Научная статья на тему 'ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухаметрахимова С.Д.

Изучена проблема развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. Рассмотрены факторы, влияющие на формирование тревожности. Детско-родительские отношения выступают в качестве ведущего фактора. В работе представлены результаты эмпирических исследований связи родительского отношения и эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD-PARENTING RELATIONSHIPS AND ANXIETY OF PRESCHOOLERS

The problem of the development of the emotional sphere of a preschool child has been studied. Factors affecting the formation of anxiety are considered. Child-parent relationships act as a leading factor. The work presents the results of empirical studies of the relationship between parental attitude and the emotional sphere of a preschool child.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.9.07

Суфия Дарвиловна Мухаметрахимова

2Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,

Россия, Msd36@rambler.ru

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Изучена проблема развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. Рассмотрены факторы, влияющие на формирование тревожности. Детско-родительские отношения выступают в качестве ведущего фактора. В работе представлены результаты эмпирических исследований связи родительского отношения и эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова, детско-родительские отношения, эмоциональная сфера, тревожность

Sufiia D. Mukhametrakhimova

Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa,RussiaMsd36@rambler.ru CHILD-PARENTING RELATIONSHIPS AND ANXIETY OF PRESCHOOLERS

Abstract. The problem of the development of the emotional sphere of a preschool child has been studied. Factors affecting the formation of anxiety are considered. Child-parent relationships act as a leading factor. The work presents the results of empirical studies of the relationship between parental attitude and the emotional sphere of a preschool child.

Keywords:child-parent relationship, emotional sphere, anxiety

Актуальность. Старший дошкольный возраст - важный период в онтогенезе человека. Это обуславливается ускоренным развитием психических процессов, , свойств личности, овладением новыми видами деятельности.

Формирование и развитие эмоций происходит в процессе общения ребенка с окружающими людьми, в первую очередь, с родителями. В связи с этим, семья, существующая в ней система внутрисемейных и детско-родительских отношений, выступают одним из основных факторов полноценного психического формирования личности старшего дошкольника.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под детско-родительскими отношениями понимаются эмоциональные отношения детей и родителей, характер их взаимодействия и воспитания. На настоящий момент существует несколько классификаций типов детско-родительских отношений. Так А.В. Петровский выделяет опеку, сотрудничество, диктат, невмешательство; А.Я. Варга и В.В. Столин - принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, контроль, маленький неудачник; Д. Баумринд -авторитарный, демократический и попустительский стиль.

Развитие личности ребенка зависит от используемых стилей родительского воспитания. Например, исследователи В.В. Лебединский, А.Д. Кошелева, М. Эйнсворт отмечают первостепенную роль выстраивания позитивных детско-родительских отношений для психологического благополучия ребенка, а также для гармоничного психического развития. М. Буянов и Г.В. Лузина подчеркивают, что нарушение эмоционального контакта между взрослым и ребенком приводит к возникновению у последнего чувства угрозы стабильности и устойчивости, что может негативно сказаться на успешности межличностных взаимодействий и учебной успеваемости.

На исследуемой нами группе дошкольников из 30 человек и их родителей были

проведены следующие диагностические методики:Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); Проективная методика для диагностики эмоциональной сферы ребенка «Домики» (О.А. Орехова);

Результаты эмпирического исследования и математической статистики показали, что корреляция между шкалой «Принятие/отвержение» и тревожностью дошкольников не достигает уровня статистической значимости, результат расчета коэффициента ранговой корреляции: г; = 0.017. Нет значимой связи. Корреляция между шкалой «Кооперация» и тревожностью дошкольников не достигает уровня статистической значимости, результат расчета коэффициента ранговой корреляции: г; = -0.091. Нет значимой связи. Корреляция между шкалой «Симбиоз» и тревожностью дошкольников не достигает уровня статистической значимости, результат расчета коэффициента ранговой корреляции: г; = -0.119. Нет значимой связи. Корреляция между шкалой «Контроль» и тревожностью дошкольников статистически значима, результат расчета коэффициента ранговой корреляции: г; = -0.421. Между уровнем контроля родителя и тревожностью дошкольника есть обратная связь, т.е. чем выше контроль со стороны родителей, тем меньше тревожность у дошкольников, и наоборот, чем ниже контроль, тем выше тревожность. Корреляция между шкалой «Отношение к неудачам ребенка» и тревожностью дошкольников не достигает уровня статистической значимости, результат расчета коэффициента ранговой корреляции: г; = -0.12. Нет значимой связи. На уровне тенденции можно предположить, что чем больше родители демонстрируют отторжения от ребенка, контроль, тем выше уровень его тревожности. Также мы предположили, что чем больше родители проявляют заинтересованности, доверия по отношению к ребенку и меньше контроля, тем ниже уровень его тревоги.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Блинова М.Л. Особенности эмоциональной сферы ребенка в детско-родительских отношениях [Текст] / М. Л. Блинова // Актуальные проблемы модернизации науки и общества. Юношеские чтения : сборник статей по материалам III Республиканской научно-практической конференции (14 июня 2012 года). - Йошкар-Ола, 2012. - С. 98-102

2. Богданова В.В. Влияние детско-родительских отношений на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. В. Богданова // Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания : сборник материалов III Международной научной конференции, (25 апреля 2019 г.). -Красково, 2019. - С. 214-219

3. Бусловская М.А. Детско-родительские отношения [Электронный ресурс] / М. А. Бусловская, В. Н. Булгакова, Е. С. Кленина, Е. А. Зюзгина // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 29. - Режим доступа : кйр;://суЬег1ешпка.т/аг11с1е/п/ёе1;ко-гоёке^йе-оШоБЬешуа - 08.01.2021.

4. Василенко Т.Д. Влияние детско-родительских отношений в полной семье на эмоциональную сферу ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Василенко // Семья в современном мире: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18-19 мая 2017 г.). - Курск, 2017. - С. 210-212

5. Велиева С.В. Влияние отношения в диаде «родитель-ребенок» на актуализацию психических состояний старших дошкольников [Текст] / С. В. Велиева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 66-69

6. Гамаюнова И.Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивации к различным видам деятельности младших школьников [Текст] / И. Н. Гамаюнова // Гуманизация образования. - 2010. - №6. - С. 29-36

7. Герасимчук В.Я. Сущность понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе [Текст] / В. Я. Герасимчук // Инновационная наука в глобализующемся мире. - 2019. - № 1 (6). - С. 18-20

8. Довгая Н.А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации [Текст] : автореф. дис... канд. псих. наук : 19.00.13. - Спб., 2012. - 24 с.

9. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника [Электронный ресурс] / А. В. Запорожец. - Режим доступа : https://schoolfiles.net/1083965 - 10.01.2021

10. Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире [Текст] / Е. О. Смирнова. -М.: Дрофа, 2006. - 270 с.

REFERENCES

1. Blinova M L Osobennosti emotsionalnoi sfery rebenka v detsko-roditelskikh otnosheniiakh [Tekst] M L Blinova Aktualnye problemy modernizatsii nauki i obshchestva IUnosheskie chteniia sbornik statei po materialam III Respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 14 iiunia 2012 goda Ioshkar-Ola 2012 S 98-102

2. Bogdanova V V Vliianie detsko-roditelskikh otnoshenii na razvitie emotsionalno-volevoi sfery detei starshego doshkolnogo vozrasta [Tekst] V V Bogdanova Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia v svete sovremennogo nauchnogo znaniia sbornik materialov III Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 25 aprelia 2019 g Kraskovo 2019 S 214-219

3. Buslovskaia M A Detsko-roditelskie otnosheniia [Elektronnyi resurs] M A Buslovskaia V N Bulgakova E S Klenina E A Ziuzgina Obuchenie i vospitanie metodiki i praktika 2016 - 29 Rezhim dostupa https cyberleninka ru article n detsko-roditelskie-otnosheniya - 08 01 2021

4. Vasilenko T D Vliianie detsko-roditelskikh otnoshenii v polnoi seme na emotsionalnuiu sferu rebenka starshego doshkolnogo vozrasta [Tekst] T D Vasilenko Semia v sovremennom mire sbornik trudov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem 1819 maia 2017 g Kursk 2017 S 210-212

5. Velieva S V Vliianie otnosheniia v diade roditel-rebenok na aktualizatsiiu psikhicheskikh sostoianii starshikh doshkolnikov [Tekst] S V Velieva Azimut nauchnykh issledovanii pedagogika i psikhologiia 2020 T 9 - 3 32 S 66-69

6. Gamaiunova I N Vzaimosviaz detsko-roditelskikh otnoshenii i motivatsii k razlichnym vidam deiatelnosti mladshikh shkolnikov [Tekst] I N Gamaiunova Gumanizatsiia obrazovaniia 2010 - 6 S 29-36

7. Gerasimchuk V IA Sushchnost poniatiia detsko-roditelskie otnosheniia v psikhologo-pedagogicheskoi literature [Tekst] V IA Gerasimchuk Innovatsionnaia nauka v globalizuiushchemsia mire 2019 - 1 6 S 18-20

8. Dovgaia N A Emotsionalnoe razvitie doshkolnikov v sviazi s osobennostiami semeinoi situatsii [Tekst] avtoref dis kand psikh nauk 19 00 13 Spb 2012 24 s

9. Zaporozhets A V Emotsionalnoe razvitie doshkolnika [Elektronnyi resurs] A V Zaporozhets Rezhim dostupa https schoolfiles net 1083965 - 10 01 2021

10. Smirnova E O Doshkolnik v sovremennom mire [Tekst] E O Smirnova M Drofa 2006

270 s.

Информация об авторе

С.Д. Мухаметрахимова - кандидат психологических наук доцент.

Information about the author

S.D. Mukhametrakhimova - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.