Научная статья на тему '"Детство-2030" - опыт проведения форсайт-проекта в России'

"Детство-2030" - опыт проведения форсайт-проекта в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1237
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Детство-2030" - опыт проведения форсайт-проекта в России»

алина радченко, сергей попов

«Детство-2030» - опыт проведения форсайт-проекта в России

удущее перестало быть предметом неопределенности, домыслов и страхов, оно стало предметом приложения усилий по его формированию. Наметить стратегии развития на несколько десятилетий вперед, втягивать в процесс актуализации будущего большое количество участников позволяет технология форсайта. Временная рамка большинства форсайт-проектов колеблется от 15 до 100 лет. Горизонт стратегирования смещается все дальше в будущее, а зоны принятия решений все сильнее концентрируются в настоящем. Главной сферой внимания и приложения усилий власти, бизнеса и общества остается актуальная действительность - разрешение текущих вопросов. Но действия, направленные на разрешение текущих проблем, не содержат ответа о том, какие возможности они дадут в будущем. Мы оказываемся в ситуации, когда вынуждены реагировать, а не опережать.

Переход России на инновационный путь развития и ее включение в мировую конкуренцию за будущее с необходимостью ставит нас в ситуацию определения темы, развитие которой позволит России выйти к достойному будущему. Благотворительный фонд «Мое поколение» при поддержке Общественной палаты Российской Федерации выступил с инициативой запуска проекта по теме «Детство» как проекта, выводящего на перечень вопросов и проблем, которые требуют выработки решений в ближай-

шее время для создания возможностей будущего развития страны. Тех проблем, которые не разрешаются отдельными усилиями власти или бизнеса, а требуют участия широких слоев общественности и усилий со стороны большого количества игроков.

Тема «Детство», безусловно, не единственная, которая требует общественного участия. Но, если проводить форсайт-проект, то именно эта тема может стать первой. Ведь вопрос о детстве - это и есть вопрос о будущем. Те, кому сегодня 10-15 лет, к 2030-2040 году будут составлять костяк российского общества. Станет ли подрастающее поколение жить в стране с инновационной экономикой или будет населением «мировой помойки» - вопрос наших усилий и действий сегодня.

технология формирования будущего

Тезис о том, что будущего нет, будущее создается и создается прямо сейчас - не просто один из броских манифестов интеллектуалов-авангардистов. Современный мир довел его до практики жизни, подкрепив серией соответствующих институциональных инноваций. Переход развитых стран на принципиально новую схему экономики - инновационную - фиксирует эту ситуацию.

Одной из ключевых компонент инновационной экономики является технология форсайта. Она появилась как одна из первых рабочих технологий по мобилизации усилий множества людей на создание будущего.

Схема поражает своей простотой и нетривиальностью. Например, компания

Intel объявляет, что к 2015 году будет изобретен новый продукт1 - компьютер на основе нанотехнологий. Компания формирует заказы на разработку технологической базы для нового продукта. Научные коллективы и исследовательские центры вынуждены бороться за получение финансирования на разработку. Наука процветает, рынок получает избыток инновационных идей. Акции Intel растут в цене, компания может продолжать финансирование работ. Параллельно формируется будущий потребительский рынок. Хотя самого продукта еще нет, а пользователи уже обсуждают, какого цвета будет их «нано-компьютер». Прилагается много усилий, но важно, что задействованы все игроки - от самой компании до конечного потребителя. А вместе они работают на формирование будущего, в котором появится «нано-компьютер». Вероятность такого будущего резко возрастает: на него работают сотни тысяч людей.

форсайт

Главная инновационная сила форсайта состоит в том, что это действие по созданию будущего. В форсайте важен не столько результат, сколько процесс вовлечения максимального числа заинтересованных лиц в формирование будущего. В западных странах число вовлеченных в форсайт-проекты экспертов исчисляется десятками и сотнями тысяч. Авторитетные специалисты по форсайт-исследованиям2 называют такую среду экспертной, помимо ученых, аналитиков и технологов в нее включают стейк-холдеров, то есть тех, от чьих действий зависит развитие ситуации, и «лиц, принимающих решения». Стейкхолдеры и лица, принимающие решения - это разные позиции: стейкхолдером зачастую может оказаться простая домохозяйка, не способная освоить новую модель высокотехнологичного пылесоса. Хотя не она принимает решение о его серийном

выпуске, но именно ее мнение как потребителя может оказаться решающим для создания спроса.

Результаты форсайта всегда публичны, ими пользуется большое количество людей. Дорожные карты3 адаптируются и публикуются для широкой общественности. Они выступают чем-то вроде «навигатора по будущему». Представьте себе, что вы попали на пересечение городских магистралей - большое количество народа едет из разных мест одновременно. Дорожная карта покажет вам возможные точки столкновения и варианты расхождения, основные места развилок.

Форсайт в общественно-политической сфере радикально отличается от технологического. Когда мы ставим технологическую задачу, например, по снижению веса летательных аппаратов на 50%, мы понимаем, о чем мы говорим. В общественно-политической сфере такой определенности уже нет. Если мы хотим улучшить качество жизни населения или увеличить уровень доверия в обществе - что мы действительно при этом имеем в виду? Оказывается, что это не очевидно. Обычный ход российских социологов - попытаться построить модель объекта и выбрать референтную группу, которая бы отвечала на вопросы о его состоянии.

Опыт форсайт-проектов западных стран показывает, что в первую очередь необходимо отказаться от утверждения, что такие объекты, как, например, качество жизни населения, уже есть. Необходимо отвечать на другие вопросы: чего же хотим мы (реальные участники проекта), чего мы хотим достигнуть в будущем, на что будем работать, к чему прилагать усилия. Это связано с тем, что такие понятия как качество жизни, уровень доверия, гражданское общество - являются социокультурными феноменами, они не существуют объективно, а формируются как эффект определенной социальной практики.

1 Об исследованиях и дорожной карте можно посмотреть на сайте www.intel.com в разделе «Технологии».

2Бишоп Питер и Энди Хайенс «Думая о Будущем» - Thinking about the Future: Guidelines for Strategic Foresight.

3Более подробно о дорожных картах можно прочитать на сайте фонда «Мое поколение» http://www. moe-pokolenie.ru/

об авторах

А Ф. Радченко, руководитель ФГУ «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации», председатель попечительского совета благотворительного фонда «Мое поколение»

С. В. Попов, президент Международной методологической ассоциации

Тема «Детство» была заявлена Общественной палатой Российской Федерации и фондом «Мое поколение» как тема, требующая формирования общественной позиции. Позиции, которая не ограничивается указанием на недостатки и проблемные зоны существующего уклада жизни, а формирует собственные ответы на вызовы времени и готова нести ответственность за полученный результат. Главной задачей проекта было выделение областей, общественные усилия в которых могут привести к переходу России на инновационные принципы развития, запуск дискуссий по данным областям и мобилизация усилий общества по их развитию и изменению.

ДЕтство - отсутствующий

ОБЪЕКТ

В российском обществе тема «Детство» относится к категории тем, в которых объект не сформирован. Многочисленные интервью с экспертами, которые проводились во время проекта, свидетельствуют о том, что в большинстве случаев обсуждается не детство, а либо конкретные дети (свои дети, ученики, сироты и т. д.), либо те или иные технологии, которые к ним применяются (образовательные, медицинские и т. д.). С точки зрения обывателя - все понятно: мы все были детьми, у нас есть свои воспоминания относительно этого периода жизни, мы видим, как растут наши дети. Но этого недостаточно для проведения форсайта. В отсутствие объекта приходится обсуждать конкретные явления, которые происходят в границах знакомого и привычного нам типа детства - детские лагеря и совместный труд (поколение, выросшее в советское время) или детство, прошедшее в схеме семья - школа - двор (рожденные в 80-х и старше).

Обывательский подход к тематике детства несет за собой целый ряд представлений и стереотипов о детстве и об укладе общественной жизни. Так, например, наши опросы показали, что одним из распространенных стереотипов по отношению к детству является то, что «родители любят своих детей» и что «ро-

дительская любовь заложена природой на уровне инстинкта - это тайна природы, недоступная разуму». При этом опросы экспертов и статистика, проведенная рабочей группой Е. Б. Мизулиной, показывают, что реальное положение дел состоит в том, что родители в большинстве своем равнодушны к своим детям и воспринимают воспитание своего ребенка скорее как обязанность. Любовь же проявляется в основном в критических или экстремальных ситуациях (болезнь, серьезные проблемы, поступление в вуз и т. д.), не превращаясь в инструмент постоянного воспитания4.

Однако подобные вопросы, как, например, о родительской любви, в обществе в значительной степени табуированы. Их нельзя обсуждать публично, не рискуя прослыть маргиналом или сумасшедшим. Такое положение дел, когда ряд вопросов табуируется, а другие бесконечно обсуждаются в одних и тех же терминах, и является одним из признаков отсутствия объекта.

Если бы тема не была настолько актуальной, можно было бы пойти по пути западных коллег: отложить проект до того времени, пока детство не начнет обсуждаться в обществе как особый социокультурный феномен, проявляющийся по-разному в разные исторические периоды. Но был выбран иной путь: одной из ключевых задач проекта стало формирование объекта и его включение в общественно-политический дискурс.

детство как социокультурный

ФЕНОМЕН

Детство, в том виде, в котором оно знакомо нам, было не всегда. Работы француза Филиппа Арьеса и нашего соотечественника Даниила Эльконина показывают, что такой социокультурный феномен, как детство, возникает примерно в ХУ-ХУ1 веках. Именно тогда детей стали массово помещать в учебные заведения, построенные по единым принципам - школы. В дальнейшем к ним добавились детские сады, училища, институты, через которые проходили все. Здесь надо оговориться, что, безусловно,

4Независимым институтом социальной политики в рамках международной исследовательской программы «Поколения и гендер» в 2007 году было проведено исследование, результаты которого показывают, что лишь 58% беременностей наступают желанно и вовремя, что означает, что более 40% детей в России появляются на свет незапланированно и нежеланны своими родителями (аборты считаются отдельно).

№ 5-6 (43-44) 2010 образовательная политика

дети были всегда, но не всегда общество специально ставило вопрос о том, как к детям относиться, что с ними делать и к чему готовить. В истории человечества всегда существовали (и сейчас существуют) цивилизации, в которых дети есть, а детство отсутствует: практически сразу после выхода из младенческого периода в таких цивилизациях у детей начинается взрослая жизнь. Их включают в работу, дают поручения, иногда только делая скидку на ограниченные физические возможности.

История возникновения детства интересна сама по себе, но более интересно то, что в разное время формировались разные, говоря современным языком, дискурсы5 детства. В так называемом «традиционалистском» дискурсе дети воспринимались как наследники и источник средств в старости: они должны были повторить жизнь своих родителей, унаследовать их имущество и содержать их в тот период, когда они станут нетрудоспособны. В Советской России дети были «сменой», а потому обсуждался вопрос, к чему их надо готовить. И длительное время ответ существовал в виде идеи т. н. «ГТО»: надо было готовить к труду и обороне. В США в прошлом веке, благодаря работам Джона Дьюи, появилась идея о том, что ребенка надо готовить к самодеятельной жизни в демократическом обществе, что привело к изменению американской системы образования.

западные дискурсы детства

Если мы теперь с этой точки зрения посмотрим, что сегодня происходит с дискурсом детства в развитых странах, то увидим, что он значительно изменился и уже не является ни традиционалистским, ни социализационным. Наш анализ западной литературы и зарубежного опыта показывает, что в XX веке произошла радикальная смена отношения общества к детству. Для достижения конкурентоспособности страны в сов-

ременном мире нужны уже не рабочие и солдаты, не источник доходов для престарелых родителей (с этим справляется пенсионная система) и даже не добропорядочные граждане. Современному развитому обществу необходим так называемый «креативный класс». На смену отношения к детям как к тем, из кого «надо что-то определенное воспитать», разрабатываются и внедряются новые дискурсы:

«Компетентное детство»: дети должны как можно раньше становиться самостоятельными и компетентными в выборе и построении своей образовательной и жизненной траектории. С этим связан второй пункт предвыборной кампании Б. Обамы: повсеместное внедрение в США системы «Раннего детского образования» (Early Childhood Education), а также активные дискуссии, программы и проекты образования в развитых странах.

«Прикольное детство»: детей иметь интересно, социально значимо и престижно. Для них разрабатываются новые товары, возникает индустрия развлечений для детей, детская мода и т. д. У этого дискурса появились даже свои иконы: Брэд Питт и Анджелина Джоли со своими шестью детьми, заметки о которых постоянно присутствуют во всех таблоидах.

«Охранное детство»: для детей надо создавать безопасную и дружелюбную среду. Проявления этого дискурса можно увидеть в обсуждении вопросов экологии, правильной организации жилья, в товарах, которые изготавливаются: детские автомобильные кресла, накладки на острые углы мебели и т. д. В рамках этого дискурса появляются программы типа «Город, благоприятный для детей»6.

Безусловно, предыдущие дискурсы традиционализма и социализации в той или иной мере тоже сохраняются. Вопрос состоит в том, какой дискурс (или дискурсы) становится ведущим, на ос-

5Дискурс - понятие, которое используется для анализа социокультурных феноменов. Феноменов, которые формируются в зависимости от того, какие в обществе распространены представления. Представления формируют те или иные объекты социальной жизни и структурирующие способы действия и понимания, которые применяются по отношению к ним, определяя границы допустимого или недопустимого действия и размышления.

6ЮНИСЕФ инициировал программу Children Friendly Cities. Более подробно с ней можно ознакомиться на сайте http://childfriendlycities.org

новании которого формируется государственная политика, работает бизнес, разрабатываются принципы образования и т. д. Ведущий дискурс начинает задавать отношение к детству и детям, формировать способы обращения с этим феноменом.

Дискурс ДЕТСТВА В РОССИИ

В зависимости от того, какой дискурс существует и поддерживается в обществе, появляется тот или иной тип детства, а в перспективе тот или иной тип общества: через 20-30 лет те, кому сейчас десять лет, станут определять политику и жизнь в стране. Что с этой точки зрения происходит у нас?

Исследования, проведенные в рамках форсайт-проекта «Детство-2030» (интервью с экспертами, экспертные панели, имитации) показали, что сегодня Россия находится в «зависшем» состоянии. С одной стороны, дискурс, существовавший в СССР, в значительной степени разрушен: дети больше практически не нужны государству, сеть детских воспитательных учреждений (пионерия, комсомол, кружки) практически исчезла. С другой стороны, невозможно полное возвращение к «традиционалистскому» дискурсу: то есть тому, где дети должны воспроизводить своих родителей. Большинство современных родителей сами являются в той или иной степени продуктами советского воспитания (их воспитание в большей степени происходило не в семье, а в системе социальных институтов). Кроме того, большая часть нынешних родителей не имеют опыта семейного воспитания - их родители были заняты на работе, сами они воспитывались в лагерях, кружках и школах, сестер и братьев (если такие были) сами не нянчили. Латентное знание о том, как воспитывать детей, культивируемое в традиционных семьях, было утеряно. Родители не отвечают на вопрос о том, зачем им нужны дети. Распространенный стереотип, что «родители любят своих детей» закрывает возможность критического и конструктивного отношения, хотя абсолютно не соответствует действительности.

Во время исследований, опросов и экспертных интервью был выделен ряд распространенных сегодня в России сте-

реотипов относительно детей7. Наличие данных стереотипов в общественном укладе жизни свидетельствует о том, что в России в настоящее время одновременно ведущими являются два дискурса: остатки «традиционалистского» и «оградительный».

Остатки традиционализма. «Традиционалистский» дискурс предполагает, что дети должны повторить своих родителей. И что именно родители определяют, какими должны быть дети. Этот дискурс глубоко укоренен в общественном сознании. Один из экспертов, руководитель успешной частной школы, рассказывал, что к нему иногда приходят родители и говорят, что их детей надо учить так же, как учили их, а все «новомодные штучки» излишни. «Я занимался в детстве авиамоделизмом - вот пусть и он занимается». За этим стоит глубокая убежденность, что если родители выросли и стали успешными, то они и есть предел человеческого развития. При этом, как говорилось выше, сами родители являются продуктом другого, советского дискурса. Предположение, что система подготовки и воспитания, через которую прошли родители, подходит для детей, живущих в другой стране (не СССР) и которым предстоит жить в другом мире, - является достаточно спорным. Более того, у большинства родителей отсутствуют практика и опыт воспитания детей в семьях. В итоге образуется странная ситуация: государство заказ на детей не формирует (как это делалось в СССР), родители хотят, чтобы дети повторили их жизнь, но опыт воспитания детей и формирования ответа на вопрос о том, к чему их готовить, весьма скуден и не культивируется.

«Оградительное» детство. Эффекты оградительного детства заметны практически во всех сферах. Институт образования ограждает детей от взрослой жизни до 17 лет (а некоторых и до окончания института, то есть до 21 года). Одним из эффектов системы образования, который отмечали некоторые эксперты, является то, что сегодня образование не отвечает на вопрос о том, чем будут заниматься дети. Эксперты из системы

7См. http://www.novoterra.ru/terra.php?item=60

среднего образования фиксировали, что для них сейчас более важным становится вопрос о том, как удержать детей, не позволять им разгуливать по улицам, работать раньше положенного времени и т. д. Правоохранительные органы следят за порядком и соблюдением дисциплины, пытаясь ужесточить меры по ограждению детей от взрослого мира, - обсуждение введения комендантского часа напрямую свидетельствует об этом. Работа социальных служб и благотворительности также поддерживает оградительный дискурс - система поддержки маргинального слоя направлена на его поддержание и воспроизводство, а не на создание возможностей для неблагополучных детей и выделение одаренных и талантливых, которая позволила бы им вырваться из этого слоя. Главной идеей, присутствующей в системе образовательных и социальных институтов России, является идея ограждения детей от мира взрослых. В такой логике неважным становится, чем занимается ребенок, лишь бы он был в относительной безопасности (взрослые знали, где он и что с ним) и был как можно дольше избавлен от взрослого мира - не пробовал зарабатывать, не смотрел взрослые фильмы, не имел доступа к взрослым вещам и отношениям.

Структура существующего дискурса показывает, что единого понимания о том, зачем нужны дети и к чему их готовить, нет. Государству нужна армия, бизнесу - рабочая сила, производителям детских товаров - потребители. Родители вынуждены давать частные ответы или рожать просто по привычке: всем известно, что женщина, не родившая хотя бы одного ребенка, - это не нормально.

Опираясь на эти два дискурса, можно строить предположения, к появлению какого общества в будущем это приведет: будет воспроизведена та же система отношений в обществе, которая есть и сегодня, со стремлением к авторитаризму (последствия «традиционалистского» дискурса) и патернализму (последствия «оградительного» дискурса). Тема детства как человеческого потенциала, как сферы вложения капитала, как зоны приложения усилий в существующем российском дискурсе оказывается закрыта.

Очевидно, что если Россия стремится участвовать в инновационной экономике и вступать в конкурентную борьбу с развитыми странами, то подобное отношение к детству является преградой. Причем преградой, которую невозможно преодолеть усилиями одних государственных структур: спущенные сверху решения не изменят сознания родителей и учителей в средних школах, не вынудят бизнес включаться в создание инновационных детских товаров. Трансформация дискурса детства - общественная задача, задача включения в этот процесс всех заинтересованных сторон и объединения усилий.

существенные условия для россии

В настоящее время в мире вопрос о человеческом капитале обсуждается как одна из главных точек конкуренции. Тот, кто занимается развитием человеческого капитала, вкладывает в него средства и усилия, получает большие конкурентные преимущества как в ближайшем, так и в отдаленном будущем. Такая логика смещает взгляд с обсуждения конкретных детей на обсуждение действий, которые приводили бы к увеличению человеческого капитала, к развитию его качества.

Существующий в России дискурс детства пока не обсуждает этих вопросов. Его трансформация - одна из важнейших задач этого форсайт-проекта. Но для того, чтобы трансформация начала происходить, недостаточно просто сказать об этом. Необходимо выработать содержательный ответ о том, к каким качественным изменениям мы будем стремиться, в каких именно направлениях необходимо прилагать усилия.

Выработка существенных условий в рамках форсайт-проекта «Детство» проводилась на экспертных семинарах и специально организованных встречах. По итогам этой работы были выделены актуальные для России проблемные зоны, преодоление которых становится критически важным для трансформации отношения к детству и перехода России на инновационный путь развития.

1. Демография. В настоящее время демографы выделяют две тенденции, которые характерны только

для российского общества: с одной стороны, сокращается средняя продолжительность жизни граждан, а с другой - увеличивается средний возраст населения. То есть люди живут меньше, но средний возраст населения все равно растет. Эксперты отмечают, что при сохранении этих тенденций через 15-20 лет Россия может превратиться в «экономического карлика» - страну, не способную на равных конкурировать с крупнейшими экономиками мира, в силу отсутствия достаточного количества населения. Кроме того, экспертные исследования показывают, что «старение» населения приводит к консервации общества - общество становится неспособно воспринимать изменения и новации, реагировать на вызовы времени, оно становится статичным и закоснелым.

2. Распределение общественного богатства. До недавнего времени специалисты фиксировали, что в развитых странах (в основном в странах ЕС и США) за счет пенсионных систем общественное богатство смещено в пользу старости. Сегодня для развитых стран вопрос о том, куда оно должно быть смещено, является одним из ключевых: старость становится все дороже. Приходится повышать налоги на работоспособное население, тем самым сокращая его уровень доходов и возможностей. Для России вопрос о перераспределении общественного богатства является одним из важнейших - будет ли оно перераспределяться в пользу стариков, и тогда богатым можно стать только к старости, работая на это всю жизнь, будет ли оно концентрироваться в среднем поколении (30-50 лет), либо будет перераспределено в пользу детства.

3. Освоение передовых технологий. Одним из эффектов инновационной экономики является то, что на рынке все чаще появляются новые продукты и технологии. Квалифицированное использование их становится обязательным условием для каждого, кто стремится жить в современном мире. Тот, кто не освоил компьютер и Интернет, сегодня не может быть конкурентен и автоматически записывается в маргиналы и отстающие. Как сделать возможным включение общества в процесс освоения высокотехно-

логичного мира, где старые технологии все быстрее заменяются новыми, - один из важнейших вопросов развития человеческого капитала.

Таким образом, для проекта были выбраны следующие существенные условия:

ОМОЛОЖЕНИЕ НАЦИИ

Демографическая ситуации России требует радикальных мер по сокращению среднего возраста населения. Это не означает, что надо сократить продолжительность жизни населения и убивать стариков (этот ход очень показательно продемонстрирован у Кристофера Бакли в его книге «День бумеранга»). Это означает, что необходима смена отношения к рождению детей в обществе. Дополнительным ресурсом для омоложения нации при правильном подходе могут быть и миграционные потоки.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА В ПОЛЬЗУ ДЕТСТВА

Если мы хотим увеличить человеческий капитал и конкурентоспособность населения, то необходимо сместить общественное богатство в сторону детства. Максимальное вложение средств в создание современных, оснащенных в соответствии с передовыми технологиями воспитательных и образовательных сред, приведет к повышению уровня конкурентоспособности вырастающего поколения.

МАКСИМАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЕТСТВА

Стремление конкурировать на равных в инновационной экономике сегодня требует того, чтобы дети массово попадали в максимально современную технологически оснащенную среду (и это не только вопрос оснащения школ компьютерами и микроскопами), учились быстро осваивать самые передовые технологии. Конкурентные преимущества для детей должны быть сформированы с самого детства, догнать высокотехнологичный мир они уже не успеют. «Креативный класс» не вырастет среди игрушек прошлого столетия и 486 ПК.

«сканирование» детства

Трансформация дискурса детства и достижение существенных условий стано-

вятся возможными в случае, если проделана специальная работа по прорисовке сфер, которые имеют отношение к детству. Это не аналитический срез предметных областей, а восстановление всех контекстов, в окружении которых находится тема, формирование и прорисовка карты сфер, поиск и выделение стейкхолдеров и лиц, принимающих решения.

Такую работу в западных публикациях по форсайту называют scanning («сканирование»). Здесь применяются самые разнообразные методы - от анализа современных мировых тенденций и трендов до экспертного интервьюирования.

Проведенная работа в рамках этого этапа проекта показала, что детство в России появляется на пересечении разных сфер, каждая из которых самостоятельна и несет собственное содержание.

Для проекта в качестве ключевых по результатам проведения глубинных интервью с экспертами были выделены следующие сферы:

РОДИТЕЛЬСТВО8

От желания родителей заводить или не заводить ребенка, от их подготовленности к факту родительства, от их готовности участвовать в жизни ребенка (в том числе от желания или нежелания отдавать воспитание своего ребенка на откуп учителям и директорам школ) зависит будущее детей.

ОБРАЗОВАНИЕ

Образовательные институты сейчас в России во многом формируют и задают среду становления ребенка. Большую часть времени дети проводят именно в них - школа становится главным местом времяпровождения ребенка. Причем главным стейкхолдером в образовании выступают преподаватели - именно на них держится весь учебный и воспитательный процесс, они являются его носителями и воспроизводят главную идею образования - идею передачи знаний и необходимости удержания ребенка от взрослой жизни.

БИЗНЕС ДЕТСКИХ ТОВАРОВ Бизнес формирует как вещественную (мебель, игрушки, еда), так и средствиальную (компьютерные игры, обучающие программы, книги, мультики) среду, в которой вырастает ребенок. Анализ российского бизнеса детских товаров показал, что стейкхолдеров этой сферы в России очень мало - есть всего несколько крупных проектов в сфере бизнеса детских товаров (такие как «Смешарики» и «Мир детства»), бизнес детских товаров России не превращен в индустрию, как в развитых странах.

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО От того, в каком типе совместной жизни вырастает и воспитывается ребенок (один родитель, оба, несколько разных родителей, родители нескольких поколений и т. д.) зависят его первоначальные возможности - как материальные, так и возможности строить свою дальнейшую жизненную траекторию. Семейное право, как регулятор совместной жизни людей, может как способствовать, так и ограничивать детей в их возможностях.

ДЕМОГРАФИЯ И МИГРАЦИЯ Состояние общества и происходящие в нем процессы, социальная карта населения и качественные характеристики общественных явлений - оказываются важной составляющей темы «Детство». Демографическая политика оказывает значительное влияние на состояние общества (можно оценить разницу между обществом, где государство платит людям за рождение детей, и обществом, где люди, перед тем как завести ребенка, вынуждены обучиться и получить сертификат родителя).

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ Схема работы социальных служб оказывает значительное влияние на общественный уклад. Если мы имеем дело с собесом - то это общество, в котором легализованы иждивенцы. Если мы имеем дело со сложной системой

8Данный термин был введен специально, чтобы создать возможность обсуждения практики родительства, а не конкретных родителей.

социальных лифтов - общество способных и талантливых.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Благотворительность - очень важный указатель на направление общественных усилий. Что общество считает важным, что поддерживает и на что оно готово выделять свои материальные блага.

МЕДИЦИНА

Технологический уровень медицины, качество предоставляемых услуг и ориентация на то или иное состояние (здоровье или болезнь) не могут быть проигнорированы. Ориентация на болезнь и больных приводит к росту числа больных и больниц, ориентация на здоровье приводит к культивации здорового образа жизни и разнообразию профилактических мер.

ЖИЛЬЕ

От того, как организовано детское пространство, есть ли специальные места для детей, зависит многое - от организации детского времяпрепровождения до развития у детей разнообразных способностей (воображение, вкус, развитие тела).

Анализ и выделение экспертов по каждой из сфер показали:

1. По ряду сфер лица, принимающие решения, отсутствуют. К примеру, в сфере родительства или социальных служб таковых нет.

2. Есть ряд сфер, в которых эксперты ангажированы, то есть придерживаются одного взгляда и не выходят к обсуждению возможных альтернатив. Так, например, один из основных стейк-холдеров сферы жилья - архитектор или проектировщик (имеется в виду позиция архитектора, а не конкретные люди) не обсуждает альтернативных существующим прототипам и образцам вариантов проектирования жилья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Существующие стейкхолдеры и лица, принимающие решения, в значительной степени распределены по профессиональным областям. Их действия чаще всего не выходят за рамки профессиональной области и зачастую противоречат друг другу, пространство, где

они могли бы вступать в коммуникацию по поводу детства и его развития, не сформировано. Так, педагоги не разговаривают с медиками о том, возможно ли культивировать практику здорового образа жизни и как это сделать. Родители не вступают в коммуникацию с государством по поводу того, какие формы совместной жизни актуальны и приемлемы для общества. Архитекторам оказываются неинтересны образы жизни людей, где дети, кстати, занимают немалое место, они проектируют городское пространство и жилье по известным образцам. Демографов и социологов, кричащих о демографическом кризисе и грядущем кризисе миграции, не слушает государство. И так далее.

В связи с перечисленными проблемами потребовалось проведение специальной работы по организации коммуникации между экспертами. В рамках форсайт-проекта «Детство-2030» такая работа была проделана путем организации серии специально сконструированных экспертных семинаров9 по выделенным темам. На семинары приглашались эксперты, представители разных областей и сфер, являющиеся стейкхолдерами своей сферы, а также лица, принимающие решения в той или иной области. Специфика организации работы состояла в том, что было специально сформировано пространство коммуникации, в котором эксперты - представители разных профессий, пользующиеся разной терминологией и отстаивающие разные точки зрения могли бы разговаривать и понимать друг друга.

По результатам работы по ряду сфер удалось сформировать экспертную среду, в которой возможно обсуждение современных тенденций и трендов в сфере детства, возможных сценариев будущего развития этой темы, выделение зон, которые требуют мобилизации усилий.

Итогом годовой работы стала дорожная карта, разработанная совместно с экспертами, отражающая актуальные зоны, в которых необходимо принимать решения и которые могут вывести на достижение существенных условий и трансформацию дискурса детства в России.

9Подробнее о семинарах можно прочитать на сайте фонда «Мое поколение» www.moe-pokolenie.ru.

Я

$100 Компьютер

Voice translator (портативное устройство-переводчик)

Робот-ребенок

Образование «

V/ 24/7 ^

Робот-няня ^^

«Потребительское» жилье

Виртуальная имитация жизни

Возможность

полной роботизации и автоматизации

Устройство для загрузки информации на кору головного мозга

3D-нанопринтер

Чипизация человека

Генная модификация человека

2010 2014

2018

2020

2023

2025

2030

Дорожная карта «Детство-2030»

При построении дорожной карты были разделены явления, которые имеют собственную логику развития и не зависят от прилагаемых усилий, и зоны, по отношению к которым решения еще возможны и находятся в поле общественной компетенции.

Учитывались:

1) технологические инновации будущего, уже сегодня заложенные в программы различных организаций;

2) зоны возможных социальных трансформаций России, предпосылки которых эксперты уже сегодня обнаруживают в структуре общества;

3) возможные точки изменения дискурса - какие понятия, организующие жизнь людей, будут изменяться и каким образом.

На экспертных семинарах был введен специальный режим имитации того, что будет происходить при тех или иных изменениях - введении инноваций, социальных трансформациях и изменениях дискурса, - и были выделены зоны, в которых действия актуальны

и могут привести к достижению существенных условий, были определены временные горизонты, в которых это еще возможно.

карта технологических инноваций будущего

Технологические инновации, ожидаемые в будущем, - те инновации, которые уже сегодня заложены в программы развития разных компаний и организаций, и можно посчитать, когда и с какой вероятностью они будут введены. При составлении дорожной карты использовались технологические карты, которые есть в широком доступе. Все карты - западные. На настоящий момент в России не опубликовано ни одной технологической дорожной карты10. Это представляет серьезную проблему и с точки зрения темы форсайта: это свидетельство того, что именно западные компании будут выступать основными агентами развития в сфере технологий и новых продуктов. Исследования показали, что на настоящий момент в России нет своих стейкхолдеров в технологической сфере, сфере инновационных продуктов и в сфере детских товаров для детей. Да, безусловно, есть успешные компании и разработчики, но не они форми-

10ГК «РОСНАНО» объявила о том, что подобная карта будет сделана.

руют тенденции и определяют развитие в области технологий, в большинстве случаев они либо используют существующие технологии, либо подключаются как специалисты к ведущимся разработкам. Либо в ближайшее время такие стейкхолдеры появятся, либо мы и дальше будем потреблять продукты западных рынков.

Из всего широкого перечня объявленных технологических инноваций совместно с экспертами были выделены те, которые в наибольшей степени окажут влияние на состояние детства в России.

На карте можно увидеть эти технологические инновации и планируемое время их введения в массовое потребление. Здесь мы не будем подробно останавливаться на каждой из них - для желающих детально ознакомиться их описание есть на сайте www.moe-pokolenie.ru.

Продемонстрируем пару примеров из карты.

2014 год. Voice-translator - портативное устройство, которое позволяет за счет синхронного голосового перевода непосредственно общаться людям, говорящим на разных языках. Первые разработки такого типа появились еще в начале 2000-х. Корпорация NEC уже разработала удачный вариант такого переводчика с английского языка на японский и обратно. Пока главной проблемой продажи является цена устройства - себестоимость оказывается слишком высока. Но японцы обещают, что к 2014 году они максимально снизят его себестоимость и сделают

Демографический кризис ■м-►

Кризис, вызванный миграционными процессами

Кризис единой формы семьи

2012

2014

2015 2016

2018

доступным каждому. Введение такого устройства в массовую продажу может привести к колоссальным последствиям: языковые барьеры стираются, население Земли становится еще более мобильным и миграционные потоки увеличиваются по всему миру. Дети живут в многонациональном обществе, где языковые границы - это больше не проблема. Другие культуры осваиваются ими в реальном режиме - при коммуникации с разными людьми. Для этого поколения культура и нация уже не будут предельной рамкой.

2023 год. Робот-ребенок - робот, который способен имитировать поведение настоящего ребенка. Подобные разработки ведутся с 90-х годов прошлого века. В 2007 году в Университете города Осака (Osaka University) японские разработчики представили опытный экземпляр андроида, который способен имитировать поведение пятилетнего ребенка. Японские исследователи обещают, что через 15-16 лет данные разработки будут массово интегрированы в общество - в программы по подготовке родителей, для продажи тем, кто не хочет или не может иметь настоящих детей и т. д. Внедрение роботов-детей в общество (когда есть возможность заказать и купить себе робота-ребенка) с одной стороны, может привести к развитию систем компетентного родительства - на роботе удобно тренироваться быть мамой и папой, с другой стороны - может привести к сокращению числа желающих рожать настоящих детей.

Введение новых технологий в массовый обиход создает новые возможности для общества. Так, благодаря появлению мобильных телефонов стало возможным разговаривать из любой точки мира, связываться друг с другом вне зависимости от места нахождения собеседника и т. д.

Вот варианты возможностей, которые откроют новые технологии миру - те, о которых можно говорить уже сегодня.

2020

2015 год

• Более половины населения Земли в Интернете.

• Для большей части населения стерты языковые границы.

• Образование можно получить через Интернет в любой точке.

2020 год

• Любую профессию можно освоить в виртуальной реальности.

• Дети могут работать и получать доход в Интернете.

2025 год

• Дети могут участвовать в создании предметов.

• Можно запрограммировать способности и характеристики детей.

• Вместо детей можно заводить роботов или виртуального ребенка.

• Воспитанием и уходом за детьми могут заниматься роботы.

• Способности ребенка можно увеличивать за счет генной модификации и чипизации.

карта зон социального напряжения в россии

Зоны социального напряжения России - временные интервалы, на протяжении которых, по мнению экспертов, могут происходить значительные изменения в структуре общества. Причем предпосылки для этих изменений уже сейчас можно обнаружить в структуре общества, поэтому вероятность их свершения эксперты оценивают как очень высокую.

Разработка данной карты была проделана на основании экспертных прогнозов и оценок. При составлении карты учитывались опубликованные материалы и аналитические статьи по темам «Демография», «Миграция» и другим.

На карте видно, что эксперты выделяют три зоны социального напряжения, значимые для социально-общественной ситуации в России.

2012-2016 годы. Демографический кризис

По оценкам демографов к 2012-2016 годам доля трудоспособного населения в России будет составлять 50% от трудоспособного населения на 2000 год. На фоне прогнозируемого общего сокра-

щения населения страны это формирует угрозу превращения в страну - экономического карлика. То есть в страну, которая не может на равных конкурировать с ведущими экономическими державами из-за значительной нехватки массы населения.

Сокращение трудоспособного населения будет сопровождаться сменой поколений: на пенсию будут выходить те, кто получал образование и начинал свою карьеру еще в СССР. Для ряда сфер и специальностей, таких как школьные преподаватели, ряд медицинских специальностей, так называемые рабочие профессии такая смена поколений может оказаться критической. Это связано тем, что в ряд профессий и специальностей длительное время не приходила молодежь.

Социальное напряжение возникает еще и из-за того, что трудоспособного населения начнет не хватать для обеспечения потребностей экономики. И в первую очередь это скажется на крупных предприятиях. По оценкам экспертов, наиболее вероятным сценарием является сценарий, при котором руководители крупных предприятий будут брать на высвобождающиеся места мигрантов. Таким образом, доля мигрантов к 2015-2020 годам может составить до 1/3 населения страны (мигранты будут приезжать с семьями, за ними потянется сфера обслуживания и т. д.).

2014-2018 годы. Социальный кризис, вызванный миграционными процессами

Демографический кризис приведет к тому, что для сохранения экономики и хозяйства в страну будут привлекаться мигранты. Сегодня миграционная политика в России только формируется. И до настоящего времени не строятся механизмы по привлечению качественных мигрантов и превращению их в население и граждан страны.

В случае если будет продолжаться недифференцированная миграционная политика, то страну к 2016 году наводнят мигранты, которые не хотят или не могут интегрироваться в российское общество. Ситуация, по мнению экспертов, осложняется тем, что развитые страны (в первую очередь США) в настоящее время строят свою миграцион-

ную политику по отбору и интеграции наиболее талантливой молодежи по всему миру (уже сейчас многие ведущие университеты США открывают свои отделения в Китае и Индии). В случае если они будут составлять значительное число населения - 20-25%, то неизбежно появление разнообразных социальных конфликтов, исход и развитие которых предугадать невозможно.

2015-2020 годы. Кризис единой формы семьи

Эксперты говорят о том, что уже сейчас доля нуклеарных семей (мама, папа и дети до 18 лет) составляет около 40% от других форм совместной жизни, и эта цифра будет сокращаться в будущем. Растет число разводов, растет число детей, рожденных вне брака и число лишений родительских

Сфера Основания дискурса сегодня Основания дискурса в будущем

2015-2020 годы

Взаимодействие с другими этносами и культурами Взаимодействие с представителями других этносов и культур традиционно Вырабатывание способов взаимодействия, принципа толерантности и практика понимания других культур -вопрос общественный и требующий специальных усилий

Семья Нуклеарная семья Дети растут в семье Многообразие форм совместной жизни Дети растут в воспитательных сообществах

Взросление Дети вступают в самостоятельную жизнь в период 14-18 лет Дети в разное время по разным вопросам становятся самостоятельными (12-30 лет), могут выстраивать собственные траектории взросления

2020-2025 годы

Образование Массовая образовательная траектория: школа -институт (колледж) Дети учатся в образовательных учреждениях Дети компетентны в построении траектории Формирование требований на компетентность воспитательных сообществ

Родительство Дети не выбирают родителей Все могут воспитывать детей Рациональное использование рабочего времени Эффективность пребывания на рабочем месте

Ребенок Родители не определяют заложенные природой способности будущего ребенка Дети могут рождаться с заданными характеристиками и способностями

2030-2040 годы

Жизнь Детство бывает только раз в жизни и определяется возрастом Можно прожить несколько социальных жизней Детство может быть несколько раз

11 Данные опираются на статистику из проекта концепции государственной политики Российской Федерации на период до 2025 года, разработанного рабочей группой под руководством Е. Б. Мизулиной.

прав11. Эксперты отмечают, что в обществе наблюдается развитие разнообразия форм совместной жизни -люди больше не думают о семье как об одной и на всю жизнь. Кризисная же ситуация задается несоответствием законодательства социальным реалиям общества - законодательство направлено на сохранение нуклеар-ной семьи, в то время как общество все чаще отказывается от нее и изобретает все новые формы совместной жизни, не регулируемые законом. Такое несоответствие приводит к тому, что социальная жизнь людей выходит из-под контроля государства, а значит, возникает все больше путаницы с материальными и хозяйственными аспектами жизни - люди вынуждены самостоятельно решать эти вопросы, что получается далеко не всегда.

КАРТА ТОЧЕК ТРАНСФОРМАЦИИ ДИСКУРСА

Отношение в обществе к тем или иным явлениям изменяется под воздействием появления новых идей, технологических и социальных изменений, появления в обиходе новых продуктов. Изменения дискурса влекут за собой переорганизацию уклада жизни людей, расширения границ их мысли и действий.

По оценкам экспертов, уже сейчас можно отследить зарождение новых идей в значимых для темы «детство» сферах. Карта представлена в виде таблицы, где обозначен временной интервал, в котором, по оценкам экспертов, может произойти смена, обозначено понятие, представление о котором будет изменяться, и даны пояснения: какие основания по поводу понятия заложены сегодня, а какие основания возможны в будущем.

НЕГАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На экспертных семинарах была специально организована работа по сце-нированию и имитации. Сценарии строились по отношению к технологическим инновациям, социальным и дискурсивным трансформациям. Совместно с экспертами вырабатывались ответы на вопросы: как будет жить российское общество в случае, если та или иная инновация будет внедрена, как повлияет на устройство

социальной жизни та или иная социальная трансформация и т. д.

Результаты такой работы показали, что если ничего не изменится: дискурс детства останется прежним, стейк-холдеры будут действовать по старым схемам, а лицами, принимающими решения, никаких радикальных мер предпринято не будет, то Россию ожидают две принципиальные угрозы. Первая угроза - резкая маргинализация общества, вызванная отставанием системы образования, «длением» детского возраста и существующими программами по рождаемости - рожают в первую очередь те, кому срочно нужны деньги. Вторая угроза - если все останется как прежде, разрыв между Россией и развитым миром будет увеличиваться, особенно это касается качества жизни, уровня образования и наличия многообразия возможностей. Воспитанные во Всемирной сети, выращенные на западных игрушках, дети будут все больше стремиться интегрироваться в развитый мир. А это означает, что в первую очередь мы потеряем самых талантливых.

Задачей форсайт-проекта было выявление тех зон, усилия в которых могут привести к достижению существенных условий, и где выработка решений необходима, временных периодов, в течение которых действия и усилия еще будут актуальны, а вероятность развития негативных сценариев сведена к минимуму. Такие периоды были названы зонами принятия решений.

зоны ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Демографический и миграционный кризис требует выработки решений по следующим вопросам: выстраивание дифференцированной миграционной политики, направленной в первую очередь на привлечение качественной миграции, разработка и развитие программ интеграции и адаптации детей к жизни в полиэтническом и поликультурном обществе с самого раннего возраста, развитие специальных программ жизни в полиэтнических сообществах.

Выработка вариантов действий и принятие решений - до 2016 года.

СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Логика развития человеческого капитала требует переорганизации социальных служб с распределительной схемы в сторону выстраивания систем социальных лифтов, обеспечения условий для включения детей в передовые культурные и социальные процессы. Этому может способствовать принятие мер по разработке системы социальных лифтов, разработке различных форм участия детей во взрослой жизни (детские деньги, участие детей в голосовании, участие в общественной и политической жизни).

Выработка вариантов действий и принятие решений - до 2018 года.

КОМПЕТЕНТНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО

Формирование нового отношения к детству невозможно без смены отношения к рождению детей. Осмысленное отношение к рождению ребенка формируется в ситуации, когда родители не боятся заводить детей, обладают компетенцией воспитания, а система сопроводительных сервисов выстроена таким образом, что позволяет родителям заводить детей без ущерба их собственной жизненной траектории. Формирование сферы компетентного родительства требует следующих решений: формирования многообразных форм воспитания детей, расширения сферы сервиса детства, формирования рынка детских услуг.

Выработка вариантов действий и принятие решений - до 2018 года.

ОБРАЗОВАНИЕ

В условиях инновационного развития общества, а также все возрастающих темпов изменений и инноваций становится очевидной необходимость смены парадигмы образования. Классно-урочная система, организованная предметным и дисциплинарным образом, становится неконкурентоспособной в условиях современного развития общества. Необходимые решения и действия: разработка и развитие новых неинституциональных форм образования, развитие образовательных возможностей. Выработка новых оснований образования: смена парадигмы с предметного образования на ориентационное (способность ориентации в мире), переход от получения

знаний к приобретению способностей и освоению компетенций.

Выработка вариантов действий и принятие решений - до 2020 года.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Необходима разработка Семейного кодекса, способствующего защите прав ребенка и развитию разнообразных форм семейной жизни. Семейного кодекса, который позволял бы детям строить свою жизненную траекторию и способствовал тому, чтобы их траектория не зависела от семейного статуса и благосостояния родителей.

Выработка вариантов действий и принятие решений - до 2025 года.

БИЗНЕС ДЕТСКИХ ТОВАРОВ

В настоящее время бизнес-компании, занимающиеся разработкой и производством детских товаров в России, неконкурентоспособны по отношению к западным. Эта ситуация во многом связана с тем, что бизнес детских товаров не поддерживается государственной политикой страны. Направления возможных решений: формирование государственной политики в отношении бизнеса детских товаров, поддерживающей развитие инновационного бизнеса, направленного на развитие и образование детей. Инициирование сферы инноваций и разработок в сфере детства.

Выработка вариантов действий и принятие решений - до 2025 года.

НОВАЦИИ ДЕТСТВА И НОВЫЕ

возможности

Выделенные зоны принятия решений указывают на целый ряд общественно-политических новаций, введение которых, с одной стороны, приблизит Россию к достижению существенных условий и будет способствовать трансформации дискурса детства, с другой - откроет новые бизнес-возможности. Смещение общественного внимания в сторону детства создает возможности для перемещения капитала и усилий на эту сферу.

Новации в области миграции. Выстраивание дифференцированной миграционной политики, ориентированной на привлечение качественной миграции создает возможности формирования

требований к качеству человеческих ресурсов, способствует повышению конкуренции за знания и квалификации.

Новации в социальных службах. Переход к построению многоуровневых систем социальных лифтов и ориентация на выделение способных и талантливых дает возможность для продвижения людей, повышает стремление к развитию уровня своих квалификаций. Бизнес может быть одним из участников этого процесса.

Новации в сфере компетентного родительства. Формирование сферы компетентного родительства приводит к возникновению многообразного рынка сопроводительных сервисов и услуг - системы гувернеров и нянь, развитие детской моды и т. д. Для российского бизнеса эта сфера пока практически не занята.

Новации в образовании. Формирование рынка образовательных услуг приводит к повышению качества человеческого капитала, к возможности диалога работодателя и предоставляющего образовательные услуги. Уход от единой системы образования перераспределяет потоки капитала. Образование будет становиться дороже, но станет возможным соотношение «цена - качество».

Новации в бизнесе детских товаров. Усилия по оснащению детства - не только полезное, но и выгодное дело. В случае соответствующей государственной политики особенно. Направлений здесь может быть масса: компьютерные игры, реклама, разработка новых игрушек, детская мебель, организация индустрии развлечений детства, организация детской среды и прочее.

Многие выводы проекта должны изменить представление о необходимых мерах в сфере работы с детьми. Например, к 2015 году более половины населения земли будут пользоваться Интернетом. Для большей части населения развитых стран будут стерты языковые границы, образование можно будет получить через Интернет из любой точки планеты. Варианты

развития нужно учитывать на уровне государственной политики, в сфере образования и производства детских товаров. Необходимо наряду с традиционной классно-урочной системой предлагать детям на выбор набор образовательных «меню». Кроме того, важную роль играет учет интересов детей при создании инновационных технологий и сред обитания.

запоздалые дискуссии, или «поздняк метаться»

Сегодня многие привыкли обсуждать, как нам защититься от мирового кризиса, как преодолеть демографический спад, на экономику какого типа делать ставку. Этот список можно продолжать, но в этих обсуждениях мы замечаем одну поразительную вещь: думать над этим вообще-то уже поздно. По многим направлениям соревнования уже выиграны, победители получили награды, а мы только готовимся к выходу на стартовую дорожку. Как говорится, поздняк метаться. Поэтому сейчас на повестку дня общество должно поставить стратегические вопросы, то есть те, к соревнованию по которым мир только готовится.

И тут мы вынуждены согласиться с Дэниелом Торнили, который сказал, что фактически все, что россияне сейчас могут поставить на карту в современном мире, - это их молодые образованные люди. И это действительно так. Идея о человеческом капитале и о том, что именно он, а не вещественный капитал в современном мире определяет конкурентоспособность, известна с середины прошлого века. С большой долей уверенности можно сказать: качество человеческого капитала будущей России - вот та сфера, в которой мы еще не опоздали, и она как никогда актуальна в современном мире. Речь идет не о сегодняшнем работоспособном населении (тут уже ничего не поделаешь), а о следующем поколении, фактически - о наших детях, о тех, кто через 20-30 лет будет определять облик страны и кто уже будет жить в мире, в котором сырье и другие важные сегодня ресурсы не будут цениться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.