Научная статья на тему 'Дева Мария в сознании современной католической молодежи'

Дева Мария в сознании современной католической молодежи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
376
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / РИМСКИЙ КАТОЛИЦИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ДЕВА МАРИЯ / ПОЧИТАНИЕ / ДЖОНН РОТЕН / IMRI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ломакин Андрей

Целью данной работы было выявление отношения современной католической молодежи к образу Девы Марии. Работа осуществлена на основе социологического исследования Джонна Ротена (преподавателя Международного богородичного исследовательского института при университете в Дейтоне), применившего метод эксперимента в виде социологического опроса целевой аудитории. В результате исследования было описано отношение современной молодежи, обучающейся в католических учебных заведениях, к образу Девы Марии в его онтологическом, библейском и экклесиологическом аспектах, а также с точки зрения практики личного благочестия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дева Мария в сознании современной католической молодежи»

Иерей Андрей Ломакин

ДЕВА МАРИЯ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Целью данной работы было выявление отношения современной католической молодежи к образу Девы Марии. Работа осуществлена на основе социологического исследования Джонна Ротена (преподавателя Международного богородичного исследовательского института при университете в Дейтоне), применившего метод эксперимента в виде социологического опроса целевой аудитории. В результате исследования было описано отношение современной молодежи, обучающейся в католических учебных заведениях, к образу Девы Марии в его онтологическом, библейском и экклесиологическом аспектах, а также с точки зрения практики личного благочестия.

Ключевые слова: христианство, римский католицизм, молодежь, Дева Мария, почитание, Джонн Ротен, 1МИ.

Введение

Самые прогрессивные тенденции, новые идеи и парадигмы мышления наиболее быстро усваиваются, как правило, молодой частью человеческого общества. В этом смысле Католическая Церковь не является исключением. Ввиду этого крайне

важным представляется изучение отношения к Деве Марии современной католической молодежи. Причем интерес представляет не та молодежь, которая лишь формально относит себя к Римскому Католицизму. Важно исследовать мнение мотивированных молодых людей, которые проходят обучение в католических учебных заведениях. Ведь именно они в будущем займут места на епископских и университетских кафедрах, будут настоятелями приходов и преподавателями католических учебных заведений. Речь идет также и о тех учебных заведениях, которые готовят светских специалистов, однако университетский уклад и учебный процесс проходят в контексте католических традиций. Таковы, например, учебные заведения, находящиеся в ведении общества марианистов.

Для исследования отношения к Деве Марии современной католической молодежи, которая проходит обучение в католических учебных заведениях, будут использованы разработки Международного богородичного исследовательского института ОМШ1) - одного из крупнейших международных центров исследования и преподавания всего, что касается Матери Иисуса Христа. Институт находится в ведении общества марианистов, занимается сбором и представлением знаний о Деве Марии, а также ставит перед собой миссионерские цели богородичного просвещения.

Работа 1МШ осуществляется на базе Богородичной библиотеки при университете Дейтона, основанной членами Общества Марии (марианистами) в 1943 г. В корпусе социологических изысканий института находится исследование священника Джонна Ротена - действующего директора 1МШ и руководителя специальных арт-проектов Богородичной библиотеки. Социологический опрос Ротена был опубликован под названием

1 The International Marian Research Institute.

«Безликая Мадонна. Молодые люди любят Божию Матерь, но толком о Ней не знают». Исследование вскрывает отношение к Деве Марии со стороны мотивированной католической молодежи в США и представляет большую ценность для понимания католической мариологии в контексте социальной проблематики современности.

В качестве инструмента исследования был использован всеобъемлющий вопросник, состоящий из сорока шести кластеров. Он был составлен в основном из вопросов с множественными вариантами ответа, возможностью выбора и ранжирования предметов, некоторые вопросы предполагали необходимость вписывать ответы. Опрос попытался охватить основные аспекты потенциального отношения молодых католиков к Деве Марии. Вопросы были направлены на выявление религиозной идентичности респондентов, их знания о Божией Матери, степени Ее идентификации ими. Вопросник был разработан, испытан и доработан с помощью кафедры социологии Университета Дейтона. Результаты опроса были рассмотрены и проинтерпретированы специалистами по статистике.

Цель опроса состояла в том, чтобы обнаружить, есть ли в религиозном сознании молодых католиков место для образа Девы Марии. В качестве теоретической основы исследования было необходимо наличие определенного количества рабочих гипотез. Вот гипотезы, которые определяли и структурировали процесс изучения.

1. После периода спада в 1970-х гг. в настоящее время принято говорить о «новой весне» или возрождении почитания Марии. Можно ли проверить этот переход от спада к возрождению? Что в этом случае должны показать социологические исследования?

2. Методы и содержание катехизического обучения претерпели значительные изменения за последние тридцать лет. Как эти изменения коснулись знания о Деве Марии?

3. Религиозные взгляды имеют несколько измерений: аффективное, когнитивное и практическое. Каковы компоненты молодежного отношения к Пресвятой Богородице? Как в этом случае различные компоненты влияют друг на друга, и преобладает ли один над другими?

4. Обычно аффективные, когнитивные и практические аспекты религиозной веры и поведения сходятся в каком-либо образе или представлении. Какие образы или представления Марии предпочитает католическая молодежь? Какие именно образы их привлекают?

5. Религиозная вера и поведение основывается, в частности, на психологии и культуре. Как сказываются возраст, пол и вероисповедание на некоторых наиболее важных психологических и культурных особенностях того, как респонденты представляют себе Марию?

6. Если религия молодых людей вырождается в нечто фундаменталистское, эклектичное и аморальное, то как это отражается в их мнении и представлении о Божией Матери и на их преданном поведении по отношению к ней?

Исследование проводилось среди лиц в возрасте от 15 до 25 лет. Всем студентам одновременно был предоставлен упомянутый вопросник. Благодаря связям Международного научно-исследовательского богородичного института с Обществом Марии в опросе были задействованы студенты школ, находящихся в настоящее время или находившихся ранее в ведении марианистов в США и других странах (Австрия, Канада, Эквадор, Франция, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Перу, Испания и Швейцария). Чтобы компенсировать и

уравновесить однородность опрашиваемых студентов, к опросу было подключено ограниченное число школ не марианистской принадлежности. Анкеты были представлены в официальной обстановке, как правило, в течение 50-минутного урока по религии. Чаще всего их раздача и сбор входили в обязанности преподавателей этого урока. Хотя заполнение вопросников и обработка результатов исследования проводились в течение трех лет (1989-1992 гг.) в разных странах и на различных языках, результаты, представленные здесь, в основном относятся к американской молодежи. В дополнение к этому в основные результаты также включены некоторые средние значения, вычисленные из совокупности всех неамериканских групп образцов.

Библейский образ Марии

Респондентам было представлено 9 утверждений (например, «Библия говорит нам, что Мария была еврейкой») и было предложено высказать свое согласие или несогласие. Девять утверждений были разделены на две группы. Первая группа была связана с фактами (например, «Библия говорит нам, что Мария была супругой Иосифа»), которые точно соответствовали информации, предоставленной в Библии. Во второй группе находились дедуктивные или интерпретируемые заявления, то есть высказывания, которые, будучи основанными на Библии, не были доступны в готовых формулах из библейского текста, но должны были быть выведены на основе знания Священного Писания. Разработчики вопросника, таким образом, выделили две группы утверждений: факты (формулы или выражения, найденные в Писании) и интерпретации (формулы или выражения, непосредственно не находящиеся в Писании). Очевидно, что вторая группа утверждений требовала от респондентов толковательных навыков. Ниже представлены две группы рассматриваемых тезисов:

а) группа I (факты)

Мария - раба (служительница) Господа;

Мария - жена Иосифа;

Мария зачала Иисуса силой Святого Духа;

Мария стала матерью любимого ученика у подножия

Креста.

б) группа II (интерпретация)

Мария была девственницей всегда;

Мария была свободна от греха;

Мария - это Матерь Божия;

Мария связана с человеческими проблемами (Кана

Галилейская);

Мария - еврейская женщина.

Ожидалось, что процент согласия в отношении фактов будет выше, в то время как процент согласия с интерпретациями, соответственно, должен был быть ниже. На самом деле, распределение ответов оказалось следующим:

89,1 % считали, что Библия представляет Марию в качестве жены Иосифа (факт);

87,8 % считали, что Мария зачала Иисуса силой Святого Духа (факт);

78,6 % считали: Библия говорит, что Мария оставалась девственницей всегда (интерпретация);

78,1 % считали: Библия утверждает, что Мария является Божией Матерью (интерпретация);

65,8 % считали, что Библия подтверждает свободу Марии от греха, в то время как 19,8 % сомневались в библейской основе для безгрешности Девы Марии, и 14,4% не имели никакой позиции по этому вопросу (интерпретация);

52,6 % были согласны с тем, что есть библейское основание утверждать, что Мария связана с нашими насущными нуждами

и проблемами, в то время как 48 % не имели никакого мнения либо же выступили против этого тезиса (интерпретация);

52.1 % считали, что Библия говорит о Марии как о «рабе Господней» (17,4 % респондентов были не согласны с этим, а 30,1 % не имели никакой позиции по данному вопросу) (факт);

44.2 % считали, что Писание представляет Марию как еврейку (в то время как 9,4 % выступали против этого названия, а 46,5 % опрошенных не имели мнения по этому вопросу) (интерпретация);

42,0 % считали, что у подножия Креста Мария стала Матерью Иоанна Богослова (18,4 % были против, а 39,5 % не имели мнения по этому вопросу) (факт).

Отметим, что в четырех утверждениях с наибольшим рейтингом процент согласия респондентов не зависит от того, были ли эти утверждения фактами или интерпретациями. Эти утверждения непосредственно связаны с событием Боговоплощения: жена Иосифа, зачатие Иисуса силою Духа Святого, девственность Марии и Ее роль в качестве Божией Матери. Хотя формулировка двух из четырех самых высокорейтинговых утверждений может показаться более док-тринальной, чем библейской, все они основаны на Писании. Характерным признаком и общим знаменателем для всех этих утверждений является событие Рождества Христова. Здесь дело касается известных истин, объясняющих тайну рождения Иисуса, сведения об этом в общем виде можно найти в так называемых повествованиях о детстве Иисуса (как канонических, так и неканонических). То же самое можно сказать и о свободе Марии от греха. Ответы на первые четыре заявления вряд ли можно интерпретировать как библейское знание. «Кластер Рождества», кажется, является показателем какого-то общего знания респондентов о Рождестве Христовом, а не точной осведомленности о месте Марии в Библии.

Более конкретные заявления (Мария как «раба Господня» -согласие 52,1 %) и те утверждения, которые непосредственно не связаны с рождественской историей (например, событие на Голгофе - 42,0 % согласившихся) оказались более трудными для узнавания. Утверждение об озабоченности Марии человеческими проблемами применимо к различным библейским событиям (Магнификат, Кана Галилейская, Пятидесятница), и, возможно, поэтому оно создало некоторое замешательство (только 52,6 % согласившихся). Респонденты продемонстрировали посредственный уровень дедуктивных навыков, требуемых для установления того, что Мария была еврейской женщиной (44,2 %).

Подводя итог того, что молодые католики знают о Ма-рии из Библии, можно утверждать, что это знание весьма ограничено и касается, главным образом, Рождества Христова. Догматические и библейские утверждения вытекают из этого события. Этот вывод подтверждается еще и следующими данными: только 41,5 % опрошенных (43,4 % из неамериканской части) признались, что они лишь иногда читают Библию вне Церкви или школы, а 58,5 % респондентов не читают ее вообще. В этом случае не было никаких существенных различий, связанных с возрастом или полом.

Мария в церковной традиции

Можно ли предположить, что знание о Марии среди католической молодежи более коренится в церковном учении, чем в Писании? Ответ на этот вопрос имеет свои нюансы.

Божественное материнство. На вопрос, была ли Мария Матерью Бога, то есть Матерью Иисуса Христа - истинного Бога и полноценного человека, 81,3 % участников опроса ответили утвердительно (для неамериканской аудитории соответственно 72,3 %); 7,0 % респондентов ответили отрицательно; а 11,8 % признались, что они не знают, что ответить.

Свобода Марии. Точно так же, подавляющее большинство опрошенных (то есть, 76,3 % американцев и 70,5 % остальных участников) верили, что Мария свободно приняла Бо-жие призвание родить Своего Сына, в то время как 9,3 % отрицали свободу Марии, а 14,7 % респондентов не смогли сформулировать своей позиции по этому вопросу.

Девственность Марии. Что касается ответов на вопрос о вечной девственности Марии (до, во время и после рождения Иисуса), то они не свидетельствуют о трудностях, которые можно было бы ожидать. Большинство молодых католиков (между 60 % и 70 %), по-видимому, признали важность этого учения. Другие выводы, касающиеся этого вопроса, включали следующее: 61,3 % считали, что девственное рождение важно, потому что оно защищает божественность Иисуса (процент для неамериканской аудитории - 50,7 %). В то же время 70,2 % опрошенных увидели важность этого учения в том, что девственное рождение подчеркивает особую привилегию, которую Мария получила от Бога для того, чтобы родить Христа.

В вопросе о том, является ли девственное рождение биологической реальностью или имеет символическое значение, мнения разделились: 37,1 % респондентов считали, что девственное рождение имеет символическое значение. Они предположили, что это учение является способом демонстрации того, что Мария была полностью посвящена Богу. С другой стороны, 63,0 % участников не приняли эту интерпретацию: 35,3 % отвергли ее, а 27,7 % не имели своей точки зрения по этому вопросу.

Аналогично мнения разделились в отношении биологической реальности девственного рождения: 35,4 % опрошенных (22,1 % из неамериканской аудитории) думали, что для католической веры важно считать девственное рождение физической и биологической реальностью; 28,7 % респондентов

отвергли это понятие, а 35,8 % воздержались от суждений или не имели представления об этом вопросе.

Как показывают следующие ответы, ссылка на авторитет Церкви далеко не всегда имела значение. На утверждение «я не понимаю учение о девственном рождении, но я принимаю его, потому что Церковь так учит» только 26,7 % участников опроса дали свое согласие, в то время, как 49,0 % респондентов отвергли это заявление, а 24,3 % были без понятия (29,7 % из неамериканских респондентов согласилась с утверждением).

Непорочное зачатие и Вознесение на небо. Колебания были еще более заметны, когда дело дошло до этих двух ма-риологических догматов. 92,7 % участников (92,0 % из неамериканской группы) считали, что было только два марио-логических догмата - Непорочное Зачатие и Вознесение на небо. Знакомство опрошенных с сутью этих двух догматов было минимальным, особенно в случае Непорочного Зачатия: 47,9 % не знали, в чем смысл этого вероучительного положения (37,0 % участников из неамериканского сегмента); 40,0 % отвечавших дали неправильное определение; и только 12,0 % дали правильное определение Непорочного Зачатия.

Несколько определений было предложено в контексте вопросов с множественным выбором ответов. В этом вопросе не было фактически никаких различий между юношами и девушками, но респонденты старшего возраста, как правило, имели больше знаний, чем молодые. Что касается догмата Вознесения на небо, то 57,5 % опрошенных вовсе не знали, что это за учение; 3,3 % дали неправильное определение; и только 39,1 % участников дали правильный ответ, выбрав из нескольких предложенных вариантов определения.

Разница между правильными ответами на вопрос о догмате Непорочного Зачатия и на вопрос, касающийся учения

о Вознесении на небо легко объяснима. Учение о Непорочном Зачатии Божией Матери часто путают с девственным Зачатием Иисуса, в то время как дать правильное определение догмата Вознесения на небо было относительно легче. Тем не менее опрос показал очень малую общую осведомленность респондентов в области мариологической догматики (терминологии и содержания). В связи с этим не наблюдалось большой разницы в ответах между мужской и женской частями респондентов, а также между младшими и старшими участниками.

Типология представления Марии

В анкету был включен открытый вопрос с приглашением респондентов описать их собственное представление о Деве Марии. Меньшинство опрошенных (28,9 % или 1013 участников) дали свой ответ, в то время как 71,1 % (2489 лиц) решил не реагировать на этот вопрос.

Оценка ответов на этот вопрос позволяет развивать дальше и в более широком смысле две установленные ранее категории. На основании изучения около 900 ответов на этот открытый вопрос можно выделить семь типов или категорий представления Марии, выраженных респондентами.

1. Первый и наиболее популярный (255 ответов) тип имеет дело с аффективным отношением респондента к Марии: Мария в этом типе присутствует как мать; Она связана с человеческими потребностями верующего и озабочена ими; Она является особым другом - милосердным и любящим; Она слушает, имеет терпение и милует. Мария является второй матерью, чем заставляет верующего задуматься о собственной земной матери.

2. Второй тип восприятия Божией Матери оказался пропорционально менее значимым, чем первый - только 215 ответов. Эта категория касается роли и функций Девы Марии. Здесь

мы имеем дело с ответами, которые больше похожи на выражение факта или безличной идеи, а не на выражение отношения любви и почитания. Здесь ответы подчеркивают роль и миссию Марии в истории спасения человечества. В этих скорее богословских описаниях Божией Матери личное отношение респондента к Ней не акцентируется, по крайней мере, не в явном виде. Таким образом, Мария в этой категории описывается как Человек, Который подарил нам Иисуса, как девственная Матерь Иисуса или Посредница. Мария - это Та, Кто распространяет мир и имеет влияние на веру мире. Она - модель и воплощение всех, кто говорит Господу «да».

3. Третий тип (предпочтение отдало 137 респондентов) выражает восхищение человека Девой Марией. Вместо аффективной и зависимой связи, этот тип предлагает уважение и восхищение Божией Матерью. Здесь акцент делается на человеческой личности Марии, а не на ее функциях и роли. Для этих респондентов Мария - это великая Женщина, сенсационная, мужественная, прекрасная. Она «совершенно особенная»

4. Четвертый тип, который больше тяготеет к антагонизму по отношению к предыдущим категориям (104 ответа) и включает всех тех, кто полагает, что Мария не является совершенной. Эти ответы указывают на прямое или косвенное соответствие между Марией и обычными людьми. Как правило, эти утверждения носят демократичный и уравнительный характер, желание наиболее тесным образом приблизить Марию к нам и к нашему миру, не выражая при этом личного отношения к Ней. Этот тип, который хочет представить образ Марии, прежде всего, как образ обычного человека, ставит под сомнение мариологические привилегии. Для этих респондентов Мария - это обычная женщина, такая же, как и другие; женщина, которая не нуждается в специальном обхождении с Ней. Она

человек, исполненный христианской доброты, но не идеальный. Она не Приснодева или Божия Матерь, Она - человек, хотя и совершенно особый.

5. Пятый тип противоположен четвертому. Качества, используемые для описания Марии, рассматриваются в совокупности как совершенства (94 респондента дали такой ответ). В этой категории образ Марии находят идеальным и абсолютным, для его описания используются языковые обороты в превосходной степени. В результате личность Божией Матери теряет свои индивидуальные особенности и становится идеализированной. Здесь Мария описывается в «божественном измерении», делающем Ее в некотором роде частью Бога, наилучшей Женщиной среди всех других женщин, Которая в настоящее время пользуется полнотой абсолютного блаженства. Дева Мария является наиболее совершенной женщиной, наиболее совершенным выражением веры. Ее совершенство ставит ее за пределы человеческого.

6. Шестой тип (66 опрошенных) представляет Марию в качестве модели в великой схеме добродетелей и, в частности, в качестве модели веры (20 ответов). Мария - это человек, которому должен подражать каждый христианин, это модель христианской женщины, образец матери, пример доброты и образ веры, пример того, как должен жить христианин.

7. В последней категории сгруппированы все описания, которые указывают на отказ, агрессивность или антипатию. Часто реакции такого рода по отношению к Марии служат сигналом религиозного кризиса - натянутых отношений с Церковью или отказом от нее. Язык, используемый в этих ответах, нередко характеризуется явной грубостью. Смысл описаний в этой категории варьируется в широком спектре от тех, для кого Мария не имеет вовсе никакого значения, до тех,

кто полагает, что Мария была лишь вымышленным персонажем.

Можно сделать два набора выводов из этих семи типов:

1. Есть три типа, которые указывают на связь между ответчиком и Девой Марией. Отношения с Марией могут иметь три измерения:

а) во-первых, есть аффективное отношение, которое сосредоточено на материнских характеристиках (заботливость, защита, зависимость, тепло, нежность, любовь);

б) существует отношение восхищения на основе качеств и совершенств Марии, а также Ее превосходства над нами. Это соотношение основано на знании некоторых аспектов личности Марии, которые внушают уважение и восхищение. Эти качества и характеризуют типичные отношения верующих к Божией Матери;

в) существует взаимосвязь подражательного типа, основанная на восприятии человека как модели, либо на всех этапах его жизни, либо в отношении определенных его качеств. Это соотношение имеет связь межличностного типа. В данном случае Дева Мария выступает моделью, образцом разных аспектов христианской жизни.

По статистике, предпочтение из трех типов является самым высоким для аффективного отношения, уменьшается с отношением восхищения и является самым низким для имитационного отношения. Эти дополнительные виды и составляют общий профиль отношения молодых верующих к Божией Матери. Религиозное образование должно привести человека от одного к другому, начиная, если это возможно, с отношения к Марии, основанного на любви.

2. Четыре других типа, которые проявляются в сопоставимых цифрах с предыдущими тремя (413 - для первых трех типов и 458 - для последних четырех), подчеркивают не свое

отношение к Марии, а, скорее, диссоциацию в различных степенях с Ее образом. Диссоциация не обязательно указывает на отказ от признания Марии или несогласие с существующим отношением к Ней. Это может быть результатом исключительно интеллектуального подхода к личности Пресвятой Богородицы, указанием дистанции или безразличия, а также следствием религиозного позитивизма. Восприятие образа Девы Марии у таких респондентов может происходить под влиянием одного или всех трех указанных факторов. Использование некоторых выражений о совершенстве может указывать, как уже было замечено некоторыми авторами, на отношение раздражения или разочарования. Это может означать, что человек подавлен избытком совершенств в Марии или тем, что эти совершенства весьма далеко удалены от реальности повседневной жизни обычного человека. Отказ от совершенства Марии может свидетельствовать о желании сократить разрыв или заполнить расстояние между Марией и обычными верующими. В некотором смысле, эти типы подчеркивают необходимость преодоления указанной диссоциации.

Мария как женский архетип

Есть ли связь между представлением респондентов об идеальной женщине, примером своей матери и образом Девы Марии? Есть ли у молодых людей некоторое представление о женственности, которое служит в качестве основы для их образа идеальной женщины, своей матери и для Марии? Другими словами, можем ли мы различить некоторый архетип женского? Не вдаваясь в обсуждение психологии архетипов, мы можем указать на некоторые черты или характеристики женского, которые находятся в различных ответах, данных католической молодежью в рассматриваемом опросе.

Существует много соотношений между тремя представлениями: идеальная женщина, собственная мать и Дева Мария.

1. Образ идеальной женщины может быть обозначен четырьмя характеристиками (в каждом случае по ряду прилагательных):

а) доминантные качества идеальной женщины включают в себя человеческое тепло, уверенность, нежность, любвеобильность, - все черты, которые устанавливают эмоциональную связь;

б) во-вторых, менее важной является группа признаков, которые говорят о прочности и долговечности (постоянные качества) аффективного отношения: идеальная женщина должна быть искренней,сильной и терпеливой;

в) третья группа основных показателей делает акцент не на каком-то аспекте отношений, а на личности идеальной женщины: она должна быть решительной, гордой, с твердым характером, который может вдохновить других;

г) в этой последней группе мы находим качества прият-но-сти и удовлетворения: идеальные женщины примирительны, сдержанны, нежны, спокойны, помнят о нуждах других.;

2. Для характеристики матери молодые люди имели возможность обратиться к реальной женщине, а не просто к идеальной или абстрактной модели. Однако их ответы с некоторыми существенными различиями соответствовали тем, которые были приведены в случае идеальной женщины. Респонденты хотели, чтобы их матери были менее настойчивыми и требовательными. Таким образом, опрошенные выразили представление о том, что мать должна быть более открытой и мягкой;

3. Стоит отметить высокую степень корреляции между представлением идеальной женщины и образом Девы Марии. Молодые люди приписывают Марии качества, которые говорят

об аффективном отношении, долговечности этого отношения. Она сочетает в себе качества сильной и решительной женщины со снисходительностью и индивидуальным подходом к каждому.

Подводя итог проведенного социологического исследования, Джонн Ротен напоминает, что особенность опроса обусловлена молодым возрастом респондентов, а также принадлежностью значительной части студентов (2/3) католическим школам марианистов. Атмосфера марианистских школ, по мнению ученого, в какой-то мере определила взгляд респондентов на образ Марии.

Ответы, данные на вопросы анкеты о Марии, показали стабильную, но неглубокую передачу богородичных религиозных практик и мариологических доктрин молодому поколению католиков, и опровергли мнение о создании молодежью нового образа «постмодернистской Мадонны». Молодые люди (особенно американская молодежь) воспринимают Деву Марию не в этом новом постмодернистском ракурсе, речь идет о вполне традиционном образе Божией Матери. Если основной нормой в американской религиозности является то, что принято называть «частными суждениями», а религиозные традиции свободно избираются, соблюдаются и передаются следующему поколению, то этот факт может означать, что традиционный образ Марии был принят и усвоен респондентами без слишком больших осложнений и трудностей.

Основные выводы проведенного социологического опроса обнадеживают тех, кто почитает Марию. Американская молодежь не блуждает в некоем богородичном вакууме. Было обнаружено, что около 60 % опрошенных относятся к Марии в позитивном ключе и что молодые люди находят место для Марии в своей жизни, а также практикуют богородичные молитвы.

Общие результаты по неамериканской группе были примерно сопоставимы с итогами американского образца. Ответы, которые требуют утверждения элементов, относящихся к «католической идентичности» (например, фактическое понимание библейского образа Марии и Ее фигуры в церковном Предании, а также мариологической доктрины) оказались ниже, хотя и не значительно, чем в американской группе.

Тем не менее основные тенденции остались прежними: интеллектуальное знакомство со сведениями о Марии как реальном историческом человеке оказалось на недостаточном уровне, а отрицательное отношение к Церкви как к институту достигло высокого процента. Можно выделить определенные факты, проявившиеся в результате проведенного опроса:

1. Разница между юношами и девушками, которая, как правило, играет большую роль в социологических опросах, практически не имеет значения по отношению к Марии. То же самое можно сказать и о различиях, связанных с возрастом респондентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Молодежь не отделяет себя от религиозной традиции своих родительских семей. Около 85 % респондентов идентифицировали себя с ней в разной степени;

3. Приходская община, семья и школа не отвергают свою традиционную ответственность за передачу молодежи знания о Марии. Молодые люди в значительной степени участвуют в том, что приход (56 %), школа (69 %), и семья (55 %) предлагают относительно мариологического образования;

4. Мнение о том, что знание о Марии совсем не предлагается в школе, ошибочно. 84 % опрошенных сказали, что, по крайней мере, иногда в школе преподавали учение о Марии;

5. Как представляется, богородичные молитвы, занимают важное место в жизни молодых людей (их практикуют 70 % опрошенных);

6. Различные выражения почитания Марии на практике оказываются довольно традиционными и простыми в исполнении;

7. В отношениях молодых людей к Марии не удалось обнаружить доказательства систематического и последовательного отказа от Ее почитания. Регистрируется, например, позитивное отношение к событиям явлений Божией Матери и Ее Приснодевства;

8. Со стороны молодых католиков существует определенная нерешительность в том, чтобы ясно определить природу Марии: доля тех, кто видит ее как «создание» и «человека» (46 %) оказывается лишь немного больше, чем тех, кто видит ее как «сверхчеловека» и «божество» (37 %);

9. Как правило, спонтанно сформулированные молодежные представления о Марии оказываются не очень индивидуальными. Часто они отражают отношения привязанности, восхищения и подражания. Среди этих образов и представлений превалируют традиционные образы (например, «Матерь») внимание молодежи привлекает такой богородичный образ, как «сестра». Такие образы Божией Матери, как «служительница» или «Мария как женский лик Божий» получили менее высокую оценку и рецепцию;

10. Представление об идеальной женщине, которое юноши формируют в своем сознании, соответствует в значительной мере тем образам, которые они находят в своих матерях и Деве Марии;

11. Молодые люди выразили сомнение, когда их спросили о корреляции образа Марии и проблем христианского единства. В то время как лишь немногие из них выразили мнение, что Мария является препятствием к единству христиан, большой процент опрошенных не сформировал четкого мнения по этому вопросу;

12. Есть ли разрыв между моралью и духовностью? Результаты исследования свидетельствуют одновременно о равнодушии и напряженности, а также о разрыве между нравствен н ым учен ием Церкви и духовн ыми цен ностями католи ческой молодежи, в том числе ценностями мариологическими. Другими словами, существует довольно сильная традиция почитания Божией Матери среди молодежи, но, как кажется, в значительной степени она не зависит от Церкви;

13. Наконец, каждый (99 %) знает, по крайней мере, что-то о Марии; большинство усвоили некоторое учение о Ней, и многие Ее любят и выделяют место для Нее в своей жизни.

Но действительно ли молодые католики знают Божию Матерь? Для большего числа из них Она по-прежнему остается кем-то неизвестным. Ее любят, но о Ней почти не знают, однако можно ли любить кого-то, о ком так мало известно? Судя по результатам исследования, любовь к Марии не обязательно требует экзегетических и доктринальных глубины и точности. Но может возникнуть другой вопрос: если подросток любит того, кого фактически не знает, не может ли это выступать проекцией его/ее собственной личности?

Образ Марии, даже когда он представляется возлюбленным и почитаемым католической молодежью, подлежит тройной деформации: психологической проекции на основе личных потребностей; религиозной сентиментальности, основанной исключительно на образе какой-то романтической Мадонны с идиллической сцены Рождества; и, наконец, радикализации мифического образа Марии, отделенного от источников в Священном Писании и церковной традиции. Когда приходится сталкиваться с такими потенциальными недостатками представления о Деве Марии как горячо любимой, но почти неизвестной для молодых католиков, необходимо представить

Божию Матерь в трех ракурсах: более полный библейский образ Марии (Благовещение, Рождество, Кана Галилейская, события на Голгофе, Пятидесятница), более конкретное Ее изображение (как модель добродетелей для верующих), а также более общий образ (основанный на доктринальном учении Церкви о Марии). Необходимо также отметить недостаток осмысления молодыми верующими мариологических догматов как выражения продолжающейся рефлексии образа Марии со стороны Церкви.

Личное отношение и идеальное представление Божией Матери вместе с любовью и восхищением Марией со стороны опрошенных молодых католиков склоняются в сторону более здорового образа Марии. Когда сердце и разум прикасаются к вере и приводят к росту последней, образ Марии не может помочь

напрямую, но все же является широко известным и любимым.

***

Социологическое исследование священника Джона Ротена охватывает весьма широкий спектр социальных явлений, которые выражают реальное восприятие католического образа Божией Матери молодыми верующими. Ценность проекта заключается и в том, что сама анкета для опроса составлена с учетом разностороннего взгляда на предмет изучения. Вопросы касаются не только знания респондентами библейского текста и догматического учения Католической Церкви, но затрагивают и аспекты социологии религии. Так, например, один из кластеров анкеты содержит вопросы о религиозности отцов и матерей респондентов, потому как религиозная атмосфера родительской семьи действительно оказывает значительное влияние на религиозное мировоззрение взрослеющей личности. Локализация исследования, как представляется, не мешает относительной объективности исследования, во-первых, потому что

образцы ответов взяты из католических образцов разных стран. Во-вторых, даже если учесть превалирующий процент американских респондентов, результаты опроса все равно можно считать вполне релевантными ввиду одинаковости человеческой природы и единства католической традиции.

Уточнение Ротена о том, что в деле передачи мариоло-гического знания молодому поколению большой процент участия принадлежит католикам преклонного возраста (по большей части, бабушкам), завершается выводом, что это может иметь значительные пастырские следствия. Не совсем понятно, что за следствия автор имеет в виду.

Результаты опроса по кластеру молитвенных практик показали весьма пессимистичный результат - фактически половина респондентов не имела дела с богородичными молитвами, а некоторый процент опрошенных не молился вообще. Можно говорить о довольно поверхностном и, по большей части, теоретическом ознакомлении молодых католиков с практиками молитвенного почитания Девы Марии.

Срез библейского знания молодых католиков о Марии также показал весьма неутешительный результат. Респонденты фактически не знали Священного Писания, а большая часть призналась, что вовсе не читала Библию вне школы и Церкви. Священное Писание, будучи словом Божиим, является безусловным основанием христианской веры, следовательно, недостаточное знание библейского содержания влечет незнание и непонимание вероучительных аспектов. Как показало исследование, участники проекта хорошо знали евангельские эпизоды, связанные с Рождеством Христовым, однако имели мало знаний о других библейских моментах, упоминающих Деву Марию. Это означает, что такое знание проистекает не из изучения Священного Писания, а из популярных общеизвестных

традиций Рождества Христова, выражающихся, по большей части, в идеализированной картинке рождественского вертепа.

Другой важнейшей составляющей осознанной религиозной веры является осведомленность верующего в догматическом учении его Церкви, но и здесь результаты опроса представили весьма низкие показатели. Древние догматические аспекты мариологического учения (такие как приснодевство Марии, Мария как Богородица) были правильно объяснены далеко не всеми участниками проекта. А католические догматы о Непорочном Зачатии и Вознесение Божией Матери на небо респонденты фактически не знали.

Заслуживает особого внимания сортировка Джоном Ротеном результатов опроса в блоке типологии богородичного образа по семи категориям, конкретизированным еще по нескольким группам. Фактически именно эту классификацию и можно рассматривать в качестве наиболее полного представления действительного отношения конкретных католиков к Пресвятой Богородице. Эта классификация составляет главный результат и ценность рассматриваемого исследования, хотя формулировке выводов ученый посвящает отдельную часть работы.

Сравнительный анализ образов Божией Матери, идеальной женщины и собственной матери из ответов респондентов -вполне естественный ход изучения, так как многие исследования неоднократно поднимали тему образа Девы Марии как женского архетипа.

Наконец прямой вопрос к респондентам о месте Божией Матери в их жизни выглядит логичным завершением исследования. В авторской интерпретации вариантов профиля отношения к Марии легко усматривается попытка уместить их в классификацию по семи категориям, о которой было сказано ранее.

Четырнадцать выводов подводят итог исследования, однако, как было сказано ранее, классификация по типологии богородичного образа также может рассматриваться как важнейший вывод. Джон Ротен, несмотря на все перечисленные им недостатки вероучительных знаний и молитвенной практики со стороны опрошенных, склонен усматривать тенденцию к «здоровому образу Марии» у католической молодежи.

Все вышеперечисленное создает двойственное впечат-ле-ние об отношении молодого поколения католиков к Божией Матери. С одной стороны, знания библейских оснований, католических вероучительных аспектов, а также участие в богородичных молитвенных практиках сравнительно малы. Знания о Божией Матери часто остаются лишь на уровне традиционных популярных, даже картинных представлений, связанных в первую очередь, с Рождеством Христовым. Учитывая, что большинство респондентов - учащиеся католических школ при Обществе Девы Марии, эта ситуация кажется странной. С другой стороны, было бы несправедливо говорить об отсутствии знания и интереса к Деве Марии со стороны молодых верующих. Некоторая доля респондентов представила высокие показатели и вероучительного знания, и молитвенной практики. Для респондентов, которые «чувствова-ли призвание2 в католической вере» уровень этих показателей не снижался с течением взросления, чего нельзя сказать об остальных участниках проекта. Следует также учитывать, что рассматриваемое исследование было проведено в конце прошлого века. Принимая во внимание

2 Представление о призвании занимает весьма важное место в жизни католика. Так, именно оно является фактически главным требованием к поступающим в католические духовные семинарии. По установлению святого Папы Иоанна Павла II с 1997 г. в день Сретения Господня празднуется также Всемирный день посвященной жизни. В этот день Церковь молится о святости всех, кто особым образом посвятил себя служению христианской общине -священников, монашествующих, членов секулярных институтов.

высокую динамику изменений в современных обществах, можно полагать, что полученные результаты могут не вполне соответствовать действительности на данный момент.

Список использованных источников

1. Roten J. Faceless Madonna: Young People Love the Blessed Mother But Do Not Know Her Very Well [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// campus.udayton.edu/mary/respub/survey.html. - Дата доступа: 12.01.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.