Научная статья на тему 'Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка'

Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
27
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонян Анна Ашотовна

В статье исследуются аспекты формирования личности под влиянием детско-родительских отношений. Акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для формирования полноценной личности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонян Анна Ашотовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка»

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА Симонян А.А.

Симонян Анна Ашотовна - преподаватель, кафедра дошкольной педагогики и методик, факультет начального образования, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье исследуются аспекты формирования личности под влиянием детско-родительских отношений. Акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для формирования полноценной личности.

Ключевые слова: детский сад, воспитания детей, семейное воспитания, детско-родительские отношения, взаимодействие.

Семья является первым институтом социализации ребенка. Именно семейное воспитание является наиболее естественным и играет определяющую роль в развитии и формировании личности ребенка. Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для индивида. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье представителей последующих поколений.

Современный уровень образования родителей претерпевает серьезные изменения как в плане содержания, так и в плане разных форм воспитания детей и взаимоотношений в семье.

Развитие родительского образования, отношений родитель-ребенок движется в поисках таких моделей, которые позволяют исследовать познавательные, эмоциональные, социально-психологические аспекты детей.

Формирование будущего ребенка начинается в семье, где необходимо создать такую морально-психологическую обстановку, которая будет способствовать развитию здорового ребенка.

На развитие личности ребенка значительное влияние оказывают его семейное окружение и здоровая атмосфера. Для каждого ребенка они разные: веселый или грустный, слишком эмоциональный или холодный, безразличный или теплый, полный страхов или безопасный и содействующий.

Дети, которые обделены необходимым родительским вниманием, заботой и любовью, вырастают неуверенными, пассивными, или наоборот, агрессивными, жестокими и холодными. Семейные взаимоотношения для ребенка, прежде всего, это отношение родителей: матери и отца к нему, которое ребенок интерпретирует в контексте быть принятым и желанным или непринятым и нежеланным. На этом и основано отношение ребенка к себе и к окружающему его внешнему миру.

То есть, формируется базовое доверие или недоверие ребенка к окружающему миру. Семейная социализация - это не только двустороннее взаимодействие, а ролевое взаимодополнение родителей и детей. Для нормального развития ребенка важное значение имеют эмоциональный тон и контроль семейных отношений, основной тип порядка.

Эмоциональный тон, который не удовлетворяет потребности детей, формирует агрессию направленную или наружу, на людей, которые не имеют ничего общего с ним, или внутрь, что приводит к низкому чувству достоинства, чувству вины, тревоги и т.д.

Определенный тип контроля и порядка способствует формированию некоторых черт характера. В первом случае, формируется активный самостоятельный и инициативный характер, в другом случае, ребенок с покорным характером. Для ребенка любого возраста весьма важно общение со значимыми для него взрослыми, их непосредственное участие в их жизни. При их отсутствии у детей развиваются физические, когнитивные, эмоциональные и поведенческие задержки развития.

Еще в дошкольном возрасте возникает потребность общения со сверстниками или ближайшим окружением. Некоторые из них, в результате укрепляют чувство собственного достоинства, а для других важно эмоциональное сопереживание и вовлеченность. В основном, эти потребности смешанные и бессознательные. В результате удовлетворения потребностей контакта с окружающей средой исключаются явления изоляции, психологического отчуждения детей и обеспечивается плавное и гладкое интегрирование в общество.

В настоящее время армянская семья значительно видоизменилась. На каждом историческом этапе армянские семейные традиции прочно устанавливались и передавались из поколения в поколение. Они совершенствовались под влиянием современных потребностей и норм общественной жизни. Выясняется, что многие родители воспитывают своих детей, как воспитывали их в свое время. «Со мной никто не занимался», - говорит отец, не замечая, что он тоже не уделяет времени своему ребенку. Нередко родители не сомневаются в своей компетентности, обвиняя в случае возникновения затруднений в детско-родительских отношениях детский сад, школу или общество. Часто родителям сложно признать ошибочность своих мыслей, чувств, действий. На фоне этого внутри семьи между отцом и матерью неравномерно распределяется воспитательная активность. В большинстве случаев, воспитанием, эмоциональным общением с детьми занимается мать, отец же делает это «по настроению». В итоге, в семье не наблюдается системности воздействий. Принцип воспитания таких родителей - «делайте то, что говорю, но не делайте того, что делаю». Обобщая сказанное, можно констатировать, что армянским семьям свойственны следующие недостатки семейного воспитания:

- приоритет традиционных подходов воспитания;

- злоупотребление словесных (вербальных) способов воспитания;

- пренебрежение самостоятельности ребенка;

- проявления эмоциональной нестабильности при воспитании;

- отсутствие желания обновлять собственные педагогические знания [2, с. 258-262].

С целью коррекции пробелов семейного воспитания выделяются следующие необходимые условия в работе с родителями:

1. изучение социальной культуры каждой семьи и его микроклимата;

2. единство в предъявлении требований к ребенку со стороны семьи и дошкольного учреждения, Работать над улучшением педагогических знаний родителей;

3. эффективное использование свободного времени и привлечение родителей в этот процесс, обеспечение активного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада;

4. установка доверительных взаимоотношений;

5. обмен необходимой информацией о процессе развития ребенка;

6. улучшение педагогических знаний родителей и оказание психолого-педагогической помощи,

7. ознакомить родителей с современным подходом воспитания и развития дошкольников, научить, как правильно обращаться с ребенком, оценить его достижения и исправить недостатки [3, с. 44-47].

Правильные формы общения родителей и детей служат основой их социального и психологического развития. Встречи с родителями могут быть организованы как родительские собрания, дни открытых дверей, круглые столы, обсуждения, а также в виде разыгрывания дидактических сценарий, проблемных ситуаций.

Такие родительские встречи по существу содействуют процессу получения педагогических знаний и умений воспитательно-образовательной деятельности как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

Очевидно, что работа с родителями должна оставаться неотъемлемой частью системы педагогической деятельности. Она эффективна, если научно обоснована, систематизирована и органично вплетена в общую педагогическую деятельность воспитателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей Текст. / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.Н. Гризик и др. М.: Просвещение, 2005. 191 с.

2. Марутян С.А., Даллакян А.М., Дошкольная педагогика. Ереван, 2008. 288 с.

3. Научно-методический журнал «Нахашавих» 2, 2011. Ереван. С. 44-47.