Научная статья на тему 'Девиантное поведение виктимных детей, его причины и особенности (начало)'

Девиантное поведение виктимных детей, его причины и особенности (начало) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4342
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ВИКТИМНЫЕ ДЕТИ / DEVIATION / DEVIANT BEHAVIOUR / VICTIM / VICTIMIZATION / VICTIM CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонова Ирина Владимировна

В статье исследуются проблемы девиантного поведения, проявления девиантности у несовершеннолетних, факторы и причины, его обуславливающие, особенности девиаций у виктимных детей. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the problems of deviant behaviour, displays of deviation among minors, factors and reasons causing it, features of deviations among victim children are considered.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение виктимных детей, его причины и особенности (начало)»

Девиантное поведение виктимных детей, его причины и особенности

И. В. Леонова (Московский гуманитарный университет) *

В статье исследуются проблемы девиантного поведения, проявления девиантности у несовершеннолетних, факторы и причины, его обуславливающие, особенности девиаций у виктимных детей.

Ключевые слова: девиантность, девиантное поведение, виктимность, виктимизация, виктим-ные дети.

Deviant behavior victim children, it the reasons and features

I. V. Leonova

(Moscow University for the Humanities)

The article is considered the problems of deviant behaviour, displays deviation at minors, factors and its reasons causing, features of deviations at viktim children.

Keywords: deviation, deviant behaviour, victim, victimization, victim children.

Проблема девиантного поведения детей и подростков является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Несмотря на то что последние два десятилетия об этой проблеме говорят часто, до ее решения еще далеко, более того, численность детей, характеризующихся девиантным поведением, неуклонно растет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение «ребенок с девиантным поведением».

Но наиболее интенсивно и многообразно девиантность проявляется у подростков и юношей. Из всех возрастных групп они наиболее уязвимы в плане социально-нравственного самоопределения. Представления несовершеннолетних о морали и праве в силу целого ряда причин, в том числе и возрастных, находятся на вербальном уровне, не стали еще осознанными, тем более автоматическими регуляторами их поведения. Поэтому нарастающие общественные противоречия сразу же сказываются на усилении

роста негативных явлений в подростковой среде, провоцирующих девиантное поведение личности, ее деградацию.

В подростковом возрасте наблюдается относительный пик поведенческих расстройств. Определяется он прежде всего падением субъективной ценности нравственного здоровья. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед проблемой выбора; с другой стороны — обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Нарастает волна детской беспризорности, увеличилось количество детей, характеризующихся различными аномалиями психического или физического развития, употребляющих алкоголь, наркотики, нищенствующих и занимающихся проституцией. А наиболее подверженными тому, чтобы изменить свое поведение на деви-

* Леонова Ирина Владимировна — заместитель заведующего отделом по координации научных исследований Московского гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, доцент. Тел.: 8-926-857-05-59. Эл. адрес: Aricha2004@yandex.ru

Работа выполнена в рамках исследования по гранту Президента Российской Федерации молодым российским ученым (проект МК-1130.2008.6)

антное, являются дети, чей статус уже характеризуется виктимностью.

Таким образом, мы подошли к определению таких понятий, как «виктимность» (от лат. viktime — жертва) — предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств (жертвопригодность) и «виктимизация» — процесс и результат превращения человека в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Рассматривая проблему человека — жертвы неблагоприятных условий социализации, мы берем за основу классификацию, предложенную А. В. Мудриком (Мудрик:, 1992: 54), и выделяем следующие виктимные группы:

— инвалиды всех категорий;

— сироты и дети, находящиеся на попечении государства;

— дети беженцев и мигрантов (в страну, в регион, местность);

— метисы как представители инонациональных групп, проживающие в местах компактного расселения другого этноса;

— дети из семей с низким экономическим и (или) образовательным уровнем, аморальной и (или) криминогенной атмосферой;

— бездомные, бродяжки и попрошайки;

— дети-алкоголики, наркоманы и токсикоманы;

— дети, используемые в качестве наемной рабочей силы (в том числе, занимающиеся проституцией — до 15 лет) и т. д.

При этом все виды жертв неблагоприятных условий социализации можно условно обозначить как реальные, потенциальные и латентные.

Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, сироты, дети с психосоматическими дефектами и отклонениями.

Потенциальными, с очень большой возможностью стать реальными жертвами социализации, можно назвать детей с неуравновешенной психикой и акцентуациями характера; мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, родившихся и воспитывающихся в семьях с низким материаль-

ным, моральным, образовательным уровнями; представителей инонациональных или расовых групп в местах проживания другого этноса или расы.

К латентным жертвам — «скрытым», а потому с трудом определимым — могут быть отнесены высокоодаренные дети. Ряд специалистов (Н. С. Лейтес, А. М. Матюш-кин, Б. М. Теплов) полагают, что одаренность и даже гениальность «выпадает» на долю примерно одного из десяти тысяч родившихся человек. «Но большинство будущих гениев теряется на жизненном пути, так как условия их социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития их высокой одаренности, о чем ни они, ни их близкие могут даже не подозревать» (Мудрик, 2002: 197).

Необходимо отметить и то, что названные категории жертв редко бывают представлены в чистом виде. Зачастую какой-то жизненный факт или первичный дефект вызывают вторичные изменения в развитии человека и его жизненной позиции, формируют неадекватное или ущербное отношение к миру и к себе.

Нередко происходит и наложение одного признака или обстоятельства на другое. Чаще всего из неблагополучных семей выходят именно дети-алкоголики, наркоманы, токсикоманы. Дети беженцев и мигрантов, плохо приживаясь в чуждой им среде, плавно перетекают в разряд «трудных детей», а выпускники детских домов и сиротских учреждений — основная категория, пополняющая ряды бездомных, криминальных элементов и самоубийц.

В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих виктимизацию детей, мы вслед за учеными, занимающимися данной проблемой (Е. П. Авдуев-ская, А. С. Волович, А. В. Мудрик), выделяем такие: индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок; поведенческий, который затрудняет социальную адаптацию ребенка; психолого-пе-дагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; соци-

ально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; личностный, который прежде всего проявляется в активно избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего окружения, педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях, личной способности к саморегулированию своего поведения; социальный, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Вероятность стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации зависит также от степени гибкости, развитости саморегуляции и рефлексии, ценностных ориентаций и т. д. Следует отметить и такую личностную характеристику, как экс-тернальность/интернальность, т. е. склонность приписывать причины происходящего внешним обстоятельствам или принимать всю ответственность за происходящее на себя (Василькова, 2003: 126).

И особенно важно: воспринимает или нет ребенок себя как жертву. Одни сироты и инвалиды воспринимают себя как жертву неблагоприятных условий социализации, что определяет их поведение в обществе, другие — не воспринимают. Есть и такие, которые, официально не принадлежа ни к одной из выделяемых виктимных групп, все возникающие в их жизни трудности готовы расценивать как виктимные факторы.

Виктимность, таким образом, определяется не только объективными факторами внешних средовых условий, но особыми внутренними факторами:

— индивидуально-психологическим фактором, определяемым способностями (скоростью и вариативностью при переработке информации), формой и порогом эмоциональной реакции (эмотивностью) и др.;

— личностным фактором, который прежде всего проявляется в особенностях карти-

ны мира и образа «Я» виктимных детей, невысоком уровне их доверия и открытости миру, низкой коммуникативной компетентности и произвольности, отсутствии устойчивых ценностных ориентаций;

— психолого-педагогическим фактором, проявляющемся в дефектах школьного и семейного воспитания и характеризующем неблагоприятную межличностную ситуацию развития;

— социально-психологическим фактором, раскрывающем неблагоприятное статусное положение ребенка в группе сверстников и взрослых, отсутствие просоциальной референтной группы и устойчивой социальной сети общения, которые обеспечивают овладение социально значимыми нормами и ценностями и их усвоение.

Предметом нашего изучения являются такие аспекты поведения виктимных детей, которые можно квалифицировать как девиантное поведение.

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение). В педагогической литературе (М. А. Алемаскин, С. А. Беличева, Н. Н Вер-цинская, С. А. Завражин, Ю. А. Клейберг, В. А. Попов, Л. К. Фортова) под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В. В. Ковалев, А. Е. Личко, Я. И. Гилинский и др.), либо ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм или в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в инди-

видуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников (Гилинский, Афанасьев, 1993: 12).

Представляет интерес определение девиации и девиантного поведения Я. И. Гилин-ским. По его мнению, «под отклоняющимся поведением понимается поступок, действия человека или социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» (Гилинский, 1991: 74).

Таким образом, определение понятия «девиантное поведение» предполагает выделение существенных признаков явления.

1. Девиантное поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Но, определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Следовательно, девиантное поведение — это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны!, других людей.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Так, если ребенок один раз взял

без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным. Напротив, систематическое осознанное воровство денег подростком будет являться одной из форм девиантного поведения.

Данное правило имеет исключения. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).

6. Особенностью девиантного поведения является то, что оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. Зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».

7. Отклоняющееся поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие. Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте (Счастливая, 1998: 64).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алмазов, Б. Н. (2004) Правовая патопсихология : учеб. пособие. Екатеринбург : ИД УрГЮА.

Василькова, Ю. В., Василькова, Т. А. (2003) Социальная педагогика : учеб. пособие. М : Академия.

Гилинский, Я. И., Афанасьев, В. Н. (1993) Социология девиантного поведения: Учеб. пособие. СПб. С. 12.

Гилинский, Я. И. (1991) Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. №4.

Дети группы риска: материалы международного семинара. (1998) СПб.

Дубровина, И. В., Минкова Э. А. (1995) Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.

Клейберг, Ю. А. (2001) Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов. М.

Ковалев, В. В., Худик, В. А. (1997) Детская патопсихология. Киев.

Личко, А. Е. (2003)Психопатии и акцентуация характера у подростков. М. : Медицина.

Мудрик, А. В. (1992) Виктимология // Магистр. №5.

Мудрик, А. В. (2002) Социальная педагогика: учеб. пособие. М.

Раттер, М.(1998) Помощь трудным детям. М.

РПЭ (1998) В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.

Большая российская энциклопедия. Т. 2.

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.