Научная статья на тему 'ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ'

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший подросток / детско-родительские отношения / совместная деятельность подростка и родителей / younger teenager / child-parent relations / joint activity of a teenager and parents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Васина Ирина Валентиновна, Калачян Александра Сергеевна

Авторы анализируют проблему взаимосвязи совместной деятельности и детско-родительских отношений с подростками. Обсуждается роль совместной деятельности родителей и младших подростков как адекватной основы позитивного развития детско-родительских отношений. Целью данной статьи является представление результатов эмпирического изучения сопряженности уровней развития совместной деятельности и характеристик детско-родительских отношений. Были поставлены задачи: выявить уровни развития совместной деятельности родителей с младшими подростками; изучить характеристики детско-родительских отношений; проанализировать связь между ними. Использовались общенаучные и эмпирические методы: обзорно-аналитический метод, метод констатирующего эксперимента, метод экспертного опроса и тестирования. Применялись методики: «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; методика экспертной оценки уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками (О.В. Суворова, И.В. Васина). В эмпирическом исследовании выборка родителей младших подростков была разделена на три подвыборки в зависимости от уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками. Анализировались результаты по характеристикам детско-родительских отношений в соответствии с уровнями развития совместной деятельности. Наиболее гармоничные характеристики детско-родительских отношений демонстрировали родители с высоким уровнем сотрудничества с собственным ребенком. Родители данной подвыборки существенно реже игнорируют потребности ребенка и применяют чрезмерные санкции; реализуют устойчивый и уверенный стиль воспитания. Показателей негармоничности стилей воспитания у них не обнаруживается. В семьях с низким уровнем развития совместной деятельности наиболее неблагоприятный образ ребенка, чрезмерность обязанностей, запретов и санкций, наименьшая устойчивость и последовательность стиля воспитания в целом. Данная подвыборка родителей лидирует по показателям негармоничности семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Васина Ирина Валентиновна, Калачян Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors analyze the problem of the relationship between joint activities and child-parent relations with adolescents. The role ofjoint activity of parents and younger adolescents as an adequate basis for the positive development of childparent relations is discussed. The purpose of this article is to present the results of an empirical study of the conjugacy of the levels of development of joint activity and the characteristics of child-parent relations. The tasks were set: to identify the levels of development ofjoint activity of parents with younger adolescents; to study the characteristics of child-parent relations; to analyze the relationship between them. General scientific and empirical methods were used: the review-analytical method, the method of ascertaining experiment, the method of expert survey and testing. Methods were used: "Analysis of family relationships" by E.G. Eidemiller, V.V. Justitskis; methods of expert assessment of the levels of development of joint activities of parents with younger adolescents (O.V. Suvorova, I.V. Vasina). In an empirical study, the sample of parents of younger adolescents was divided into three subsamples, depending on the levels of development ofjoint activity of parents with younger adolescents. The results were analyzed according to the characteristics of child-parent relations in accordance with the levels of development ofjoint activities. The most harmonious characteristics of child-parent relations were demonstrated by parents with a high level of cooperation with their own child. Parents of this subsample are significantly less likely to ignore the needs of the child and apply excessive sanctions; they implement a stable and confident parenting style. Indicators of inharmonicity of parenting styles are not found in them. In families with a low level of development ofjoint activity, the most unfavorable image of the child, excessive responsibilities, prohibitions and sanctions, the least stability and consistency of the parenting style as a whole. This subset of parents leads in terms of inharmonicity of family education.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ»

Психология

159.923.5

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь); Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Рязань); Федеральное государственное казенное военно-образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск); аспирант Васина Ирина Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород); аспирант Калачян Александра Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ

Аннотация. Авторы анализируют проблему взаимосвязи совместной деятельности и детско-родительских отношений с подростками. Обсуждается роль совместной деятельности родителей и младших подростков как адекватной основы позитивного развития детско-родительских отношений. Целью данной статьи является представление результатов эмпирического изучения сопряженности уровней развития совместной деятельности и характеристик детско-родительских отношений. Были поставлены задачи: выявить уровни развития совместной деятельности родителей с младшими подростками; изучить характеристики детско-родительских отношений; проанализировать связь между ними. Использовались общенаучные и эмпирические методы: обзорно-аналитический метод, метод констатирующего эксперимента, метод экспертного опроса и тестирования. Применялись методики: «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; методика экспертной оценки уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками (О.В. Суворова, И.В. Васина). В эмпирическом исследовании выборка родителей младших подростков была разделена на три подвыборки в зависимости от уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками. Анализировались результаты по характеристикам детско-родительских отношений в соответствии с уровнями развития совместной деятельности. Наиболее гармоничные характеристики детско-родительских отношений демонстрировали родители с высоким уровнем сотрудничества с собственным ребенком. Родители данной подвыборки существенно реже игнорируют потребности ребенка и применяют чрезмерные санкции; реализуют устойчивый и уверенный стиль воспитания. Показателей негармоничности стилей воспитания у них не обнаруживается. В семьях с низким уровнем развития совместной деятельности наиболее неблагоприятный образ ребенка, чрезмерность обязанностей, запретов и санкций, наименьшая устойчивость и последовательность стиля воспитания в целом. Данная подвыборка родителей лидирует по показателям негармоничности семейного воспитания.

Ключевые слова: младший подросток, детско-родительские отношения, совместная деятельность подростка и родителей.

Annotation. The authors analyze the problem of the relationship between joint activities and child-parent relations with adolescents. The role ofjoint activity of parents and younger adolescents as an adequate basis for the positive development of child-parent relations is discussed. The purpose of this article is to present the results of an empirical study of the conjugacy of the levels of development of joint activity and the characteristics of child-parent relations. The tasks were set: to identify the levels of development ofjoint activity of parents with younger adolescents; to study the characteristics of child-parent relations; to analyze the relationship between them. General scientific and empirical methods were used: the review-analytical method, the method of ascertaining experiment, the method of expert survey and testing. Methods were used: "Analysis of family relationships" by E.G. Eidemiller, V.V. Justitskis; methods of expert assessment of the levels of development of joint activities of parents with younger adolescents (O.V. Suvorova, I.V. Vasina). In an empirical study, the sample of parents of younger adolescents was divided into three subsamples, depending on the levels of development ofjoint activity of parents with younger adolescents. The results were analyzed according to the characteristics of child-parent relations in accordance with the levels of development ofjoint activities. The most harmonious characteristics of child-parent relations were demonstrated by parents with a high level of cooperation with their own child. Parents of this subsample are significantly less likely to ignore the needs of the child and apply excessive sanctions; they implement a stable and confident parenting style. Indicators of inharmonicity of parenting styles are not found in them. In families with a low level of development ofjoint activity, the most unfavorable image of the child, excessive responsibilities, prohibitions and sanctions, the least stability and consistency of the parenting style as a whole. This subset of parents leads in terms of inharmonicity of family education.

Key words: younger teenager, child-parent relations,joint activity of a teenager and parents.

Введение. Совершенствование отношений родителей с детьми и подростками является одной из актуальных задач образовательной политики в Российской Федерации.

Адекватной основой развития отношений родителей с детьми младшего подросткового возраста является продуктивная совместная деятельность на фоне эмоционального принятия, близости и доверия, уважения личных границ, автономии и потребностей подростка в самопознании и самоутверждении [1], [3], [4].

С позиций субъектно-деятельностного подхода формирование детско-родительской совместности, коллективного субъекта деятельности оформляется и развивается через позитивные отношения родителей с собственным ребенком [2], [6], [7]. Качество этих отношений определяет уровень развития разделенной деятельности: обязательный, продуктивный или творческий [5].

Ранее мы предложили методику экспертной совместной деятельности родителей с младшими подростками (О.В. Суворова, И.В. Васина) [5]. Показателями развития совместной деятельности родителей с младшим подростком являются: степень творческого характера деятельности и продукта / результата совместной деятельности; уровень сотрудничества (степень систематического опыта совместной деятельности в семье); соотношение активности, инициативности детей и помощи родителей на всех этапах совместной деятельности (формулирование общей задачи, планирование деятельности; совместные и разделенные действия; атрибуция результата); позиция родителей как качество

взаимодействия, помощи и поддержки подростка (доминантная / субъект-объектная или развивающая / субъект-субъектная / партнерская / диалогическая) [5].

Изложение основного материала статьи. Целью данной статьи является представление результатов эмпирического изучения сопряженности уровней развития совместной деятельности и детско-родительских отношений.

Были поставлены задачи: выявить уровни развития совместной деятельности родителей с младшими подростками; изучить характеристики взаимодействия родителей; рассмотреть связь между уровнями развития совместной деятельности и характеристиками родительского взаимодействия.

Использовались общенаучные и эмпирические методы: констатирующий эксперимент, экспертный опрос и тестирование. Применялись методики: «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) [7]; методика экспертной оценки уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками (О.В. Суворова, И.В. Васина) [5]. В исследовании принимали участие 67 младших подростков, обучающихся в пятом классе, их них 32 девочки и 35 мальчиков. Возраст испытуемых: 11-12 лет. Взрослая выборка испытуемых (67 человек) включала родителей младших подростков, возрастной диапазон составил 29-52 года. Выборка включала преимущественно матерей младших подростков (69%).

Сначала выборка родителей младших подростков была разделена на три подвыборки по уровням развития совместной деятельности родителей с младшими подростками [5]. Далее анализировались результаты по шкалам опросника для родителей по каждому из уровней развития совместной деятельности (см. таблицу 1).

Таблица 1

Характеристики взаимодействия родителей с младшими подростками по уровням развития совместной деятельности по Н-критерию Краскелла-Уоллеса (в средних значениях)

Характеристики родительского взаимодействия Уровни развития совместной деятельности родителей с младшими подростками Р Диагност, значение

Обязательный Продуктивный Творческий

Шкала гиперпротекции (Г+) 5,49+0,49 5,05+0,54 4,37+0,43 0,102 7

Шкала гипопротекции (Г-) 6,21+0,48 4,76+0,55 4,13+0,67 0,068 8

Шкала потворствования (У+) 4,67+0,41 4,81+0,46 5,14+0,52 0,075 8

Шкала игнорирования потребностей ребенка (У-) 2,83+0,63 1,85+0,39 1,15 +0,24 0,048 4

Шкала чрезмерности требований - обязанностей (Т+) 4,58+1,25 4,00+0,89 3,55+0,54 0,047 4

Шкала недостаточности требований - обязанностей (Т-) 2,56+0,93 2,24+0,65 2,67+0,43 0,251 4

Шкала чрезмерности требований - запретов (3+) 4,81+0,25 4,01+0,47 3,82+1,10 0,058 4

Шкала недостаточности требований - запретов (3-) 2,49+0,98 2,58+0,76 2,02+0,45 0,059 3

Шкала избыточности санкций (С+) 2,76+0,56 2,22+0,69 2,06+0,97 0,098 4

Шкала минимальности санкций (С-) 3,18+0,64 3,12+0,37 3,69+0,51 0,071 4

Шкала неустойчивости стиля воспитания (Н) 4,25+0,71 3,24+0,42 2,71+0,33 0,032 5

Шкала расширения сферы родительских чувств (РЧЧ) 2,78+0,59 3,09+0,43 1,84+0,62 0,069 6

Шкала предпочтения в ребенке детских качеств (ПДК) 2,67+0,63 2,16+0,50 1,72+0,31 0,061 4

Шкала воспитательной неуверенности родителя (ВН) 2,05+0,38 2,16+0,35 1,62+0,28 0,146 5

Шкала фобии утраты ребенка (ФУ) 2,31+0,42 2,16+0,34 2,02+0,32 0,338 6

Шкала неразвитости родительских чувств (НРЧ) 2,76+0,37 2,29+0,45 2,09+0,31 0,096 7

Шкала проекции на ребенке собственных нежелательных качеств (ПНК) 2,46+0,39 2,09+0,53 1,88+0,43 0,108 4

Шкала вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) 1,41+0,34 1,09+0,48 0,71+0,52 0,128 4

Шкала предпочтения женских качеств (ПЖК) 2,64+0,40 2,12+0,61 1,93+0,54 0,113 4

Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК) 1,32+0,36 1,00+0,28 0,87+0,48 0,105 4

Таблица 1 свидетельствует о косвенной корреляционной связи между характеристиками родительского взаимодействия и уровнями развития совместной деятельности (р<0,05 / р<0,10). Средние показатели по большинству шкал не выходят за пределы диагностического значения, то есть, выраженность негармоничности родительского взаимодействия по большинству шкал слабая. Мы можем утверждать. Что большая часть родителей младших подростков стремятся к гармоничному стилю воспитания детей.

Прежде всего, важно отметить различия в напряженности воспитательной родительской функции у родительской группы с низким уровнем развития совместной деятельности с собственным ребенком (шкала гиперпротекции). По мнению родителей, воспитание подростка требует значительного объема внимания, они отмечают важность и необходимость

собственных усилий по социализации подростка как соответствия социальным требованиям. Родители оценивают свои усилия по сопровождению развития как недостаточные в силу большой занятости (шкала гипопротекции). Вполне понятным становится стремление этих родителей реализовать обязательный уровень сотрудничества, требуемый школой. Наблюдается превышение критериальных значений по шкале чрезмерности требований. Показатели по шкале устойчивости стиля воспитания низкие, что свидетельствует об отсутствии стратегии совместной деятельности с подростком, следование родителей минимальным предписаниям школы. Наиболее выражена и такая тенденция как проекция на ребенке своих нежелательных качеств, а также предпочтений женских качеств у собственного ребенка. Отмечается статистически незначимая тенденция вовлечения подростка в семейные конфликты.

Наиболее гармоничные характеристики родительского взаимодействия демонстрировали родители с высоким уровнем сотрудничества с собственным ребенком. Они не сообщали о том, что родительство требует от них много усилий (шкала гиперпротекции); наиболее низкие показатели гипопротекции говорят о большем постоянстве усилий у этой категории родителей; они существенно реже игнорируют потребности ребенка, стремясь их удовлетворять, и вместе с тем больше потворствуют детям; существенно реже применяют чрезмерные санкции; реализуют устойчивый и уверенный стиль воспитания, что позволяет подростку находится в спокойном состоянии творчества, самореализации и позитивного самоутверждения; наблюдается наиболее взвешенная позиция по шкале требовательности, акценты на женственности и мужественности не выражены; перенос родительских чувств и нежелательных качеств на своего ребенка минимальны.

Таким образом, родительские взаимодействия с подростком, их функциональность и гармоничность наиболее продуктивны и позитивны у родителей с высоким уровнем развития совместной деятельности с собственным ребенком младшего подросткового возраста. Показатели негармоничности стилей воспитания у них не обнаруживаются. В то время, как у родителей с низким уровнем развития совместной деятельности с ребенком значения по шкалам существенно ближе к критическим, а по показателям чрезмерности требований и обязанностей, а также запретов выше критических показателей.

Родители с продуктивным уровнем совместной деятельности имеют средне выраженные характеристики родительского взаимодействия. Однако по двум характеристикам взаимодействия (чрезмерности требований - запретов и обязанностей) имеют пограничные показатели. То есть стремление родителей «нагрузить» подростка деятельностью присутствует. Наряду с повышенными уровнями гиперпротекции наблюдаются несколько повышенные показатели игнорирования потребностей ребенка, что свидетельствует о повышенном стремлении родителей развивать, воспитывать и занимать подростка конструктивной деятельностью без точного учета его реальных возможностей и запросов.

Выводы. Изучение характеристик родительского взаимодействия с младшим подростком с разными уровнями развития совместной деятельности показало их статистически значимую взаимосвязь.

Родительское взаимодействие в диадах родитель ребенок с творческим уровнем развития совместной деятельностью характеризуются наиболее позитивным эмоциональным фоном взаимоотношений. Для коллективного детско-родительского субъекта с высоким уровнем развития совместной деятельности характерны близость, принятие, удовлетворенность; развитость чувств; наиболее низкие показатели фактов отвержения; более низкие показатели тревожности. Эмоциональный фон совместной деятельности максимально благоприятный и соответствует потребностям подростка в доверии и уважении. Фиксируются наименьшие показатели по конфронтации, игнорированию потребностей подростка; наблюдается позитивный образ ребенка, вера в его силы и доверие к нему.

Получены и наиболее высокие показатели уверенности и последовательности стратегий воспитания и сотрудничества в семье. Стратегии воспитания этих родителей наиболее сбалансированы, им свойственны: уважение к автономии и умеренность контроля. Партнерский стиль взаимодействия родителей обуславливает высокие творческие результаты совместной деятельности детей и родителей.

Низкий уровень развития совместной деятельности в семье сопряжен с неблагоприятным эмоциональным фоном и образом подростка, повышенной тревожностью за него, наиболее высоким контролем, неустойчивостью и непоследовательностью поведения родителей.

Литература:

1. Карабанова, O.A. Детско-родительские отношения как компонент социальной ситуации развития современных подростков / O.A. Карабанова // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина; ред. коллегия: H.H. Авдеева, H.A. Корепанова, Е.В. Филиппова. - М.: МГППУ, 2007. - С. 90-100

2. Карабанова, O.A. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину / O.A. Карабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2012. - № 4. - С. 73-82

3. Карабанова, O.A. Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков / O.A. Карабанова // Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 3 часть / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с.

4. Суворова, О.В. Эмоциональный аспект детско-родительских отношений в свете возрастных задач и проблем современных подростков / О.В. Суворова, ИВ. Васина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 76-2. - С. 289-293

5. Суворова, О.В. Оценка уровней развития совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшими подростками / О.В. Суворова, ИВ. Васина // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№78 (2). - С. 283-286

6. Чернов, Д.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста / Д.Н. Чернов // Психология и психотехника. - 2019. - № 3. - С. 92-107

7. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.Э. Юстицкис. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»), - 671 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.