Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г. Х. ЧАЛХУШЬЯНА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОПРИЩЕ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г. Х. ЧАЛХУШЬЯНА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОПРИЩЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. Х. ЧАЛХУШЬЯН / НАХИЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ БИОГРАФИКА / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Папазян Кристина Лерниковна

Имя Григория Христофоровича Чалхушьяна - известного юриста, публициста, историка, гласного городской думы г. Нахичевани-на-Дону, родом из армянских крымских переселенцев, связано не только с законотворчеством и успехами в его профессиональной сфере, но и с областью воспитания и обучения подрастающего поколения. После окончания Лазаревского института поступил и окончил юридический факультет Московского университета. Здесь, на юридическом факультете, славившемся в этот период своими либеральными традициями, он познакомился со многими прогрессивными деятелями того времени и на всю жизнь впитал многие их идеи. Возвратившись в родную Нахичевань, активно включается в общественно-политическую деятельность. В Национальном архиве Армении (НАА) сохранился ряд дел, посвященных педагогической деятельности и педагогическим идеям Г. Х. Чалхушьяна. К сожалению, в отечественной и зарубежной историографии нет ни одной работы, полноценно анализирующей активную общественно-политическую и публицистическую деятельность выдающейся личности г. Нахичевани-на-Дону Григория Христофоровича Чалхушьяна. Получив достаточно консервативное армянское семейное воспитание, он с самого начала своей активной общественной деятельности отстаивал традиционные семейные ценности. Будучи гласным Нахичеванской-на-Дону Городской думы, он неоднократно выступал с различными предложениями, связанными с постановкой учебного дела в городе. Его педагогические идеи не нашли отражения в исследованиях историков и краеведов. Именно он стал председателем объединения Родительских комитетов учебных заведений Нахичевани-на-Дону. Родительский комитет во главе с председателем - Г. Х. Чалхушьяном придавал серьезное значение для здоровья и успехов учеников. Также призывал обратить внимание на проблемы внешкольного надзора с целью организовать места для отдыха детей и молодежи. Внимание уделялось и питанию, и здоровью детей. Вопросы нравственного воспитания детей неоднократно отмечались в докладах Г. Х. Чалхушьяна. Одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения он считал необходимость оградить детей от пагубного влияния улицы. Занимая должность гласного Городской Думы и отлично владея ситуацией, сложившейся в Нахичевани-на-Дону в сфере образования, он не мог не видеть, как отрицательно сказывается на процессе образования нахичеванской молодежи отсутствие гимназии. Занимая эту полуофициальную общественную должность - председателя Родительских комитетов, Григорий Христофорович Чалхушьян затрагивал очень важные вопросы, касающиеся не только педагогов и учеников, но и родителей и вообще всего, что может повлиять на духовное и физическое развитие детей и не раз удостаивался самых искренних слов признательности от местного армянского общества. Благодаря исследованию деятельности и трудов этой незаслуженно забытой личности, в научный оборот вводятся ранее не изученные исторические источники как на русском, так и на армянском языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G. H. CHALKHUSHANS ACTIVITIES IN THE PEDAGOGICAL FIELD

The name of Grigory Chalkhushyan, a well-known lawyer, publicist, historian, speaker of the City Duma of Nakhichevan-on-Don, originally from Armenian Crimean immigrants, is associated not only with lawmaking and success in his professional ield, but also with the ield of education and training of the younger generation. After graduating from the Lazarev Institute, he entered and graduated from the Law Faculty of Moscow University. Here, at the Faculty of Law, famous during this period for its liberal traditions, he met many progressive igures of that time and absorbed many of their ideas for the rest of his life. Returning to his native Nakhichevan, he is actively involved in socio-political activities. A number of files dedicated to G.H. Chalkhushyan's pedagogical activity and pedagogical ideas have been preserved in the National Archive of Armenia. Unfortunately, there is not a single work in Russian and foreign historiography that fully analyzes the active socio-political and journalistic activities of the outstanding personality of Nakhichevan-on-Don Grigory Khristoforovich Chalkhushyan. Having received a fairly conservative Armenian family upbringing, he defended traditional family values from the very beginning of his active social activity. Being a member of the Nakhichevan- on-Don City Duma, he repeatedly made various proposals related to the establishment of educational affairs in the city. His pedagogical ideas were not reflected in the studies of historians and local historians. It was he who became the chairman of the association of Parent Committees of educational institutions of Nakhichevan-on-Don. The Parent Committee headed by the chairman - G.H.Chalkhushyan attached serious importance to the health and success of the students. He also called for paying attention to the problems of extracurricular supervision in order to organize places for children and youth to relax. Attention was paid to both nutrition and children's health. The issues of moral education of children have been repeatedly noted in the reports of G. H. Chalkhushyan. One of the most important aspects of the upbringing of the younger generation, he considered the need to protect children from the harmful inluence of the street. Holding the position of a public speaker of the City Duma and having excellent knowledge of the situation in Nakhichevan-on-Don in the ield of education, he could not help but see how the lack of a gymnasium negatively affects the education process of Nakhichevan youth. Occupying this semi-oficial public position - chairman of Parents' Committees, Grigory Khristoforovich Chalkhushyan touched upon very important issues concerning not only teachers and students, but also parents and in general everything that can affect the spiritual and physical development of children and more than once received the most sincere words of gratitude from the local Armenian society. Thanks to the research of the activities and works of this undeservedly forgotten personality, previously unexplored historical sources in both Russian and Armenian are introduced into scientiic circulation.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г. Х. ЧАЛХУШЬЯНА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОПРИЩЕ»

fr i

СКШУ

УДК 930.24:929 Чалхушьян.06 (092) DOI 10.37493/2409-1030.2021.3.9

К. Л. Папазян

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г. Х.ЧАЛХУШЬЯНА HA ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОПРИЩЕ

Имя Григория Христофоровича Чалхушьяна - известного юриста, публициста, историка, гласного городской думы г.Нахичевани-на-Дону, родом из армянских крымских переселенцев, связано не только с законотворчеством и успехами в его профессиональной сфере, но и с областью воспитания и обучения подрастающего поколения. После окончания Лазаревского института поступил и окончил юридический факультет Московского университета. Здесь, на юридическом факультете, славившемся в этот период своими либеральными традициями, он познакомился со многими прогрессивными деятелями того времени и на всю жизнь впитал многие их идеи. Возвратившись в родную Нахичевань, активно включается в общественно-политическую деятельность. В Национальном архиве Армении (НАА) сохранился ряд дел, посвященных педагогической деятельности и педагогическим идеям Г. Х.Чалхушьяна. К сожалению, в отечественной и зарубежной историографии нет ни одной работы, полноценно анализирующей активную общественно-политическую и публицистическую деятельность выдающейся личности г. Нахичевани-на-Дону Григория Христофоровича Чалхушьяна. Получив достаточно консервативное армянское семейное воспитание, он с самого начала своей активной общественной деятельности отстаивал традиционные семейные ценности. Будучи гласным На-хичеванской-на-Дону Городской думы, он неоднократно выступал с различными предложениями, связанными с постановкой учебного дела в городе. Его педагогические идеи не нашли отражения в исследованиях историков и краеведов. Именно он стал председателем объ-

единения Родительских комитетов учебных заведений Нахичевани-на-Дону. Родительский комитет во главе с председателем - Г. Х.Чалхушьяном придавал серьезное значение для здоровья и успехов учеников. Также призывал обратить внимание на проблемы внешкольного надзора с целью организовать места для отдыха детей и молодежи. Внимание уделялось и питанию, и здоровью детей. Вопросы нравственного воспитания детей неоднократно отмечались в докладах Г. Х. Чал-хушьяна. Одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения он считал необходимость оградить детей от пагубного влияния улицы. Занимая должность гласного Городской Думы и отлично владея ситуацией, сложившейся в Нахичевани-на-Дону в сфере образования, он не мог не видеть, как отрицательно сказывается на процессе образования нахичеванской молодежи отсутствие гимназии. Занимая эту полуофициальную общественную должность - председателя Родительских комитетов, Григорий Христофорович Чалхушьян затрагивал очень важные вопросы, касающиеся не только педагогов и учеников, но и родителей и вообще всего, что может повлиять на духовное и физическое развитие детей и не раз удостаивался самых искренних слов признательности от местного армянского общества. Благодаря исследованию деятельности и трудов этой незаслуженно забытой личности, в научный оборот вводятся ранее не изученные исторические источники как на русском, так и на армянском языках.

Ключевые слова: Г. Х. Чалхушьян, Нахичевань-на-Дону, история педагогики, историческая биографика, общественно-политическая деятельность.

К^йпа Papazyan

G. H. CHALKHUSHANS ACTIVITIES IN THE PEDAGOGICAL FIELD

The name of Grigory Chalkhushyan, a well-known lawyer, publicist, historian, speaker of the City Duma of Nakhichevan-on-Don, originally from Armenian Crimean immigrants, is associated not only with lawmaking and success in his professional field, but also with the field of education and training of the younger generation. After graduating from the Lazarev Institute, he entered and graduated from the Law Faculty of Moscow University. Here, at the Faculty of Law, famous during this period for its liberal traditions, he met many progressive figures of that time and absorbed many of their ideas for the rest of his life. Returning to his native Nakhichevan, he is actively involved in socio-political activities. A number of files dedicated to G.H. Chalkhushyan's pedagogical activity and pedagogical ideas have been preserved in the National Archive of Armenia. Unfortunately, there is not a single work in Russian and foreign historiography that fully analyzes the active socio-political and journalistic activities of the outstanding personality of Nakhichevan-on-Don Grigory Khristoforovich Chalkhushyan. Having received a fairly conservative Armenian family upbringing, he defended traditional family values from the very beginning of his active social activity. Being a member of the Nakhichevan-

on-Don City Duma, he repeatedly made various proposals related to the establishment of educational affairs in the city. His pedagogical ideas were not reflected in the studies of historians and local historians. It was he who became the chairman of the association of Parent Committees of educational institutions of Nakhichevan-on-Don. The Parent Committee headed by the chairman - G.H.Chalkhushyan attached serious importance to the health and success of the students. He also called for paying attention to the problems of extracurricular supervision in order to organize places for children and youth to relax. Attention was paid to both nutrition and children's health. The issues of moral education of children have been repeatedly noted in the reports of G. H. Chalkhushyan. One of the most important aspects of the upbringing of the younger generation, he considered the need to protect children from the harmful influence of the street. Holding the position of a public speaker of the City Duma and having excellent knowledge of the situation in Nakhichevan-on-Don in the field of education, he could not help but see how the lack of a gymnasium negatively affects the education process of Nakhichevan youth. Occupying this semi-official public position - chairman of Parents'

M

fc \

СКШУ

Committees, Grigory Khristoforovich Chalkhushyan touched upon very important issues concerning not only teachers and students, but also parents and in general everything that can affect the spiritual and physical development of children and more than once received the most sincere words of gratitude from the local Armenian society. Thanks to the research of the

Известный общественный деятель армянского города Нахичевани-на-Дону конца XIX - начала XX в. Григорий Христофорович Чалхушьян (1861-1939), имя которого было известно почти в каждому нахичеванцу, был родом из дворянской семьи, учился в московском Лазаревском институте восточных языков и Московском Государственном Университете, на факультете юриспруденции. Имея прекрасное образование, он вернулся в родной город и бросил все свои силы на участие в его жизни. Григорий Христофорович прославился не только на поприще публицистики, благотворительности, законотворчества, но и в области воспитания и обучения подрастающего поколения, хотя при этом сам лично учительской деятельностью непосредственно не занимался. Именно эта сторона его деятельности до сих пор не стала предметом исследования историков и краеведов.

Будучи впервые избранным гласным городской Думы, Григорий Христофорович бессменно избирался в городское управление практически в течение 30 лет. Будучи председателем Армянского благотворительного общества с 1887 г. и председателем Совета с 1894 г., гласным Нахиче-ванской на Дону городской Думы беспрерывно с 1888 г., он всегда принимал живейшее участие во всех работах Городского общественного управления, обнаруживая стремление оказывать городу помощь при обсуждении всех сложных вопросов, возникающих в муниципальной практике города. Широким полем для него здесь служила думская арена. В Haциональном архиве Армении сохранился ряд дел, посвященных педагогической деятельности и педагогическим идеям ГХ.Чал-хушьяна, которые в некоторой степени позволяют раскрыть данную тему.

В начале XX в. в отечественной педагогике был выдвинут ряд концепций, ориентированных на поиски новых путей образования, а самое главное воспитания ребенка. Именно вопросу духовно-нравственного воспитания уделяет большое внимание ГХ. Чалхушьян.

Став председателем объединения Родительских комитетов учебных заведений Нахичевани-на-Дону, которое, по сути, носило нелегальный характер [4, л. 23]. Находясь на этой полуофициальной общественной должности, Григорий Хри-стофорович Чалхушьян затрагивает очень важные вопросы, касающиеся не только педагогов и учеников, но и родителей и вообще всего, что может повлиять на духовное и физическое развитие детей.

activities and works of this undeservedly forgotten personality, previously unexplored historical sources in both Russian and Armenian are introduced into scientific circulation.

Key words: G.Kh. Chalkhushyan, Nakhichevan-on-Don, history of pedagogy, historical biography, social and political activity.

В конце XIX в. в Нахичевани не было выделено или построено здание под театр. Для театральных представлений использовались самые различные помещения: пьесы и представления ставились в помещениях учебных заведений -школ и гимназий. К городскому голове М. И. Балабанову обратилось общество любителей драматического искусства, располагавшееся в здании Зимнего коммерческого клуба, обратилось лично с соответствующим посланием: «Общее собрание членов Общества любителей драматического искусства в своем заседании 29 марта 1894 г. единогласно постановило: избрать И.С. Чары-хова, Г. Х. Чалхушьяна, Г. Х. Бахчисарайцева и Д. Е. Ходжаева депутатами к Вам, чтобы просить Вас, как учредителя Общества, принять близко к сердцу вопрос о постройке в городе нашего театра. Знаем, что Вы всегда сочувственно относились ко всем добрым начинаниям и уверены, что без Вашего участия и содействия театр у нас не осуществится, общество и на этот случай просит Вашего благословения». Городская Управа, отмечая, что действующим Городовым Положением на городское общественное управление возложена ответственность за обустройство библиотек, музеев, театров и других подобного рода учреждений, Нахичеванское городское управление в течение нескольких лет вносило в смету определенную сумму на образование т. н. «театрального фонда. Строительство здания завершилось в 1899 г. Появление здания театра положительно повлияло на развитие культуры и исскуства в городе.

В обращении от 1 января 1907 г. Г Х. Чалхушьян просит принять решительные меры по устранению такого нездорового явления, как выступление гимназистов в ролях статистов, ибо это ведет к разврату [5, л. 21].

Так в обращении к судье от 15 января 1907 г. с жалобой по постановлению Ростовской-на-До-ну Мужской гимназии и Нахичеванской Женской гимназии, Г. Х. Чалхушьян просит оказать помощь в борьбе с порнографией. 3 ноября 1907 г. в ответе на жалобу от родительских комитетов главный начальник края предложил Варшавскому Обер-Полицмейстеру безотлагательно принять самые строгие меры к обнаружению как главных руководителей тайной организации «Ренессанс» по торговле и сбыту порнографических изделий, так и ее агентов, и к привлечению названных лиц к самой суровой ответственности. Среди членов родительского комитета поднимался вопрос полового воспитания, после обсуждения члены комитета должны были указать в какой форме и

гг I

СКШУ

с какого возраста и класса и на сколько все это поможет предохранить детей от онанизма или венерических заболеваний [5, л.23].

Родительский комитет во главе с председателем - Г Х.Чалхушьяном придавал серьезное значение для здоровья и успехов учеников в гимназии посещению классов во время уроков, но без права делать замечания в этих классах учащимся и преподающим, также борьбе с заболеваниями, например, скарлатиной, отмене занятий ввиду сильных морозов.

19 февраля 1907 г. Городской Думой было доложено отношение за № 3225, в котором говорилось, что если Нахичеванская Городская Дума желает иметь в попечителях совета Екатерининской женской гимназии 8 членов, то не встречается препятствий на место трех членов - г. Ке-чекьяна. Чубарова и Чалхушьяна избрать новых [1, с. 42-43]. Но по результатам закрытой баллотировки шарами 12 апреля 1907 года Городская Дума единогласно постановила членами попечительного Совета Нахичеванской-на-Дону «Екатерининской» Женской Гимназии на четырехлетие 1907-1911 гг. считать избранными Григория Хри-стофоровича Чалхушьяна, Георгия Ивановича Чубарова и Федора Степановича Кечекьяна, которых и представить на утверждение Попечителя Харьковского Учебного Округа [1, с.19].

Также Г. Х. Чалхушьян в качестве председателя Родительского комитета просил Городскую Думу ассигновать 200 руб. для литературного утра в Женской гимназии, с таким ходатайством он выступил в Городской Управе. Гласный просил 200 руб. внести в смету будущего года и в счет этой ассигновки до 1 января 1908 г. выдать Комитету для этой цели 100 руб. Городская Дума ходатайство это уважила [1, с.65].

Г. Х. Чалхушьян предложил Городской управе расширение двора женской гимназии за счет прирезки части городского сквера, занятого коммерческим клубом, на что получил согласие.

Как видим, Нахичеванская Городская дума не оставляла без внимания ходатайства Родительского комитета, отмечая это Г. Х. Чалхушьян обратился с письмом на имя городского головы со словами благодарности Нахичеванского городской думе, по поводу сердечного отношения к нуждам учащихся, за интерес к делу образования и воспитания подрастающего поколения, внимание, которым окружает городское самоуправление свою гимназию, идя навстречу всем разумным желаниям родителей [1, с. 5]. Родители и председатель Родительского комитета были обеспокоены возможностями гимназии кормить всех учеников завтраками, для этого было предложено казначею комитета собирать по согласию родителей по 1 руб. 75 коп. за каждого учащегося ежемесячно, в этом случае будет возможность

кормить завтраками тех детей, чьи родители по бедности не в состоянии оплачивать завтрак своих детей [5, л.19].

Объединенный совет всех родительских комитетов города Ростова-на-Дону озабочен вопросами внешкольного надзора, так как ученики чаще всего свое воспитание получают вне стен гимназии, в лучшем случае - дома, в худшем -на улице. Поэтому совет обращается с просьбой в Ростовскую городскую думу для создания центрального пункта, где бы отдыхала душой молодежь, где были бы игры, бильярд, спорт и просят предоставить место в городском саду с готовым зданием - ротондой.

21 ноября на собрании родительских комитетов под председательством Г Х. Чалхушьяна с докладами выступали М.Л. Сабсович, который доказывал необходимость создания зубной врачебной клиники для детей, врач В.Я. Браиловский прочел доклад о вредности скетинг-рингов [5, л. 33].

На собрании 12 декабря 1909 г. председатель родительского комитета обращает внимание присутствующих на такое нежелательное явление, как посещение ученицами танцевальных вечеров, театров, а после окончания поздно одни возвращаются домой. Поэтому собрание постановило посещать театральные и танцевальные вечера с родителями, быть в форме исключая каникулярное время, во время занятий не посещать танцевальные и театральные мероприятия. Г. Х. Чалхушьяном выражена благодарность гласным нахичеванской городской думы [6, л. 33 об].

Занимаясь проблемами женского образования возглавляемый Г.Х.Чалхушьяном Объединенный Родительский комитет уделял большое внимание состоянию здоровья воспитанниц учебных заведений города. Так, Родительский Комитет Нахичеванской Женской гимназии в январе 1908 г. обратился в Городскую Думу с заявлением следующего содержания: «Нахичеванская Городская Дума... рассмотрев ходатайство Родительского комитета о приглашении в помощь имеющемуся гимназическому врачу женщины-врача, признала это ходатайство заслуживающим уважения и предложила Городской Управе выработать условие службы женщины врача при Женской Гимназии. В связи с этим решением. в Городскую Управу поступило немало прошений женщин-врачей о зачислении их на указанную должность.» [2, с. 25-26]. Однако как следует из источника, в течение года дело так и не сдвинулось с мертвой точки, хотя требовалось безотлагательное решение данного вопроса. Отдавая себе отчет в том, что содержание двух врачей для городского управления будет весьма обременительно, Родительский комитет выступил с предложением передать надзор за здоровьем воспитанниц женских средних учебных заведений женщинам-врачам, учитывая то обстоятельство, что число жен-

м

ГГI

СКШУ

щин-врачей в России заметно возросло. При этом Родительский комитет указал на одно важное обстоятельство: если девочки в самом раннем возрасте не делают различий между мужчинами и женщинами врачами, то мере взросления в случае недомогания девочки к врачам-мужчинам обращаются либо крайне неохотно, либо вообще стараются этих обращений избегать. Убедить учениц не делать различий между мужчинами и женщинами врачами не представлялось возможным, вследствие чего выпускницы нередко оканчивали гимназию с пошатнувшимся здоровьем. Так, у многих девочек при внешне нормальном внешнем виде обнаруживается искривление позвоночника, обнаружить которое возможно только при тщательном осмотре в «нагом виде». По этой причине мужчины врачи, к такого рода осмотрам никогда не прибегали, щадя свойственную девочкам стыдливость. В силу этих причин Родительский комитет полагал, что при наличии женщины-врача такая патология организма была бы обнаружена в самом начале и с ней было бы легко справиться. В виду вышеизложенного Родительский Комитет в лице своего президиума обратился в Городскую Думу с просьбой, направленной на охрану здоровья, о безотлагательном замещении уже учрежденной должности женщины-врача при Нахичеванской женской гимназии. В ответ на это обращение Городская Дума постановила предложить Городской Управе выработать условия службы для женщины-врача. В конечном итоге Городская Дума единогласно постановила предложение об учреждении женщины-врача при Женской гимназии передать на заключение Попечительского совета упомянутой гимназии.

Занимая должность гласного Городской Думы и отлично владея ситуацией, сложившейся в Нахичевани-на-Дону в сфере образования, он не мог не видеть, как отрицательно сказывается на процессе образования нахичеванской молодежи отсутствие гимназии. Стоит отметить, что в начале XX века существовала большая проблема отсутствия среднее специальных учебных заведений, о высших - речи и не шло. Это сказывалось не только на образовании подрастающего поколения, но в целом накладывало определенный отпечаток на формировании образованной элиты города.

Гласный Городской Думы Г. X. Чалхушьян обратился на имя Городской Думы со следующим содержанием: «В нашем городе ощущается недостаток мужского среднего учебного заведения, об открытии которого мы не раз возбуждали ходатайство в установленном порядке. В Ростове, в Ставрополе и в других города учится немало нахичеванцев, вдали от своих семей. Было бы безусловно желательно и своевременно и немедленно возбудить ходатайство об открытии реального училища или гимназии. Но для того, чтобы не сделать ошибочного выбора, я бы по-

лагал необходимым выбрать особую комиссию из гласных, которые могли бы обсудить зрело и решить, какой тип училища соответствует нашим потребностям. Быть может возможно даже было бы перевести одно из существующих уже в Ростове частных учебных заведений в Нахичевань. В виду сего если Дума принципиально согласна со мною, что среднее учебное заведение нам необходимо, я предлагаю немедленно собрать особую подготовительную комиссию для разрешения типа заведения и прочих могущих возникнуть вопросов» [2, с. 28].

По-видимому, этот вопрос уже настолько назрел, что Городская Дума единогласно определила для разработки возбужденного настоящим докладом Городской Управы вопроса образовать предварительную комиссию в составе гласных Е. Г.Шилтова, Г X. Чалхушьяна, А. И.Салтыкова, С. Ф. Асвадурова, И.М.Тикиджи^амбурова. [2, с. 28-29]. В 1908 году на средства Ягубьянца создали это заведение, которое торжественно открыли родители, учащиеся, нахичеванские власти, градоначальники Ростова и Нахичевани.

Даже не будучи учителем по специальности, Григорий Xристофорович старался поддерживать живой контакт с учениками различных учебных заведений города.

В документах, отложившихся в НАА, содержится не совсем ясная информация о том, что Г. X.Чалхушьян собирал фонды для армянских школ, которые преследовались правительством» [5, л.23]. По всей вероятности, речь идет о печально известном законе от 12 июня 1903 г, предусматривающим конфискацию имущества Армянской Апостольской церкви и закрытии армянских церковно-приходских школ, сопровождавшегося преследованием армянских священников. Следовательно, перед нами раскрывается ещё одна ранее неизвестная грань деятельности Григория Xристофоровича.

В 1910 г., когда отмечалось 25-летие адвокатской и общественной деятельности Г. Х. Чалхушьяна, он получил ряд поздравлений, в частности кондак Эчмиадзинского католикоса всех армян. Юбиляра также поздравили телеграммами константинопольский патриарх Туриан, другие князья армяно-григорианской церкви, многие видные деятели армянской и русской столичной общественности.

В знак особых заслуг Григория Xристофоро-вича на поприще воспитания подрастающего поколения решением городского головы Нахичевани-на-Дону М. И. Балабанова от 13 мая 1910 г. была учреждена в Екатерининской женской гимназии стипендии имени Г. Х. Чалхушьяна. Попечительскому Совету Духовной семинарии было решено выдать 3000 руб. на учреждение указанной стипендии [3, л. 23, 28].

fr I

СКШУ

В свою очередь Городская Управа ассигновала 3000 руб. на учреждение в армянской духовной семинарии стипендии имени Г.Х. Чалхушьяна в ознаменовании 25-летней его общественной деятельности [7]

Даже в суровые годы революции и гражданской войны в стране он не прекращал своей работы по патриотическому воспитанию армянского юношества. Так 9 сентября 1918 г. с разрешения Градоначальника Г. Х.Чалхушьян пригласил армян-учащихся города на свое выступление о газете «Скорбь Армении» и для выяснения степени возможного участия в доставке, распространении и продаже газеты. Судя по некоторым данным,

учащиеся отнеслись к этой идее весьма сочувственно [8]. Здесь наглядно прослеживается воспитательный прием Григория Христофоровича: воспитав у них глубокие убеждения и веру в свои идеалы нацелить их на осуществление практических задач.

Таким образом вся деятельность Г. Х.Чал-хушьяна на ниве образования была пронизана беспокойством о подрастающем поколении и включала в себя заботы о здоровье, нравственном и культурном воспитании армянского юношества. И как мы видим, все его начинания находили горячую поддержку со стороны его коллег по городской Думе.

Источники и литература

1. Ведомости Нахичеваской-на-Дону городской думы. 1907. № 1-4.

2. Ведомости Нахичеванской-на-Дону городской думы. 1908. № 1.

3. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф.91. Оп.1. Д.1543.

4. Национальный Архив Армении (НАА). Ф.314. Оп.1. Д.1.

5. НАА. Ф.314. Оп.ЗО. Д.1.

6. НАА. Ф.314. Оп.ЗО. Д.18.

7. Приазовский край. 1916. 29 мая.

8. Приазовский край. 1918. 8-21 сентября.

References

1. Vedomosti Hahichevaskoj-na-Donu gorodskoj dumy. 1907. No. 1-4. (In Russian).

2. Vedomosti Hahichevaskoj-na-Donu gorodskoj dumy. 1908. No. 1. (In Russian).

3. State Archive of the Rostov region (GARO). F. 91. Inv.1. D. 1543. (In Russian).

4. National Archives of Armenia (NAA). F. 314. Op.1. (In Russian).

5. NAA. F. 314. Inv.30. D. 1. (In Russian).

6. NAA. F. 314. Inv.30. D. 18. (In Russian).

7. Priazovsky Krai. 1916. May 29. (In Russian).

8. Priazovsky Krai. 1918. September 8-21. (In Russian).

Сведения об авторе

Папазян Кристина Лерниковна - аспирант кафедры отечественной истории средних веков и нового времени Института истории и международных отношений Южного Федерального университета (Ростов-на-Дону) / [email protected]

Information about the author

Papazyan Kristina - postgraduate student, Chair of National ^story of the Middle Ages and Modern Times, Institute of ^story and International Relations, Southern Federal University (Rostov-on-Don) / [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.