Научная статья на тему 'Детский фольклор как фактор этнической идентификации'

Детский фольклор как фактор этнической идентификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
630
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ДЕТИ / ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / CHILDREN'S FOLKLORE / ETHNIC IDENTIFICATION / CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манзарханова Людмила Владимировна

В статье рассматривается этническая идентификация как категория, обозначающая существование этнических групп на основе идентификационных параметров. Специфика детского фольклора отражается в особенностях формирования этнической идентификации, что научно связывает разные направления исследований. Дети на бессознательном уровне воспринимают идентификационные маркеры, и культурологический анализ дает возможность выявить особенности формирования этнической групповой идентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S FOLKLORE AS A FACTOR OF ETHNIC IDENTIFICATION

The article deals with ethnic identification as a category that indicates the existence of ethnic groups on the basis of the identification parameters. Specificity of children's folklore is reflected in the peculiarities of the ethnic identification formation, that scientifically links different areas of research. Children perceive identification markers at the unconscious level, and culturological analysis makes it possible to identify the features of the formation of ethnic group identification.

Текст научной работы на тему «Детский фольклор как фактор этнической идентификации»

Л. В. Манзарханова

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК ФАКТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

В статье рассматривается этническая идентификация как категория, обозначающая существование этнических групп на основе идентификационных параметров. Специфика детского фольклора отражается в особенностях формирования этнической идентификации, что научно связывает разные направления исследований. Дети на бессознательном уровне воспринимают идентификационные маркеры, и культурологический анализ дает возможность выявить особенности формирования этнической групповой идентификации.

Ключевые слова: этническая идентификация, дети, детский фольклор.

The article deals with ethnic identification as a category that indicates the existence of ethnic groups on the basis of the identification parameters. Specificity of children’s folklore is reflected in the peculiarities of the ethnic identification formation, that scientifically links different areas of research. Children perceive identification markers at the unconscious level, and culturological analysis makes it possible to identify the features of the formation of ethnic group identification.

Key words: ethnic identification, children, children’s folklore.

Научное познание окружающей реальности создает необходимость исследования этнических форм на современном этапе. Этническая дестабилизация на мировом уровне приводит к осмыслению важных аспектов формирования этносов, в том числе идентификационных параметров становления личности. Именно в детстве закладываются основы этнической идентификации, и ее изучение поможет понять современные тенденции сохранения или нивелирования этносов, разрешить или притушить национальные кризисы и проблемы.

В современной науке понятие этническая идентификация является категорией, обозначающей существование этнических групп на основе идентификационных параметров. Это понятие предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают группу от других, обладающих набором определенных свойств. Ученые выделяют следующие признаки этнической идентификации: территория, исторические корни, антропологические признаки, язык, религия, культурные особенности всех сфер жизнедеятельности и самое главное -осознание принадлежности к этнической группе.

М. Вебер определил этническую группу как группу, члены которой обладают субъективной верой в их общее происхождение по причине схожести физического облика или обычаев, или того и другого вместе [1, с. 78]. На основе этнического самосознания создается культура этноса со своими ценностями, идеями, нормами, стереотипами и т. д. Ввиду исключительной сложности соотношения внутреннего и внешнего в развитии этноса важное место в функционировании традиционного мировоззрения народов занимают закономерности преемственности сознательной идентичности, зафиксированной в ус-

тойчивой системе традиций, обычаев, представлений, в том числе в детском фольклоре.

Этнические группы определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе самосознания [2, с. 119]. Коннотация понятия детский фольклор обусловлена принадлежностью детству, что объясняет природу явления, имеющего междисциплинарный характер. В нашем обосновании специфика детского фольклора отражается в особенностях формирования этнической идентификации, что научно связывает разные направления исследования. Прослеживается взаимосвязь с такими дисциплинами, как этнография, этнология, культурная и социальная антропология, психология, теория детского фольклора. Все они отражают разные стороны изучаемого явления, и только культурология дает возможность раскрыть сложность объектнопредметного анализа. Концептуализация, методологически новое обоснование специфики детского фольклора как фактора этнической идентификации отражают междисциплинарную природу культурологического осмысления.

Фольклор - специфическая область народного творчества, включающая в себя разные виды и жанры, в том числе классический детский фольклор (произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устной и письменной формах, среди них и речевые образования, вошедшие в детскую традицию. Многочисленные исследования ученых внесли свои коррективы в представление об объеме, содержании и границах понятия детский фольклор [4, с. 335; 5, с. 9; 8, с. 21; 9, с. 135].

117

Исследование детского фольклора связано с осмыслением культурологической специфики. Фольклор в традиционной культуре обладает семантикой, раскрывающей исторические факторы развития, мифологические традиции. Детский фольклор имеет свои этнокультурные особенности. Как отмечает С. М. Лойтер, детский фольклор не знает сказителя в общепринятом фольклористикой смысле слова. Фольклорное знание, включающее не только исполнение текста, но и той ситуации, в которой он воспроизводится, определяется не особенностями памяти ребенка, а его игровой активностью. Именно в игровых формах поведения отражается опыт предшествующих поколений [6], формируется идентификация личности, определяется самосознание на сознательном и бессознательном уровнях. Осознание своего я, окружающего мира идет под непосредственным влиянием общества и традиций, отраженных в детском фольклоре. Процесс воспитания и образования строится на идентификационных маркерах, неосознаваемых и сознательно направленных, постоянно транслируемых в виде звука, слова, обоняния, осязания.

В разнообразных формах игры, повторяющихся из поколения в поколение, совершаются одни и те же акты творчества. В творчестве создается психологическая атмосфера этнического единства, таким образом у ребенка формируется бинарная оппозиция свой - чужой. В атмосфере естественного общения дети неосознанно повторяют то, что говорят взрослые, тем самым создается преемственность поколений, основанная на идентификационных признаках, закрепленных в фольклорных традициях, обрядах, обычаях. Несмотря на индивидуальную интерпретацию текста этнические факторы играют основную роль в идентификации индивидуума.

Этническая реальность предполагает существование социальных маркеров как признанных средств дифференциации групп, сосуществующих в широком поле социального взаимодействия. Идентификационные маркеры этноса способствуют социализации, инкультурации и адаптации личности к внешней среде; таким образом, культурные различия создаются уже в детском фольклоре. Именно в нем формируются программы отношения к своим и чужим, поэтому важнейшей задачей является изучение этнических особенностей культур, которые закладываются в детстве.

«Дети как самостоятельный субэтнос в рамках различных этносов мира являются носителями, хранителями и создателями своей субкультуры, которая определяется прежде всего наличием своей “картины

мира”. Детский фольклор, являющийся языком детской субкультуры, служит важнейшим средством формирования, сохранения и трансляции картины мира» [6, с. 1]. Становление картины мира зависит от формирования мировоззрения личности, в особенности на ранних стадиях жизни. На уровне бессознательного у человека закрепляются аудиальные, кинетические, визуальные представления об окружающем пространстве и о социальной группе, в которой он живет. Познавая мир, ребенок неосознанно стремится в процессе адаптации и социализации повторять все, что делает взрослый человек, так как каждый субъект имеет этническую принадлежность, соответственно этому вырабатываются культурные, социальные и этнические навыки образа жизни. Этническая группа создает идентификационные параметры, которые в дальнейшем определят самосознание личности в ее этнической самоидентификации.

С. М. Лойтер пишет, что «на самом раннем этапе младенческий или “дофонемный” период жизни ребенка связан с колыбельной песней. Колыбельные песни... уже на досознательной стадии выполняют очень важную задачу включения его в процесс “этнической идентификации”» [Там же]. Звук, слово обладают этнической окраской и в художественной форме создают социальную атмосферу, которая сопровождает человека на протяжении всей жизнедеятельности [7].

Следующая стадия, по теории Л. С. Выготского, -«доречевая фаза» младенчества. В этот период начинается процесс осмысления на уровне гуления, лепета и повторений, которым принадлежит роль простой игры [3]. На этом уровне идентификационным маркером выступает язык, кинетика, идет процесс инкультурации личности.

Формирование речи играет важную роль в создании картины мира и «на третьем-четвертом году жизни, когда ребенок овладевает речью, усваивая грамматический строй языка. Этот период детства отличается особым проявлением воображения, когда фантазия наиболее развита. Именно в это время активно бытует собственно детский фольклор, творимый, исполняемый, передаваемый самими детьми» [6]. Создаются социальные коммуникации, этнически адаптированные к окружающему миру. Этническая идентификация складывается как средство социального взаимодействия со своей этнической группой. Основные маркеры: язык, текст, коммуникационные средства.

С. М. Лойтер также отмечает, что из традиционной культуры дети усваивают и адаптируют к сво-

118

им возрастным интересам только те элементы детского фольклора, которые удовлетворяют механизмам включения индивида в этническое и социальное пространство на основе идентификационных параметров. Дети не просто механически используют готовое, а трансформируют и преображают, внося игровое начало. Фольклор, выбранный детьми, проходит длительную шлифовку, кристаллизацию формы, подчиняясь генетически заложенному в детях чувству ритма, речевой одаренности, потребности в игре и словотворчестве. Этническая идентификация формируется у ребенка с помощью акустического образа - звукоречи, архетипического слоя, традиционной колыбельной песни. Многочисленны примеры усвоения поэтики праматери, обновленные и обогащенные индивидуальным видением. Тот же тип фольклорно-литературного взаимодействия - включение в жанровый ряд детской поэзии таких фольклорных жанров, как считалка, загадка, скороговорка, небылица. Более распространенным является иной тип фольклорной рецепции - усвоение, использование одного плана поэтики некоторых жанров в детской поэзии. Наиболее показательный пример - ритм считалки, ставший доминирующим свойством дет-

ского стиха [6]. Как известно в науке, ритм создает единство этноса, в ритме песни, танца формируются идентификационные признаки.

Как правило, этническая идентичность формируется и существует в процессе накопления социального и культурного опыта, с которым человек идентифицирует себя сам или идентифицируется другими как член определенной этнической группы. С внутригрупповой точки зрения, идентичность группы основывается на комплексе культурных черт, которыми члены этой группы отличают себя от всех других групп, даже если они в культурном отношении очень близки; различия обычно четко обозначены с раннего детства, тогда как внешние представления о группе имеют тенденцию к генерализации и типичным критериям при определении характеристик этноса.

В условиях глобализации, технократизма, унификации и интернационализации этносы на основе самосознания сохраняют свои идентификационные признаки, в том числе и в детском фольклоре. Изучение детского фольклора и выявление маркеров этнической идентификации дает возможность сохранять и развивать уникальность традиционной культуры в поли-культурном многообразии современных сообществ.

1. Вебер, М. Избранное / М. Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 702 с.

2. Вебер, М. Исследования по методологии науки: в 2 ч. / М. Вебер. - М., 1980. - Ч. 1. - 688 с.

3. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка / Л. С. Выготский // Педология. - 1928. - № 1. - С. 56-77.

4. Кон, И. С. В поисках себя (личность и ее самосознание) / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

5. Кон, И. С. Этнография детства. Историографический очерк / И. С. Кон // Этнография детства: традиционные фор-

мы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. - М., 1983. - С. 40-41.

6. Лойтер, С. М. Изучение детского фольклора [Электронный ресурс] / С. М. Лойтер // Культура детства: нормы, ценности, практики. - Режим доступа: http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=59510.

7. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 7. изд., стер. - М.: Academia, 2002. - 452 с.

8. Пиаже, Жан. Теория. Эксперименты. Дискуссии / Жан Пиаже. - М., 2001. - 624 с.

9. Эльконин, Д. Б. Психология развития в детских возрастах // Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж, 2001. - С. 135-139.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.