Научная статья на тему 'Деятельность городского православного прихода горнозаводского Урала в первое десятилетие советской власти в исторических исследованиях XX века (1900-1980-е гг.)'

Деятельность городского православного прихода горнозаводского Урала в первое десятилетие советской власти в исторических исследованиях XX века (1900-1980-е гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православный приход / горнозаводской Урал / Русская православная церковь / Orthodox parish / mining Urals / Russian Orthodox Church

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев С.А.

В данной статье проводится обзор историографии, освящающей деятельность городского православного прихода горнозаводского Урала в годы революционных потрясений и становления Советской власти. Главное внимание уделяется работам, вышедшим в свет в период с 1900 по 1980-е гг. XX века. Выявляются особенности подходов авторов к изучению вопросов деятельности прихода, как элемента организационной формы бытия церкви, тесно связанного с конкретной территорией, его места и роли в социуме и государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сергеев С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the urban orthodox parish of the mining Ural in the first decade of soviet power in historical research XX century (1900-1980s)

This article provides an overview of the historiography that sanctifies the activities of the urban Orthodox parish of the mining Urals during the years of revolutionary upheavals and the formation of Soviet power. The main attention is paid to works published in the period from 1900 to the 1980s. XX century. The features of the authors’ approaches to the study of the activities of the parish as an element of the organizational form of the existence of the church, closely related to a specific territory, its place and role in society and the state are revealed.

Текст научной работы на тему «Деятельность городского православного прихода горнозаводского Урала в первое десятилетие советской власти в исторических исследованиях XX века (1900-1980-е гг.)»

Сергеев С.А.

Аспирант, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры».

Деятельность городского православного прихода горнозаводского урала в первое десятилетие советской власти в исторических исследованиях XX века (1900-1980-е гг.)*

Первые два десятилетия XX века оказали огромное влияние на развитие государства и общества России. В этот исторический период произошло разрешение политических и социально-экономических противоречий, возникших к началу столетия.

Русская православная церковь как одно из социокультурных институтов также была вовлечена в процессы трансформации. Её политическая и общественная деятельность изменилась через перезагрузку внутрицерков-ных и церковно-государственных отношений. Церковь вынужденно сделала непростой выбор, который изменил её дальнейшую судьбу, что до сегодняшнего дня вызывает интерес у современных исследователей.

В современной исторической науке исследования о деятельности Русской православной церкви начала XX века ведутся в нескольких направлениях. Основные из них строятся вокруг вопросов, связанных с взаимоотношениями церкви и государства [16], с развитием института священно- и церковно-служителей, с богослужебной практикой, с анализом и дополнением биографий выдающихся деятелей, с особенностями архитектуры храмовых зданий. Все это стало возможным благодаря доступности широкому кругу исследователей архивных материалы, официальных документов и отчётов органов власти.

Вместе с тем, указанный круг изучаемых вопросов, на наш взгляд, следует дополнить ещё одним, касающимся главного потенциала церкви -простых прихожан, миллионов жителей городов и сёл многомиллионной страны, объединенных таким понятие как «приход».

В канонической правовой традиции церкви приходу всегда отводилась особая роль как элементу организационной формы бытия церкви, основывающейся на территориально-государственном конструировании [59].

© Сергеев С.А., 2023.

Именно факт тесной связи прихода с территорией, через спектр горизонтальных связей, позволяет под иным углом взглянуть на известные исторические события микроистории.

Такой интереснейшей и самобытной территориально-государственной конструкцией, оформившейся в виде заводско-окружной системы в начале XVIII века при освоении Урала и благополучно дожившей до начала XX века, является горнозаводской Урал [6]. К началу исследуемого периода он включал в себя двадцать два горных округа со сформировавшейся горно-заводской средой (включавших более 100 заводов и поселений при них) [7], которые сохранились к 1917 году [12]. Населенные пункты при заводах, получившие статус города до начала исследуемого периода (а также в течение самого периода) - это Кушва, Екатеринбург, Пермь, Златоуст, Ижевск, Нижний Тагил, Алапаевск, Ирбит, Невьянск, Омутинск, Надеж-динск (Серов) и Белорецк [25], [15].

В изучении историографического комплекса по деятельности городских православных приходов горнозаводского Урала следует применить проблемно-хронологический принцип. С одной стороны, необходимо обратить внимание на интерпретацию объекта изучения - православного прихода и связи его с историей церкви, с другой - на характеристику проявления конкретных вопросов, связанных с деятельностью городских приходов горнозаводского Урала, на общероссийском и региональном уровнях.

Историография XX столетия формировалась в течение трёх этапов. Первый - дореволюционный, второй - советский, третий - современный (частично, начиная с 1990-х годов). В настоящей статье рассматриваются только два первых этапа. Несмотря на обстоятельства, связанные со сменой государственного строя, идеологии и социально-общественных отношений, советский этап был тесно связан с предшествующим ему дореволюционным этапом изучения истории Русской православной церкви. Специализированные исследования синодального (дореволюционного) периода имели узконаправленную информационную и авторскую установки. В частности, лейтмотивом работ таких крупных авторов как митрополит Платон (Левшин) [44], митрополит Макарий (Булгаков) [36] и профессор Московской Духовной Академии Е.Е. Голубинский [9] был курс на выделение приоритета церковной истории над гражданской, что препятствовало критическому осмыслению социокультурных процессов и явлений внутри церкви [30]. Также одним из центральных вопросов долгое время оставалась тема церковно-государственных отношений [26]. Приходская жизнь рассматривалась в рамках одного из разделов общей церковной истории и была связана с богослужебной и христианской

жизнью вообще [31]. Исключением могут послужить редкие работы, связанные с началом подготовки Поместного Собора, например профессора С.И. Смирнова «Древнерусский духовник: Исследования по истории церковного быта» [51].

Некоторые сведения о дореволюционном состоянии приходов территорий, являющихся частью горнозаводского Урала были отмечены в работах церковно-краеведческой направленности И.В. Златоверховникова [18], Н.М. Чернавского [56], В.И. Гуменского [13] и др. Например, в историческом очерке приходского священника Вениамина Гуменского о деятельности в начале XX века единственной в городе Златоусте двухклассной женской церковно-приходской школы подробно описывается бытовая и религиозная атмосфера, духовно-нравственный облик прихожан-завод-чан, этапы организации и создания учебного заведения, отношение разных страт общества к развитию религиозного образования и его эффективности [50].

Историография советского периода, которую хронологически следует разделить на две крупные группы - довоенную и послевоенную, продолжает рассмотрение вопроса церковно-государственных отношений. Однако, здесь отечественные исследователи кардинально меняют угол зрения. Исследователи довоенного периода: М. Горев [11], А.И. Введенский [5], Ф.Н. Олещук [42] Б.П. Кандидов [19], [20], Н. Бойцов [3], Н.К. Амосов [1], С. Турбанов [54] и др. уже в первые десятилетия новой эпохи придерживаются в своих работах концептуальной установке, при которой церковь в противовес дореволюционной точке зрения рассматривается как продукт человеческой деятельности, отражающий социально-классовые антагонизмы [41].

Примером исключения является работа протопресвитера Михаил Афанасьевич Польского «Положение Церкви в Советской России» [45], содержащая большей частью взгляды приходского священника на процессы противостояния новой власти и церкви в столице в 1920-х годах.

Региональные авторы: Ф.М. Коняев [28], Н.А. Коробейников [29], В.К Ан-венсул [2], Д.В. Дягилев [14], продолжают работать в контексте жестких идеологических рамок, рассматривая церковь через призму политических отношений.

С середины XX века появляются работы по церковно-исторической тематики представителей русской эмиграции, где развивалось критическое направление дореволюционной историографии [27]. Кроме А.В. Карта-шова [21], [22] о Русской церкви и Советской власти писали Г. Рар [47], П. Соколов [53], Г. Граббе [46]. Среди работ русского зарубежья выделяются статьи доктора философии И.К. Смолича, посвященные церковно-

государственным отношениям 1917-1918 гг. (переизданы в 1990-х годах) [52]. Многоаспектность анализа переломного периода церковной истории, связь её социальной и культурной жизнью России того времени, опора на опубликованные источники и исследовательскую литературу - являются несомненным достоинством этой и прочих работ исследователя. Особняком стоит книга воспоминаний последнего протопресвитера Российской армии и флота Георгия Шавельского, изданная в Нью-Йорке и переизданная в начале XX века под заголовком «Русская Церковь пред революцией» [57], [58]. Монография известного церковного и общественного деятеля начала XX века содержит подробный систематический обзор положения Русской Православной церкви в эпоху предшествующей серьёзным социальным потрясениям - предвоенному периоду и времени Первой мировой войны. Материал представленный в работе, содержит воспоминания и личные наблюдения автора - современника и участника событий. В монографии всесторонне анализируются деятельность различных церковных институтов: Святейшего Синода, епархиальной системы управления, монастырей и прихода, духовных школ и академий; оценивается состояние православного духовенства (белого и черного), его материальный и имущественный состав. Выделяются ошибки, просчеты, предлагаются пути решения назревших проблем. Издание снабжено авторскими пояснениями и ссылками на различные документы, протоколы заседаний, периодические издания соответствующих исторической эпохе.

Как и в довоенной историографии новый послевоенный блок исторических исследований продолжает игнорировать изучение православного прихода, как особой социальной системы, а также вопросов его коммуникации с государственной властью. Проблема считалась не актуальной и не содержащей в себе каких-либо возможностей и перспектив для научных изысканий. Более того, для авторов исследование разных секторов жизни церкви было ограничено отсутствием возможности привлечения широкой архивной базы, поскольку значительный объём фондов находился в закрытом режиме хранения [17]. Авторы, чьи исследования относятся к послевоенной группе - это М. М. Персиц [43], И.А. Чемерисский [55], П.К. Лобазов [35], И.А. Крывелев [33], Н.С. Гордиенко [10] и др. [4], [23], [32], [49].

Вместе с тем в этот период появляются работы, которые, не выходя за пределы заданных идеологических схем, пытаются детально рассмотреть на территориях отдельных уральских регионов такие составные части цер-ковно-государственных отношений первых десятилетий советской власти как реализации декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, изъятие церковных ценностей, контрреволюционная деятельность церкви, становление атеистической пропаганды. Наиболее интересными в

этом ключе являются работы Э.Я. Комиссаровой [24], Ф.Ф. Гайнуллина [8], Н.И. Музафаровой [37], [38], М.Г. Нечаева [39], [40], Радич Д.С. [48] и др. Попытки описания религиозности горнозаводского населения их нравов и обычаев, образованности и политической грамотности представлены в работах В.Ю. Купянской и Н.С. Полищук [34]. Авторы отстаивают позицию присутствия в рабочей среде формальности в исполнения обрядов, равноправия существования в народной культуре языческих и христианских начал, высокого процента преступности и развращенности.

Таким образом, несмотря на довольно большое количество имеющихся исследований, историография исследуемого периода осталась в стороне от описания и характеристики как самого понятия «православный приход», так и о деятельности этого элемента организационной формы бытия церкви на такой природной и одновременно социокультурной территории, как горнозаводской Урал. Авторские установки, кризис критического осмысления социокультурных процессов синодального периода, позже -идеологический конфликт мировоззрения светского и религиозного сознания, рассмотрение деятельности церкви в социально-экономическом и политическом аспектах, деструктивная деятельность церкви в построении советского общества, отсутствие мнения исследователей из отечественной «церковной ограды», редкие критические публикации зарубежных исследователей, дух идеологической предвзятости и недоступность архивных источников - всё это общие черты работ исследуемого периода.

Тем не менее наличие определенного числа работ по церковной тематике свидетельствует об интересе у исследователей к истории Русской православной церкви.

Библиографический список / Reference

[1] Амосов Н.К. Октябрьская революция и церковь. - Москва: ГАИЗ, 1939. 72 с.

[2] Анвенсул В.К. Церковь и гражданская война на Урале. - Свердловск: ОГИЗ, 1937. 31 с.

[3] Бойцов Н. Святейшая контрреволюция. - Москва: Огиз.; Ленинград: Мол. гвардия, 1931. 139 с.

[4] Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т

науч. атеизма. - Москва: Мысль, 1969. 230 с.

[5] Введенский А.И. Церковь и государство (Очерк взаимоотношений церкви и государства в советской

России). - Москва: Б.и., 1923. 253 с.

[6] Вяткин М.П. Горнозаводский Урал в 1900-1917 гг. / Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние Ин-та истории.

- Москва; Ленинград: Наука. [Ленингр. отд-ние], 1965. С. 10.

[7] Вяткин М.П. Горнозаводский Урал в 1900-1917 гг. / Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние Ин-та истории.

- Москва; Ленинград: Наука. [Ленингр. отд-ние], 1965. С. 241.

[8] Гайнуллин Ф.Ф. Руководство партийной организации Башкирии антирелигиозной пропагандой (1917-

1927 гг.) // Ученые записки. Т. 297. -Вып.17. История КПСС. - Москва, 1971. C. 244-262.

[9] Голубинский Е.Е. История русской церкви / [соч.] Е. Голубинскаго, экстра.-орд. проф. Моск. духов.

акад.-Москва: Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1880-1911. Период второй. Московский: От нашествия монголов до митрополита Макария включительно: Первая половина тома. - Москва: имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1900. 919 с.

[10] Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). - Москва: Знание, 1984. 64 с.

[11] Горев М. Церковные богатства и голод в России. - Москва: Госиздат, 1922. 20 с.

Горные округа, горнозаводские округа. Челябинская область // URL: http://chel-portal.ru/enc/gornye_ okruga.

Гуменский В.И., Петро-Павловская двухклассная женская церковно-приходская школа в г. Златоусте: Открыта 17 сент. 1901 г. в память выздоровления от болезни государя императора Николая II-го: Ист. очерк. - Уфа: электр. типо-лит. Соловьева, 1914. 80 с.

Дягилев Д.В. Церковники и сектанты на службе контрреволюции. -Челябинск: Челябгиз, 1938. 24 с. Журавлева В.А. Городское население Урала в 1920-1930-е гг.: монография. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. C. 103, 213-217.

Зин Н. Государство и церковь во Владимирском крае в 1943-1953 гг. Монография. - Владимир: Собор, 2010. С. 3.

Зин Н. Государство и церковь во Владимирском крае в 1943-1953 гг. Монография. - Владимир: Собор, 2010. С. 7.

Златоверховников И.В. Уфимская епархия: Геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк. - Уфа: Уфим. епарх. братство воскресения Христова, 1899. 332 с.

Кандидов Б.П. Религиозная контрреволюция 1918-20 гг. и интервенция: (очерки и материалы); Центр. совет Союза воинствующих безбожников СССР. - Москва: акц. изд-ское о-во «Безбожник», 1930. 148 с. Кандидов Б.П. Голод в 1921 году и Церковь. - Москва: Московский рабочий, 1932. 92 с. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т.1 - Москва: Терра, 1992. 686 с. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т.2. - Москва: Терра, 1993. 569 с. Клочков В.В. Закон и религия: От гос. религии в России к свободе совести в СССР. - Москва: Политиздат, 1982. 160 с.

Комиссарова Э.Я. Из истории отделения церкви от государства и школы от церкви на Южном Урале // Некоторые вопросы марксистско- ленинской философии. - 1973. - Вып. 4., г. Челябинск. С. 91-99. Кондратьева И. Города России. Энциклопедия. - Москва: Большая Российская Энциклопедия. 1994 // URL https://rus-city-of-russia.slovaronline.com/988-%D0%A1%D0%B8%D0%BC.

Конюченко А.И. Православное духовенство России во второй половине XIX - начале XX века: автореферат дис. ... доктора исторических наук: 07.00.02 / Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 2006. С. 12. Конюченко А.И. Православное духовенство России во второй половине XIX - начале XX века: автореферат дис. ... доктора исторических наук: 07.00.02 / Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 2006. С. 13. Коняев Ф.М. Урал и библия: Опыт историко-геологического исследования: С 20 рис. в тексте / Ф.М. Коняев, горн. инж.; Предисловие: геолог М. И. Липовский, проф. П.К. Худяков, филолог проф. Ан. Александров. - Москва: Гос. технич. изд-во, 1927. 40 с.

Коробейников Н.А. «Лицо врага»: О религиозных сектах; Пермск. окружн. совет Союза безбожников. -Пермь: тип. «Полиграфтреста», 1929. 4 с.

Королева Е.Д. Церковно-общественная жизнь православного населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02. Че-ляб. гос. ун-т. - Челябинск, 2007. С. 5.

Королева Е.Д. Церковно-общественная жизнь православного населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02. Че-ляб. гос. ун-т. - Челябинск, 2007. С. 7.

Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. - Киев: Выща шк., 1988. 177 с.

Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. - Москва: Знание, 1982. 64 с. Купянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала. (Конец XIX - начало XX в.) - Москва: Наука, 1971. 288 с.

Лобазов П.К. Борьба партий за осуществление ленинской политики в религиозном вопросе (1917-1925 гг.). Труды ДВПИ. Т. 87. - Владивосток, 1973. С. 1-197.

Макарий (Булгаков Михаил Петрович; митр. Московский и Коломенский; 1816-1882). История русской церкви / [соч.] Макария, еп. Винницкого. - Санкт-Петербург: Тип. Имп. акад. наук, 1857-1883. Музафарова Н.И. Деятельность партийных организаций Урала по атеистическому воспитанию трудящихся (1917-1925 гг.). - Свердловск, 1975. 20 с.

Музафарова Н.И. Изъятие церковных ценностей на Урале в 1922 г. для помощи голодающим // Сб. аспирант. работ Свердл. юр. ин-та. - 1971. - Вып. 13., г. Свердловск. С. 75-79.

Нечаев М.Г. Контрреволюционная деятельность церкви в период подготовки и проведении Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны на Урале (1917-1937 гг.). - Свердловск: 1988. 246 с.

Нечаев М.Г. Крах церковной контрреволюции на Урале (1917-1919 гг.) (научная статья) // Победа Октябрьской революции и гражданская война на Урале: Тезисы докладов научн. конференции. - Свердловск, 1987. С. 63-64.

Никольский Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский; [Науч. ред., авт. вступ. ст., с. 5-20, и коммент. Н. С. Гордиенко]. - 4-е изд. - Москва : Политиздат, 1988. 10 c.

31

32

40

[42] Олещук Ф. Н. Кто строит церкви в СССР. - Москва: Московский рабочий, 1929. 96 с.

[43] Персиц М. М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917-1919 гг.). - Москва: Изд-во АН СССР, 1958. 200 с.

[44] Платон (Левшин Петр Георгиевич; митр. Московский и Коломенский; 1737-1812). Краткая церковная российская история / Сочиненная преосвященным Платоном митрополитом московским. В Вифании. - Москва: В Синодальной типографии, 1805. 352 с.

[45] Польский М., священник. Положение Церкви в советской России: Очерк бежавшего из России священника. - Иерусалим, Б. и., 1931. 122 с.

[46] Правда о русской церкви на родине и за рубежом (по поводу книги С.В. Троицкого «О неправде карло-вацкого раскола») / протопресвитер Георгий Граббе. - Джорданвилль (Нью-Йорк): Изд. Свято-Троицкого монастыря, Тип. преподобного Иова Почаевского, 1961. 216 с.

[47] Рар Г. (Ветров А.) Плененная церковь: Очерк развития взаимоотношений между церковью и властью в СССР. - Франкфурт-на-Майне: Посев, 1954. 113 с.

[48] Радич Г.С. Деятельность партийных организаций Урала по развитию культурно-просветительской работы в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.): Дисс.. канд. ист. наук. УрГУ. - Свердловск, 1980-239 с.

[49] Светлов П. Церковь в прошлом и теперь [Текст] / И. Михалев. - Казань: Таткнигоиздат, 1962. 37 с.

[50] Сергеев С.А. Златоуст в событиях: к 115-летию со дня открытия Петро-павловской женской церков-но-приходской школы (научная статья). Материалы ВНПК XXII Бирюковские чтения. Составитель И.А. Новиков. Под общей редакцией Т.А. Чумаченко. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Челябинск, 2019. С. 138-146.

[51] Смирнов С.И. Древне-русский духовник: исследование по истории церковного быта. Издание Императорского Общества истории и древностей российских при Московском Университете. - Синодальная типография, 1913. 568 с.

[52] Смолич И.К. Русская Церковь во время революции: с марта по октябрь 1917 г. и Поместный Собор 1917/1918 гг. (К истории взаимоотношений между государством и Церковью в России) // История Русской Православной Церкви. 1700-1917. - Кн. 8. Ч. 2. - Москва: Изд-во. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. С. 720-743.

[53] Соколов П. Путь русской православной церкви в России СССР (1917-1961). Русская православная церковь в СССР. - Мюнхен: Б. и., 1962. 113 с.

[54] Тубанов С. Церковь на службе врагов народа. - Свердловск: Свердлгиз, 1940. 100 с.

[55] Чемерисский И.А. Изъятие в 1922 году церковных ценностей для помощи голодающим (научная статья) // Вопросы истории религии и атеизма. 1962. Вып. X. С. 186-212.

[56] Чернавский Н.М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем: Исслед. Николая Чернавского. Вып. 1-2. - Оренбург: тип. Оренбург. духов. консистории, 1900-1902 (обл. 1903)-1901-1902 (обл. 1903)-1901. - 2 т.; 24; 24. - (Труды Оренбургской ученой архивной комиссии). Вып. 7: Вып. 1. 1900. 346 с.

[57] Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. 1 - Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 414 с.

[58] Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. 2 - Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 412 с.

[59] Шведов О.В. Энциклопедия церковного хозяйства. - Москва: «Ковчег», 2003. 214 с.

Сергеев С.А.

Аспирант, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры».

Деятельность городского православного прихода горнозаводского урала в первое десятилетие советской власти в исторических исследованиях XX века (1900-1980-е гг.)

Аннотация. В данной статье проводится обзор историографии, освящающей деятельность городского православного прихода горнозаводского Урала в годы революционных потрясений и становления Советской власти. Главное внимание уделяется работам, вышедшим в свет в период с 1900 по 1980-е гг. XX века. Выявляются особенности подходов авторов к изучению вопросов деятельности прихода, как элемента организационной формы бытия церкви, тесно связанного с конкретной территорией, его места и роли в социуме и государстве.

Ключевые слова: православный приход, горнозаводской Урал, Русская православная церковь.

Sergeev S.A.

Postgraduate student, Chelyabinsk State Institute of Culture.

Activities of the urban orthodox parish of the mining Ural in the first decade of soviet power in historical research XX century (1900-1980s) Abstract. This article provides an overview of the historiography that sanctifies the activities of the urban Orthodox parish of the mining Urals during the years of revolutionary upheavals and the formation of Soviet power. The main attention is paid to works published in the period from 1900 to the 1980s. XX century. The features of the authors' approaches to the study of the activities of the parish as an element of the organizational form of the existence of the church, closely related to a specific territory, its place and role in society and the state are revealed.

Key words: Orthodox parish, mining Urals, Russian Orthodox Church.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.