ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКОВ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Ващекина Ирина Викторовна
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Vaschekina@Mail.ru
В статье рассматривается взаимодействие банковских кредитных организаций с другими субъектами в процессе своей деятельности в существующей структуре коммерческих, производственных, а также социальных связей. Влияние банка как элемента банковской системы на формирование позитивной атмосферы в деловой и общественной жизни многослойно. Ответственный банк может оказывать заметное влияние на партнеров, стимулируя их к проведению социальной политики, предусматривающей решение общих социальных проблем, что в конечном счете дает возможность для взаимодействия уже целой группы предприятий с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями. Автором проведен сравнительный анализ существующих в разных странах принципов корпоративной социальной ответственности, которые сложились на основе особенностей социокультурного развития общества -экономических, географических, исторических, этических, гуманитарных. Эти модели сгруппированы в рамках типовых моделей.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, банковские кредитные организации, типовые модели.
BANKS' FUNCTIONING WITHIN THE FRAMES OF NATIONAL MODELS OF SOCIAL RESPONSIBILITY CONCEPT
Vashchekina, Irina V.
PhD, Assistant Professor, Professor of the Department for Banking of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Vaschekina@Mail.ru
The article deals with interaction of bank and credit organizations and other entities in the process of their functioning in the present structure of commercial, industrial and social links. The impact of bank as a component of the banking system on shaping positive atmosphere in business and public life is multi-sided. A responsible bank can affect partners and motivate them to pursue social policy aimed at resolving social problems, which in the end could
provide an opportunity for the whole group of enterprises to cooperate with local authorities, governmental structures and public organizations. The author compares principles of corporate social responsibility which exist in different countries and based on socio-cultural peculiarities of society development, such as economic, geographic, historic, ethical, humanitarian. These models are grouped within the frames of typical models. Keywords: corporate social responsibility, bank and credit organizations, typical models.
Любое предприятие, функционирующее на определенной территории, интегрированное в экономику региона и использующее ресурсы страны (материальные, природные, человеческие и информационные), в процессе своей деятельности встраивается в сложившуюся структуру коммерческих и производственных, а также социальных связей. Взаимодействуя с другими предприятиями, государственными учреждениями и общественными объединениями, оно включается в сложный процесс самоорганизации, характеризующийся многофакторностью, нелинейным характером развития и наличием обратных связей.
Осознание владельцами и руководством предприятия важности поддержки этих связей во всем их многообразии выражается, как правило, в выстраивании с внешней средой (обществом) стратегии отношений, обеспечивающей для деятельности предприятия максимально благоприятный деловой, политический, экологический и гуманитарный фон.
Можно сказать, что степень вовлеченности предприятий страны (региона) во взаимодействие с общественными организациями является своеобразным индикатором как уровня развития экономики, так и степени зрелости общества. Все вышесказанное справедливо для финансовых организаций, и в первую очередь для банков, поскольку любая крупная компания использует привлеченный капитал, источником которого служат финансовые институты. Банки, таким образом, всегда опосредованно участвуют в процессе их деятельности [4].
Что касается собственно банковской работы, то в разных странах и в разных об-
ществах часто можно заметить явное несоответствие между ее позитивным воздействием на социально-экономическую обстановку и негативным ее восприятием со стороны социума.
Хотя успешно организованная система платежей, предоставление надежного дохода по депозитам и доступное кредитование обеспечивают удовлетворение потребности населения в потреблении разнообразных благ, в сознании многих индивидов и целых социальных групп банки предстают разновидностью паразитических организаций (такая же двойственность восприятия наблюдается в отношении фондовых рынков и страховых компаний). Поэтому перед руководством любого банка стоят задачи не только прямого вложения средств в развитие социальной сферы региона, на территории которого он осуществляет свою деятельность, но и проблема повышения доверия физических лиц к своим услугам и продуктам.
Многие банки успешно решают эту проблему путем тщательно продуманной программы работы с клиентами. На начальном этапе общения с клиентом, особенно с неопытным в финансовом отношении, банковский работник, производящий первичную консультацию, предлагает ему на выбор ограниченное количество наиболее простых банковских продуктов. Впоследствии, по мере приобретения клиентом позитивного опыта использования простых услуг, ему предлагается повысить степень взаимодействия с банком. Со временем консультанты переходят к обсуждению оказания инвестиционных услуг или сложных структурных депозитов.
Разумеется, банк, реализующий такую стратегию в отношении клиентов, должен
располагать широкой продуктовой линейкой, содержащей банковские продукты, структурированные для разных категорий клиентов. Попутно банк обеспечивает выполнение и другой стоящей перед ним задачи: в процессе «выращивания» постоянных клиентов, связанных с банком разносторонними взаимными обязательствами и общими интересами, обкатку и закалку проходят и сотрудники банка, стимулируемые к постоянному повышению своей компетентности в ходе реализации все более усложняющегося взаимодействия с клиентами.
Как правило, тренинги и программы обучения сотрудников в таких банках носят многоступенчатый характер, обеспечивая ознакомление участников с нормами корпоративной культуры, принятыми в банке правилами поведения, внутренней политикой банка, деловыми процедурами. Сотрудникам на каждом уровне прививается способность успешно представить банк клиенту, стремление обеспечить расширение клиентской базы. Таким образом реализуется новый с точки зрения удержания персонала подход к кадровой политике, предоставляющий широкий спектр возможностей карьерного и личностного роста сотрудников.
При общей ограниченности ресурсов взращивание собственного человеческого ресурса, забота о его здоровье и безопасности нередко представляются руководству оптимальной стратегией развития. Однако влияние банка как элемента банковской системы на формирование позитивной атмосферы в деловой и общественной жизни на самом деле куда более многослойно. Неуклонное выполнение своих обязательств перед деловыми партнерами создает не менее позитивный образ банка, чем забота о собственном персонале. При этом ответственный банк может себе позволить оказывать заметное влияние на партнеров (в большей степени, конечно, на заемщиков, чем на вкладчиков), стимулируя их к проведению ответственной социальной политики, например, выдавая
кредиты под проекты, обеспечивающие экологическую ответственность, бережное отношение к природным ресурсам, предусматривающие решение общих социальных проблем, что в конечном счете дает возможность для взаимодействия уже целой группы предприятий с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) - это концепция взаимодействия бизнеса и общества, на основании которой деловые организации стремятся функционировать на пользу общества, принимая на себя ответственность за влияние своей деятельности на все заинтересованные стороны общественной сферы. Действия предприятия в рамках КСО предполагают добровольность и выходят за рамки законодательно определенных правил ведения бизнеса. Практика КСО предполагает принятие предприятием дополнительных мер для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. КСО можно охарактеризовать как стиль ведения бизнеса, при котором компания трансформирует экономические, экологические и социальные риски в возможности.
Существующие в разных странах принципы КСО сложились на основе особенностей социокультурного развития общества - экономических, географических, исторических, этических, гуманитарных. Условно они могут быть сгруппированы в рамках типовых моделей - американской, европейской, латиноамериканской, азиатской (таблица).
Американская модель сформировалась в условиях развитой рыночной экономики либерального типа, заметного разнообразия в законодательстве штатов, успешного опыта мягкого регулирования со стороны органов государственной власти. Она настроена в значительной степени на преодоление трудностей в периоды спада экономики. Ярко выраженное наследие пуританских традиций первых переселенцев задает социокультурный вектор, на-
правленный на благотворительность и гражданскую самоорганизацию, нашедшую отражение в волонтерстве. Бизнес еще со времен освоения новых земель,
В странах Европы роль государства заметно выше, чем в США. Хотя все три инструмента управления корпоративной ответственностью (регулирование, рыночные механизмы, давление гражданского общества) хорошо развиты, внимание к КСО со стороны органов власти постоянно повышается. Эта область взаимодействия бизнеса и общества становится до некоторой степени модной среди политиков (2005 г. был назван в Европе годом КСО), вследствие чего управление КСО приобретает все возрастающий характер.
оформления их в качестве территорий и превращения их в штаты широко и охотно вовлекается в решение местных проблем.
Возникли даже должности на уровне министров по КСО (в Великобритании и во Франции). Относительно высокая роль государства отражена в принятии многими европейскими странами централизованных документов, определяющих национальную политику в отношении КСО. Важная роль в распространении принципов КСО принадлежит главной институции исполнительной власти ЕС - Европейской комиссии. Она имеет в своем составе группу по КСО, обеспечивающую обмен информацией о достижениях разных
Модели корпоративной социальной ответственности
Американская
Европейская
Латиноамериканская
Азиатская
Российская
Модель КСО настроена на преодоление трудностей в периоды спада экономики. Превалирует частная инициатива, благотворительность, во-лонтерство, гражданская самоорганизация. Бизнес самостоятельно, широко и охотно вовлекается в решение местных проблем.
Характерно использование инструментов мягкого регулирования на уровне штатов
Девизом КСО служит построение общества всеобщего благосостояния. Роль государства высока, хотя регулирование, рыночные механизмы, давление гражданского общества также хорошо развиты. Управление КСО со стороны органов власти постоянно повышается, что отражается в принятии национальных и межгосударственных документов.
Возникают правительственные должности на уровне министров по КСО
Взаимопроникновение власти и бизнеса, высокий уровень коррупции, активное действие организованной преступности ослабляют влияние рынков (финансового, товарного и рынка труда) и гражданского общества на социально ответственное поведение компаний. Наблюдаются недостаток прозрачности в процессе ведения бизнеса, отсутствие устойчивых механизмов партнерства между компаниями, властью и местными сообществами, которые носят неформальный, неструктурированный, трудно поддающийся систематизации характер_
Традиции восточных религий и философских концепций играют важную роль в регулировании всех видов общественных взаимодействий, в том числе ответственного поведения работников, бизнесменов, компаний в целом.
Воздействие на КСО государства в Японии и Китае весьма заметно.
Исламская концепция отличается отказом от принципа получения максимальной прибыли и в организации управления под контролем шариатских советов
Ни один из инструментов управления корпоративной ответственности не развит в достаточной степени.
Рынки и гражданское общество не играют определяющей роли в мотивации ответственного поведения российских компаний. Это же касается и государства. Российская модель имеет схожие черты с латиноамериканской.
Самоорганизация общества слаба, уровень общественной обеспокоенности вопросами корпоративной ответственности компаний невысок
стран в этой сфере, согласование проводимых акций и инициатив. Европейская комиссия публикует отчеты и доклады, освещающие политику и практику в сфере КСО в ЕС.
В Великобритании применяется широкий набор инструментов поощряющего и координирующего характера с целью обеспечения высокой вовлеченности бизнеса в решение социально-экономических проблем на благо общества в целом. Залогом успеха продвижения КСО здесь является не только поддержка высокого уровня общественной обеспокоенности ответственностью компаний в обществе, но и изучение проблем и механизмов социально ответственного предпринимательства в образовательных учреждениях (страна занимает лидирующие места в мире по количеству преподаваемых курсов по КСО и устойчивому развитию).
Во Франции сделан упор на законодательную регламентацию: одной из первых эта страна приняла закон об обязательном социальном отчете, закон о пенсионном резервном фонде (согласно которому средства фонда могут инвестироваться только в социально ответственные компании). Именно там получил наибольшее распространение социальный аудит, который позднее перерос в аудит корпоративной ответственности.
В Германии основную регулирующую роль в этой области играют социально-трудовые отношения, построенные на подробной регламентации тарифных соглашений и обеспечивающие высокую вовлеченность работников в процесс управления предприятием и участие их в распределении прибыли компаний. Там также существует традиция не частичного поддержания, а прямого содержания крупными компаниями объектов социальной инфраструктуры.
В государственном регулировании КСО в Европе главным образом применяются косвенные инструменты экономической мотивации, обращающиеся к экономическим интересам компаний, а не прямые
инструменты принуждения, основанные на использовании государством своей власти. Часто это выражается в предоставлении налоговых льгот, концессий и другой деятельности в рамках государственно-частного партнерства, допуске к финансовым ресурсам на преимущественных условиях, вовлечении в разного рода государственные инициативы на добровольной основе, представлении руководства компаний к наградам и почетным званиям.
Нередко государственные органы и сами стремятся показать предприятиям пример социальной ответственности, организуя «зеленые кабинеты», располагая государственные учреждения в экологически чистых и энергоэффективных зданиях.
Во многих развивающихся странах сложилась своеобразная модель, условно называемая латиноамериканской. Католическая традиция некогда способствовала широкому распространению в регионе, давшем название этой модели, корпоративной ответственности в форме спонсирования выдающихся деятелей культуры и важных общественных мероприятий (фестивалей, спортивных соревнований и т. п.).
На фоне борьбы за влияние в этих странах олигархических группировок, высокого уровня коррупции, взаимопроникновения власти и бизнеса, активного действия организованной преступности в этой модели наблюдаются слабое влияние рынков (финансового, товарного и рынка труда) и гражданского общества на социально ответственное поведение компаний, недостаток прозрачности в процессе ведения бизнеса, отсутствие устойчивых механизмов партнерства между компаниями, властью и местными сообществами, которые носят неформальный, неструктурированный, трудно поддающийся систематизации характер. Стоит отметить, что многие черты этой модели в значительной степени проявляют себя не только в Центральной и Южной Америке, но и в других регионах -в некоторых странах Южной и Восточной Европы, развивающихся странах Африки.
Основное отличие азиатской региональной модели - большое значение социокультурной составляющей. Традиции восточных религий и философских концепций играют важную роль в регулировании всех видов общественных взаимодействий, в том числе ответственного поведения работников, бизнесменов, компаний в целом. Высокая роль этики отражается на стиле менеджмента, усвоенном в результате воспитания, обучения и совершенствования.
Японские корпорации выделяются среди прочих как образец своеобразного «со-лидаристского» поведения. Они традиционно сочетают тесное сотрудничество с представителями органов власти и взаимодействие с персоналом, обеспечивающее преференции лояльным сотрудникам, имеющим высокий стаж работы. Такая политика обеспечивает им высокую степень социальной сплоченности на уровне компании и надежность деловых операций на уровне отрасли. Роль государства, которое на протяжении долгого времени принимало активное участие в корпоративном стратегическом планировании, весьма заметна.
Китайская разновидность модели КСО, сохраняя принципиальные отличия, вызванные социалистическим устройством экономики, по мере своего развития все заметнее приближается к японской. В процессе перехода от количественных производственных показателей к качественным вложения в персонал становятся опорой дальнейшего прогресса китайских компаний. Поддержание гармоничного развития предпринимательских структур включает бережное отношение к экологической среде, особенно в сфере экономии ресурсов, снижения вредных выбросов.
Специфика исламской модели состоит в использовании принципов работы исламских финансовых институтов, а также в организации управления. Последняя проявляется в деятельности на предприятиях шариатских советов, функционирующих наряду с традиционными советами дирек-
торов. Шариатский совет несет функцию контроля за соответствием деятельности организации основным религиозным принципам.
Исламские эксперты априори подвергают критике западные модели КСО, поскольку основополагающим принципом и важнейшим критерием успешности предприятий на Западе является их прибыльность, в то время как деятельность в рамках КСО означает направление какой-то части этой прибыли на нужды общества. Исламская концепция, наоборот, строится на убеждениях, что компания должна быть правильной вне зависимости от ее финансовых показателей. Прибыль рассматривается как необходимое для этого условие, но не абсолютизируется. Шариат допускает, что предприниматель работает не с целью максимизации прибыли, а ради достижения конечного счастья в этой и в будущей жизни, в которой он признает свою социальную и моральную ответственность за благополучие других.
В России собственная модель КСО находится в процессе формирования. Ни один из инструментов управления корпоративной ответственностью не развит в достаточной степени. Рынки и гражданское общество пока не играют определяющей роли в мотивации ответственного поведения российских компаний. Это же касается и государства, которое действует в сфере КСО от случая к случаю, периодически проводя кампании по отдельным проектам. Российская модель имеет ряд схожих черт с латиноамериканской. Самоорганизация общества слаба, а уровень общественной обеспокоенности вопросами корпоративной ответственности компаний невысок.
В настоящее время перед российскими банками встает не только задача прямого вложения средств в развитие социальной сферы региона, на территории которого он осуществляет свою деятельность, но и проблема повышения доверия физических лиц к своим услугам и продуктам.
Список литературы
1. Абдюкова Э. И. Депозитная и кредитная политика региональных банков в нестабильных условиях экономической среды 2008-2012 гг. // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 2 (68). - С. 24-29.
2. Алтухова Е. В. Бизнес-планирование в системе управления инвестиционным потенциалом коммерческого банка / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 1 (67). - С. 49-58.
3. Белянчикова Т. В., Наточеева Н. Н. Обеспечение долгосрочной эффективности банковского бизнеса на основе повышения качества банковских продуктов и услуг // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10. - С. 987-991.
4. Ващекина И. В. Взаимодействие банковской системы с общественными организациями: факторы влияния и социальная ответственность / / Научный институт глобальной и региональной экономики (НИГРЭ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. -№ 2 (9). - С. 20-24.
5. Косов М. Е., Ахмадеев Р. Г. Экономическое неравновесие российского предпринимательства / / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 14 (299). -С.33-43.
6. Саргина Л. В. Актуализация экономических воззрений И. Т. Посошкова в современных условиях // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2014. - № 6 (86). - С. 107-115.
References
1. Abdyukova E. I. Depozitnaya i kreditnaya politika regional'nykh bankov v nestabil'nykh usloviyakh ekonomicheskoy sredy 2008-2012 gg. [Deposit and Credit Policy of Regional Banks in Unstable Conditions of Economic Environment 2008-2012]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 2 (68), pp. 24-29. (In Russ.).
2. Altukhova E. V. Biznes-planirovanie v sisteme upravleniya investitsionnym potentsialom kommercheskogo banka [Business-Planning in the System of Managing the Investment Potential of Commercial Bank]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 1 (67), pp. 49-58. (In Russ.).
3. Belyanchikova T. V., Natocheeva N. N. Obespechenie dolgosrochnoy effektivnosti bankovskogo biznesa na osnove povysheniya kachestva bankovskikh produktov i uslug [Providing Long-Term Efficiency of Banking Business on the Basis of Raising Quality of Banking Products and Services]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2014, No. 10, pp. 987-991. (In Russ.).
4. Vashchekina I. V. Vzaimodeystvie bankovskoy sistemy s obshchestvennymi organizatsiyami: faktory vliyaniya i sotsial'naya otvetstvennost' [Interaction of the Banking System with Public Organizations: Factors of Impact and Social Responsibility]. NIGRE. Monthly Journal, 2015, No. 2 (9), pp. 20-24. (In Russ.).
5. Kosov M. E., Akhmadeev R. G. Ekonomicheskoe neravnovesie rossiyskogo predprinimatel'stva [Economic Inequality of Russian Entrepreneurship]. National Interests: Priorities and Security, 2015, No. 14 (299), pp. 33-43. (In Russ.).
6. Sargina L. V. Aktualizatsiya ekonomicheskikh vozzreniy I. T. Pososhkova v sovremennykh usloviyakh [Actualization of Economic Views of I. T. Pososhkov in Modern Conditions]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of the Russian State Trade-Economic University], 2014, No. 6 (86), pp. 107-115. (In Russ.).