Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / СУБЪЕКТЫ КОМИССИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирпичев Александр Игоревич

В статье рассматривается процесс становления деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, раскрывается их цель, основные задачи по противодействию терроризму и предлагается уточнение их прав в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кирпичев Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTITERRORIST COMMISSION IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the essence and formation of activities of the antiterrorist Commissions(ATC) in the subjects of the Russian Federation, where their purpose is disclosed, the main tasks in the subjects of the Russian Federation in countering terrorism, and their composition is considered to supplement the rights of the ATC in the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 316.485(470)

Деятельность Антитеррористической

комиссии в субъекте Российской Федерации

Александр КИРПИЧЕВ

Большое влияние на развитие ситуации в Российской Федерации оказывает вооружённый конфликт в Сирийской Арабской Республике (САР), где после разгрома опорных пунктов ИГИЛ * члены международных террористических организаций стремятся переместить деятельность на территории других государств, в том числе и России.

В обзоре «За границами халифата: иностранные бойцы и угроза от вернувшихся», опубликованном издательством Reuters (октябрь 2017 г.), на территорию САР въехали 3417 россиян, из которых вернулись только 400. Возвращение такой категории граждан может существенно повлиять на развитие угроз безопасности в субъектах Федерации [1].

На совместном заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) и Федерального оперативного штаба (ФОШ), состоявшемся 12 декабря 2017 г., председатель НАК А. В. Бортников сообщил, что в 2017 г.:

- на стадии приготовления было предотвращено 61 преступление террористической направленности;

- пресечена деятельность 56 законспирированных террористических ячеек;

КИРПИЧЕВ Александр Игоревич - независимый эксперт. E-mail: AIKirpichev@yandex.ru Ключевые слова: Антитеррористическая комиссия, субъекты комиссии, Национальный антитеррористический комитет.

* Деятельность ИГИЛ на территории Российской Федерации законодательно запрещена. 1 Numbers // Beyond the halifate: Foreign fighters and the treat of returnees/ The Soufan center. October. 2017. Р. 10 // URL: http://thesoufancenter.org/wp-content/uploads/2017/10/Beyond-the-Caliphate-Foreign-Fighters-and-the-Threat-of-Returnees-TSC-Report-Qctober-2017.pdf

- задержано 1018, нейтрализовано 78 бандитов и их пособников;

- удалось не допустить проникновения на территорию страны более 17,5 тыс. иностранцев, подозреваемых в причастности к террористической деятельности;

- предотвратить выезд за рубеж для участия в боевых действиях на стороне террористов более 80 лиц;

- склонить более 650 граждан к отказу от совершения преступлений;

- пресечь функционирование 2 тыс. и ограничить доступ к 1,5 тыс. террористических и экстремистских ресурсов в сети Интернет [2].

Большому количеству предотвращённых попыток совершения преступлений террористической направленности, а также сохранению стабильности на территории России способствует сформированная годами практика реализации в регионах страны профилактических мероприятий субъектами противодействия терроризму, координация деятельности которых осуществляется совещательными, коллегиальными органами. Неслучайно приоритет мер профилактики (предупреждения) терроризма закреплён в ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [3].

Этап формирования коллегиальных органов по противодействию терроризму

Формированию антитеррористических комиссий (АТК) в субъектах Российской Федерации предшествовало создание органов, координирующих противодействие терроризму на территории субъектов Федерации, ещё в 1997 г. Так, правительство страны рекомендовало руководителям органов исполнительной власти субъектов создать межведомственные антитеррористические комиссии (МАК), при этом задачи и состав таких коллегиальных органов, вопросы организации их деятельности и статус решений

в постановлении не был раскрыт. Кроме того, координация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом была отнесена к основным задачам самой МАК [4].

Проблема в распределении полномочий между Федеральным центром и субъектами, а также рекомендательный характер нормы в части создания комиссий привели к тому,

2 В Москве прошло совместное заседание Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба // URL: http://nac.gov.ru/nak-prinimaet-resheniya/ v-moskve-proshlo-sovmestnoe-zasedanie-nacionalnogo-2.html

3 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // URL: https://rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html

4 Постановление Правительства РФ от 16 января 1997 г. .№ 45 «О создании Межведомственной антитеррористической комиссии Российской Федерации». Пункт 3 // URL: http://base.garant. ru/1328035/

что, во-первых, МАК были созданы не во всех субъектах страны, во-вторых, там, где они были созданы, отсутствовал единый подход в их деятельности, а в-третьих, сведения о конкретных результатах их деятельности фактически отсутствуют.

Со вступлением в силу Федерального закона «О борьбе с терроризмом» правительством страны было издано постановление о Федеральной антитеррористической комиссии (ФАК), в котором определены полномочия ФАК, а руководителям органов исполнительной власти субъектов рекомендовано создать (до 1 сентября 1999 г.) региональные антитеррористические комиссии (РАК) [5].

Несмотря на то что принятый федеральный закон носил узкую направленность и был нацелен на борьбу с существующей террористической угрозой и не предписывал обязательность создания антитеррористических комиссий, а само постановление вновь носило рекомендательный характер, впервые на законодательном уровне было установлено разграничение в деятельности по борьбе с терроризмом, выполняемой федеральными и региональными органами.

Такое разделение вполне правомерно, поскольку для каждого региона, наряду с факторами, указанными в Концепции по противодействию терроризму в Российской Федерации [6] и создающими пред-

посылки для возникновения и распространения терроризма, существуют элементы обстановки, определяющие характер и приоритет принимаемых субъектами Федерации антитеррористических мер.

Примером деятельности РАК может служить опыт Костромской области, где по инициативе комиссии были приняты постановления главы администрации области «О мерах по обеспечению безопасности и защиты населения Костромской области от терроризма» от 23 сентября 1999 г. № 418 и «О защитных мерах противодействия террористическим актам и привлечении к их реализации населения Костромской области» от 29 ноября 1999 г. № 516, в соответствии с которыми сформирован и выполнен график проверки восьми объектов региона, имеющих наиболее важное значение.

В августе 2000 г. всем главам местного самоуправления области была подготовлена и направлена памятка «О неотложных мерах по обеспечению безопасности населения и усилению охраны критически важных объектов жизнеобеспечения».

В течение 2000-2001 гг. РАК Костромской области совместно с органами исполнительной власти проводились проверки потенциально опасных объектов, мест с массовым пребыванием граждан, принимались меры по устранению выявленных недостатков [7].

Несмотря на положительный сдвиг в борьбе с терроризмом в регионах, законодательно по-прежнему не были определены задачи, субъекты и их полномочия в составе РАК, а реализуемые ими мероприятия скорее сводились к координации

5 Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1302 «О Федеральной антитеррористической комиссии». Пункт 5 // URL: http://base.garant.ru/185322/

6 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) // URL: https://rg.ru/2009/10/20/zakon-dok.html

7 Слюняев И. Н. Антитеррористические комиссии: организационно-правовые аспекты противодействия терроризму на региональном уровне // Право и безопасность. 2009. № 2. Июнь.

деятельности специальных служб и органов исполнительной власти по пресечению уже существующей террористической угрозы.

Свидетельством проблем в деятельности региональных антитеррористических комиссий по организации работы, носившей в основном реагирующий характер, послужил совершённый 1-3 сентября 2004 г. в Беслане террористический акт, после чего была пересмотрена организация противодействия террориз-

му, основанная на мерах предупреждения.

В Указе Президента РФ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» правительству Российской Федерации было поручено представить предложения по созданию эффективной системы государственного управления в кризисных ситуациях, предусмотрев выработку адекватных мер по предупреждению и предотвращению терроризма в любой форме [8].

Организационно-правовые основы деятельности антитеррористических комиссий

Через два года в России было завершено формирование общегосударственной системы противодействия терроризму, основой которой стал Федеральный закон «О противодействии терроризму», установивший основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма, а также закрепивший понятийный аппарат и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму [3].

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму», изданного

в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму и создания механизма реализации федерального закона, был образован Национальный антитеррористический комитет, а координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений возложена на образованные в субъектах антитеррористические комиссии. Данным указом закреплён их состав по должностям, т. е. впервые определены субъекты коллегиального органа и их правовой статус [9].

8 Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» // URL: https://rg.ru/2004/09/16/ terrorizm-ukaz.html

9 Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // URL: https://rg.ru/2006/02/17/antiterror-doc-dok.html

В состав АТК в субъекте страны по должностям включены: высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации (председатель комиссии), начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя комиссии), представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации (по согласованию), начальник территориального органа МВД России, начальник Главного управления МЧС России по субъекту Федерации, начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Федерации.

Для определения деятельности АТК в субъектах аппаратом НАК разработаны Положение [10] и Регламент [11] АТК.

В указанных нормативных актах были впервые закреплены цели и задачи комиссии, конкретизированы субъекты АТК.

Согласно принятым нормативным актам:

- председатель комиссии - высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации;

- заместитель председателя комиссии - начальник территориального органа ФСБ России;

- аппарат комиссии - структурное подразделение органа исполнительной власти субъекта Рос-

сийской Федерации, определённое или созданное вновь председателем АТК в пределах своей компетенции для организационного и материально-технического обеспечения деятельности комиссии;

- руководитель аппарата комиссии - должностное лицо, ответственное за организацию работы аппарата комиссии, назначаемое на соответствующую должность и освобождаемое от неё высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Руководитель аппарата комиссии подчиняется непосредственно председателю комиссии;

- члены комиссии - наряду с должностными лицами, определёнными в указе. Председателю АТК делегировано право включать в состав комиссии иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами.

В связи со значительными изменениями с 2006 г. в нормативном регулировании в области противодействия терроризму деятельность комиссий в настоящее время осуществляется в соответствии с Положением [12] и Регламентом [13] об АТК в субъекте Российской Федерации, утверждёнными в 2016 г.

10 Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. председателем Национального антитеррористического комитета 7 июля 2006 г.) // URL: http:// base.garant.ru/1356580/

11 Регламент Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. председателем Национального антитеррористического комитета 7 июля 2006 г.) // URL: http://base. garant.ru/1356581/

12 Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. председателем Национального антитеррористического комитета 17 июня 2016 г.) // URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/inye-pravovye-akty/polozhenie-ob-antiterroristicheskoy-komissii.html

13 Регламент Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. председателем Национального антитеррористического комитета 17 июня 2016 г.) // URL: http:// nac.gov.ru/zakonodatelstvo/inye-pravovye-akty/reglament-antiterroristicheskoy-komissii-v.html

Деятельность аппарата комиссии с 2017 г. регламентирована в соответствие с Типовым положением об аппарате комиссии [14].

Основной формой деятельности комиссии является заседание, на котором принимаются решения по вопросам реализации государственной политики в области противодействия терроризму на территории субъекта Федерации. В целях принятия оптимальных решений информационно-аналитическое обеспечение деятельности комиссии осуществляют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Федерации, представители которых входят в состав комиссии.

С 2006 г. сложились определённые формы заседаний.

Так, заседания проводятся как самостоятельно, так и совместно с Оперативным штабом (ОШ) в субъекте Федерации. Отмечены случаи проведения заседаний совместно с координационными советами по профилактике правонарушений при высших должностных лицах субъектов.

В последние годы стали активно практиковаться выездные заседания, когда председатель и члены АТК выезжают в муниципальные образования, обстановка в которых имеет тенденцию к осложнению, что позволяет своевременно предотвращать негативные процессы путём принятия наиболее выверенных решений.

В настоящее время проходят согласования по законодательному закреплению деятельности АТК в муниципальных образованиях.

Стоит отметить, что решения комиссии обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами страны.

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 130-Ф3 [15] Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [16] был дополнен ст. 19.5.1 «Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму».

Таким образом, на федеральном уровне была закреплена ответственность за неисполнение решений Национального антитеррористического комитета, принятого в пределах его компетенции, в виде наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц - от трёхсот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В развитие изменений, внесённых в Кодекс об административных

14 Типовое положение об аппарате Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. председателем Национального антитеррористического комитета 16 октября 2017 г.) // URL: http://atk26.ru/svedeniya-ob-atk/tip-pologenie

15 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 130-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: https://rg.ru/2014/05/07/izm-zakakty-dok.html

16 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 27 ноября 2017 г.) // URL: http://base.garant.ru/12125267/

правонарушениях Российской Федерации, в настоящее время завершается работа по закреплению в законодательстве об административных правонарушениях субъектов Федерации ответственности за неисполнение или нарушение решений комиссий, а руководители и сотрудники аппаратов комиссий наделяются правами по составлению протоколов об административных правонарушениях по соответствующим составам.

Примером использования механизма принуждения в деятельности АТК в субъекте страны было следующее:

- 26 апреля 2017 г. за неисполнение решения совместного заседания АТК в Белгородской области и ОШ в Белгородской области руководитель ООО «Предприятие «Управляющая компания» признан виновным, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. руб.;

- 21 июня 2017 г. за неисполнение решения региональной комиссии секретарь АТК в Урупском районе Карачаево-Черкесской Республики признан виновным в совершении административного правонарушения, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. руб.

Исходя из того, что Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации [6] определена цель - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма, можно предположить, что основной целью в деятельности комиссий является создание таких условий на территории субъекта Российской Федерации в области антитеррористической защищённости различных категорий объектов, при которых совершение террористического акта становится практически невозможным,, а также форми-

рования у населения устойчивого неприятия терроризма, его проявлений и пропаганды.

Вместе с тем, согласно Положению об АТК, целью образования комиссии в субъекте Российской Федерации является координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. Для достижения указанной цели в современных условиях комиссиями решаются следующие основные задачи:

- проведение мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов в субъекте Федерации, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму, и подготовка предложений НАК по формированию государственной политики и совершенствованию нормативного правового регулирования в области профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

- осуществление координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

- реализация информационного сопровождения деятельности по профилактике терроризма в субъекте, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Комиссия для решения возложенных на неё задач наделена правами, среди которых право:

- принятия решения по вопросам, отнесённым к её компетенции;

- создания рабочих органов для изучения вопросов, касающихся профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

- организации контроля исполнения принятых решений территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления, антитеррористическими комиссиями в муниципальных образованиях, общественными объединениями и организациями.

Субъекты АТК также наделены рядом прав и полномочий в рамках деятельности комиссии.

Так, председатель комиссии организует работу комиссии, ведёт заседания; подписывает протоколы заседаний комиссии, осуществляет от её имени взаимодействие с субъектами противодействия терроризму, принимает решение об установлении, изменении или отмене повышенного («синего») и высокого («жёлтого») уровней террористической опасности, а также вносит представление председателю Национального антитеррористического комитета об установлении, изменении или отмене критического («красного») уровня террористической опасности на территории (отдельных участках территории) субъекта Российской Федерации (объектах, находящихся на территории субъекта Федерации) в соответствии с порядком, утверждённым Указом Президента России от 14 июня 2012 г. № 851 [17].

Заместитель председателя комиссии по решению председателя комиссии замещает председателя комиссии в его отсутствие.

Аппарат комиссии обеспечивает:

- подготовку и принятие решений комиссии;

- реализацию функций комиссии по мониторингу политических, социально-экономических и иных процессов в субъекте Федерации, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму;

- подготовку предложений НАК по формированию государственной политики и совершенствованию нормативного правового регулирования в области профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

- реализацию функций комиссии по координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

- реализацию функций комиссии по информационному сопровождению деятельности по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

- реализацию полномочий председателя комиссии по установлению, изменению или отмене уровней террористической опасности.

Руководитель аппарата комиссии:

- организует работу аппарата комиссии;

- обеспечивает взаимодействие комиссии с аппаратом НАК, аппаратами ОШ в субъекте Российской Федерации и в морском районе (бассейне) аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, аппаратами АТК в субъектах Федерации, АТК в муниципальных образованиях субъ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 51 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» // URL: http://base.garant. ru/70189916/

екта Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта, органами местного самоуправления, организациями (в том числе средствами массовой информации) и общественными объединениями.

Члены комиссии:

- организуют подготовку вопросов, выносимых на рассмотрение комиссии в соответствии с решениями комиссии, председателя комиссии или по предложениям членов комиссии, утверждённым протокольным решением;

- организуют в рамках своих должностных полномочий выполнение решений комиссии;

- выполняют требования правовых актов, регламентирующих деятельность комиссии;

- определяют в пределах компетенции в органе, представителем которого они являются, должностное лицо или подразделение, ответственное

за организацию взаимодействия указанного органа с комиссией и её аппаратом.

Таким образом, в настоящее время наряду с координацией деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления комиссиями фактически осуществляется организация деятельности по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. Для этого комиссии оснащены достаточными административно-правовыми инструментами в рамках общегосударственной системы противодействия терроризму.

Итак, деятельности АТК отведена особая роль в противодействии терроризму. Эффективная реализация комиссиями и их субъектами своих полномочий, а также административно-правовых мер, предусмотренных законодательством России, на территории её субъектов позволяет не допускать совершения террористических актов. Однако в комиссии недостаточно урегулирована деятельность зампредседателя комиссии - начальника территориального органа ФСБ России. С учётом Указа Президента РФ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» и Положения об Антитеррористической комиссии в субъекте РФ, утверждённого председателем НАК от 17 июня 2016 г., полномочия заместителя председателя комиссии (начальника территориального органа ФСБ России), целесообразно дополнить и дать в следующей редакции:

- запрашивать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Федерации информацию о причинах и условиях, способствующих возникновению и распространению терроризма в субъекте;

- привлекать для участия в работе комиссии сотрудников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Федерации для выявления причин и условий, способствующих возникновению распространения терроризма в субъекте;

- обеспечивать безопасность АТК в субъекте.

Уточнение его полномочий позволит более эффективно организовать работу АТК в субъекте РФ, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию общегосударственной системы противодействия терроризму.

Библиография • References

В Москве прошло совместное заседание Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба // URL: http://nac.gov.ru/nak-prinimaet-resheniya/v-moskve-proshlo-sovmestnoe-zasedanie-nacionalnogo-2. html

[V Moskve proshlo sovmestnoe zasedanie Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta i Federal'nogo operativnogo shtaba // URL: http://nac.gov.ru/nak-prinimaet-resheniya/v-moskve-proshlo-sovmestnoe-zasedanie-nacionalnogo-2. html]

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 27 ноября 2017 г.) // URL: http:// base.garant.ru/12125267/ [Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30 dekabrja 2001 g. № 195-FZ (s izm. i dop. ot 27 nojabrja 2017 g.) // URL: http://base.garant. ru/12125267/]

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) // URL: https://rg. ru/2009/10/20/zakon-dok.html [Koncepcija protivodejstvija terrorizmu v Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 5 oktjabrja 2009 g.) // URL: https://rg.ru/2009/10/20/ zakon-dok.html]

Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. председателем Национального антитеррористического комитета 17 июня 2016 г.) // URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/inye-pravovye-akty/ polozhenie-ob-antiterroristicheskoy-komissii.html [Polozhenie ob Antiterroristicheskoj komissii v sub#ekte Rossijskoj Federacii (utv. predsedatelem Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta 17 ijunja 2016 g.) // URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/inye-pravovye-akty/polozhenie-ob-antiterroristicheskoy-komissii.html] Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. председателем Национального антитеррористического комитета 7 июля 2006 г.) // URL: http://base.garant.ru/1356580/ [Polozhenie ob Antiterroristicheskoj komissii v sub#ekte Rossijskoj Federacii (utv. predsedatelem Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta 7 ijulja 2006 g.) // URL: http://base.garant.ru/1356580/] Постановление Правительства РФ от 16 января 1997 г. № 45 «О создании Межведомственной антитеррористической комиссии Российской Федерации». Пункт 3 // URL: http://base.garant.ru/1328035/ [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16 janvarja 1997 g. № 45 «O sozdanii Mezhvedomstvennoj antiterroristicheskoj komissii Rossijskoj Federacii». Punkt 3 // URL: http://base.garant.ru/1328035/] Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1302 «О Федеральной антитеррористической комиссии». Пункт 5 // URL: http://base.garant. ru/185322/

[Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 6 nojabrja 1998 g. № 1302 «O Federal'noj antiterroristicheskoj komissii». Punkt 5 // URL: http://base.garant.ru/185322/] Регламент Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. председателем Национального антитеррористического комитета 17 июня 2016 г.) // URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/inye-pravovye-akty/ reglament-antiterroristicheskoy-komissii-v.html [Reglament Antiterroristicheskoj komissii v sub#ekte Rossijskoj Federacii (utv. predsedatelem Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta 17 ijunja 2016 g.) //

URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/inye-pravovye-akty/reglament-antiterroristicheskoy-komissii-v.html] Регламент Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. председателем Национального антитеррористического комитета 7 июля 2006 г.) // URL: http://base.garant.ru/1356581/ [Reglament Antiterroristicheskoj komissii v sub#ekte Rossijskoj Federacii (utv. predsedatelem Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta 7 ijulja 2006 g.) // URL: http://base.garant.ru/1356581/] Слюняев И. Н. Антитеррористические комиссии: организационно-правовые аспекты противодействия терроризму на региональном уровне // Право и безопасность. 2009. № 2. Июнь. С. 75-77. [Sljunjaev I. N. Antiterroristicheskie komissii: organizacionno-pravovye aspekty protivodejstvija terrorizmu na regional'nom urovne // Pravo i bezopasnost'. 2009. № 2. Ijun'. S. 75-77]

Типовое положение об аппарате Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. председателем Национального антитеррористического комитета 16 октября 2017 г.) // URL: http://atk26.ru/svedeniya-ob-atk/tip-pologenie

[Tipovoe polozhenie ob apparate Antiterroristicheskoj komissii v sub#ekte Rossijskoj Federacii (utv. predsedatelem Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta 16 oktjabrja 2017 g.) // URL: http://atk26.ru/svedeniya-ob-atk/tip-pologenie] Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» // URL: https://rg.ru/2004/09/16/terrorizm-ukaz.html [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 sentjabrja 2004 g. № 1167 «O neotlozhnyh merah po povysheniju jeffektivnosti bor'by s terrorizmom» // URL: https://rg. ru/2004/09/16/terrorizm-ukaz.html] Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // URL: https://rg.ru/2006/02/17/antiterror-doc-dok.html

[Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 15 fevralja 2006 g. № 116 «O merah po protivodejstviju terrorizmu» // URL: https://rg.ru/2006/02/17/antiterror-doc-dok.html]

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: https://rg. ru/2014/05/07/izm-zakakty-dok.html [Federal'nyj zakon ot 5 maja 2014 g. № 130-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // URL: https://rg.ru/2014/05/07/ izm-zakakty-dok.html] Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // URL: https://rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html [Federal'nyj zakon ot 6 marta 2006 g. № 35-FZ «O protivodejstvii terrorizmu» // URL:

https://rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html] Numbers // Beyond the halifate: Foreign fighters and the treat of returnees/ The Soufan center. October. 2017. Р. 10 // URL: http://thesoufancenter.org/wp-content/uploads/2017/10/Beyond-the-Caliphate-Foreign-Fighters-and-the-Threat-of-Returnees-TSC-Report-October-2017.pdf

Статья поступила в редакцию 22 декабря 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.