НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
К. В. Султанов, И. Б. Романенко Детство и массовая культура
*
(обзор международной конференции)
Международная конференция «Детство и массовая культура» проводилась рамках ежегодного Международного форума «Ребенок в современном мире», который проходит в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена начиная с 1993 г. Эта конференция явилась результатом комплексных исследований аксиологии массовой культуры в контексте национальной традиции и современности, проводимых на базе Герценовского университета. В ходе проводимых мероприятий был осуществлен философский анализ актуальных проблем массового общества, исследованы антропологические проблемы и перспективы развития массовой культуры. Но особое внимание в ходе состоявшихся дискуссий было уделено процессам социализации и ценностному миру молодежи в условиях массовизации современного образования.
В выступлениях на пленарных заседаниях, в ходе состоявшихся обсуждений, семинаров и круглых столов участниками конференции последовательно проводилась и аргументировалась мысль о том, что развитие и само существование человечества в настоящее время прочно связывается с информационной средой и существен-
© Султанов К. В., Романенко И. Б., 2014
*
Конференция проводилась при поддержке РГНФ, грант № 14-06-14020г.
ным ростом знаний. Молодежь активно выбирает жизненный путь, ориентируясь на массовые или элитарные ценности. При этом сама массовая культура порождает у молодежи целый ряд иллюзий, не только отвечая ожиданиям широких народных масс, но и формируя эти потребности через систему формирования вкусов различных возрастных групп и аудиторий.
Выступления докладчиков на конференции можно тематизиро-вать по четырем основным направлениям:
• философский анализ социокультурного контекста массового общества;
• антропология массовой культуры и ее генезис;
• субъект и субъективность в диалоге науки и образования;
• тинэйджеры в современном социуме: искушения и соблазны;
• духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание молодежи.
Конференцию открыли выступления К. В. Султанова и А. А. Грякалова с анализом актуальных проблем воздействия массового общества на систему образования и сознание ребенка на различных этапах его взросления. К.В. Султанов обратил внимание на то, что сознание ребенка катастрофически множественно и фрагментарно одновременно и не может быть сведено к одному рассказу, не укладывается в одну объясняющую схему. Элитарное и
массовое так перепутаны в потоках массмедиа, что ребенок не в си__^ ТЛ С _
лах ориентироваться во множестве позиций. В современной культуре расположение смысловых и ценностных ориентиров существенно меняет конфигурации, классическая вертикальная иерархия, представляющая традицию, как бы «опрокидывается» в горизонталь рядоположенных ценностей и смыслов. Возникает сложная конструкция смысловых и ценностных взаимодействий, для понимания которых необходима особая стратегия философской мысли, что особенно актуально при обращении к воспитанию и образованию. Это говорит о необходимости ответственных изменений направлений философской и педагогической рефлексии детства.
А. А. Грякалов подчеркнул, что точная фиксация массового и элитарного в отношении к теме детства оказывается трудноразрешимой и неконструктивной. Нужно иметь в виду парадоксальность общей ситуации: элитарное отсутствует, а элиты (национальные,
финансовые, военные) наличествуют и множатся. Представление об элите соотносится в большей мере с понятием избранных национальных, финансовых, военных групп и сообществ, а не с группой хранителей высокой культуры. Само представление об элите утрачивает возвышенный характер, а массовое, наоборот, способно приобретать сторонников среди представителей социальных групп, идентифицирующих себя как элиту: массово переживаемое способно приобретать характеристики элитарного.
Интеллектуальный потенциал страны обладает, по мнению К. С. Пигрова, существенными темпоральными характеристиками, которые часто остаются в тени исследовательского интереса. Речь идет, прежде всего, о том, с каким историческим отрезком этот потенциал связывается, в отношении какого периода предполагается актуализация этого потенциала. Развитие интеллектуальных возможностей СССР в ХХ в. дает целый ряд существенных уроков, которые необходимо артикулировать в осмыслении нашего современного национального бытия. Стало окончательно ясно, что социальные проблемы не могут быть разрешены научно-техническими средствами. Крупнейшие государства столкнулись с охлаждением народов к научно-техническому прогрессу. Исследование внутренней структуры взаимообусловленностей целей, средств и результатов показывает, что мы никогда не достигаем тех результатов, которые задумывались как цели. Э. Бёрк призывает ориентироваться не на создателя проектов Платона, а на призывавшего к смирению и приспособлению Цицерона. Презентистская философская парадигма обнаруживает связь с феноменологической концепцией повседневности, с рассмотрением последней в качестве основы понимания социума. Истинная новизна, свобода, творчество, рождение - это всегда именно «возрождение» как приобщение к живительным силам постоянства. Творчество и свобода - лучший способ консервации.
А. А. Корольков в докладе «Интеллигенция в судьбах культуры подлинной и массовой» отметил, что западная мысль запоздало осознала симптомы болезни отчуждения интеллигенции от народа. Честь обнаружения противоречия культуры и цивилизации обычно приписывают О. Шпенглеру, а не русским мыслителям. Для нас свидетельства Шпенглера интересны тем, что это - взгляд изнутри
на гибельную судьбу западной цивилизации, в которой часть российской интеллигенции усматривает идеал расцвета возможностей личности и общества. В русском восприятии существует образ интеллигента, далекого от политических и властных притязаний, образ положительный, в том числе соответствующий энциклопедическому истолкованию интеллигенции как наиболее сознательной, разумной, образованной части общества. Но разумность и высота духа, как уже отмечено, не связаны накрепко лишь с интеллигенцией. Дело в том, что в числе самых почитаемых в народе всегда были праведники, их разум возвышался над обыденностью, суетностью мира. Сегодня противостоят две интеллигенции: одна заботится о нравственном, эстетическом, религиозном здоровье народа; другая уничтожает духовные основы народа, формируя в лучшем случае интеллект, позволяющий работать с машинами, компьютерами, переводить тексты, решать математические задачи, т. е. все то, что делает человека принадлежащим цивилизации, но не культуре.
В докладе И. Б. Романенко «Массовая культура и ценности массового общества» высказывалась мысль о том, что массовая культура порождает у молодежи целый ряд иллюзий: вседоступ-ность и вседозволенность, пристрастие к сенсациям, внешнему лоску, установка на легкую жизнь, сиюминутный успех, дешевые модные запросы и т. п. В эстетике массовой культуры сочетаются элементы вульгарности, тривиальности, примитивизма, иллюзорный интеллектуализм и оптимизм, агрессивная подача материала, сентиментальность, интерес к противоестественному и т. п., что является очевидной опасностью для подрастающего и молодого поколения. Но массовая культура не только отвечает ожиданиям широких «народных масс», реализуя желания и потребности в досуге, общении, развлечениях, но и формирует эти потребности через систему формирования вкусов различных возрастных групп и аудиторий (в том числе детских, подростковых, молодежных и т. п.), создание соответствующих образцов, тиражируемых через средства массовой информации. Характерной особенностью массовой культуры является превращение культурных ценностей в потребительские стоимости (или товар), а также глобальная направленность информационных коммуникаций, обусловленная развитием спутниковой связи, компьютерных технологий, средств массовой инфор-
мации (радио, телевидения, массовой прессы и т. п.). Средством осуществления и поддержания социальной мобильности в условиях массового общества становится система образования: человек может перемещаться из одной социальной группы в другую, как бы выставляя на продажу свою «рабочую силу», спрос и цена на которую зависит от его квалификации, профессионализма, уровня образованности. В таких условиях образование становится «средством увеличения стоимости товара».
Культ детства, юности, молодости с открытой возможностью множества вариантов жизни (в том числе и неординарных) Л. В. Мурейко признает одним из ведущих трендов массовой культуры. Вместе с тем и семья как надежный, устойчивый оплот индивида-ребенка также - непременный атрибут массовой культуры, воспроизводимый в рекламе товаров, в популярной литературе, кинематографе. Образ избалованного ребенка - это яркая, зримая модель схождения таких свойств человека масс, взятых в их крайности, как детская инфантильность и стремление к «твердой руке», наказывающей за отклонения от заданных норм и на которую можно опереться, переложить все заботы и ответственность. В условиях широкой информатизации социальных процессов и глобализации массы не исчезают, а приобретают новую форму существования: их одномерная монолитность трансформируется в совокупность изолированных индивидов, затрудняющихся идентифицировать себя в силу распадающейся классической структуры общества.
В докладе «Ребенок в зазоре между элитарной и массовой культурами» А. А. Леонова остановилась на том, что прекраснодушная идея противопоставления идеологическому тоталитаризму, направленная на обретение свободы в текстах постмодернистов, оборачивается отсутствием авторитетов и множественностью подходов в трактовке истории страны в школьных учебниках. Отрицание абсолютной истины порождает множественность мнений, которые могут создать путаницу в детских головах. Целостность мировосприятия, которая способна защитить от неуверенности и «раздрызга», сменяется многомерностью, осколочностью миропонимания. Современные компьютерные технологии позволяют создать «империю эфемерного» и возвещают приход «эры вакуума». Современное об-
щество - «общество спектакля» и «театрократии». Наступило время видимостей и легкомыслия, нарциссизма и цинизма. И сейчас уже трудно уяснить, что первично: действительность, демонстрирующая эти особенности и спровоцировавшая философов на их осознание, или идеи философов, воплотившиеся в жизнь.
В рамках конференции также прошли секции, теоретические семинары и круглые столы: «Детство в массовом обществе: антропология и жизненные ориентиры», «Актуальные проблемы науки и образования: диалог знания и обучения», «Молодежь в массовом обществе: становление идентичности и ценностные ориентации», «Массовая культура в контексте аксиологии: история и современность», «Эстетика детства», «Массовая культура: феномен и интерпретация», «Социокультурная парадигма государственной образовательной политики», «Специальное образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья в поликультурном обществе».
Итоги конференции подвел председатель К.В. Султанов, подчеркнув, что массовая культура неоднородна, многослойна, многолика. Дети нуждаются в защите от агрессивного воздействия и соблазнов массовой культуры, но решение данной задачи связано, в первую очередь, с государственной культурной политикой, которая должна быть направлена на поддержку позитивных тенденций в развитии массовой культуры. Но существуют и другие силы, способные оградить ребенка от всего негативного и разрушительного в культуре - это школа, семья, церковь и университет.