Библиографический список
1. Богомолов Б.Б., Меньшиков В.В., Богословский К.Г., Быков Е.Д. - Моделирование химико-технологических систем с использованием организационно-технологических моделей бизнес-процессов // Сборник научных трудов «Технология лакокрасочных покрытий», науч.-произв. объединение «Лако-краспокрытие». - М: Пэйнт-Медиа, 2013. - С. 4-47.
2. Богомолов Б.Б. Организационно-экономическое моделирование. Моделирование бизнес-процессов. - М: РХТУ, 2011. - 96 с.
УДК 658012.4.001.57:66.011 Пелих М.А., Богомолов Б.Б.
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
РАЗРАБОТКА ТИПОВОГО БИЗНЕС-ПРОЦЕССА
«ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ХТС»
В работе подробно рассмотрены задачи планирования выпуска продукции ХТС. Дана общая характеристика химико-технологической системы как объекта бизнес-моделирования, определены цели её функционирования. Построена и обоснована модель бизнес-процесса «Планирование выпуска продукции для ХТС». Определены основные задачи управления бизнес-процессами выпуска продукции ХТС.
In this paper the tasks of planning of the Chemical Process System products issue are considered in detail. The general characteristic of the Chemical Process System as the object of the business-modeling is given, the purposes of its operation are defined. The model of «Planning of the Chemical Process System products issue» business-process is developed and justified. The main tasks of business-processes management for Chemical Process System products issue are defined.
На сегодняшний день алгоритмизация процедуры планирования выпуска продукции помогает разработать рациональную и эффективную производственную программу. Для определения объема выпуска продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Главная задача плана производства продукции - доказать потенциальным партнерам и инвесторам, что предприятие будет в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и с надлежащим качеством.
Планирование выпуска продукции является базовой функцией менеджмента. Планирование деятельности предприятия базируется на составлении производственного и финансового плана, в процессе которого определяется оптовый (розничный) оборот, прибыль, объем производства, цена товара и т.д. В данной работе рас-
смотрена методика планирования выпуска продукции на основе организационно-технологической модели бизнес-процесса.
Использование принципов моделирования бизнес-процессов при планировании выпуска химической продукции позволяет комплексно решать организационно-экономические задачи с учетом технологических особенностей промышленных объектов. Совмещение технологии и менеджмента при решении задач управления и реинжиниринга ХТС дает возможность создать организационно-технологические модели, позволяющие решить следующие научные задачи:
- провести комплексный технологический и экономический анализ ХТС с целью формирования решений в области оперативного и тактического управления;
- разработать принципы комплексного управления технологическими объектами как с точки зрения оптимизации количественных и качественных показателей продукта, так и с точки зрения повышения эффективности менеджмента ХТС;
- разработать методическое обеспечение и алгоритмы реинжиниринга объектов химической технологии как комплексной задачи, включающей оценки показателей процесса и показателей продукта.
Проверка данных
Рис 1. ГОЕЕО-диаграмма бизнес-процесса «Планирование выпуска продукции ХТС»
На рис. 1 представлена структурная схема бизнес-процесса планирования выпуска продукции на базе диаграммы IDEF0 верхнего уровня декомпозиции бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС».
Планирование выпуска продукции ХТС происходит как на этапе планирования производства, так и на этапе производства. План производство включает в себя:
• показатели готовой продукции и расчет производительности ХТС для решения задач анализа эффективности ХТС;
• производственное задание на выпуск готовой продукции или техническое задание на проектирование ХТС;
• рекомендации по результатам маркетинговых исследований.
Входная информация при моделировании бизнес-процесса включает два
объекта: заявки потребителей на продукцию и ресурсы. Заявка содержит информацию о количестве и качестве продукта, которая поступает от заказчика. Ресурсы - это параметры химико-технологической системы, т.е. внутренний потенциал объекта химической технологии. Сюда относятся экономические показатели процесса, план организации обслуживания и ремонта производственных объектов, спецификация оборудования при модернизации производства.
Постоянным ресурсами бизнес-процесса являются:
• Технологическая схема производства;
• Нормативная документация и регламенты;
• Характеристика сырья, материалов и энергетических ресурсов;
• Спецификация оборудования.
Этапы бизнес-процесса определяются регламентом процесса эксплуатации ХТС. Он составляется на этапе создания модели бизнес-процесса и позволяет разделить бизнес-процесс на работы, а также дать возможность детализировать его этапы, что является основой для выбора функций, входящих в организационно-экономическую модель. При описании функций бизнес-процесса могут использоваться существующие нормативные документы.
Регламент бизнес-процесса планирования выпуска продукции ХТС:
1. Цель осуществления рассматриваемого бизнес-процесса - составление плана выпуска продукции ХТС.
2. Владелец бизнес-процесса.
Общую координацию и контроль над проведением работ по планированию выпуска продукции ХТС в организации осуществляет отдел планирования и отдел производства. Отдел планирования представляет информацию о выпускаемой продукции, ее составе, основных характеристиках и качестве, а также информацию об используемом оборудовании и режимах его работы, необходимых материальных и трудовых ресурсах.
Отдел производства осуществляет подготовку, согласование перспективного (готового, квартального) плана производства продукции; разработку, согласование и утверждение ежемесячных балансов переработки сырья и производства продукции, включая варианты загрузки оборудования; корректировку утвержденных балансов переработки сырья и производства продукции (в случае производственной необходимости).
3. Выходы процесса.
• Основные результаты планирования выпуска продукции ХТС.
• Производственная программа.
• Информация о выпускаемой продукции.
Результатом бизнес-процесса «Планирование выпуска продукции ХТС» является документ, в котором указывается: перерабатываемое сырье; ассортимент выпускаемой продукции; эксплуатационные характеристики установок; основные экономические показатели; календарный график; качество продукта; экологические показатели процессов.
4. Входы и ресурсы.
Входными являются информационные потоки - заявка на производство продукции и ресурсы ХТС для выпуска продукции.
5. Показатели процесса.
При контроле и приемке работы выполняются следующие основные работы:
• Анализируется заказ на производство.
• Оценивается возможности выполнения заказа в срок.
• Анализируется качество и количество сырья.
• Устанавливается соответствие результатов производства требованиям заказчика.
6. Документация процесса.
• Договор на производство продукции для заказчика.
• Предложение о распределение финансирования.
• Финансовый отчет о затратах, произведенных в ходе выполнения работ.
• Расчет ожидаемого экономического эффекта либо ТЭО проведения работ, протокол соглашения о договорной цене и обоснование договорной цены.
• Календарный план производства продукции.
• Общие требования к обеспечению сохранения качества продукции.
• Документ о безопасности промышленных объектов.
• Нормативные документы по охране окружающей среды.
7. Информация о ходе процесса.
Последовательность этапов бизнес-процесса планирования производства представлена на структурной схеме бизнес-процесса (рис.1). Кратко рассмотрим содержание его основных функций. Функция «Классификация плана»
Данная функция помогает выявить основную информацию о заказанной продукции: основные показатели, состав, качество и характеристики продукции. Основная цель данного этапа:
• Определение выхода целевого продукта;
• Определение ассортимента продукции. Структура выходного объекта:
• Утвержденные показатели заказа
• Характеристика продукции.
• Номенклатура продукции. Входная информация.
• Данные о заказе.
• Информация об участниках бизнес-процесса.
• База данных сырья и продукции.
Функция «Анализ имеющих ресурсов, материалов» Данная функция помогает выявить основные показатели, состав и качество сырья, ресурсов и материалов, определить возможность выхода продукта. Основная цель данного этапа:
• Определение показателей сырья (количество, качество).
• Учет сырья и материалов.
Структура выходного объекта:
• Данные о заказе.
• Данные по сырью, материалам.
• Информация по ресурсному обеспечению процесса. Входная информация.
• Структурированная производственная программа.
• Информация об участниках бизнес-процесса.
• База данных по ресурсам и материалам.
Функция «Расчет производственных мощностей установок». Назначение функции.
Расчет производственных мощностей базируется на основных данных об оборудовании и позволяет определить, какое количество готовой продукции сможет выпустить предприятие.
Цели функции. Для расчета производственной мощности оборудования используются следующие данные:
• Количество, состав и техническое состояние оборудования, данные о производственных площадях.
• Нормы производительности оборудования.
• Фонд рабочего времени;
• Номенклатура и ассортимент продукции по плану. Структура выходного объекта.
• Точные эксплуатационные данные установок (нормы производительности установок, техническое состояние оборудования, состав и количество оборудования).
Входная информация.
• База данных установок.
• Информация о сырье и продуктах.
• Изменяемые параметры установок.
• Информация об участников процесса.
• Технологический регламент.
Функция согласования и утверждения ежемесячных балансов переработки сырья и производства готовой продукции. Назначение функции.
Формирование ежемесячных балансов переработки сырья и производства продукции, учет расходной части баланса сырья и балансов производства продукции.
Цели функции.
• Определение общего баланса сырья.
• Формирование графика выполнения работ с использованием графика Гантта.
• Разработка плана финансового обеспечения работ. (цены на сырье, катализаторы, реагенты, вспомогательные материалы, товарную продукцию, тарифы на энергоносители.)
• Определение контрольных показателей производственных процессов. Структура выходного объекта.
• Конечные результаты по общему балансу сырья.
• Рекомендуемый объем планируемой переработки сырья на предприятии.
• Финансирование и контрольные показатели. --79 -
• Разработка промышленной безопасности по стандарту.
• Альтернативные планы по выпуску продукции.
При допущении ошибок в расчетах, осуществляется корректировка утвержденных балансов переработки сырья и производства продукции.
Входная информация.
•Данные для установок.
•Информация об участниках бизнес-процесса.
Предложенная организационно-технологическая модель бизнес-процесса позволяет:
1. Осуществить планирование выпуска готовой продукции.
2. Координировать выпуск продукции в соответствии с планом.
3. Управлять процессом планирования выпуска готовой продукции.
4. Проводить стратегическое планирование выпуска готовой продукции на отдаленный период времени.
Библиографический список
1. Богомолов Б.Б., Меньшиков В.В., Богословский К.Г., Быков Е.Д., Моделирование химико-технологических систем с использованием организационно-технологических моделей бизнес-процессов. Сборник научных трудов «Технология лакокрасочных покрытий» // Науч.-произв. Объединение «Лакокраспо-крытие» - М: «Пэйнт-Медиа», 2013, с. 4 - 47.
2. Богомолов Б.Б. Организационно-экономическое моделирование. Моделирование бизнес-процессов. - М: РХТУ, 2011. - 96 с.
УДК 004:656.025.4
К.С. Чупрынова, Г.В. Заходякин
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Москва, Россия
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И РЕМОНТОМ ОБОРУДОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОДОБЫЧИ
Определены основные задачи управления техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) оборудования газодобывающих предприятий. Проведен анализ действующей модели бизнес-процессов управления ТОиР оборудования газодобывающего предприятия. Рассмотрены основные недостатки этой модели и предложена рациональная модель с использованием автоматизированной системы управления