Детский вандализм в ДОУ: предпосылки и возможности профилактики
Воробьева Ирина Владимировна, Кружкова Ольга Владимировна
ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет", г.Екатеринбург
Ключевые слова:
вандализм, детский вандализм, предпосылки вандального поведения, профилактика вандального поведения, дошкольный возраст
Аннотация: В статье раскрываются причины вандальной активности детей, посещающих ДОУ. Среди прочих, одной из наиболее значимых проблем обнаруживается неумение детей к просоциальной самореализации в условиях дошкольного учреждения. Предлагается через систему занятий, развитие креативности и создание ситуации успеха профилактировать детский вандализм.
Распространение вандального поведения в современном обществе приводит к осознанию необходимости изучения его причин и генезиса [5]. Ряд исследователей отмечают, что проявление деструктивной активности - это не проблема подросткового возраста. Проблема имеет более глубокие корни и связана со спецификой воспитания ребенка в ранних возрастах. Именно при взаимодействии со взрослыми в условиях семьи и ДОУ ребенок усваивает нормы и правила поведения со своими и чужими вещами. Он начинает осознавать, что причинение вреда вещам является для него способом снятия напряжения, отреагирования сильных эмоций (как в случае защитного замещения) или средством влияния на других людей (детская манипуляция) [2]. Воспитатели и специалисты ДОУ часто сталкиваются с деструктивным поведением детей, однако, в большинстве случаев их списывают на недостатки семейного воспитания. В то же время, проявление вандализма в форме поломки, порчи своей, чужой или общественной собственности может быть результатом становления субъектности ребенка, познанием им собственных возможностей в управлении материальным и социальным миром.
Целью нашего исследования стало определение возможных детерминант склонности ребенка дошкольного возраста к вандальным действиям в ДОУ. Для достижения поставленной цели была осуществлена экспертная оценка поведения 65 детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет), посещающих ДОУ. Экспертами выступили педагоги дошкольного образовательного учреждения (10 человек), методист и педагог-психолог. Оценка осуществлялась посредством анкеты «Оценка субъектных качеств», которая была модифицирована на основе методики «Биография субъектности» (О.И. Мотков) [3] и карты наблюдения за отношением ребенка к своей и чужой игрушке, которая была разработана в соответствии с авторским подходом к пониманию мотивов вандального поведения (И.В. Воробьева, О.В. Кружкова, С.А. Острикова) [1]. Для обработки данных был применен кластерный и регрессионный анализы, расчеты производились в статистическом пакете IBM SPSS Statistics 19.0.
Первоначально все результаты работы экспертов были подвергнуты двухэтапному кластерному анализу, который с высокой степенью достоверности (при pD0,01) разделил выборку детей дошкольного возраста на две группы: склонных к частым вандальным действиям по отношению к своей и чужой игрушке и склонных к ним в эпизодических моментах или несклонных вовсе. В дальнейшем в каждой из выделенных групп был проведен регрессионный анализ, который обнаружил модели возможных детерминант, обуславливающих деструктивную форму взаимодействия ребенка с объектами материальной среды (собственной или чужой игрушке). В результате было обнаружено, что для детей с высокой готовностью к разрушительным действиям вандализм по отношению к своей игрушке (R=53,1% F=4,155 p=0,034) связан с самостоятельностью (П=-0,630 p=0,018), способностью управлять своими эмоциями (П=-0,683 p=0,040), стремлением к средним и высоким результатам (П = 1,042 p=0,009). По отношению к чужой игрушке (R=92,2% F=71,169 p=0,000) выявлена связь с креативностью (П=-0,713 p=0,000)
и стремлением к средним и высоким результатам (D=1,455 p=0,000). Дети дошкольного возраста, не проявляющие очевидной склонности к вандальным действиям в ситуации деструктивной игры со своей игрушкой (R=28,8% F=6,708 p=0,001) демонстрируют связи с самостоятельностью (D=-0,585 p=0,002), активностью (D=0,496 p=0,009) и гармоничностью (□=0,294 p=0,033). При аналогичном взаимодействии с чужой игрушкой (R=25,3% F=5,185 p=0,004) обнаруживают связи с активностью (D=0,432 p=0,019), стремлением к саморазвитию (□=-0,794 p=0,002) и осознанностью личности (D=0,603 p=0,014).
Полученные результаты позволяют предположить, что дети, ориентированные на достижение успеха и зачастую не умеющие адекватно реагировать на собственные неудачи, а также отличающиеся невысоким уровнем самостоятельности в поведении более склонны совершать разрушительные действия в отношении своих личных вещей. Чужую игрушку такие дети ломают чаще всего также при наличии высокого уровня притязаний и отсутствии креативных способностей. Подобное поведение можно рассматривать как вариант отреагирования или переноса агрессии на неодушевленные предметы при ощутимом давлении со стороны взрослых (воспитателей, родителей). Дошкольники, не отличающиеся систематическими вандальными актами, как правило, более самостоятельны, умеренно активны и способно к критическим оценкам своего поведения при взаимодействии со своими игрушками. В ситуации взаимодействия с чужой игрушкой они также более сдержаны в проявлении активности, ориентированы на получение новых знаний, впечатлений или умений, но не склонны к рефлексии своего поведения. Исходя из вышесказанного, можно заметить, что дети, активно демонстрирующие деструктивное поведение по отношению к материальным объектам, имеют проблемы в технологических аспектах самореализации, при этом высокомотивированы на нее. Для них значима ситуация успеха, приносящая позитивное внимание к ним со стороны социального окружения. Но при отсутствии возможностей (сниженная креативность, недостаточная самостоятельность в принятии решений, несформированные умения и навыки практической и игровой деятельности) получение позитивного внимания маловероятно, а деструктивная деятельность позволяет скомпенсировать его дефицит негативным вниманием. Этот факт имеет серьезные последствия в будущем, закрепление подобной модели поведения приводит не только к сохранению высокой вандальной активности, но и способствует развитию более серьезных форм девиантного поведения ребенка. Таким образом, для психологической службы ДОУ, педагогов и родителей в этот период нужно обратить особое внимание на обучение и развитие данной группы детей. Как показано в исследованиях K.Y. Beard, G. Sugai [4], вовлечение педагогов и родителей в профилактику ранних форм деструктивной активности и асоциального поведения таких детей, а также создание для них ситуации успеха, дает устойчивые позитивные результаты.
Список литературы:
1. Воробьева И.В., Кружкова О.В. 2011. Возможности диагностики мотивов вандального поведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. № 42 (259). С. 35-40.
2. Коваль Н.А., Иванова Ю.А. 2013. Психологические детерминанты развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 7 (123). С. 122-127.
3. Мотков О.И. 2008. Личность и психика: сущность, структура и развитие. Самара. 160 с.
4. Beard, K.Y., Sugai, G. 2004. First step to success: An early intervention for elementary children at risk for antisocial behavior // Behavioral Disorders. V. 29. №.4. Рр. 396-409.
5. Vorobyeva I.V., Kruzhkova O.V., Krivoshchekova M.S. 2015. The genesis of vandalism: from childhood to adolescence // Psychology in Russia: State of the Art. 8(1). Pp. 139-156.