Д. В. Зинченко
ДЕТСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПРИ НИКОЛАЕВСКОМ КОМИТЕТЕ ДЛЯ РАЗБОРА И ПРИЗРЕНИЯ НИЩИХ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Работа представлена кафедрой истории России с древнейших времен до начала XX века Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель - доктор исторических наук, доцент Л. В. Выскочков
Созданное в царствование Николая I государственное учреждение по борьбе с нищенством -Николаевский Комитет для разбора и призрения нищих в Санкт-Петербурге во второй половине XIX в. расширил сферу своей деятельности путем создания детских благотворительных заведений. Помимо поимки и разбора нищих он начал выполнять еще и благотворительную функцию -предоставлять приют и работу ищущим прибежище, а в последней четверти XIX в. стал связующим звеном системы детской благотворительности в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: неприкосновенный капитал Комитета, Ремесленное училище для мальчиков, Рукодельное училище для девочек, отделения для бесприютных детей, Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде.
Created during the reign of Nikolay I, the official body on struggle against vagrancy - the Nikolaevsky Committee for Analysis and Rendering Assistance for Beggars in St. Petersburg - expanded the sphere of its activity in the second half of the 19th century by creation ofchildren’s charitable institutions. Aside from capture and analysis of beggars, it also started to carry out a charitable function - to give them a shelter and work, and in the last quarter of the 19th century it became a link in the system of children’s charity in St. Petersburg.
Key words: reserve capital of the Committee, the Vocational school for boys, the Amateur school for girls, branches for homeless children, the All-Russian Exhibition in Nizhny Novgorod.
Исследуя причины русского нищенства, Е. Д. Максимов [2, с. 23] обнаружил один из источников пополнения этого социального зла, а именно естественное воспроизводство. Рожденные слабыми, болезненными, никогда не видевшие добра и ласки со стороны родителей, дети профессиональных нищих знакомились с самыми грязными человеческими пороками. Уже с младенчества их использовали в своем промысле взрослые. Лишь научившись говорить и ходить, они сразу становились самостоятельными нищими, а взрослея, чаще всего пополняли ряды преступников.
В отношении детей профессиональных нищих со стороны государства действовал принцип заботы и попечения. Для борьбы с беспризорностью в середине XIX - начале XX в. в Санкт-Петербурге создавались приюты, богадельни, дома призрения. Для профилактики детского нищенства при заводах и приходских попечительствах созда-
вались школы, училища, для того чтобы воспитанники овладевали профессией и смогли состояться в жизни.
Созданное в царствование Николая I государственное учреждение по борьбе с нищенством - Николаевский Комитет для разбора и призрения нищих в Санкт-Петербурге - во второй половине XIX в. расширило сферу своей деятельности путем создания детских благотворительных заведений. Руководство Комитета считало, что необходимо воспитать брошенного ребенка и дать ему образование и профессию, чтобы из него не вырос закоренелый преступник. Для реализации этой задачи при Николаевском Комитете были открыты училища для девочек и мальчиков.
В 1870 г. по инициативе вице-президента Комитета тайного советника Н. В. Гроз-дова были открыты Ремесленное и Рукодель -ное училища. Для этих целей Н. В. Гроздов пожертвовал в собственность Комитета
каменный дом стоимостью 100 000 рублей. Там преподавались предметы по программе Министерства народного просвещения. В 1872 г. были открыты два отделения для малолетних бесприютных детей.
Устав Рукодельного девичьего училища был утвержден Министерством внутренних дел 14 декабря 1873 г. и 14 июня 1894 г. (даты везде представлены по старому стилю). В училище помещались девочки, замеченные полицией в прошении милостыни на улицах, круглые сироты и в случае «беспомощной бедности» те, чей минимальной возраст был 3 года. Воспитанницы делились на 2 группы: младшее отделение (девочки, не достигшие 9 лет), старшее отделение (от 10 лет). Им преподавались закон Божий, чтение, чистописание, четыре арифметических действия с целыми числами (сложение, вычитание, умножение, деление), рисование, церковное пение. Когда девочки достигали возраста 15-17 лет, они устраивались при помощи сотрудников Комитета на работу портнихами в семейства частных лиц, в мастерские и т. д.
До 21 года продолжалось наблюдение за бывшими воспитанницами. Без разрешения попечителей, поставленных Комитетом, девушкам не разрешалось менять место службы. В случае замужества до 21 года с бывших воспитанниц снимались опека и ограничения [1, с. 8].
Ремесленное училище учреждалось для обучения грамоте и ремеслу мальчиков из числа пойманных полицией нищих. Также принимались дети по просьбам бедных родителей, благотворительных, правительственных и общественных учреждений. О каждом ученике должны были быть представлены следующие сведения: происхождение, возраст, состояние здоровья и т. д. Дети изучали закон Божий, чтение. По книгам отдавалось предпочтение «Священной истории», «Русской истории», «Географии»; чистописание, четыре арифметических действия и понятие о дробях: целых и
десятичных, черчение и рисование, церковное пение. Овладение основами специальностей у воспитанников начиналось с 12 лет. Это были профессии столяра, токаря, переплетчика, футлярщика, портного, сапожника. За хорошие успехи и поведение подростков отмечали подарками и похвальными листами [3, с. 6].
В 1875 г. обучались 71 мальчик и 51 девочка. Комитет ходатайствовал о предоставлении воспитанникам льгот по воинской повинности. С 1874 г. воспитанники училища получили льготу по воинской повинности.
Кроме того, Николаевский Комитет за свой счет помещал брошенных детей в другие благотворительные организации. Так, в 1875 г. 2 мальчика и 3 девочки были помещены в детский Приют Его Император -ского Высочества Принца Ольденбургского, одна девочка в Александровское учили -ще при Смольном институте, один мальчик в Санкт-Петербургскую шестую гимназию, четыре в приют общества земледельческих колоний и ремесленных приютов, 19 мальчиков и 17 девочек в Ведомство Императорского Санкт-Петербургского Воспитательного Дома.
В отчете Николаевского Комитета за
1882 г. [4, с. 4] сообщается, что на 1января
1883 г. на средства Комитета содержался 341 ребенок, в том числе 60 мальчиков и 53 девочки содержались на средства Комитета в Учреждениях Воспитательного Дома. В 1884 г. открылись специальные отделения для бесприютных детей (детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие смерти , неизвестности их местонахождения, крайней бедности). После выяснения необходимых сведений эти дети передавались на попечение родных, попечителей или благотворительных обществ, а при отсутствии такой возможности дети переходили в попечение непосредственно Комитета. В этих отделениях вводилась программа одноклассного училища младшего возраста, таким образом малолетние отделения стали
14 1
приготовительными классами к самим училищам Комитета. «Подобная мера может принести существенную пользу, потому что принимая в училище уже подготовленных детей, представляется возможность употребить более значительное время на занятия училищных детей» [5, с. 10].
В том же году при училищах Комитета была основана библиотека на средства Члена Комитета Потомственного Почетного Гражданина Е. Сивохина и сотрудника Комитета коллежского ассесора М. Рогова. Библиотека насчитывала 1806 книг.
В отчете Комитета за 1891 г. [6, с. 12] упоминается о покупке процентных бумаг стоимостью 2000 рублей для выпускника Ремесленного училища Виктора Александрова. Также в структуре доходов и расходов Комитета предусматривался неприкосновенный капитал для выдачи через каждые четыре года в виде награды одному из лучших учеников, окончивших курс в Ремесленном училище Комитета. Источниками этого капитала были двенадцать 5%-ных облигаций Восточного займа стоимостью 11 100 рублей и книжка С.-Петербургской сберегательной кассы на 41 руб. 55 коп. [7, с. 12].
Согласно ведомости доходов и расходов Николаевского Комитета за 1893 г. его неприкосновенный капитал составлял 269 081 рубль 52 копейки, доход составил 59 257 рублей. Основными источниками дохода являлись средства Государственного Казначейства, С.-Петербургской Городской Думы, пожертвования частных лиц и сотрудников Комитета. Расход составлял 52 799 рублей 49 копеек, значительную долю расходов составляли затраты на питание воспитанников Ремесленного и Рукодельного училищ, отопление, освещение, водоснабжение, ремонт. Кроме того, Комитет отчислял средства на содержание детей помещенных в Санкт-Петербургский Воспитательный Дом и Приют Имени Ее Императорского Высочества Ев-
гении Максимилиановны Принцессы Ольденбургской [8, л. 15-17].
В 1897 г. изделия воспитанниц Рукодельного училища приняли участие и получили награды на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Ас 23 по 24 марта 1897 г. в классных помещениях училищах прошла выставка изделий. «Таким образом впервые, за время своего существования сего училища с 1870 г. представлены были наглядно, для общего ознакомления интересующихся делом практического образования детей, призреваемых в Комитете, достигнутые им в этом отношении результа-ты. Совместно с женским Рукодельным училищем помещены были на выставке также изделия учеников Ремесленного училища». [9, с. 10]
В 1902 г. изделия воспитанников Ремесленного училища приняли участие в состоявшейся под покровительством императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставке. Было выставлено 362 предмета, созданные руками воспитанников Ремесленного училища, и 105 работ воспитанниц Рукодельного училища [10, с. 28]. Императрица Александра Федоровна даже приобрела шкатулку одного из воспитанников Ремесленного училища. Изделия также были одобрены великой княгиней Елизаветой Федоровной. Николаевский Комитет был награжден серебряной медалью за выставленные им на выставке произведения.
Как мы смогли увидеть, Николаевский Комитет претерпел изменения по сравнению с моментом открытия. Помимо карательной функции - поимка и разбор профессиональных нищих - он начал выполнять еще и благотворительную функцию - предоставлять приют и работу ищущим прибежище, а в последней четверти XIX в. стал связующим звеном системы детской благотворительности в Санкт- Петербурге.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комитет для разбора и призрения нищих. Санкт-Петербург. Рукодельное девичье училище. Устав рукодельного девичьего училища, учрежденного Комитетом о нищих в Санкт-Петербурге. СПб., 1894. 14 с.
2. Максимов Е. Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. СПб., 1901.135 с.
3. Николаевский Комитет для разбора и призрения нищих. Санкт-Петербург. Ремесленное училище. Устав ремесленного училища, учрежденного Комитетом о нищих в Санкт-Петербурге. СПб., 1870. 12 с.
4 Отчет Высочайше учрежденного Комитета для разбора и призрения нищих в Санкт-Петербурге за 1882 год. СПб., 1884. 39 с.
5. Отчет Высочайше учрежденного Комитета для разбора и призрения нищих в Санкт-Петер -бурге за 1883 год. СПб., 1885. 29 с.
6 Отчет Высочайше учрежденного Комитета для разбора и призрения нищих в Санкт-Петербурге за 1891 год. СПб., 1893. 28 с.
7. Отчет Высочайше учрежденного Комитета для разбора и призрения нищих в Санкт-Петер -бурге за 1892 год. СПб., 1894. 34 с.
8. РГИА. Ф. 1263. Оп. 4. Д. 158. Л. 15, 16, 17.
9. Отчет Высочайше учрежденного Николаевского Комитета для разбора и призрения нищих в Санкт-Петербурге за 1897 год. СПб., 1899. 52 с.
10. Отчет Высочайше учрежденного Николаевского Комитета для разбора и призрения нищих в Санкт-Петербурге за 1902 год. СПб., 1903. 34 с.