Научная статья на тему 'Детские типологии девиантного поведения'

Детские типологии девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1149
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детские типологии девиантного поведения»

- в современных условиях качественного разрушения, нестабильности основных социокультурных образований и демонстрируемых ими «наборов базовых идентичностей» индивид чаще обращается к традиционным, наиболее устойчивым носителям элементов культурных моделей (религиозные, этнические, семейные). В качестве одного из следствий выступает перемещение центра социальной активности в локальные общности;

- социокультурной идентичности сопряжена с толерантностью, поскольку определение себя и установление отдельных характеристик как «своих» автоматически влечет за собой рождение определенного отношения к «другим» (по всем культурным отличиям, своеобразию);

- несогласованная (диффузная) социокультурная идентичность активизирует потребность обрести идентичность не на основе определения сходства, а через различение, противопоставление себя некоторому социальному целому (лучше иметь негативную социокультурную идентичность, нежели неопределенную социокультурную идентичность или не иметь таковой);

- становление согласованной социокультурной идентичности предполагает, с одной стороны, совпадение трех ведущих факторов: «Я-фак-тор» (человек сам считает себя частью этого сообщества, демонстрируя свою принадлежность), «Мы-фактор» (сообщество считает данного человека своим членом и демонстрирует это), «Они-фактор» («третьи лица» признают членство

человека в данном сообществе); с другой, предопределяется идентификационной спецификой группы членства. Вероятнее всего согласованную социокультурную идентичность обеспечат группы, предполагающие полноценную идентичность, в отличие от криптосообществ, насильно организованных сообществ, псевдосообществ.

Библиографический список

1. Иванова Н.Л. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред. Н.М. Лебедева. - М., 2002. - С. 134-150.

2. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. - М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - С. 156-167.

3. Паттурина Н.П. Я и не-Я как фактор личностного и духовного роста // Психологические проблемы самоорганизации личности. - Вып. 5 / Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. -СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2001. - С. 67-78.

4. Assmann J. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identität ih frühen Hochkulturen. - Verlag Beck München, 2000. - 344 S.

5. Curle A. Mystics and militants. A study of awareness, identity and social action. - London: Tavistock publication, 1972. - IX, 121 p.

С.В. Шепелева ДЕТСКИЕ ТИПОЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Одной из актуальных проблем современной отечественной социологии является проблема типологизации изучаемых явлений. Типология отклоняющегося поведения отражает многообразие различных его форм, дает возможность провести разграничения между ними и выявить особенности их типологии. Которые необходимо учитывать при осуществлении мер их профилактики.

Социальные отклонения могут быть классифицированы по ряду оснований. Наиболее распространено деление отклонений на различные виды в зависимости от типа нарушаемой нормы: пра-

во, мораль, правила поведения, религиозные требования и т.п. К этим видам относятся обычно преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство, коррупция, бюрократизм и др.

Классификация отклонений возможна и в зависимости от элементов их внутренней структуры. Большинство девиаций - конкретные поступки людей. Правоведы характеризуют отклоняющееся поведение при помощи трех основных критериев: субъект, объект, объективная и субъективная сторона. Придерживаясь этой типологии, В.Н. Кудрявцев по субъекту поведения выделяет отклоняющееся от нормы поведение отдельных

© С.В. Шепелева, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

61

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

С.В. Шепелева

индивидов - граждан, должностных лиц, а также деятельность коллективов и других социальных групп. По объекту отклоняющееся поведение может быть отнесено к разным сферам общественной жизни (экономика, политика, быт и др.). Оно может быть рассмотрено с точки зрения социальной направленности (против отдельных индивидов, социальных групп и институтов, против общества в целом). В качестве объектов выделяются также конкретные социальные ценности: жизнь и здоровье людей, их честь и достоинство, имущество, общественный порядок и многое другое. По объективной стороне, следуя юридической методологии, выделяют девиации, возникшие в результате действия или бездействия; вызывающие вредные последствия или создающие опасность их наступления; различающиеся по условиям места и времени.

Субъективная сторона отклонений характеризуется мотивацией, степенью умышленности и предвидения возможных последствий. С.С. Фролов выделяет индивидуальные и групповые типы отклонений, а также делит их на «первичные» (непосредственные нарушения норм) и «вторичные» (негативные последствия первичных нарушений).

Ц.П. Короленко и Т. А. Донских выделили семь вариантов отклоняющегося поведения в современном мире: аддиктивное, анисоциальное, суицидальное, конформистское, нарцистическое, фанатическое, аутическое. Многие варианты отклонений имеют своей основой акцентуации характера (например, демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарцистическому поведению, а застревание - к фанатическому; гипертимность в сочетании с возбудимостью -к антисоциальному и т.д.). При этом любое отклонение в своем развитии происходит ряд этапов. Например, аддиктивное поведение - это один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения. Выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики, лекарственные препараты, кофе и т.д.) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием сильных эмоций.

Ц.П. Короленко подробно рассмотрел аддиктивное поведение в рамках современной психотерапии. В социальной психологии данное понятие имеет значение для осмысления проблем со-

циальной адаптации, социализации и социальной виктимологии. В психологии существует психогенетический подход Ч. Тойча, который лег в основу концепции виктимологии.

Виктимогенность - это наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации. Отчасти это понятие Ц.П. Короленко и Т.А. Донских считают лежащим в основе одного из наиболее распространенных отклонений в современном мире - ад-диктивное поведении. По их мнению развитию аддиктивного поведения способствуют объективные (социальные) и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Очевиден и тот факт, что начало отклонения часто происходит в период детства, когда ребенок еще только учится противостоять неблагоприятным обстоятельствам своей жизни.

Следующий тип отклоняющегося поведения -антисоциальное (Ц.П. Короленко и Т.А. Донских). Основной чертой такого поведения является совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.

Одним из выделяемых сегодня типов девиант-ного поведения является детский алкоголизм. Эта проблема имеет глубокие культурные, социально-педагогические, политические и социально-экономические корни.

У детей алкоголизм в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам, злокачественное течение болезни, принятие ребенком больших доз алкоголя, быстрое развитие запойного пьянства, низкая эффективность лечения.

Проблемой детского алкоголизма занимались многие ученые медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его следствия.

В дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее существенными причинами являются две - педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравления организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртном.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытует мнение, что употребление небольших

доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия в алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может привести к смертному исходу

Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.

В подростковом и юношеском возрасте в качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; не занятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Типичной детской девиацией считается агрессивное поведение, которое рассматривается как свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Эта проблема является предметом большого числа психологических работ в нашей стране, так и зарубежном (Bandura A., 1959; Waltera R., Berbowitst 1962; Lorens K., 1967). Г. Кауфман утверждает, что в данной проблеме, «Мы стоим еще на совсем неведомой почве».

Сегодня существует множество теорий агрессивности. Психологические механизмы агрессивности описал З. Фрейд, который выделил «инстинкт смерти» и противопоставил ему «инстинкт жизни» - либидо - сексуальную энергию, являющуюся инстинктом жизни. Если нарушается равновесие между либидо и «инстинктом смерти», то «инстинкт смерти» может оказаться более сильным и выразиться в агрессивности, направленной на самого себя, или на других людей.

К. Лоренц, уподобляет агрессивность человека агрессивности животного и объясняет это чисто биологически, как средство выжить.

Самой популярной теорией агрессивности стала теория «фрустрации - агрессии». Д. Дол-лард изложил ее суть - всякая фрустрация создает внутренние побуждения или мотив к агрессивность может возникнуть даже от социального сравнения («мне меньше дали»).

Наиболее известным представителем поведенческого перехода является Арнольд Басс, он предлагает различать агрессивность и враждебность. А Бан Бандура подчеркивает, что если человек с детства видит примеры агрессивного поведения, особенно родителей, то в силу подражания он обучается агрессивным действиям.

Фишбах выделяет инструментальный вид агрессии, когда она используется в качестве достижения цели. Полное отсутствие агрессии приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Л.М. Семенюк кроме физической и вербальной агрессии выделяет склонность к раздражению, негативизм, обиду, подозрительность, как агрессивное поведение.

Типичные детские девиации выделил А.С. За-лужный, он утверждает, что в дошкольном возрасте выявляются следующие типы девиантного поведения, как асоциальное (в виде избегания общения, в реакции протеста); антисоциальное (в виде агрессии); пассивно-социальное (в виде подражания, следования за другими).

Таким образом, главным направлением работы всех социальных институтов, связанных с детством, должно стать разработка методов, средств, способов профилактики девиантного поведения.

В современном мире снизились границы де-виантного поведения, говоря об антисоциальном поведении, как о преддевиантном поведении, то первые социально-психологические проявления можно наблюдать в дошкольном детстве (преднамеренное нарушение норм и правил ближайшего окружения, агрессивность, конфликтность и т.д.).

В типологии девиантного поведения выделяют конформиское поведение, которое характеризуется отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчеством, некритическим следованиям указаниям лиц, обладающих властью.

Механизм конформистких подходов закладывается еще в раннем детстве под родительским

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

63

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Т.В. Боровикова, А.И. Фоменков

влиянием. Существует благоприятный семейный психологический климат, который определяется терпимостью, уважением к различным точки зрения, приверженностью к гуманистическим ори-ентациям, эти черты рано воспринимаются детьми. Неблагоприятный психологический климат характеризуются: нетерпимостью родителей, максималистским отношениям к жизни; в семье превозносятся подчинение и тупое послушание; преклонение и восхищение авторитетом. Естественно, что и эти подходы воспринимаются детьми и формируют их отношение к миру.

Дети рассматривают обычно своих родителей в качестве всемогущих фигур, способных решить все проблемы, всегда правых в своих высказываниях и суждениях. Дети часто идентифицируют себя с родителями, перенимая их подходы, отношение к жизни, симпатии и антипатии. Во многих случаях дети на интуитивном уровне чувствуют отношение родителей не только к тем или иным конкретным людям, но и к национальностям, конфликтным ситуациям в обществе. Известный американский психолог АИрог^ «В моем наиболее раннем детстве, я припоминаю, что я чувствовал сильный антогонизм по отношению к каждому, кто имел противоположные взгляды и другие симпатии, чем мои родители. Они часто говорили о таких людях за ужином. Я думаю, что меня впечатлял доверительный тон голоса, которым мои родители передавали свои убеждения и осуждали своих оппонентов и убеждали меня в своих всемогущих знаниях». Идентификация с родителями происходит не только на уровне сознания, но включает и более глубокие подсознательные механизмы. Если ребенок, «настроенный» на восприятие эмоционального состояния родителей во время разговора о людях, вызывающих у них отрицательное отношение, улавливает эмоциональное напряжение, раздражение или злость, то при похожих ситуациях у ребенка может развиться аналогичное эмоциональное со-

стояние даже без сознательного осмысления этого явления (например, встреча с пожилым человеком). Конформность по отношению к родителям может стать в дальнейшем серьезным источником предубеждений. Уважение к людям вне зависимости от их социального, этического происхождения, уважения прав человека.

Таким образом, дошкольное детство очень восприимчиво к формированию конформистского поведения, что подтверждено практикой и наблюдается в поведении дошкольников, в виде подражания, следования за другими, в отсутствии оригинальности. Важную роль играют средства массовой информации, которые в XXI веке влияют на популяцию пропаганды, что облегчает формирование конформистского поведения. Свобода информации, возможность получения ее из разных источников (в т.ч. числе независимых) с одной стороны является барьером ограничивающим развитие конформистского поведения, а с другой стороны способствует формированию его (например, исламизация современного молодого поколения).

Некоторые авторы проявление нарцистическо-го, фанатического, аутического поведения относят к специфическим типам девиантного поведения (Ц.П. Короленко, Т. А. Донских). Предложенная авторами типология, несмотря на ее оригинальность не лишена сомнений, в плане критериальной обоснованности и степени ее деструктивности.

Рассмотрев условия и факторы, вызывающих те или иные типы девиантного поведения детей и подростков, и обосновав комплексный характер их детерминирующего воздействия, необходимо заметить, что наиболее выраженное действие этих факторов наблюдается в периоды кризисного и нестабильного состояния развития общества в целом. На сегодняшний день такая нестабильность характеризует процесс развития российского общества. Он сопровождается резким ростом девиаций в детской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.