Научная статья на тему 'Детский педагогический отряд как модель эффективной профориентации и успешной социализации старших школьников'

Детский педагогический отряд как модель эффективной профориентации и успешной социализации старших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / МОДЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жорняк Н.П.

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с социализацией. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса детского педагогического отряда как модели эффективной профориентации и успешной социализации старших школьников. Методология исследования анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического опыта на примере вожатского отряда «Альтаир». Автором сформулированы приоритеты и пути решения задачи становления нравственности подростков. Предложено своеобразное «выращивание» личности с нравственно устойчивой «Я-концепцией», потребностью активного преобразования. Описаны условия среды профессиональной ориентации старших школьников (помощников вожатых) в условиях детского педагогического отряда, предложена модель с созданием педагогического отряда, которая позволяет комплексно и эффективно решить задачи по профессиональной ориентации и социализации старших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жорняк Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детский педагогический отряд как модель эффективной профориентации и успешной социализации старших школьников»

Детский педагогический отряд как модель эффективной профориентации и успешной социализации старших школьников

Жорняк Наталья Павловна,

учитель-методист высшей категории, МБОУ СОШ №1 , crown2007@mail.ru

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с социализацией. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса детского педагогического отряда как модели эффективной профориентации и успешной социализации старших школьников. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического опыта на примере вожатского отряда «Альтаир». Автором сформулированы приоритеты и пути решения задачи становления нравственности подростков. Предложено своеобразное «выращивание» личности с нравственно устойчивой «Я-концепцией», потребностью активного преобразования. Описаны условия среды профессиональной ориентации старших школьников (помощников вожатых) в условиях детского педагогического отряда, предложена модель с созданием педагогического отряда, которая позволяет комплексно и эффективно решить задачи по профессиональной ориентации и социализации старших школьников. Ключевые слова: педагогический отряд, модель, эффективная профориентация, социализация, школьники.

В условиях социально-экономических и политических преобразований в России остро стоит вопрос о подготовке специалистов высокой квалификации, которые могут адаптироваться к условиям работы в рыночной экономике. Для системы дополнительного образования проблема социально-профессионального самоопределения школьников остается актуальной. [1]

Как правило, модели профессиональной ориентации внедряются на добровольной основе, их реализация на практике никак на регулируется границами государственных образовательных стандартов. В связи с этим возникает множество направлений и вариативность выбора дополнительных программ образования.

Предлагается обратиться к модели эффективной профориентации и успешной социализации с созданием на базе школы детского педагогического отряда. Такая модель имеет высокую значимость, поскольку позволяет при выполнении старшими школьниками творческой деятельности сформировать у них необходимые компетенции. [2]

Основная цель применения данной модели сводится к временному помещению старших школьников в среду с условиями, максимально приближенными к условиям работы современного педагога. Даже при наличии успешной модели для профессионального самоопределения школьников на практике возникают трудности.

Дело в том, что молодое поколение утрачивает ценности профессионализма. Сама профессия педагога не воспринимается как специальность, позволяющая обеспечить себя стабильным и высоким доходом.

Согласно статистическим данным, до 18,5% выпускников школ отказываются от получения профессионального образования, около 10% выпускников высших и средне-профессиональных учреждений имеют трудности с трудоустройством по полученной профессии. В модели эффективной профессиональной ориентации с созданием педагогического отряда предлагается сделать упор именно на преимущества профессии педагога по сравнению с другими специальностями, представленными на рынке труда.

Такая модель отвечает рациональным требованиям в области организации предпрофессио-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

м

01 г

нальной системы образования. Она используется в виде дополнительной программы образования, в ее рамках старшие школьники имеют возможность пройти путь по профессиональному самоопределению. [3]

В основе предлагаемой модели профессиональной ориентации и успешной социализации находится организованная воспитательная работа, что необходимо для социализации старшего школьника.

В модели с созданием педагогического отряда предлагается создать несколько групп школьников старшего возраста, использовать среду учебного заведения для того, чтобы развить у детей социальные компетенции. В рамках программы профессиональной ориентации и социализации на базе педагогического отряда создаются условия для получения старшими школьниками социальных умений и навыков, их применения в практической деятельности.

Программа дополнительного образования ориентирована на развитие у старших школьников коммуникативных, познавательных и социальных компетенций. [3]

Дополнительная общеобразовательная программа реализуется на базе школы по типу социально-педагогической направленности, что позволяет школьникам в профессиональной среде развить и усовершенствовать навыки межличностного общения, обучиться навыкам взаимодействия при решении задач социально-профессиональной направленности.

В рамках программы профессиональной ориентации и социализации школьникам для практического выполнения даются задания, которые соответствуют их уровню знаний и сформированным компетенциям. В модели с созданием на базе школы педагогического отряда ставится несколько целей перед обучением.

Во-первых, это обучение старших школьников владеть собой, контролировать свое поведение. Во-вторых, это привитие в процессе выполнения практических заданий культурных норм и ценностей, связанных с профессией педагога. В-третьих, использование своих навыков и умений школьниками для взаимодействия с представителями других социальных групп. В рамках этой модели соблюдается принцип преемственности в системе образования.

Важная задача сводится к созданию условий для обеспечения преемственности между основным и дополнительным образованием. Эффективность реализации модели напрямую зависит от того, насколько качественно будет выработан механизм по осознанию актуальности проблемы профессиональной ориентации у представителей системы основного и дополнительного образования. В первую очередь модель с открытием на базе школы педагогического отряда носит ознакомительный характер.

Старшие школьники на базе педагогического отряда знакомятся с условиями работы педагога, его целями и задачами в профессиональной дея-

тельности. Используя мотивирующие факторы, наставники отряда могут сформировать у школьников устойчивую мотивацию к выбору профессии педагога.

Необходимо понимать, что зачастую будущая профессия выбирается с учетом ее престижности, отношения друзей к той или иной выбираемой профессиональной деятельности. Если следовать этой тенденции, школьник лишится возможности попробовать себя в альтернативных направлениях.

Такая же проблема возникает в том случае, когда профессиональный педагог провоцирует у школьника положительный эмоциональный отклик. Если мотивацию ребенка задает только он, школьник тоже лишается возможности попробовать свои силы в альтернативных направлениях профессиональной деятельности.

Чтобы решить проблему с профессиональным выбором старших школьников, предлагается обратиться к идее о разработке и внедрении на базе школы или на базе учреждения дополнительного образования комплексной программы дополнительного образования. Эта образовательная программа дополнительного образования «Подготовка помощников вожатых для работы в летнем загородном оздоровительном лагере» подготавливает старшеклассников к такой работе с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря. Наша модель - районный вожатский отряд на базе МБУ ДО «Районный детско - юношеский центр». Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широких эрудиций, знания о детской психологии, управление процессом развития личности ребёнка и детского коллектива, о педагогических основах воспитания. Помощник вожатого, как и сам вожатый, должен быть «мастером на все руки» и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту. В такой работе может участвовать не каждый - нужна специальная подготовка, опыт и искреннее желание работать с детьми. Поэтому в течении учебного года будущие помощники проходят теоретическую и методическую подготовку, получат зачеты по практическим умениям ( блоки : игры, КТД,тренинги,огоньки), затем допускаются к работе в качестве помощников вожатых.

Цель этой программы сводится к актуализации процессов в рамках профессионального самоопределения старших школьников. Реализация программы осуществляется за счет создания специальных условий для участия школьников в практической деятельности. Модель педагогического отряда, обучающего по программе дополнительного образования позволяет старшим школьникам получить знания о себе, а также об условиях профессиональной деятельности педагога. [4] Условия для работы педагогического отряда ориентированы на приобретение старшими школьниками устойчивых профессиональных компетенций.

В работе педагогического отряда принимает участие психолог, осуществляющий диагностику

личностных качеств старших школьников, определяющий в индивидуальном порядке траекторию по развитию личности.

В основе модели педагогического отряда - грамотно организованная работа, постоянный мониторинг предпочтений школьников и задача по привлечению в школы и учреждения дополнительного образования новых кадров в лице молодых специалистов.

Модель с созданием педагогического отряда включает в себя не только получение знаний о профессии и условиях работы педагога, но и построение научно-исследовательской работы, которая позволяет старшим школьникам проявить свои знания и умения в практической деятельности.

Запуск педагогического отряда на постоянной основе позволил обеспечить преемственность между системами основного и профессионального образования. Для решения актуальных вопросов профессиональной ориентации и социализации предлагается обратиться к продуктивной модели работы педагогического отряда, которую сегодня представляет РВО «Альтаир» в единой интеграции сильных педагогов, молодых специалистов ,выпускников отряда.

Эти условия, где в другой обстановке, отличной от школы, стали оптимальным вариантом для формирования социально зрелости и будущей эффективной социализации старших школьников. Районный вожатский отряд «Альтаир» - ведущая детская организация района, флагман, объединяющий работу 28 первичных детских организаций района, в которых 1556 детей и подростков. В отряде 50 старшеклассников, 15 студентов, 4 молодых специалиста. Все ребята - бывшие воспитанники детского лагеря «Росинка» МБУ ДО «РДЮЦ». Все ребята-убежденные сторонники ЗОЖ, спортсмены, КВН-щики, олимпиадники и активисты.. «Альтаир» восемь лет разрабатывает тематические смены для детей района, отдыхающих в ДОЛ «Росинка»: «За нами- будущее!», «Орлята учатся летать!», «Планета Альтаир» , «Время первых», « Время действовать», «Я- лидер : путешествие во времени», «Хогвардс», «Вожатская академия», «Отдых в стиле КВН», которые формируют неповторимую микросреду за счет автономности временного коллектива. Ограниченный контакт с окружающим миром, в результате чего создается уникальная возможность существенного педагогического влияния на микросреду. Эта среда позволяет актуализировать положительный жизненный опыт и закреплять его. При этих условиях происходит интенсивное воздействие на личность в условиях ДОЛ «Росинка», при котором изменяется поведение и позиция подростков. Участие детей в тематических сменах с вожатским отрядом способствует : развитию активной жизненной позиции, формированию положительной модели поведения личности, гражданской позиции, динамизму и интенсивности общения, активности детей, созданию жизнерадостной эмоционально-психологической атмосферы в коллективе.

По итогам республиканских конкурсов вожат-ских проектов 2011, 2012, 2014, 2017 отряд «Аль-

таир» стал победителем в республиканском конкурсе «Вожатское сердце Якутии» (2012)отряд занял 2 место, в республиканском конкурсе детских организаций отряд занял 2 место ( 2012), в конкурсе видеороликов «Моя детская организация » 1 место(2012, 2016) РС (Я), в конкурсе социальных проектов в рамках республиканского фестиваля единого детского движения(2017) заняли 3 место.

По итогом 2015 года в Олекминском районе РВО «Альтаир» признан лучшей молодежной организацией района. Ребята отряда - лидеры для подрастающего поколения: все в городе школьники, мечтают поступить в «Альтаир». Альтаир-мечта каждого ребенка, побывавшего в «Росинке»

Традиционные мероприятия, которые организует «Альтаир » мероприятия, направленные на обучение навыкам межличностного, конструктивного, делового общения со сверстниками и взрослыми, навыками адекватного реагирования на систему социальных вызовов. Основная задача вожатых- организовать интересный полноценный досуг в детских оздоровительных лагерях, так как там, в условиях полной автономи, формируется социально- нормативный стиль с доминированием ЗОЖ, происходит развитие лидерских качеств, стимуляция решения к дальнейшему личностному росту через разнообразную тематику смен , на которых подростков увлекают квесты, квизы , тренинги , стажировочные площадки , тимбилдинги, деловые , ролевые игры, ток-шоу, социальное проектирование, КТД.

При выборе модели профессиональной ориентации и социализации с созданием школьного педагогического отряда, действующего на постоянной основе, предлагается провести целый комплекс мероприятий. Во-первых, проведение для старших школьников профессиональной диагностики с привлечением к работе психолога, ни сколько для проведения промежуточного мониторинга, сколько для проведения тренингов.

Цель мероприятия - создать для старших школьников оптимальные условия для осознанного выбора ими будущей профессии. Во-вторых, проведение встреч со специалистами профессиональных учебных заведений. [5]Альтаир всегда организует такие встречи с людьми разных профессий из разных отраслей.

Цель этого мероприятия - предоставить исчерпывающую информацию о том, как осуществляется профессиональная подготовка, какие требования предъявляются к специалистам системы образования. В-третьих, налаживание постоянной системы мониторинга для психолого-педагогических наблюдений по склонностям старших школьников. Эта работа позволит отслеживать результаты освоения программы дополнительного образования.

В-четвертых, это посещение старшими школьниками дней открытых дверей на базе средне-специальных и высших учебных заведений. В-пятых, это организация для старших школьников комплексных и тематических экскурсий в школы,

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

со

01 Z

учреждения дополнительного и дошкольного образования. Это позволит сформировать убеждение о многогранности педагогической работы и ее актуальности на разных этапах получения детьми образования. Примечательно, что из отряда пять выпускников - юношей стали педагогами .

В рамках работы педагогического отряда предлагается провести при поддержке школьного психолога анкетирования учащихся, провести анкетирование среди родителей школьников по проблемам самоопределения.

Рекомендуется провести тематическое родительское собрание с рассмотрением проблемы по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Чтобы создать условия для мотивации старших школьников, предлагается провести встречи с выпускниками школы, которые выбрали профессию педагога, а также со студентами, обучающимся по педагогическим специальностям.

Для социальной ориентации старших школьников предлагается обратиться к разработке ими социальных проектов, к примеру, это может быть оформление школы к дню учителя и т. д. Главное условие при разработке социальных проектов сводится к тому, чтобы его можно было реализовать на практике, то есть, чтобы старшие школьники могли увидеть и оценить результат своей работы. Современное социальное проектирование - один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Так, «Альтаир» уже больше года реализует проект «Палитра радости», цель которого - организовать красивые и незабываемые мероприятия для детей молодежи города, реализовать интересные идеи (грант Главы республики). Участие в разработке и реализации социальных проектов способствует выработке и формированию гражданской сознательности и активности и одним из важных образовательных опытов для школьников. Социальный проект помогает будущим вожатым проверить себя через включение в разрешение жизненных ситуаций, способствует самоопределению, пониманию своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Педагогам в работе педагогического отряда предлагается сделать упор на развитие у старших школьников познавательного интереса. Также необходимо использовать материально-техническое оснащение для того, чтобы школьники могли реализовать свою творческую направленность.

Этого можно добиться с использованием разных методов и средств, к примеру, с организацией на базе педагогического отряда проектной деятельности или круглых столов. [6]

Предлагаемые к выполнению практические занятия должны носить профориентационную направленность с учетом возможности работы педагогов в разных системах образования. Предлагаемые к выполнению старшими школьниками практические задания должны формировать у них навыки, важные для педагога - общетрудовые и

профессиональные. В модели с налаживанием работы педагогического отряда должна быть предусмотрена система для адекватной самооценки школьниками результатов своей работы.

В рамках успешной работы педагогического отряда рекомендуем

ввести прием в отряд на конкурсной основе (коммуникабельность, желание работать с детьми, креативность и т.п) Если в отряде численность свыше 30 ребят, то их нужно разбить на звенья-так легче оценивать практику звена: реализацию проектов, участия в значимых делах. Кроме того, вожатый должен владеть музыкальным инструментом: вся деятельность в лагере строится на песне.

Также для обеспечения преемственности системы образования предлагается оказывать помощь для родителей в организации временного трудоустройства старших школьников на период каникул. Таким образом, предлагаемая модель с созданием педагогического отряда позволяет комплексно и эффективно решить задачи по профессиональной ориентации и социализации старших школьников.

Литература

1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г.

2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989.

3. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5;

4. Григорович Л.А. Педагогика и психология. -М., 2004г.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. - М.: 2005, т.11.

6. Дуканова Е.И. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Под ред. Симоненко В.Д.. - М.: «Вентана - Граф», 2006. - С. 92.

7. Носова Н. С. Конкурентная стратегия компании. М.: Юрайт, 2015. 256 с.

8. Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во Бел-ГУ, 2016. 256с.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М., 2014.

10. Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. -М., 2015.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2016.

12. Митина Л М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. - 2016. -№ 4.

Children's pedagogical team as a model of effective career

guidance and successful socialization of high school students Zhornyak N.P.

average school №1,g.Olekminsk, RS(Yakutiya)

Currently, more attention is paid to the processes associated with socialization. That is why in the present article an analysis of the topical issue of the children's pedagogical unit as a model of effective vocational guidance and successful socialization of senior schoolchildren is conducted. The research methodology is the analysis of the scientific literature on a given problem, as well as practical experience on the example of the leaderboard Altair squadron. The author formulates priorities and ways to solve the problem of the formation of the morality of adolescents. A kind of "cultivation" of an individual with a morally stable "I-concept", the need for active transformation has been proposed. The environmental conditions of the vocational orientation of senior schoolchildren (assistant counselors) under the conditions of a children's pedagogical squad are described, a model with the creation of a pedagogical squad is proposed, which makes it possible to comprehensively and effectively solve the tasks of vocational orientation and socialization of older pupils.

Key words: pedagogical group, model, effective career guidance, socialization, schoolchildren.

References

1. Bozhovich L.I., Konnikova T.E. The moral formation of the personality of the student in the team. - M., 2000

2. Boldyrev N.I. Moral education of schoolchildren: (Questions of

the theory). - M .: Pedagogy, 1989.

3. Vinogradova N. D. Habit - the basis of moral education // Pedagogy, 1997, № 5;

4. Grigorovich L.A. Pedagogy and psychology. - M., 2004

5. Dal V.I. Explanatory dictionary of the living great Russian language. - M .: 2005, vol.11.

6. Dukanova E.I. Simonenko V.D. General and professional pedagogy: A manual for students of pedagogical universities. / Ed. VD Simonenko. - M .: "Ventana - Graf", 2006. - p. 92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Nosova N. S. Competitive strategy of the company. M .: Yurayt,

2015. 256 p.

8. Isaev I. F., Kormakova V. N. Vital self-determination of schoolchildren: work, motivation, readiness: Proc. allowance. -Belgorod: BelSU publishing house, 2016. 256s.

9. Klimov E. A. Psychology of professional self-determination. - M.,

2014.

10. Kuharchuk A. M., Tsentsiper A. B. Professional student self-determination. -M., 2015.

11. Markova A.K. Psychology of professionalism. - M .: Knowledge,

2016.

12. Mitina L M. Personal and professional development of a person in the new socio-economic conditions // Vopr. psychol. - 2016. -№ 4.

o o

DD ■o m S m

O m n m b A

S £ m

O

x O m

0

01 ■o A u o m A X

s m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.