Научная статья на тему 'Деятельность детских приемников-распределителей в послевоенные годы 1945 — 1953. Историко-правовой аспект'

Деятельность детских приемников-распределителей в послевоенные годы 1945 — 1953. Историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
880
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
беспризорность / безнадзорность / преступность несовершеннолетних / детский приемник-распределитель. / homelessness / neglect / juvenile delinquency / juvenile reception center

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беспризорвера Владиславовна Блинова

Важным подразделением в структуре органов внутренних дел в послевоенные годы, как и годы Великой Отечественной войны, организующим работу по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, были детские приемники-распределители. В статье на основе анализа архивных материалов дается историко-правовой анализ деятельности детских приемников-распределителей в послевоенные годы (1945 — 1953).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Беспризорвера Владиславовна Блинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of juvenile reception centres in the post-war years (1945 — 1953): the historical and legal aspect

An important unit in the structure of the internal affairs bodies, as well as in the years of the Great Patriotic War, which organize the work to combat child homelessness and neglect, remains juvenile reception centres. The article presents a historical and legal analysis of the activity of the Democratic Party in the post-war years (1945 — 1953), based on the analysis of archival materials.

Текст научной работы на тему «Деятельность детских приемников-распределителей в послевоенные годы 1945 — 1953. Историко-правовой аспект»

УДК 94 ББК 67.3 Б-69

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10049

\

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ПРИЕМНИКОВ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ 1945 - 1953

Историко-правовой аспект

Аннотация. Важным подразделением в структуре органов внутренних дел в послевоенные годы, как и годы Великой Отечественной войны, организующим работу по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, были детские приемники-распределители.

В статье на основе анализа архивных материалов дается историко-правовой анализ деятельности детских приемников-распределителей в послевоенные годы (1945 — 1953).

Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность, преступность несовершеннолетних, детский приемник-распределитель.

Annotation. An important unit in the structure of the internal affairs bodies, as well as in the years of the Great Patriotic War, which organize the work to combat child homelessness and neglect, remains juvenile reception centres. The article presents a historical and legal analysis of the activity of the Democratic Party in the post-war years (1945 — 1953), based on the analysis of archival materials.

Keywords: homelessness, neglect, juvenile delinquency, juvenile reception center.

Рецензент: Р.Р. Хисамутдинова, доктор исторических наук, профессор

В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность приобрела потребность в формировании эффективной системы защиты детей и подростков. В связи с этим изучение деятельности детских приемников-распределителей (далее — ДПР) в послевоенные годы имеет большое значение.

Данная тема разработана достаточно глубоко [3, с. 49—53; 4, с. 22—25; 5, с. 127—136; 6, с. 36—39; 7, с. 142—144].

В первое послевоенное десятилетие проблемой детской беспризорности и безнадзорности занимались министерства внутренних дел, просвещения и здравоохранения. Пик беспризор-

Вера Владиславовна БЛИНОВА, доцент кафедры истории государства и права Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат исторических наук E-mail: [email protected]

ности и безнадзорности в СССР приходится на 1945 — 1948 гг., когда в детских приемниках-распределителях находилось 0,5 млн детей [5, с. 127—136], что было вызвано послевоенной разрухой и голодом.

Для деятельности ДПР большое значение имел приказ НКВД СССР от 26 июня 1945 г., который утвердил новое Положение о детских-приемниках распределителях (далее — Положение). В данном документе учитывался опыт работы ДПР в период Великой Отечественной войны. Положение было дополнено директивой МВД СССР от 4 июля 1946 г.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Согласно этим документам был увеличен возрастной предел для подростков, поступивших в приемники, с 15 до 16 лет. На приемники-распределители также возлагалось всестороннее изучение детей с целью их дальнейшего устройства, проведение с ними воспитательной работы, привитие санитарно-гигиенических и культурно-бытовых навыков.

По Положению срок пребывания в ДПР составлял две недели. Сотрудники преемников-распределителей должны были выявлять причины детской беспризорности, безнадзорности и принять меры к их устранению.

В начале 1949 г. Совмин СССР и МВД СССР приняли ряд документов, согласно которым в ДПР принимались лица до 15 лет, предельный срок пребывания детей увеличивался до одного месяца, что позволило усилить эффективность работы по изучению личности детей, проведения с ними воспитательной работы, их дальнейшего устройства.

Как видно из таблицы, начиная с 1948 г. поступление беспризорных и безнадзорных детей в ДПР уменьшается.

Так, в 1950 г. в ДПР поступило 169 448 человек, в 1951 г. - 139 018, в 1952 г. - 145 500 [1], за девять месяцев 1953 г. — 99 765.

Среди детей и подростков, поступивших в детские приемники, имелось значительное количество сирот, которые не были своевременно устроены в детские учреждения, на патронирование, попечительство, опеку.

В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 8 апреля 1952 г. № 1708 «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» отделы — отделения детских колоний в республиках, краях и областях совместно с местными советскими органами провели ряд ме-

Работа детских приемников-распределителей была затруднена в связи с нехваткой материальных средств, так как они финансировались местными бюджетами. Трудности в работе ДПР возникали и в сфере кадрового обеспечения. Замечания партийных органов о недостаточной воспитательной работе, сведения о нарушениях дисциплины и побегах являлись следствием дефицита кадров, неподготовленности к работе с таким сложным контингентом детей и подростков.

Многочисленные проверки ДПР выявляли большое количество нарушений.

Так, в ДПР г. Орска Чкаловской области 50 человек были размещены в полуразрушенном помещении, которое состояло из двух комнат. На 50 детей имелось всего восемь кроватей, два стола, две скамейки. Дети спали по два — три человека на кровати, многие на полу [2, л. 166].

Динамику движения детей и подростков через детские приемники-распределители можно проследить в таблице 1.

роприятий, направленных на улучшение работы ДПР.

На 1 ноября 1953 г. на территории СССР функционировало 258 ДПР на 16 620 мест [1]. В связи с уменьшением числа поступающих детей в 1953 г. было закрыто 10 ДПР на 520 мест [1].

В 1953 г. наибольшее число подростков прибывало в ДПР Белорусской, Узбекской, Украинской, Казахской ССР, Башкирской, Дагестанской, Татарской АССР, Московской, Ленинградской, Новосибирской, Кемеровской, Куйбышевской, Челябинской областей и Ставропольского и Краснодарского краев. При этом в ДПР поступало 59% детей, ушедших от родителей [1].

Около 30% несовершеннолетних, поступающих в детские приемники, были сиротами. При этом большинство областных, краевых и город-

Таблица 1

Справка о движении через ДПР детей и подростков с 1946 по 1952 г. [1, л. 5]

Годы Прибыло В том числе сирот Выбыло К родителям В детские дома На трудоУстройство В РУ, ФЗО В ТВК В другие учреждения

1946 319 146 154 065 337 216 80 914 93 073 54 552 22 993 19 034 66 650

1947 494 104 263 385 494 720 199 675 143 686 56 137 33 439 17 920 —

1948 299 178 68 546 310 785 103 515 83 185 40 596 17 755 14 478 40 901

1949 202 261 65 579 205 459 82 736 55 948 19 620 6138 11 310 24 579

1950 169 448 66 586 171 423 84 375 42 745 10 515 3952 9525 17 357

1951 139 018 44 958 141 047 76 582 33 114 6406 2578 7902 12 748

1952 145 500 39 155 144 793 81 390 28 029 9338 3788 7589 12 224

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

ских комиссий при исполкомах Советов депутатов трудящихся по устройству детей, оставшихся без родителей, работали слабо, не наблюдали за материально-бытовыми условиями после устройства подростков в школы трудовых резервов, не оказывали помощь в направлении их на работу. Подобная ситуация сложилась в Казахской, Туркменской ССР, Красноярском, Краснодарском краях, Калужской, Кемеровской, Курганской, Мурманской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Чка-ловской и Челябинской областях [1].

Основной причиной детской безнадзорности являлось также безответственное отношение родителей к воспитанию детей. Так, за девять месяцев 1953 г. в приемники-распределители поступило 47 500 детей и подростков, которые ушли от родителей из-за плохого надзора.

В 1952 г. по данной причине в ДПР поступило 45 590 детей и подростков. Однако в 1953 г. отмечается уменьшение числа детей, ушедших из семей, временно впавших в нужду.

Например, за девять месяцев 1952 г. в ДПР поступило по этой причине 10 500 человек, за девять месяцев 1953 г. — 8300.

Среди причин безнадзорности необходимо отметить и неудовлетворительную воспитательную работу в ряде школ, недостаточное внимание комсомольских и пионерских организаций к неуспевающим ученикам, а также отсутствие должного внимания к организации культурного досуга детей и подростков. В 1953 г. процент поступивших в ДПР учащихся школ, которые оставили занятия в школах и самовольно уехали от родителей или из детских учреждений, составило 70 000 человек, или 70% от числа поступивших детей [1].

В 1953 г. снизилось поступление беспризорных и безнадзорных детей и подростков из сельской местности. Если за девять месяцев 1953 г. в ДПР поступило 38 200 человек из сельской местности, то в 1952 г. их число составляло 73 500 человек, или 69% от общего числа беспризорных и безнадзорных [1].

В этот период времени органы внутренних дел уделяют особое внимание борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью на железнодорожном и водном транспорте. Для ликвидации детской беспризорности и безнадзорности на железной дороге укреплялось взаимодействие отделов по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, территориальных и транспортных органов милиции: изучались причины и способы передвижения детей и подростков; принимались меры по их устройству в детс-

кие дома, трудоустройству и т.д.; на железных дорогах организовывались специальные посты из сотрудников органов территориальной милиции, инспекторов детских комнат милиции и участковых уполномоченных.

Большое количество детей и подростков, которые задерживались транспортной милицией на вокзалах, в пассажирских и товарных поездах объясняется тем, что значительная часть беспризорных и безнадзорных пыталась добраться к родственникам. Директивой МВД СССР от 4 июля 1946 г. была поставлена задача прекращения проезда беспризорных и безнадзорных в поездах [1]. Также было разрешено принимать в ДПР беспризорных подростков в возрасте до 17 лет.

В 1953 г. произошло увеличение числа подростков, которые доставлялись в детские приемники с железнодорожного транспорта. Несовершеннолетние задерживались работниками транспортной милиции в основном на крупных станциях при попытках сделать пересадку на другой поезд, а также за попрошайничество.

Наибольшее поступление подростков в ДПР:

■ Московской области — из Горьковской, Архангельской, Молотовской, Свердловской областей и Краснодарского края;

■ Молотовской области — из Свердловской, Тамбовской областей и Удмуртской АССР [1].

В ДПР доставлялись несовершеннолетние, которых разыскивала милиция за различные виды преступлений.

В частности, в Свердловский ДПР поступила Зубрицкая С., 1936 года рождения. Однако проверка показала, что ее настоящая фамилия Дубен-ко, год ее рождения 1932. Она разыскивалась органами милиции за совершение ряда краж [1].

Нередко несовершеннолетние из детских приемников-распределителей совершали побеги.

Так, за девять месяцев 1953 г. в РСФСР из ДПР бежало 1206 человек. Групповые побеги были совершены в Борисоглебском, Молотовс-ком, Грозненском, Пензенском ДПР. В Курганском детском приемнике группа воспитанников из 22 человек организовала массовый беспорядок и совершила побег [1].

Подростки в возрасте 14 — 16 лет, которые остались без родителей, подлежали устройству в ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО, на промышленное и сельскохозяйственное производство. Данные виды устройства подростков можно рассматривать как одну из форм предупреждения беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Однако реализа-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

ция этой меры была связана с трудностями, преимущественно объективного характера.

Практика по трудоустройству детей выявила существенные недостатки. Для подростков не создавались нормальные бытовые условия. Архивные документы дают полный объем информации об условиях жизни подростков, устроенных в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО.

Местные органы власти обязаны были при трудоустройстве несовершеннолетних обеспечивать их всем необходимым (одеждой, обувью и т.д.).

Например, в Чкаловской области на Бузулук-ский машиностроительный завод № 1 Нарком-пищепрома в 1945 г. было трудоустроено 23 подростка из трудовой колонии и детприемника. Детей разместили в землянках с двухъярусными нарами, постельных принадлежностей, обуви и одежды им не выдали. В результате 14 подростков совершили побег.

Директор Бузулукского горпищепромкомби-ната принял из трудовой колонии 20 подростков, которых разместил в помещении свинарника, все подростки совершили побег [2, л. 170].

В работе ДПР встречались трудности с дальнейшим устройством детей и подростков. В детские дома принимались дети только до 13 лет включительно, неразрешенным оставался вопрос с устройством детей-сирот от 14 до 16 лет. Руководители предприятий отказывались принимать детей этого возраста на работу, так как они не имели квалификации.

Значительная часть 14-15-летних подростков, поступивших в ДПР, не имели необходимого образования для приема в ремесленные и железнодорожные училища, а в школы ФЗО их не принимали как не достигших 16-летнего возраста.

Серьезной проблемой, связанной с устройством несовершеннолетних в средние специальные учебные заведения, являлось отсутствие у них школьного образования. Ситуация изменилась в 1947 г., когда вышло постановление об организации специальных ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО для подростков, не имеющих образования.

Однако и дети, которые имели соответствующее образование, крайне редко принимались в ремесленные училища, так как набор в эти учебные заведения трудовых резервов проводился только один раз в год, а дети могли содержаться в ДПР не более 30 дней.

Большие трудности представляло и устройство из ДПР подростков от 16 до 18 лет. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия

часто отказывались принимать подростков, ссылаясь на отсутствие общежитий. За девять месяцев 1953 г. в детские приемники поступило 6828 подростков, которые неоднократно уходили с мест трудоустройства из-за отсутствия нормальных жилищно-бытовых условий.

Постановлением Совета Министров СССР от 8 апреля 1952 г. № 1708 «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» предусматривалась выдача 100 руб. на первоначальные расходы только тем подросткам, которые направлялись на работу из детских домов. Поэтому подростки, направленные на работу из ДПР, испытывали трудности до получения ими первой заработной платы, что являлось одной из причин их ухода с работы [1].

Таким образом, в первое послевоенное десятилетие проблема беспризорности и безнадзорности не была полностью устранена, но она теряет свою остроту благодаря достаточно эффективной работе детских учреждений, в том числе детских приемников-распределителей.

Библиографический список

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-9412, оп. 1, д. 519, лл. 41— 46, 68, д. 651, лл. 58—61, 157; ф. Р-8131, оп. 37, д. 2951, л. 133 об.

2. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17, оп. 122, д. 103.

3. Блинова В.В. Деятельность детских приемников-распределителей в годы Великой Отечественной войны: историко-правовой аспект // История государства и права. 2016. № 15. С. 49—53.

4. Жиляева С.К. К вопросу о состоянии беспризорности несовершеннолетних в современной России // История государства и права. 2012. № 5. С. 22—25.

5. Зезина М.Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы // Вопросы истории. 1999. № 1. С. 127—136

6. Новик В.И. Становление и организация органов предупреждения беспризорности и преступности несовершеннолетних в дореволюционной России и СССР // История государства и права. 2011. № 15. С. 36—39.

7. Шатилов С.П. Деятельность детских приемников-распределителей по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой отечественной войны // Вестник Барнаульского юрид. ин-та МВД России. 2016. № 1 (30). С. 142—144.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.