Научная статья на тему 'Деятельность финляндцев в Российской и финской Карелии в оценках правоконсервативной и либеральной печати начала XX столетия'

Деятельность финляндцев в Российской и финской Карелии в оценках правоконсервативной и либеральной печати начала XX столетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ФИНЛЯНДСКОЕ / ФИНЛЯНДСКИЙ ВОПРОС / ПРАВОКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕЧАТЬ / ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ В ФИНЛЯНДИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жабоедов-Господарец В.П.

В. П. Жабоедов-Господарец Деятельность финляндцев в российской и финской Карелии в оценках правоконсервативной и либеральной печати начала XX столетия Великое княжество Финляндское, финляндский вопрос, правоконсервативная печать, либеральная печать, православие в Финляндии Рассмотрены основные направления деятельности финляндцев в Карелии в оценках правоконсервативной и либеральной печати. Проанализированы основные приёмы, используемые правоконсервативной и либеральной печатью при освещении обозначенной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность финляндцев в Российской и финской Карелии в оценках правоконсервативной и либеральной печати начала XX столетия»

УДК 9.93

Аспирант В.П. ЖАБОЕДОВ-ГОСПОДАРЕЦ

(РГПУ им. А. И. Герцена, Zhabvasek@list.ru)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНЛЯНДЦЕВ В РОССИЙСКОЙ И ФИНСКОЙ КАРЕЛИИ В ОЦЕНКАХ ПРАВОКОНСЕРВАТИВНОЙ И ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ

НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ

Великое княжество Финляндское, финляндский вопрос, правоконсервативная печать, либеральная печать, православие в Финляндии

В начале XX столетия в стенах молодого российского парламента решалась судьба финляндской окраины. Правоконсервативные и либеральные печатные издания, учитывая большую роль, которую они играли в формировании общественного мнения, живо реагировали на проходившие дебаты. В печати, практически сразу с началом обсуждения финляндского вопроса в Государственной Думе, завязалась «напряжённая» полемика, вылившаяся в скором времени в предметное обсуждение отдельных тем. Одной из них стала тема влияния финляндцев на приграничные территории, прошедшая красной нитью через публикации правоконсервативных и либеральных публицистов.

Представляя финнов в виде врагов империи, правые активно эксплуатировали тему угрозы финской экспансии. Наиболее реалистичным сценарием, по их мнению, было «офиннивание» родственных по происхождению финляндцам карел[17]. Своим читателям правые публицисты напоминали, что карелы на протяжении многих столетий жили бок о бок с русскими. И с XII века многие из них приняли православие, которое помогло сблизиться им с русскими ещё теснее и сделать их фактически братским народом, тем самым отдалив их от финнов. Но правые авторы сокрушались, что с момента завоевания Финляндии и вхождения её в состав империи, часть карел, населявшая переданные Великому Княжеству земли, вынуждено попала под финское подданство. По их утверждению, карелы, перешедшие под финское подданство, стали испытывать на себе гнет лютеранской церкви. Вынуждены были мириться с рядом новшеств (службы в православных храмах на территории финляндской Карелии стали справляться на финском языке). Распространением финляндских школ, в которых преподавание велось на финляндском языке, забытом карелами, говоривших на русском языке. Правые настаивали, что обрусевшие карелы пытались противодействовать подобным мерам, просили русских школ и требовали ведения служб на церковно-славянском языке[8], но, не имея достаточной поддержки со стороны имперского правительства, были вынуждены уступать шведо-лютеранскому воздействию[7,9,10]. Следствием «олютеранивания» стало снижение количества православных среди финляндских карел с 10 тысяч человек на начало XIX века, до 4 тысяч на начало XX века[5].

Проблему слабой распространенности русских школ на территории финляндской Карелии в своих публикациях также развивали корреспонденты «Голоса Москвы». По мнению октябристов, успех финских школ был предопределен изначально хорошо организованной агитацией в их пользу. Согласно сообщениям газеты, по территории финляндской Карелии время от времени разъезжали агитаторы, уверявшие не отдавать своих детей в русские школы, так как за обучение в них якобы придется платить. Подобное, по мнению октябристов, было определяющим фактором, склонившим Карел в сторону финляндской школы[21].

«Окраины России» настаивали, что от преподавателей финских школ шла основная угроза. Их называли самыми деятельными врагами России, растлевавшими и настраивавшими против России и русских подрастающие поколения карел[13].

Кадеты, упоминая о финляндской Карелии, рассматривали проблему в ином ключе. Они обращали внимание на то, к каким деструктивным последствиям приводили инициативы духовных властей. Согласно сообщениям газеты «Речь» в 1911 г. было издано предписание, согласно которому православным священникам запрещалось вести проповеди на местных языках, а также заключать браки между православными и лютеранами. Подобное, по мнению кадетов, приносило гораздо больший урон православию на территории Финляндии, нежели пропаганда финнов[20].

Процесс «офинивания» финляндских карел, по мнению правых, был лишь первой ступенью по реализации проекта «великой Финляндии», в состав которой должны были якобы войти Олонецкая, Архангельская и Петербургская губернии, в составе населения которых имелись карелы[16]. Газета

«Русское Знамя», повествуя о методах пропаганды финнов среди карел в начале XX столетия, указывала, что финские газеты призывают, «чтобы всякий русский карел, заехавший на финляндскую сторону, был обласкан, как родной, чтобы ему внушали о необходимости держаться за язык предков, который де должен быть языком школы и богослужения, ну а так как на карельском языке никакой письменности нет, то все равно де ввести в школу и богослужение - финский язык». Параллельно лицам принимающим карел советовалось всячески дискредитировать образ России, одновременно восхваляя Финляндию[4]. Среди подобных дискредитирующих речей, по заверению правых, были с указанием, что библейский рассказ о сотворении человека дополнялся подробностью о том, будто русские не сотворены из красной глины, подобно всем людям, а из навоза, что русские - исконные враги карел, русские чиновники - жестокие обдиралы, а русские школы - места мучения детей[12]. Продолжая нагнетать обстановку, правые настаивали, что со страниц газет рядовым финнам советовали отправляться с пропагандистскими целями непосредственно в русскую Карелию, чтобы на месте развернуть более продуктивную деятельность[3]. Запасаться брошюрами на финском и русском языках[11]. Правые отмечали, что для более эффективной пропаганды среди карел, проживающих на территории метрополии, финны создали два союза: «Союз Архангельских Карел» и «Союз Беломорских Карел», которые вплотную занимались «офинивание», находясь с русскими карелами в постоянном контакте[1,2,16].

Схожие опасения относительно судьбы олонецких и архангельских карел высказывали октябристы. Газета «Голос Москвы» утверждала, что финны уже в течение длительного времени на страницах своих периодических изданий ведут активную пропагандистскую работу, навязывая обывателям мнение об угнетенном положении карел на названных территориях. Конечную цель подобной пропаганды октябристы видели в стремлении «офиннить, олютеранить русскую Карелию с православным населением». В связи с этим авторы издания призывают уделять более пристальное внимание данной проблеме[15].

Подробно обрисовывая проблему, правые себя называли последним оплотом сопротивления финской экспансии. Для этой цели ими было создано «Православное Карельское Братство, во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия». «Братство» ставило перед собой следующие цели: «популяризация православия среди Карел, оказание поддержки бедным карельским церквям и приходам, пособничество в развитии сети русских школ, издавать, переводить и распространять среди карел Св. Писание....»[18] Правые сетовали, что финские пропагандисты имеют за своей спиной надёжный тыл в виде финского правительства и постоянные от него материальные вспомоществования. Они же были вынуждены обходиться собственными силами.

Подавая пропаганду финской культуры как меру, с помощью которой в последующем должны были расшириться пределы Великого Княжества, правые рассчитывали на поднятие ответной «патриотической» волны со стороны русских граждан. Они ожидали от них требований изгнания финляндцев, угрожающих целостности империи, благополучию государства, безопасности столицы. Указание на неизбежное в будущем небезопасное положение столицы имелось практически в каждой статье посвященной финской экспансии в Карелии, подкрепленной эмоциональными высказываниями. Например: «Куда же нам русским прикажете уходить: север заберут финляндцы, запад - поляки, юг - армяне и жиды, восток - магометане, что же нам-то останется?»[6].

Либеральная печать, (в лице кадетов), в обсуждении этого вопроса была пассивна, вероятнее всего из-за отсутствия аргументов. Активность финнов была известным фактом, опровергать который, означало подрывать авторитет партии. В конкретном случае кадеты предпочли замолчать проблему, дабы не давать правым и октябристам лишнего повода для печатной полемики. В коей они изначально находились в проигрышном положении.

Литература

1. Об офинении русских и карел // Окраины России. - 1907. Т. № 2. - №№ 25-26. - С. 393.

2. Гостомысл. Корреспонденции. Наглость покоренных и уступчивость покорителей // Русское Знамя. -1907. - № 146. - С. 4.

3. Гостомысл. Предстоящий крестовый поход финляндцев на русскую Карелию // Русское Знамя. - 1907. - № 102. - С. 2.

4. Гостомысл. Пропаганда финляндцев в русской Карелии // Русское Знамя. - 1907. - № 57. - С. 2.

5. Гостомысл. Русское дело в Финляндской Карелии // Русское Знамя. - 1907. - № 56. - С. 2.

6. Гостомысл. Шведская бесцеремонность и финская наглость // Русское Знамя. - 1907. - № 93. - С. 3.

7. Карелячка. О. П. А-ва // Русское Знамя. - 1908. - № 94. - С. 2.

8. Ксенофонт. Заселение финнами Карелии // Московские Ведомости. - 1913. - № 227. - С. 1.

9. Ксенофонт. Русская и финляндская Карелия // Московские Ведомости. - 1910. - № 45. - С. 1.

10. Ксенофонт. Стремления финнов в Карелии // Московские Ведомости. - 1912. - № 31. - С. 2.

11. Ксенофнот. Сеятели финской культуры // Московские Ведомости. - 1913. - № 55. - С.1.

12. Ксенофонт. Финляндцы и карелы // Московские Ведомости. - 1912. - № 43. - С.1.

13. Ладогин. Кто в православной финляндской Карелии является самым ярым и деятельным врагом русских? // Окраины России. - 1907. - Т. № 2. - №№ 33-34. - С. 487.

14. Липранди А. П. Православный вопрос в Финляндии. - Харьков, 1912. - С. 82.

15. Петрозаводск // Голос Москвы. - 1907. - № 128. - С. 5.

16. Поход финнов на Карелию // Русское Знамя. - 1907. - № 256. - С. 3.

17. Православные в Финляндии // Окраины России. - 1907. - Т. № 2. - № 12. - С. 189.

18. Православное карельское братство во имя св. Великомученика и Победоносца Георгия // Окраины России. - 1908. - Т. № 3. - № 4. - С. 60

19. Православные в Финляндии // Окраины России. - 1907. - Т. № 2. - № 12. - С. 189.

20. Речь. 1911. № 42. С. 4.

21. Финские агитаторы // Голос Москвы. - 1912. - № 93. - С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.