Научная статья на тему 'Деятельность диаспор по сохранению родной культуры'

Деятельность диаспор по сохранению родной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
146
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность диаспор по сохранению родной культуры»

Музыкальная культура финно-угорских народов

317

Л. Р. Мухаева,

доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии

Деятельность диаспор по сохранению родной культуры

В Республике Мордовия проживает лишь одна треть мордвы. Диаспора расселена по всей России и за ее пределами. В настоящее время в 12 регионах России действуют национально-культурные автономии мордовского народа, работают более 50 национально-культурных обществ. Самое большое их количество (21) функционирует в Ульяновской области (в Самарской области — 12, в Москве и Московской области — 11, в Пензенской области — 8, в Республике Татарстан — 5 и др.). Целенаправленное решение вопросов удовлетворения национально-духовных потребностей мордовского народа за пределами малой родины во многом зависит от активной деятельности диаспоры в различных сферах жизни общества.

Политическое, экономическое, культурное влияние столицы России на страну огромно. Это возлагает особую ответственность на работу мордовской диаспоры в Москве. Еще в 1920—1930-х гг., когда в СССР формировались автономные республики и округа, в крупных городах страны создавались национально-культурные общества (НКО) проживающих в них представителей разных народов. В эти годы было учреждено НКО эрзи и мокши «Сыргозема» («Пробуждение»), которое своими задачами ставило подъем культурного уровня членов эрзя-мокшанской диаспоры, их включение в полноценную трудовую и общественную жизнь, содействие сохранению мордовской культуры. Аналогичные задачи стояли и перед вновь созданным в период перестройки, в 1989 г., городским добровольным обществом мордовской культуры «Масторава».

В настоящее время в Москве и Московской области действует ряд общественных организаций: «Региональная национально-культурная автономия мордвы Московской области», общество мордовской культуры «Масторава» и региональная общественная организация «Эрзянь вайгель»

318

Круглый стол

(«Голос эрзи»). Между ними и Мордовией налажены прочные культурные, экономические и др. связи, развитие которых стало одной из актуальных задач национальных общин и органов государственной власти. Деятельность организаций, направленная на осуществление научно-исследовательских работ в области истории, этнографии, языка, литературы и искусства мордвы, способствует участию ее членов в научных и культурных программах в России и за рубежом. Таким образом, землячества, национально-культурные центры мордвы в разных регионах России и за ее пределами объединяют общественные силы различного статуса и уровня, которые решают проблемы возрождения языка и культуры, национального самосознания мордовского народа.

Народная музыка в современной образовательной и исполнительской практике

М. Г. Хрущева,

доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (академии), кандидат искусствоведения (г. Астрахань)

К проблеме психологии исполнителей — носителей традиционного песенного фольклора

Почти полувековой экспедиционный и исследовательский опыт побуждает сопоставлять условия бытования музыкального фольклора в обозримом историческом времени и поставить вопрос «Что в настоящее время можно считать традиционным музыкальным фольклором, а что — современным»? Эта проблема до сих пор остается дискуссионной.

Исполнители являются носителями музыкальных, в том числе песенных традиций. На наш взгляд, если стабильна этническая музыкальная, эстетическая среда, то стабильна и психология носителей традиции («поем, как наши деды и прадеды пели»). Здесь действуют самоохранительные «механизмы» традиции, имеющие глубокие этногенетические корни (личностная этногенетическая музыкальная память, заложенная в генетическую структуру души). Это психологическое состояние можно обозначить как преемственно-традиционное и бесконфликтное проявление личного внутри

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.