ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2260: 5535-5545
Детский поэт и орнитолог-любитель Павел Николаевич Барто (1904-1986)
Е.Э.Шергалин
Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: [email protected] Поступила в редакцию 5 декабря 2022
Несколько поколений советских детей выросли на стихах двух Барто: Агнии (1907-1981) и Павла (1904-1986). Их слава гремела на одну шестую часть суши. Девичья фамилия Агнии была Волова, а имя и отчество — Гитель Лейбовна. Барто она стала по своему первому мужу. С этой фамилией к ней пришла известность и после развода с Павлом Николаевичем она оставила фамилию себе, поменяв также имя и отчество с Гитель Лейбовны на Агнию Львовну.
Агния Львовна и Павел Николаевич Барто
Её первый супруг — тоже поэт, менее знаменитый, но не менее талантливый, чем она, Павел Николаевич Барто родился в Москве 4 января 1904 года и ушёл из жизни 23 октября 1986 года в возрасте 82 лет в этом же городе. По матери он был обрусевшим немцем, а по отцу имел шотландские гены. Его прадед шотландский дворянин Якоб (Джейкоб) Барто (Bartho) приехал искать счастья в Россию в середине XIX века.
У Якоба была двое сыновей и одна дочь. Один из сыновей — Ричард Яковлевич — сохранил британское подданство и вероисповедание, но женился на русской даме Лидии Петровне Севрюгиной. У них родился сын Николай Ричардович (1865-1931). Его сёстры стали известными балеринами, которые широко гастролировали по миру, включая далёкую Австралию. Сам Николай стал инженером и работал управляющим крупных заводов. Сначала Николай Ричардович женился на Марии Дмитриевне Лупандиной, но она умерла 27 лет от роду, успев родить лишь одного сына. После этого Николай Ричардович женился вторично на
обрусевшей немке Лидии Эдуардовне (Эриховне) Виллер. В этом браке у них родились дочь Евгения и двое сыновей: Ростислав и Павел, который был младшим ребёнком в семье Барто. Такова генеалогия их рода,
которому в сети Интернет посвящён прекрасно оформленный сайт на *-» -к английском и русском языках .
ч
Британский поданный Джейкоб Барто с женой. Это прадед и прабабушка Павла Николаевича Барто
Таким образом Павел Николаевич появился на свет в потомственной интеллигентной семье с богатейшими культурными традициями. Его родные тёти — знаменитые балерины Лидия Барто-Нелидова, основательница первой в Москве частной хореографической школы, и Екатерина Барто, привлёкшая во время заграничных гастролей внимание ценителей балета. Старший брат Ростислав — профессиональный художник. Атмосфера дома, где рос маленький Павел, была полна музыки, в семье знали и любили литературу и живопись. Всё это не могло не оказать влияние на формирование творческой личности поэта, именно отсюда, от органической слитности музыки, движения, красок — изящество, образность, выразительность в стихах Барто.
* http://www.bartofamily.org/page26.html
)36 Рус- орнитол. журн. 2022. Том 31. Экспресс-выпуск № 2260
В юности Павел занимался балетом в студии своей тёти Лидии Ри-чардовны Нелидовой, в которой и познакомился со своей будущей женой Агнией Воловой, которая взяла в браке фамилию мужа.
Павел Николаевич Барто с сыном Эдгаром 1927 года рождения, которого в семье называли Гариком. К несчастью, Гарик погиб в 1945 году, катаясь на велосипеде и попав под грузовик
Первые свои стихи, получившие известность, в том числе «Девочка-чумазая» и «Девочка-рёвушка», Павел Николаевич написал вместе с Агнией Львовной. В этих книгах также присутствуют образы зверей и птиц, в чём, несомненно, заслуга и вклад Павла Николаевича. Но справедливости ради нужно вспомнить, что и Агния Львовна с детства была близка к животным, поскольку выросла в семье ветеринара.
После развода Агния запретила Павлу издавать детские стихи под своей фамилией. Предлагала даже сменить фамилию, сказав: «Весь Союз знает только Агнию Барто, других Барто не надо». Со временем, однако, Павел Николаевич ослушался наказа своей бывшей супруги.
Павел Николаевич участвовал в работе Первого Всесоюзного съезда писателей и состоял членом Союза писателей с 1935 года.
У Павла Николаевича было два активных периода публикаций, хотя сочинял стихи он всю свою жизнь. В 1920-е и 1930-е годы из под его пера вышли стихи «Толстуха куцая» (1926), «Гришкины игрушки» (1927),
«Про кота Федьку, ежа Хавроську и белую мышку» (1928), «Посол» (1930), «Поход за змеями» (1936). Потом последовал почти 40-летний перерыв, а в 1970-е и 1980-е годы издательство «Детская литература» порадовало детей бывшего СССР выходом четырёх сборников стихов П.Н.Барто: «Птичий хоровод» (1976), «О чём поют птицы» (1981), «Птичьи разговоры» (1982), «Пусть поют птицы» (1985).
Павел Николаевич Барто ранней весной
Обложки первой самостоятельной книги П.Н.Барто «Толстуха куцая» (Москва, 1926) и последней предвоенной книги «Поход за змеями» (Москва, 1936)
Как видно по названиям этих книг, в основном они посвящены птицам. Дело в том, что Павел Николаевич был заядлым орнитологом-любителем. Он очень хорошо знал птиц и, видимо, именно по этой причине его стихи про утят были написаны блестяще, легко и просто, но с такой
любовью и теплом, как будто их автор сам был настоящей мамой-уткой. Однако выражаясь орнитологическим языком, «селезнем» он сам был очень активным. После Агнии Львовны он был женат ещё трижды. Ничего не попишешь — это удел многих творческих личностей. Вторая супруга Павла Николаевича Любовь Васильевна Севей имела швейцарское происхождение. С третьей супругой с чисто -русским именем и отчеством Евдокией Ивановной он прожил 20 лет. Четвёртой его супругой стала Рената Николаевна Виллер, с немецкими, как и его мать, корнями, с которой он прожил 25 лет до самой своей смерти. Она доводилась ему кузиной. В браке с Любовью Васильевной у них родились три дочери: Марина (1932 года рождения, мать протоиерея Артемия Владимирова), Сюзанна (1934) и Анна (1937). Сюзанна стала актрисой, а её мужем был Дмитрий Михайлович Серов, внук художника Валентина Александровича Серова (1865-1911). Примечательно, что старший брат Павла Ростислав Барто стал известным живописцем и иллюстратором детских книг и в 1934 году в журнале «Юный натуралист» была размещена совместная публикация братьев Барто.
Дом № 22 на Олимпийском проспекте в Москве, в котором провёл свои последние годы жизни Павел Николаевич Барто
Послужной список Павла Николаевича Барто очень витиеват и зигзагообразен, как и вся история нашей страны. Сначала он окончил реальное училище Воскресенского в Москве. В 1920-1922 годы он служил помощником при штабе Командующего всеми морскими силами молодой Республики Советов. В середине 1920-х годов он, начав писать стихотворные миниатюры, стал активно сотрудничать с издательствами,
выпускающими литературу для детей. С 1931 года он сотрудник Лаборатории физиологии развития при Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) и студент биологического отделения медицинского факультета Московского университета. Одновременно работал лектором по распространению естественнонаучных знаний в культпросвете Московского зоопарка. С 1937 года работал в Детгизе (Детском государственном издательстве). В 1940 году учился на курсах при Военно-политической академии. В годы Великой Отечественной войны он служил на Северном флоте, будучи редактором газеты Северного флота «Краснофлотец», и был уволен в запас в 1960 году в звании капитана. После войны, чтобы где-то числиться, но иметь возможность заниматься любимой литературной работой, он трудился садовым рабочим на комбинате декоративного растениеводства. В конце 1940-х и начале 1950-х годов Павел Николаевич увлекался биологией, в которой черпал материалы для своего творчества. В Москве он родился и умер, а проживал по адресам: Большевистский переулок, 4 и Олимпийский проспект, 22.
Несколько изданий книги П.Н.Барто «Птичьи разговоры»
Павел Николаевич был участником многих Всесоюзных орнитологических конференций и симпозиумов, 18-го Международного орнитологического конгресса в Москве в августе 1982 года. Он состоял членом Московского общества испытателей природы и Всесоюзного орнитологического общества. Он переписывался с орнитологом В.В.Бианки, зоологом и телеведущим Н.Н.Дроздовым, филологом Д.С.Лихачёвым, детским писателем-анималистом Н.Е.Чарушиным и многими другими деятелями культуры. В архиве поэта в Московском центральном музее -архиве личных собраний есть книги и нотные записи Павла Николаевича с дарственными надписями от известных людей России: писателей, композиторов, учёных: Ф.А.Абрамова, А.Л.Барто, Б.Л.Пастернака, А.Н.Пахмутовой, Т.Н.Хренникова.
Страницы из книги П.Н.Барто «Птичьи разговоры». Рисунки Г.Никольского. Издательство «Малыш», 1964 год
Известная поэтесса Римма Фёдоровна Казакова (1932-2008) пишет: «Павла Барто — автора лирическо-познавательной книги "Птичьи разговоры" — в большинстве случаев знают как первого мужа известной
поэтессы Агнии Барто. Мало кому известно, что он был детским поэтом-орнитологом. Его перу принадлежат более восьми десятков стихотворений о пернатых. И мало кто помнит, что слова к популярной в годы молодости наших бабушек и дедушек песне "Журавли" (Высоко летят / Под облаками / И курлычут / Журавли над нами...) тоже написал Павел Барто.
В книгу "Птичьи разговоры" включены 16 стихотворений, каждое из которых посвящено одному виду птиц. По сути это уникальная краткая поэтическая энциклопедия, в которой поэзия и лирика естественным образом соединены с научным описанием повадок, внешнего вида, особенностей конкретных птиц. Каждое из стихотворений может по праву занять почётное место в учебниках и литературы, и зоологии.
Кроме познавательной ценности, стихи Павла Барто имеют ещё одно неоспоримое достоинство: они могут быть полезны логопедам. Автор воспроизводит строй птичьих песен, и уникальные сочетания звуков послужат отличной тренировочной площадкой для малышей. Например: "Целый день трещат чечётки: / "Чёт и нечет, / Нечет, чётГ Или: "Славка — шустрый говорунчик: / "Ви-чер-ри!.. / Чер-ри! / Чер-рун-чикГ.
Художник Евгений Рачёв со знанием дела нарисовал птичьи портреты в привычном природном окружении и тем самым придал законченность этому научно-поэтическому сочинению. Книга рекомендуется детям дошкольного и младшего школьного возраста. "Павел Барто — тот
добрый птицелов, который "ловит" птиц не силками для тесной клетки,
*
а кончиком своего тонкого пера.»
Страницы из книги П.Н.Барто «Птичьи разговоры». Рисунки Е.М.Рачёва. Издательство «Мелик-Пашаев», 2016 год
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/525090/
Пеночка-весничка (Стихи П.Барто, музыка Н.Нолинского)
Маленькая птичка — Пеночка-весничка — Вьёт гнездо-шалашик Лёгкий травяной.
Чтоб малыш не вымок, Крыша из травинок: Дождик здесь не страшен И прохладно в зной.
Пеночка-родитель — Опытный строитель: Сделан выход сбоку, Под навесом вход.
У гнезда стоите, На гнездо глядите — За травой высокой Кто ж его найдёт?!
Прощальная песенка веснички (стихи П.Н.Барто)
О том ли нам напоминая, Что наступает листопад, Звенит с утра синичья стая, Роняет листья старый сад...
Вдруг тихо пеночка-весничка, Открыв былой весны страничку, Пропела в тающей листве Привет прозрачной синеве.
И выцветающая песня За поредевшею листвой Не есть ли самый верный вестник Прощанья лета с синевой?
Свиристели (Стихи П.Барто, музыка В.Пьянкова)
К нам с ветрами прилетели Стайки ярких свиристелей. Налетели свиристели — В сто свирелей засвистели.
Пусть метель, как старый мельник Белит сосны,белит ельник — Много ягод свиристелям Заготовил можжевельник;
Есть крушина, есть калина, А у старого овина Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей, Налетели свиристели, Засвистели, засвистели — Всё до ягодки поели.
Книги Павла Николаевича Барто (1985, 1976, 1981)
Павел Николаевич Барто со своими книгами о птицах. Фото Н. Кочнева. Из архива РГДБ. С сайта: https://orpk.org/authors/1474
За два года до своей смерти, в 1984 году, Павел Николаевич выпустил книгу «О чём поют птицы» с пластинкой с записями песен на его стихи для детей младшего и среднего школьного возраста.
Вот как описывает советский поэт и переводчик, критик, литературовед Лев Адольфович Озеров (1914-1996) сотрудничество композиторов с поэзией П.Н.Барто. «Стихи Павла Барто композиторы охотно и часто
кладут на музыку. А.Гречанинов и Н.Нолинский, В.Мурадели и М.Раух-вергер, М.Бак и Т.Попатенко, Т.Смирнова и В.Кикта, Н.Александрова и В.Пьянков — таков вовсе не полный перечень композиторов, с которыми работал Павел Барто. Но мелодические ресурсы его стихов далеко не исчерпаны. Птицы возвращают нас к детству, к весне жизни, к на -чалу дней. В светлом поэтическом мире Павла Барто и ребёнок, и взрослый чувствуют себя одинаково легко и непринуждённо, не замечая разницы в возрасте. Как не ощущает возраста сам поэт, хотя он перешагнул
*
порог своего восьмидесятилетия» .
Павел Николаевич Барто скончался 23 октября 1986 года и похоронен в Москве на Введенском (Немецком) кладбище. Его нет с нами уже 36 лет, а российская детвора продолжает познавать удивительный мир пернатых по его книжкам. Как сам Павел Николаевич читает собственные стихи о птицах можно послушать в Интернете+, а со всеми книгами П.Н.Барто можно бесплатно познакомиться в оцифрованном архиве национальной электронной детской библиотеки*.
Памятник на могиле П.Н.Барто на Введенском кладбище (уч. 19). 26 июля 2012. Этот памятник, как и всю его жизнь, украшают ласточки
* С сайта: https://ale07.ru/music/notes/song/book/barto_pavel.htm + http://www.staroeradLo.ru/audLo/13195
* https://arch.rgdb.rU/xmlui/handle/123456789/1