10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)
УДК 82-92 СТРУКОВА Т.В.
доктор филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected] БОРИСОВА О.О.
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотечно-информационной
деятельности, Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
UDC 82-92 STRUKOVA T.V.
Doctor of Philology, Associate Professor, Department of Foreign languages, Orel State Institute of Culture E-mail: [email protected] BORISOVA O.O.
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Library and Information Activity, Orel State Institute of
Culture
E-mail: [email protected]
«ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА» И «РАСТУЩИЙ ВИНОГРАД» -ПЕРВЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В РОССИИ
«DETSKOYE CHTENIYE DLYA SERDTSA I RAZUMA» AND «RASTUSHCHIY VINOGRAD» -THE FIRST PERIODIC PUBLICATIONS FOR CHILDREN AND YOUTH IN RUSSIA
В статье представлен анализ идейно-художественного содержания произведений, публикуемых в журналах конца XVIII века, предназначенных для детей и юношества. Отмечается, что в журнале «Детское чтение для сердца и разума» преобладали рассказы, пьесы, повести, анекдоты воспитательной, обучающей, образовательной и назидательной направленности. Художественная стратегия журнала «Растущий виноград» была несколько иной. В нем печатались не только прозаические произведения нравоучительного и познавательно-эвристического содержания, но и лирические стихотворения, сочиненные учениками народного училища. Произведения начинающих авторов отражали просветительскую идеологию, стремление следовать тенденциям, заложенным поэтами-классицистами.
Ключевые слова: просветительские тенденции, воспитательная направленность, трудовая деятельность, разговор нравоучительного характера, разговор образовательной направленности, рассуждение, ода.
The article presents an analysis of the ideological and artistic content of the works published in magazines of the end of the 18th century, intended for children and youth. It is noted that stories, plays, stories, anecdotes of an educational, teaching and edifying orientation predominated in the magazine «Detskoye chteniye dlya serdtsa i razuma». The artistic strategy of the magazine «Rastushchiy vinograd» was somewhat different. It published not only prose works of moralizing and cognitive-heuristic content, but also lyric poems composed by students of the public school. The works of novice authors reflected the educational ideology, the desire to follow the trends laid down by the classicist poets.
Keywords: enlightenment tendencies, educational orientation, labor activity, moralizing conversation, educational conversation, reasoning, ode.
Вторая половина XVIII века ознаменовала собой появление большего количества периодических печатных изданий в России. В 1750-1780-х годах в свет стали выходить журналы разной идеологической ориентированности и функциональной специфики: «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Утренний свет», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», «Вечера», «Уединенный пошехонец», «Лекарство от скуки и забот», «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» и многие другие. Наряду с просветительской направленностью, они выполняли функцию заполнения досуга, органичного соединения приятного времяпрепровождения с полезными занятиями.
Вместе с тем особую актуальность в последней четверти XVIII века в России приобрела проблема
дефицита книг и журналов для детского и юношеского чтения. Обусловлена она была тем обстоятельством, что государство основное внимание уделяло «специальному образованию, мало заботясь о воспитании, оставляя эти проблемы в сфере контроля церкви» [3, с. 19].
Первым печатным изданием, предназначенным непосредственно для юного читателя, стал журнал «Детское чтение для сердца и разума». Он выходил в Москве на протяжении пяти лет: с 1785 по 1789 годы. Его издателем выступил выдающийся писатель, просветитель, журналист и общественный деятель И.И. Новиков, заслуга которого перед русской культурой и словесностью поистине неоценима. К сотрудничеству в журнале им были привлечены такие писатели и педагоги, как Подшивалов, П.А. Прокопович-Антонский, переводчик А. А. Петров, молодой писатель Н.М. Карамзин.
© Струкова Т.В., Борисова О.О. © Strukova T.V., Borisova O.O.
В предисловии к первому номеру журнала Н.И. Новиков разъяснял цели и задачи, которыми он руководствовался, создавая его: «причина, побудившая нас к изданию сих листов, есть та, что доселе на отечественном нашем языке не было ничего, что служило бы собственно для детского чтения; почему дети, учащиеся по-французски или по-немецки, должны были довольствоваться чтением французских и немецких книг; а которые по недостатку или по другим обстоятельствам не знали сих языков, те либо совсем ничего не читали, либо обременяемы были чтением несоразмерным ни развивающемуся еще их понятию, ни памяти их <...> Всякому, кто любит свое Отечество, весьма прискорбно видеть многих из вас, которые лучше знают по-французски, нежели по-русски <... > Намерение наше есть то, чтобы всем молодым охотникам до чтения доставить упражнение на природном нашем языке» [4, с. 3-4]. Как неоднократно отмечалось, «мысль о важности изучения родного языка стала для просветителя поводом для разговора о галломании, борьбу с которой он начал еще в своих сатирических журналах» [14, с. 103].
Н.И. Новиков стремился пробудить у юного читателя интерес к русскому языку, развить у него способность ценить богатство родной речи, а также сделать журнал доступным для более широкого круга читателей. «Детское чтение для сердца и разума» изначально предназначалось для детей разных социальных слоев. Возможно, поэтому он выпускался в качестве бесплатного приложения к газете «Московские ведомости». Целью журнала было «распространение науки и среди тех, кто не знает французского языка (т.е. не только среди среднего и высшего дворянства), распространение добрых обычаев, обогащение ума и воспитание чувства» [1, с. 98].
Обращает также внимание, что редактор не называет имен авторов произведений, а создает собирательный образ Добросерда, патриота, человека начитанного, любящего детей (человека с добрым сердцем). «Имен наших знать нет вам нужды, а чинов и состояний еще меньше: ни то, ни другое не сделает листов наших ни лучше, ни приятнее. Довольно того, что мы почти все Россияне, ваши собратья, любящие Отечество и вас, как будущую его подпору» [4, с. 6], - заключает редактор. Тем самым «подчеркивается генеральная задача журнала - задача национально-русского воспитания» [1, с. 98].
Несомненной заслугой Н.И. Новикова было стремление «ввести юных читателей в круг проблем реальной жизни, воспитать в них стойкость и мужество, патриотизм и подлинную гражданственность»; он «исторически соответствовал тем задачам, которые возлагались вообще на "детское чтение"»; «призван был просвещать юное поколение» [2, с. 10].
Наряду с просветительскими тенденциями «Детскому чтению для сердца и разума» была свойственна воспитательная ориентированность. Название журнала указывает на то, что он призван был
выполнять назидательную и образовательную функции. В нем помещались нравоучительные пьесы и рассказы, дидактический характер которых был подчеркнут в самом заглавии произведений: «Великодушие в низком состоянии», «Великодушный неприятель», «Пример честности», «Разговор отца с дочерью о красоте», «Наказанное корыстолюбие», «Великая польза трудолюбия» и прочие. Выступив автором педагогического трактата «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия», Н.И. Новиков заключал: «Воспитание есть подлинный творец добрых нравов, чрез него вкус добродетели, привычка к порядку, чувствование изрядного, чрез него отечественный дух, благородная (на истине и знании основанная) народная гордость, презрение слабости и всего прикрашенного и маловажного, любовь к простоте и натуре, со всеми другими человекодружественными, общественными и гражданскими добродетелями должны овладеть сердцами граждан» [9, с. 90].
Особое место в журнале «Детское чтение для сердца и разума» занимали поучительные рассказы, повествующие о правилах поведения дома и в обществе. Большое значение в них отводится нравственному воспитанию подрастающего поколения. Целью этих рассказов было стремление внушить детям необходимость уважительного и почтительного отношения к родителям, братьям, сестрам, к людям низшего сословия и слугам, а также научить детей избегать ссор и конфликтов. Ведущая роль в этом воспитательном процессе отведена родителям, преимущественно отцу. Так, в рассказе «Общежитие» повествуется о двенадцатилетнем мальчике Антоне, который «имел глупость гордиться своим благородством» и очень презрительно относился к детям «не столь знатного происхождения», считая их «подлыми ребятишками». В воспитательных целях отец решил отправить своего сына жить одного в деревню, сказав всем слугам покинуть дом и забрать у мальчика одежду. Буквально на следующий день мальчик понял, что самостоятельно, без помощи слуг, он не может ни одеться, ни пообедать: «Тогда то узнал он, сколь справедливо отец говорил ему, что никакой человек один, без помощи других, жить не может» [7, с. 20]. Возвращаясь домой, Антон заблудился в лесу и вынужден был там заночевать. Утром он встретил «добродушного» деревенского мальчика по имени Влас, который не раз бывал в доме у его отца и «часто претерпевал от него презрение» [7, с. 22]. Несмотря на это Влас отдал Антону свой праздничный кафтан и проводил его домой. Вернувшись домой, Антон попросил прощения у отца и признался в том, что был не прав и поступал очень плохо. В финале рассказа звучит прямое назидание: «Итак, сын мой, уважай всякого человека как человека, каков бы он ни был, богат или беден, знатен или низок. Все мы твари одного Бога, которые по Его премудрости и милосердию разделены на разные состояния для общего благополучия» [7,
10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)
с. 24]. По сути, отец закладывает основу социального воспитания. Антон приходит к осознанию, что все люди - братья и должны помогать друг другу. Тем самым автор рассказа старается воспитать в детях «истинное благородство, дружбу, преданность, честность, великодушие», пытается «растолковать своим читателям пользу здорового физического воспитания, стремится воспитывать трудолюбивых, уважающих труд других, практических юношей» [1, с. 101].
Назидательная направленность присутствует в рассказе «Великая польза трудолюбия», в котором излагается довольно обыденная ситуация: Добросерд приезжает в гости к брату и становится свидетелем драки и ссоры между своими племянниками: «...отворивши дверь, увидели двух мальчиков, которые таскали друг друга за волосы; прочие же дети прыгали по столам и по стульям и шумели так, как ребята самого низкого состояния» [6, с. 182]. От брата он узнает, что только физические наказания могут заставить его детей некоторое время вести себя спокойно. Добросерд выступает против побоев, считая их недопустимым методом воспитания, и предлагает занять детей полезной и интересной работой: девочек - рукоделием (шитьем, вышивкой), мальчиков -рисованием, садоводством. Спустя год он снова приезжает в гости к брату и видит совершенно иную ситуацию: в доме царит спокойствие и доброжелательная атмосфера. Тем самым автор рассказа убеждает детей в том, что трудовая деятельность является очень интересной и увлекательной, а также помогает избежать ссор и конфликтов. Противопоставляя трудовую деятельность праздному и инертному образу жизни дворянских детей, писатель выдвигает трудолюбие как главный принцип «общественно нравственного воспитания» [1, с. 97].
Очень популярным жанром журнала был также разговор нравоучительного характера, что подчеркивалось уже в названии: «Разговор о повиновении, которое дети должны оказывать своим родителям», «Разговор о согласии между братьями», «Разговор о добром сердце», «Разговор между отцом и сыном о том, для чего в свете одни бедны, а другие богаты», «Разговор о простоте» и другие. Например, в «Разговоре о согласии между братьями» в роли своеобразного наставника выступает герой по имени Сократ. Выбор имени древнегреческого философа неслучаен, поскольку его имя стало нарицательным и воплощает собой олицетворение мудрости и здравого смысла. Примечателен также выбор имен для братьев: Херекрат и Херефон. Как известно, Херекрат являлся другом Сократа, присутствовал на суде над ним. Выслушав слова недовольства со стороны Херекрата, Сократ призывает его как младшего брата первым сделать шаг к примирению, проявить почтение и уважение к старшему брату, который, в свою очередь, ответит ему тем же. Завершается разговор размышлением о необходимости почтительного отношения друг к другу: «Бог определил вас к тому, чтобы вы друг другу приносили взаимную пользу: а вы удаляетесь друг от друга и сами себя лишаете этой пользы. Не безумно
ли обращать во вред себе то, что определено к нашему благополучию?» [7, с. 31]. Примечательно, что Сократ ни на чем не настаивает, он побуждает Херекрата задуматься о своем поведении и пересмотреть отношение к старшему брату.
Нужно отметить, что не во всех произведениях, публикуемых в журнале, присутствует прямая авторская тенденциозность. В отдельных рассказах и повестях, по своему идейно-художественному содержанию и композиции приближенных к жанру притчи, излагаются различные жизненные истории и ситуации, из которых юный читатель самостоятельно должен извлечь нравственный смысл. Так, в рассказе «Дружба» повествуется об одном богатом купце, который решил научить своего сына отличать истинную дружбу от ложной. Начинается рассказ в традиционном для жанра притче стиле: купец отправляет своего выросшего сына в путешествие для того, чтобы он не только увидел другие края, но в первую очередь познал людей. На удивление отца сын возвратился очень быстро и с радостью сообщил, что нашел пятьдесят друзей. Услышав об этом, купец решил преподнести сыну жизненный урок и предложил испытать недавно обретенных им друзей. Он «приказал заколоть овцу, положить ее в мешок и кровью вымазать платье своего сына. Как только наступила ночь, он положил мешок с убитою овцою на плечи своему сыну, дал ему наставление, как ему поступить должно, и пошел вместе с ним из дому» [5, с. 5]. Постучав в дверь дома одного из своих друзей, купеческий сын, по наставлению отца, сказал: «Я часто рассказывал тебе о старой ссоре, которая велась у нашей фамилии с одним из наших соседей. По несчастию встретился я с ним в пустом переулке; он напал на меня со шпагою, я стал обороняться и против воли моей лишил его жизни...» [5, с. 6]. Молодой человек попросил так называемого друга о помощи - спрятать тело убитого в его доме, но он отказался это сделать, опасаясь того, что у него самого могут быть из-за этого неприятности. Тогда купец повел сына в дом своего друга и поведал ему эту выдуманную историю и попросил о помощи. В ответ он услышал слова поддержки и участия: «Я спрячу мертвое тело у себя в доме, хотя и сам подвергнусь через то опасности, а вы поезжайте в мою деревню, где сможете жить в тишине, нет опасаясь ничего» [5, с. 8]. В результате сын купца на собственном опыте убедился в том, что настоящий друг познается в горе и несчастье.
Наряду с произведениями воспитательной и назидательной направленности в «Детском чтении для сердца и разума» печатались произведения естественнонаучной тематики: «пьесы из физики, натуральной истории, географии и некоторых других наук». Отдельное место в структуре журнала занимали разговоры образовательной (обучающей направленности): «Три разговора о воздухе», «Другой разговор о некоторых воздушных явлениях», «О пользе растений», «Разговор об огне», а также статьи научно-публицистического стиля: «О солнечных и лунных
затмениях», «О системе мира», «О солнце», «О земле», «О новой планете», «О кометах», «О приливе и отливе», «О землетрясениях». Для них характерна образовательная и познавательно-эвристическая направленность, они расширяют знания и кругозор детей, знакомят их с физическими явлениями, описывают объекты и реалии окружающего материального мира. Так, в статье «О стихиях» рассказывается о четырех первоосновах бытия: воздухе, воде, огне, земле, излагаются их дифференциальные свойства на научном языке. Например, «воздух имеет свойства распускать всякие материи и принимать в себя всякие их свойства. Бесчисленные роды паров, тысячи разных запахов, множество разных солей, разные горючие спирты и масляные частицы наполняют его и смешиваются с ним» [7, с. 3]. В приведенном отрывке приводятся такие характеристики воздуха, как упругость и газообразность. Описывая воду, автор статьи делает акцент на ее способности принимать разные состояния: жидкое, твердое и газообразное. Довольно подробно описывается процесс испарения жидкости: «Она имеет способность, раздробившись в малые частицы, подниматься на воздухе вверх на несколько верст и носиться в тумане и облаках» [7, с. 5].
Анализ тематического содержания и идейно-художественной специфики произведений,
публикуемых в журнале «Детское чтение для сердца и разума», показывает, что периодическому изданию была свойственна дидактическая, воспитательная, обучающая и образовательная направленность. Из рассказов, пьес и разговоров юный читатель узнавал много интересной и полезной информации о правилах поведения дома и в обществе, получал первые сведения о нравственных и эстетических ценностях, занимательные сведения о физических и природных явлениях, что расширяло кругозор и вызывало интерес к окружающему миру.
Наряду с журналом «Детское чтение для сердца и разума» в 1785 году в Санкт-Петербурге в типографии Брейткопфа по инициативе сотрудников Главного народного училища начинает выходить журнал «Растущий виноград». Он издавался на протяжении трех лет (с 1785 по 1787 гг.), а его редакторами выступили академик В.Ф. Зуев и профессор Е.Б. Сырейщиков. В предисловии к первому номеру журнала составители поясняли цели и задачи, которыми они руководствовались, создавая его: «Защищать Отечество от неприятелей, есть дело славное; споспешествовать внутреннему благосостоянию его, есть дело препохвальное; но и способствовать просвещению его, есть дело не менее изящное, не менее полезное». Тем самым издатели указывают, что их журналу присуща, прежде всего, просветительская направленность. Не умаляя заслуги воина, защищающего Родину, они утверждают, что не менее других достоин уважения и «благодарения» «муж мудрый, светом разума своего других просвещающий, ибо все они являют равную любовь к Отечеству своему». Очевидно,
что редакторы журнала стремились заинтересовать читателей, обогатить их новыми знаниями, пробудить у них интерес к различным наукам.
Отстаивая просветительские цели, авторы журнала используют жанр рассуждения. По-видимому, обусловлено это было тем, что издание предназначалось не для детей, а для юношества. Обращаясь к представителям молодого поколения, издатели стремились избежать прямого назидания, побуждая тем самым читателей к самостоятельным размышлениям и выводам. В «Рассуждении о том, что упражняться в науках есть дело самое полезное» автор стремится донести до читателей мысль об «общеспасительной пользе» науки. Он критикует «малорассудных» людей, которые привыкли «утопать в роскошах», «препровождая драгоценное время за пышными столами» [11, с. 48], и противопоставляет им «гражданина, любящего свое отечество» и посвящающего себя служению «полезным наукам» и как следствие общему благу. Текст рассуждения изобилует эмоционально-оценочной лексикой, отражающей негативное отношение автора к малообразованным людям: «.. .свет учения разгоняет тьму грубого невежества, и озаряет наши совершенства ясными лучами истины», «наставляет нас к благополучию, мудрости, добродетели, честности и благоразумию» [11, с. 50]. Автор убежден в том, что науки открывают «путь к совершенному блаженству как временному, так и вечному; они ограждают безопасность общую и показывают нам суд и правду» [11, с. 50]. В доказательство своих рассуждений он приводит высказывания Цицерона, Сенеки, Платона и других выдающихся философов, высоко оценивавших роль науки для человека. Очевидно, что мировоззренческая позиция автора этой статьи основана на идеологических установках эпохи Просвещения - утверждении культа разума как высшего критерия истины.
В другой статье под названием «Речь о пользе математики» утверждается особое общественное и политическое значение научных открытий: «Науки подали надежное средство усовершенствовать человеческий разум, направлять волю к благому и умерять человеческие страсти. Рукою наук утверждаются естественные и гражданские законы» [10, с. 17]. Главенствующее значение среди всех наук автор отводит математике, которую он называет «верховной степенью человеческих познаний».
Наряду с произведениями дидактической направленности в «Растущем винограде» также публиковались лирические стихотворения. По сравнению с «Детским чтением для сердца и разума» жанровая система «Растущего винограда» отличалась большим разнообразием. В нем печатались оды, песни, элегии, загадки, басни, стансы, сонеты, эпистолы, поэмы, сочиненные учениками народного училища. Многие произведения начинающих авторов отражали просветительскую идеологию, тенденции классицизма каклитературногонаправления.Юныепоэтыстремились воздействовать, прежде всего, на разум читателя, а
10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)
основным долгом человека и гражданина считали служение обществу, совершенствование и исправление своей нравственной природы. Среди лирических жанров в журнале доминировали оды, затрагивавшие традиционные темы: служение государству, воспевание могущества России и её правителей. В частности, автор «Оды Ея Императорскому Величеству Екатерине Великой» высоко оценивает заслуги императрицы, которую он называет покровительницей науки и искусства, даровавшей россиянам разнообразные блага:
«Исполнена красот, приятства, Художеств и наук покров, Источник счастия, богатства, Хранительница сёл, градов; Дщерь неба, ТИШИНА златая! Тебя, Богиня! призывая; Блаженство Россов славлю я Екатериною им данно; Вспеваю славой увенчанно Правленье Россами ЕЯ <...>» [12, с. 3].
В другой оде, посвященной двадцатипятилетнему юбилею коронования Екатерины Великой, воспевается образ «кроткого», гуманного, просвещенного монарха, правящего во благо своих подданных, ведущего мудрую внешнюю и внутреннюю политику:
«Богиня! Души возвышаешь Россиян, подданных Твоих; ТЫ имя рабства изгоняешь, Творя усердных чад из них. Как матерь правяща семьею, Велишь свободным быть душою Науками их озаря. Речешь: в России свет блистает, Невежества мрак исчезает. -Велика ТЫ, сея творя» [13, с. 7]. Приведенные примеры показывают, что заслуги Екатерины II молодой поэт видит, прежде всего, в том, что она покровительствует образованию, просвещению, искореняя невежественность и необразованность. Подобные художественные установки свидетельствуют о следовании традициям классицистического искусства, заложенным ещё М.В. Ломоносовым. В частности, в тексте обеих од из журнала «Растущий виноград» присутствуют реминисценции из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»:
«Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сёл, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою Своё богатство по земли
(М.В. Ломоносов)» [8] «Исполнена красот, приятства, Художеств и наук покров, Источник счастия, богатства, Хранительница сёл, градов; Дщерь неба, ТИШИНА златая! Тебя, Богиня! призывая; Блаженство Россов славлю я Екатериною им данно; Вспеваю славой увенчанно Правленье Россами ЕЯ»
(И. Виноградов)
Безусловно, стихотворения начинающего поэта носят подражательный характер. Подобно своему выдающемуся предшественнику, И. Виноградов воспевает идею высокой государственной и нравственной пользы наук, прославляет тишину и мир, дарованные императрицей Екатериной II. Подобные мировоззренческие установки в полной мере соответствовали идеологической концепции журнала «Растущий виноград» - служить великому делу просвещения.
Наряду с похвальными одами учениками народного училища создавались оды назидательной тематики, в которых обличались пороки современного поколения. Так, в оде «Злато» утверждается губительное влияние богатства на человека, который становится его рабом:
«Металл, сияньем одаренный
Наш слабый ослепляет взор,
Трудами смертных извлеченный
Из страшных пропастей и гор.
О злато! злой властитель мира!
Твою стремится ныне лира
Тиранскую вещати власть:
Колико ты себя прославил,
Что к трону своему заставил
Толико смертных ты упасть! ....» [11, с. 70].
Автор произведения убежден, что золото способно принестичеловеку только мнимое счастье, поскольку оно лишает его чести, достоинства, способности сострадать и сопереживать. Обладатель этого драгоценного металла становится жестоким, бессердечным. Кроме того, богатство рождает зависть, вражду. В заключении поэт восклицает: «О злато! Ты тому виною, // Что в свете истины уж нет!» Тем самым он отстаивает необходимость исправления нравственной природы человека, искоренения его пороков посредством искусства слова. Очевидно, что литература для авторов и издателей «Растущего винограда» была способом воздействия на читателя, попыткой донести до него принципы гуманности и справедливости.
Нарядусназидательнымипроизведениямивжурнале печатались статьи естественнонаучной тематики: «Рассуждение о землетрясениях», «Об открытии нового Света», «О жителях Луны и других планет», «О начале и
происхождении гор», «Рассуждение об окаменелостях» и другие. Все они имели познавательно-эвристическую направленность, содержали интересные сведения по физике, географии, астрономии и другим наукам. Подобные статьи расширяли кругозор юных читателей, обогащали их новыми знаниями.
Таким образом, первые периодические издания для детей и юношества в России «Детское чтение для
сердца и разума» и «Растущий виноград» имели просветительскую, дидактическую и образовательную направленность. Составители журналов стремились, прежде всего, воздействовать на разум читателей, заботились о духовном и социальном воспитании подрастающего поколения, пытались не только обогатить их новыми полезными знаниями, но и привить им основы нравственности и гуманности.
Библиографический список
1. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М.,1948.
2. Вологина Е.В. Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2011. 25 с.
3. Вологина Е.В. Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели: дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2011. 151 с.
4. Детское чтение для сердца и разума. 1785. Часть I.
5. Детское чтение для сердца и разума. 1785. Часть III.
6. Детское чтение для сердца и разума. 1785. Часть IV.
7. Детское чтение для сердца и разума. 1786. Часть V.
8. ЛомоносовМ.В. Полное собрание сочинений в 11 т. Т. 8. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
9. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1959.
10. Растущий виноград. 1785. Июнь.
11. Растущий виноград. 1785. Август.
12. Растущий виноград. 1786. Январь.
13. Растущий виноград. 1786. Сентябрь.
14. Черепнева Л.М. Первый российский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» и его работа с аудиторией // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2020. №3. С. 100-118.
References
1. BabushkinaA.P. History of Russian children's literature. M., 1948.
2. Vologina E.V. Formation of children's periodicals in Russia: transformation of the publishing model: author. dis. ... Cand. philol. sciences. Krasnodar, 2011. 25 p.
3. Vologina E.V. Formation of children's periodicals in Russia: transformation of the publishing model: dis. ... Cand. philol. sciences. Krasnodar, 2011. 151 p.
4. Detskoye chteniye dlya serdtsa i razuma.1785. Part III
5. Detskoye chteniye dlya serdtsa i razuma.1785. Part III.
6. Detskoye chteniye dlya serdtsa i razuma. 1785. Part IV
7. Detskoye chteniye dlya serdtsa i razuma. 1786. Part V
8. LomonosovM.V. Complete works in 11 volumes. T. 8. M .; L .: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1959.
9. Novikov N.I. About education and guidance of children // N.I. Novikov Selected pedagogical essays. M., 1959.
10. Rastushchiy vinograd. 1785. June.
11. Rastushchiy vinograd.1785. August.
12. Rastushchiy vinograd.1786. January.
13. Rastushchiy vinograd.1786. September.
14. CherepnevaL.M. The first Russian magazine for children "Children's reading for the heart and mind" and its work with the audience // Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism. 2020. N. 3. P. 100-118.