Научная статья на тему 'Деятельность А.Ф. Гедике и развитие российской органной культуры'

Деятельность А.Ф. Гедике и развитие российской органной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
595
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Будкеев Сергей Михайлович

В статье рассматривается значительный этап в формировании культуры органного искусства в России, приходящийся на конец 19первую половину 20 в. и связанный с жизнью и творчеством А.Ф. Гедике. Личность А.Ф. Гедике характеризуется в аспектах его композиторской, исполнительской и педагогической деятельности в качестве основателя современной российской органной школыI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the issue the main time in the development of organ culture in Russia is considered at the end of 19th and first half of 20th centuries and connected with creative life of A.F. Hedike. Hedikes personality is characterized as a composer, performer, teacher and as a founder of modern Russian organ school

Текст научной работы на тему «Деятельность А.Ф. Гедике и развитие российской органной культуры»

УДК 78

С.М. Будкеев

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.Ф. ГЕДИКЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ОРГАННОЙ КУЛЬТУРЫ

Московская государственная консерватория

В последние десятилетия XX и в начале XXI в. все большее внимание научных исследователей разных стран привлекает феномен мировой органной культуры [1-4]. Особый интерес в этой связи представляет органная история России. Ее своеобразие и даже уникальность обусловлены многими социально-экономическими, религиозными, политическими факторами. При этом весьма важную, если не определяющую роль в развитии российской органной культуры играли отдельные личности - государственные, общественные деятели, видные музыканты, художественные критики, меценаты.

Исследование органной культуры России позволяет расширить наши познания о традиционных и новаторских чертах отечественного музыкального искусства, уточнить направления его дальнейшего развития.

В истории органного искусства конца XIX - середины ХХ столетий московский период, пожалуй, наиболее своеобразен. В это время развивалось и зрело дарование музыкального деятеля А.Ф. Гедике, возглавлявшего органный класс Московской консерватории с 1922 по 1957 г. А.Ф. Гедике продуктивно работал во многих направлениях: оперносимфоническое творчество, сольная и камерноинструментальная музыка, вокальное творчество, педагогика, исполнительство [5].

Характерной чертой многогранной творческой деятельности А.Ф. Гедике-органиста является уди -вительная цельность всех проявлений его творческой индивидуальности. Особенности сферы органного исполнительства естественно и логично преломлялись в его симфонических и камерно-инструментальных сочинениях. Прекрасное знание оркестра и возможностей отдельных инструментов, составляющих симфонический коллектив, оригинально воплощалось в регистровках органных произведений. Просветительский характер его концертов, высокий пафос пропаганды органной музыки, глубокое воздействие на слушателей стали возможны благодаря знанию психологии музыкального восприятия разных возрастных групп, обширному педагогическому опыту и многолетней работе с талантливой молодежью в классах специального фортепиано, камерного ансамбля и органа Московской консерватории. В педагогической деятельности органиста гармонично со-

единялись высокие творческие идеалы исполнителя и композитора.

При такой «синкретичности» деятельности А.Ф. Гедике в органной области оставались незыблемыми единые творческие принципы. Основу этих принципов, базирующихся на лучших традициях отечественной музыкальной культуры, составляли певучесть мелодического языка, многообразие оркестровых красок, стремление к ясности и логичности развития музыкальной ткани.

А.Ф. Гедике был одним из немногих московских музыкантов, разносторонняя и плодотворная работа которых была своеобразным звеном, соединяющим «век нынешний и век минувший» в отечественной музыкальной культуре. Первая половина творческой жизни музыканта относилась к периоду рубежа XIX-XX столетий, сконцентрировавшему в себе и зрелые черты русской, западноевропейской романтической культуры, и взрывчатые альтернативные тенденции в творчестве провозвестников новых художественных направлений. Мировоззрение А.Ф. Гедике формировалось в среде, где звучала музыка исторически и духовно близких ему Н.Г. и А.Г. Рубинштейнов, П.И. Чайковского, С. И. Танеева, Р. Вагнера, И. Брамса. Интересы исполнителя и композитора уравновешивались творчеством композиторов ХУШ столетия, прежде всего И. С. Баха, и любовью к русской народной песне с ее важнейшими для Гедике проявлениями: певучей подголосочной полифонией, неторопливым развертыванием, распевностью. Как указывает Б. Левик, общение с музыкантами-современниками (в большинстве случаев - соучениками) С.В. Рахманиновым, Н.К. Метнером, К.Н. Игумновым, А.Б. Гольденвейзером, Л.А. Максимовым, посещение концертов Ф. Бузони, И. Гофмана, Д’Альбера, П. Казальса самым благотворным образом отразились на формировании творческого облика Гедике-исполнителя и композитора [6].

Рассматривая органную сферу столь разносторонне одаренного музыканта, необходимо подчеркнуть важнейшую особенность, определившую многие своеобразные черты такого самобытного явления, как Гедике-органист. Он начал активную органную деятельность во второй половине своей продолжительной творческой жизни - будучи уже зрелым музыкантом с крупными достижениями практически во всех областях применения творчес-

С.М. Будкеев. Деятельность А. Ф. Гедике и развитие российской органной культуры

ких сил. Интересы Гедике до профессионального обращения к органу (и, разумеется, в течение всей органной деятельности) охватывали - в области композиции - почти все симфонические жанры (за исключением балета), трио, квартеты, квинтеты, обработки для различных камерных составов, вокальные, хоровые произведения, пьесы для различных инструментов соло и в сопровождении оркестра (всего около 30 опусов). Гедике не раз становился за дирижерский пульт, проявив незаурядные качества руководителя оркестра. Его исполнительское фортепианное искусство высоко ценил С.В. Рахманинов, а педагогическая деятельность уже измерялась не одним десятилетием и была отмечена значительными успехами как во «взрослой», так и в детской фортепианной педагогике.

Вполне естественно, что, обратившись к органному искусству, А.Ф. Гедике воспользовался своим обширным опытом в других жанрах творчества. Здесь берет истоки одна из причин «прорастания» органной сферы из сферы симфонической - в исполнительском и композиторском творчестве А.Ф. Гедике. Высшим проявлением этого своеобразного симбиоза явились симфонические обработки органных произведений И.С. Баха и органные транскрипции фрагментов из опер П.И. Чайковского и Р. Вагнера. В них в полной мере проявилось творческое кредо А.Ф. Гедике-органиста, заключавшееся в восприятии органа как оркестра. Если в симфонических обработках баховских пьес осуществляются представления Гедике об идеальной органной регистровке, то в его органных транскрипциях произведений Чайковского и Вагнера мы видим примеры мастерского владения красками органного звучания в имитации тембровых характеристик оркестра. Таким образом, творческие устремления А.Ф. Гедике в органной сфере образуют уравновешенную концепцию, для обоснования которой музыканту, конечно, было недостаточно таких субъективных причин, как сравнительно позднее обращение к органной сфере, любовь к разного рода транскрипциям.

Оркестровое мастерство А.Ф. Гедике, в полной мере развившись до обращения к органу (Б.В. Асафьев назвал его три симфонии «прочным вкладом в историю развития русских симфоний» [1, с. 190]), весьма удачно «вошло в соприкосновение» с темброво-динамическими возможностями органа романтического типа, установленного в Большом зале Московской консерватории (далее -БЗК) в 1901 г. С этим инструментом всемирно известной фирмы А. Кавайе-Колль (Париж) была связана вся творческая биография А.Ф. Гедике-органиста.

Следует отметить, что романтическое органостроение западноевропейских стран развивалось

именно в направлении симфонизации инструмента. Поэтому восприятие А.Ф. Гедике органа как инструмента-оркестра имеет некоторые общие штрихи с восприятием Ф. Листа, Ф. Мендельсона, М. Регера, в органном творчестве которых существенное значение приобретает элемент оркестраль-ности. Однако своеобразные черты Гедике-орга-ниста развивались также в значительной степени благодаря особенностям функционирования органной культуры в России.

В XIX столетии известные европейские органостроительные фирмы «E.F. ’Ма1скег», «W. Баиег», «Gebrüder Rieger» и некоторые другие, изготавливавшие в этот период инструменты романтического типа, осуществляли крупные поставки своей продукции и в Россию: к началу XX столетия большинство иноверческих церквей Москвы и Петербурга, а также больших и малых городов Украины, Белоруссии, южной, центральной и северной России имели в основном романтические инструменты [7]. О количестве органов в России XIX столетия упоминал В.В. Стасов в 1856 г., называя внушительную для России цифру - 2280 [8]. Казалось бы, сравнительно большое количество романтических органов и «многочисленные органисты, которые приезжают к нам уже полтораста лет (курсив мой. - С.Б.) для исправления этой должности при иноверческих наших церквах» - все это являлось серьезными предпосылками для развития аналогичного Западной Европе (хотя бы и в меньших масштабах) композиторского и исполнительского органного творчества в России. Однако известная изолированность этих церквей и пассивное отношение церковных органистов к своим обязанностям привели к печальному положению, когда «исчезла для нас и последняя возможность знакомства с органом и со всем тем, что для него создано великими музыкальными творцами; таким образом, все более и более укоренялось то понятие, что орган есть не что иное, как инструмент, единственно существующий для католических и лютеранских церквей, для аккомпанирования их псалмодиям и хоралу и необходимый для тех церквей, и везде, кроме них, лишний, ненужный ни для какой другой цели и употребления».

В таких условиях единственными, кто мог бы взять в свои руки инициативу освоения и развития концертного органного искусства в России, были отечественные композиторы, просвещенные музыканты (часто - органисты-любители) либо широко образованные органисты иноверческих церквей. Задача эта логически объединялась с проблемой более полного использования «великанского», по словам Стасова, инструмента в светской обстановке наряду с фортепиано, скрипкой, виолончелью.

История органа знает массу примеров светского употребления его с первых веков появления на Руси [9].

Однако наиболее благоприятная ситуация для распространения органа как концертного инструмента сложилась в XIX столетии, именно в связи с появлением в стране романтических органов, концертами органистов-гастролеров, а также благодаря М.И. Глинке и его сподвижникам. Немалую роль в формировании представлений о значении органа в музыкальной жизни России сыграла так-

же отечественная музыкальная критика этого периода, а в Москве - и многочисленные предки А.Ф. Гедике, разносторонне образованные музыканты, некоторые из них были органистами в иноверческих церквах. А.Ф. Гедике - последний представитель этой династии органистов - стал по существу наиболее ярким выразителем русско-романтических представлений об органе как концертном инструменте, сформировавшихся в XIX столетии в России.

Поступила в редакцию 26.12.2006

Литература

1. Асафьев Б. Русская музыка: XIX и начало XX века. Л., 1968.

2. Ройзман Л. Орган в истории русской музыкальной культуры: В 2 т. 2-е изд., дополн. и расшир. Казань, 2001.

3. Ройзман Л. Советская органная культура и ее своеобразие // Вопросы музыкально-исполнительского искусства: Пятый сб. ст. М., 1969.

4. История русской музыки: Т. 10 Б: 1890-1917-е годы. М., 2004.

5. Будкеев С.М. Ф. Гедике-органист (исполнитель, педагог, композитор): Учеб. пос. 2-е изд. Барнаул, 2004.

6. Левик Б. Александр Гедике. М., 1947.

7. Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М., 1938.

8. Стасов В. Два слова об органе в России // Статьи о музыке: Вып. 1. М., 1974.

9. Ройзман Л. Орган в истории русской музыкальной культуры. М., 1979.

УДК 008:303.2

Л.В. Ананова

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Томский государственный педагогический университет

Изучение культуры предполагает не только анализ ее движения в истории, рассмотрение отдельных ее феноменов, сравнение различных элементов в их взаимосвязи. Мы предполагаем, что культура может анализироваться сквозь призму человеческой идентичности: личностной и национальной. Поскольку с точки зрения изучения современной западноевропейской культуры нас в большей степени интересует национальная идентичность европейцев, в данной статье мы отойдем от изучения личностной идентичности человека и предлагаем рассмотреть культуру современной Европы через идентичность национальную.

Национальную идентичность можно определить как самоидентификацию человека с той или иной страной как внутреннее самоощущение в качестве принадлежности к определенной нации. Согласно точке зрения известного английского философа, исследователя теории наций Эрнста Гельне-ра, национальная идентичность - это общество с

высоким типом культуры, которую разделяют все граждане вне зависимости от их социального положения [1, с. 42-43]. В социокультурном смысле идентичность представляет совокупность устойчивых черт, позволяющих той или иной этнической или социальной группе отличать себя от других и тем самым определять свое место и роль в системе социальных отношений. В этом смысле идентичность выступает социальным конструктом. Что касается национальной идентичности, то в середине XX в. «национальная идентичность» утвердилась как самый распространенный термин для обозначения социально-культурных аспектов нации [2, с. 163]. С точки зрения исследователя Бенедикта Андерсона, главное в национальной идентичности - это сознание своей особости и естественности своего государственного существования, на чем бы оно ни базировалось - на этничности, языке, религии, общем прошлом, географической общности и обособленности, на факте уже существующего го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.