Научная статья на тему 'DEXTRARIUS АББАТА ТЕОДОРИХА: СЕМАНТИКА РЫЦАРСКОЙ ЛОШАДИ В ЛИВОНСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ В ПОЛОЦК 1206 Г.'

DEXTRARIUS АББАТА ТЕОДОРИХА: СЕМАНТИКА РЫЦАРСКОЙ ЛОШАДИ В ЛИВОНСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ В ПОЛОЦК 1206 Г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОЦК / РИГА / DEXTRARIUS / ЛОШАДЬ / РЫЦАРЬ / ТЕОДОРИХ / АЛЬБЕРТ / ВЛАДИМИР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Подберёзкин Филипп Дмитриевич

В 1206 г. рижский епископ Альберт послал полоцкому князю Владимиру в подарок лошадь, предназначенную для турнирного боя. Во время путешествия посольство аббата Дюнамюнде Теодориха было ограблено литовцами, и ливонцы предстали перед князем с пустыми руками. В статье предпринимается попытка выяснить, в чём заключался дипломатический смысл неудавшегося дара рижан. По мнению автора, с помощью дорогого подарка рижский епископ превращался из просителя лицензии на проповедь в одаривающего - таким образом, статус главного рижского миссионера и полоцкого князя символически уравнивался. Потеря лошади в пути предрешила провал миссии аббата Теодориха в Полоцке. Важно, что в сюжете 1206 г. хронист Генрих Латвийский упомянул лошадь типа dextrarius - такой лошадью в начале XIII в. пользовались либо во время рыцарских турниров, либо в крестовых походах. Таким образом, подарок свидетельствует о признании рыцарского статуса древнерусского князя со стороны ливонских пилигримов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABBOT THEODORIC’S DEXTRARIUS: THE SEMANTICS OF THE KNIGHT’S HORSE IN THE LIVONIAN EMBASSY TO POLOTSK IN 1206

In 1206 Bishop Albert of Riga sent a gift to Prince Vladimir of Polotsk - a war horse (dextrarius). During their journey, the embassy delegation of Abbot Theodoric of Dünamünde were robbed by Lithuanians, for which reason the Livonians arrived empty- handed in the court of the Prince. In the article there are attempts to find out any diplomatic reason for the rich gift of the visitors from Riga, and it is stated that thanks to the rich gift, the Bishop of Riga was to turn from a license beseecher for preaching into a bestower, thus the status of the chief missionary from Riga would be symbolically equal to that of the Prince of Polotsk. The fact that they lost their horse during the journey predetermined the failure of Abbot Theodoric’s mission in Polotsk. It is also important that in the story of 1206, the chronicler Henry of Latvia mentioned a ‘dextrarius’ horse - a horse used either for tournament fighting or crusades in the beginning of 13th century. Therefore, the gift gives evidence that Livonian pilgrims recognized the status of the Russian Prince as that of a noble knight.

Текст научной работы на тему «DEXTRARIUS АББАТА ТЕОДОРИХА: СЕМАНТИКА РЫЦАРСКОЙ ЛОШАДИ В ЛИВОНСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ В ПОЛОЦК 1206 Г.»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

Па1аюрюош: еп %ропю, еп ярооюяю, еп егбег

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 4 (20) 2022

ev "Проа^,

rrvTOApl

<2.

ПАААЮРШЛА ДРЕВНЯЯ РУСЬ Я>

личной

Ф. Д. Подберёзкин

Dextrarius аббата Теодориха: семантика рыцарской лошади в ливонском посольстве в Полоцк 1206 г.

УДК 94(476)+272(474.3-25)-9 DOI 10.47132/2618-9674_2022_4_57 EDN ZWVFZS

Аннотация. В 1206 г. рижский епископ Альберт послал полоцкому князю Владимиру в подарок лошадь, предназначенную для турнирного боя. Во время путешествия посольство аббата Дюнамюнде Теодориха было ограблено литовцами, и ливонцы предстали перед князем с пустыми руками. В статье предпринимается попытка выяснить, в чём заключался дипломатический смысл неудавшегося дара рижан. По мнению автора, с помощью дорогого подарка рижский епископ превращался из просителя лицензии на проповедь в одаривающего — таким образом, статус главного рижского миссионера и полоцкого князя символически уравнивался. Потеря лошади в пути предрешила провал миссии аббата Теодориха в Полоцке. Важно, что в сюжете 1206 г. хронист Генрих Латвийский упомянул лошадь типа dextrarius — такой лошадью в начале XIII в. пользовались либо во время рыцарских турниров, либо в крестовых походах. Таким образом, подарок свидетельствует о признании рыцарского статуса древнерусского князя со стороны ливонских пилигримов.

Ключевые слова. Полоцк, Рига, dextrarius, лошадь, рыцарь, Теодорих, Альберт, Владимир. Об авторе: Филипп Дмитриевич Подберёзкин

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси. E-Mail: hetmanpolny@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7471-8793

Для цитирования: Подберёзкин Ф. Д. Dextrarius аббата Теодориха: семантика рыцарской лошади в ливонском посольстве в Полоцк 1206 г. // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2022. № 4 (20). С. 57-63.

Статья поступила в редакцию 18.09.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 15.10.2021.

Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas

Palaiopwoia: ev cpovw, ev ppoowpw, ev ei8ei Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 4 (20) 2022

ev "npoaoiy, ^ -

<2.

ÜAAAIOPQSIA

äpebhhh pyct

Philip Podberezkin

Abbot Theodoric's Dextrarius: the Semantics of the Knight's Horse in the Livonian Embassy to Polotsk in 1206

UDK 94(476)+272(474.3-25)-9 DOI 10.47132/2618-9674_2022_4_57 EDN ZWVFZS

Abstract: In 1206 Bishop Albert of Riga sent a gift to Prince Vladimir of Polotsk — a war horse (dextrarius). During their journey, the embassy delegation of Abbot Theodoric of Dünamünde were robbed by Lithuanians, for which reason the Livonians arrived empty-handed in the court of the Prince. In the article there are attempts to find out any diplomatic reason for the rich gift of the visitors from Riga, and it is stated that thanks to the rich gift, the Bishop of Riga was to turn from a license beseecher for preaching into a bestower, thus the status of the chief missionary from Riga would be symbolically equal to that of the Prince of Polotsk. The fact that they lost their horse during the journey predetermined the failure of Abbot Theodoric's mission in Polotsk. It is also important that in the story of 1206, the chronicler Henry of Latvia mentioned a 'dextrarius' horse — a horse used either for tournament fighting or crusades in the beginning of 13th century. Therefore, the gift gives evidence that Livonian pilgrims recognized the status of the Russian Prince as that of a noble knight.

Keywords. Polotsk, Riga, Dextrarius, Horse, Knight, Theodoric, Albert, Vladimir. About the author: Philip Podberezkin

PhD in History, senior researcher of the Yakub Kolas Central Scientific Library at the National

Academy of Sciences of Belarus.

E-Mail: hetmanpolny@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7471-8793

For citation: Podberezkin Ph. Abbot Theodoric's Dextrarius: the semantics of the knight's horse in the Livonian embassy to Polotsk in 1206. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2022, No. 4 (20), p. 57-63.

The article was submitted 18.09.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 15.10.2021.

Многочисленные упоминания актов символической коммуникации (ритуалов, мистерий, деталей церемониала, даров) в тексте Хроники Ливонии Генриха (далее — ГЛ) вызывали интерес ещё в немецко-балтийской историографии. Историк Л. Арбузов-младший проанализировал использование риторических оборотов и литургического языка в сюжетах, относящихся к миссионерской проповеди и организации походов1. Современная эстонская исследовательница Л. Кальюнди рассматривала ритуалы с точки зрения «формирования» и «презентации» коллективного прошлого ливонской церкви2. В контексте изучения русских сюжетов ГЛ также назрела необходимость обратиться к «неписанным» обычаям. В некоторых случаях зафиксированный обычай мог апеллировать к хорошо известным для аудитории хрониста условностям и смыслам, зачастую неочевидным для современного медиевиста. Предметом внимания данной статьи является посольство аббата Теодо-риха в Полоцк 1206 г. Специально в дар полоцкому князю епископ Альберт заказал из немецких земель лошадь типа dextrarius, предназначенную для использования на рыцарских турнирах. Подарок был эксклюзивным — данная лошадь упомянута в хронике только раз; по всей видимости, таких лошадей в Ливонии первой четверти XIII в. не разводили. Тем интереснее выяснить, что означал этот подарок в рамках дипломатической миссии аббата.

Ат1сШа et familiaritas

В начале 1206 г. епископ рижский Альберт решил восстановить дружбу и доверие (amicitia et famШaritas), которую полоцкий князь Владимир оказывал миссионеру Мей-нарду. Главой посольства был аббат Дюнамюнде Теодорих, а в качестве дара избран конь с боевым вооружением (с1ех1гапш сит агтаШга). По словам Генриха, Теодорих и его спутники на пути подверглись нападению литовцев и потеряли всё, что брали с собой, но явились князю здоровыми и невредимыми3. Аббату удалось подкупить одного из советников князя подарками и деньгами, а также заплатить некоему бедняку полмарки серебра, чтобы последний тайно известил епископа Альберта о ходе переговоров (последнее стало известно полоцкому князю)4. По мнению Е. Л. Назаровой, «упоминание о подарках и деньгах противоречит сообщению хрониста о том, что литовцы отобрали у послов епископа все, что у них было»5. А. Селарт отмечал, что историей

1 Arbusow L. Liturgie und Geschichtsschreibung im Mittelalter: in ihren Beziehungen erläutert an den Schriften Ottos von Freising (+1158), Heinrichs Livlandchronik (1227) und den anderen Missionsgeschichten des Bremischen Erzsprengels: Rimberts, Adams von Bremen, Helmolds. Bonn, 1951; Arbusow L. Das entlehnte Sprachgut in Heinrichs «Chronicon Livoniae». Ein Beitrag zur Sprache mittelalterlicher Chronistik. Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. Bd. 8. 1951. S. 100-153.

2 Kaljundi L. (Re)performing the past: Crusading, history writing, and rituals in the Chronicle of Henry of Livonia. The Performance of Christian and Pagan Storyworlds: Non-Canonical Chapters of the History of Nordic Medieval Literature. Ed. by L. B. Mortensen, T. M. S. Lehtonen, A. Bergholm. Turnhout, 2013, p. 295-338.

3 HCL. Hrsg. von L. Arbusow und A. Bauer. Darmstadt, 1959. S. 44. Боевой конь в качестве дипломатического дара государю был универсальной практикой Средневековья, Русь не была исключением, см.: Мининкова Л.В. Дар в традиции домонгольской Руси: культурно-символическое наполнение и политическое содержание // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах. Вып. 4. СПб., 2015. С. 24, 25, 28. За указание на эту работу благодарю уважаемого П. И. Гайденко.

4 HCL. S. 45.

5 Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г. Тексты, перевод, комментарий. М., 2002. С. 150.

об ограблении Генрих хотел оправдать неудачу посольства Теодориха: ведь без подарка трудно было рассчитывать на лояльность Владимира6.

В ГЛ есть несколько упоминаний конокрадства со стороны литовцев, причём все они относятся к периоду 1204-1207 гг.7 Следовательно, нет оснований не доверять рассказу Генриха. Но почему аббат осмелился придти к Владимиру с пустыми руками? Теодорих был сподвижником первого ливонского епископа Мейнарда, который вёл переговоры с полоцким князем приблизительно в 1184 г.8 Хронист не сообщает, подарил ли Мейнард что-либо полоцкому князю. Мейнард принадлежал к нищенствующему ордену (августинец) — поэтому выглядит логичным, что князь одарил его в одностороннем порядке; вероятнее всего, Теодорих при этом присутствовал. Епископ Альберт и аббат Теодорих декларировали посольство в Полоцк как продолжение миссии Мейнарда9 — с такой предпосылкой рижане могли получить допуск ко двору князя10.

Современная медиевистика исходит из того, что дар является инструментом установления власти и иерархии (G. Althoff, B. Stollberg-Rilinger): «Тот, кто более принимает, нежели может дать, унижается и попадает во власть дающего. Наоборот, из этой логики следует, что более высокий по рангу, могущественный обязуется к демонстративной щедрости в особенной мере»11. С данной точки зрения дипломатический жест полоцкого князя получает непротиворечивое объяснение. В 1184 г. полоцкий князь как высший по рангу разрешил Мейнарду и Теодориху проповедь на землях, которые считал своими. Разрешение подкреплялось дарами, подчеркивавшими его статус относительно нищенствующих миссионеров и немецких купцов. В 1206 г. епископ рижский Альберт, претендовавший на создание церковного княжества на землях Владимира12, послал в Полоцк дорогой подарок — коня типа dextrarius с полным снаряжением. Предполагался обмен дарами, который утверждал положение amicitia et familiaritas и, таким образом, уравнивал контрагентов13. Декларируемый континуитет с Мейнардом противоречил символическому жесту, с помощью которого епископ Альберт претендовал на качественное изменение статуса, получавшего licencia на дающего дар. Провал миссии аббата был предрешён — он не был уполномочен просить какое-либо разрешение, а для переговоров о дружбе ему не хватало дорогого подарка — украденной лошади. Неудивительно, что Теодо-рих не внушал доверия и полоцкий князь занимался военными приготовлениями, внимая советам старейшин ливов14.

6 Selart A. Livland und die Rus' im 13. Jahrhundert. Köln, Weimar, Wien, 2007. S. 86.

7 HCL. S. 33, 37, 45, 53, 73. Это может быть связано с приездами пилигримов из Германии, которые прибывали вместе с боевой лошадью и вооружением. Литовцы целенаправленно захватывали лошадей для совершения набегов.

8 Ibid. S. 4.

9 volens domnus episcopus adipisci amiciam et familiaritatem Woldemari regis de Ploceke, cum antecessori suo Meynardo exhibuerat (Ibid. S. 44).

10 Для сравнения: в 1203 г. в Риме папа Иннокентий III передал подарок аббату Теодориху и старейшине ливов Каупо — не подарив что-либо взамен (там же, S. 28).

11 Althoff G., Stollberg-Rilinger B. Die Sprache der Gaben. Zu Logik und Semantik des Gabentauschs im vormodernen Europa. Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Neue Folge. Bd. 63. H. 1. 2015. S. 5.

12 Gnegel-Waitschies G. Bischof Albert von Riga. Ein Bremer Domherr als Kirchenfürst im Osten (1199-1229). Hamburg, 1958. S. 69-70.

13 HCL. S. 44; подробнее об установлении и продлении «мирно-дружественных отношений» в ритуальном контексте: Althoff G. Der friedens-, bündnis- und gemeinschaftstiftende Charakter des Mahles im früheren Mittelalter. Essen und Trinken in Mittelalter und Neuzeit. Hrsg. von I. Bitsch, T. Ehlert, X. von Ertzdorff. Sigmaringen, 1987. S. 13-26.

14 HCL. S. 46.

Спутники потеряли все, что несли с собой, однако аббат нашел средства, чтобы коррумпировать окружение князя (muneribus et pecunia corrumpitur). Кажущееся противоречие можно объяснить из другого типичного случая. Хронист и канцлер графа фон Геннегау, Жильбер Монсский (Gilbert de Mons) (XIII в.) писал о заранее определенных денежных суммах, которые епископ Тульский (Toul) должен был передать людям из окружения Фридриха Барбароссы, чтобы поддержать графа Шампани в его споре с графом фон Геннегау15. Жильбер упоминал этот случай как сам собой разумеющийся, «учебный» пример в своем руководстве по дипломатии. Деньги были «скрытым» даром, который четко отличался от «открытых», преподносившихся в торжественной обстановке. Смею предположить, что omnia аббата Теодориха включало «открытые дары»; остальные деньги и подарки были припасены для людей из окружения князя, которых аббат мог знать ещё с первого посольства Мейнарда. Таким образом, в сюжетах о литовском грабеже и взятках в Полоцке противоречия нет.

Рыцарский дар

История о миссии аббата Теодориха является единственным случаем в ГЛ, где упоминается тип тяжеловооруженной лошади dextrarius. В письменных источниках конца XII в. dextrarius определялся как самая крупная и дорогая лошадь, которая использовалась на турнирах и во время походов16. С одной стороны, владение этой лошадью подтверждало общественный статус рыцаря. С другой стороны, dextrarius был основной боевой лошадью крестоносцев как в Святой Земле17, так и в Пруссии18 — таким образом, полоцкий князь наделялся равным статусом с латинским крестоносцем19. Случайное либо вынужденное лишение боевой лошади могло означать утрату высокого рыцарского звания. В средневерхненемецкой версии эпического цикла Ланселот в прозе (XIII в.) повествуется, как у рыцарей Круглого стола Ланселота и Мордреда украли боевых лошадей. Встретившийся в лесу гном говорит, что сэры более не имеют права сидеть за столом короля, раз другие рыцари так легко забрали их коней20. Согласно ГЛ, полоцкий князь также лишился лошади21. Мотив рыцаря без лошади встречается и в древнерусской традиции: например, в Повести о житии великого князя Александра Ярославича, когда автор упоминает о пленных рыцарях, идущих подле коний. Этим составитель Повести подтверждает взаимосвязь рыцаря, лишённого своего dextrarius22. Вероятно, данный сюжет является трансляцией вышеупомянутого куртуазного мотива

15 Althoff, G., Stollberg-Rilinger, B. Die Sprache der Gaben. S. 8-9.

16 Davis R.H. C. The Medieval Warhorse. Origin, Development and Redevelopment. London, 1989, p. бб-б7. The Medieval Horse and its equipment c. 1150-1450. Ed. by J. Clark. London, 1995, p. 7.

17 Hyland A. The Medieval Warhorse from Byzantium to the Crusades. Sutton, 199б, p. 151, 158.

18 Ekdahl S. Das Pferd und seine Rolle im Kriegswesen des Deutschen Ordens. Das Kriegswesen der Ritterorden im Mittelalter. Hrsg. von Z. H. Nowak. S. 35. В XIII в. немцы завозили боевых лошадей в Пруссию из Тюрингии, Саксонии и Мейсенской марки (Рогачевский А. Л. Кульмская грамота — памятник права Пруссии XIII в. СПб., 2002. С. 19б-197).

19 Сюжет о даре аббата Теодориха в рамках публикации о проблеме равенства статуса русских воинов и латинских рыцарей, см.: Подберёзкин Ф.Д. Может ли «схизматик» быть рыцарем? Статус русского воина в ливонских хрониках XIII в. // Александр Невский: личность, эпоха, историческая память. К 800-летию со дня рождения / отв. ред. Е. Л. Конявская, Л. А. Беляев. М., 2021. С. 2б3-2б4.

20 Ackerman-Alt B. Das Pferd und seine epische Funktion im mittelhochdeutschen «Prosa-Lancelot». Berlin; New-York, 1990. S. 150.

21 HCL. S. 33.

22 И ведяхут босы подле коний, иже именують себе божии ритори (Памятники литературы Древней Руси. XIII век / под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачёва. М., 1981. С. 434).

(данный аспект нуждается в отдельном исследовании). В любом случае, дорогой подарок епископа Альберта может свидетельствовать о том, что полоцкого князя в Риге считали полноценным рыцарем, который достоин иметь ту же лошадь, что и те milites, которые участвовали в ливонской миссии.

Выводы

Драматичные обстоятельства путешествия аббата Теодориха в Полоцк определили парадоксальную ситуацию, в которой оказались ливонские послы при дворе князя Владимира. Потеря лошади со сбруей лишила аббата важного козыря для переговоров о дружбе и доверии. Епископ явно рассчитывал, что полоцкий князь по достоинству оценит дорогой подарок, эксклюзивного dextrarius. На этот раз рижский миссионер одаривал бы полоцкого князя, а не наоборот — таким образом, епископ повышал собственный статус и создавал символическое равенство между церковной и светской властью в деле юрисдикции над неофитами. Однако аббат прибыл ко двору с пустыми руками. Без подарка не могло быть и речи о дружбе равных. После того, как выяснилось, что аббат не собирается ничего просить у князя, да еще и подкупил людей из его окружения, не было речи и о доверии. Причём в сообщениях о подкупе и предшествующем нападении литовских грабителей на ливонцев в ГЛ противоречия нет — «скрытые» подарки аббата были обычной дипломатической практикой; по-видимому, dextrarius со сбруей настолько впечатлил литовцев, что они не стали обирать «до нитки» свиту аббата.

Владение лошадью типа dextrarius свидетельствовало о принадлежности к элите христианского рыцарства. Более того, она регулярно использовалась крестоносцами в войне против мусульман и язычников. Таким образом, намерение рижского епископа подарить полоцкому князю такую лошадь позволяет предположить признание рыцарского статуса последнего. Данное обстоятельство тем более интересно, что с XIII в. в латинских землях начинает формироваться своеобразный куртуазный этос, носителем которого для земель Руси были братья Ордена меченосцев (с 1237 г. — Немецкого ордена), а также ленники ливонских епископов. Некоторые особенности куртуазных обычаев могли быть известны русским уже в XIII в., о чём свидетельствует описанное в Повести о житии великого князя Александра Ярослави-ча ритуальное лишение статуса рыцарей, которые были вынуждены идти подле коний. Жест епископа Альберта был более дружелюбным — однако, ввиду (несчастного?) случая, рижане так и не «вписали» полоцкого князя в куртуазный контекст эпохи.

Источники и литература

1. Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г. Тексты, перевод, комментарий. М.: Индрик, 2002.

2. Мининкова Л. В. Дар в традиции домонгольской Руси: культурно-символическое наполнение и политическое содержание // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах. Вып.4. СПб., 2015.

3. Памятники литературы Древней Руси. XIII век / под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачёва. М., 1981.

4. Подберёзкин Ф. Д. Может ли «схизматик» быть рыцарем? Статус русского воина в ливонских хрониках XIII в. // Александр Невский: личность, эпоха, историческая

память. К 800-летию со дня рождения. Материалы международной научной конференции (25-27 мая 2021 г., Москва) / отв. ред. Е.Л. Конявская, Л.А. Беляев. М.: Индрик, 2021. С. 259-268.

5. Рогачевский А.Л. Кульмская грамота — памятник права Пруссии XIII в. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.

6. Ackerman-Alt B. Das Pferd und seine epische Funktion im mittelhochdeutschen «ProsaLancelot». Berlin, New-York: Walter de Gruyter, 1990.

7. Althoff G. Der friedens-, bündnis- und gemeinschaftstiftende Charakter des Mahles im früheren Mittelalter. Essen und Trinken in Mittelalter und Neuzeit. Hrsg. von I. Bitsch, T. Ehlert, X. von Ertzdorff. Sigmaringen, 1987. S. 13-26.

8. Althoff G., Stollberg-Rilinger B. Die Sprache der Gaben. Zu Logik und Semantik des Gabentauschs im vormodernen Europa. Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Neue Folge. Bd. 63. H. 1. 2015.

9. Arbusow L. Das entlehnte Sprachgut in Heinrichs «Chronicon Livoniae». Ein Beitrag zur Sprache mittelalterlicher Chronistik. Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. Bd. 8. 1951. S. 100-153.

10. Arbusow L. Liturgie und Geschichtsschreibung im Mittelalter: in ihren Beziehungen erläutert an den Schriften Ottos von Freising (+1158), Heinrichs Livlandchronik (1227) und den anderen Missionsgeschichten des Bremischen Erzsprengels: Rimberts, Adams von Bremen, Helmolds. Bonn, 1951.

11. Davis R.H. C. The Medieval Warhorse. Origin, Development and Redevelopment. London, 1989.

12. Ekdahl S. Das Pferd und seine Rolle im Kriegswesen des Deutschen Ordens. Das Kriegswesen der Ritterorden im Mittelalter. Hrsg. von Z. H. Nowak. Torun, 1991. S. 29-49.

13. Gnegel-Waitschies G. Bischof Albert von Riga. Ein Bremer Domherr als Kirchenfürst im Osten (1199-1229). Hamburg: Velmede, 1958.

14. Heinrich von Lettland. Livländische Chronik. Hrsg. von L. Arbusow und A. Bauer. Darmstadt, 1959.

15. Hyland A. The Medieval Warhorse from Byzantium to the Crusades. Sutton: Da Capo Press, 1996.

16. Kaljundi L. (Re)performing the past: Crusading, history writing, and rituals in the Chronicle of Henry of Livonia. The Performance of Christian and Pagan Storyworlds: Non-Canonical Chapters of the History of Nordic Medieval Literature. Ed. by L. B. Mortensen, T. M. S. Lehtonen, A. Bergholm. Turnhout, 2013, p. 295-338.

17. Selart A. Livland und die Rus' im 13. Jahrhundert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau, 2007.

18. The Medieval Horse and its equipment c. 1150-1450. Ed. by J. Clark. London, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.