Научная статья на тему 'Деятельность «Братьев-мусульман» в парламенте Египта: путь к системной оппозиции'

Деятельность «Братьев-мусульман» в парламенте Египта: путь к системной оппозиции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
204
23
Поделиться
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / EGYPT / "БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ" / MUSLIM BROTHERHOOD / ПАРЛАМЕНТСКАЯ ОППОЗИЦИЯ / PARLIAMENTARY OPPOSITION / РЕФОРМЫ / REFORMS / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Царегородцева Ирина Алексеевна

Статья рассматривает деятельность крупнейшей оппозиционной исламистской организации Египта Ассоциации братьев-мусульман, ныне представленной в Народном собрании парламенте Арабской Республики Египет. Автор статьи сравнивает предвыборную программу Ассоциации и практические результаты парламентской деятельности ее депутатов. Важное место в статье занимает анализ процесса постепенной эволюции египетских «Братьев-мусульман» от подпольной структуры к становлению представляющей их ныне Ассоциации в качестве парламентской партии системной оппозиции.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Царегородцева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The activity of Muslim Brotherhood in the parliament of Egypt: the way to the system opposition

The article analyses activities of the biggest oppositional Islamic organization in Egypt, The Association of Muslim Brothers, nowadays presented in the national Assembly the Arab Republic of Egypts parliament. The author compares between the election program of the Association and practical results of the Muslim Brothers work in the parliament. The article sheds light on the process of evolution of Muslim Brotherhood from illegal organization to parliamentary party of system opposition.

Текст научной работы на тему «Деятельность «Братьев-мусульман» в парламенте Египта: путь к системной оппозиции»

И.А. Царегородцева

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН» В ПАРЛАМЕНТЕ ЕГИПТА: ПУТЬ К СИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИИ

Статья рассматривает деятельность крупнейшей оппозиционной исламистской организации Египта - Ассоциации братьев-мусульман, ныне представленной в Народном собрании - парламенте Арабской Республики Египет. Автор статьи сравнивает предвыборную программу Ассоциации и практические результаты парламентской деятельности ее депутатов. Важное место в статье занимает анализ процесса постепенной эволюции египетских «Братьев-мусульман» от подпольной структуры к становлению представляющей их ныне Ассоциации в качестве парламентской партии системной оппозиции.

Ключевые слова: Египет, «Братья-мусульмане», парламентская оппозиция, реформы, эволюция.

В декабре 2005 г. на выборах в парламент Египта - Народное собрание (НС) - оппозиционное движение Ассоциация «Братья-мусульмане» (АБМ) одержало невиданный со времен своего возникновения (1928 г.) успех. Независимые кандидаты от АБМ получили 88 депутатских мест, что составляет около 1/5 454-местного парламента, и таким образом сформировали в нем крупнейший за всю историю республиканского Египта оппозиционный блок1. Полномочия Народного собрания Египта текущего созыва согласно Конституции АРЕ истекают в декабре 2010 г. Однако уже сейчас, по прошествии почти половины срока работы нынешнего состава парламента, можно подвести некоторые итоги участия блока «Братьев-мусульман» в его работе, а также проанализировать, каким образом она сказалась на общем общественно-идеологическом развитии АБМ.

© Царегородцева И.А., 2009

Согласно Конституции Египта страна является президентско-парламентской республикой с чуть большим перевесом силы в сторону главы государства2. Однако в силу действия в Египте закона о чрезвычайном положении (с 1981 г. по сегодняшний день с перерывом на 8 месяцев с сентября 2005 г. по апрель 2006 г.) конституционный потенциал Народного собрания не может быть реализован в полную мощь. Возможности оппозиции, согласно этому закону, существенно ограничены3, поэтому и ее представительство в законодательном органе страны является недостаточным для его полноценной работы (объединенная оппозиция вместе с независимыми депутатами занимает сегодня 130 депутатских кресел в 454-местном парламенте).

Работу НС определяет в основном блок пропрезидентской Национально-демократической партии (НДП). Согласно Конституции страны, Народный совет принимает решения абсолютным большинством голосов присутствующих на заседании депутатов (ст. 1074). Кроме того, возвращенный президентом в НС законопроект приобретает силу закона в случае одобрения его большинством депутатов парламента в 2/3 голосов (ст. 113). Большинство депутатов имеет также право подписывать требование президента о собрании внеочередной сессии парламента (ст. 102), принимать решение о вотуме недоверия заместителям председателя Совета министров, министрам или их заместителям (ст. 126), утверждать генеральный план экономического и социального развития (ст. 114), а также единый государственный бюджет (ст. 115). Согласно поправкам к Конституции (март 2007 г.), решения НС о предложении или исправлении законопроекта принимаются как минимум !/3 голосов5. Таким образом, все ключевые рычаги влияния в НС оказались в руках у депутатов блока от НДП (311 человек)6.

Депутаты и партии, оказавшиеся в меньшинстве, в том числе и «Братья-мусульмане», имеют следующие права. Как минимум один депутат НС имеет право вносить законопроекты на обсуждение всего парламента (ст. 111); каждый депутат имеет право обращаться к председателю Совета министров и его заместителям или министрам и их заместителям с вопросами по проблемам, входящим в их компетенцию, а также снимать поставленный им вопрос с обсуждения (ст. 124); одна десятая часть депутатов может выдвинуть требование о выражении недоверия заместителям председателя Совета министров, министрам или их заместителям (ст. 126), а также поставить вопрос об ответственности председателя Совета министров, однако решение о лишении полномочий председателя Совета министров принимается большинством голосов (ст. 127); группа депутатов в составе не менее двадцати человек может потре-

бовать включения в повестку дня обсуждение общегосударственного вопроса с целью выяснения политики правительства по данному вопросу (ст. 129); также как минимум один депутат может высказать свое мнение по государственным вопросам председателю Совета министров, его заместителям или министрам (ст. 130), однако, опять же, это мнение не имеет обязательного к исполнению характера. Таким образом, круг полномочий депутатов, оказавшихся в парламенте в меньшинстве, выглядит относительно узким.

Однако несмотря на эти сдерживающие факторы участие представителей крупнейшей и мощнейшей оппозиционной группы «Братья-мусульмане» в работе парламента сбрасывать со счетов было бы неверно, особенно если посмотреть на уже известные цифры результатов выборов в НС в декабре 2005 г. под несколько иным углом. Ведь в нынешний парламент прошли 58,2% всех баллотировавшихся кандидатов от АБМ по сравнению 33,5% от НДП7, и это при том, что египетские власти задействовали накануне и в ходе выборов мощный административный ресурс, которого не было у «Братьев-мусульман». К тому же по сравнению с предыдущими выборами в Народное собрание они увеличили свое представительство в парламенте более чем в 4 раза (в 2000 г. они получили только 17 мест8). «Впервые Национально-демократическая партия почувствовала, что она не является единственной силой в парламенте», - пишет по этому поводу старший аналитик египетского Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам» Диаа Рашван9.

Накануне своего участия в парламентских выборах 2005 г. «Братья-мусульмане» проинформировали своих потенциальных избирателей о тех задачах, решения которых они будут добиваться в случае своей победы. Эти задачи записаны в официальном документе под названием «Предвыборная программа "Братьев-мусуль-ман"-2005»10. В его основу легли положения «Инициативы реформ», с которой АМБ выступила в марте 2004 г.

Отталкиваясь от статьи 2 Конституции страны, в которой говорится, что «принципы шариата являются основным источником законодательства»11, во введении к своей программе «Братья-мусульмане» призывают начать полномасштабную реформу на основе так называемого исламского пути (аль-манхадж аль-ислами). И в первую очередь необходимо начать «нравственное реформирование» (ислах ан-нуфус, дословно: «реформирование душ»).

Первая часть предвыборной программы посвящена защите и борьбе за основные права и принципы гражданского общества (общегражданские права, права женщин и детей, требование сделать СМИ независимыми от власти, свобода учреждения партий и т. д.),

вторая - основным принципам развития промышленной, сельскохозяйственной, строительной и научной отраслей. Третья часть программы посвящена основным направлениям будущей реформы. В реформе, в свою очередь, выделяются три основных направления - политическое, экономическое и социальное.

Первое направление реформы - политическое. АБМ выступает за демократическую парламентскую и конституционную республику «в рамках принципов ислама». Основные полномочия исполнительной власти должны быть распределены между президентом республики и премьер-министром: первый ответственен за такие стратегические области, как оборона, национальная безопасность, а также внешняя политика; второй - за сельское хозяйство, промышленность, торговлю, образование, здравоохранение и т. д. Развитию демократии мешают коррупция и агрессивный захват ресурсов властью. «Братья-мусульмане» предлагают бороться с этим при помощи двух методов. Во-первых, это уже имеющийся конституционный механизм контроля и ответственности ветвей власти друг перед другом, который заложен в статье 159 Конституции («Президент республики и Народное собрание имеют право поставить вопрос о привлечении министра к судебному преследованию за правонарушение, совершенное им при исполнении служебных обязанностей»). Во-вторых, нужно сократить количество министерств, которые дублируют функции друг друга.

Помимо этого АБМ призывает начать финансовую и административную децентрализацию местной власти, передав муниципалитетам часть федеральных функций. В области демократизации одним из приоритетов является построение гражданского общества. Для этого необходимо внести поправки в закон о местных профсоюзах и разработать новый законопроект, который выведет административную деятельность профсоюзов из-под контроля правящей партии или какой-либо политической силы и т. д.

В области национальной безопасности необходимо привести внутреннюю политику в соответствие с принципом активного взаимодействия между властью и народом, а также поддерживать демократические преобразования, один из принципов которых заключается в том, что мусульманская община (умма) является источником власти. Что касается внешнеполитических приоритетов, то в первую очередь стоит развивать отношения с арабо-мусульманским миром, в особенности с ближайшими соседями Египта - Ливией и Суданом (напомним, что в этих двух странах активно действуют ячейки международной организации «Братья-мусульмане», а в Судане активисты из этого движения стояли во главе военного переворота 1989 г.). Помимо этого АБМ обязалась

оказывать поддержку всем национальным арабским движениям на «оккупированных» территориях (Палестина, Голанские высоты и Ирак); работать в направлении создания политического единства всех арабов в противостоянии «сионистской политике»; пересмотреть «египетско-сионистские отношения»; отменить закон, который запрещает оказывать материальную поддержку народам оккупированных государств, и т. д.

Второе направление реформы - экономическое. Проблемы, с которыми «Братья-мусульмане» предлагают бороться в первую очередь: безработица, рост цен, прорехи в платежном балансе, общий долг государства, улучшение инвестиционного климата. Методы борьбы с вышеуказанными проблемами: «справедливый закон» о налогообложении, закон о министерских судах (канун аль-вузара), который повысит ответственность и работоспособность министерств в соответствии со статьей 159 Конституции страны. Необходимо также разработать временную программу качественного разъяснения о погашении муниципальных долгов за счет реальных источников, с тем чтобы это не отражалось на секторе первичных услуг для населения; внести поправки в соответствующие законы, чтобы граждане могли участвовать в развитии страны и чтобы это снизило нагрузку на общий платежный баланс страны; а также учредить в каждой провинции народные организации по сбору закята и его распределению согласно принципам шариата.

Третье направление реформы - социальное. Главная задача «Братьев-мусульман» в этом направлении - «увеличение количества законопроектов, касающихся социальных гарантий», а также поддержка системы социальных гарантий, основанной на законе № 79 от 1975 г., в особенности в области гарантий рабочих, а также на основе других уже существующих законов. Единственное «революционное» решение АБМ в этой области - объединение системы социальных гарантий в едином законе. В области охраны здоровья активисты Ассоциации предлагают также опираться на статьи Конституции 16 и 17, в соответствии с которыми государство обеспечивает и гарантирует гражданам социальное, культурное и медицинское обслуживание, а также пенсионное обеспечение по нетрудоспособности, безработице и старости.

Примечательно, что в предвыборной программе АБМ нет ни слова о конституционной реформе, которую они сделали одной из приоритетных задач в своей «Инициативе реформ» в марте 2004 г. Не говорили «Братья-мусульмане» и ни о каких революционных преобразованиях политической системы страны, ограничившись только общими принципами (демократизация и борьба с коррупцией) и заявлением о приверженности республиканскому строю.

Однако этот строй «Братья» назвали также и парламентским, а по конституции Египет является президентско-парламентской республикой. Таким образом, Ассоциация фактически поставила перед собой задачу приведения политического строя страны в полное соответствие с конституционными принципами.

Несмотря на то что главным лозунгом ассоциации «Братья-мусульмане» является лозунг «Ислам - это решение» (Ислам хувва аль-хал), а в их главном документе «Общий устав Ассоциации "Братья-мусульмане" 1982 г.» среди главных приоритетов стоит положение об «очищении всех частей мусульманского отечества от неисламской власти» (то есть от тех режимов, которые правят не в соответствии с принципами шариата), в предвыборной программе АБМ ислам занял достаточно скромное место. Единственное упоминание в тексте программы исламского государства звучит так: «В исламском государстве, к которому мы стремимся, господствует принцип права, а также ценности справедливости между его гражданами». Помимо этого, ислам в предвыборной программе упоминается в контексте политических реформ («Мы подтверждаем нашу приверженность республиканскому, парламентскому, конституционному и демократическому строю государства в рамках исламских принципов»), а также в области обеспечения основных прав и свобод граждан. Впрочем, сами депутаты парламентского блока настаивают на том, что основные принципы их работы в Народном собрании - борьба за права и свободы и против коррупции - исходят из принципов ислама12.

Таким образом, предвыборная программа «Братьев-мусульман» носит достаточно умеренный характер (пожалуй, самой радикальной частью программы можно считать принципы внешней политики) и направлена на поддержку демократизации страны в рамках уже существующей системы и в соответствии с Конституцией Египта.

В силу того что комитет по охране здоровья стал единственным парламентским комитетом, который возглавил член парламентского блока от «Братьев-мусульман» (остальные комитеты возглавили депутаты от НДП), внушительная часть запросов депутатов от Ассоциации касалась сферы здравоохранения. Однако одновременно с вопросами, которые были связаны со здоровьем населения, «Братья-мусульмане» успевали поднимать такие острые проблемы, как неспособность правительства справиться с целым рядом проблем (с вирусом птичьего гриппа13, с «фармацевтической мафией» в лице американских и израильских производителей лекарств, которые господствуют на египетском рынке14, и др.).

В области экономики и энергетики «Братья» в разное время призывали депутатов парламента принять конкретные решения по

модернизации промышленного сектора при помощи заемов из арабских банков (монархий Персидского залива), а также сотрудничества с исламскими банками; поднимали проблемы негативных последствий приватизации, а также развития атомной промышленности и ядерной энергетики15. «Братьям-мусульманам» удалось преуспеть в том, чтобы добиться для города Порт Саид возвращения статуса свободной зоны16.

В отличие от своей работы в парламенте предыдущего созыва, где «Братья» сосредоточили свои усилия в основном на проблемах религиозно-этического характера, в нынешнем Народном собрании такие вопросы поднимались реже. Так, например, в октябре 2006 г. депутаты парламентского блока АБМ обнародовали запрос об обсуждении награждения западной премией кинофильма «Имарат Йакубиан», так как он наносит ущерб имиджу исламской идентичности Египта за рубежом17 (в действительности же в фильме рисуется нелицеприятный образ как нынешней власти Египта, так и исламистских движений страны). Депутаты парламентского блока «Братья-мусульмане» также выразили недовольство словами министра культуры страны Фарука Хосни о том, что хиджаб является признаком отсталости и регресса, и заявили, что это противоречит статье 2 Конституции страны18, а значит, к нему стоит обращаться в первую очередь в том числе и по вопросам религиозно-этического характера. Примечательно, что депутаты от Национал-демократической партии выразили свое согласие с этим недовольством19. Не оставили без внимания «Братья-мусульмане» и перепечатывание карикатур на пророка Мухаммада в Дании в начале 2008 г., назвав эти события «новым видом расизма» и «глобальным вызовом для чувств мусульман всего мира»20.

В области внешней политики основной упор работы АБМ в парламенте пришелся на палестинский вопрос. Позиция парламентского блока «Братья-мусульмане» по поводу палестино-израильского противостояния соответствует заявленному в их предвыборной программе принципу «противостояния сионистской политике», согласно которому депутаты обязаны проявлять свое отношение к любым агрессивным действиям Израиля не только в отношении Египта и Палестинской автономии, но и других государств арабо-мусульманского региона. Так, например, опираясь на этот принцип, в октябре 2007 г. депутаты от АБМ в Народном собрании пытались привлечь министра по делам религии Хамди Закзука к ответственности за то, что он призвал мусульман всего мира посетить мечеть Аль-Акса, закрыв глаза на политику и юридические тонкости статуса Иерусалима21. «Призывая посетить Иерусалим, который находится в настоящее

время под израильской оккупацией, он (Закзук. - И. Ц.) скандальным образом пропагандирует нормализацию отношений с Израилем, что противоречит исламу», - сказал депутат от парламентского блока АБМ Хуссейн Ибрахим22. А в феврале 2008 г. после прорыва границы между Египтом и Сектором Газы депутаты от АБМ потребовали от египетского правительства остановить в знак протеста против страданий палестинцев экспорт национального газа в Израиль23. Однако ни та ни другая инициатива не вызвали одобрения остальных членов парламента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Парламентский блок «Братья-мусульмане» старался следовать не только объявленному в своей предвыборной программе принципу «антисионистской политики», но и принципу налаживания тесных связей с арабо-мусульманскими государствами. В разное время делегация депутатов от АБМ побывала с визитами в Алжире, Марокко, Турции, Ливане, а также парламентарии встречались с представителями других иностранных государств и международных и региональных организаций (Канада, Германия, Норвегия, Латинская Америка, Дания, ООН, ЛАГ и др.)24. В июле 2007 г. египетские парламентарии, включая и делегацию от блока «Братьев-мусульман», встречались с конгрессменами из США25. Однако американскому президенту Джорджу Бушу депутаты от АБМ не захотели оказывать официальные почести, призвав Народное собрание и египетские власти, а также руководство других арабских государств в январе 2008 г. отказать ему в посещении стран Ближнего Востока в знак протеста против политики США в регионе26.

Всего с декабря 2005 по март 2008 г. Народным собранием было одобрено пять законопроектов, предложенных депутатами от «Братьев-мусульман»27. Среди этих законодательных инициатив -об установлении 50-летнего пенсионного возраста для женщин, который, по их мнению, поможет частично сгладить острую проблему безработицы в стране28, а также об отмене правила предварительного заключения подозреваемых в следственные камеры, что, как считает АБМ, нарушает права индивида на свободу29. Был также принят к рассмотрению законопроект об облегченном формате исполнения предписаний религии в отношении паломни-чества30. Депутаты Народного собрания в рассматриваемый период работы парламента отклонили один законопроект, предложенный «Братьями-мусульманами», - о поправках в закон о научных кадрах (они предполагали увеличение финансирования негосударственных научных кадров, развитие образовательных программ и пересмотр функций специального надзорного комитета, который, по мнению АБМ, осложняет жизнь преподавате-лям)31. Вместо этого 19 марта 2007 г. большинство депутатов

одобрили другие поправки к закону об образовании, которые, по мнению АБМ, ставят профессоров и работников университетов под более жесткий административный контроль.

Депутаты от блока «Братья-мусульмане» направляли также различным представителям власти депутатские запросы. По данным официального интернет-сайта АБМ IkhwanWeb.com, который в августе 2006 г. привел предварительную статистику по работе «Братьев-мусульман» в парламенте, количество их запросов и вопросов к депутатам парламента, а также представителям исполнительной власти составило на тот момент почти 50% всех депутатских запросов вообще32. При этом некоторые из их запросов, обращенных к должностным лицам, носили достаточно жесткий характер. Так, например, «Братья-мусульмане» не раз просили депутатов рассмотреть вопрос о неспособности правительства справиться с ростом цен и уровнем безработицы33, а также с загрязнением окружающей среды, которое оборачивается тысячами жертв среди населения ежегодно34. Кроме того, АБМ просила Народное собрание обратить внимание на злоупотребление своими полномочиями со стороны целого ряда министров - премьер-министра, министра внутренних дел, министра сельского хозяйства и министра туризма35. Однако вопрос о недобросовестном исполнении своих полномочий главой государства «Братья-мусульмане» ни разу не поднимали.

Парламентский блок «Братья-мусульмане» старался следовать заявленным в своем предвыборном бюллетене задачам, однако далеко не всегда они могли довести их до окончательного разрешения в силу довлеющего влияния правящей Национал-демократической партии в Народном собрании, а также в условиях непрекращающихся гонений властей на членов АБМ, которые не имеют парламентского иммунитета. Например, депутаты от «Братьев-мусульман», следуя своей задаче реализации конституционного принципа взаимоответственности ветвей власти друг перед другом, несколько раз поднимали вопросы о привлечении к ответственности ряда министров, и каждый раз эти инициативы ничем не заканчивались - подавляющее большинство в парламенте, представленное членами НДП, их отклоняло.

«Братья-мусульмане» в силу своей малочисленности в парламенте также не смогли наложить вето ни на один из проектов, которые были направлены в парламент исполнительной властью и которые, как правило, подвергались жесткой критике со стороны руководства АБМ. Один из ярких примеров - возобновление действия закона о чрезвычайном положении в Египте в мае 2006 г. Спустя несколько дней после взрывов в курортном городе Дахаб на

Синайском полуострове депутаты Народного собрания большинством голосов одобрили предложение президента Мубарака о восстановлении действия на территории страны закона о чрезвычайном положении, который был приостановлен в сентябре 2005 г. накануне президентских выборов36. 91 голос «против», в том числе и голоса депутатов от АБМ, не смогли повлиять на решение Народного собрания. По мнению парламентской оппозиции, восстановление действия закона о ЧП существенно урезает роль политических партий и гражданских организаций, кроме того, таким образом правительство снова подчеркнуло свою руководящую роль в борьбе с теми, кого оно называет «исламскими экстремистами»37.

Существует также ряд вопросов, освещенных в предвыборном бюллетене «Братьев-мусульман», которые пока остаются нереализованными (например, вопрос о предоставлении муниципальным властям части полномочий центра; также пока депутатами от «Братьев-мусульман» ни разу не поднимались в парламенте вопросы о помощи Ираку и сотрудничестве с ближайшими соседями Египта - Ливией и Суданом).

Однако впереди у «Братьев-мусульман» еще два с половиной года работы в парламенте, и сегодня им уже удается оказывать определенное влияние на его деятельность. АБМ поднимала достаточно острые проблемы в парламенте, которые превращались в предмет целых общественных дискуссий уже вне стен Народного собрания. Так, например, случилось с законопроектом о поправках в закон о наказаниях за журналистские публикации. Выразив свой протест против этих поправок, АБМ (уже не только в составе депутатского корпуса, но вместе с другими членами Ассоциации) выступила вместе с египетскими журналистами, устроив пикет перед стенами парламента. Как сообщает арабская версия интернет-сайта «Би-Би-Си», депутаты Народного собрания вынуждены были скорректировать текст поправок под давлением оппозиции и журналистов38. Окончательная версия этих поправок журналистов все равно не устроила, однако благодаря этому массовому протесту проблема привлекла внимание широкой общественности, в том числе и за пределами Египта.

АБМ удалось повлиять также на результаты референдума. В марте 2007 г. указом президента были вынесены на всеобщий референдум 34 поправки к основному закону страны при одобрении большинством депутатов парламента. «Братья-мусульмане» не смогли наложить вето на законопроект о поправках к конституции (он был принят 315 голосами «за», против выступили 106 депута-тов)39 или хотя бы внести свои изменения в указанные статьи Основного закона страны40. Однако накануне дня референдума

они развернули агитационную кампанию, призывая египтян бойкотировать плебисцит41. Эффект был двояким. С одной стороны, явка на референдум была действительно очень низкой: по оценкам министерства юстиции Египта, она составила 27,1% всех избирателей страны, а согласно данным независимой Египетской организации по защите прав человека и вовсе была около 6-9%42. С другой стороны, согласно египетскому закону о референдуме, он считается состоявшимся при любых показателях явки, поэтому поправки к конституции все-таки были одобрены 75,9% явившихся на референдум граждан43.

Таким образом, «Братьям-мусульманам» не только удается оказывать влияние на процессы внутри Народного собрания, они еще достаточно удачно используют свою работу в качестве законного инструмента нажима на власть. С одной стороны, это поддерживает депутатов в постоянной активности, а депутаты от «Братьев-мусульман» регулярно напоминают своим коллегам о том, что необходимо бороться с важнейшими проблемами в Египте -коррупцией, бедностью и ущемлением прав человека. С другой стороны, не стоит забывать и о том, что зачастую «Братья-мусульмане» борются не за абстрактные права и свободы человека в Египте, а прежде всего за свои собственные, пытаясь таким образом оказать какое-либо противодействие злоупотреблениям со стороны властей и полиции. А в условиях сильного влияния АБМ в Египте и одновременного падения популярности НДП власть вряд ли сможет пойти на риск, уступив требованиям «Братьев» о либерализации системы прав и свобод.

За последние годы Ассоциация «Братья-мусульмане» прошла путь превращения в системную оппозицию. После того как в 1954 г. она была официально запрещена, руководство АБМ вынуждено было выбрать тактику подпольной борьбы с властями. Так продолжалось вплоть до прихода к власти Анвара Садата в начале 1970-х гг., когда отношения власти и исламистских движений заметно потеплели. «Братья-мусульмане» приняли решение отказаться от насильственных методов борьбы и взяли курс на изменение существующей системы «изнутри», посредством реформ. Однако начиная с 1970-х гг., после визита Садата в Иерусалим, характер отношений власти и АБМ изменился на противоположный - начались репрессии в отношении друг друга, которые закончились убийством Анвара Садата в 1981 г. В начале правления Хосни Мубарака «Братья-мусульмане» заявляли о своей прежней приверженности насильственным методам борьбы с властями, однако их активность заметно снизилась ввиду усилившихся разногласий внутри руководства АБМ.

Однако с конца 1980-х гг. «Братья-мусульмане» вновь избрали курс на постепенное смягчение риторики в отношении властей. Это стало возможным во многом благодаря выборам в парламент 1987 г., в результате которых независимые кандидаты от АБМ завоевали 34 места (по сравнению с восемью на предыдущих выборах). Движение даже поддержало кандидатуру Хосни Мубарака на очередных президентских выборах. Кроме того, в 1989 г. «Братья-мусульмане» заявили о своем желании стать легальной оппозицией в Египте44. Однако тогда АБМ, несмотря на свое увеличившееся представительство в НС, по-прежнему оставалась в политической изоляции, а период ее «перемирия» с правительством закончился на волне событий в Алжире в начале 1990-х гг. так же внезапно, как в свое время начался.

В последующие годы вплоть до последних парламентских выборов отношения властей и «Братьев-мусульман» не были ровными, однако АБМ продолжала принимать участие в различных выборах. В том числе ей удалось резко усилить свое влияние внутри профсоюзов. Однако, сосредоточившись в основном на выборах низового уровня, «Братья-мусульмане» практически не уделяли внимание разработке своей генеральной стратегии в меняющихся условиях.

Теперь, когда АБМ после парламентских выборов 2005 г. впервые в истории республиканского Египта удалось преодолеть политическую изоляцию, ее превращение в системную оппозицию становится как никогда ранее актуальной задачей. В новых условиях «Братьям-мусульманам» потребуется и новая тактика. Пока же ее контуры только вырисовываются.

Так, спустя год после парламентских выборов, в январе 2007 г., руководство АБМ вновь заявило о своем намерении стать легальной оппозиционной партией. В предварительном варианте программы партии «Братьев-мусульман», которую стали воспринимать как новую идеологическую платформу этого движения, главными требованиями со времен «Инициативы реформ» 2004 г. остались политическая и конституционная реформы, а также либерализация политической и экономической систем, борьба за права человека в рамках ислама. Таким образом, АБМ в очередной раз фактически заявила о том, что готова отказаться от методов насильственного свержения «немусульманской власти», как об этом было заявлено, например, в ее «Общем уставе» 1982 г.45, и продолжить путь к системной оппозиции внутри существующего строя. Однако тот факт, что окончательный вариант программы будущей партии пока не был официально утвержден бюро по разработке директив Ассоциации «Братья-мусульмане», свидетельствует о том,

что в руководстве АБМ по-прежнему существуют разногласия по поводу того, стоит ли становиться легальной оппозицией или же продолжать бороться с режимом традиционными подпольными методами.

Усилившийся раскол в стане «Братьев-мусульман» стал еще одним следствием преодоления политической изоляции АБМ после последних парламентских выборов и обнародования политической платформы будущей партии. Реформисты настаивают на преобразовании всей АБМ в легальную партию с сохранением также и внепартийной структуры, которая бы продолжала выполнять традиционные социально-экономические функции движения. Сторонники же консервативного лагеря считают, что менять ничего не надо, но если партия все-таки будет создана, то у нее не должно быть четкого статуса внутри АБМ46.

Однако какой бы из лагерей ни одержал в конце концов победу, пока нет оснований говорить о том, что «Братья-мусульмане» могут сойти с пути превращения в системную оппозицию. Следующие выборы в парламент уже не за горами, и задача закрепления на них успеха 2005 г. представляется для АБМ как никогда актуальной.

Примечания

Parliamentary Elections 2005 [Электронный ресурс] // Al-Ahram Weekly. [2005]. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2005/parliamentary_elections.html (дата обращения: 12.11.08).

Согласно Конституции Египта, президент республики является гарантом суверенитета народа, соблюдения Конституции и верховенства закона. Он обязан сохранять национальное единство и осуществлять контроль за разграничением властей с тем, чтобы обеспечить их роль в национальной политике (ст. 73). Что касается законодательной власти, то есть Народного собрания, то оно определяет общую политику государства, генеральный план экономического и социального развития, единый государственный бюджет, а также осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов власти (ст. 86). Примечательно, что в случае если пост президента республики становится вакантным или в случае полной неспособности президента исполнять свои полномочия, их временно осуществляет глава законодательной власти - председатель Народного собрания (ст. 84).

Согласно Закону о чрезвычайном положении 1981 г. власти могут арестовывать подозрительных лиц без специального разрешения отдела криминальных расследований, кроме того, полицейские силы получили практически неограниченное право мониторинга и закрытия неугодных власти СМИ и т. д.: The Emergency Law in Egypt [Электронный ресурс] // FIDH: 155 human rights

1

2

3

organizations throughout the world. [2001]. URL: http://www.fidh.org/ spip.php?article1397 (дата обращения: 12.11.08).

4 Дустур джумхурийя Маср аль-'арабийя (Конституция Арабской Республики Египет) [Электронный ресурс] // Баваб аль-хукума аль-мисрийя (Портал египетского правительства). [2008]. URL: http://www.egypt.gov.eg/arabic/laws/ constitution (дата обращения: 12.11.08).

5 Competences [Электронный ресурс] // Egypt State Information Service. [2008]. URL: http://www.sis.gov.eg/En/Politics/Legislative/PAssembly/Jurisdiction/ 040901020000000001.htm (дата обращения: 12.11.08).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Parliamentary Elections 2005 [Электронный ресурс] // Al-Ahram Weekly On-Line. [2005]. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2005/parliamentary_elections.htm (дата обращения: 12.11.2008).

7 Аль-'Анани Х. Аль-Ихван Аль-Муслимин фи Мыср: шуйхуха тусари' аз-за-ман? («Братья-мусульмане» в Египте: Старость сражается со временем?). Аль-Кахира [Каир]: Мактаб аш-шурук ад-даулийа, 2007. С. 267.

8 Muslim Brotherhood [Электронный ресурс] // MSN Encarta. [2008]. URL: http://encarta.msn.com/encyclopedia_761588380/muslim_brotherhood.html (дата обращения: 12.11.2008).

9 Egypt Opposition Targets Reforms [Электронный ресурс] // The Christian Science Monitor. [2006]. URL: http://www.csmonitor.com/2006/0323/p07s02-wome.html (дата обращения: 12.11.2008).

10 Барнамадж хизб Аль-Ихван Аль-Муслимин: аль-исдар аль-авваль (Программа партии «Братьев-мусульман»: 1-е изд.) // IslamOnline.com. [2008]. URL: http://www.islamonline.net/servlet/Satellite?c=ArticleA_C&cid=1188043864798 &pagename=Zone-Arabic-Daawa%2FDWALayout (дата обращения: 12.11.2008).

11 Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М., 2003. С. 157.

12 Egypt Opposition Targets Reforms...

13 Хамди ва Фарид йастауджибан аль-хукума 'ан фашлиха фи мукафахат инфул-ванза ат-туйур (Хамди и Фарид требуют от властей ответить за провал борьбы с птичьим гриппом) [Электронный ресурс] // Аль-маука' ар-расмий ли-ль-кутля аль-барламанийя ли-ль-Ихван Аль-Муслимин (Официальный сайт парламентского блока «Братья-мусульмане»). [2006]. URL: http://www. nowabikhwan.com/index.aspx?ctrl=press&ID=8330b3ea-29ab-477f-ac24-d841237033c4 (дата обращения: 12.11.2008).

14 Фарид: ли маслахат ман байа' шарикат ад-дава'? (Фарид: в интересах тех, кто продает медицинские предприятия?] [Электронный ресурс] // Аль-маука' ар-расмий ли-ль-кутля аль-барламанийя ли-ль-Ихван Аль-Муслимин (Официальный сайт парламентского блока «Братья-мусульмане»). [2006]. URL: http://www.nowabikhwan.com/index.aspx?ctrl=press&ID=05d991b4-7b60-4419-8f3e-36361cf04aba (дата обращения: 12.11.2008).

15 Summary оf MB Performance in Egyptian Parliament Since 2005 [Электронный ресурс] // The Muslim Brotherhood (Ikhwan) Official English Website. [2006].

URL: http://www.muslimbrotherhood.co.uk/Home.asp?zPage=Systems&System= PressR&Press=Show&Lang=E&ID=4990 (дата обращения: 12.11.2008).

16 Там же.

17 Рады йастанкир манх джа'иза ли филм «'Имарат Йа'кубийян» фи махраджан мунтриал (Рады критикует награждение премией фильма «Дом Якубян» на фестивале в Монреале) [Электронный ресурс] // Аль-маука' ар-расмий ли-ль-кутля аль-барламанийя ли-ль-Ихван Аль-Муслимин (Официальный сайт парламентского блока «Братьев-мусульман»). [2006]. URL: http://www. nowabikhwan.com/index.aspx?ctrl=press&ID = 7bdafdb1-3f9d-4e81-980e-675a4dd36b1b (дата обращения: 12.11.2008).

18 Рады йукаддим истиджвабан дыдда вазиратай аль-и'лам ва ас-сакафа (Рады направляет запрос, направленный против министра по делам СМИ и министра культуры) [Электронный ресурс] // Аль-маука' ар-расмий ли-ль-кутля аль-барламанийя ли-ль-Ихван Аль-Муслимин (Официальный сайт парламентского блока «Братья-мусульмане»). [2006]. URL: http://www. nowabikhwan.com/index.aspx?ctrl=press&ID=dbd340f9-27d7-4992-a6f0-e8656d6ae891 (дата обращения: 12.11.2008).

19 Абу Барака йуталиб би сахб ас-сика мин вазир ас-сакафа (Абу Барака требует лишить полномочий министра культуры) [Электронный ресурс] // Аль-мау-ка' ар-расмий ли-ль-кутля аль-барламанийя ли-ль-Ихван Аль-Муслимин (Официальный сайт парламентского блока «Братья-мусульмане»). [2006]. URL: http://www.nowabikhwan.com/index.aspx?ctrl=press&ID=d34078df-4f24-4dce-825c-26bac5f32e50 (дата обращения: 12.11.2008).

20 MB Parliamentary Bloc Condemn Republishing the Danish Caricatures [Электронный ресурс] // The Muslim Brotherhood (Ikhwan) Official English Website.

[2006]. URL: http://www.ikhwanweb.com/Article.asp?ID=16019&SectionID=0 (дата обращения: 12.11.2008).

21 MB Bloc: Calling for Visiting Jerusalem Is Calling for Normalization [Электронный ресурс] // The Muslim Brotherhood (Ikhwan) Official English Website.

[2007]. URL: http://www.ikhwanweb.com/Article.asp?ID=14242&LevelID= 1&SectionID=111 (дата обращения: 12.11.2008).

22 Там же.

23 MPs Demand Egypt to Withhold Gas Exports to Israel, Export it to Gaza Instead [Электронный ресурс] // The Muslim Brotherhood (Ikhwan) Official English Website. [2008]. URL: http://www.ikhwanweb.com/Article.asp?ID=15749& SectionID=0 (дата обращения: 12.11.2008).

24 Summary оf MB Performance In Egyptian Parliament Since 2005 [Электронный ресурс] // The Muslim Brotherhood (Ikhwan) Official English Website.

25 MB House Bloc OK to Visiting US Congress [Электронный ресурс] // The Muslim Brotherhood (Ikhwan) Official English Website. [2008]. URL: http://www.muslimbrotherhood.co.uk/Home.asp?zPage=Systems&System=Press R&Press=Show&Lang=E&ID=7592 (дата обращения: 12.11.2008).

26 Muslim Brotherhood Statement Reject Bush's Egypt Visit [Электронный ресурс] // The Muslim Brotherhood (Ikhwan) Official English Website. [2008]. URL: http://www.ikhwanweb.com/Article.asp?ID=15325&SectionID=92 (дата обращения: 12.11.2008).

27 Подсчеты проводились автором материала вручную на основе материалов электронного ресурса nowabikhwan.com.

28 Аль-Джанани йактарих така'уд аль-мар'а 'аля синн аль-хамсин (Аль-Джанани предлагает ввести 50-летний пенсионный возраст для женщин) [Электронный ресурс] // Аль-маука' ар-расмий ли-ль-кутля аль-барламанийя ли-ль-Ихван Аль-Муслимин (Официальный сайт парламентского блока «Братья-мусульмане»). [2006]. URL: http://www.nowabikhwan.com/index.aspx?ctrl=press&ID= 5694b91d-c746-4912-8c14-6ceb2e6a7aaa (дата обращения: 12.11.2008).

29 Мувафака 'аля машру' канун Ихваний ли-ль-ильга' аль-хабс аль-ихтийатый (Принятие законопроекта «Братьев-мусульман» об отмене предварительного заключения в тюрьму) [Электронный ресурс] // Аль-маука' ар-расмий ли-ль-кутля аль-барламанийя ли-ль-Ихван Аль-Муслимин (Официальный сайт парламентского блока «Братьев-мусульман»). [2006]. URL: http://www. nowabikhwan.com/index.aspx?ctrl=press&ID=06a183a7-a5ab-4ec7-a67c-0a5c22a77ec9 (дата обращения: 12.11.2008).

30 Аш-Шаркави йукаддим машру' канун ли тайассур ада' фаридат аль-хаджж (Аш-Шаркави представляет законопроект об облегчении исполнения предписания религии о совершении хаджжа) [Электронный ресурс] // Аль-маука' ар-расмий ли-ль-кутля аль-барламанийя ли-ль-Ихван Аль-Муслимин (Официальный сайт парламентского блока «Братья-мусульмане»). [2007]. URL: http://www.nowabikhwan.com/index.aspx?ctrl=press&ID=418102bf-eb67-4974-90c8-12c7d23cfd1c (дата обращения: 12.11.2008).

31 Кутлят Аль-Ихван: аль-хукума аврагат «кадир аль-му'аллимин» мин мадму-нух! (Блок «Братьев-мусульман»: власть лишила «научные кадры» гарантий!) [Электронный ресурс] // Аль-маука' ар-расмий ли-ль-кутля аль-барламанийя ли-ль-Ихван Аль-Муслимин (Официальный сайт парламентского блока «Братья-мусульмане»). [2007]. URL: http://www.nowabikhwan.com/ index.aspx?ctrl=press&ID=4e3595b2-c5e0-4a2c-bfbc-31bba2de3543 (дата обращения: 12.11.2008).

32 Summary оf MB Performance In Egyptian Parliament Since 2005 [Электронный ресурс] // The Muslim Brotherhood (Ikhwan) Official English Website.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Аш-Ша'ир йастауджиб Назыф хауля аркам аль-баталя аль-муфзи'а (Аш-Ша'ир требует Назыфа ответить по поводу устрашающих цифр безработицы) [Электронный ресурс] // Аль-маука' ар-расмий ли-ль-кутля аль-барламанийя ли-ль-Ихван Аль-Муслимин (Официальный сайт парламентского блока «Братья-мусульмане»). [2007]. URL: http://www.nowabikhwan.com/index. aspx?ctrl=press&ID=0473c290-1700-4c7c-b340-4695751f4f7a (дата обращения: 12.11.2008).

34 Там же.

35 Лябан йаттахим Назыф ва 4 вузара би-ль-мутаджара фи та'шират аль-хаджж! (Лябан обвиняет Назыфа и 4 министров в продаже виз для паломничества!) [Электронный ресурс] // Аль-маука' ар-расмий ли-ль-кутля аль-барламанийя ли-ль-Ихван Аль-Муслимин (Официальный сайт парламентского блока «Братьев-мусульман»). [2007]. URL: http://www.nowabikhwan.com/ index.aspx?ctrl=press&ID=982ea0b1-ec31-4738-84c9-e7814c53b16e (дата обращения: 12.11.2008).

36 Аш-шурта такталь салясат мусалляхин фи Сина' (Полицейские убили трех вооруженных людей на Синае) [Электронный ресурс] // BBCArabic.com (Сайт корпорации Би-Би-Си на араб. яз.). [2006]. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/ara-bic/news/newsid_4960000/4960532.stm (дата обращения: 12.11.2008).

37 Там же.

38 Маджлис аш-ша'аб аль-мысрий йульгы 'укубат хабс ас-сухуфийин (Народное собрание Египта отменяет заключение в тюрьму как меру наказания для журналистов) [Электронный ресурс] // CNNarabic.com (Сайт телекомпании Си-Эн-Эн на араб. яз.). [2006]. URL: http://arabic.cnn.com/2006/middle_east/ 7/10/egypt.papers/index.html (дата обращения: 12.11.2008).

39 Brown N. J., Dunne M, Hamzawy A. Egypt's Controversial Constitutional Amendments: a Textual Analysis [Электронный ресурс] // Carnegie Endowment for International Peace. [2007]. URL: http://www.carnegieendowment.org/files/ egypt_constitution_webcommentary.pdf (дата обращения: 12.11.2008). Parliamentary Bloc's Proposed Amendments [Электронный ресурс] // The Muslim Brotherhood (Ikhwan) Official English Website. [2007]. URL: http://www.ikhwanweb.com/Article.asp?ID=2301&SectionID=111 (дата обращения: 27.02.2007).

41 El-Kaissouni A. Egypt's Muslim Brotherhood Calls for Election Boycott [Электронный ресурс] // The Washington Post. [2008]. URL: http://www.washington-post.com/wp-dyn/content/article/2008/04/07/AR2008040700783.html (дата обращения: 12.11.2008).

42 Egypt Passes Constitutional Reforms [Электронный ресурс] // Al Jazeera English. [2007]. URL: http://english.aljazeera.net/NR/exeres/700C3FB0-88B0-4683-80C5-2B3126E8464E.htm (дата обращения: 27.03.2007).

43 Там же.

44 Ражбадинов М.З. Египетское движение «Братьев-мусульман». М., 2004. С. 212.

45 Таммам Х. Тахаввулат Аль-Ихван Аль-Муслимин: тафаккук аль-идиолоджийа ва нихайат ат-танзим (Трансформация внутри «Братьев-мусульман»: идеологическая слабость и организационный конец). Аль-Кахира [Каир], 2006. С. 200.

46 El-Anani Kh. Brotherhood scenarios [Электронный ресурс] // Al-Ahram Weekly. [2007]. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2007/862/op1.htm (дата обращения: 12.11.2008).

40