Научная статья на тему 'Деятельность библиотек на Дону и Северном Кавказе в годы Великой отечественной войны'

Деятельность библиотек на Дону и Северном Кавказе в годы Великой отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКИ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панарина Елена Владимировна

Автор рассматривает процесс перестройки работы библиотек в условиях военного времени, трудности восстановительного периода, отмечает большой вклад библиотечных работников в сохранение культурного потенциала страны и повышение уровня образованности населения тыла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность библиотек на Дону и Северном Кавказе в годы Великой отечественной войны»

М 3 (32), 2009

' Кул ътурная жизн ь Юга России " ^

се с другими общенаучными методами в будущем принесет немало открытий и достижений в области исторического регионоведения.

Литература, источники и примечания

1. Гревс И. М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело (Пг.). 1921. № 1. С. 2-14.

2. Анциферов Н. П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода. Л., 1926; Анциферовы Н. и Т. Жизнь города. Д-* 1927; Анциферов Н. П. Как изучать свой город. М.: Л., 1929; Он же. «Непостижимый город...» СПб., 1991.

3. Миронов П. В. Краснодар: материалы к естественно-историческому и экономическому познанию города. Вып. 1. Краснодар, 1926; Он же. Население Краснодара. Количество. Краснодар, 1926. Большое число неопубликованных исследований П. В. Миро-

нова, посвященных городам Кубани, сосредоточено в Государственном архиве Краснодарского края (Ф. Р-1547. Оп. 1).

4. Бондарь В. В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Опыты исторической урбанистики. Краснодар, 2006.

5. Бондарь В. В. Комплексное историческое исследование российского города: концептуальные принципы // Голос минувшего (Краснодар). 1998. № 1-2. С. 4.

6. Атщферов Н. П. Пути изучения города ... С. 132.

7. Кириченко Е. И.. Щеболева Е. Г Русская провинция. М., 1997. С. 123; Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Кн. 1. Общая характеристика и теоретические проблемы. М., 2001. С. 18.

8. Атщферов Н. П. Пути изучения города ... С. 34.

S. N. KTITOROV. EXCURSION METHOD IN CISCAUCASIAN HISTORICAL URBANISTICS

The article is dedicated to historical tours as a peculiar method of regional studies. The use of this method allows to solve many important questions of historical urban studies.

Key words: Ciscaucasia, historical tours, excursions, urbanistics, urban studies, urban infrastructure, city development.

Е. В. ПАНАРИНА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК НА ДОНУ И СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Автор рассматривает процесс перестройки работы библиотек в условиях военного времени, трудности восстановительного периода, отмечает большой вклад библиотечных работников в сохранение культурного потенциала страны и повышение уровня образованности населения тыла.

Ключевые слова: библиотеки Дона и Северного Кавказа, Великая Отечественная война, военно-патрио-тическое воспитание.

В условиях военного времени библиотеки играли важную роль в сохранении культурного потенциала страны, повышении уровня образованности населения тыла. Основой для осуществления этих задач являлась сложившаяся в довоенный период структура библиотечных учреждений, включавшая городские и районные библиотеки, избы-читальни, библиотеки предприятий и различных организаций. Всего в 1941 году на Северном Кавказе насчитывалось 5220 библиотек [1].

С началом войны в деятельности библиотек возникли серьезные проблемы материального обеспечения. Многие здания и помещения стали использоваться для военных и хозяйственных нужд. Отсутствие электричества и отопления, острая нехватка инвентаря, книг и периодических изданий существенно затрудняли работу большинства действующих библиотек. Ухудшение условий их функционирования было также связано с сокращением квалифицированных кадров.

В этих условиях коллективы библиотек осуществляли перестройку своей работы, направленную на усиление военно-патриотического воспитания советских граждан. В соответствии с приказом Наркомпроса РСФСР от 2 сентября 1941 года библиотеки, избы-читальни, так же как и другие учреждения культуры, должны были обеспечить бесперебойную работу в качестве центров агита-ционно-массовой и культурно-просветительной работы. В условиях войны рекомендовалось использовать различные формы устной и наглядной агитации, выставки, библиотеки-передвижки, книгоноше ство [2].

Наряду с непосредственным обслуживанием читателей коллективы библиотек проводили большое количество общественно-политических мероприятий. С этой целью устраивались книжные выставки, читательские конференции, встречи с популярными писателями. Например, в январе 1942 года работники краснодарской библиотеки им. Пушкина организовали выставку, пос-

^ ^ "Культурная жизнь Юга России "

№ 3 (32), 2009

вященную войне, оформили витрину с вырезками из газет и сообщений Совинформбюро [3].

Серьезной проблемой в деятельности библиотек стало сокращение поступлений художественной литературы. Среди продукции, издаваемой в годы войны, преобладали небольшие по объему пьесы, рассказы, повести, поэмы, стихотворения, связанные, так или иначе, с военной тематикой и опубликованные в газетах и журналах. В такой ситуации библиотеки играли основную роль в сохранении и популяризации литературы общекультурного назначения. Работники библиотек не прекращали выдачу книг читателям даже при непосредственном приближении фронта. Так, в центральной библиотеке Новочеркасска в период немецко-фашистского наступления количество читателей не только не уменьшилось, но и возросло. Если в мае 1941 года библиотека выдавала в среднем 350 книг, то в июле - 400, а в августе -692 [4].

В годы войны сотрудники библиотек широко применяли подвижные методы работы с читателями. Вручную или используя различные подручные средства, они доставляли литературу в места массового пребывания людей (призывные пункты, эвакопункты, общежития, госпитали, полевые станы и т. п.). При этом зачастую библиотекари выполняли предварительные заявки на те или иные произведения, знакомили читателей с новой литературой, организовывали беседы и громкие читки.

После освобождения Дона и Северного Кавказа от фашистской оккупации в военной истории библиотек наступил новый этап, основным содержанием которого стал процесс восстановления их деятельности. В период оккупации и при отступлении фашисты уничтожили в регионе большинство библиотек. Так, в Кабардино-Балкарии были разрушены, разграблены или сожжены вместе с оборудованием и книгами 19 городских и сельских библиотек, 120 изб-читален [5]. Значительный материальный урон этим учреждениям был нанесен фашистскими оккупантами и в других областях и республиках Северного Кавказа.

Центральные и местные органы власти приняли меры по возобновлению работы библиотек в кратчайшие сроки. Так, в августе 1943 года Краснодарский крайком ВКП(б) обязал местные партийные и советские органы в месячный срок восстановить работу изб-читален, библиотек, обеспечив их кадрами и материалами [6]. В результате происходил постепенный рост материальной базы культурно-просветительных учреждений. В Краснодарском крае к началу 1945 года было восстановлено 206 библиотек из 226, 530 изб-читален из 539. Вместе с тем 212 изб-читален продолжали работать в неприспособленных помещениях [7]. В Адыгейской автономной области из 164 колхозных изб-читален и клубов действовали только 53 [8].

Наибольшие трудности в организации работы библиотек были связаны не столько с отсутствием необходимых помещений, сколько с огромными потерями книжного фонда. В большинстве

библиотек Дона и Северного Кавказа в период военных действий и оккупации были уничтожены все или большая часть книг и периодических изданий. Например, в Ростове-на-Дону полностью погибли книжные фонды в семи библиотеках системы народного образования, в остальных значительная часть книг была расхищена [9]. Сохранившиеся книжные фонды библиотек зачастую находились вне всякого контроля, растаскивались населением на топку печей или в личные библиотеки. Широкое распространение получила распродажа расхищенных из библиотек книг в букинистических магазинах и на рынках. Так, в Карачаевске на рынке открыто продавались книги, принадлежавшие до оккупации различным библиотекам города [10].

В связи с этим со стороны местных органов и коллективов библиотек были приняты меры по сбору и реставрации уцелевших книг и журналов. Так, в июне 1943 года Ростовский обком ВКП(б) потребовал немедленно привести в порядок все книжные фонды, собрать книги и обеспечить их хранение. Учащиеся старших классов должны были принять активное участие в сборе книг, находившихся в разрушенных зданиях и во дворах учреждений. Прокуратуре и милиции предписывалось привлекать к ответственности лиц, расхищавших и уничтожавших книжные фонды, как мародеров и воров, посягнувших на народное имущество [11].

Помимо использования местных возможностей большое значение в пополнении книжных фондов библиотек сыграла государственная помощь. При этом часть книг из централизованных фондов была направлена для восстановления библиотек Северного Кавказа. Так, в августе 1943 года центральные издательства выделили библиотекам Краснодарского края 600 тыс. томов политической и художественной литературы [12].

Несмотря на принимаемые меры, восстановление книжного фонда происходило медленно. В Краснодарском крае к началу 1945 года во всех избах-читальнях насчитывалось около 30 000 экз., в среднем на одну избу-читальню приходилось примерно 55 экз. (подсчитано нами. - Е. П.) [13]. В такой тяжелой ситуации недостаток литературы в определенной степени компенсировался активной культурно-просветительной деятельностью. Работники библиотек организовывали читательские конференции и выставки книг, устраивали стенды с вырезками из газет и журналов, проводили лекции, консультации, громкие читки и беседы с читателями.

Использование этих активных форм работы позволило увеличить число читателей. Например, библиотеки системы народного образования Ростова-на-До ну к октябрю 1943 года сумели привлечь 17 700 детей и взрослых, охватить различными мероприятиями 22 000 чел., обслужив при этом семь госпиталей, отделение милиции и ряд домоуправлений [14]. Положительную динамику работы демонстрировала и Северо-Осетинская республиканская библиотека. В 1943 году библиотеку посетило 111 669 чел., а за восемь месяцев

M 3 (32), 2009

жизнь Юга России "

- 15

1944-го - 103 938 чел. Выдача книг в 1943 году составила 91 028 экз., а за восемь месяцев 1944-го

71 997 экз., соответственно газет - 52 207 и 51 818 экз., журналов - 29 446 и 32 072 экз. [15].

Работники районных и сельских библиотек, а также изб-читален осуществляли обслуживание и устраивали различные мероприятия для тружеников сельского хозяйства непосредственно на полевых станах, животноводческих фермах. Так, в марте 1945 года в различных районах Ростовской области было организовано 280 передвижных библиотек, в каждой из которых имелось 100-150 книг. Одновременно с выдачей книг работники библиотек знакомили колхозников с новостями общественной и культурной жизни страны [16].

Таким образом, несмотря на ограниченность материальных и организационных возможностей, коллективы библиотек Дона и Северного Кавказа проводили большую работу по сохранению культурного наследия, распространению знаний, популяризации произведений отечественной и зарубежной литературы. Библиотеки, игравшие существенную роль в военно-патриотическом воспитании населения, способствовали укреплению духовного единства советских людей, ставшего одним из важнейших факторов достижения Победы.

Литература и источники

1. Народное хозяйство РСФСР за 60 лет: стат. ежегодник. М., 1977. С. 320.

2. Максакова Л. В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977. С. 75-76.

3. Большевик. 1942. 11 янв.

4. Молот. 1941. 7 сент.

5. Лики войны: сб. док. по истории Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Нальчик, 1996. С. 201.

6. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 43. Д. 976. Л. 132.

7. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф Р-1561. Оп. 1. Д. 1. Л. 42-45.

8. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 43. Д. 989. Л. 149.

9. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф Р-1817. Оп. 3. Д. 12. Л. 46.

10. Красный Карачай. 1943. 20 окт.

11. Центр документации новейшей истории Ростовской области. Ф. 9. Оп. 1. Д. 376. Л. 19-19 об.

12. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 43. Д. 976. Л. 134-135.

13. ГАКК. Ф. Р-1561. Оп 1. Д. 1. Л. 43-45.

14. ГАРО. Ф. Р-1817. Оп. 3. Д. 12. Л. 46.

15. Социалистическая Осетия. 1944. 21 окт.

16. ГАРО. Ф. Р-3737. Оп. 2. Д. 554. Л. 63.

Е. V. PANARINA. ACTIVITY OF LIBRARIES ON DON AND THE NORTH CAUCASUS DURING THE YEARS OF GREAT PATRIOTIC WAR

This article deals with the process of reorganization of library work in conditions of military period, the difficulties of reconstruction period, the major contribution of library workers to maintenance of cultural potential of the country, the growth of the educational level of home front population.

Key words: Libraries of Don and North Caucasus, The Great patriotic War, military-patriotic upbringing.

H. Б. ЗУБАРЕВА

ТЕОРИЯ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА

СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ

Обращение гуманитарных наук к аппарату математики основывается на его использовании для анализа механистических систем; в то же время подход, предложенный Л. Заде, не нашел должного понимания и осмысления. В данной статье рассматриваются возможности расширения методологического потенциала музыкознания за счет введения в его орбиту нечетких переменных, нечетких высказываний и нечетких алгоритмов.

Ключевые слова: теория нечетких множеств, точные методы исследования, музыкознание.

«Никакое человеческое исследование не может почитаться истинной наукой, если оно не изложено математическими способами выражения» [ Г]. Это высказывание Леонардо да Винчи стало своего рода манифестом применения точных методов во всех областях знания. Искусствоведение не составило исключения, причем по мере приближения к современности число исследований, основанных на математическом базисе, растет, по меньшей мере, в арифметической прогрессии.

Вместе с тем такая практика наряду с очевидными достоинствами имеет и свои недостатки.

Последние глубоко охарактеризовал в одной из своих работ основоположник теории нечетких множеств Л. Заде: «Наступление эпохи вычислительных машин вызвало быстрое расширение сферы использования количественных методов анализа за счет их применения для анализа экономических, урбанистических, социальных, биологических и других систем, в которых основную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.