Научная статья на тему 'Детский труд: плюрализм в определении понятия и меры социальной политики'

Детский труд: плюрализм в определении понятия и меры социальной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1153
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТРУД / ПЛЮРАЛИЗМ / ЛЕГАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / CHILD LABOR / PLURALISM / LEGITIMATE FORMS OF EMPLOYMENT / EXPLOITATION / MEASURES OF SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федотова-антонова Е. П.

Проведено определение содержания понятий «детский труд» и «детская занятость» в социологическом поле исследования; проанализировано отношение к феномену детского труда, которое менялось с развитием представлений о детстве, правах детей, допустимых и легитимных способах воспитания и перевоспитания; проанализирована специфика гендерной социализации и идентификации в контексте легальной и неформальной форм детской занятости сквозь призму актуального фактологического материала: включенное наблюдение, полуформализованное интервью, вторичный анализ данных; проанализированы меры социальной политики, направленные на поддержку детей и защиту их от эксплуатации и включения несовершеннолетних в нелегальные формы занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD LABOR: PLURALISM IN THE DEFINITION AND CONCEPTS, AND MEASURES OF SOCIAL POLICY

The author defines the concepts of «child labor» and «child employment» in sociological research. The analysis refers the attitude to the phenomenon of child labor which has changed with the development of childhood understanding, children rights, valid and legitimate methods of education and re-education; it includes analysis as to the specificity of gender socialization and identification in the context of legal and informal forms of child labor through the prism of relevant factual data materials including monitoring, semiformal interviews, and secondary data analysis. Additonal focus is made on the measures of social policy directed on the support of children and their protection against exploitation, as well as inclusion of minors in illegal forms of employment..

Текст научной работы на тему «Детский труд: плюрализм в определении понятия и меры социальной политики»

УДК 316.353

Е.П. Федотова-Антонова

ДЕТСКИЙ ТРУД: ПЛЮРАЛИЗМ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ И МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Проведено определение содержания понятий «детский труд» и «детская занятость» в социологическом поле исследования; проанализировано отношение к феномену детского труда, которое менялось с развитием представлений о детстве, правах детей, допустимых и легитимных способах воспитания и перевоспитания; проанализирована специфика гендерной социализации и идентификации в контексте легальной и неформальной форм детской занятости сквозь призму актуального фактологического материала: включенное наблюдение, полуформализованное интервью, вторичный анализ данных; проанализированы меры социальной политики, направленные на поддержку детей и защиту их от эксплуатации и включения несовершеннолетних в нелегальные формы занятости.

Детский труд, плюрализм, легальные формы занятости, эксплуатация, меры социальной политики

E.P. Fedotova-Antonova

CHILD LABOR: PLURALISM IN THE DEFINITION AND CONCEPTS, AND MEASURES OF SOCIAL POLICY

The author defines the concepts of «child labor» and «child employment» in sociological research. The analysis refers the attitude to the phenomenon of child labor which has changed with the development of childhood understanding, children rights, valid and legitimate methods of education and re-education; it includes analysis as to the specificity of gender socialization and identification in the context of legal and informal forms of child labor through the prism of relevant factual data materials including monitoring, semiformal interviews, and secondary data analysis. Additonal focus is made on the measures of social policy directed on the support of children and their protection against exploitation, as well as inclusion of minors in illegal forms of employment. .

Child labor, pluralism, legitimate forms of employment, exploitation, measures of social policy

Период глубоких социальных и экономических трансформаций, переживаемых Россией в последние десять лет, стимулировал в стране распространение такого явления, как детская занятость. Растёт число детей, которые по разным причинам вынуждены самостоятельно обеспечивать своё существование. На рынке труда они являются самой дешёвой и незащищённой рабочей силой, причём, по данным Международной организации труда, значительная часть детей втягивается в противоправные сферы деятельности. Проводимая в нашей стране социальная политика должна сфокусировать своё внимание на причинах, которые способны заставить ребёнка выбирать между дальнейшим образованием и трудовой деятельностью в пользу последней, предотвратить вовлечение детей и подростков в наихудшие виды труда, стимулировать и развивать адекватные формы занятости несовершеннолетних.

Новое поколение россиян проходит этапы своей социализации, приобщаясь к труду в изменяющихся структурных условиях, характеризующих современные процессы в сфере семьи, образования, занятости. Трудоустройство подростков, с одной стороны, стало актуально и востребовано для многих семей, для которых главным итогом реформ последнего десятилетия явилось резкое снижение их уровня жизни вплоть до обнищания. Напряжённый ритм жизни, высокий уровень бедности домохозяйств с несовершеннолетними детьми, трудности с поиском работы для взрослых, новые формы социального исключения в сфере образования, расширение сегмента теневой занятости, рост эксплуатации и дискриминации в трудовой сфере относятся к группе факторов, выталкивающих несовершеннолетних на рынок труда несовершеннолетних и нарушению их прав. С другой стороны, изменение системы ценностей молодого поколения россиян обусловливает способы самовыражения посредством демонстративного престижного потребления. Оплачиваемая занятость становится средством повышения статуса и материальной состоятельности несовершеннолетних из разных социальных групп.

На современном рынке труда наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, они привели к многообразию форм занятости и мест приложения энергии и умений, увеличили возможности для самореализации человека. С другой стороны, эти тенденции подвергли основную часть населения обнищанию и как следствие отдельные категории оказались наиболее уязвимыми в отношении дискриминации, массовых нарушений основных прав и свобод человека в сфере занятости. По-прежнему в наиболее неблагоприятной ситуации остаются семьи с детьми, семьи социального риска, семьи безработных и незанятых. Особенно актуально это для сельской местности, отличающейся неблагоприятными, по сравнению с городскими, условиями жизни, более напряжённой ситуацией на рынке труда.

В сложившихся условиях занятость несовершеннолетних из социально уязвимых групп - это не только отвлечение их от улицы, но и приобщение к труду, форма социальной защиты подростков и подспорье для семейного бюджета. Не менее актуальной является проблема трудоустройства подростков из благополучных семей, которые не менее уязвимы в отношении их вовлечения в наихудшие формы труда. Переходное и во многом кризисное состояние социальных отношений в России обусловило пестроту форм подросткового труда: от легальных, организуемых при содействии обра-

зовательных учреждений, социальных служб и органов занятости, до маргинальных, в частности, связанных с вовлечением детей в криминальный бизнес. Государству и обществу не следует пассивно ожидать самонастройки подросткового рынка труда: требуется научно обоснованная политика регулирования подростковой занятости. С этой целью необходимо всесторонне оценить опыт, накопленный нашей страной и мировым сообществом в области занятости несовершеннолетних и защиты детей от различных форм эксплуатации.

Понятие «детский труд» многозначно: это и неоплачиваемый вклад детей в функционирование домохозяйства, и стихийная самозанятость, направленная на заработок, и оплачиваемая деятельность, организованная работодателем, и самообеспечение, например, как в 20-е годы в коммунах Макаренко). Отношение к феномену детского труда менялось с развитием представлений о детстве, правах детей, допустимых и легитимных способах воспитания и перевоспитания. В эпоху индустриализации многие виды промышленности в Европе, Японии и США развивались за счет привлечения наиболее дешевой и беззащитной рабочей силы - женщин и детей. В 1950-х годах в обществе растет озабоченность жестокой эксплуатацией детского труда, которая вела к высоким рискам заболеваемости, инвалидности и смертности среди работающих детей и подростков. Именно в это время движения в защиту детей от эксплуатации стали появляться в Соединённых Штатах Америки и Великобритании, а в странах Африки и Азии эти движения только сейчас набирают силу, что привело к принятию таких международно-правовых актов, как Конвенция ООН о правах ребёнка (1990), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993), Конвенция МОТ № 138 о минимальном возрасте для приёма на работу (1973) и Конвенция № 182 «О запрещении и незамедлительных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1992), а также национального законодательства: президентские программы «Дети России» (2003-2006), «Профилактика безнадзорности и правонарушений детей» (2003-2006), федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации» (1999), «Об образовании» (2000), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ). Ужесточение законодательства и резко возросшие требования к несовершеннолетним работникам привели к тому, что многие формы детского труда были вытеснены в теневые сектора экономики.

Сегодня вовлечение детей в трудовую занятость трактуется в соответствии с законодательством как привлечение несовершеннолетних к выполнению работ, не наносящих вред их физическому, психологическому и нравственному здоровью, с целью приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности (Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 182-ФЗ). Выделяют допустимые, легитимные формы занятости несовершеннолетних, к которым относятся благоустройство городов и сёл, охрана природы, уборка скверов и парков, а так же помощь пожилым людям в устройстве их быта, - и нелегитимные: мытье машин, услуги на автозаправках и в автомастерских, подсобные работы в магазинах, разгрузка, охрана товаров запрещенные формы занятости [1]. Международная организация труда акцент делает на негативной стороне детского труда, прежде всего на его последствиях, которые сокращают шансы взрослеющего поколения на образование и социальную мобильность. Спонсируемые государством программы занятости детей и подростков основаны на предположении о том, что занятость подростков - это существенное подспорье для малообеспеченных семей, а для детей это приобщение к общественно полезному труду.

В нашем исследовании мы рассматривали несколько видов детского труда, в том числе, стихийная занятость подростков на мойке машин и спонсируемая и организованную государством деятельность т.н. отрядов «Милосердие». Рассмотрим особенности гендерной идентичности детей и подростков.

Особенности гендерной идентичности

«Мойщики машин»: важно, что все работающие на автомойке - мальчики [2]. В отношении девушек подростки часто в своей речи допускают пренебрежительные высказывания. Взрослое ведение переговоров в сфере бизнеса является специфической ареной для конструирования гендера. Ведя переговоры с клиентами, которые всегда старше, ребята самоутверждаются, и чем грубее и непреклонней строится разговор между подростком и водителям, тем «круче» работник. Для парней наиболее доступным ресурсом для конструирования маскулинности является жёсткое ведение бизнеса: строгий отбор работников, силовое поддержание дисциплины, полное отсутствие снисхождения ко всем, как к «своим», так и пришлым.

Девочки среди «профессионального сообщества» мойтехов отсутствуют, хотя могут быть исключения: за время существования детской «профессии», было всего две девчонки, которые пытались с ними работать. Тогда же пацаны с автомойки пришли к выводу, что женщины сами по себе являются менее дееспособными, нежели мужчины, а всё женское ассоциируется с неудачей или с

чем-то несущественным и не достойным внимания. Подавление проявления женской активности можно рассматривать как тактику конструирования мужественности.

Мойтехи отзываются на клички, которые не являются производными от имени или фамилии, чаще всего от манеры поведения или способов самопрезентации себя другим: «Я», «Череп», «Танцор», имена эти взяты из телесериала «Бандитский Петербург», который полностью построен на стереотипах маскулинности: настоящий мужчина должен быть сильным, иметь много денег, свой бизнес, связанный зачастую с теневой экономикой.

Отряды «Милосердие»» гендерные различия детей в восприятии данного вида занятости воспринимались нами как социально сконструированные. Мальчики идут работать с большой неохотой, стыдясь своей работы и воспроизводя гендерные стереотипы [3]. Реконструируя свою мужскую идентичность, подростки стремятся завоевать авторитет в среде сверстников. Если мальчики дают резко негативную оценку труду, считая выполняемую работу женской, унизительной, то девочки ничего зазорного в данной занятости не видят, что свидетельствует о том, что реконструируются и поддерживаются гендерные мифы «женской» работы.

Каждая из сложившихся форм детской занятости для исследователя представляет интерес. Например, такие на первый взгляд, безобидные, формы трудовой деятельности подростка, как продажа газет, книг, напитков, а также мойка машин могут быть связаны с незаконным оборотом наркотиков, хулиганством, мелкими грабежами. В подобных случаях социализация подростка приобретает кризисный и противоречивый характер. С одной стороны, ранняя трудовая деятельность способствует ускоренному вхождению его во взрослый мир, раскрытию потенциала, расширению кругозора. С другой, это деятельность нередко граничит с нарушением закона, что может привести к драматичным поворотам на жизненном пути.

Стратегия занятости рассматривается как способ и характер реализации потребностей и интересов личности в социально-трудовой сфере. На уровне повседневной деятельности стратегия занятости представляет собой набор поведенческих моделей, связанный с поиском, трудоустройством и реализацией трудового потенциала. Основа для выделения стратегий занятости подростков: опасения работодателей, связанных с приемом на работу несовершеннолетних. Некоторые льготы и запреты в новом социальном контексте приобрели совершенно иной смысл с точки зрения работающего подростка и общества и могут оказываться дискриминирующими по отношению к тем людям, чьи интересы призваны защищать. Поэтому мы считаем необходимым разработку законодательства таким образом, чтобы учесть все категории работающих подростков и прописать все типичные ситуации с точки зрения его актуально смысла.

Подходит ли категория «плюрализм» для точного описания существующей системы, поскольку за этим понятием может скрываться господство определённых интересов - вопрос, ответ на который ещё предстоит найти. Стратегии занятости несовершеннолетних разнообразны и их выбор зависит от ряда факторов: пола ребёнка, его психологических особенностей, места проживания и ряда других.

ЛИТЕРАТУРА

1. Меркулова Н.Б. Детский труд // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 90.

2. Ковалёва Т.В. «Подростки смутного времени» (к проблеме социализации старшеклассников) // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 57.

3. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. «Не мужское это дело...» гендерный анализ занятости в социальной сфере // Социологический исследования. 2002. № 6. С. 76.

Федотова-Антонова Екатерина Петровна -

доцент кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Ekaterina P. Fedotova-Antonova -

Associate Professor

Department of Sociology, Social Anthropology and Social Work,

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Статья поступила в редакцию 15.03.14, принята к опубликованию 15.05.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.