Научная статья на тему 'Детское сиротство, как фактор риска девиантного поведения и депрессивных расстройств'

Детское сиротство, как фактор риска девиантного поведения и депрессивных расстройств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т. В. Уласень, Л. Ф. Пантюшкова

Ранняя родительская депривация приводит к формированию выраженного чувства вины и повышению индекса враждебности у детей-сирот, что является одним из бессознательных мотивов, определяющим эмоциональное состояние и поведение ребенка. В клиническом плане в этих случаях мы имеем дело с девиациями поведения или с формированием депрессивного типа личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Т. В. Уласень, Л. Ф. Пантюшкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детское сиротство, как фактор риска девиантного поведения и депрессивных расстройств»

УДК 616.89-008.48-053.2

ДЕТСКОЕ СИРОТСТВО, КАК ФАКТОР РИСКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ Т.В. Уласень, Л. Ф. Пантюшкова

Смоленская государственная медицинская академия, Сафоновская агрошкола-интернат

Ранняя родительская депривация приводит к формированию выраженного чувства вины и повышению индекса враждебности у детей-сирот, что является одним из бессознательных мотивов, определяющим эмоциональное состояние и поведение ребенка. В клиническом плане в этих случаях мы имеем дело с девиациями поведения или с формированием депрессивного типа личности.

Многочисленные исследования в области детской и подростковой психиатрии и психологии убедительно свидетельствуют о влиянии детства на последующую жизнь человека (1, 3, 6, 7, 8). Поэтому актуальной проблемой является изучение влияния различных факторов на психическое здоровье несовершеннолетних. Среди них особое значение имеют психологические травмы детского возраста, число которых постоянно возрастает в связи со сложной социально-экономической обстановкой в стране (4).

В связи с этим важный социальный и научных интерес представляет влияние ранней родительской депривации на особенности формирования психологических особенностей у подростков, воспитывающихся в интернатах.

Материалы и методы исследования

Нами проведено психодиагностическое обследование 36 подростков (19 девушек и 17 юношей ) 12-15 лет, воспитывающихся в Сафоновской агрошколе-интернате с раннего детского возраста. В работе использован опросник Басса-Дарки (8), состоящий из 75 утверждений и позволяющий выявить следующие формы агрессивных и враждебных реакций: 1) физическую агрессию; 2) косвенную агрессию; 3) склонность к раздражению; 4) негативизм; 5) обиду-зависть; 6) подозрительность-недоверие; 7) вербальную агрессию; 8) чувство вины. Суммирование показателей 1, 2 и 7 пунктов определяют общую агрессивность; 1, 3 и 7 - агрессивную мотивацию; 5 и 6, соответственно, - индекс враждебности.

Результаты и их обсуждение

Полученные нами результаты свидетельствуют о высоком уровне индекса враждебности (как эмоционального состояния), психологическими составляющими которого являются обида и подозрительность. В норме его величина составляет 6,5+3. По нашим данным, индекс враждебности у обследуемых подростков-сирот соответствует 12.

Психологическими составляющими агрессивной мотивации являются физическая агрессия, склонность к раздражению и вербальная агрессия. В целом у обследуемой нами группы ее усредненное значение (18,4) укладывается в нормативные рамки, которые составляют 21+3.Но у некоторых подростков показатели агрессивной мотивации либо не достигали нижней границы нормы, что, в свою очередь, указывает на случаи возможной подавленной агрессивности; либо превышали верхние границы, что свидетельствует о явных агрессиных тенденциях.

Кроме того, обращает на себя внимание высокий уровень чувства вины. По нашим данным, он составил 9 (допустимый показатель 8). Согласно классической психоаналитической теории (5), невротическое чувство вины возникает в результате конфликта между Супер-Эго и инфантильными сексуальнаыми и агрессивными желаниями, причем этот конфликт представляет собой интернализованное представление и увековечение конфликтов между ребенком и его родителями.

В нашем случае речь идет о сиротах, у которых одним из бессознательных мотивов, определяющих эмоциональное состояние и поведение, может быть следующий - «раз меня оставили, значит я плох, я что-то сделал не так и т.д.». Кроме этого, на чувство вины оказывает прямое влияние и степень выраженности агрессивных чувств, которые обследуемый направляет на себя самого в моральном осуждении за негативное отношение к значимому для него лицу (6).

В клиническом плане, если речь идет о преобладании агрессивных и враждебных тенденций, мы имеем дело с девиациями поведения. Если преобладающим является чувство вины - на первый план выступают депрессивные переживания в той или иной степени выраженности, приводя со временем к формированию депрессивного типа личности.

Заключение

Таким образом, комплексная оценка составляющих агрессивности (физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины) позволяет правильно выработать психолого-психотерапевтические мероприятия, направленные на коррекцию агрессивных тенденций у детей-сирот, тем самым способствуя предупреждению случаев девиантного поведения.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. - 318 с.

2. Барденштейн А.М., Можинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 1998. - 230 с.

3. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. Томск. 1994. -310 с.

4. Дмитриева Т.Б. Социальная психиатрия как самостоятельный раздел общей психиатрии // Психическое здоровье населения России. - Москва, Ижевск, 1994. С 3-7.

5. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Под ред С.М. Черкассова. СПб: ВосточноЕвропейский институт Психоанализа. 1995. - 288 с. С. 18-19.

6. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб., 1999, 347 с.

7. Семке В.Я. Клиническая персонология. МГР «Раско». Томск., 2001. - 376 с.

8. Фурманов И.А. Детская агрессивность: псходиагностика и коррекция. - Мн: Ильин В.П., 1996, 1996. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.