10. Как осуществить рефлексию по окончании игры?
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. На этапе устной работы обучающихся проводятся игры контролирующие и обобщающие. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее изученных знаний. Дидактическая цель обобщающей игры заключается в интеграции полученных знаний, структурировании, анализа и синтеза изученного материала.
Использование дидактических игр на уроках математики вносят разнообразие в процесс обучения, и оживляет урок. Обучающиеся учатся применять знания и умения в непривычной игровой ситуации. Решать дидактическую задачу обучающимся приходится в условиях осмысления правил игры, своего места и роли в игре, а так же степень личной ответственности за результат игры. В этом состоит развивающая составляющая дидактических игр.
В заключении необходимо подчеркнуть, что игровая форма проведения устной работы на уроках математики позволяет реализовать идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения обучающихся к творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в группе, и самое главное - обучение математике.
Список литературы:
1. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
2. Лукин Р.Д. Устные упражнения по алгебре и началам анализа: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
3. Семенко Е.А. Технология разноуровневого обобщающего повторения по математике. - Краснодар, 2008. - 240 с.
4. Научно-методический журнал «Математика в школе». - 1989. - № 2.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
© Бусловская М.А.1, Булгакова В.Н.1, Кленина Е.С.1, Зюзгина Е.А.1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа,
г. Старый Оскол
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваи-
1 Воспитатель 1 категории.
вает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.
Ключевые слова антисоциальные семьи, взвешенный подход, формирующаяся личность, императивный стиль, инструктивный стиль, делегат, кумир.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. Мы не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Ведь всё начинается с раннего возраста.
Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спива-ковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.
Семейная среда - это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье.
Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи - создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать, что ребенок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние её, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным ряда исследований, семья здесь отражает школу, средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, что позволяет педагогам вывести довольно определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьёй.
Отношения родителей, педагогов и детей - сложная проблема. Мы установили, что отношения родителей и детей с годами складываются в типичные варианты, независимо от того, осознаются они или нет. Конфликт в отношениях родителей и детей редко возникает случайно и внезапно. Сколько семей, столько и особенностей воспитания. Но, несмотря на все их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.
1. Семьи, уважающие детей.
2. Отзывчивые семьи.
3. Материально-ориентированные семьи.
4. Враждебные семьи.
5. Антисоциальные семьи.
Мир изменяется, и родители должны готовить своих детей к адекватному мировосприятию. Вечными остаются конфликты между поколениями, но конструктивными должны быть пути их разрешения.
Для родителей семейное воспитание - процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своём ребёнке. Этим определятся сознательный характер семейного воспитания, разумный, взвешенный подход к решению воспитательных задач.
К 6 годам завершается для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи на дошкольника проявляется в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих начал в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети 6 лет:
1) естественно проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;
2) испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;
3) реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;
4) обладают устойчивым чувством «Я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;
5) способны к сопереживанию;
6) не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;
7) контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.
Все эти приобретения личности ребенка - результат положительного влияния семьи на его личностное развитие, итог разумного воспитания и любви к детям.
Начало активного этапа воспитания в семье приходится на возраст ребенка, составляющий в среднем 5-7 лет. Этот возраст ребенка благоприятен для зарисовки общего контура готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.
Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно: ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира.
Ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом ребенок, выполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.
Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли:
- «Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.
- «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для выброса негативных эмоций. У такого ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.
- «Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т.д.).
Существуют разнообразные основания для классификации отношений между родителями и детьми. В отношении стилей взаимоотношений, свой-
ственных семьям, где воспитываются одаренные дети, выделено два направления исследований. В одном случае рассматривается стиль предъявления требований к детям: императивный и инструктивный (Р. Хесс, В. Шипман). Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного вмешательства, не дают возможности для развития одаренной личности.
Установлено, что императивный стиль развивает в ребенке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом. Какое-то время он обеспечивает желаемое поведение, но вызывает пассивное сопротивление. Ребенок слушает команды, но выполняют их неохотно и медленно. Дети не вступают в открытый конфликт, но затягивают выполнение действия, стремятся найти любые отговорки.
Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются. Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Ребенок видится им равноправным партнером. В противоположность императивному инструктивный стиль воспитывает инициативу и твердость. Именно такой стиль свойственен большинству родителей, чьи дети были признаны умственно одаренными. Он подталкивает детей к самостоятельному поиску и принятию решения, дает возможность выбора и творческого подхода.
Социализация в семье осуществляется разными путями и происходит в основном по двум параллельным направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания и социального научения.
Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления - поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации - ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.
Процесс социального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., 2000).
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.
Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и как следствие накладывает определённый отпечаток на его личность.
Список литературы:
1. Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье // Обруч. - 2002. - № 5.
2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Питер, 2001.
3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Проспект, 2009.
4. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 3.
5. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. -2000. - № 1.
6. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета. -2002. - № 2.
7. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. - М.: «Когито-Центр», 2003.
8. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - № 3.
9. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М., 2008.