УДК 37.033
Детский ботанический сад как образовательная платформа и точка притяжения
Некрасова М.А., Сорокина Н.В.
Курский государственный политехнический колледж, Курск, Россия [email protected]
Аннотация. Данная статья предлагает вариант создания детских ботанических садов на территориях центров дополнительного образования при взаимодействии с профессиональными образовательными организациями, позволяющий преобразовать территории в ландшафтные ботанические сады и образовательной среды, расширяющие возможности организации учебных, профориентационных и досуговых мероприятий.
Ключевые слова, детский ботанический сад, ландшафтный дизайн, образование, профориентация
The Children's Botanical Garden as an educational platform and a point of attraction
Sorokina N.V., Nekrasova M.A.
Kursk State Polytechnic College, Kursk, Russia [email protected]
Summary. This article offers a new approach to the creation of children's botanical gardens in the territories of additional education centers, in cooperation with professional educational organizations. Creation of a landscape park and an educational environment on the territory of the botanical garden, where educational and leisure activities can be organized.
Key words: Children's botanical garden, landscape design, education, career guidance
В Курском государственном политехническом колледже одной из реализуемых основных образовательных программ является образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.
Специфика этой специальности (сезонность, проблема с наличием мастерских подходящей площади, необходимость иметь большую площадку для хранения материалов и т.п.) вынудила искать пути решения проблемы организации полноценной практики, позволяющей впоследствии будущему специалисту реализоваться в профессии [1].
В черте города имелась заброшенная территория площадью 5,4 га, находящаяся в оперативном управлении Эколого-биологического центра. Небольшому коллективу центра было тяжело содержать такую большую территорию в порядке, она потеряла свою привлекательность, здания разрушались и были признаны аварийными, занятия со школьниками в Центре больше не проводились (рис.1).
По просьбе колледжа Комитетом образования и науки Курской области было принято решение присоединить Эколого-биологический центр, как структурное подразделение, к колледжу с учетом, что его территория станет учебной площадкой для студентов отделения Садово-паркового и ландшафтного строительства.
Это дало новый импульс его развитию, студенты своими руками начали создавать социально-значимый для города объект, получая при этом колоссальный практический опыт.
Возникла идея, что можно при выполнении практических работ в рамках учебного процесса создать социально-значимое пространство - детский полифункциональный парк [2].
Обозначились следующие направления его работы,
1. Образовательное.
- реализация дополнительных общеобразовательных программ;
- проведение практических занятий и организация учебной практики для студентов колледжа;
- работа профильных учебных лабораторий.
2. Профориентационное.
- организация учебных занятий по программам естественнонаучной направленности;
- проведение экскурсий для ДОУ и жителей города;
- проведение конкурсов профессионального мастерства, выставок, мастер-классов
- проведение акций по посадке растений и т.п.
3. Развлекательное.
- проведение детских праздников (внутриколледжных, для воспитанников ДО и детей сотрудников, общегородских).
Разработка проектов благоустройства общественно -значимых пространств
Территория 5, 4 га
Разносторонний опыт практической работы:
- перенос проекта в натуру;
- устройство цветников и
газонов;
- посадка кустарниковых
групп; - монтаж малых архитектурных форм; работы по уходу за садами
Опыт в проведении экскурсий (На территории расположены
ценные природные и культурные объекты: памятник культурного наследия, юннатский родник, исторический сад и уникальные растения и животные)
Знание широкого ассортимента
Понимание социальной значимости своей работы и гордости за нее
Рис. 1. Практическая значимость создания детского ботанического сада с элементами ландшафтного дизайна для студентов специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное
строительство
На данный момент проделан большой объем работы в этом направлении:
1. Разработан проект благоустройства и озеленения территории.
2. Проведены основные работы по его воплощению:
- выполнена планировка рельефа: территория разбита на каскад террас, позволяющих визуально разграничить зоны различного декоративного оформления;
- появился искусственный водоем с площадью водной глади около 200 м2;
- разбиты мини-сады, оформленные в различных стилистических направлениях (регулярном и пейзажном стилях, по восточным мотивам, и мотивам русской усадьбы);
- появилось хвойное плато с широким ассортиментом растений,
- заложен топиарный мини-парк;
- разбита дорожно-тропиночная сеть с различными видами покрытий;
- организована опытно-испытательная территория, где расположены питомник декоративных растений, участок для выращивания винограда, аптекарский садик, участок для изучения газонных трав и травосмесей.
Собранная обширная коллекция декоративных растений позволила подать заявку на вступление в сеть детских ботанических садов.
Знания, получаемые студентами, в процессе освоения профессиональных дисциплин и модулей, применяются в ходе прохождения практики на территории парка:
- разработка проектов благоустройства фрагментов парка с их последующим воплощением;
- всесторонний опыт по размножению растений различными способами;
- опыт работы по уходу за газонами и насаждениями;
- опыт работы с профессиональным садовым инструментом (газонокосилками разных типов, садовыми и водными пылесосами, кусторезами, скарификаторами и т.п.);
- опыт работы с различными строительными материалами (изготовление МАФ, дорожек, террас, ограждений, преимущественно ведется из природных материалов, все работы ведутся не в ущерб, а во благо окружающему пространству (максимальное сохранение и укрепление, за счет террасирования,
рельефа, позволило предотвратить активные эрозионные процессы, создание водоема помогло смягчить климат продуваемой территории, было сохранено большинство растений аборигенов;
- опыт научной и исследовательской деятельности практической направленности (анализ приживаемости, эффективности применения различных препаратов и методов, фенологические наблюдения, наблюдение за влиянием окружающей среды на конструкции из различных материалов, анализ на этой базе эффективности их применения и т.п.).
На данный момент на вверенной территории реализуется новый проект - этническая деревня «Вакулина губерния», названная в честь владельца территории дореволюционной России, гласного Курской городской думы, А.Л. Вакулина.
Одной из важных задач, которую призван решать ботанический сад, является вовлечение молодежи в образовательный процесс на территории сада [3]. Поэтому появилась идея привлекать детей с самого маленького возраста путем создания в парке туристической игровой точки со своими традициями и правилами.
Для того, чтобы сделать территорию ботанического сада наиболее привлекательной для маленьких посетителей, на его территории создается маленькая губерния со своими городками, улицами, домиками и жителями. Каждый из них следит за порядком на своей территории, имеет свое место жительства с небольшим благоустроенным двориком.
Развивающийся ботанический сад задумывался как парк разных мировых культур и соответствующих ландшафтных стилей. Поэтому местные жители представляют лесных жителей разных стран. В английском парке живет брауни, во французском - лютен, в русском - лесовичок. По местам их «проживания» для младших школьников будет разработан туристический маршрут, знакомящий детей с основами стилей садов разных стран, с особенностями их культуры, историями и традициями.
За период существования территории как консолидированной образовательной среды обозначился ряд положительных моментов:
- создана комфортная образовательная среда, позволяющая организовывать учебные занятия естественно-научной направленности;
- ведется сотрудничество через реализацию совместных проектов со школьниками и студентами высшей школы, что позволяет выстраивать систему преемственности в образовательном процессе;
- школьники и жители города с удовольствием посещают экскурсии, проводимые студентами специальности садово-паркового и ландшафтного строительства;
- на территории проводятся массовые мероприятия: праздники для детей, природоохранной и фольклорной тематики (Праздник птиц, День защиты животных, День охраны окружающей среды, Масленица, Кулики, Рождественские встречи и др.);
- в создаваемом парке формируется уникальная экосистема, объединяющая культурные и аборигенные растения, которые органично вписались в демонстрационный формат парка, наличие водоема положительно сказывается на климатических характеристиках территории (появились постоянные обитатели: водные растения, жители - рыбки и другие водоплавающие; прилетают утки), созданные террасы позволили предупредить эрозионные процессы почвы;
- появился новый парк, где жители города гуляют и знакомятся с ассортиментом растений и особенностями стилевых направлений садового искусства;
- ведется активная эко-просветительская работа среди населения и подрастающего поколения;
- студенты получают ценные практические навыки, повышающие конкурентоспособность на рынке труда;
- ведется эффективная профориентационная работа.
Представленная модель сотрудничества профессиональной образовательной организации и центра дополнительного образования детей и взрослых позволит решить множество внутренних проблем ДО с получением эффективного социального результата.
Список литературы:
1. Андреев Л.Н. Ботанические сады и дендрологические парки высших учебных заведений. М., 2006. Т. 3. 213 с.
2. Игнатенко Н.Г., Руденко В.П. Природно-ресурсный потенциал территории: географический анализ и синтез. М., 2012. 321 с.
3. Методические рекомендации по созданию детских ботанических садов и организации на их базе исследовательской работы с обучающимися / сост. А.В. Панин, М.В. Севостьянова, И.В. Шилова. М.: Народное образование, 2022. 69 с.