© В.В. Петрова, А.Б. Филенко, 2012
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ: РЕАБИЛИТАЦИЯ
В.В. Петрова, А.Б. Филенко
Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
Представлены задачи медсестры по организации эффективной реабилитации детей с детским церебральным параличом. Подчеркнута важность комплексной и индивидуально разработанной программы реабилитации.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, реабилитация, медсестры, Детский реабилитационный центр, анкетирование больных.
В реабилитации больных с детским церебральным параличом (ДЦП) важную роль играют ранняя диагностика и раннее проведение восстановительного лечения. Для эффективной реабилитации детей с ДЦП необходима комплексная программа, в которую включены обоснованные методы, предусматривающие индивидуальный подход с учетом сопутствующих заболеваний [3]. При составлении программы реабилитации следует также иметь в виду потенциальные двигательные возможности ребенка.
Восстановительное лечение не может ограничиваться только рамками лечебного или детского учреждения - оно должно продолжаться в семье больного. От семьи ребенка, степени понимания родителями важности их роли в выполнении медицинских рекомендаций, от уровня их активности существенно зависят конечные результаты лечения. При этом от родителей требуются особое внимание к больному ребенку, терпение, значительная затрата сил и энергии [4].
Большое значение имеет психологическое консультирование родителей. Чем раньше начато квалифицированное лечение при поддержании
двигательной активности ребенка, тем лучше результат [1].
Необходимо их систематическое, индивидуализированное обучение, учитывающее диагноз ребенка. Оно проводится на дому и сопровождается использованием тренинговой программы [2].
Существуют методические рекомендации по организации работы Детского реабилитационного центра с семьей ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении. Основные направления этой работы:
• целенаправленное медико-гигиеническое обучение семьи с целью формирования высокого уровня знаний и медицинской активности родителей по различным вопросам заболевания ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении; при этом используются разные формы и методы обучения;
• практическое обучение матери или других членов семьи в случаях назначения мер лечебно-восстановительного характера, которые можно реализовать дома;
• соблюдение преемственности между Детским реабилитационным центром и семьей ребенка в период восстановительного лечения;
• систематический контроль за правильностью выполнения родителями (и школьниками) назначенных рекомендаций.
Организует работу с семьей ребенка медсестра. Она информирует родителей о характере и особенностях лечения, обучает их выполнению некоторых лечебно-оздоровительных мероприятий, включая лечебную физкультуру, массаж, закаливание [5].
Цель работы Центра - улучшение организации процесса реабилитации детей с ДЦП. В связи с этим нашими задачами были:
• оценка осведомленности пациентов (и их родителей) о заболевании, возможностях, методах и необходимости лечения и реабилитации;
• анализ удовлетворенности пациентов организацией сестринского ухода в Центре;
• определение факторов, способствующих активизации прохождения реабилитации в домашних условиях.
Для решения поставленных задач была составлена анкета, имеющая 3 блока вопросов. Вопросы 1-го блока посвящены информированности пациентов о заболевании, возможностях, методах и необходимости реабилитации, 2-го - оценке пациентами реабилитации в Центре, 3-го - самостоятельной работе пациентов в домашних условиях.
Проведено анкетирование пациентов, находящихся на реабилитационном лечении в Детском реабилитационном центре Института ортопедии и протезирования им. Альбрехта, и их родителей. Всего опрошено 60 человек: 20% - дети с легкой формой ДЦП и сохраненным интеллектом, 80% -родители детей с тяжелой степенью ДЦП и нарушенным интеллектом. 60% пациентов проживают в небольших городах, 14% - в поселках, деревнях и только 26% - в областных центрах.
Отдаленность от Центра сказывается на осведомленности пациентов о заболевании и необходимости постоянной реабилитации. Только 37% пациентов знают все о своем заболевании.
56% опрошенных начали реабилитационное лечение только после того, как нашли нужных специалистов, 10% - с самого раннего детства, 34% -после того, как узнали о необходимости реабилитации.
О необходимости постоянной реабилитации пациенты в большинстве своем узнавали от друзей, знакомых, родственников (50%), через Интернет (10%) и только 40% опрошенных получили эту информацию от медицинского персонала. Именно этот источник информации пациенты считают самым надежным, и такую информацию - наиболее достоверной и ценной (60% опрошенных). Информированность о необходимости занятий в домашних условиях представлена на рис. 1.
После выписки продолжают лечение только 60% пациентов (рис. 2).
Большая часть родителей пациентов, которые после выписки не лечатся, не считают лечение дома нужным (46%) или просто не могут найти времени ни для занятий (27%), ни на уговоры ребенка (27%).
Поэтому родители хотят, чтобы именно медицинский персонал разъяснял необходимость реабилитации дома (в перерывах между основным лечением) не только маме, но и ребенку (рис.3).
По мнению 37% опрошенных, это нужно для того, чтобы ребенка можно было уговорить заниматься дома, и чтобы он понимал важность процесса и его смысл (63%), становился заинтересованным в результате и перспективах выздоровления.
Многим пациентам (70%) для продолжения лечения просто не хватает дополнительной информации о реабилитации в домашних условиях. Они хотели бы иметь не только печатные издания и ау-
%
Не знают о необходимости домашних занятий I I Знают
100 80 60 40 20 0
Рис. 1. Осведомленность пациентов о важности и необходимости самостоятельных занятий
20
40
| | Не проходят I I Дома
□ В поликлинике
40
Рис. 2. Прохождение лечения пациентами (в %) и реабилитации
%/г 60/
50-/
40 /
30 /
20 К 10 0
Q С мамой С pебенком С мамой и ребенком вместе
Рис. 3. С кем, по мнению родителей, персонал должен проводить беседы о необходимости самостоятельных занятий
%
60 / 50 К 40 К 30 20 юК
| | Аудионосители I | Видеоносители I I Печатные издания
Рис. 4. Предпочтительные носители дополнительной информации о реабилитации
дионосители, но и видеопособия, так как, имея их, легче заниматься и корректировать свои действия (рис.4).
Пациенты, имеющие дома выход в Интернет, хотели бы для улучшения качества домашних занятий общаться с инструктором online или по электронной почте (23% опрошенных).
Анкетирование 60 респондентов показало, что больные, проходящие лечение в Детском реабилитационном центре, недостаточно понимают важность ¡реабилитации, имеют слабое представление о своем заболевании. При поступлении пациентам нужно разъяснять, что даст им каждая конкретная
0
процедура, на что она повлияет и как часто ее нужно проводить. После выписки домой дети и родители не представляют, что нужно продолжать начатое лечение самостоятельно, так как не понимают важности и необходимости этого.
Таким образом, при поступлении детей в Реабилитационный центр их родителям следует разъяснять цель и важность каждой конкретной процедуры, так как после выписки домой дети и их родители не представляют себе, как нужно продолжать начатое лечение самостоятельно.
По результатам исследования выдвинуты следующие предложения в адрес администрации Детского реабилитационного центра:
1. Создать свой информационный сайт и разместить рекламу в СМИ.
2. Подробно знакомить пациентов с видами и методами реабилитации.
3. Выделять больше времени на просветительную работу среди пациентов.
4. Ввести в штат Детского реабилитационного центра должность менеджера.
5. Принимать участие в реализации научно-практических разработок, что позволит научно обосновать эффективность тех или иных методов.
6. Расширять и углублять контакты с организациями, аналогичными Детскому реабилитационному центру.
Литература
1. Физиология движений. / Под ред. М.А. Алексеева, В.С. Гурфинкеля, П.Г. Костюка и др. - Л.: Наука, 1976.
2. Гранит Р. Основы регуляции движений. Пер. с анг. -М.: Мир, 1973.
3. Тарасов О.Ф., Фонарев М.Н. Реабилитация при детских болезнях. - М.: Медицина, 1980.
4. Веселов Н.Г., Леонов И.Г. Социально-гигиенические и организационные проблемы в педиатрии. - Л., 1989.
5. Организация центров восстановительного лечения детей. Методические рекомендации МЗ СССР, 1990.
REHABILITATION OF CHILDREN WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS AT THE REHABILITATION RESTORATIVE CENTER AND AT HOME
V.V. Petrova, A.B. Filenko
Saint Petersburg
The paper gives a nurse's tasks and functions in organizing the effective rehabilitation of children with infantile cerebral paralysis and points to the importance of a comprehensive and individually developed rehabilitation program.
Key words: infantile cerebral paralysis, rehabilitation, nurses, Children's Rehabilitation Center, questionnaire survey of patients.