Научная статья на тему 'Детское движение как среда социального воспитания (20-е гг. XX вв. )'

Детское движение как среда социального воспитания (20-е гг. XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN''S MOVEMENT / EDUCATION / SOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпич И. А.

В статье проанализированы детское движение как основная среда социального воспитания. На основе анализа различных подходов к определению понятия «детское движение», «социальное воспитание» автором определена роль детского движения в системе социального воспитания в 20-х годах ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детское движение как среда социального воспитания (20-е гг. XX вв. )»

И.А. Карпич

аспирант кафедры социальной педагогики, социальной работы и истории педагогики, Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины

I.A. Karpych

aspyrant the department of kafedry social'noy pedagogiki, social'noy raboty and history pedagogiki of Uman

State Pedagogical University named after Pavlo Tychyna

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

(20-е гг. ХХ в.)

Аннотация. В статье проанализированы детское движение как основная среда социального воспитания. На основе анализа различных подходов к определению понятия «детское движение», «социальное воспитание» автором определена роль детского движения в системе социального воспитания в 20-х годах ХХ века.

Annotation. The article analyzes children's movement as the main medium of social education. Based on the analysis of different approaches to the definition of "children's movement", "social education" the author of the role of children's movement in the system of social education in the 20-ies.

Ключевые слова: детское движение, воспитание, социальное воспитание.

Keywords: children's movement, education, social education.

Социально-экономические и общественно-политические процессы привели к серьезным изменениям в общественных институтах воспитания, оказало значительное влияние и на общественное движение детей. Наряду с упадком традиционных структур возникают множество различных детских организаций, увеличивается количество религиозных, экологических, патриотических, спортивных и других ассоциаций детей, происходит их организационное самоопределение.

Однако на современном этапе развития общества процесс развития детского движения происходит сложно: для его динамичного развития не хватает опыта, методического обеспечения, кадров. При создании новых детских организаций их инициаторы нередко идут на пути механического заимствования зарубежного опыта, без учета исторических традиций своей страны. В такой ситуации невозможно обойтись без детального и взвешенного анализа отечественной практики детского движения тем, чтобы обеспечить преемственность со всем положительным, что накоплено в прошлом [1, с.3]. Среди указанного в данном контексте заслуживает внимания такое социально-педагогическое явление как детское движение, в частности, как среда социального воспитания.

Сегодня детское движение является предметом исследования таких научных отраслей, как история, социология, психология, педагогика. Так, в работах Л. Алиевой, Н. Басова, М. Богуславского, А. Волохова, А. Кирпичника, Э. Мальцевой, И. Руденко, А. Титовой, Т. Труха-чевой и др. отражена история развития науки о детском движении. Исследования А. Бондарь, С. Дыбы, Ю. Жданович, Я. Луцкого, П. Мартин, В. Окаринского, Н. Онищенко, Г. Охримчук, Ю. Полищука, Б. Савчука, Н. Сидоренко, А. Сыч, С. Харченка, М. Чепель, Л. Яровой и др. посвя-

щенные различным аспектам деятельности современных детских и молодежных организаций в Украине.

Становление и развитие социального воспитания в Украине становится предметом историко-педагогических исследований уже с конца 20-х годов XX века (Ф. Гринько, А. Дзе-верин, Я. Ряппо, Н. Скрыпник). В публикациях этого периода разъяснялись принципы социальной политики государства, рассматривался практический опыт социального воспитания подрастающих поколений, приводились достижения в этой области [12, с.4].

Некоторые аспекты развития социального воспитания в исследуемый период были рассмотрены в историко-педагогических трудах 90-х годов ХХ - начала XXI века (А. Аблятипов, П. Дробязко, Л. Дудник, Л. Ковальчук, В. Костов, В. Курило, А. Любар, А. Медведь, М. Стельмахо-вич, Б. Ступарик, О. Сухомлинская, Д. Федоренко и др.) [12, с.5].

Как показал анализ историко-педагогических источников, на сегодня отсутствует целостное исследование по данной проблеме. Поэтому целью статьи является анализ детского движения как среды социального воспитания в 20-х годах ХХ века.

Детское движение - специфический социокультурный феномен, который на разных этапах становления и развития накопил уникальный опыт, переосмысление которого с позиций современной теории воспитания, обоснование педагогической концепции деятельности современных детских общественных структур в системе социального воспитания подрастающего поколения в новых социокультурных условиях - основная задача историко-педагогического исследования [6, с.62].

Как отмечает Т. Трухачева, детское движение - это система, основными элементами

которой выступают люди - взрослые и дети, которые добровольно объединились в организации, союзы и другие виды формирований для достижений определенных целей и находящихся в соответствующих связях друг с другом [2, с.59].

По мнению Л. Алиевой, детское движение - это объективное проявление закономерности цивилизационно-антропологического развития человеческого общества, развитие взаимоотношений детства (самостоятельной социально-естественной структуры) и взрослого общества; среда социального воспитания; специфическая воспитательная система; среда становления и развития личности подростка [2, с.60].

Понятие «детское движение» можно характеризовать как социально-объективное явление - специфический объект познания; конкретно историческую, социальную реальность, выражая роль детства в среде, его взаимоотношения со средой взрослых; институциональную, социально-психологическую, педагогическую реальность - субъект воспитания; совокупность различных структур детского движения - объединений, организаций, клубов, союзов, объектов педагогики (теории и методики воспитания) [2, с.61].

Понятие «детское движение» зародилось в 10-х - 20-х годах ХХ века - во время зарождения педагогики детского движения - самостоятельной отрасли знания, изучающая сущность, закономерности, специфические черты процесса воспитания и развития личности в детской организации. Её объектом является детское движение как специфическая форма воспитания, предметом - процесс воспитания и развития личности в детской организации [2, с.203].

Как показал анализ различных подходов к определению понятия «детское движение», большинство авторов рассматривают исследуемый феномен как социально-педагогическое явление, в частности как среду социального воспитания.

В 20-х годах ХХ века социальное воспитание рассматривалось как всесторонняя и общая организация детворы: «Для общества, общество, через общество...», «Для коллектива, коллективным методом, через коллектив ...» [4, с.6].

В «Руководстве по социальному воспитанию» (1924) отмечалось, что целью социального воспитания было воспитание граждан УССР, проникнутый сознанием своей солидарностью с трудящимися массами СССР и всего мира, способных активно бороться за диктатуру пролетариата, как переходной этап к коммунизму [9, с.45].

Современные исследователи, такие как Л. Коваль, И. Зверева, С. Хлебник рассматривают социальное воспитание как систему мер, на-

правленных на овладение и усвоение детьми и молодежью общечеловеческих и специальных знаний, социального опыта с целью формирования у них устойчивых ценностных ориентаций и адекватной социально направленной поведения [5, с.25].

Потребность в становлении и развитии системы социального воспитания была вызвана рядом объективных и субъективных факторов. Небывалая империалистическая мировая война, затем жестокая гражданская война и голод унесли миллионы родителей. Советское государство должно было присмотреть детей беспризорных, или полусирот, которые тоже нуждались в опеке со стороны государства.

Советская система образования не могла ограничиваться только школой, принимала ребенка на 3-4 часа в сутки. Возникал вопрос о полном охвате и организации детства, то есть не только о школе, но и о социальном воспитании детства в широком смысле слова.

Это массовое социальное явление еще больше обострило проблему социального воспитания и поставило перед советским государством задачу практически и широко решить её. Вследствие таких задач в 1920 г. Наркомпрос Украины издает «Декларацию о социальном воспитании детей». Основная задача Декларации состояла в том, чтобы сломав старую конструкцию, превратить все разъединении типы детских учреждений в единую динамическую систему социального воспитания ориентируясь на детский дом, как на основную организационную форму. «Декларация о социальном воспитании детей» выходила из глубокого кризиса семьи, с неслыханного роста беспризорности детей, в условиях важнейшей социального переворота и пыталась решить всю сумму обязательств государства перед детством [3, с.26; 8, с.12].

Государство брало на себя обязанность охраны, обучения, воспитания и организации детей. Вся система социального воспитания оформлялась в зависимости от состояния тех или иных групп детей в таких учреждениях и организациях:

1. площадки различных типов - организации, объединявшие значительную массу детей района;

2. детский сад-школа (школа-клуб) неполного дня - существовали для детей «индивидуалистических семей» и были постоянными учреждениями для систематического гражданского воспитания детей;

3. дневной детский сад, детский дом, школа целого дня - учреждения социального воспитания детей, которые не были обеспечены семейным воспитанием (полусироты, дети, родители которых работают на предприятии и т. п.);

4. детский дом, детский городок, коммуна, колония - учреждения охватывали детей, которые совсем «выпали из семьи» - сироты, дети, брошенные родителями, то есть охватывали беззащитную часть детства.

Кроме названных типов учреждений, для осуществления социального воспитания существовали другие организации охраны детства: коллекторы, распределители, институт братьев и сестер социальной помощи, патронат, юридическая защита детей и различные общественные организации и т.п. «Заканчивалась система социального воспитания организацией, которой было пронизано жизнь всех указанных выше учреждений и организаций - это коммунистическое детское движение, которое наиболее полно охватывало и реализовало социальное воспитание детей. Под руководством комсомола, детское движение, через организации юных ленинцев (ЮЛ) и октябрят, широко и по-ленински осуществлял социальное воспитание детского населения, ставил своей задачей действительную и полную организацию детей, как пионеров коммунистического строительства [3, с.28-29].

Согласно теоретическим разработкам Наркомпроса УССР система народного образования состояла из двух частей - учреждений социального воспитания и профшкол, к которым прилагались учреждения образования для взрослых в форме политпросвещения. Такая система строилась без тщательной предварительной подготовки, а значит не избежала некоторых ошибок. Уже во второй половине 20-х годов наблюдается постепенный отход руководителей Наркомпроса от курса исключительно на детский дом (в области социального воспитания), определенная переориентация их на школу, школу социального виспитания, то есть как заведение, которое не только учит ребенка, но и воспитывает его, берет на себя обязанности по организации быта и досуга своих воспитанников [8, с.169].

Если «уклон на детский дом» был преувеличением и школа получила доминантного значения, то все же основной подход к социальному воспитанию, как к общей организации детства, оказался правильным. Вследствие этого, основным фактором социального воспитания стало детское коммунистическое движение [9, с.5].

В системе социального воспитания УССР детское движение занимало центральное место как единственный фактор социального воспитания, его основа и содержание, как единственное средство коммунистического воспитания детей на основе активного участия детства в общественно-политической и трудовой жизни, как процесс приобщения детства к тем событиям, которые возникали на фоне классовой борьбы [10, с.9].

Общественное руководство коммунистическим детским движением принадлежало коммунистической партии, которая совершала это руководство через комсомол при обязательном участии работников социального воспитания.

Первые детские коммунистические группы в Украине возникли в начале 20-х годов ХХ века при комсомольских ячейках. В 1922 году их стали называть группами юных спартаковцев. По постановлению 2-й Всероссийской конференции РКСМ (19 мая 1922 г.) в стране создана единая коммунистическая организация детей. В июле 1922 г. ЦК КСМ Украины принял устав новой организации пионеров. В январе 1923 г. при ЦК КСМУ создано Центральное бюро коммунистического детского движения (ЦБ КДД). В 1924 году детские коммунистические группы юных спартаковцев переименовали в детские коммунистические группы юных пионеров имени В.И. Ленина - «юные ленинцы» [11, с.155-156].

Как показал анализ источников исследования, на этапе становления детское движение в Украине прошло от первых спартаковских ячеек к коммунистическим детским группам юных пионеров имени В.И. Ленина. Согласно системы социального воспитания УССР, коллективы юных ленинцев являлись теми «идеальными» нормальными детскими коллективами, на которых ориентировалось всё детство [9, с.9].

Партия провозгласила, что пионерская организация как основная форма детского движения стала важным звеном в системе социального воспитания. В контексте указанного началась теоретико-методологическая разработка основ детского коммунистического движения [7, с.62-63].

Итак, в 20-х годах ХХ века детское движение в системе социального воспитания занимало центральное место как основная среда социального воспитания на основе активного участия детства в общественно-политической и трудовой жизни. Детское движение, через организации юных ленинцев и отябрят, охватывало и детские дома, и детскую школьную организацию, тоесть распространялся на все учреждения социального воспитания.

Список источников:

1. Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России : Методология, историография, источниковедение / Н.Ф. Басов. - М.: Academia, 2000. -398 с.

2. Детское движение. Словарь-справочник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Ассоциация исследователей детского движения, 2005.- 543с.

3. Зшьберштейн А., Ястржембський В. Система народньо! освгги / А. Зшьберштейн, В.

Ястржембський. - Х.: Державне видавництво Украши, 1929. - 191 с.

4. Кириченко С. Що таке сощальне вихо-вання // Друг детей. - 1925. - № 5. - С.6-8

5. Коваль Л.Г. Сощальна педагопка. Соцiальна робота: Навчальний поабник // Л.Г. Коваль, 1.Д. Зверева, С.Р. Хлeбнiк. - К.: 1ЗМН, 1997. - 392с.

6. Коляда Н.М. Журнал «Дитячий рух» (1925-1934) - центр теорп та практики дитячого руху в Украш / Н.М. Коляда // Рщна школа. -2009. - № 5—6. - С. 62-66

7. Литвак Р.А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений. - Челябинск: ЧГПУ, ДПиШ им. Н.К. Крупской, 2000. - 168с.

8. Порадник по сощяльному вихованню дтгей / упорядкував ценсоцвих наркомосвгги УСРР. - Харшв : Всеукр. держ. вид. - 1921. -вип. 1. - 134 с.

9. Руководство по социальному воспитанию. Изд. 4. Государственное издательство Украины, 1924. - 312 с.

10. Ряппо Я. Система народно! освгга на Украш / Я. Ряппо. - Харюв: Державне видавництво Украши, 1926. - 242 с.

11. Украинская Советская Социалистическая Республика. Энциклопедический справочник. - К.: Главная радакция Украинской Советской энциклопедии, 1987. - 508 с.

12. Цибулько Л.Г. Сощальне виховання у вичизнянш педагопчнш теорп та практищ 2030-х рошв ХХ столитя : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.Г. Цибулько. - Словянськ, 2005. -185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.