Научная статья на тему 'Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития'

Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1859
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) / ФАКТОРЫ РИСКА / ТИП ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н., Маркина А.Ю.

Проведенное исследование посвящено изучению детско-родительских отношений в семьях детей с задержкой психического развития (ЗПР). Представлены результаты анализа взаимоотношений между членами семьи и ребенком с ЗПР. Выявлен тип воспитания в семьях; определены основные факторы, влияющие на тип детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими задержку психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н., Маркина А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития»

множественные округлые четко отграниченные очаги деструкции, с разрушением кортикальной пластинки

кости, сопровождающиеся выраженным периосталь-ным костеобразованием (рис. 8).

Рисунок 8. Эозинофильная гранулема

Заключение. Диагностика опухолей костей закономерно основывается на клинико-рентгенологических данных и часто представляет определенные трудности. Однако не всегда удается поставить диагноз только на основании клинико-рентгенологических данных. Задача врача заключается в том, чтобы установить морфологическую структуру новообразования. Для этого в подобных ситуациях для верификации диагноза приходится прибегать к пункционной или открытой биопсии опухоли и последующему морфологическому исследованию полученного материала [1-6].

Литература

1. Веснин А. Г., Семенов И. И. Атлас лучевой диагностики опухолей опорно-двигательного аппарата : часть 1 : Опухоли скелета. — Санкт-Петербург : Невский Диалект, 2002. — С. 7-9.

2. Кочергина Н. В. Лучевая диагностика опухолей и опухолеподобных поражений костей и мягких тканей. — Москва : Изд-во Стром, 2005. — Ч. 1-5. — 152 с.

3. Семизоров А. Н., Шахов Б. Е. Рентгенодиагностика заболеваний костей и суставов : пособие для врачей. — Нижний Новгород : Изд-во НГМА, 2002. — С. 88-96.

4. Волков М. В. Болезни костей у детей. — Москва : Медицина, 1985. — 511 с.

5. Рейнберг С. А. Рентгенодиагностика заболеваний костей и суставов : в 2 т. — Москва : Медицина, 1964. — Т. 2. — 530 с.

6. Amiraslanov A. T., Gaziyev A. Y. Bone tumors. — Baku : Tabib, Ensclopedia of Azerbaijan 1997. — P. 6-15.

УДК 618.3-06

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

О. Ю. Герасимова, Л. Н. Семченко, А. Ю. Маркина ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

Ключевые слова: детско-родительские отношения, задержка психического развития (ЗПР), факторы риска, тип воспитания

Аннотация. Проведенное исследование посвящено изучению детско-родительских отношений в семьях детей с задержкой психического развития (ЗПР). Представлены результаты анализа взаимоотношений между членами семьи и ребенком с ЗПР. Выявлен тип воспитания в семьях; определены основные факторы, влияющие на тип детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими задержку психического развития.

PARENT-CHILD RELATIONSHIP IN FAMILIES OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

O. Yu. Gerasimova, L. N. Semchenko, A. Yu. Markina South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russia

Keywords: parent-child relationship, mental retardation, risk factors, type of education

Abstract. The study is devoted to the study of parent-child relationships in families of children with mental retardation (mental retardation). The results of the analysis of the relationship between the family and the child with mental retardation. Revealed the type of education in the family; the main factors influencing the type ofparent-child relationships in families with children who have mental retardation.

Актуальность. Возрастающее количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из тревожных тенденций в современном обществе [2-5, 7, 10].

Согласно данным исследований О. Н. Усановой (2005), ресурс развития детей с проблемами в развитии в значительной мере определяется особенностями той среды, в которой они находятся, в значительной степени — семьи [13]. Появление в семье ребенка с проблемами в развитии вносит дезорганизацию в ее функционирование и нарушает весь уклад жизни семьи. Аффективная напряженность родителей, возникающая при рождении ребенка с ЗПР, влияет не только на супружеские отношения, но и на формирование представлений о семье, на тактику поведения каждого члена семьи.

Психологов самых разных школ и направлений давно привлекала чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации [2, 4, 12].

Существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребенка, так как семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, и стиля воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей [11].

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье как одну из важнейших функций семьи — создание условий для воспитания здоровой личности [13].

В работах многих авторов показана роль семьи в формировании ряда личностных проявлений детей

и подростков с задержкой психического развития, особенностей их представлений о своей будущей семье; влияние родительской семьи на функционирование семей выпускников специальных школ. Известно, что ситуация развития ребенка в неполной семье является менее благоприятной как в социокультурном, так и в психологическом отношениях. Искаженная поло-ролевая структура семьи негативным образом отражается на поло-ролевом развитии детей. Тем не менее в России доля неполных семей в последнее время увеличилась с 15,1 % до 18,6 %, т. е. в каждой пятой семье нет традиционной системы отношений: мать — отец, отец — дети, дети — бабушки и дедушки [1, 14].

Целью исследования является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях детей с ЗПР.

Материалы и методы. Объект исследования — феномен внутрисемейных отношений в семьях детей с задержкой психического развития. Предметом исследования стали особенности детско-родительских отношений в семьях детей с ЗПР.

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) № 448 восьмого типа г. Челябинска.

В исследовании принимали участие родители старших дошкольников в возрасте 6-7 лет, задержка психического развития у которых (в соответствии с анамнестическими и электрофизиологическими данными) обусловлена церебрально-органическими нарушениями, сформированными в результате родовых травм, инфекционных заболеваний и интоксикаций, перенесенных внутриутробно или после рождения [6]. Дошкольный возраст как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности является предметом пристального внимания ученых и практиков [8]. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов и свойств личности.

Для анкетирования был подготовлен раздаточный материал в виде анкет, опросников, бланков для вы-копировки из учетно-отчетной документации МДОУ № 448. Работая с данными анкет, опросников и доку-

ментацией, мы изучили запросы родителей при обращении к психологу в МДОУ № 448, причины конфликтов и основные психологические проблемы, возникающие в данных семьях [9].

Результаты и обсуждение. Анализ данных нашего исследования показал, что в семьях детей с ЗПР часто возникают конфликты — в 53,4 % случаев. Основными причинами этого, как отметили респонденты, являются материальные затруднения.

Почти все семьи отнесены нами к категории с доходом на уровне или ниже прожиточного минимума. Более половины (55,6 %) матерей ответили, что «едва сводят концы с концами». 76,7 % женщин отмечают, что не смогли полностью реализовать себя в производственной сфере и общественной жизни, так как наличие больного ребенка требует значительных моральных и материальных затрат.

Кроме материальных трудностей, в данных семьях часто возникают конфликты, связанные с вопросами воспитания таких детей.

Проблемы, связанные с воспитанием детей с ЗПР, являются в 34,0 % случаев причинами обращения за психологической помощью. Вопросы, с которыми обращались родители к психологу, касались упрямства детей, негативизма, капризов, непослушания.

Анализ показал, что значительная часть данных жалоб является необоснованной и свидетельствует о психологической некомпетентности родителей, отсутствии знаний о нейродинамических функциях детей с задержкой психического развития, особенностях их эмоциональной сферы.

Частично претензии можно связать с неблагоприятными личностными особенностями самих родителей и выбранными ими моделями воспитания.

Такие родители часто характеризуются излишней требовательностью, принципиальностью, нетерпимостью, завышенным уровнем притязаний в отношении близких и эмоциональных связей со своими детьми, выдвигают большое количество моральных предписаний и требований к ребенку.

Данные нашего исследования показывают, что только в каждой седьмой семье (15,4 %) воспитанием занимаются оба родителя.

Адекватный уровень требовательности к своему ребенку, по данным нашего исследования, отмечен у 39,3 % матерей и 42,0 % отцов. Вместе с тем каждая третья (31,5 %) мать и каждый пятый (22,0 %) отец предъявляют к ребенку завышенные требования, тем самым завышая и свои собственные ожидания от ребенка. Повышенная требовательность сказывается неблагоприятно на эмоциональном состоянии ребенка, повышая у него уровень тревожности и невро-тизации, да и самих родителей, когда их требования не приводят к желаемым результатам.

Не менее вреден и заниженный уровень требо-

вательности к своему ребенку, отмеченный нами у каждого третьего (32,8 %) отца и у каждой четвертой (24,6 %) матери, воспитывающих ребенка с ЗПР. В данном случае родители ограждают ребенка от всяческих забот, не предъявляя к нему элементарных требований и запретов и закрепляя тем самым у ребенка пассивное отношение к жизни, воспитывая в нем личностную и социальную несостоятельность. Таким образом, желая, может быть, избавить ребенка от трудностей, опекая его, родители тем самым ставят его в трудное положение и в будущем.

И при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство тревожности, страха, но и чувство вины.

Психологический климат в семье 65,0 % опрошенных оценили как напряженный. В 29,0 % случаев между ребенком и родителями существует эмоциональная дистанция, то есть не сформированы близкие, доверительные отношения. В этом случае ребенок оказывается чужим и непонятным для собственных родителей, замыкается в своих переживаниях и чувствах, растет эмоционально зажатым и нерешительным. При недоброжелательном отношении к себе ребенок ищет любые признания, понимания. Не находя этого, он проявляет агрессию.

Обнаружена существенная разница в восприятии ребенка с ЗПР матерью и отцом. Неадекватное отношение отца к больному ребенку проявилось в наличии общей напряженности и чрезмерной настороженности во взаимоотношениях с ребенком. В семье, имеющей больного ребенка, отец в большей степени ориентирован на достижение материального благополучия, на свою роль как основного содержателя семьи, на что указали 70,0 % отцов детей с задержкой психического развития. Поэтому отец не принимает столь активного участия в воспитании и социализации ребенка, он несколько отчужден от семьи, вынуждая тем самым мать принимать на себя ответственность за семью в целом и за воспитание ребенка. Отвергание личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка характерно для 25,0 % отцов, что дает возможность предположить, что в каждой четвертой семье, имеющей ребенка с ЗПР, существует реальная угроза распада по причине неприятия ребенка отцом. Если даже семья не распадется, то ребенок при существующем положении дел будет находиться в атмосфере игнорирования, неприязни, отчуждения со стороны отца. Особенно неблагоприятным образом это скажется на становлении девочки, так как у нее может сформироваться образец патологического отношения мужчины к женщине. Наоборот, мать воспринимает ребенка с ЗПР как равноправного члена семьи и старается более спокойно реагировать на его состояние. Именно матери такого ребенка при-

надлежит определяющая роль в процессе социализации и социальной реабилитации. Вместе с тем, как оказалось, отношения между ребенком с ограниченными возможностями и его матерью отличаются повышенной суровостью и строгостью со стороны матери. В этих семьях ярко выражен принудительный характер мер, применяемых по отношению к ребенку. Вероятно, подобные качества могли сформироваться у матерей под воздействием постоянной необходимости и систематичности лечения больного ребенка, что способствует формированию настойчивости, последовательности и пунктуальности. С другой стороны, излишняя строгость матери к больному ребенку — это, вероятно, ее скрытое неосознанное неприятие болезни ребенка, его физических и психических особенностей. И в том, и в другом случае излишняя строгость не может быть оправдана и должна стать объектом коррекционного воздействия.

Выводы:

1. Существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей; характер их взаимоотношений с ребенком; состав семьи, психолого-педагогическая компетентность родителей при наличии ребенка с ЗПР; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; несоответствие требований родителей возможностям ребенка.

2. Рост в Российской Федерации количества детей с проблемами в развитии обусловливает потребность в профилактике психических отклонений. В этой ситуации значительно увеличивается роль и значимость психолога, поскольку в медико-социальной и психологической помощи нуждается не только сам ребенок, но и все члены его семьи.

3. Одним из важнейших направлений психологической помощи семье, имеющей ребенка с задержкой психического развития, является консультативная работа. Работа психолога в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок в воспитании ребенка с ЗПР и оказание непосредственной помощи родителям и воспитателям.

Литература

1. Альраххаль Д. И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1992. — 18 с.

2. Бойко Ю. П., Киров Н. Е. Стратегия развития психотерапевтической и медико-психологической помощи в Москве // Здоровье нации — основа процве-

тания России : конгр. всерос. форума : сб. материалов. — Москва, 2005. — С. 100-101.

3. Герасимова О. Ю. Особенности психофизиологических функций у детей дошкольного возраста с различным уровнем психического развития : дис. ... канд. биол. наук — Челябинск, 2006. — 132 с.

4. Драчук Т. Э., Драчук Л. А., Пешикова М. В. Профилактика тревожных расстройств у детей в условиях психотерапевтического кабинета детской поликлиники // Педиатрический вестник Южного Урала. — 2015. — № 2. — С. 24-28.

5. Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями // Педагогика. — 2003. — № 1. — С. 21-30.

6. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. — Москва, 1982. — 125 с.

7. Магомед-Эминов М. Ш. Теоретические аспекты психологической помощи // Здоровье нации — основа процветания России : конгр. всерос. форума : сб. материалов. — М., 2005. — С. 104-105.

8. Макаренко Н. В., Лизогуб В. С., Борейко Т. И. и др. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы // Физиология человека. — 2001. — № 6. — С. 52-58.

9. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. — 1998. — № 3. — С. 51-53.

10. Садовничий В. А. Здоровье нации — основа процветания России // Здоровье нации — основа процветания России : конгр. всерос. форума : сб. материалов. — Москва, 2005. — С. 16-17.

11. Самойленко Е. В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на формирование по-лоролевого поведения мальчиков-подростков из неполной семьи / Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 175-178.

12. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 192 с.

13. Усанова О. Н., Никишина В. Б. Межведомственный и межпрофессиональный подход к помощи детям с проблемами в развитии // Здоровье нации — основа процветания России : конгр. всерос. форума : сб. материалов. — Москва, 2005. — С. 107-108.

14. Шестакова А. С., Пургина А. А., Пешиков О. В. Анализ состава семьи студентов из гуманитарных вузов города Челябинска // Достижения и проблемы современной медицины : междунар. науч.-практ. конф. : сб. статей. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2014. — С. 208-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.