Научная статья на тему 'Деятельность азербайджанской диаспоры в республике Казахстан в постсоветский период'

Деятельность азербайджанской диаспоры в республике Казахстан в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДИАСПОРА / ОБЩИНА / МИГРАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ЛОББИЗМ / KAZAKHSTAN / AZERBAIJAN DIASPORA / COMMUNITY / MIGRATION / INSTITUTIONALIZATION / LOBBYING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джафарова Раиса Рашид Гызы

В статье осуществлен анализ организации и деятельности азербайджанской диаспоры в Казахстане. Автор показывает, что общая судьба, объединяющая народы Центральной Азии и Азербайджана, не ограничивается только их тюркской принадлежностью, в современных условиях она определяется также повседневной работой в сфере организации взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AZERBAIJAN DIASPORA''S ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN POST-SOVIET PERIOD

The article presents the analysis of organization and activities of Azerbaijan diaspora in Kazakhstan. The author shows that common destiny that unites the peoples of Central Asia and Azerbaijan is not limited to their Turkic origin but is defined by the daily work in the field of organization of interaction.

Текст научной работы на тему «Деятельность азербайджанской диаспоры в республике Казахстан в постсоветский период»

эволюцию. Думается, что вышеизложенный материал наглядно и убедительно подтверждает данный вывод.

Литература и источники

1. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 32. Д.710. Л.8.

2. РГАНИ. Ф.5. Оп. 36. Д.46. Л.55.

3. Белжеларский Е. Профессия- машинист // Итоги. 2013. - 16 сентября. - С.48.

4. ЦАОДМ. Ф. 635. Оп.17. Д.156. Л.46.

5. Рыбин П.Р. Кино с самого начала. - Смоленск, 1992. - С. 45.

6. Интервью с А. Башлачевым // Контркультура. - 1991. - № 3. - С.3.

7. Троицкий А. Рок в СССР. Неприукрашенная история. - М., 1991. - С.67.

8. Летов Е. Гроб - хроники // Контркультура. - 1991. - № 3. - С. 20.

9. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 90. Д.156. Л.4.

10. Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985 гг. - М.: РОССПЭН, 2001. - С. 555.

11. Горохов А. Панки: взгляд из Москвы // Детектив и политика. - 1990. - Вып.5. - C.12.

ДАВЫДОВ СТАНИСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры философских и социально-гуманитарных дисциплин Московского государственного университета пищевых производств. Россия, Москва. (litfond-pr@yandex.ru)

DAVYDOV, STANISLAV G. - Doctor of History, Professor of Department Philosophy/Social Sciences/Humanities Department. Moscow State University of Food Production. Russia, Moscow.

УДК 94(479.24)

ДЖАФАРОВА РАИСА РАШИД ГЫЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДИАСПОРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: Казахстан, азербайджанская диаспора, община, миграция, институционализация, лоббизм.

В статье осуществлен анализ организации и деятельности азербайджанской диаспоры в Казахстане. Автор показывает, что общая судьба, объединяющая народы Центральной Азии и Азербайджана, не ограничивается только их тюркской принадлежностью, в современных условиях она определяется также повседневной работой в сфере организации взаимодействия.

DZHAFAROVA RAISA RASHID GIZI AZERBAIJAN DIASPORA’S ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN POST-SOVIET PERIOD

Keywords: Kazakhstan, Azerbaijan diaspora, community, migration,

institutionalization, lobbying.

The article presents the analysis of organization and activities of Azerbaijan diaspora in Kazakhstan. The author shows that common destiny that unites the peoples of Central Asia and Azerbaijan is not limited to their Turkic origin but is defined by the daily work in the field of organization of interaction.

Г осударства центрально-азиатского региона и Азербайджан находятся на стратегически выгодном и известном с незапамятных времен «Шелковом пути». Общая судьба, объединяющая народы Центральной Азии и Азербайджана, не ограничивается только их тюркской принадлежностью. Она определяется также тем, что на различных поворотах истории эти регионы нередко находились в составе одного и того же государства. Вначале в составе империи Ахеменидов, потом - империи Александра Македонского, Халифата, государств Сельджукидов, Тимуридов. Позднее они оказались под властью имперской и, наконец, в составе Советской России.

Хочется особо отметить один немаловажный факт: и по древности своей государственности, и по глубине своих культурных корней народы Центральной Азии и Азербайджана не уступали, а зачастую были значительно древнее тех государств, под гнетом которых они находились.

С распадом СССР и окончанием «холодной войны» на политической карте мира появились новые независимые государства. Центральная Азия, характеризуемая как регион, где появились первые признаки распада, была одной из самых горячих точек в ходе событий конца 1980-х гг. После распада Советского Союза здесь появились независимые государства [1, с. 3]. Новые государства (за исключением ираноязычного Таджикистана) - Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Туркменистан - являются тюркскими республиками. Причем Казахстан по своей территории - самое большое государство центрально-азиатского региона.

Установление более тесных связей наших народов приходится на тот период, когда обе республики находились в составе СССР. В результате советских репрессий 1920-1930 годов, переселенческой политики 1940-1950-х годов тысячи азербайджанцев расселились в Республике Казахстан.

Особое значение для двух народов имела политика коллективизации. В ее рамках, 27 декабря 1929 года И. Сталин объявил о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». С сентября 1931 года начался новый этап ликвидации кулаческих хозяйств. Под видом «кулаков» тысячи азербайджанцев

были высланы в Казахстан. Около 120 тысяч азербайджанцев расселились в Джамбульской, Чимкентской, Алма-Ататинской областях [2, с. 178]. Еще одна волна азербайджанцев пришла в Казахстан в связи с последующими репрессиями свободомыслящих представителей просвещения, национальной интеллигенции, продолжавшимися до конца 1940-х - начала 50-х годов. Своего пика они достигли в 1937-1938 годах.

Сотни азербайджанцев, ставшие жертвой политики репрессий, были высланы в Казахстан. Но немало их оказалось там же и в рамках кампании освоения целины. Решениями Пленумов ЦК КПСС (сентябрь 1953 года, февраль-март 1965 года) было предусмотрено поднятые и массовое использование целинных и залежных земель. В результате выполнения этих решений, тысячи азербайджанцев были переселены в Казахстан. И только незначительная их часть вернулась на родину. По официальным данным, на рубеже 50-60-х годов в Казахстан перебирается 15 000 жителей из Азербайджана. Не случайно, общенациональный лидер Г.Алиев на встрече с азербайджанцами во время своего визита в Казахстан говорил: «Вы много пережили, потеряли самых близких людей, на вашу долю выпали страшные испытания. Но из этого ада вы вышли с честью и мужественно» [3, с. 109].

Накануне распада СССР, в период 30 сентября - 2 октября 1991 года состоялся официальный визит делегации Азербайджанской Республики в Республику Казахстан. Цель визита состояла в обеспечении дальнейшего развития сотрудничества и добрососедских отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан. Итогом визита стало подписание 1 октября 1991 года договора «О дружбе, сотрудничестве и добрососедских отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстана» [4, с. 82]. Этот договор стал документом, регулировавшим казахско-азербайджанские отношения в течение довольно длительного периода, вплоть до тех новых соглашений, которые были подписаны уже во время официального визита Н. Назарбаева в Азербайджан в сентябре 1996 года.

18 октября 1991 года, с провозглашением Конституционного Акта о восстановлении Государственной Независимости Азербайджана, азербайджанский народ второй раз в ХХ веке приобрел свою независимость. Это событие, в свою очередь, создало условия для внесения в повестку дня вопроса об азербайджанской диаспоре. 16 декабря 1991 года, по инициативе Г.Алиева, решением Верховного Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики каждый год 31 декабря стал отмечаться как день солидарности азербайджанцев мира [5, с. 19]. Принятие такого решения стало первым шагом в государственном признании факта существования в мире широкой азербайджанской диаспоры.

21 декабря 1991 года Казахстаном было осуществлено признание независимости Азербайджана, а 27 августа 1992 года между двумя государствами были установлены постоянные дипломатические отношения. В

1993 году в Казахстане начало свою деятельность посольство Азербайджана. Однако несмотря на все эти шаги, взаимоотношения между двумя странами осуществлялись, в основном, на уровне встреч на Высших Форумах глав тюркских государств, в рамках встреч государственных и правительственных делегаций.

В 1993-1995 годы Президент Азербайджанской Республики Г.Алиев неоднократно проводил с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым плодотворные двусторонние встречи во время работы различных международных и региональных организаций, а также на мероприятиях, проводимых по тюркской линии. В результате этих встреч, а также усилий глав государств, в 1996 году взаимоотношения наших стран перешли на новый уровень. Это создало необходимые предпосылки для самоорганизации азербайджанской диаспоры в Казахстане.

В данной связи, заметим, что если формальная история формирования азербайджанской диаспоры началась не менее 2500 лет тому назад (имеется в виду история расселения азербайджанцев в различных регионах мира по разным причинам), то в юридическом смысле и политическом понимании история азербайджанской диаспоры берет свое начало в основном с середины ХХ века. К сожалению, в последние два века азербайджанский народ не имел собственной государственности. Не считая 23 месячного существования независимой АДР, он находился в составе Российской империи.

В результате политики «разделяй и властвуй», проводившейся в царской

и, особенно, советской империи, азербайджанцы были расселены в различных странах, в том числе и на территории Казахстана. Именно за последние два века азербайджанская диаспора сформировалась в сильную диаспоральную организацию. Диаспору, которая активно отстаивает интересы своего народа и государства во всем мире.

Азербайджанская община в Казахстане является значительным этносом в демографическом составе этого государства. Причем, азербайджанская община Казахстана представляет собой наиболее оседлую и менее склонную к миграции структуру: «За исключением казаков и русских, составляющих большинство населения республики, пятая по численности после немецкой, узбекской, татарской и белорусской общин, азербайджанская община расселена во всех 19 областях Казахстана» [6, с. 5].

Одной из первых азербайджанских организаций в Казахстане, является культурный центр «Туран». Культурный центр «Туран», зарегистрированный в Министерстве Юстиции Казахстана, начал свою деятельность еще в 1977 году. Под руководством этого центра был учрежден городской культурный центр «Озан». Вслед за этим процесс был продолжен и в других областях страны.

В Республике Казахстан процессы самоорганизации азербайджанцев существенно активизировались. Здесь начала работу Ассамблея народов Казахстана, объединяющая национально-культурные центры Республики Казахстан. Председателем этой Ассамблеи является Президент Республики

Казахстан Нурсултан Назарбаев. Затрагивая тему национально-культурного самоопределения азербайджанцев, проживающих в Казахстане, нужно особо отметить, что, начиная с 1990-х годов, в республике оформились и начали действовать следующие азербайджанские культурные центры. Азербайджанский культурный центр «Гобустан» был образован в мае 1998 года. Этот центр на добровольных началах объединил всех азербайджанцев, проживающих на территории Алмаатинской области, создал условия для сохранения и развития языка, культуры, изучения истории азербайджанского народа. Наряду с ним, действовали: в Актюбинской области - «Бирлик»; в городе Астана - «Хазар»; в Карагандинской области - «Каспий»; в Павлодарской области - «Ватан» и т.д. Азербайджанский культурный центр «Насими» был образован в селе Йени уол Гууского района Джамбульской области. В целях объединения и координации мероприятий азербайджанских культурных центров, в 1992 году на съезде в Алма-Ате была учреждена Ассоциация азербайджанцев Казахстана. (Председатель Ассоциации Абульфаз Хамедов) [7, с. 283].

Заметим, что одна из главных задач, которую решают азербайджанские национальные центры, состоит в расширение сферы использование родного языка. К сожалению, он был, в значительный степени, утрачен в 50-е - 80-е годы ХХ века. И ныне многие азербайджанцы в Казахстане говорят на языке, который отличается от литературного азербайджанского языка.

Аналогом культурного центра «Туран», ведущего активную деятельность по различным направлениям в целях объединения тюркских народов, проведения культурных мероприятий, развития двухсторонних отношений Казахстана и Азербайджана, является Конгресс азербайджанских общественнокультурных обществ, функционирующих в Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Конгресс осуществляет полезную миссию, проводит широкомасштабную деятельность. Органом конгресса является газета «Ватан». Газета выходит на азербайджанском, казахском и русском языках. В Казахстане также издается газета «Туран-экспресс».

В городе Астана действует Союз культурных центров азербайджанцев Казахстана. Данный Союз, будучи крупной структурой, действует в качестве координационного центра. В нем объединены 12 диаспорных организаций.

23 мая 2001 года Общенациональный лидер Г. Алиев издал Указ о проведении I съезда азербайджанцев мира, в котором подчеркнул необходимость дальнейшего укрепления связей соотечественников, проживающих в различных странах мира, с независимой Азербайджанской Республикой. Целью съезда являлось обеспечение единства и солидарности между ними, а также совместное обсуждение вопросов, связанных с усилением и координацией азербайджанских общин, обществ и объединений [7, с. 3].

Это историческое событие стало новым этапом в самоорганизации азербайджанской диаспоры в республиках Центральной Азии. Именно на этом съезде наиболее актуальной стала идея учреждения специального

государственного органа по работе с азербайджанцами, проживающими в зарубежных странах. С тех пор Государственный комитет по работе с азербайджанцами, проживающими в зарубежных странах, проводит постоянные встречи с азербайджанскими организациями, действующими за рубежом, в том числе, в республиках Центральной Азии, проводит беседы с представителями диаспор и оказывает им помощь для повышения эффективности их работы. С 2008 года эта структура стала именоваться Государственным Комитетом по работе с диаспорами.

Президент Азербайджанской Республики господин Ильхам Алиев, успешно продолжая политический курс, намеченный еще Г. Алиевым, осуществляет значительную работу по реализации на качественно новом уровне работы по строительству диаспоры. Господин Президент в своем выступлении 16 марта 2006 года в Баку на II съезде азербайджанцев мира, обращаясь к представителям азербайджанской диаспоры, призвал их к активному участию в общественно-политической жизни в странах проживания. Вместе с тем, им было рекомендовано укреплять связи с диаспорными организациями других народов, доводить до сознания мировой общественности главные проблемы народа, прежде всего, связанные с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом.

На этом съезде участвовали также представители азербайджанской диаспоры в Казахстане. Если обратить внимание на их последовательную деятельность в регионе, то не трудно увидеть проведенные ими важные и плодотворные мероприятия.

Азербайджанская диаспора в Казахстане, главным образом, занимается культурной и общественной деятельностью. При этом она учитывает, что многие наши соотечественники, работающие в сферах права, экономики, общественной деятельности, науки и в других областях, заметно продвинулись по служебной лестнице, заняв престижные должности. В качестве примера можно привести тот факт, что из среды азербайджанской диаспоры вышли пятеро областных, три городских депутата, а также мэр города Чу (Низами Мамедов). Успешная деятельность азербайджанской диаспоры в Республике Казахстан обусловлена, с одной стороны, заботой и вниманием нашего государства, здоровой средой в республике Азербайджан, с другой - условиями их жизни в Казахстане, где граждане не испытывают проблем на национальной, религиозной, расовой почве. В этой стране для продвижения по служебной лестнице важным является не национальность людей, а их способности и трудолюбие.

Многие знают о том, что по сей день на постсоветском пространстве, в особенности в России, имеют место случаи столкновения на межнациональной почве с участием представителей различных национальных групп. Однако Казахстан в этом отношении является позитивным примером для многих бывших советских республик. В настоящее время в городах Астана, Алма-Ата, Талдыкурган действуют воскресные школы на азербайджанском языке. В

Туркменистанском Университете имени Ходжа Ахмед Ясави каждый год для азербайджанцев выделяется 10 мест.

21 июня 2013 года в городе Баку было проведено знаковое мероприятие -I Форум руководителей диаспорных организаций стран членов Совета сотрудничества тюркоязычных государств. На форуме активное участие принимала и делегация из Республики Казахстан. Итогом Форума стало принятие Бакинской Декларации, состоящей из 9 пунктов. Основное содержание этой декларации определяет единая стратегия диаспорных организаций на предстоящие годы и связанные с нею эффективные пути осуществления этой стратегии. Полагаем, что эта стратегия станет новым вкладом в деятельность азербайджанской диаспоры в Казахстане.

В наше время понятие диаспора становится важнейшим элементом международных отношений. Соответственно, реалии глобализирующегося мира ставят перед Азербайджаном новые задачи в области строительства диаспоры. Интенсивные интеграционные процессы, нарастающая роль диаспорных и лоббистских организаций в сфере международной политики делают исторической неизбежностью проявления более широкомасштабной деятельности в этой сфере.

Литература и источники

1. Msrkszi Asiyada müstsqil türk dövlstlsrimn yaranmasi vs Türkiys ils qar§iliqli slaqslsri. N.Msmmsdov B., 2003, s. 3.

2. Siyasi tarix. B., 1995, s. 178.

3. Azsrbaycan Diasporu, V.Arzumanli. B., 2001 s. 109.

4. Azsrbaycan türk dövlstlsri ils slaqslsr sisteminds. Ruintsn Sevinc. B., 2005. s. 82.

5. Azsrbaycan Diasporu: böyük yolun ba§langici. B., 2006, s. 19.

6. Zaman qszeti. B., 1998, 3.11, s. 5.

7. Azsrbaycan Diasporu. B., 2012, s. 283.

8. Türk §urasi Türkdilli Diaspor birgs fsaliyyst strategiyasi. B., 2013, s. 10.

ДЖАФАРОВА РАИСА РАШИД ГЫЗЫ - научный сотрудник Института истории им. А.А. Бакиханова Национальной Академии Наук Азербайджана. Республика Азербайджан, Баку (cafarova.r@ mail.ru)

DZHAFAROVA RAISA RASHID GIZI - sinse woker, The History of the Caucasus department of the Institute of History A.A. Bakikhanov National Academy of Sciences. Azerbaijan, Baku.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.