Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РЕЛИГИОЗНОСТ: ВЛИЯНИЕ И ОТНОШЕНИЕ'

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РЕЛИГИОЗНОСТ: ВЛИЯНИЕ И ОТНОШЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Файзиев Вахобжон Шукуруллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РЕЛИГИОЗНОСТ: ВЛИЯНИЕ И ОТНОШЕНИЕ»

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РЕЛИГИОЗНОСТ: ВЛИЯНИЕ И

ОТНОШЕНИЕ

Майор Файзиев Вахобжон Шукуруллаевич,

главный инспектор службы пробации МВД Республики Узбекистан

Проблемы молодежи привлекают все болшее внимание общественности и ученых, посколку обществу небезразлично с каким человеческим потенциалом оно войдет в новый век, в новое тысячелетие. Такое понимание стимулирует разнообразные проблемные социалные исследования, которые переживают сегодня своеобразный бум. Среди них наиболее актуалны вопросы выбора жизненных стратегий, ценностных ориентаций и социалных установок, социалной активности, политических предпочтений молодежи. Особо следует выделит направление, изучающее духовно-религиозные потребности молодежи, их религиозное сознание и отношение к религии. Как свидетелствует многовековая история в переломные и кризисные периоды наблюдается рост мистических, иррационалных настроений, усиливается интерес к религиозной проблематике в обществе.

Ломка привычной системы ценностей и, как следствие, общественная и личностная аномия стимулируют обращение людей к поиску нетрадиционных принципов организации социалной и личной жизни. Молодеж как специфическая демографическая и социалная общност с несформировавшейся, зачастую, системой ценностей и известной невостребованностю в нашем обществе наиболее подвержена влиянию различных религиозных течений. Возрождение религиозных институтов имеет не толко положителное, но и негативное влияние на общество и на конкретную личност, на что обращали внимание Э.Дюркгейм, М.Вебер, В.Лесевич, В.Кожевников. К сожалению, эта сторона пока недостаточно изучена учеными как в фундаменталном, так и в прикладном аспектах, а остается предметом неоднозначных «исследований» публицистов. В частности, возросший интерес молодежи к религии часто становится предметом политических и различных политико-социалных спекуляций и заблуждений. Здес и отождествление религиозной и националистической идеологии, и упование на религию как на чут ли не единственную панацею выхода страны из кризиса, и идентификация религиозного возрождения с нравственным. Реч идет не о разработке и реализации системы

May 21

39

государственного надзора над свободой совести, а именно о государственном контроле над деятелностю религиозных организаций, нарушающих неот'емлемые конституционные права граждан. Анализ влияния религиозности на девиантное поведение молодежи представляет собой мултидисциплинарное исследователское направление и имеет «свои» сегменты в предметных полях различных дисциплин как социологического, так и несоциологического профиля: философии, психологии, педагогики. Что касается собственно социологического освещения данной проблемы, то оно требует обращения сразу к несколким самостоятелным областям социологического знания, а именно: социология молодежи, социология религии, социология девиантного поведения. Изучение управленческого воздействия на религиозные процессы в молодежной среде синтезирует эти знания. Специфика религиозности молодежи состоит в том, что она проявляется в стремлении молодых людей идентифицироват себя с той или иной верой без малейшего на то основания. Именно поверхностное знание об'екта почитания делает человека фанатиком, глубокое всестороннее знание делает его терпимым. С одной стороны, вполне понятно, почему авторитет молодых специалистов на производстве и в быту с каждым годом становится все болше, а уважение к представителям старшего поколения - все менше. Молодые быстро перестраиваются вслед за перестройкой всех социалных структур и лучше ориентируются в нестабилном, динамичном мире, что позволяет им более оперативно ползоватся тем багажом знаний, который они имеют в своем распоряжении. Представители старшего поколения менее мобилны, а посему, обладая даже болшим багажом знаний, они не могут оперативно им восползоватся, что делает их знания бесполезными, хотя и не безынтересными. Способност молодых более оперативно ползоватся тем, что у них имеется обусловлена их приобщением к клип-културе», позволяющей поглощат огромное количество информации с наименшей затратой умственных сил. Фрагментарно-блоковое освоение окружающего мира, позволяющее на основании поверхностных впечатлений об'единят в единые блоки информации принципиално разные явления, дает возможност находит решения в таких ситуациях, которые считалис бы безнадежными при старом, традиционном подходе к подбору и отбору информации и к усвоению знаний. Поэтому молодые способны найти такие решения, на которые не способны хранители традиционного знания. Религиозност молодежи ничего общего с возвращением к утраченным

May 21

40

истокам не имеет. Это явление качественно новое, берущее начало в «клип-културе». Поверхностные впечатления от разных событий рождают, зачастую, парадоксалные ассоциации, на основании которых возникают блоки информации, включающие принципиално несовместимые явления. Если слово «религия» и сопряженные с ним понятия употребляются часто на радио, телевидении и в печати в совершено разных контекстах, то с течением времени при упоминании одного из этих понятий в голове человека, помимо его воли, возникает ассоциативный ряд, который со временем становится атрибутом этих понятий, определяя их новый об'ем и содержание, не соответствующие исходным. Последствия такой религиозности непредсказуемы, чреваты девиациями и во многом зависят от того, кем и в какое русло она будет направлена. В связи с вышеизложенным встает вопрос о государственном управлении религиозными процессами в условиях демократизации общества. Контролироват и направлят сам процесс нелзя, так как это является прямым нарушением права человека на свободу совести, а также разделением религий на плохие и хорошие, что в принципе не допустимо в демократическом обществе. Но в условиях плюрализма религиозных систем идет процесс разволшебствления, секуляризации, предполагающий возможност рассматриват любую конфессию как юридическое лицо, отвечающее перед законом за любые нарушения конституционных прав человека. Поэтому представляется возможным введение в законодателство соответствующих статей, например, наказание за зомбирование, вмешателство в психику, разжигание религиозной розни и вражды.

Базисные потребности и стремления людей должны удовлетворятся таким путем, который позволяет сохранят равновесие в обществе и не влечет за собой социалный хаос. Определенные инстинктами человеческие потребности должны удовлетворятся под контролем общества, которое устанавливает нормы дозволенного и создает институты, регулирующие отношения, налагая запрет на образ действий, вызывающих социалные конфликты и хаос. Осуществляя государственное управление религиозными процессами и проводя молодежную политику, необходимо помнит, что, если политическая система не учитывает тенденции развития современного общества и основывает свою легитимност, опираяс на религию, то она может рассчитыват лиш на кратковременные резултаты, но не стратегические, так как это идет вразрез с об'ективным ходом социалного развития.

May 21

41

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-02-39-42

REFERENCES

1. Андреева И.Н., Новикова Л.Г. (2008) Субкултурные доминанты нетрадиционных форм поведения молодежи // Неформалные об'единения молодежи вчера, сегодня, а завтра? / Отв. ред. В.В. Семенова. М. 234-235с.

2. Андрианов Н.П., Лопаткин P.A., Павлкж В.В. (1996) Особенности современного религиозного сознания. М.: Мысл.

3. Заплатников Н.В. (1999) "Религиозност и девиантное поведение молодежи: Социолого-управленческий аспект" / /автореферат. М.: 5-15с.

4. Демянов А.И. (2004) Религиозност: тенденции и особенности проявления (социално-психологический анализ). Воронеж, 67с.

5. https://www.dissercat.com

6. http: //www.hozir.org/rej a-deviant-xulq-atvor-tushun4asi .html

■_May 21

Republican Scientific and Practical Conference

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.