ЭКОНОМИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕБРР В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Е.М. Евдокимова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Статья посвящена одному из ключевых направлений работы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) - деятельности в области устойчивой энергетики. С конца прошлого века было запущено значительное количество инициатив, призванных способствовать рациональному и экономически оправданному использованию энергоресурсов, среди которых по праву особое место занимают программы ЕБРР по предоставлению финансирования и оказанию технической поддержки. За более чем 20-летнюю историю существования банком накоплен большой практический опыт реализации и участия в проектах в области устойчивой энергетики, на основании которого, в частности, в 2006 г. была запущена Инициатива в области устойчивой энергетики (ИУЭ). Среди приоритетных областей деятельности - экологически чистое производство энергии, энергоэффективность в промышленном секторе, возобновляемая энергетика, механизмы финансирования через местные банки небольших проектов в области устойчивой энергетики и др. К концу 2011 г. было завершено два этапа ИУЭ, за 2006-2012 гг. ЕБРР инвестировал в рамках ИУЭ примерно 11 млрд евро в более чем 620 проектов. В 2012 г. был запущен третий этап, рассчитанный на период до 2014 г, целевой объем инвестиций - 4,5 - 6,5 млрд евро. На долю ИУЭ в последние годы приходится примерно 20-30% совокупных инвестиций банка. При этом наибольшую часть как одна из ключевых стран операций получает Российская Федерация на цели перехода к устойчивой модели развития, в т.ч. за счет низкоуглеродной стратегии роста: совокупный объем инвестиций - 2,4 млрд евро, число проектов - более 100. Благодаря ИУЭ выбросы парниковых газов (эквивалент ежегодного объема выбросов углекислого газа) в стране сократились на 18 млн тонн, энергосбережение составило 9 млн тонн в год в нефтяном эквиваленте. Многих целей еще только предстоит достичь. ЕБРР планирует и дальше активно развивать операции в области устойчивой энергетики, в т.ч. за счет их максимальной увязки с предоставляемым финансированием, оказания технической поддержки и ведения политического диалога.
Ключевые слова: международные финансовые организации, банки развития, ЕБРР, устойчивое развитие, устойчивая энергетика, энергоэффективность, проектное финансирование.
Одно из центральных мест в рамках достижения целей устойчивого развития занимает энергетика. Основные проблемы -медленные темпы обновления энергетического потенциала, истощение невозобновляемых природных энергетических ресурсов, усиление конфронтации при их использовании, обострение проблемы энергетической безопасности. Современная мировая экономика, ориентированная на инновационную модернизацию, нуждается в более эффективной системе международного энергетического партнерства в целом и перестройке управления национальными энергетическими системами в частности [2, с. 37].
Доступ к современным энергетическим услугам, использование энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии с акцентом на развивающиеся государства и государства с переходной экономикой позволяют решить целый ряд экономических и социальных проблем: преодоление бедности, улучшение здоровья, увеличение производительности, содействие конкуренции и экономическому росту. С точки зрения экологии стоит упомянуть, что на сегодняшний день энергетика занимает ключевое место в экологической политике, поскольку на ее долю приходится примерно 60% общемирового объема выбросов парниковых газов, существенно влияющих на изменение климата на планете [6]. Об озабоченности мирового сообщества этой проблемы свидетельствует значительное количество запущенных международных инициатив в сфере энергоэффективности.
Международные программы в области энергоэффективности
Среди крупнейших международных программ стоит упомянуть о программе Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) «Энергетическая эффективность-21» (EE21), ориентированном на предоставление помощи странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ в целях повышения энергоэффективности и безопасности в рамках процесса перехода к рыночной экономике, а также содействие выполнению международных экологических обязательств. EE21 сменила аналогичную программу «Энергетическая эффективность-2000» (ЕЕ2000), рассчитанную на 1991-2000 гг.
В 1999 г. на базе Европейской ассоциации предприятий электроэнергетики и Союза производителей и распределителей электроэнергии создается международная неправительственная организация «Евроэлектрик» (European Union of the Electricity Industry - EURELECTRIC), к основным задачам которой относятся содействие единству европейских энергосистем и реформированию электроэнергетического сектора в странах Европейского региона [5, с. 80]. В Европейском союзе проблематикой устойчивой энергетики занимается Европейская комиссия, а также ряд неправительственных институтов и организаций, например Европейский совет в области энерго-
эффективной экономики (European Council for an Energy Efficient Economy - ECEEE).
В 2010 г. Европейская комиссия представила новую энергетическую стратегию на период до 2020 г., которая является частью программы экономического развития «Европа-2020». Было предложено сосредоточить инициативы (инновационные стимулы и финансовые инструменты) в двух секторах экономики, имеющих значительный потенциал для энергосбережения - транспорт и строительство. Кроме того, к 2015 г. планируется завершить формирование единого европейского энергетического рынка и единой инфраструктуры. В конечном итоге ЕС преследует довольно амбициозные цели в сфере энергетики и борьбы с изменением климата: сокращение выбросов парниковых газов на 20%, увеличение до 20% доли возобновляемой энергии и 20%-ное увеличение энергоэффективности [13, с. 4].
Энергоэффективность стала одним из стратегически важных направлений и для большинства международных финансовых институтов, как глобальных - Международного валютного фонда (МВФ), Группы Всемирного банка (ГВБ), так и региональных - Межамериканского банка развития, Африканского банка развития, Северного инвестиционного банка (Nordic Investment Bank - NIB) и др.
Как пример можно привести Международную финансовую корпорацию (МФК), входящую в Группу Всемирного банка, которая предоставляет кредитные линии в области развития энергоэффективности и экологически чистой энергетики, а также мезонинное финансирование для венчурных проектов в области возобновляемой энергетики. В 2010 г. в рамках направления устойчивой энергетики было выделено 455 млн долл. США; на проекты в области возобновляемой энергетики - более 220 млн долл., в области энергоэффективности - более 224 млн долл. США [20]. Северный инвестиционный банк, членами которого являются страны Скандинавии и Балтии, запустил в начале 2008 г. кредитную линию в области изменения климата, энергоэффективности и возобновляемой энергии (Climate Change, Energy Efficiency and Renewable Energy Facility - CLEERE) с первоначальной капитализацией в 1 млрд евро. К 2013 г. в рамках CLEERE было профинансировано проектов на общую сумму более 4 млрд евро [15].
«Содействие во всей своей деятельности экологически здоровому и устойчивому развитию» является, согласно Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), одной из ключевых функций организации [7, с. 3]. Борьба с загрязнением природной среды, помощь в области совершенствования экологической инфраструктуры, следование стандартам в сфере экологии и безопасности с первых дней остаются приоритетными вопросами в проектной деятельности ЕБРР. Ввиду снижения экономической активности в странах операций ЕБРР в 1990-х гг. произошло существенное замедление их негативного влияния на экологию. Однако эта
тенденция изменилась в начале 2000-х гг. Развивающиеся государства и государства с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями в рамках принятия мер в области устойчивого развития и ресурсно-экологической проблематики. В регионе операций ЕБРР находятся одни из самых энергоемких стран мира: Азербайджан, Казахстан, Украина, Узбекистан. Страны с переходной экономикой находятся на первых местах после США и Китая по выбросам парниковых газов, в совокупности - 13% мировых выбросов [3]. Государства региона не только в значительной степени зависят от ископаемых видов топлива, в том числе и с точки зрения обеспечения устойчивого экономического развития. Но в них заметно устарели системы производства и доставки энергии, отмечается недостаточность норм и стандартов, отсутствие должного внимания со стороны государства и бизнеса к энергетической проблематике.
Мандат ЕБРР по переходу стран к открытой рыночной экономике предусматривает оказание прямой поддержки мер по смягчению последствий изменения климата путем повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии [1, с. 23]. За более чем 20-летний период существования ЕБРР был накоплен значительный опыт и достигнуты заметные успехи как в теоретической разработке, так и в практической реализации мер в области борьбы с климатическими изменениями и за обеспечение устойчивой энергетики. ЕБРР был одним из первых среди международных финансовых институтов, которые еще в 1994 г. сформировали специализированные подразделения по энергоэффективности. Деятельность на данном направлении была расширена в последующие годы. В 2006 г. была запущена программа обеспечения устойчивой энергетики (ИУЭ) [4].
Инициатива ЕБРР в области устойчивой энергетики
За 2006-2012 гг. ЕБРР инвестировал в рамках ИУЭ примерно 11 млрд евро в более чем 620 проектов, общая стоимость которых превышает 62 млрд евро. При этом в последние годы инвестиции в области устойчивой энергетики в совокупном объеме операций приближаются к 20-30% [14]. Наибольшая доля финансирования приходится на Россию (22% от совокупного объема инвестиций ИУЭ в 2006-2012 гг.), государства Восточной Европы и Кавказа (21%), Юго-Восточную Европу (20%), а также Центральную Европу и страны Балтии (17%) [25, с. 2].
Инвестиционная деятельность и техническое сотрудничество осуществляется в следующих приоритетных областях:
- энергоэффективность в крупной промышленности и таких энергозатратных отраслях, как производство стали, алюминия, цемента, стекла, а также в сфере транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожной;
- механизмы финансирования устойчивой энергетики (МФУЭ) через финансовых посред-
ников в целях поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП);
- энергоэффективность муниципальной инфраструктуры;
- экологически чистое производство энергии в энергетическом секторе;
- энергоэффективные энергосистемы, теплоэлектростанции;
- возобновляемая энергетика;
- развитие рынков углеродных квот [9].
Финансирование по основным направлениям распределяется следующим образом: экологически чистое производство энергии (26% от совокупного объема инвестиций в 2009 г.-третьем квартале 2012 г.); энергоэффективность в промышленном секторе (23%); возобновляемая энергетика (20%); МФУЭ (18%); энергоэффективность муниципальной инфраструктуры (13%) [22]. Программа в области энергоэффективности в промышленности была запущена еще в 2003 г. Корпоративный сектор в странах операций ЕБРР в большинстве случаев ориентирован на быстрое получение прибыли, пренебрегая при этом проблематикой повышения энергоэффективности производства. ЕБРР предлагает своим клиентам техническую поддержку (прежде всего проведение энергетического аудита) и разработку соответствующих программ долгосрочного финансирования. При этом банк на всех этапах контролирует реализацию уже запущенных проектов. В качестве примеров проектов в промышленности с учетом энергоэффективной составляющей можно привести: строительство завода по производству алюминиевых банок в Сербии (20 млн евро), реструктуризация металлургического комбината «Huta Ostrowiec» в Польше (20 млн евро) [18].
МФУЭ МСП через финансовых посредников успешно применяются в партнерстве с примерно 60 местными банками в 15 странах. Объемы займов в среднем составляют примерно 500 тыс. евро для компаний и 1,5 тыс. евро для мелких домохозяйств. Благодаря получаемым от доноров грантам каждая кредитная линия предусматривает техническое сопровождение. Именно передача опыта и знаний местному рынку (как сотрудникам банков, так и специалистам инженерно-технического профиля) является одним из значительных преимуществ программ ЕБРР. Примеры кредитных линий МФУЭ в странах ЦВЕ: Болгария - 3 отдельные инициативы (Bulgarian Energy Efficiency and Renewable Energy Credit Line - BEERECL, EU/EBRD Energy Efficiency Finance Facility - EUEEFF, Residential Energy Efficiency Credit Line - REECL), совокупный объем которых составляет 170 млн евро; Словакия -150 млн евро в рамках Slovakia Sustainable Energy Finance Facility - SlovSEFF и 20 млн в рамках Slovak Municipal Finance Facility; Румыния - 80 млн евро (Energy Efficiency Finance Facility - EEFF) [21].
Энергетическая эффективность муниципальной инфраструктуры связана с осуществлением проектов в области отопления, общественного транспорта, переработки отходов, водоснабжения. Примеры проектов - модернизация автобусного
парка болгарской компании «Hebros Bus», комплексное усовершенствование систем теплоснабжения в Украине [18].
Производство чистой энергии предполагает использование эффективных энергосистем, то есть модернизацию устаревших электростанций и инфраструктуры в целях снижения объемов загрязнения, а также затрат на эксплуатацию. Примеры проектов при участии банка: модернизация теплоэлектроцентрали «Saturn Biomass» в Польше, включая оборудование для использования биомассы (кредит ЕБРР - 30 млн евро); модернизация линий электропередачи в Албании (кредит ЕБРР -50 млн евро) [18].
Страны с переходной экономикой обладают значительными возможностями в области использования возобновляемых источников энергии как с точки зрения модернизации отрасли, так и проведения институциональных и законодательных преобразований. ЕБРР - один из крупнейших инвесторов в регионе операций в области возобновляемой энергетики. Среди проектов - строительство ветроэлектростанций в Польше (средства ЕБРР - 30 млн евро) и Болгарии (90 млн евро)[18].
В сфере углеродного финансирования основной целью ЕБРР является участие в проектах по снижению выбросов. Кроме того, есть и ряд дополнительных инициатив. Например, учреждение фондов в целях покупки квот на выбросы углерода. Так, в 2003 г. совместно с правительством Голландии был создан Нидерландский фонд сотрудничества в области сокращения выбросов, а в 2006 г. совместно с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) - Многосторонний фонд торговли углеродными квотами (Multilateral Carbon Credit Fund - МФТУК).
Как уже было отмечено, на регион операций ЕБРР приходится 13% мировых выбросов парниковых газов, при этом используется всего 3% квот. Страны с переходной экономикой обладают значительным потенциалом в области потенциального сокращения выбросов за счет модернизации производства, если сравнивать с уже использующими новейшие технологии развитыми странами. Кроме того, из-за экономического спада в ряде стран-операций в 1990-х и 2000-х гг. их показатели были значительно ниже принятых обязательств по Киотскому протоколу. МФТУК, объем которого составляет 208,5 млн евро, позволяет государственным и частным компаниям стран-акционеров ЕБРР и ЕИБ приобретать квоты, высвобождающиеся за счет сокращения выбросов в рамках финансируемых проектов. Кроме того, государства могут продавать квоты друг другу напрямую, инвестируя полученные средства в экологические проекты. В фонд вошли шесть стран (Финляндия, Бельгия, Ирландия, Люксембург, Испания, Швеция) и пять частных компаний из Испании, Чехии и Греции [16].
Стоит, однако, отметить, что не все проекты являются удачными с точки зрения реализации задач повышения энергетической эффективности. Так, в 2006 г. украинскому «Арселор Миталл Кри-
вой Рог» был предоставлен кредит в размере 200 млн долл. (примерно 190 млн евро) для модернизации сталелитейного завода [17]. Из первоначально заявленных целей удалось оптимизировать процесс производства и расширить долю компании на рынке, однако результаты в области повышения энергоэффективности и решения экологических проблем оказались неудовлетворительными [19].
Неотъемлемой составляющей ИУЭ является политический диалог ЕБРР с правительствами стран-операций, позволяющий передавать накопленный опыт и в некоторых случаях влиять на принятие решений на государственном уровне. С практической точки зрения ключевой элемент диалога - планы действий, подписываемые с отдельными государствами и предусматривающие постановку конкретных целей и приоритетных направлений деятельности по их достижению. На настоящий момент завершено два этапа ИУЭ. На первом этапе (2006 - 2008 гг.) объем инвестиций ЕБРР в области устойчивой энергетики вырос почти на 80%, до 2,7 млрд евро, общая стоимость 166 проектов составила 14 млрд евро (прирост -180%). В 2008 г. на долю ИУЭ приходилось 20% от совокупного объема инвестиций Банка. Важно отметить, что ежегодные выбросы углекислого газа в странах-операций сократились на 21 млн тонн (эквивалент ежегодного объема выбросов Хорватии), а энергосбережение составило 8 млн тонн в нефтяном эквиваленте (что в три раза превышает энергорасходы Албании) [24].
В мае 2009 г. Совет управляющих ЕБРР утвердил второй этап Инициативы в области устойчивой энергетики на период 2009 - 2011 гг., в рамках которого существенно расширился масштаб осуществляемой деятельности и охват областей. Были обозначены новые направления, такие, как энергоэффективность зданий, продвижение технологий биомасс, смягчение последствий изменения климата в секторах добычи полезных ископаемых, энергоэффективность на транспорте и адаптация к последствиям изменения климата. Банк также расширил свою деятельность в рамках политического диалога, включая подписание Плана действий в области устойчивой энергетики с правительствами Казахстана, Украины, России и др.[9]. Объем финансирования ЕБРР в рамках второго этапа составил 6,1 млрд евро, количество проектов - 298, их общая стоимость - 32 млрд евро. В 2012 г. был запущен третий этап, рассчитанный на период до 2014 г., заявленный целевой размер инвестиций - 4,5 - 6,5 млрд евро [25, с. 5].
Реализация Инициативы в области устойчивой энергетики в России
В энергетическом секторе России накопился целый ряд обусловленных преимущественно изношенностью основных фондов внутриотраслевых проблем, требующих постоянных огромных капиталовложений. Одним из методов достижения задач устойчивого развития, особенно актуальным для страны, является диверсификация традиционной энергетики углеводородов, в том
числе за счет использования возобновляемых источников энергии [12].
В последней Стратегии ЕБРР для Российской Федерации (2009-2012 гг.) [11, с. 42] а также в действующей (до 2015 г.) [10, с. 41] переходу страны к устойчивой траектории развития уделяется первоочередное внимание, в том числе и за счет низкоуглеродной стратегии роста. В ходе реализации первого этапа ИУЭ ЕБРР предоставил России инвестиции на сумму 755 млн евро в рамках 37 проектов общей стоимостью более 3,7 млрд евро [11, с. 17]. Больше всего выделенных средств приходилось на промышленность (38%), сектора энергетики и природных ресурсов (30%), а также муниципальную инфраструктуру (23%).
За период 2009-2012 гг. ЕБРР был предоставлен рекордный объем средств для продвижения к устойчивой энергетики - 1,1 млрд евро [10, с. 9]. Приоритетные отрасли - промышленное производство, транспорт, строительство жилых зданий, добыча природных ресурсов, совершенствование инфраструктуры.
Важным звеном реализации ИУЭ в России являлась запущенная в 2009 г. программа Russian Sustainable Energy Financing Facility (RUSEFF), которая предоставляет кредиты до 300 млн рублей через 7 банков-партнеров (ОАО АКБ «РОСБАНК», ОАО «НБД-Банк», ОАО КБ «Центр-инвест» и др.) частным компаниям и индивидуальным предпринимателям для инвестиций в современное оборудование
и материалы, способствующие энергосбережению [8]. Среди реализуемых в России проектов:
- по сокращению сжигания попутного газа с компаниями «Монолит» и «Иркутская нефтяная компания»;
- всероссийская программа повышения энергоэффективности жилых зданий;
- программа «Северстали» по снижению энергопотребления на сталелитейных предприятиях и др.
В целом по состоянию на конец первого квартала 2013 г. в Россию по линии ИУЭ было инвестировано 2,4 млрд евро (более 100 проектов общей стоимостью 17 млрд евро). Благодаря реализации ИУЭ в России удалось сократить выбросы парниковых газов (эквивалент ежегодного объема выбросов углекислого газа) на 18 млн тонн (примерно 1% выбросов страны в 2010 г.), энергосбережение составило 9 млн тонн в нефтяном эквиваленте [23].
Несмотря на заметные успехи и активное расширение деятельности ЕБРР в области устойчивой энергетики в России, многое еще предстоит сделать. На основе уже полученного опыта Банк планирует максимально эффективно увязывать финансирование в России с развитием устойчивой энергетики и создавать дополнительные механизмы помощи (в том числе информационные) с целью обхода и устранения существующих барьеров (например, в области тарифной политики, нормативной базы, а также низкой степени информированности).
Список литературы
1. Годовой отчет за 2010 год // Европейский банк реконструкции и развития, 2011. - http://www.ebrd.com/ russian/downloads/research/annual/ar10r.pdf
2. Зверев П.Б. Проблемы управления устойчивым развитием национальной энергетики: международный аспект // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2009. № 5. С. 36-43.
3. Изменение климата - общая информация // Европейский банк реконструкции и развития, 2010 - http:// www.ebrd.com/russian/pages/sector/energyefficiency/climate.shtml
4. Инициатива в области устойчивой энергетики // Европейский банк реконструкции и развития, 2010 -http://www.ebrd.com/russian/pages/sector/energyefficiency/sei.shtml
5. Исаков И.И. Проблема международного электроэнергетического сотрудничества государств в рамках международных организаций // Вестник РУДН, серия "Юридические науки". 2010. №1. С. 79-88.
6. Конференция по устойчивому развития «Рио+20», Устойчивая энергетика для всех - факты и цифры // Организация объединенных наций, 2013. - http://www.un.org/ru/sustainablefuture/energy.shtml
7. Основные документы - Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития // Европейский банк реконструкции и развития, 1990. - http://www.ebrd.com/downloads/research/guides/ basicsru.pdf
8. Российская программа финансирования устойчивой энергетики -http://rus.ruseff.com/
9. Стратегии и операции по линии ИУЭ // Европейский банк реконструкции и развития, 2010.- http://www. ebrd.com/russian/pages/sector/energyefficiency/sei/strategy.shtml
10. Стратегия для Российской Федерации // Европейский банк реконструкции и развития, 2012. - http:// www.ebrd.com/russian/downloads/country/strategy/russia_l.pdf
11. Стратегия для Российской Федерации на 2009-2012 гг. // Европейский банк реконструкции и развития, 2009. - http://www.enpi-info.eu/library/sites/default/files/russia_l.pdf
12. Тарнопольский С.А. Диверсификация энергетики - основа устойчивого развития России // Научно-аналитический журнал "Обозреватель" - Observer. 2012. Т. 265. №2. С. 33-39.
13. A Strategy for Competitive, Sustainable and Secure Energy // European Commission, 2011. - http://ec.europa. eu/energy/publications/doc/2011_energy2020_en.pdf
14. Climate Finance, Key Facts about the SEI (2006-2012) // European Bank for Reconstruction and Development, 2013 - http://www.ebrd.com/pages/sector/energyefficiency.shtml
15. Environmental Lending Facilities // Nordic Investment Bank, 2013 - http://www.nib.int/loans/environmental_ lending_base_cleere
16. Multilateral Carbon Credit Fund // European Bank for Reconstruction and Development, 2012 - http://www. ebrd.com/russian/pages/sector/energyefficiency/sei/carbon/markets.shtml
17. Project Summary Documents - Arcelor Mittal Kriviy Rih // European Bank for Reconstruction and Development, 2006 - http://www.ebrd.com/english/pages/project/psd/2006/36813.shtml
18. Project Summary Documents // European Bank for Reconstruction and Development, 2013 - http://www. ebrd.com/saf/search.html?type=project
19. Strategy for Ukraine 2011-2014 // European Bank for Reconstruction and Development, 2011 -http://www. ebrd.com/downloads/country/strategy/ukraine_country_strategy_2011_2014.pdf
20. Sustainable Energy Finance // International Finance Corporation, 2013 -http://www1.ifc.org/wps/ wcm/connect/Industry_EXT_Content/IFC_External_Corporate_Site/Industries/Financial+Markets/ Sustainable+Energy+Finance/
21. Sustainable Energy Financing Facilities // European Bank for Reconstruction and Development, 2012 - http:// www.ebrd.com/russian/downloads/research/factsheets/seff.pdf
22. Sustainable Energy Initiative Factsheet // European Bank for Reconstruction and Development, 2012 - http:// www.ebrd.com/russian/downloads/research/factsheets/sei.pdf
23. Sustainable Energy Initiative in Russia // European Bank for Reconstruction and Development, 2013 - http:// www.ebrd.com/russian/downloads/research/factsheets/seiruss.pdf
24. Sustainable Energy Initiative Results // European Bank for Reconstruction and Development, 2010 - http:// www.ebrd.com/russian/pages/sector/energyefficiency/sei/results.shtml
25. Sustainable Energy Initiative, Financing Sustainable Energy: EBRD Action and Results // European Bank for Reconstruction and Development, 2013 - http://www.ebrd.com/downloads/research/brochures/sei.pdf
Об авторе
Евдокимова Екатерина Михайловна - аспирант кафедры европейской интеграции МГИМО(У) МИД России. E-mail: k.evdokimova@gmail.comcom
EBRD ACTIVITIES IN THE FIELD OF SUSTAINABLE ENERGY
E.M. Evdokimova
Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: The article focuses on one of the strategic European Bank for Reconstruction and Development (EBRD) sector priorities - sustainable energy. A vast amount of initiatives aiming at efficient energy use have been launched since the late XX century. Among others a pivotal role play the EBRD programmes comprising investments and technical assistance. Within over 20 years of activity the EBRD has gained great experience carrying out projects in the field of energy efficiency and therefore Sustainable Energy Initiative (SEI) was launched in 2006. Sub-sector breakdown include cleaner energy production, industrial energy efficiency, renewable energy, sustainable energy financing facilities for small and medium-scale projects implemented through local banks etc. SEI Phase 1 and 2 had been carried out by the end of 2011. In 2006-2012 the EBRD invested €11 billion in more than 620projects. In 2012 Phase 3 was launched for the period2012-2014, financing target - €4,5 to €6,5 billion. SEI accounts for20-30% of the total EBRD financing volume. The greatest share as a core country of operations receives Russia: total SEI investments - €2,4 billion, number of projects - over 100, avoided greenhouse gases emissions - 18 million tonnes (CO2 equivalent per year), energy savings - 9 million tonnes of oil equivalent per year. Thus the EBRD encourages sustainable low-carbon economic development of the country. The EBRD will further extend sustainable energy activities, combining investments with technical assistance and policy dialogue.
Key words: International financial institutions, development banks, EBRD, sustainable development,
sustainable energy, energy efficiency, project finance.
References
1. Godovoj otchet za 2010 god [Annual Report 2010] // Evropejskij bank rekonstrukcii i razvitija - European Bank for Reconstruction and Development, 2011. Available at: http://www.ebrd.com/russian/downloads/ research/annual/ar10r.pdf (accessed 9 June 2013)
2. Zverev P.B. Problemy upravlenija ustojchivym razvitiem nacional'noj energetiki: mezhdunarodnyj aspekt [Management problems in the context of national energy sustainable development: international aspect] // Evrazijskaja integracija: ekonomika, pravo, politika - Eurasian Integration: economics, law, politics, 2009, № 5. S. 36-43
3. Izmenenie klimata - obshhaja informacija [Climate change - general information] // Evropejskij bank rekonstrukcii i razvitija - European Bank for Reconstruction and Development, 2010. Available at: http:// www.ebrd.com/russian/pages/sector/energyefficiency/climate.shtml (accessed 9 June 2013)
4. Iniciativa v oblasti ustojchivoj energetiki [Sustainable energy initiative] // Evropejskij bank rekonstrukcii i razvitija - European Bank for Reconstruction and Development, 2010. Available at: http://www.ebrd.com/ russian/pages/sector/energyefficiency/sei.shtml (accessed 9 June 2013)
5. Isakov I.I. Problema mezhdunarodnogo elektroenergeticheskogo sotrudnichestva gosudarstv v ramkah mezhdunarodnyh organizacij [The problem of international electro energetic cooperation of states within the international organizations] // Vestnik RUDN, serija Juridicheskie nauki - RUDN Herald, 2010, №1. S. 79-88
6. Konferencija po ustojchivomu razvitiju «Rio+20», Ustojchivaja energetika dlja vseh - fakty i cifry [«Rio+20» Sustainable Energy Conference, sustainable energy for all - facts and figures] // Organizacija ob'edinennyh nacij - United Nations, 2013. Available at: http://www.un.org/ru/sustainablefuture/energy.shtml (accessed 9 June 2013)
7. Osnovnye dokumenty - Soglashenie ob uchrezhdenii Evropejskogo banka rekonstrukcii i razvitija [Basic documents - The Agreement Establishing the European Bank for Reconstruction and Development] // Evropejskij bank rekonstrukcii i razvitija - European Bank for Reconstruction and Development, 1990. Available at: http://www.ebrd.com/downloads/research/guides/basicsru.pdf (accessed 9 June 2013)
8. Rossijskaja programma finansirovanija ustojchivoj energetiki [Russian Sustainable Energy Financing Facility]. Available at: http://rus.ruseff.com/ (accessed 9 June 2013)
9. Strategii i operacii po linii IUE [SEI strategies and operations] // Evropejskij bank rekonstrukcii i razvitija -European Bank for Reconstruction and Development, 2010. Available at: http://www.ebrd.com/russian/ pages/sector/energyefficiency/sei/strategy.shtml (accessed 9 June 2013)
10. Strategija dlja Rossijskoj Federacii [Strategy for the Russian Federation] // Evropejskij bank rekonstrukcii i razvitija - European Bank for Reconstruction and Development, 2012. Available at: http://www.ebrd.com/ russian/downloads/country/strategy/russia_l.pdf (accessed 9 June 2013)
11. Strategija dlja Rossijskoj Federacii na 2009-2012 gg. [Strategy for the Russian Federation 2009-2012] // Evropejskij bank rekonstrukcii i razvitija - European Bank for Reconstruction and Development, 2009. Available at: http://www.enpi-info.eu/library/sites/default/files/russia_l.pdf (accessed 9 June 2013)
12. Tarnopolskij S.A. Diversifikacija jenergetiki - osnova ustojchivogo razvitija Rossii [Diversification of energetics - foundation of sustainable development of Russia] // Nauchno-analiticheskij zhurnal Obozrevatel - Scientific analytical magazine Observer, 2012, T. 265, №2. S. 33-39
13. A Strategy for Competitive, Sustainable and Secure Energy // European Commission, 2011. Available at: http://ec.europa.eu/energy/publications/doc/2011_energy2020_en.pdf
14. Climate Finance, Key Facts about the SEI (2006-2012) // European Bank for Reconstruction and Development, 2013. Available at: http://www.ebrd.com/pages/sector/energyefficiency.shtml (accessed 9 June 2013)
15. Environmental Lending Facilities // Nordic Investment Bank, 2013. Available at: http://www.nib.int/loans/ environmental_lending_base_cleere (accessed 9 June 2013)
16. Multilateral Carbon Credit Fund // European Bank for Reconstruction and Development, 2012. Available at: http://www.ebrd.com/russian/pages/sector/energyefficiency/sei/carbon/markets.shtml (accessed 9 June 2013)
17. Project Summary Documents - Arcelor Mittal Kriviy Rih // European Bank for Reconstruction and Development, 2006. Available at: http://www.ebrd.com/english/pages/project/psd/2006/36813.shtml (accessed 9 June 2013)
18. Project Summary Documents // European Bank for Reconstruction and Development, 2013. Available at: http://www.ebrd.com/saf/search.html?type=project (accessed 9 June 2013)
19. Strategy for Ukraine 2011-2014 // European Bank for Reconstruction and Development, 2011. Available at: http://www.ebrd.com/downloads/country/strategy/ukraine_country_strategy_2011_2014.pdf (accessed 9 June 2013)
20. Sustainable Energy Finance // International Finance Corporation, 2013. Available at: http://www1.ifc.org/ wps/wcm/connect/Industry_EXT_Content/IFC_ExternaE_Corporate_Site/Industries/Financial+Markets/ Sustainable+Energy+FinancF/ (accessed 9 June 2013)
21. Sustainable Energy Financing Facilities // European Bank for Reconstruction and Development, 2012. Available at: http://www.ebrd.com/russian/downloads/research/factsheets/seff.pdf (accessed 9 June 2013)
22. Sustainable Energy Initiative Factsheet // European Bank for Reconstruction and Development, 2012. Available at: http://www.ebrd.com/russian/downloads/research/factsheets/sei.pdf (accessed 9 June 2013)
23. Sustainable Energy Initiative in Russia // European Bank for Reconstruction and Development, 2013. Available at: http://www.ebrd.com/russian/downloads/research/factsheets/seiruss.pdf (accessed 9 June 2013)
24. Sustainable Energy Initiative Results // European Bank for Reconstruction and Development, 2010. Available at: http://www.ebrd.com/russian/pages/sector/energyefficiency/sei/results.shtml (accessed 9 June 2013)
25. Sustainable Energy Initiative, Financing Sustainable Energy: EBRD Action and Results // European Bank for Reconstruction and Development, 2013. Available at: http://www.ebrd.com/downloads/research/ brochures/sei.pdf (accessed 9 June 2013)
About the author
Ekaterina M. Evdokimova - Ph.D. student, Department of European Integration, MGIMO-University.
E-mail: k.evdokimova@gmail.com