка пограничных войск в основном завершилась к концу 1926 г., когда вместо отдела пограничной Охраны и Управления войск
ОГПУ было создано единое Главное управление пограничной охраны и войск
22
ОГПУ . Так, в конце 1926 г. организационная структура пограничных войск включала: Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ - округ - от-
23
ряд - комендатура - застава. Она сохранилась до наших дней . Пограничные округа (их в то время уже было 10) стали представлять собой единую оперативную и войсковую структуру24.
15 июня 1927 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Положение об охране государственных границ СССР. Тогда же был введен в действие Временный устав службы пограничной охраны, в котором были изложены основные положения по ее организации и несению.
Эффективность осуществленных организационных мероприятий положительно проявилась на практике еще до полного их осуществления. Если в феврале 1923 г. в Украинском округе было 202 случая задержания контрабанды, то че-
25
рез год их стало уже 512 . Значительно повысилась надежность охраны границы.
Благодаря реорганизации войск, их перегруппировке и технической оснащенности, значительно повысилась ответственность за охрану границы. Командно-начальствующий состав пограничников искал новые способы организации службы. Так, на среднеазиатском участке границы для борьбы с многочисленными бандами начали создаваться тыловые оперативные группы26, на границе с Финляндией формировались из резерва застав ударно-опорные группы на на-
27
правлениях наиболее вероятного движения банд из-за границы . Опыт пограничных отрядов и округов по созданию резервов был распространен. С 1925 г. в состав пограничных отрядов вводятся специальные маневренные группы, став-
шие не только боевыми резервами, но и центрами обучения пограничному мас-
28
терству .
Для повышения маневренности войск в середине 20-х гг. значительно увеличилось количество кавалерийских подразделений на границе. Например, 21 мая 1928 г. Совет Труда и Обороны принял решение усилить охрану Маньчжуро-
29
Корейской границы пограничниками-кавалеристами в количества 967 человек .
Огромную роль в поднятии боевой готовности пограничников, повышении их служебного мастерства сыграли Временные уставы пограничной охраны
30 31
ОГПУ, принятые в 1924 г. и 1927 г. , а также новое Положение об охране госу-
32
дарственных границ Союза ССР, утвержденное ЦИК И СНК в июне 1927 г.
Перевооружение войск, строительство типовых застав, оборудование границы постоянно действующей связью, строительство дорог - все это требовало дополнительных ассигнований. Если в 1927/28 г. по сравнению с 1926/27 г. бюджет Наркомата военно-морских дел вырос на 17,2 %, то бюджет войск ОГПУ увеличился на 23 %33.
Для подготовки командных кадров в округах были созданы пограничные школы, повторные курсы, а младших командиров с 1925 г. стали готовить при маневренных группах. Осенью 1924 г. состоялся первый выпуск командиров-пограничников Высшей пограничной школы (ВПТТТ), образованной в декабре 1923 г. Большую нагрузку по подготовке командных кадров высшего и среднего состава несли учебные заведения Наркомата военно-морских дел. Например, только за 1924/25 г. они подготовили для войск ОГПУ 209 человек34. Такой подход к подготовке кадров для войск давал возможность иметь хорошо подготовленных в военном и чекистском отношении командиров.
Благодаря деятельности государственных органов, направленной на реорганизацию войск, совершенствование их организационной структуры, обеспечение пограничников новыми средствами охраны рубежей Родины, улучшение подготовки кадров и воспитательной работы, значительно повысилось качество пограничной службы.
Этому способствовала также постоянно укрепляющаяся связь пограничников с трудящимися приграничной полосы. В середине 20-х гг. руководство страны приступило к реализации лозунга: «Границу охраняет весь народ». Решая эту задачу, командование пограничных войск проводило занятия с пограничниками по обучению их формам и методам работы среди трудящихся приграничья, мобилизовывало внимание местных партийных и советских органов на необходи-
мость действенной помощи пограничникам. В апреле 1925 г. прошло Всесоюзное совещание начальников частей пограничной охраны, которое обсудило состояние охраны границы и нацелило командование, политорганы, партийные и комсомольские организации войск на улучшение работы среди местного населения. Выступающие подчеркивали, что трудящиеся должны стать активными защитниками границ своего государства35.
Решение проблемы взаимоотношения трудящихся приграничных районов и пограничников являлось не только вопросом борьбы с контрабандой, бандитизмом и шпионажем, но в первую очередь, на основе этих отношений политически укреплялисъ окраины Страны Советов. На это обращал внимание Ф.Э. Дзержинский в приветствии 2-му выпуску Высшей пограничной школы в августе 1925 г., говоря о том, что лозунг «лицом к деревне» должен быть наиболее полно осуществлен в погранполосе, и это в большой мере ложится на погранохрану36.
Работа по организации вооруженных отрядов из жителей приграничных селений проходила под непосредственным контролем местных партийных органов. Так, Амурское бюро губкома РКП(б) 30 августа 1925 г. приняло решение о создании при пограничных заставах из крестьян вооруженных отрядов, которые совместно с пограничниками обязаны были защищать мирный труд населения, выполнять отдельные задачи, связанные с охраной границы, стать центрами во-
37
енного обучения молодежи .
Уже к середине 20-х гг. в приграничных районах были созданы из местных жителей добровольные отряды оказания помощи пограничникам, получившие название «базы сопротивления». Члены баз сопротивления несли патрульную службу, контролировали выполнение правил пограничного режима, а самое главное, хорошо зная всех жителей приграничных селений и участки местности, быстро выявляли лиц, нарушивших или пытавшихся нарушить государственную границу. Они своим примером вовлекали в активную помощь пограничникам все новые слои населения.
Положительность их службы по охране границы ярко проявилась в Олев-ском отряде Украинского округа. Только в феврале 1925 г. из 14 задержанных перебежчиков на участке отряда - 10 были задержаны членами баз сопротивле-
38
ния .
Таким образом, 1924-1928 гг. вошли в славную историю Советского государства как годы всесторонней деятельности государственных, военных и партийных органов по усилению охраны священных рубежей Родины.
Проводимая политика добрососедства со всеми странами и стремление разрешить все спорные вопросы мирным путем сочетались с всемерным укреплением пограничных войск как важного звена в общей системе обеспечения безопасности нашего государства, повышением бдительности трудящихся приграничных районов. Все это значительно повысило надежность охраны государственных границ.
I См.: Летопись пограничных войск КГБ СССР. М., 1981; Часовые советских границ: Краткий очерк истории пограничных войск СССР. М., 1979; 60 лет на страже государственных границ СССР: Сб. ст. М., 1979; На страже границ Отечества: История пограничной службы М., 1998; Сечкин Г.П. Советские пограничные войска. М., 1976; Советские пограничные войска. М., 1987; Часовые советских границ: краткий очерк истории пограничных войск СССР. М., 1983; Чугунов А.И. Борьба на границе. 1917-1928: Из истории пограничных войск СССР. М., 1980; Его же. На страже советских рубежей: Пограничные войска на страже советских рубежей. 1929-1938. М., 1981 и др.
См.: Из истории советских пограничных войск. 1921-1927: Документы и материалы. М., 1973; Пограничные войска СССР. 1918-1928 гг.: Сб. документов и материалов. М., 1973; Ф.Э. Дзержинский и охрана границ советского государства: Сб. документов и ст. М., 1977 и др.
3 См.: Дозорные западных рубежей: Документальные очерки по истории войск Краснознаменного Западного пограничного округа. Киев, 1972; Краснознаменный Северо-Западный пограничный округ: Очерки по истории войск округа. Л., 1973; Дальневосточный пограничный: Очерки о боевом пути войск Дальневосточного Краснознаменного пограничного округа. Хабаровск, 1983; Краснознаменный Забайкальский. Кызыл, 1988; На страже восточных рубежей Родины: Краткий очерк боевого пути пограничных войск округа. Алма-Ата,1969; На страже южных рубежей Родины: Краткий очерк по истории войск Закавказского пограничного округа. Тбилиси, 1969 и др.
4 Матросов В. В бессменном дозоре // Воен.-ист. журн. 1976. № 5; Щуптиев Ф. О моральном облике советского пограничника // Пограничник. 1959. № 9.
5 Правда. 1924. 22 февраля.
6 См.: Часовые советских границ. С. 61.
7 Центральный пограничный архив ФСБ России (ЦПА ФСБ России), ф. 14, оп. 5, д. 3460, л. 38, 72, 95.
8 См.: Пограничные войска СССР. 1918-1928. С. 58.
9 РГВА, ф. 4, оп. 3, д. 2720, л. 1.
10 См.: Внешняя торговля СССР. М., 1957. С. 159.
II Подсчитано автором: Документы внешней политики СССР. М., 1963. Т. 7. С. 728-729.
12
См.: История Коммунистической партии Советского Союза. М., 1970. Т. 4, кн. 1. С. 264.
13 Документы внешней политики СССР. Т. 7. С. 47.
14 См.: Пограничные войска СССР. 1918-1928. С. 75.
15 См.: Военная энциклопедия: В 8 т. М., 2002. Т. 6. С. 427.
16 См. там же. Т. 6. С. 421.
17
См.: Боевой путь советских пограничных войск. С. 54.
18 РГВА, ф. 4, оп. 3, д. 2481, л. 9.
19 Там же, л. 12.
20 Центральный музей пограничной службы (далее ЦМПС), док. ф., п.16, д.31, л. 55.
21 Подсчитано автором: РГВА, ф. 4, оп. 3, д.2481, л. 9-12.
22 См.: Боевой путь советских пограничных войск. С. 55.
23
См.: Краснознаменный Северо-Западный пограничный округ. С. 52.
24 См.: Военная энциклопедия. Т. 6. С. 427.
25 ЦМПС, док. ф., п. 16, д. 3, л. 55.
26 ЦМПС, док. ф., п. 12, д. 2, л. 62.
27 См.: Пограничные войска СССР.1918-1928. С. 360.
28 См.: Боевой путь советских пограничных войск. С. 56.
29 РГВА, ф. 4, оп. 1, д. 672, л.13.
30
См.: Боевой путь советских пограничных войск. С. 56.
31
См.: Часовые советских границ. С. 46.
32 См.: Боевой путь советских пограничных войск. С. 78.
33 РГВА, ф. 4, оп. 1, д. 473, л. 31.
34 РГВА, ф. 4, оп. 3, д. 2927, л. 78.
35 ЦМПС, док. ф., п. 4, д. 2, л. 12.
36 См.: Пограничные войска СССР. 1918-1928. С. 220.
37 РГАСПИ, ф. 17, оп. 16, д. 202, л. 182.
38 ЦПА ФСБ России, п. 14, д. 2, л.12.