Научная статья на тему 'Детский ботанический сад как образовательная платформа и точка притяжения'

Детский ботанический сад как образовательная платформа и точка притяжения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский ботанический сад / ландшафтный дизайн / образование / профориентация / Children's botanical garden / landscape design / education / career guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова М. А., Сорокина Н. В.

Данная статья предлагает вариант создания детских ботанических садов на территориях центров дополнительного образования при взаимодействии с профессиональными образовательными организациями, позволяющий преобразовать территории в ландшафтные ботанические сады и образовательной среды, расширяющие возможности организации учебных, профориентационных и досуговых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Некрасова М. А., Сорокина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Children's Botanical Garden as an educational platform and a point of attraction

This article offers a new approach to the creation of children's botanical gardens in the territories of additional education centers, in cooperation with professional educational organizations. Creation of a landscape park and an educational environment on the territory of the botanical garden, where educational and leisure activities can be organized.

Текст научной работы на тему «Детский ботанический сад как образовательная платформа и точка притяжения»

УДК 37.033

Детский ботанический сад как образовательная платформа и точка притяжения

Некрасова М.А., Сорокина Н.В.

Курский государственный политехнический колледж, Курск, Россия [email protected]

Аннотация. Данная статья предлагает вариант создания детских ботанических садов на территориях центров дополнительного образования при взаимодействии с профессиональными образовательными организациями, позволяющий преобразовать территории в ландшафтные ботанические сады и образовательной среды, расширяющие возможности организации учебных, профориентационных и досуговых мероприятий.

Ключевые слова, детский ботанический сад, ландшафтный дизайн, образование, профориентация

The Children's Botanical Garden as an educational platform and a point of attraction

Sorokina N.V., Nekrasova M.A.

Kursk State Polytechnic College, Kursk, Russia [email protected]

Summary. This article offers a new approach to the creation of children's botanical gardens in the territories of additional education centers, in cooperation with professional educational organizations. Creation of a landscape park and an educational environment on the territory of the botanical garden, where educational and leisure activities can be organized.

Key words: Children's botanical garden, landscape design, education, career guidance

В Курском государственном политехническом колледже одной из реализуемых основных образовательных программ является образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.

Специфика этой специальности (сезонность, проблема с наличием мастерских подходящей площади, необходимость иметь большую площадку для хранения материалов и т.п.) вынудила искать пути решения проблемы организации полноценной практики, позволяющей впоследствии будущему специалисту реализоваться в профессии [1].

В черте города имелась заброшенная территория площадью 5,4 га, находящаяся в оперативном управлении Эколого-биологического центра. Небольшому коллективу центра было тяжело содержать такую большую территорию в порядке, она потеряла свою привлекательность, здания разрушались и были признаны аварийными, занятия со школьниками в Центре больше не проводились (рис.1).

По просьбе колледжа Комитетом образования и науки Курской области было принято решение присоединить Эколого-биологический центр, как структурное подразделение, к колледжу с учетом, что его территория станет учебной площадкой для студентов отделения Садово-паркового и ландшафтного строительства.

Это дало новый импульс его развитию, студенты своими руками начали создавать социально-значимый для города объект, получая при этом колоссальный практический опыт.

Возникла идея, что можно при выполнении практических работ в рамках учебного процесса создать социально-значимое пространство - детский полифункциональный парк [2].

Обозначились следующие направления его работы,

1. Образовательное.

- реализация дополнительных общеобразовательных программ;

- проведение практических занятий и организация учебной практики для студентов колледжа;

- работа профильных учебных лабораторий.

2. Профориентационное.

- организация учебных занятий по программам естественнонаучной направленности;

- проведение экскурсий для ДОУ и жителей города;

- проведение конкурсов профессионального мастерства, выставок, мастер-классов

- проведение акций по посадке растений и т.п.

3. Развлекательное.

- проведение детских праздников (внутриколледжных, для воспитанников ДО и детей сотрудников, общегородских).

Разработка проектов благоустройства общественно -значимых пространств

Территория 5, 4 га

Разносторонний опыт практической работы:

- перенос проекта в натуру;

- устройство цветников и

газонов;

- посадка кустарниковых

групп; - монтаж малых архитектурных форм; работы по уходу за садами

Опыт в проведении экскурсий (На территории расположены

ценные природные и культурные объекты: памятник культурного наследия, юннатский родник, исторический сад и уникальные растения и животные)

Знание широкого ассортимента

Понимание социальной значимости своей работы и гордости за нее

Рис. 1. Практическая значимость создания детского ботанического сада с элементами ландшафтного дизайна для студентов специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное

строительство

На данный момент проделан большой объем работы в этом направлении:

1. Разработан проект благоустройства и озеленения территории.

2. Проведены основные работы по его воплощению:

- выполнена планировка рельефа: территория разбита на каскад террас, позволяющих визуально разграничить зоны различного декоративного оформления;

- появился искусственный водоем с площадью водной глади около 200 м2;

- разбиты мини-сады, оформленные в различных стилистических направлениях (регулярном и пейзажном стилях, по восточным мотивам, и мотивам русской усадьбы);

- появилось хвойное плато с широким ассортиментом растений,

- заложен топиарный мини-парк;

- разбита дорожно-тропиночная сеть с различными видами покрытий;

- организована опытно-испытательная территория, где расположены питомник декоративных растений, участок для выращивания винограда, аптекарский садик, участок для изучения газонных трав и травосмесей.

Собранная обширная коллекция декоративных растений позволила подать заявку на вступление в сеть детских ботанических садов.

Знания, получаемые студентами, в процессе освоения профессиональных дисциплин и модулей, применяются в ходе прохождения практики на территории парка:

- разработка проектов благоустройства фрагментов парка с их последующим воплощением;

- всесторонний опыт по размножению растений различными способами;

- опыт работы по уходу за газонами и насаждениями;

- опыт работы с профессиональным садовым инструментом (газонокосилками разных типов, садовыми и водными пылесосами, кусторезами, скарификаторами и т.п.);

- опыт работы с различными строительными материалами (изготовление МАФ, дорожек, террас, ограждений, преимущественно ведется из природных материалов, все работы ведутся не в ущерб, а во благо окружающему пространству (максимальное сохранение и укрепление, за счет террасирования,

рельефа, позволило предотвратить активные эрозионные процессы, создание водоема помогло смягчить климат продуваемой территории, было сохранено большинство растений аборигенов;

- опыт научной и исследовательской деятельности практической направленности (анализ приживаемости, эффективности применения различных препаратов и методов, фенологические наблюдения, наблюдение за влиянием окружающей среды на конструкции из различных материалов, анализ на этой базе эффективности их применения и т.п.).

На данный момент на вверенной территории реализуется новый проект - этническая деревня «Вакулина губерния», названная в честь владельца территории дореволюционной России, гласного Курской городской думы, А.Л. Вакулина.

Одной из важных задач, которую призван решать ботанический сад, является вовлечение молодежи в образовательный процесс на территории сада [3]. Поэтому появилась идея привлекать детей с самого маленького возраста путем создания в парке туристической игровой точки со своими традициями и правилами.

Для того, чтобы сделать территорию ботанического сада наиболее привлекательной для маленьких посетителей, на его территории создается маленькая губерния со своими городками, улицами, домиками и жителями. Каждый из них следит за порядком на своей территории, имеет свое место жительства с небольшим благоустроенным двориком.

Развивающийся ботанический сад задумывался как парк разных мировых культур и соответствующих ландшафтных стилей. Поэтому местные жители представляют лесных жителей разных стран. В английском парке живет брауни, во французском - лютен, в русском - лесовичок. По местам их «проживания» для младших школьников будет разработан туристический маршрут, знакомящий детей с основами стилей садов разных стран, с особенностями их культуры, историями и традициями.

За период существования территории как консолидированной образовательной среды обозначился ряд положительных моментов:

- создана комфортная образовательная среда, позволяющая организовывать учебные занятия естественно-научной направленности;

- ведется сотрудничество через реализацию совместных проектов со школьниками и студентами высшей школы, что позволяет выстраивать систему преемственности в образовательном процессе;

- школьники и жители города с удовольствием посещают экскурсии, проводимые студентами специальности садово-паркового и ландшафтного строительства;

- на территории проводятся массовые мероприятия: праздники для детей, природоохранной и фольклорной тематики (Праздник птиц, День защиты животных, День охраны окружающей среды, Масленица, Кулики, Рождественские встречи и др.);

- в создаваемом парке формируется уникальная экосистема, объединяющая культурные и аборигенные растения, которые органично вписались в демонстрационный формат парка, наличие водоема положительно сказывается на климатических характеристиках территории (появились постоянные обитатели: водные растения, жители - рыбки и другие водоплавающие; прилетают утки), созданные террасы позволили предупредить эрозионные процессы почвы;

- появился новый парк, где жители города гуляют и знакомятся с ассортиментом растений и особенностями стилевых направлений садового искусства;

- ведется активная эко-просветительская работа среди населения и подрастающего поколения;

- студенты получают ценные практические навыки, повышающие конкурентоспособность на рынке труда;

- ведется эффективная профориентационная работа.

Представленная модель сотрудничества профессиональной образовательной организации и центра дополнительного образования детей и взрослых позволит решить множество внутренних проблем ДО с получением эффективного социального результата.

Список литературы:

1. Андреев Л.Н. Ботанические сады и дендрологические парки высших учебных заведений. М., 2006. Т. 3. 213 с.

2. Игнатенко Н.Г., Руденко В.П. Природно-ресурсный потенциал территории: географический анализ и синтез. М., 2012. 321 с.

3. Методические рекомендации по созданию детских ботанических садов и организации на их базе исследовательской работы с обучающимися / сост. А.В. Панин, М.В. Севостьянова, И.В. Шилова. М.: Народное образование, 2022. 69 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.