УДК 373.2:796.01
ДЕТСКИЙ ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ДОУ
Р.Ф. Исхакова - соискатель Г.Н. Голубева - доктор педагогических наук, доцент Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
CHILDREN'S FITNESS IN THE SYSTEM OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
R.F. Iskhakova - postgraduate student G.N. Golubeva - Doctor of Education, Associate Professor Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: ramilyaishakova@,mail. ru
Ключевые слова: детский фитнес, дети дошкольного возраста, программа по детскому фитнесу
Аннотация. В статье представлены основные положения разработанной программы по детскому фитнесу.
Key words: children's fitness, pre-school children, children's fitness program.
Summary. This article performs main provisions of developed children's fitness program.
На современном этапе развития России приоритетными направлениями являются образование и укрепление здоровья населения. Это обусловлено демографическим спадом и ухудшением здоровья населения, что делает реальной угрозу сохранения и воспроизводства человеческого ресурса как важнейшего фактора национальной безопасности государства, его интеллектуального и экономического потенциала, дальнейшего развития общества.
В условиях проведения реформы системы образования проявляется противоречие между успехами детей в учебной деятельности и потерями в состоянии их здоровья. Современное образование, при декларировании гармоничного и разностороннего развития своих воспитанников, отдаёт приоритет их интеллектуальному развитию в ущерб развитию физическому и духовному.
В России по данным Всероссийской диспансеризации 32,1% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (III-IV-V группы здоровья) (2003 год). В структуре заболеваемости у детей первое место занимают болезни костно-мышечной системы, второе - болезни органов пищеварения, третье - болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ.
Среди функциональных отклонений наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата: около 70-80% детей имеют признаки соединительнотканных дисплазий - нарушения осанки, деформацию стоп, ребер, избыточную подвижность суставов, ранний остеохондроз межпозвонковых дисков, замедление темпов созревания скелета.
В течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой в общеобразовательных учреждениях значительной части
детей. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровня их физической подготовленности и состоянии здоровья. До сих пор не найдены достаточно эффективные организационные формы занятий, интегрирующие новое, что создано наукой и практикой в сфере оздоровительной физической культуры.
В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.
Одним из путей решения этих проблем является развитие детского фитнеса и внедрение фитнес-технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста.
Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности различных социальных групп населения в физкультурно-оздоровительной деятельности за счёт разнообразия фитнес-программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора. Это достигается за счёт использования инновационных оздоровительных технологий, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения, разнообразия фитнес-программ, свободы их выбора, общедоступности и эмоциональности.
Целью настоящего исследования является анализ влияния занятий детским фитнесом на физическое состояние дошкольников.
Для решения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Изучить существующие современные программы детского фитнеса для дошкольников.
2. Оценить параметры физического состояния детей дошкольного возраста.
3. В рамках педагогического эксперимента выявить влияние занятий детским фитнесом на физическое состояние детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач будут использоваться следующие методы:
1) анализ научно-методической литературы и нормативных документов, программ;
2) опрос (анкетирование, беседы);
3) педагогическое наблюдение;
4) тестирование физического развития и физической подготовленности;
5) педагогический эксперимент;
6) методы математической статистки.
Для решения 3-й задачи нами совместно с инструктором по физической культуре МАДОУ № 88 была разработана программа с применением фитнес-технологий для дошкольных учреждений и методика её применения с учётом особенностей организации работы с детьми дошкольного возраста.
В программе представлены различные разделы, основными являются следующие направления (Рис. 1).
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Ознакомить с детским фитнесом.
2. Формировать основные жизненно важные двигательные навыки и умения.
3. Дать начальное образование в области физической культуры.
4. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровья детей.
5. Способствовать профилактике и коррекции детских патологий (уплощение стоп, плоскостопие, нарушение осанки).
6. Способствовать развитию физических качеств.
7. Воспитывать морально-волевые качества (смелость, решительность, честность, уверенность в своих силах).
Рис. 1. Основные направления программы «Детский фитнес»
В реализации данной программы участвуют 20 детей 5-6 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю в рамках секции детского фитнеса, продолжительностью 30 мин. Весь учебный материал рассчитан на год, расписан по месяцам в форме таблицы с учетом: постепенных усложнений двигательных заданий, увеличения физической нагрузки уже приобретенных двигательных навыков. В программе хорошо прослеживается структура занятия, способы организации детей.
Структура занятия условно делиться на 3 части:
1. Вводная часть - разогревание организма, подготовка к комплексным нагрузкам, предполагает: разновидности ходьбы и бега; танцевальные элементы; творческие задания; перестроения; игры на внимание.
2. Основная часть - комплекс упражнений с предметами включает: упражнения из разных исходных положений, для разных групп мышц; детский стретчинг; аэробику; танцевальную ритмику в разных стилях; упражнения импровизационного характера.
Далее следуют задания обучающего характера с элементами акробатики и гимнастики, манипуляции с предметами, упражнения на развитие физических качеств.
Основной способ организации детей во второй части занятия - круговая тренировка, поэтапное распределение детей. Основная часть заканчивается подвижными играми с творческой направленностью соревновательного характера. Предполагается вариативность проведения в зависимости от поставленных задач.
3. Заключительная часть - восстановление, расслабление, дыхательные упражнения, спокойные игры. Дозировка согласно возрасту детей.
Эффективность усвоения программы определяется по следующим критериям:
- контрольные занятия в конце каждого месяца;
- итоговые занятия с приглашением родителей в конце года - «Праздник гимнастики»;
- участие наиболее одаренных детей в постановочных номерах, гимнастических этюдах (на праздниках, родительских собраниях, детских конкурсах).
Для реализации данной программы создана необходимая развивающая среда:
- имеется необходимое спортивное и гимнастическое оборудование (мячи, обручи, ленты, султанчики, платочки);
- гимнастическая стенка, поролоновые дорожки, дорожки «Здоровья», коврики;
- разработаны и изготовлены карточки с условным изображением предметов, карточки-схемы с изображением позиций и фигур.
Литература
1. Детский фитнес : учебное пособие. - М. : ООО «УИЦ «ВЕК», 2006. - 72 с.
2. Сайкина, Е.Г. Лечебно-профилактический танец в практике оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста / Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова // Современные проблемы обучения и воспитания физической культуре в условиях модернизации общего образования : матер. регионал. науч.-практ. конф. - Уфа : Изд-во БПГУ им. М. Акмуллы, 2007. - С. 155-159.
3. Сайкина, Е.Г. Применение фитнес-технологий в дошкольных образовательных учреждениях / Е.Г. Сайкина // Инновационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и оздоровления : сб. матер. науч.-практ. конф. - СПб. : СПб.НИИФК, 2006. - С. 86-91.
4. Сайкина, Е.Г. Требования к разработке программ по детскому фитнесу / Е.Г. Сайкина // Современная гимнастика : проблемы, тенденции, перспективы : сб. матер. III Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - С. 131-137.
Literature
1. Children's fitness : a textbook. - M. : OOO "UITC " VEK", 2006. - 72 p.
2. Saykina, E.G. Therapeutic and prophylactic dance in the practice of health improving work with pre-school children / E.G. Saykina, Yu.V. Smirnova // Modern problems of training and education of physical culture in the modernization of general education : proceedings of scientific-practical Conf. - Ufa : Pub. House BPGU named after M. Akmulla, 2007. - P. 155-159.
3. Saykina, E.G. The use of the fitness technologies in pre-school edcational establishments / E.G. Saykina // Innovative pedagogical technologies in the system of physical education and health-improving : col. of proceedings of scientific-practical. Conf. - SPb. : SPb.NIIFK, 2006. - P. 86-91.
4. Saykina, E.G. Requirements for programs developing for children's fitness / E.G. Saykina // Modern gymnastics : problems, trends and prospects : col. of proceedings of the III Intern. scientific-practical Conf. devoted to 210-anniversary of RSPU named after A.I. Gerzen. - SPb. : Pub. House RSPU named after A.I. Gerzen, 2007. - P. 131137.
Статья поступила в редакцию 19.11.2010 г.