Научная статья на тему 'Деволюция в Уэльсе в контексте европейского регионализма'

Деволюция в Уэльсе в контексте европейского регионализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
433
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗМ / ДЕВОЛЮЦИЯ / УЭЛЬС / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ УЭЛЬСА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Орлова Александра Алексеевна

Регионализм – знаковое явление для современной Европы. Регионализм представлен несколькими типами, одним из которых стала деволюция. Термин закрепился за Великобританией после реформы децентрализации конца XX века. Уэльс, как один из трёх реформируемых регионов страны, получил автономию и собственный парламент – Национальную Ассамблею. С 1997 года складывается сложная система отношений между разными центрами власти: Кардиффом, Лондоном и Брюсселем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деволюция в Уэльсе в контексте европейского регионализма»

Александра ОРЛОВА

ДЕВОЛЮЦИЯ В УЭЛЬСЕ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО РЕГИОНАЛИЗМА

Идеология и практика регионализма оказывают большое влияние на развитие Европейского Союза. О регионализме заговорили относительно недавно, но это явление сразу поставило перед государствами, входящими в ЕС, ряд проблем. Великобритания стала одной из последних стран ЕС, которые приняли стратегию регионализма. Это произошло после того, как в 1997 году на выборах в парламент победила Лейбористская партия. Три региона страны получили автономию - Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. При этом Уэльс, в отличие от других регионов, ранее никогда не имел единой государственности и своего парламента.

Определение понятий

Для лучшего понимания всего, что связано с регионализмом, прежде всего необходимо определиться с самим этим понятием. В современной российской и зарубежной исследовательской литературе существуют два термина - "регионализм" и "регионализация". Часто они употребляются как синонимы, иногда как разные стороны одного процесса или как отражение совершенно разных явлений. Вполне естественно, что это ведёт к терминологической путанице.

Дело в том, что параллельное развитие отечественной и зарубежной науки в XX веке привело к различному восприятию данных терминов. Так, например, В.Л. Каганский, исследуя концепцию советского (а позже российского) пространства, рассматривает регионализм как "идеологию и практику существую щих реально, то есть образующих районы, в географическом смысле, общностей, обычно этнических или культурных. Эта практика имеет целью получение районом институционального статуса; именно с этой точки зрения рассуждают

© Орлова Александра Алексеевна - аспирантка Уральского государственного

педагогического университета. E-mail: orlova_sandra@mail.ru Ключевые слова: регионализм; деволюция; Уэльс; Великобритания; Европейский Союз; Национальная Ассамблея Уэльса.

о регионализме в Европе" 1. Автор понимает регионализм только в рамках Европы, в то время как регионализацию связывает с СССР: "Регионализация в пространстве СССР состояла в том, что институционально оформленные районы, то есть регионы, стремились повысить свой статус" 2

За рубежом употребление обоих понятий отличалось и продолжает отличаться от российского. О регионализации пишут как об "экономическом процессе, посредством которого экономические системы региона становятся более связанными" 3. Европейский Союз может выступать в качестве примера как регионализма (институциализированное сотрудничество между нациями, устранение барьеров в торговле и инвестиционных потоках), так и регионализации (страны-члены ЕС предпочитают сотрудничество в сфере торговли друг с другом, нежели с другими странами, не входящими в ЕС). В таком случае регионализм представляет собой политический курс, а регионализация - конкретный практический процесс воплощения данного курса. Иными словами, регионализм можно охарактеризовать как набор требований, направленных на достижение интересов региона, или некоторый идеологический базис, а регионализация представляет собой процесс его реализации.

Регионализм имеет свою классификацию, так как процессам децентрализации в странах Европы присущ индивидуальный характер. Профессор Европейского университета М. Китинг выделяет несколько типов регионализма, проекты которых были реализованы на протяжении второй половины XX века4. В основу его классификации положены главные тенденции в развитии и истории стран, где проявился регионализм. Первый тип - консервативный, связанный с идеей общности чувств и противостояния модернизации. Примером может служить баскское движение в Испании. Второй - индустриальный, характерный для экономически развитых регионов-локомотивов, показывающий стремление к прогрессу и модернизации (Фландрия в Бельгии, Баден-Вюртемберг в Германии и др.).

Третий тип - прогрессивный регионализм, связанный с движением некоторых регионов за свою самобытность, выступавших против внутреннего колониализма и неравномерного экономического развития. Здесь укажем на движение за возрождение провансальского языка и литературы во Франции, движения возрождения и национализма в Уэльсе и Шотландии в Соединённом Королевстве5.

Истоки деволюции

Для того чтобы оценить соотношение факторов, благодаря которым стала возможна реформа 1997 года, необходимо обратиться к истории самой деволюции. Британская модель регионализма, рассматриваемая в общеевропейском контексте, интересна с точки зрения её национальных особенностей. Великобритания (как и многие страны Западной Европы) приняла асимметричную модель: каждый регион

1 Каганский В.Л. Регионализм, регионализация и пострегионализация // Интеллектуальные и информационные ресурсы и структуры для регионального развития. М., 2002. С. 19.

2 Каганский В.Л. Указ. соч. С. 27.

3 Munakayo N. Regionalization and Regionalism: The Process of Mutual Interaction. 2004. URL: http://www.treas.gov (дата обращения: 12.04.07).

4 КитингМ. Новый регионализм в Западной Европе // Логос. 2002. № 6. С. 101.

5 КитингМ. Указ. соч. С. 42.

получил неодинаковые полномочия1. Реформа по децентрализации власти получила название "деволюция" (от анг. devolve - передавать), тем самым этот термин закрепился за процессом регионализации в Соединённом Королевстве.

Европейское влияние на британскую политику надо оценивать весьма осторожно, так как отношения Великобритании с континентальными странами всегда были неоднозначными. После окончания Второй мировой войны Великобритания постаралась сохранить свою уникальную роль в международных отношениях. Как отмечают российские исследователи-англоведы: Ал. А. Громыко и С.П. Перегудов, метания британцев после распада империи привели к потере той роли, которую традиционно страна играла. Кризис идентичности повлиял и на отношение к континенту: долгое время в британском обществе сохранялись антиевропейские настроения2. Помимо этого, политические, исторические, экономические и культурные особенности страны также сказались на взаимоотношениях Великобритании и ЕС.

Изменения в европейском направлении британской внешней политики произошли с приходом Э. Блэра в 1997 году на пост премьер-министра, как "явно проевропейски настроенного"3. Однако нельзя сказать, что новые лейбористы поддерживали "глубокую интеграцию" (хотя подписание Маастрихтского договора и предполагало качественно новый уровень европейского объединения), более того, их подход всецело соответствовал национальным интересам.

Внутри страны, состоящей из нескольких исторически сложившихся регионов, всегда тлела искра сепаратизма. Уэльс не был исключением, так как покорение его Англией оказалось весьма болезненным в плане сохранения культуры, языка и идентичности. В XX веке идея собственной автономии постепенно стала усиливаться. В сфере культуры проявилось стремление к возрождению национальной самобытности, усилению позиций валлийского языка. Создание Национальной партии Уэльса, возникшей в 1925 году, позволило заявить о желании отстаивать свои интересы в парламенте.

Анализируя внутренние причины, подтолкнувшие процесс деволюции, стоит упомянуть, что это не было новшеством лейбористов. Со стороны британского правительства идея передачи части полномочий существовала с конца XIX века. Будучи премьер-министром, У. Гладстон в 1879 году обращался к палате общин со следующим предложением: "Если мы договоримся с находящимися под нашей властью Ирландией, Шотландией и Уэльсом, то части Англии могут принимать меры по вопросам локальных и специфических собственных интересов более эффективно, чем парламент может сейчас. ... Возможно, это будет великим национальным достижением" .

Продолжительное время идея деволюции была связана с проблемой Северной Ирландии, в то время как Шотландия и Уэльс не фигурировали в "списках" по децентрализации вплоть до 1970-х годов. Но развитие национализма в Шотлан-

1 Бусыгина И.М. Регионализация в странах Западной Европы: Великобритания и Франция в сравнительной перспективе. // Казанский федералист. № 1-2 (21-22). 2007.

2 Морозов А.М. Факторы формирования политики Великобритании в отношении ЕС. - Ав-тореф. на соиск. степ. канд.полит.наук. М., 2008. С. 12.

3 Там же. С. 4.

4 Bogdanor V. The British constitution. Oxford-Portlend, 2009. P. 89.

дии, национальное возрождение в Уэльсе привели к тому, что Лейбористская партия всё же включила в свою предвыборную программу пункт о децентрализации. Однако референдумы о деволюции в Шотландии и Уэльсе в 1979 году закончились неудачей. Только после прихода к власти в 1997 году лейбористы смогли осуществить задуманное.

Становление новой политической системы Уэльса

Движение за деволюцию в Великобритании развивалось постепенно и столь же постепенно набирало сторонников. Решительные действия, в том числе и под влиянием ЕС, были предприняты только в конце XX века. Новая европейская региональная стратегия предусматривала финансирование и инвестиции на уровне регионов, но не государств, поэтому с началом реформы начала складываться новая система отношений: Брюссель (ЕС) - Лондон - Кардифф.

Подобная система, выстраиваемая на протяжении пятнадцати прошедших лет, была и остаётся довольно сложной. Её основу заложил в 1998 году Акт об Уэльсе и на новом этапе реформы его дополнил Акт 2006 года. В дополнение к этим законам существует меморандум о взаимопонимании между британским правительством и деволюционными регионами. Согласно меморандуму, британское правительство берёт на себя обязанность консультироваться по некоторым вопросам, в частности, по внешней политике (которая не была передана в ведение регионов), с представителями региональных парламентов.

Для координации действий был создан Объединённый министерский комитет, отвечающий за согласование точек зрения членов кабинета министров, госсекретарей (по делам Уэльса и Шотландии) и первых министров децентрализованных областей. С 2002 по 2008 год данное объединение практически не функционировало. Особое значение комитет приобрёл только после 2011 года, когда у власти оказалась консервативно-либеральная коалиция.

Сохранилась должность государственного секретаря (министра) по делам Уэльса, учреждённая в 1964 году. Его функции были расширены в 2006 году: участие в разработке законопроектов без права голоса. Именно госсекретарь продолжает представлять интересы Уэльса в кабинете министров. Однако в британском обществе возникла и продолжается дискуссия о необходимости этой должности в связи углубляющимся процессом деволюции.

Главными должностными лицами Уэльса являются председатель Ассамблеи и первый министр правительства Ассамблеи. Они возглавляют законодательную и исполнительную ветви власти. Правительство было выделено в 2002 году из Исполнительного комитета при Ассамблее и законодательно закреплено в Акте об Уэльсе 2006 года 1.

Законодательная власть Национальной ассамблеи Уэльса базировалась на следующем принципе: в Уэльсе могли принимать только вторичное законодательство, которое дополняло и уточняло законы, принятые парламентом. Статус таких дополнений - инструкции (Statutory Instrument). Однако после референдума 2011 года к Уэльсу перешла полная законодательная инициатива по тем обла-

Government of Wales Act 2006 // Acts of Parliament. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/32/contents (дата обращения: 16.01.09).

стям, которые были переданы в управление1. Референдум показал единство жителей Уэльса в поддержке деволюции по сравнению с 1997 года. В целом же законодательная система Уэльса состоит из трех элементов: общеевропейских законодательных актов (рекомендаций и директив), британских и собственных законов, не противоречащих двум предыдущим категориям.

Система взаимоотношений с ЕС сложилась по двум направлениям: Британия (с учётом мнения регионов) и ЕС, а также Уэльс и Комитет регионов. Уэльс не имеет самостоятельного правового статуса в ЕС, так как является частью Великобритании. Согласование по вопросам структуры взаимоотношений между британским правительством и регионами изложено в Конкордате по координации вопросов политики ЕС, подписанном в октябре 2000 года . В нём отдельно прописано направление работы с ЕС. Для решения каких-либо вопросов, внесения предложений и выработки единой британской стратегии по европейскому направлению представители комитетов и министры ассамблеи приглашаются на заседания соответствующих комиссий британских министерств. Их пожелания и предложения учитываются в итоговых решениях.

В настоящее время механизм влияния валлийского правительства на политику ЕС таков: секретариат кабинета министров разрабатывает повестку дня для ведения переговоров с Европейской комиссией, а валлийские министры могут войти в состав британской делегации в Брюсселе с согласия госсекретаря. Помимо этого, существуют Объединённый министерский комитет по Европе, встречающийся четыре раза в год, и представительство Уэльса в Брюсселе, сотрудничающее с британским представителем в ЕС.

Кроме того, в Кардиффе находится представительство исполнительного органа ЕС - Европейской комиссии. Это один из 36 офисов, расположенных в 27 государствах-членах ЕС, и один из четырёх в Великобритании. Европейская комиссия является не только наблюдателем, но и помощником в сближении ЕС и граждан Уэльса. Она отвечает за исполнение бюджета, формирование проектов законов, политические отношения с регионами и странами-членами 3.

Как регион в составе ЕС Уэльс является членом четырёх организаций: Комитета регионов, Конференции европейских региональных законодательных собраний (CALRE), Конференции европейских региональных правительств (Я^^) и Конференции периферийных и морских областей (СРМЯ). Основную роль играет Комитет регионов, созданный в 1994 году. В его работе от Уэльса участвуют четыре представителя: двое - от Национальной ассамблеи, двое - от местных органов самоуправления. Они работают в составе Комитета по отношениям с ЕС при

1 Key issues for the fourth Assembly // Assembly Members and committees in fulfilling the scrutiny, legislative and representative functions of the National Assembly for Wales. URL: www.assemblywales.org (дата обращения: 17.04.12).

2 Concordat between MAFF and the Cabinet of the National Assembly for Wales // Department for Environment Food and Rural Affairs. URL: http://archive.defra.gov.uk/corporate/about/with/devolve/wales.htm (дата обращения: 05.05.12).

3 The European Commission Office in Wales // URL: http://ec.europa.eu/unitedkingdom/about_us/office_in_wales (дата обращения: 15.05.12).

Ассамблее, возглавляемом бывшим первым председателем регионального парламента Р.Г. Морганом.

Положение региона в структуре ЕС

Национальная ассамблея Уэльса и ЕС (Комитет регионов и Европейский инвестиционный банк) взаимодействуют по нескольким направлениям: правовой деятельности, языковой политике, борьбе с безработицей, развитию бизнеса и поддержке сельского хозяйства, научному сотрудничеству, развитию здравоохранения и туризма. Приоритетными областями являются те, что связанны с экономическим развитием. Остановимся на них более подробно.

Внедрение и исполнение европейского законодательства в Уэльсе имеет ряд проблем, которые возникли после наделения региона автономией. В отличие от Шотландии, которая видела в деволюции путь к независимости, в валлийском обществе преобладала идея стать частью проекта "Европы регионов". Поэтому для Национальной ассамблеи очень важно сотрудничество с ЕС. Однако влияние на формирование внешней политики государства, например, по европейскому направлению, и на защиту своих локальных интересов ограничено. В "Об-

щеваллийской конвенции" 2009 года отмечено, что для осуществления законодательных актов, принятых ЕС, у Ассамблеи недостаточно полномочий1. Валлийское правительство может прибегнуть к двум вариантам решения этой проблемы: через принятие билля в парламенте либо через передачу полномочий от министров короны правительству Уэльса. Первый вариант сложен из-за временных затрат и из-за того, что билль также будет распространяться на территорию Англии. Второй путь более продуктивен, но требует дальнейших законодательных инициатив в отношении процесса деволюции.

После реформы по децентрализации в управлении законодательного собрания Уэльса оказалось несколько областей, ключевых для экономики региона: сельское хозяйство, дороги, медицинское обслуживание, жилье, промышленность, социальное обеспечение, туризм, градостроительство и др. Все эти сферы требовали и требуют больших вложений, контроля и мер по модернизации со стороны государства. Одним из ключевых для выполнения новых задач было решение об использовании уникальности валлийской идентичности и местных ценностей в процессе трансформации экономической структуры2. Сейчас эта структура представляет собой гибкое соотношение новейших производств и сектора обслуживания.

Современное положение Уэльса нельзя рассматривать изолированно от европейского контекста, так как взаимодействие с иностранными инвесторами и партнёрами делает предприятия региона жизнеспособными. Экономическое направление связей ЕС и Уэльса подразделяется на несколько составляющих: инвестиции и финансирование, торговля и участие в едином европейском рынке, сельское хозяйство и частное предпринимательство. В связи с тем, что Уэльс является дотационным регионом ЕС, ему оказывается значительная финансовая

1 All Welsh Convention. Report. // URL: http://allwalesconvention.org (дата обращения: 04.02.12).

2 Conclusion // Globalisation and its impact on Wales. Welsh Affairs Committee. Second Report. 2008-09. URL: http://www.publications.parliament.uk (дата обращения: 15.04.12).

помощь из структурных фондов. По программе, принятой в 2007 году для поддержания валлийской экономики, Уэльс мог рассчитывать на выделение из фондов ЕС 2 млрд евро (с 2009 по 2013 гг.). Более 300 млн ф. ст. в год регион получал от Фонда сельскохозяйственной политики, поддерживающей валлийских фермеров и сельские общины.

Однако валлийское правительство опасается остаться без этой статьи поступления денег после 2013 года, когда в Комитете регионов будет принята новая программа финансирования. Она ориентирована на наименее развитые регионы тех государств-членов, которые относительно недавно вступили в ЕС. Председатель Комитета по европейским делам С. Мьюис отметил: "Экономика и жители Уэльса извлекали выгоду из европейского финансирования в течение многих лет, но Европейский Союз теперь состоит из 27 государств-членов, некоторые из которых относительно беднее, чем мы" 1.

В общем бюджете Уэльса финансовая помощь европейских структурных фондов не во всех областях играет значимую роль. Больше всего от этого финансирования зависит сельское хозяйство (около 80%). Для остальной части бюджета деньги фондов составляют от 2 до 17%2. Как сказал в интервью первый министр Ассамблеи К. Джонс: "Действительно, ЕС имеет большое экономическое значение для нас в Уэльсе. Кроме финансирования, мы получили снятие торговых барьеров, что помогло ускорить экономический рост и создать рабочие места. Это очень поспособствовало нашему процветанию посредством единого рынка, убирая препятствия для торговли" 3.

Влияние ЕС на социально-экономическое развитие Уэльса

Экономическое развитие Уэльса зависит от тех же показателей в сферах, что и для большинства других стран и регионов Европы (промышленность и конкурентоспособность, занятость и безработица, квалифицированные кадры и образование, инвестиции и бюджетная политика), и проходит в русле таких тенденций, как глобализация, расширение единого европейского рынка, переход к инновационному типу экономики. Этот переход начался ещё до деволюции, в 19801990-х годах, но в последнее десятилетие получил широкое развитие.

Глобализация экономики сильно ударила по промышленным отраслям, которые сто лет назад процветали (добыча угля, сланца, белой жести, кремня и меди, военное производство). Многие компании стали переносить производство в азиатские страны для сокращения издержек, что заставило перейти к новым формам экономической деятельности. Сравнивая показатели за 1985 и 2005 годы, можно проследить, что занятость в сельском хозяйстве в Уэльсе снизилась на 46%, в горной промышленности на 82% (!). Но одновременно выросло количество рабо-

1 New report says Welsh Government must fight to keep EU funding for Wales // Archive News. December 2009. URL: www.assemblywales.org (дата обращения: 06.04.12).

2 Key issues for the fourth Assembly // Assembly Members and committees in fulfilling the scrutiny, legislative and representative functions of the National Assembly for Wales. URL: www.assemblywales.org (дата обращения: 17.04.12).

3 European Union vital to Wales' prosperity // News. Wednesday 07 December 2011. URL: http://new.wales.gov.uk/newsroom/firstminister (дата обращения: 12.05.11).

чих, занятых в общественном секторе: в сфере бытовых услуг - на 30%, в образовании - на 43%, в здравоохранении - на 72%. На заседании Комиссии по делам Уэльса министр промышленности валлийского правительства Э. Дэвис заявил: "Я рассматриваю инновации как ключ в переходе валлийской экономики от преобладания отраслей тяжёлой промышленности ... к тем отраслям, которые всё больше и больше базируются на знаниях"1. Эксперты считают, что в этом плане должны развиваться пять секторов: финансовые и деловые услуги, естественные науки, низкоуглеродистые возобновляемые источники энергии, автомобильный сектор и информационные технологии.

Исходя из структурных изменений, перед регионом стоят новые задачи: развитие высокотехнологичных секторов экономики, создание новых рабочих мест, повышение уровня квалификации работников и т. д. Основой же хозяйственной политики становятся тесные контакты с иностранными компаниями и инвесторами, самыми крупными из которых являются европейские и американские партнёры. В Уэльсе находятся представительства около 500 иностранных кампаний, на которые приходится до 16% рабочего населения. В числе тех из них, кто разместил производство в Уэльсе, несколько крупных международных корпораций: Аэрбус, Бош, Форд, Дженерал Электрик, Тойота, Сони и др.

Одна из особенностей Уэльса - большое количество малых и средних предприятий (более 90%), на которые приходится около 54% ВВП региона. Региональное правительство принимает программы по поддержке и инвестированию в малый и средний бизнес, в том числе совместно с ЕС. На конец 2011 года благодаря программам Валлийского европейского финансового офиса был реализован 261 бизнес-проект с общей суммой затрат 1,6 млрд ф. ст. 2

Благодаря совместным усилиям товары и услуги, производимые в регионе, пользуются большим спросом. В структуре валлийского экспорта на ЕС приходится 68%, что составляет значительную часть единого европейского рынка, охватывающего около 500 млн потребителей и даёт доход более 5 млрд ф. ст.

Для правительства Ассамблеи важно не только наличие предприятий и высокий уровень занятости населения, но и качество проделанной работы. Местные и иностранные компании создают рабочие места, стимулируя работников к повышению профессиональной квалификации, чтобы оставаться конкурентоспособными. Региональные власти совместно с европейскими фондами организуют центры по переподготовке и повышению квалификации, заботятся о занятости молодёжи и выпускников вузов.

Для продвижения интересов Уэльса по всему миру Национальной ассамблеей создана Валлийская торговая международная компания. Она имеет десять представительств в разных точках земного шара. В её функции входит мониторинг направлений перспективного сотрудничества со странами и компаниями. Преоб-

Examination of Witnesses (Questions 400 - 419) // Globalisation and its impact on Wales. Welsh Affairs Committee. Tuesday 13 March 2007. URL:

http://www.publications.parliament.uk/pa/cm200809/cmselect/cmwelaf/184/7031303.htm (дата обращения: 12.05.12)

EU projects 2007-2013 // Welsh European Funding Office. URL: http://wefo.wales.gov.uk/programmes/progress/searchprojects/?lang=en (дата обращения: 12.05.11).

2

ладающее внимание уделяется Европе и США, но активно изучается и анализируется опыт зарубежных стран, таких как Китай и Индия.

За последние двадцать лет Уэльс привлёк инвестиций на 13,4 млрд ф. ст., что относительно выше, чем по остальной Великобритании. Для внутренних и иностранных инвестиций представляется привлекательной одна из старейших в Европе промышленных баз, удобство её расположения, позитивный имидж, высококвалифицированные кадры. Рост ВВП в Уэльсе показывает положительную динамику с 2003 года примерно на 6% в год. В 2003 году ВВП на душу населения в Уэльсе равнялось 12 тысячам 629 ф. ст., что составляло 79% от общебританского показателя. На производство приходится 21% ВВП, что выше, чем в стране в целом.

Важное значение имеют показатели занятости и безработицы в Уэльсе. По статистике занятость достигает 72,4% (британский уровень - 75%). Это очень высокий показатель по сравнению с такими странами, как США, Канада, Япония, Италия, Испания и другие европейские страны. С 1997 года число рабочих мест в производстве уменьшилось на 45 тыс. , хотя полная занятость увеличилась на 138 тыс. за счёт сектора общественных услуг. По данным отдела выдачи пенсий, изменения в структуре экономики привели к перемещению рабочей силы в сферы банковского дела, строительства, обслуживания, туризма, здравоохранения и образования. В 2009 году занятость в сфере обслуживания достигала 80% 1.

Стоит отметить, что Национальная ассамблея уделяет большое внимание борьбе с безработицей. В отчётах, интервью и газетных статьях регулярно публикуется, какое количество рабочих мест позволило создать открытие того или иного предприятия. Постоянно рассказывается о совместных с ЕС программах финансирования и субсидий как для отдельных географических областях, так и для промышленных отраслей. Например, в 2008 году Европейский социальный фонд выделил 19 млн ф. ст. для безработных в Юго-Восточном Уэльсе. Программа "Путь к работе" открыла новые возможности для 2 787 человек, а 10 тыс. получили профессиональную переподготовку2.

С расширением ЕС в 2004 году в регион направился поток иностранных рабочих из Восточной Европы. Первенство составляют поляки (66%) и словаки (15%) 3. Это также требует внимания со стороны региональной власти, хотя данная волна трудовой миграции не усугубляет положение местных квалифицированных кадров. По оценкам экспертов, появление трудовых мигрантов из Восточной Европы приведёт к повышению экономического роста.

Для поддержания конкурентоспособности местного населения Ассамблея выдвинула ряд инициатив, в том числе программу "Умения и занятость: план действий" (2005 г.) и национальную стратегию основных умений и навыков "Слова говорить - числа считать", которая предназначена для повышения уровня про-

1 Globalisation and its impact on Wales // Welsh Affairs Committee. Second Report. 2008-09. URL:

http://www.publications.parliament.uk/pa/cm200809/cmselect/cmwelaf/184/18402.htm#evidenc e (дата обращения: 15.04.12).

2 £19m to help unemployed in South East Wales back into work // News. 11 February 2009. URL:

3

http://wales.gov.uk/newsroom (дата обращения: 17.03.12).

Eastern Bloc transforming Wales // Wales-on-line. Jun 13 2007. URL: http://www.walesonline.co.uk/news/wales-news (дата обращения: 13.04.12).

фессионализма. Сохранение и поощрение высокого уровня квалификации - это залог выживания и процветания валлийской экономики. Европейская комиссия определила следующую цель: довести финансирование высшего образования до 2% ВВП. В планах государства увеличить уровень взрослого населения с высшим образованием до 40% по всей стране к 2020 году.

Другой стороной участия образования в экономике Уэльса является взаимодействие университетов, научных центров и бизнеса. "Жизненно важно, чтобы Уэльс признал экономический потенциал учреждений высшего образования", -написано в отчёте комиссии по глобализации 1. Британское правительство обратило внимание на тот факт, что Уэльс становится центром разработок и взаимодействия между научным сообществом и бизнесом. Для благоприятного экономического климата существуют налоговые льготы, распространённые на наукоёмкие области производства и бизнеса. К ним относятся фармацевтика, космические разработки, автомобилестроение, химикаты, телекоммуникационные отрасли и творческая индустрия.

Анализируя экономическое положение Уэльса, нельзя оставить в стороне влияние экономического кризиса 2008-2010 годов. Разные отрасли экономики ощутили спад производства, что привело к безработице и сокращению экспорта. К началу декабря 2008 года безработица в регионе составила 6%, что выше, чем в среднем по стране и по зоне ЕС в этот период. Доля безработных продолжала расти вплоть до 2011 года, достигнув максимального уровня 8,6% (в Соединённом Королевстве безработица не превысила 8%, тогда как в ЕС она достигла 9,6%). Структура экспорта претерпела изменения в связи с рецессией в производстве. Начиная с третьего квартала 2008 года, объём вывозимых товаров стал падать. Эта тенденция продержалась до конца 2009 года. Восстановление позиций этого показателя завершилось в начале 2012 года2.

Однако кризис в меньшей степени отразился на количестве новых предприятий. В период с 2003 по 2009 год этот показатель увеличился на 20%. Остановка роста наблюдалась только в 2010 году 3. В целом же кризисные явления нанесли значительный урон экономике Уэльса по сравнению с другими регионами страны. Уровень ВВП в 2010 году оказался на 20% ниже средних британских показателей. Докризисного уровня экономика региона смогла достичь только к началу 2012 года.

За прошедшие после деволюции годы Уэльс пережил много изменений. Взятые в управление Национальной ассамблеи Уэльса области претерпели качественную эволюцию. Влияние Европейского Союза через представительства в регионе также оказалось заметным. В октябре 2008 года Европейская комиссия по коммуникации опубликовала декларацию, названную "Местные власти: составляющие развития". Это документ, посвящённый выдвижению на первый план роли,

Higher Education // Globalisation and its impact on Wales. Welsh Affairs Committee. Second Report. 2008-09. URL:

http://www.publications.parliament.Uk/pa/cm200809/cmselect/cmwelaf/184/18402.htm#evidenc e (дата обращения: 15.04.12).

Welsh export: second quarter 2012. URL:

http://wales.gov.uk/docs/statistics/2012/121004sb942012en.pdf (дата обращения: 17.09.12).

Size Analysis of Welsh Business, 2012. URL:

http://wales.gov.uk/docs/statistics/2012/121025sdr1862012en.pdf (дата обращения: 20.10.12).

2

3

места и важности местных властей. Комиссия признала, что местные органы власти привносят уникальные дополнительные возможности процессам развития1.

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подведём итоги. Первое - это основы деволюционной реформы в Уэльсе. Механизм деволюции привело в действие сочетание нескольких факторов: валлийский национализм и стремление к сохранению культурной самобытности, готовность британского правительства и общества к давно назревшим реформам государственного управления, а также влияние общеевропейской региональной политики, которая послужила стартовым ускорителем для стран, где существуют региональные проблемы, в том числе для Англии. Несмотря на стремление обособиться от континентальных стран и почитание традиций, Великобритания всё же идёт по пути трансформации своей политической системы, как того требует время. Усиление регионов свидетельствует о пересмотре отношений "центр-периферия" и появлении нового наднационального уровня - европейского.

Во-вторых, деволюция в Уэльсе позволила ему занять достойное место среди европейских регионов, испытавших регионализацию. Свидетельство тому - активное участие представителей Национальной ассамблеи в деятельности общеевропейских органов власти. Например, члены Комитета регионов от Уэльса приняли участие в разработке стратегической программы. К. Чапмен, являющаяся по настоящее время членом Ассамблеи, в открытом письме призвала Европу развиваться в русле социально направленной и экологически ориентированной экономики. В начале 2010 года она была назначена на пост одного из двух политических координаторов Комитета регионов. В её функции входит контроль по внедрению новой десятилетней экономической стратегии ЕС - "Европа 2020"2.

Третья проблема - влияние, которое оказала регионализация на Уэльс и его жителей. По прошествии пятнадцати лет важно констатировать такой факт, как поддержка работы Национальной ассамблеи большинством населения Уэльса (более 70%). Углубление и совершенствование деволюционного процесса привело к увеличению экономического роста и трансформации экономики. Региональная власть активно сотрудничает с европейскими институтами для продвижения интересов Уэльса.

Таким образом, очевидно, что современный Уэльс интегрирован в общеевропейскую систему как экономически, так и политически. Участие в деятельности ЕС открыло хорошие возможности для экономического развития региона. Но существуют и ещё более многообещающие перспективы: дальнейшие взаимоотношения с европейскими институтами создают обнадёживающие предпосылки будущего развития автономии вплоть до получения независимости от британской короны.

1 Local Authorities: Actors for Development // The European Commission Communication. URL: http://lra4dev.cor.europa.eu/portal/en/Pages/Background.aspx (дата обращения: 02.03.12).

2 Europe 2020 is the EU's growth strategy for the coming decade // European Commission. URL : http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm (дата обращения: 15.10.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.