ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ИННОВАЦИИ
Бааль Наталья Борисовна,
кандидат политических наук, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: nata-baal@mail.ru
Ходякова Наталия Владимировна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: hodyakova@yandex.ru
Научная специальность: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
УДК 37
Дата поступления: 20 февраля 2024 г.
Дата принятия статьи в печать: 13 марта 2024 г.
Natal'ya Borisovna Baal',
Candidate of Politics,
Professor at the Department of Psychology,
Pedagogy and Organization of Work with Personnel,
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia,
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: nata-baal@mail.ru
Nataliya Vladimirovna Hodyakova,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor at the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: hodyakova@yandex.ru
Scientific specialty:
5.8.1. General pedagogy,
history of pedagogy and education
Девиантное поведение в молодежной среде: сущность, причины и пути педагогической профилактики
Deviant Behavior among Young People: the Essence, Causes and Ways of Pedagogical Prevention
Аннотация
Актуальность: комплексная безопасность нашей страны и перспективы ее поступательного и устойчивого развития во многом зависят от социального благополучия молодежи, ее способности разделять традиционные национальные ценности и соблюдать общепринятые нормы поведения. В этой связи актуализируется изучение сущности и причин девиантного поведения молодых россиян, а также выявле-
Abstract
Relevance: the comprehensive security of our country and the prospects for its progressive and sustainable development largely depend on the social well-being of young people, their ability to share traditional national values and comply with generally accepted norms of behavior. In this regard, the study of the essence and causes of deviant behavior of young Russians, as well as the identification of ways of its pedagogical preven-
ние путей его педагогической профилактики.
Проблема: характер молодежных девиаций и порождающие их факторы являются динамически изменчивыми явлениями и требуют постоянных педагогических исследований, поиска адекватных средств их преодоления.
Цель: с позиций различных отраслей гуманитарного знания (педагогики, психологии, политологии, социологии) рассмотреть сущность и причины девиантного поведения молодежи и на основе современных научных достижений в области педагогики предложить пути соответствующей педагогической профилактики.
Методы: анализ научной литературы, синтез научных знаний из различных областей социальных и гуманитарных наук, систематизация результатов научно-педагогических исследований и их обобщение в виде выводов.
Выводы: девиантное поведение - это особый вид отклоняющегося от общепризнанных норм поведения, но его не следует рассматривать как проявление исключительно асоциальной активности. Причины девиантного поведения молодежи связаны с социальными, экономическими, политическими условиями жизни, а также с индивидуальными личностно-психоло-гическими особенностями молодых людей. Педагогическая профилактика девиантного поведения учащейся молодежи состоит в специальном педагогическом проектировании образовательной среды, позволяющей старшеклассникам и студентам не только успешно адаптироваться в ней, но и приобретать опыт успешной субъектной деятельности, социализироваться посредством диалога, творчески самореализоваться.
tion, is being updated.
Problem: the nature of youth deviations and the factors that generate them are dynamically changing phenomena and require constant pedagogical research, the search for adequate means to overcome them.
Goal: from the standpoint of various branches of humanitarian knowledge (pedagogy, psychology, political science, sociology), to consider the essence and causes of deviant behavior of young people and, based on modern scientific achievements in the field of pedagogy, to propose ways of appropriate pedagogical prevention.
Methods: analysis of scientific literature, synthesis of scientific knowledge from various fields of social sciences and humanities, systematization of the results of scientific and pedagogical research and their generalization in the form of conclusions.
Conclusions: deviant behavior is a special kind of behavior deviating from generally accepted norms, but it should not be considered as a manifestation of exclusively antisocial activity. The reasons for the deviant behavior of young people are related to social, economic, political living conditions, as well as to the individual personality and psychological characteristics of young people. Pedagogical prevention of deviant behavior of young students consists in a special pedagogical design of the educational environment, which allows high school students and students not only to successfully adapt to it, but also to gain experience in successful subjective activity, socialize through dialogue, and creatively self-actualize.
Ключевые слова: норма; девиация; образовательная организация; мотивация; молодежь; подростки; молодежная среда.
Keywords: norm; deviation; educational organization; motivation; youth; teenagers; youth environment.
Главным условием существования и нормального функционирования любой системы является ее способность находиться в равновесии. Незначительное отклонение от установленных норм способно расшатать эту систему. Во все времена с момента появления общественной формации и развития общества как такового в целях урегулирования определенных отношений между членами формации использовались различные правила. История человечества не раз доказала тот факт, что хаос переходит в разрушение и уничтожение цивилизации, а стремление к организации и согласованию выступает гарантией существования жизни вообще и общества в частности. Нормы являются именно тем механизмом, который удерживает
равновесие в условиях постоянных перемен. Любое отклонение от установленных норм расшатывает эту систему, поэтому необходимым условием сохранения внутреннего баланса является прогнозирование и профилактика проявления отклонений от норм (девиации) в тех или иных социальных группах.
В чем состоит сущность девиации, и каковы причины ее проявления? Понятие «девиация» происходит от латинских слов deviatio — заблуждение и devio — сбиться с пути [2]. Девиантное поведение — это результат сложного взаимодействия множества факторов. Оно может быть вызвано как политическими, так и экономическими проблемами, а также социальными изменениями. Влияние всех этих аспектов мо-
жет привести к увеличению фактов асоциального поведения, усилению социальных проблем, росту числа преступлений среди молодежи и причинять значительный ущерб, как материальный, так и нравственный. Необходимо найти пути борьбы с этим явлением, чтобы общество могло развиваться и процветать.
Итак, девиация рассматривается как отклонение от общепринятых норм поведения. Понятие «девиация» впервые появилось в социальной мысли в 60-х гг. ХХ в. для объяснения необычного поведения и социальных проблем, выходящих за рамки уголовного права. Девиация подразумевала не только преступность, но и менее опасные нарушения социальных правил, норм и установок, она сравнивалась с «дивным танцем» на грани дурного тона [1, с. 27].
Далее возникает следующий вопрос: если девиация — это своеобразное отступление от стандартных норм, то что в данном случае можно считать эталоном? Для ответа на этот вопрос необходимо глубже изучить особенности деви-антного поведения среди молодежи, которое обычно связывается с отрицательными формами отклонения от норм и даже с преступными действиями, т. е. с антисоциальным поведением. Поиск решения обсуждаемой проблемы необходимо начать с изучения психологии современных молодых людей, понимания, что заставляет их совершать асоциальные поступки, и как помочь им возвращаться на нормативно приемлемый путь.
В общей теории социальной девиации представлены разнообразные взгляды и подходы, отражающие сложную взаимосвязь различных факторов. Большинство концепций соответствует трем основным моделям — психогенной, социогенной и регулятивной, но специалисты признают, что девиантное поведение не может быть полностью объяснено только мононаучным путем. Поэтому изучение этого явления целесообразно проводить с использованием мультипарадигмального подхода, включающего такие теории, как: социально-экологическая, дифференцированной связи, аномии, субкультур, отчуждения, стигматизации, нейтрализации, «дрейфа» и контркультур [5, с. 45—55].
Для молодежи характерны специфические социально-психологические особенности, которые могут проявляться в нарушениях закона, инициативном формировании молодежных группировок, в особенностях поведения подростков в различных сферах жизни. Важно выявлять причины слабой адаптации молодых людей к общепринятым нормам и культурным традициям, чтобы помочь им успешно взаимодействовать с современным обществом [6, с. 24—32; 11; 19, с. 75].
Различения в поведении не всегда можно связать с нарушением закона — это может быть отклонение от общепринятых норм и ценностей. Ведь в жизни каждого общества есть место нестандартным и непривычным поступкам, которые вызывают общественное возмущение или, напротив, интерес. Не все отклонения подпадают под уголовную ответственность, но могут серьезно повлиять на общественное мнение и динамику.
В научном сообществе девиантное поведение рассматривается как выход за пределы общественных норм и ожиданий, представляющий угрозу для социума. Закрепилось мнение о том, что развитию аномального поведения среди молодежи в современном мире способствует дезорганизация, являющаяся неотъемлемой частью крупных социальных перемен под воздействием модернизации. Индустриализация и урбанизация, кризис социализации, распад традиционных ценностей, массовая миграция молодежи из деревень в города, психологическое давление и прочие факторы социальной трансформации взаимосвязаны и формируют сложную картину современных вызовов обществу.
Существуют две разновидности девиантно-го поведения: творческое и разрушительное. Агрессивная форма девиации, как в явной, так и в скрытой форме, нацелена на перераспределение ресурсов, достижение целей за счет игнорирования интересов окружающих, несправедливое решение проблемы в пользу одной из сторон за счет ухудшения положения другой. Характер агрессивного поведения определяется не только воспитанием, но и поведением другой стороны взаимодействия. Скрытая агрессия говорит о недостаточном энергетическом потенциале для преодоления разочарования у человека. [8, с. 32; 17, с. 145—151]. Девиантное поведение с разрушительной направленностью представляет собой незаконные действия, производимые личностью или группой людей, которые не соответствуют общественным ожиданиям и нормам, обусловленным культурой. Это поведение искажает установленные роли и может замедлить прогресс общества. Не следует путать разрушительную девиацию с преступностью, так как преступление — это лишь одно из проявлений данного вида девиантного поведения, подпадающее под уголовную ответственность [10; 17, с. 145-151].
По мере взросления и интеграции в общество, большинство молодых людей обнаруживает, что их социальный статус заметно ниже, чем у других. Во всех культурах концепция старшинства включает как возрастные, так и социальные аспекты, что приводит к неравенству в обществе, особенно в сравнении со взрослы-
ми. Молодежь часто ощущает свою непривилегированность из-за эйджизма, который проявляется в социальных взаимоотношениях между разными возрастными группами [20]. Обладая ключевыми позициями в социальной иерархии, взрослые люди имеют достаточные средства, чтобы защитить свой статус и устранить конкурентов из числа молодежи, которые им не нравятся. Все это — источник потенциальных молодежных девиаций.
Теперь рассмотрим вариант творчества как проявление относительно позитивных девиаций в поведении молодежи. Заметим, что эпоха юности неразрывно связана с идеей приключений (жажда приключений особенно ярко проявляется в юном возрасте). Обычно к ним стремятся творческие личности — лидеры, одаренные юноши и девушки, и отклонения в их поведении от общепринятых норм часто ориентированы не столько на нарушение принятого порядка, сколько на свою относительно автономную и свободную деятельность, направленную на отказ от стереотипов и создание новой реальности. Эти молодые люди испытывают потребность в интеллектуальной независимости, характеризуются излишней самоуверенностью, но в любом случае креативные, с особым преобразующим отношением к миру. Свои способности и уникальные качества они проявляют на очень узких, специфических участках деятельности [18]. Можно допустить, что позитивные девиации способствуют более эффективной адаптации молодежи в условиях стихийно изменяющихся реалий.
Процесс самоопределения человека невозможен без удовлетворения его базовых потребностей: в ощущении безопасности, в социальных связях (надежные и верные друзья, признание другими успехов и достижений) и в репутации. По мнению В. С. Грехнёва, девиации начинаются там и тогда, где и когда чего-то недостает. Поэтому одной из причин девиантно-го поведения юноши или девушки может быть неудовлетворенная потребность в проявлении себя, стремление быть отличным от других. При этом не столь важно, каким способом это будет достигнуто: позитивным либо негативным [4, с. 20].
Резюмируя взгляд на девиантное поведение, можно заключить, что это особый вид отклоняющегося от общепризнанных норм поведения, но его не всегда надо рассматривать как проявление только асоциальной активности.
Основными принципами профилактики деви-антного поведения с учетом его личностно-пси-хологической природы являются принципы: гуманизации всей жизнедеятельности молодых людей и их межличностных отношений; демократизации управления молодежными коллек-
тивами; природосообразности (учета возрастных особенностей молодых людей); инновационной трансформации образовательных систем; педагогизации жизненного пространства; признания неповторимости, самоценности и уникальности личности каждого юноши и девушки; творческой самореализации.
Какие же существуют возможности педагогической профилактики деструктивного деви-антного поведения в молодежной среде? Исследователи-педагоги предлагают разные пути и меры.
Так, по мнению Г. А. Мысиной, изучающей зависимые формы поведения студенческой молодежи, требуется создание особых условий образовательной среды, которые бы обеспечивали физическое, психическое и социальное благополучие обучающихся [14, с. 78].
Специальную программу физкультурно-оздоровительной работы с подростками-девиантами предлагает в своем исследовании М. Н. Жуков. В данную программу он включает три компонента: диагностику психологического и физического состояния старшеклассников, формирование у них интереса к занятиям физической культурой и спортом, коррекцию физического, нравственного и эмоционального состояния [7, с. 97].
A. Г. Сапрунов отмечает, что важнейшими мерами педагогической профилактики девиаций среди школьников и студентов является обеспечение связи обучения и воспитания, вовлечение молодежи в освоение программ дополнительного образования, в деятельность юношеских общественных организаций [16, с. 174].
В исследовании Н. Н. Савиной преодоление делинквентного поведения подростков возможно на основе индивидуальных программ развития их креативности, создания позитивных стимулов творческой деятельности в различных образовательных средах.
B. Д. Гатальский рассматривает девиантное поведение учащейся молодежи как результат переживания взрослеющей личностью различных критических ситуаций, а педагогическое преодоление негативных проявлений как рефлексию и деятельное участие педагога в судьбе молодого человека на основе «понимающего диалога». Пути педагогической профилактики ученый связывает с оптимизацией культурно-образовательного окружения девиантов в части устранения или элиминации негативно воздействующих на них условий [3, с. 70].
Подобного мнения придерживается и исследователь Т. Д. Молодцова. Она предлагает разрабатывать и реализовывать в работе с девиант-ными юношами и девушками смыслообразую-щую модель взаимодействия с ними педагога в культурно-образовательной среде. При этом
акцент делается на вытеснении асоциальных ценностей, смыслов и мотивов личности просо-циальными [13, с. 143].
Девиации школьников как рассогласование внешних и внутренних механизмов их социализации определяет Е. Н. Приступа. В ее диссертации предлагаются два варианта профилактики: через педагогическое влияние на внешние связи личности с социумом и через педагогическое сопровождение обучающихся [15, с. 175].
В исследовании М. А. Ковальчук педагогическая профилактика девиантных проявлений в поведении старшеклассников понимается как двусторонний процесс. С одной стороны, это создание условий ближайшего окружения, ориентированных на ресоциализацию дезадаптированных школьников, с другой стороны, это развитие личностной сферы обучающихся. Автор считает главным вектором превенции негативных проявлений развитие субъектного опыта старшего школьника, что осуществимо через создание для него ситуаций свободного выбора сферы самореализации [9, с. 156].
Как показано в наших работах [21, с. 313— 316; 22, с. 412—415; 23, с. 211—218], девиантные проявления личности в социокультурной среде свидетельствуют о том, что она пребывает в деструктивной ситуации взаимодействия с этой средой — ситуации дезадаптации.
В центре ситуации дезадаптации всегда усматривается противоречие между созданными внешними условиями жизни и деятельности и внутренними диспозициями личности, а трансформация данной ситуации в конструктивную предполагает педагогическое управление параметрами среды, иными словами специальную организацию педагогической деятельности по коррекции условий средового окружения личности в зависимости от типа дезадаптации (дезадаптация в части когнитивной, деятель-ностной, ценностно-смысловой или целостной ориентировки).
Педагогическое преодоление когнитивной дезадаптации требует создания средовых условий систематизации информации и дозирования нагрузок, задания норм и образцов поведения и деятельности, эстетичного и эргономичного окружения, подкрепления и положительной эмоциогенности [12; 15]. Педагогическое преодоление деятельностной дезадаптации подразумевает создание в среде условий вариативности и соревновательности, оценки индивидуальной успешности на основе объективных критериев-эталонов. Ценностно-смысловая дезадаптация может быть преодолена посредством средовых условий для рефлексии, самопрезентации и диалогического общения с референтной группой, соответствующей групповой оценки. Преодоление дезадаптации в части целостной ориентировки личности связано с элиминацией педагогического контроля и предоставлением условий максимальной творческой свободы [12; 14].
Какие выводы можно сделать из всего сказанного?
Во-первых, девиантное поведение — это особый вид отклоняющегося от общепризнанных норм поведения, но его не всегда надо рассматривать как проявление только асоциальной активности.
Во-вторых, причины девиантного поведения молодежи связаны с социальными, экономическими, политическими условиями жизни, а также с индивидуальными личностно-психо-логическими особенностями молодых людей.
В-третьих, педагогическая профилактика де-виантного поведения учащейся молодежи состоит в специальном педагогическом проектировании образовательной среды, позволяющей старшеклассникам и студентам не только успешно адаптироваться в ней, но и приобретать опыт успешной субъектной деятельности, социализироваться посредством диалога, творчески самореализоваться.
Список литературы:
References:
1. Афанасьев В. С., Гилинский Я. И. Девиант- 1. ное поведение и социальный контроль
в условиях кризиса российского общества : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Филиал Ин-та социологии РАН, 1993. 2. 167 с.
2. Большая российская энциклопедия : в 30 т. 3. Москва : БРЭ, 2007. Т. 8. 766 с.
3. Гатальский В. Д. Система педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи : дис. ... 4. д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2011. 750 с.
Afanas'ev V. S, Gilinskij Ya. I. Deviantnoe pove-denie i social'nyj kontrol' v usloviyah krizisa rossij-skogo obshchestva : ucheb. posobie. Sankt-Peter-burg : Filial In-ta sociologii RAN, 1993.167 s. Bol'shaya rossijskaya enciklopediya : v 30 t. Moskva : BRE, 2007. T. 8. 766 s. Gatal'skij V. D. Sistema pedagogicheskoj pro-pedevtiki deviantnogo povedeniya uchashchej-sya molodezhi : dis. ... d-ra ped. nauk. Sankt-Peterburg, 2011. 750 s.
Grekhnyov V. S. Deviations of human behavior and pedagogical possibilities of their correction // Philosophy and Society. 2012. № 2. S. 5-22.
4. Грехнёв В. С. Девиации поведения людей и педагогические возможности их коррекции // Философия и общество. 2012. № 2. С. 5-22.
5. Димов В. М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 2. С. 91-93.
6. Дубинин С. Н, Назмутдинов Р. А, Каиро-ва Б. К. Психология девиантного поведения : учеб. пособие. Костанай : Костанай-ский гос. пед. ин-т, 2019. 144 с.
7. Жуков М. Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с деви-антным поведением : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2005. 370 с.
8. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие. 2-е изд., испр. Москва : Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
9. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников : дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2002. 344 с.
10. Кочеров А. В. Девиантное поведение как психологический феномен // Вестник науки. 2020. № 2 (23). Т. 2. С. 33-40.
11. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. Москва : Прогресс, 1965. С. 520-521.
12. Михайликов В. Л., Михайликова В. В. Воспитательная работа в ОВД и принципы ее реализации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 4. С. 16-21.
13. Молодцова Т.Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации подростков : дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1998. 431 с.
14. Мысина Г.А. Создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здо-ровьесберегающей образовательной среде вуза : дис. ... д-ра пед. наук. Тула, 2011. 433 с.
15. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2008. 490 с.
16. Сапрунов А. Г. Теория и методология исследования проблем профилактики социальных отклонений несовершеннолетних : дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2002. 320 с.
17. Сиоридзе А. Т. Психологический портрет личности участника молодежных экстремистских групп // Право и образование. 2007. № 3. С. 145-151.
18. Снимщикова Э. В. Творчество как вариант проявления позитивных девиаций поведения. URL: https://cyberleninka.m/arüde/n/
5. Dimov V. M. Problems of deviant behavior of Russian youth // Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 18. 1997. № 2. S. 91-93.
6. Dubinin S. N, Nazmutdinov R. A., Kairo-va B. K. Psihologiya deviantnogo povedeniya : ucheb. posobie. Kostanaj : Kostanajskij gos. ped. in-t, 2019. 144 s.
7. Zhukov M. N. Social'no-pedagogicheskie i ozdorovitel'nye tekhnologii v fizicheskom vos-pitanii detej i podrostkov s deviantnym pove-deniem : dis. ... d-ra ped. nauk. Moskva, 2005. 370 s.
8. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya: psihologiya otklonyayushchegosya povedeniya : ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. Moskva : Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004. 288 s.
9. Koval'chuk M.A. Profilaktika deviantnogo povedeniya starsheklassnikov : dis. ... d-ra ped. nauk. Yaroslavl', 2002. 344 s.
10. KocherovA. V. Deviantnoe povedenie kak psiho-logicheskij fenomen // Vestnik nauki. 2020. № 2 (23). T. 2. S. 33-40.
11. Koen A. Issledovanie problem social'noj dezor-ganizacii i otklonyayushchegosya povedeniya // Sociologiya segodnya. Moskva : Progress, 1965. S. 520-521.
12. Mihajlikov V. L, Mihajlikova V. V. Educational work in law enforcement bodies and its operating principles // Problems of law-enforcement activity. 2021. № 4. S. 16-21.
13. Molodcova T.D. Teoriya i praktika preduprezh-deniya i preodoleniya dezadaptacii podrostkov : dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov-na-Donu, 1998. 431 s.
14. Mysina G. A. Sozdanie uslovij dlya obe-specheniya fizicheskogo, psihichesko-go i social'nogo blagopoluchiya studentov v zdorov'esberegayushchej obrazovatel'noj srede vuza : dis. ... d-ra ped. nauk. Tula, 2011. 433 s.
15. Pristupa E. N. Social'no-pedagogicheskaya profilaktika deviacij social'nogo zdorov'ya shkol'nika : dis. ... d-ra ped. nauk. Moskva, 2008. 490 s.
16. Saprunov A. G. Teoriya i metodologiya issle-dovaniya problem profilaktiki social'nyh otk-lonenij nesovershennoletnih : dis. ... d-ra yurid. nauk. Moskva, 2002. 320 s.
17. Sioridze A. T. Psychological portrait of the personality of a member of youth extremist groups // Education and Law. 2007. № 3. S. 145- 151.
18. Snimshchikova E. V. Tvorchestvo kak variant proyavleniya pozitivnyh deviacij povedeniya. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tvorchestvo-kak-variant-proyavleniya-poz-itivnyh-deviatsiy-povedeniya/viewer (data obrashcheniya: 20.01.2024).
19. Strokina Yu. V. Deviantnoe povedenie molo-dezhi - kategoriya social'naya // Rossiya i
tvorchestvo-kak-variant-proyavleniya-pozitivnyh-deviatsiy-povedeniya/viewer (дата обращения: 20.01.2024).
19. Строкина Ю. В. Девиантное поведение молодежи — категория социальная // Россия и Восток. Философские проблемы геополитических процессов: Каспийский регион на рубеже 3 тысячелетия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань : Астраханский гос. пед. ун-т, 2001.
20. Таран Ю. Н. Комплексный подход к организации работы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 2. С. 22—24.
21. Ходякова Н. В. Педагогическая профилактика деструктивного поведения подростков // Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи : сб. науч. трудов Все-рос. науч.-практ. конф. Москва : Московский ун-т МВД России имени В. Я. Кикотя, 2022. С. 313—316.
22. Ходякова Н. В. Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды вуза МВД России в интересах личностного развития и преодоления Интернет-зависимости курсантов и слушателей // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы (к 20-летию образования Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя) : сб. науч. трудов VI Международной конф. Москва : Московский ун-т МВД России имени В. Я. Кикотя, 2022. С. 412—415.
23. Ходякова Н. В., Сердюк Н. В., Грищен-ко Л. Л. Проектирование педагогической деятельности по профилактике девиантно-го поведения несовершеннолетних на основе ситуационно-средового подхода // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 1 (99). С. 211—218.
Vostok. Filosofskie problemy geopoliticheskih processov: Kaspijskij region na rubezhe 3 ty-syacheletiya : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Astrahan' : Astrahanskij gos. ped. un-t, 2001.
20. Taran Yu. N. An integrated approach to the organization of work on the prevention of crimes and offenses of minors // Issues of Juvenile Justice. 2009. № 2. S. 22-24.
21. Hodyakova N. V. Pedagogicheskaya profilaktika destruktivnogo povedeniya podrostkov // Pro-filaktika agressii i destruktivnogo povedeniya molodezhi : sb. nauch. trudov Vseros. nauch.-prakt. konf. Moskva : Moskovskij un-t MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya, 2022. S. 313-316.
22. Hodyakova N. V. Pedagogicheskoe proektiro-vanie informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza MVD Rossii v interesah lichnostnogo raz-vitiya i preodoleniya Internet-zavisimosti kur-santov i slushatelej // Professional'noe obrazo-vanie sotrudnikov organov vnutrennih del. Pe-dagogika i psihologiya sluzhebnoj deyatel'nosti: sostoyanie i perspektivy (k 20-letiyu obrazo-vaniya Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya) : sb. nauch. trudov VI Mezhdunarodnoj konf. Moskva : Moskovskij un-t MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya, 2022. S. 412-415.
23. Hodyakova N. V., Serdyuk N. V., Grishchen-ko L. L. Design of pedagogical activities for the prevention of juvenile deviant behavior based on a situational and environmental approach // Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1 (99). S. 211-218.
Для цитирования:
For citation:
Бааль Наталья Борисовна, Ходякова Наталия Владимировна. Девиантное поведение в молодежной среде: сущность, причины и пути педагогической профилактики // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 2 (5). С. — .
Baal' Natal'ya Borisovna, Hodyakova Nataliya Vladimirovna. Deviant Behavior among Young People: the Essence, Causes and Ways of Pedagogical Prevention // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2024. № 2 (5). P. - .