УДК (316.776:351):614.4
ББК 60.324.224.1
И 46
Н.А. Ильинова,
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия, e-mail:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЧЕТВЕРТОЙ ВЛАСТИ» В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ВЫЗОВА: ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА1
(Рецензирована)
Аннотация. В условиях новой коронавирусной реальности немаловажное значение отводится взаимодействию власти и общества. В этой связи особенное значение приобретает информированность населения о новой глобальной угрозе. Умение средств массовой информации и социальных сетей своевременно заполнять официальный информационный вакуум достоверной информацией является действенным способом борьбы с фейками, которые нацелены на повышение эмоционального фона преобладающей части населения страны, погружение в панику. Общероссийские социологические исследования демонстрируют низкий уровень доверия официальной статистике о COVID-19, большая часть россиян уверена в том, что информация искажается намеренно. Однако Россия - это страна регионов, в связи с чем автором высказывается гипотеза о том, что региональное сообщество имеет отличную точку зрения на деятельность «четвертой власти» по информированию о распространении коронавируса, о ситуации в стране и мире в условиях новой реальности. Выводы автора строятся на результатах социологического исследования, проведенного научным коллективом Адыгейского государственного университета в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Ключевые слова: «четвертая власть», информация, средства массовой информации, социальные сети, глобальный вызов, новая коронавирусная реальность, региональное сообщество, фейки, доверие, власть.
N.A. Ilyinova,
Adyghe State University, Maykop, Russia, e-mail: [email protected]
ACTIVITIES OF THE "FOURTH POWER" IN THE FACE OF THE GLOBAL CHALLENGE: ASSESSMENTS OF THE REGIONAL COMMUNITY
Abstract. In the context of the new coronavirus reality, the interaction of power and society is of great importance. In this regard, public awareness of the new global threat is of particular significance. The ability of the media and social networks to fill the official information vacuum with reliable information in a timely manner is an effective way to combat fakes that are aimed at increasing the emotional background of the predominant part of the country's population, plunging into panic. Russian sociological studies demonstrate a low level of confidence in official statistics on COVID-19, most Russians are confident that information is deliberately distorted. However, Russia is a country of regions, in connection with which the author suggests that the regional community has a different point of view on the activities
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31523.
of the "fourth government" to inform about the spread of coronavirus, about the situation in the country and the world in the new reality. The author's conclusions are based on the results of a sociological study conducted by the scientific team of Adyghe State University in the Krasnodar Territory and the Adyghea Republic.
Keywords: "fourth power," information, media, social networks, global challenge, new coronavirus reality, regional community, fakes, trust, power.
Пандемия коронавируса с особенной остротой актуализировала деятельность средств массовой информации и социальных сетей. Неготовность человечества к нашествию новой коронавирусной инфекции послужила основанием для своеобразной информационной эпидемии, которую обрушила на общество так называемая «четвертая власть» - СМИ. Основное предназначение средств массовой информации можно охарактеризовать как информирование и просвещение масс, что позволяет говорить о формировании определенного типа общественного мнения о каком-то событии, явлении или процессе. СМИ строят свою работу в четком соответствии с закономерностями информационного и эмоционального обмена между людьми, обеспечивая процесс коммуникации, объединяющий людей в общество. Вынужденные ограничительные меры, заставившие весной 2020 г. огромное количество людей остаться дома, привели к стремительному росту уровня медиапотре-бления, в связи с чем «четвертой власти» приходится удовлетворять потребность общества в большом количестве новостей и аналитики. В режиме реального времени с использованием различных средств массовой информации люди следят за динамикой численности заболевших, выздоровевших и умерших от коро-навируса, интересуются симптомами, способами лечения COVID-19, сроками создания вакцины и т.д. И в этом информационном буме возникает вопрос о доверии «четвертой власти»: страх и паника, которые распространились в российском обществе с весны 2020 г., породили волну недостоверной информации -так называемых фейков. Ведь для
проверки информации, для глубинного погружения в проблему нужно время, а его в сложившихся условиях катастрофически не хватает, в связи с чем в процесс верификации информационного потока включается и сам потребитель медиарын-ка. По данным Центра социального проектирования «Платформа» [1], 56% россиян не доверяют официальной статистике о COVID-19, из них 68% уверены, что информация искажается преднамеренно. Результаты опросов, проводимых Фондом общественного мнения [2], демонстрируют снижение уровня доверия к информации о коронавирусе с 58% (12.10.2020) до 54% (16.11.2020) в течение одного месяца.
Однако Россия - страна регионов, различия в уровне доходов, качестве жизни, особенностях социокультурный среды, субъективного благополучия и социального оптимизма существенным образом сказываются на восприятии и оценке социально-политических процессов. Социокультурные факторы модернизации российских регионов [3], более высокий уровень цивили-зационного развития столичных регионов (Москва, Санкт-Петербург) детерминируют реформистские ориентации населения в оценке внутренней политики страны, а жителям удаленных от центра регионов свойственны более консервативные тенденции восприятия социально-политических процессов, протекающих в стране. В связи с чем результаты авторского исследования, проведенного в Республике Адыгея и Краснодарском крае (исследование проведено научным коллективом Адыгейского государственного университета при поддержке РФФИ и ЭИСИ. В онлайн-опросе приняли
участие 1171 респондент, идентификация респондентов с местом их проживания представлена на рис. 1), демонстрируют несколько иное отношение респондентов к информации о пандемии в регионе, получаемой через региональные средства массовой информации и социальные сети. У респондентов нет единства в выражении доверия/недоверия к «четЕертой власти» (рис. 2): 31,9% опрошенных скорее удовлетворены полнотой и достоверностью информации, 28,7% - скорее неудовлетворены, 17,7% - испытали трудности при ответе, 11,8% - полностью удовлетворены, 9,9% - полностью неудовлетворены.
Мы те увидели принципиалфных отличий в ответах на этот вопрос респондентов Республики Адыгея и
41. Укажите место Вашего проживания:
1 &пЬвр;171 &пЬзр;ответ
Краснодарского края в целом, однако городское и сельское население расставило разные акценты при выборе ответов, что мы можем объяснить большим разнообразием форм и видов деятельности населения, предлагаемых в городе, динамизмом социального развития, более сложным в сравнении с селом, социальным составом населения, куль-турсым ес архитектурным ратноо-бразием, позволяющим городскому жителю более критично оценивать деятельность «четвертой власти» в условиях пандемии коронавиру-са (рис. 3): жители столиц Краснодарского края и Адыгеи в меньшей степени удовлетворены полнотой и достовытесйтью инфтрмациыо пандемии в регионе, которую они получают через региональные СМИ
Ф в городе Майкоп Ф в городе Краснодар в населенном пункте . Красногвардейского района Респуб...
| 9 в населенном пункте Теучежского
(района Республики Адыгея ф в населенном пункте Тахтамукайско.. ф в населенном пункте Белореченског.. Ф в населенном пункте Курганинского.. Ф в населенном пункте Лабинского ра..
Рисунок 1. Распределение респондентов по месту их жительства
5. Удовлетворены ли Вы полнотой и достоверностью информации о пандемии в регионе, которую получаете через региональные СМИ и социальные сети?
1&пЬзр;171&пЬзр;ответ
| полностью удовлетворен | скорее удовлетворен
скорее неудовлетворен I полностью неудовлетворен I затрудняюсь ответить
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос обудовлетворенности полнотой идостоверностъюинформации о пандемии в регионе, которую они получают через региональные СМИ и социальные сети
и социальные сети - 6,6% и 5,6% соответственно; наибольшую долю скорее неудовлетворённых также демонстрируют Краснодар и Майкоп - 37,5% и 33,2% соответственно.
В качестве промежуточного вывода следует сказать о том, что позитивную оценку своим доверием (удовлетворен + скорее удовлетворен) деятельности во время пандемии региональным СМИ и социальным сетям дают жители Теучежского района Республики Адыгея (63,2%), Красногвордгй-ского районаРеспубликиАдыгас (55,2%), ТахтамукаРского рсаЛоыа РеспеДликб Адыгеы ,Г1,3%). Менее полвины опрошенных удовлет-вор ны деятельностью «чет ертой власти» в условиях пандемии из Курганинского щмнн )ру,г%С V Майкопа (43,9%), Лабинского района (41,6%). Лишь треть опрошенных дают положительную оценку
деятельности СМИ в условиях COVID-19 из г. Краснодара (31%) и Белореченского района (29,5%).
Очевидно, что невысокий уровень доверия у жителей большей части муниципальных образований рассматриваемых регионов, принявших участие в опросе, деятельности СМИ и социальных сетей - это результат акживнт циркулировавших в нашей стране с весны 2020 г. так называемых фейков, с одной сторо-нЫе нал^леныыы на расгфобощнеы ние пайакипогтеаыдоимыагнетания нмооиональной атмысЫерь^а с ддл-гдЛ сторины,стремив1пихся, Г>от, усыпить брлрыльаабть рнсыияо, уменьшая масштабы распространения коронавируса и его опасность для здоровья и жизни.
Постоянда изменяющая,) го-циальная реальность привносит в нашу жизнь новые процессы и явления, которые обозначаются
удовлетворен скорее удовлетворен
неудовлетворен скорее неудовлетворен
■ затрудняюсь ответить
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8
Краснодар Кур ганин- Белоречен- Лабинский Мат оп Теуче ж- Тахтаму - Красно-
скии р-н скии р-н р-н скии р-н каискии гвардеи-
р-н скии р-н
Рисуно к 3. Корр еляц ия отве тов респондентов на вопрос об удовлет воренно сти пол нотой и достоверностью информации о пандемии в регионе, которую они получают через региональные СМИ и социальные сети, сих местомжителъства, в %
соответствующими понятиями. Та-кимотносительно новым понятием, на нтш ввгляд, толяетья «фнёк».
фкинпстотн ПСЛИтОЛО-
нИИ МГУ ТМ. М.В. Л0М0Н0С0Ва т.В. Манойло на онлайн-конференции «Во власти Сети: новые парадигмы социальной реальности» [4] предла-ганв доттатокно
поьлоание Укйкох как рвециалхно подготовленной ложной инфр°>ма-сции ^тонанснср'т хартитера, но ррт тсн)м онмекнет их щопнтнортвпостс и нт стществрвощно метх-
еы Лорьны с ними. Фейонассчнван ть на ериончеекте, оогиннот восприятие итфотмацеи, ана ве смо-цт^^^от^с^^ве втздействие на человека. То вехс стт более омсцеонвпьсо подоттоя инфоруаяпя,сем (^отшев воздействие на человека она оказывает, отключая механизмы ее рационального восприятия человеком.
аоронавиресная реасъность, кото-рня т нт-
Ъормрцитонымвккуумом в оОлаСтИ офрцитлиных данныт, сопрохрждя-ется паснжом фсНкокын ооьТщений, повышающих градус эмоциональной неустойчивости россиян. Немалое количество коронавирусных фейковых историй позволило ко-матде кородвкив антропологов и фллоклористог нзШкнны актурть-нгто гуманстэдные осннсдований РАНХиГС [х]-^к^^гсамот. Энцъцлoпср тию и Хнй-
кре, ктторая «терставленх на все-общес ибозренее т нкви Интернет и оомежетраспознатьфейки.
Слесуес отме теть, чев повоXлaъaс ющая частт peвпс>ндeнговиз ртнпич-ноех маои^^енных оатаносаниН Краснодарского края и Республики Адыгея (от 39,4% до 60,7%) самостоятельно, с опорой на здравый смысл,
1 2 3 4
Самостоятельно, помог здравый смысл Помогли опроверже-нияв СМИ исоцсетях Не встречался с фейками Помогли родные и знакомые
Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Во время пандемии появлялось много фейков (ложной информации) о коронавирусе и эпидемической ситуации в вашем регионе. Как удавалось их распознать?», в %о
смогли распознать фейки о корона-вирусе и эпидемической ситуации в регионе их проживания. Наибольшее количество респондентов, умеющих отличать фейк от достоверной информации, проживают в г. Краснодаре (60,7%), Лабинском районе Краснодарского края (59,7%), Кур-ганинском районе Краснодарского края (51,7%), Тахтамукайском районе Республики Адыгея (51,1%). Жители Курганинского района Краснодарского края (34,8%), Теучежского района (33,3%) и Красногвардейского района (31,6%) Республики Адыгея смогли вычленить из потока информации фейки о коронавирусе благодаря их опровержениям в СМИ и соцсетях. 27,1% опрошенных из Тахтамукайского и 23,7% из Красногвардейского районов Республики Адыгея не встречались с фейками. 19,3% опрошенных жителей Белореченского района Краснодарского края распознать фейки помогли знакомые и друзья (рис. 4).
В качестве вывода следует отметить, что жизнеспособность общества в условиях глобального вызова, каким стала пандемия ко-ронавируса, напрямую зависит от деятельности так называемой «четвертой власти» (СМИ и соцсети) по информированию граждан о самом COVГО-19, о реальных темпах распространения коронавируса в России и мире, об экономической и политической ситуации как в стране, так и на мировой арене, об ограничительных мероприятиях, введение и соблюдение которых обязательно в целях противодействия массовому распространению коронавирусной инфекции. Высокий уровень информированности населения о принятых властью решениях в связи с новой коронавирусной реальностью будет способствовать формированию сопричастности каждого члена общества к деятельности органов государственной и муниципальной власти.
Примечания:
1. Пазл доверия. URL: https://pltf.ru/2020/06/16/issledovanie-platformy-pazl-doverija/ (дата обращения: 23.11.2020).
2. Тренд-индексы к-Зонд2. URL: https://fomru.sharepoint.eom/:x:/s/inFOM/EU uLyWmcTANPqsNzbERFxuEBMNPmEXBiHUXUm30Zm4VKhA?rtime=kPA0s2-U2Eg (дата обращения: 23.11.2020).
3. Лапин Н.И., Беляева Л.А. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте. М.: Academia, 2009. 806 с.
4. Манойло А. Во власти Сети: новые парадигмы социальной реальности. URL: https://www.facebook.com/wciom/videos/655599391706980/ (дата обращения: 14.11.2020).
5. Энциклопедия коронавирусных слухов и фейков. URL: https://nplus1.ru/ material/2020/04/08/coronarumors (дата обращения: 14.11.2020).
References:
1. The puzzle of trust. URL: https://pltf.ru/2020/06/16/issledovanie-platformy-pazl-doverija/ (date of access: 23.11.2020).
2. Trend indices k-Probe2. URL: https://fomru.sharepoint.com/:x:/s/inFOM/EU uLyWmcTANPqsNzbERFxuEBMNPmEXBiHUXUm3OZm4VKhA?rtime=kPA0s2-U2Eg (date of access: 23.11.2020).
3. Lapin N.I., Belyaeva L.A. Regions in Russia: Socio-cultural portraits of regions in the All-Russian context. M.: Academia, 2009. 806 pp.
4. Manoilo A. In the power of the Network: new paradigms of social reality. URL: https://www.facebook.com/wciom/videos/655599391706980/ (date of access: 14.11.2020).
5. Encyclopedia of coronavirus rumors and fakes. URL: https://nplus1.ru/ material/2020/04/08/coronarumors (date of access: 14.11.2020).