мотивировать студента к развитию в будущем и профессиональному становлению личности будущего педагога изобразительного искусства.
Список литературы:
1. Белинская Е.П. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы / Е.П. Белинская, И.С. Давыдова // Психологическая наука и образование: специальный выпуск: молодые ученые - науке и образованию / Ред. В.В. Рубцов, А.А. Марголис. - 2007. - № 5. - С. 28-37.
2. Cottle T.J. Perceiving time A Psychological Investigation with Men and Women. - N.Y., 1976.
3. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании: учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический проект: Фонд «Мир»,
2004. - 432 с.
4. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб.: Издательство ДНК, 2001. - 200 с.
5. Кандинский В. Точка и линия на плоскости // Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х т. Т. 2. - М.: Гилея, 2001.
6. Ковалев А.А. Основные композиционные принципы в формальной интерпретации. Их роль и значение в теоретической и практической подготовке художника - педагога // Вопросы истории, теории и методики препо-дования изобрзительного искусства. Сборник статей. Выпуск 6. - М.: МПГУ
2005. - 271 с.
7. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. - 671 с.
8. Ллойд Э., Ледерман У (ред.) Справочник по прикладной статистике. Том 2. - М., 1990. - 528 с.
9. Чуднова А. Карточки Люшера - ключ к тайным пластам подсознания человека. Как узнать все о себе и своих близких и помочь себе-быстро и надежно / А. Чуднова, С. Дьяченко, Ю. Азарова. - М.: АСТ, 2011. - 157 с.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРИЧИНА СТОЙКОЙ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
© Тараканова Е.В.*
Филиал Тюменского государственного университета, г. Новый Уренгой
В статье рассматриваются вопросы школьной неуспеваемости подростков, которые зачастую приводят к отклонениям в поведении и за-
* Старший преподаватель кафедры Гуманитарных дисциплин, кандидат педагогических наук.
трудняют процесс обучения и воспитания. Раскрываются основные причины неуспеваемости и группы школьников, неуспеваемость которых вызывается рядом причин.
Ключевые слова школьная неуспеваемость, причины неуспеваемости школьников, формирование отношения к учебному труду, преодоление отрицательных привычек.
Вопрос об успеваемости является одним из наиболее важных вопросов школьной практики, так как еще до настоящего времени в образовательных учреждениях имеется много неуспевающих школьников. Кроме того, привлекают внимание и такие ученики, которые получают удовлетворительные оценки, но могли бы учиться лучше. В каждом классе есть учащиеся, которые учатся хуже, чем они могли бы, потому что они не умеют систематически работать, не стремятся к лучшей успеваемости, не желают учиться вообще. Немало и таких учеников, которые с трудом усваивают учебный материал и, затрачивая много труда и усилий, обладают все же малоудовлетворительными знаниями [1].
Несмотря на то, что все эти школьники не являются неуспевающими учениками в буквальном смысле этого слова, их учебная деятельность протекает не так, как она должна была бы протекать. Они не получают в школе ни тех знаний, ни того воспитания, которые должна давать наша школа. Как правило, именно эти ученики раньше или позже переходят в ряды неуспевающих школьников.
Из всего сказанного видно, что проблема изучения и преодоления неуспеваемости школьников является чрезвычайно важной и насущной в настоящее время.
В настоящее время можно считать доказанным, что при правильно организованном учебно-воспитательном процессе можно добиться успеваемости каждого ребенка, обучающегося в школе. Неуспеваемость ученика почти всегда является результатом ошибок в воспитании или обучении в школе, а иногда еще до школы. Однако хорошей успеваемости от всех школьников можно добиться только в том случае, если правильные учебно-воспитательные условия будут обеспечены для каждого школьника. Хорошо известны факты, когда у одного и того же учителя, в одних и тех же условиях одни дети учатся очень хорошо, другие хуже, третьи плохо.
Этих различий в успеваемости можно было бы избежать, если бы учителя учитывали индивидуальные особенности своих учеников и осуществляли к ним индивидуальный подход.
Изучая и анализируя педагогическую литературу по вопросу школьной неуспеваемости, мы обнаружили, что у разных учеников неуспеваемость вызывается различными причинами [2].
У одних школьников, например, основная причина неуспеваемости связана с неправильно сформировавшимся отношением к учению. Основной
причиной неуспеваемости других школьников является трудность усвоения ими учебного материала, то, что обычно называют неспособностью. Такие ученики не в состоянии повысить успеваемость, несмотря на огромные усилия, которые они иногда затрачивают на свою учебную работу. Есть и такие ученики, которые не овладели правильными приемами учебной работы, не умеют заучивать учебный материал, составлять планы, решать задачи, пользоваться схемами, картами. Это отсутствие правильных приемов и способов учебной работы часто также является одной из основных причин, которые вызывают неуспеваемость. Встречаются и такие ученики, успеваемость которых значительно снижается из-за того, что у них не развиты учебные интересы. Им скучно заниматься, они не интересуются тем, что проходит в школе, не стремятся приобрести новые знания. Усвоение учебного материала у таких детей часто является формальным, приобретенные знания кажутся им чуждыми и ненужными. Имеются, наконец, и такие ученики, которые учатся плохо, потому что не умеют систематически и планомерно трудиться, у которых не создалось отношение к учебной деятельности как к трудовой деятельности, требующей для своего выполнения определенного труда, времени и усилий.
Наконец, часто встречаются школьники, неуспеваемость которых обусловливается не одной, а несколькими различными причинами, каждой из которых в отдельности было бы достаточно для того, чтобы данный ученик плохо учился. Еще чаще мы встречаемся с тем, что на первоначальную причину, вызвавшую неуспеваемость данного ученика, наслаиваются новые, вторичные явления, происшедшие в результате уже появившейся неуспеваемости.
Эти вторичные явления могут быть очень разнообразны, так как школьники обычно реагируют на свою неуспеваемость различно, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.
В результате всего этого конкретная картина неуспеваемости, с которой мы сталкиваемся в практике школы, очень пестра и разнообразна. Однако, несмотря на наслоения и пестроту картины неуспеваемости, имеются определенные типы неуспеваемости. Как правило, всегда можно найти, в чем именно заключается основная причина, вызвавшая неуспеваемость данного ученика.
Попытка сгруппировать отдельные случаи неуспеваемости в зависимости от вызвавшей ее причины показала, что фактически все многообразие случаев укладывается в несколько групп. Поэтому изучение неуспеваемости возможно вести по группам в зависимости от основной причины, вызвавшей эту неуспеваемость.
Рассмотрим группы школьников, неуспеваемость которых вызывается одной из следующих причин: 1) неправильным отношением к учению (первая группа); 2) трудностями усвоения учебного материала, связанными с тем, что обычно называют отсутствием способностей (вторая группа); 3) неправильно
сформировавшимися навыками и способами учебной работы (третья группа); 4) неумением трудиться (четвертая группа); 5) отсутствием познавательных и учебных интересов (пятая группа).
Первая группа неуспевающих школьников рассматривается с точки зрения зависимости успеваемости от правильного развития общественных мотивов учения.
Эти мотивы учения являются общественными мотивами, так как порождаются широким кругом жизненных отношений ребенка с окружающей его действительностью. На их возникновение и развитие влияют обстоятельства жизни ребенка в семье, его взаимоотношения с окружающими взрослыми, его положение в школе, отношения с учителями и товарищами. Общественные мотивы учения связаны, таким образом, с основными стремлениями и потребностями ученика, с основной направленностью его личности. Эти общественные мотивы учения имеют различный конкретный характер в зависимости от возраста ребенка, а также от его индивидуальных особенностей. Они могут выражать стремление детей заслужить похвалу учителей и родителей, стремление стать лучшими в классе, для того чтобы завоевать авторитет среди товарищей; они могут быть связаны с мечтами о будущей профессии.
Те мотивы, которые имеют сугубо личный характер и выражают узко личные интересы и направленность ученика, называются личными мотивами учения.
Во всех классах школы можно выделить группу учеников, которые не хотят учиться, потому что у них отсутствуют и общественные, и личные мотивы учения. В этих случаях учебная деятельность не может осуществляться, и ребенок либо плохо успевает, либо перестает учиться совсем. Принципиально ничего не меняется даже в тех случаях, когда у школьника развиты такие мотивы учения, как учебные интересы. Наличие у школьника интереса к учению еще не обеспечивает полноценного осуществления всей его учебной деятельности. Имеется большое количество учебных обязанностей, которые он должен выполнять и которые не связаны с имеющимся у него учебным интересом к тому или иному предмету. Для того чтобы ученик стремился хорошо учиться по всем предметам, для того чтобы он выполнял все обязанности, связанные с учебной деятельностью, чтобы он ежедневно отправлялся в школу, занимался там 4-5 уроков и выполнял дома все задания, иногда даже неинтересные, преодолевал нередко большие трудности, отказываясь часто от гораздо более для него привлекательных дел, необходимо, чтобы его к этому побуждали, помимо интереса к той или иной области знаний, также и общественные мотивы, мотивы, идущие от более широкого плана общения ребенка с окружающей его действительностью.
Среди школьников с недостаточно высоким развитием общественных мотивов учения встречается группа учеников, не являющихся неуспеваю-
щими в буквальном смысле слова. Это ученики, которые посещают школу либо потому что настаивают родители, либо потому что понимают необходимость окончить школу для будущей работы, либо по аналогичным мотивам. Не будучи заинтересованными в том, чтобы учиться хорошо или отлично, они все же хотят обязательно оставаться в школе, причем их вполне устраивает получение лишь удовлетворительных отметок, необходимое для беспрепятственного перехода из класса в класс. Однако систематически удержаться на уровне удовлетворительных отметок многие из этих учеников не в состоянии. Не стремясь к хорошей успеваемости, такие школьники привыкают прорабатывать материал недобросовестно, они не добиваются прочных знаний, у них не вырабатывается умение упорно и настойчиво преодолевать трудности, не вырабатываются правильные навыки учебного труда. В результате такие ученики, не будучи фактически неуспевающими, являются кандидатами в неуспевающие, так как они очень легко становятся таковыми, например, при усложнении проходимого материала, при случайных пробелах.
У таких детей необходимо сформировать высокие общественные мотивы учения, обеспечить их развитие, конкретизировать их и добиться того, чтобы учебная деятельность побуждалась этими мотивами. Методы, при помощи которых учитель может осуществить эту задачу, зависят от того, чем было вызвано у данного ученика недостаточное развитие высоких общественных мотивов.
Встречая таких детей, всегда следует разобраться и посмотреть, что привело к неправильному развитию общественных мотивов учения в данном конкретном случае. Является ли это следствием общих недостатков воспитательной работы данной школы или класса, в результате чего в классе отсутствует коллектив, нет общей коллективной жизни, совместной деятельности, связанной с учением, и прочих условий, обеспечивающих конкретизацию и приближение общественных мотивов к каждому ученику; или же причиной неправильного развития общественных мотивов учения является выключение ученика из общей коллективной жизни класса. Выяснение этих причин определит и педагогический путь. В первом случае, естественно, работа по воспитанию общественных мотивов учения у данного ученика неразрывно связана с изменением всей воспитательной работы в классе и в школе. Изолированные педагогические воздействия в этих случаях не могут помочь и вызвать какие-либо существенные изменения ни в успеваемости ученика, ни в его отношении к учению. Этим обстоятельством объясняется наблюдаемый в практике частый неуспех отдельных педагогических приемов, применяемых к таким ученикам.
Среди неуспевающих школьников можно выделить группу учеников, хорошо известную всем учителям, встречающуюся во всех классах школы. Учебная деятельность этих школьников отличается определенными, сходными для всех возрастов чертами.
Как учителя, так и родители считают таких учеников очень неспособными, иногда даже умственно отсталыми. Характер их учебной деятельности дает все основания для такого заключения. Выполняя учебное задание, требующее активной мыслительной работы, эти дети не стремятся его понять и осмыслить: вместо активного размышления они пользуются различными обходными путями, заменяющими это активное размышление.
Вне учения они часто ничем не отличаются от своих товарищей. Больше того, надо отметить, что некоторые ученики испытывают трудности и оказываются неспособными даже не во всех областях учебной деятельности. Во многих учебных заданиях такие школьники ориентируются, соображают и понимают так же хорошо, как и остальные школьники. Трудности в учении наступают для них только в тех видах учебной деятельности, которые требуют активной умственной работы, умственных усилий.
При изучении неуспевающих школьников отчетливо выделилась группа учеников, неуспеваемость которых связана с тем, что у них сформировались неправильные навыки и способы учебной работы. Про таких учеников говорят обычно, что они не умеют учиться. Наблюдения над самостоятельно совершаемой учебной работой этих школьников показали, что они работают неумело, неправильно и поэтому часто безуспешно, что они пользуются такими способами учебной работы, которые дают очень мало эффекта и требуют от них значительной затраты лишнего времени и труда. Недостатки учебной работы у этих школьников очень разнообразны и могут распространяться почти на все виды учебной деятельности. Существенным недостатком является неумение соблюдать правильный режим учебной работы.
Повысить успеваемость ученики этой группы смогут в первую очередь путем замены неправильных способов и приемов учебной работы более правильными, но самостоятельно совершить эту замену они, конечно, не в состоянии.
Из всего сказанного ясно, что одним из условий хорошей успеваемости является наличие у школьников правильного отношения к учебному труду и умения трудиться. В тех же случаях, когда у школьника не создается по той или иной причине правильного отношения к труду и не формируется умение работать, достаточно одной этой причины для того, чтобы он стал неуспевающим учеником.
Педагогическая задача по отношению к этим детям также определяется причиной, обусловившей их неуспеваемость. Для того чтобы повысить успеваемость детей этой группы, у них необходимо сформировать описанное выше отношение к учебному труду. Задача эта является очень сложной и требует специально организованных мероприятий. Как показывает опыт, если у какого-нибудь школьника оставить неизменным имеющееся у него неправильное отношение к учебному труду, учитель не только не добьется от этого школьника хорошей успеваемости, но и не воспитает у него тех качеств личности, которые наша школа обязана воспитывать у каждого школьника [3].
Как видно из вышеизложенного, для решения задачи - сформировать у школьников правильное отношение к учебному труду - необходимо воспитать у них, во-первых, определенные умения и навыки, во-вторых, создать положительные эмоции, связанные с учебным трудом, и вызвать потребность в трудовой учебной деятельности. Но самой главной задачей было -сформировать у школьников определенные, отсутствовавшие у них качества личности, необходимые для трудовой деятельности.
В случаях, когда с учениками, не успевающими по причине неправильного отношения к учебному труду, не организована с первых дней обучения соответствующая педагогическая работа, с ними происходят в средних и старших классах большие изменения. Если недостатки в отношении школьников к учебному труду своевременно не преодолены, эти школьники оказываются в очень тяжелом положении. Оставаясь в школе, они вынуждены продолжать учиться, несмотря на свою нелюбовь к учебному труду и фактическое отсутствие умения работать. К этому у многих из них, по крайней мере, вначале прибавляются неприятные переживания, связанные с сознанием того, что они не выполняют свой долг школьника. Все это заставляет их так или иначе приспособиться к школьной жизни, установить для себя какое-то равновесие.
В связи с этим по отношению к таким ученикам возникает задача не только сформировать правильное отношение к учебному труду и умение трудиться, но преодолеть также те или иные отрицательные привычки, возникшие в процессе неправильно построенной учебной деятельности. Кроме того, очень часто работу с этими учениками приходится начинать с преодоления имеющегося у них отрицательного отношения и «смыслового барьера» к учению вообще или к тем или иным видам учебной работы [4].
При организации работы с этими учениками не следует также упускать из виду, что у них, как правило, имеются большие пробелы в знаниях, без ликвидации которых даже в случае изменившегося отношения к учебному труду ученик не сможет стать успевающим. Необходимо также учитывать, что часто изменения, которые должны произойти, наступают медленно, постепенно и требуют большой затраты усилий как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Поэтому и результаты в учебной деятельности у такого школьника, несмотря на то, что он уже начал лучше и старательнее работать, появляются не сразу. Если ученик не будет хорошо осознавать это обстоятельство, в тех случаях, когда ему не удастся сразу добиться хорошей успеваемости, он может легко разочароваться и прекратить всякие усилия, направленные на повышение успеваемости.
Список литературы:
1. Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избр. пед. произв. - М., 1985. - 427 с.
2. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников / Под ред. Ю.К. Бабанского // Сб. статей. - Ростов-н/Д., 2009. - 342 с.
3. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. -М., 2010. - 251 с.
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. - М.: Сфера, 2007. - 160 с.
5. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. -Минск: Народная асвета, 2008. - 284 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
© Шевенько Г.А.*
Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка
Данная статья предназначена для работы педагогов образовательных учреждений. В ней содержится информация о методах поощрения и наказания, технология их применения в учебно-воспитательном процессе. А так же знакомит с понятием «педагогический такт».
Ключевые слова: методы поощрения, методы наказания, педагогический такт.
В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, поскольку значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство педагогов употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теория и практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов. Но, не смотря на такую популярность и очень широкое распространение методов поощрения и наказания, педагоги зачастую или не правильно используют эти методы или недостаточно продуманно и, следовательно, в лучшем случае это не эффективно в педагогическом отношении, а в худшем может привести к неисправимой ошибке, за которую порой ребенок расплачиваться всю жизнь.
Основными формами поощрения являются: одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.
* Педагог-психолог.