Научная статья на тему 'Детские пособия и специфика их расчета в современной системе бухгалтерского учета Российской Федерации'

Детские пособия и специфика их расчета в современной системе бухгалтерского учета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ПОСОБИЯ / CHILDREN''S BENEFITS / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бровикова Кристина Алексеевна, Чиркова Валентина Алексеевна, Егорова Елена Николаевна

В статье анализируется специфика начисления и отражения детских пособий в бухгалтерском учете. Отражены последние изменения, произошедшие в областиначисления детских пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детские пособия и специфика их расчета в современной системе бухгалтерского учета Российской Федерации»

Литература

1. О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры [Электронный ресурс]: Закон ХМАО - Югры от 21.12.2004. № 82-оз (в ред. 29.10.2015 г.) // Департамент финансов ХМАО-Югры. Режим доступа: http://depfin.admhmao.uriit.ru/nalogovaya-politika/normativnye-pravovye-akty-v-sfere-nalogooblozheniya. (дата обращения: 04.05.2016).

2. Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты -Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 21.08.2015. № 465-рп // Департамент финансов ХМАО-Югры. Режим доступа: http://depfin.admhmao.uriit.ru/nalogovaya-politika (дата обращения: 04.05.2016).

3. Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства ХМАО - Югры «О проекте закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере налогообложения». [Электронный ресурс]: // Дума ХМАО - Югры. Режим доступа: http://www.dumahmao.ru/povest/povest_4805(2)/povect/index.html. (дата обращения: 04.05.2016).

Children's benefits and particularity of their calculation in the modern accounting system of the Russian Federation

1 2 3

Brovikova K. , Chirkova V. , Egorova E. (Russian Federation) Детские пособия и специфика их расчета в современной системе бухгалтерского учета Российской Федерации

12 3

Бровикова К. А. , Чиркова В. А. , Егорова Е. Н. (Российская Федерация)

1Бровикова Кристина Алексеевна / Brovikova Kristina - студент; 2 Чиркова Валентина Алексеевна / Chirkova Valentina - студент; 3Егорова Елена Николаевна /Egorova Elena - доцент, кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита, финансово-экономический факультет, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в статье анализируется специфика начисления и отражения детских пособий в бухгалтерском учете. Отражены последние изменения, произошедшие в области начисления детских пособий.

Abstract: in article, specifics of charge and reflection of children's benefits in accounting are analyzed in the Russian Federation. In addition, the last changes that have happened in area of charge of children's benefits are reflected.

Ключевые слова: детские пособия, бухгалтерский учет. Keywords: children's benefits, accounting.

В современных социально-экономических условиях, когда происходит значительное размытие и сокращение социальной защиты граждан, а также в период общего сжатия бюджетных расходов особо актуальной остаётся тема индексации материнских пособий, как важнейшего элемента поддержки и социальной защиты института семьи [1], материнства и детства, а также построения социального и гарантийного государства [2]. В современной системе бухгалтерского учета особо актуальной является проблема начисления и индексации материнских пособий.

За последние годы произошли определенные изменения в системах их начисления, которые были закреплены на законодательном уровне. Законодательство РФ содержит целый ряд нормативных документов (ТКРФ (ст.255-257); ФЗ от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст.3,6); ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (Закон о больничных); Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»), предусматривающих дополнительные права и льготы беременным женщинам, а также женщинам, которые имеют детей, не достигших совершеннолетия, в том числе право на предоставление пособия по беременности и родам.

Материнское пособие представляет собой денежные выплаты в связи с рождением ребенка, а также оказание помощи по его содержанию до достижения ребенком определенного возраста. Начисление пособия по беременности и родам, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ, отражается в бухгалтерском учете записью: Дт69.1Кт70. При выплате пособия производится следующая проводка: Дт70Кт50(51) [3, 200-215].

Ежегодно каждый вид пособий индексируется, изменяется порядок их начисления, а порой и вовсе меняются правила назначения. Одной из актуальных проблем современности является размер пособий. В связи с установившейся экономической ситуацией, в ритме меняющегося прожиточного минимума, меняются денежные выплаты, которые положены определенным категориям населения.

Раньше индексация детских пособий проводилась на размер прогнозируемой инфляции, то есть «опережающими темпами», с 1 февраля 2016 года детские пособия будут доиндексированы по прошлогодней инфляции, то есть «догоняющими темпами». В 2015 году пособия на детей были проиндексированы на заниженный показатель уровня инфляции — на 5,5 % и тогда коэффициент индексации составил 1,055. Но фактическая инфляция за год составила 12,9 %, т.е. коэффициент индексация должен был составлять 1,129. В соответствии с этим с 1 февраля была проведена дополнительная индексация пособий на 7 %:

1,129 / 1,055 = 1.070, или 7,0 %.

Рассмотрим подробнее декретные выплаты по беременности и родам (БиР) и по уходу за ребенком до 1,5 года. Во время беременности работающей женщине в обязательном порядке предоставляется декретный отпуск, за который выплачивается пособие. Длительность данного отпуска варьируется в зависимости от тяжести протекания родов и количества рожденных детей:

1) при рождении 1 ребенка:

• при неосложненных родах — 140 дней отпуска (70 дней до и 70 после родов);

• при осложненных родах — с удлиненным до 86 дней послеродовым отпуском (всего 156 дней);

2) при рождении 2-х, 3-х и более детей — 194 дня отпуска (84 дня до и после родов 110 дней).

Эти дни будут оплачиваться работающим женщинам в размере 100 % от среднего заработка за 2 последних полных года (путем умножения среднего дневного заработка на соответствующее количество дней).

При этом:

• Минимальный размер пособия не может быть ниже МРОТ (минимального размера оплаты труда, который в 2016 году составляет 6204 рубля) в расчете на 1 месяц (см. выше).

• Максимальный размер выплаты в 2016 году будет не превышать:

- на 140 дней — 248164,38 руб.;

- на 156 дней — 276 526,03 руб.;

- на 194 дня — 343884,93 руб. [4].

После рождения ребенка у матери также возникает право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Данная выплата предоставляется не только трудоустроенным матерям, но и неработающим женщинам, а также отцу ребенка или другим родственникам, осуществляющим за ним фактический уход.

Размер данной выплаты устанавливается так:

1) для работающих женщин — у работодателя или в Фонде социального страхования (ФСС): вычисляется путем умножения 40 % среднего заработка за 2 предыдущих года на 30,4 (т.е. на среднее количество дней в месяце за 12 месяцев) и умноженного на коэффициент 0,4.

2) для неработающих матерей — через органы Соцзащиты населения (Собес): в минимальном размере, который с 1 февраля 2016 года с учетом индексации составляет 2908,62 руб. на первого ребенка или 5 817,24 руб. на второго и последующих.

Постепенно расчет пособий менялся, так, к примеру, согласно Положению № 375 (в ред. от 19.10.2009), а также старой редакции Закона N 255-ФЗ до конца 2010 г. расчетный период, за который определялся средний заработок, составлял 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. При этом, для расчета среднего заработка учитывались все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, включаемых в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФРФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

С 2010 г. устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов, которая ежегодно подвергается индексации. В соответствии со ст. 8 Закона N 212-ФЗ максимальная сумма для начисления пособия в 2010 г. составляла 415 000 руб. Таким образом, максимальный размер среднего дневного заработка в 2010 г. был равен 1 136,99 руб. (415 000 руб.: 365 дней).

Пример 1. Сотрудница ООО «Весна» - Копылова Анастасия Вячеславовна подает заявление на отпуск по беременности и родам и представляет больничный лист на 140 календарных дней с 18.09.2011. В заявлении указано, что работница просит произвести расчет по правилам 2010 г. В марте и мае 2011 г. ей кроме заработной платы начислялись премии (по 10 000 руб. в каждом месяце). Расчетный период (с 01.09.2010 по 31.08.2011) отработан полностью. Количество календарных дней в расчетном периоде - 365. Сумма доходов за год составила: 250 000 руб. Таким образом, среднедневной заработок составил: 739,7 руб. ((250 000+20 000)/365). Данная сумма не превышает установленного максимума (1 136,99 руб.), следовательно, размер пособия по беременности и родам составляет: 103 558 руб. (140дней*739,7руб.). В бухгалтерском учете данная ситуация отразится следующим образом:

1) Дт69/1 Кт70 - 103 558 (начислено пособие по беременности и родам);

2) Дт70 Кт51 - 103 558 (выплачено пособие по беременности и родам);

3) Дт51 Кт69/1 - 103 558 (возмещено пособие из ФСС).

По прошествии времени, система начисления пособий была реформирована, произошли изменения в расчетном периоде. Согласно новым правилам расчетный период для определения среднего заработка включает в себя 2 календарных года, предшествующих году наступления события, в том числе за время работы у другого страхователя. При этом не учитываются выплаты, на которые не начислялись страховые взносы в ФСС РФ. Таким образом, по новым правилам календарные дни болезни учитываются, а сумма выплаченного пособия по временной нетрудоспособности в итоговую сумму, наработанную за 2 года, не входит. Однако, в

отличие от старой редакции, к учету принимаются время ежегодного оплачиваемого отпуска и начисленные за него выплаты.

Пример 2. Сотрудница ООО «Весна» - Копылова Анастасия Вячеславовна подает заявление на отпуск по беременности и родам и представляет больничный лист на 140 календарных дней с 18.09.2011. В заявлении указано, что работница просит произвести расчет по новым правилам. В марте и мае 2011 г. ей кроме заработной платы начислялись премии (по 10 000руб. в каждом месяце). Расчетный период (с 01.09.2009 по 31.08.2011) отработан полностью. Количество календарных дней в расчетном периоде - 730. Сумма доходов за 2 года составила: 500 000 руб. Таким образом, среднедневной заработок составил: 712,3 руб. ((500 000+20 000)/730). Данная сумма не превышает установленного максимума (1 268,5 руб.), следовательно, размер пособия по беременности и родам составляет: 99 722 руб. (140дней*712,3руб.). В бухгалтерском учете данная ситуация отразится следующим образом:

1) Дт69.1Кт70 - 99 722 (начислено пособие по беременности и родам);

2) Дт70Кт51 - 99 772 (выплачено пособие по беременности и родам);

3) Дт51Кт69.1 - 99 772 (возмещено пособие из ФСС).

Таким образом, можно сделать вывод, что из приведенных примеров видно, что выгоднее рассчитывать пособие по правилам 2010 года. При одинаковых условиях сумма выплат будет более высокой в первом, нежели во втором случае. Кроме того, из примеров видно, что сотрудницам предоставлялось право выбора расчета пособия по правилам 2010 года или по правилам 2011 года. Нововведения вызвали волну негодований из-за того, что в некоторых случаях новый порядок расчета уменьшал выплачиваемое пособие. Поэтому ФЗ от 25.02.2011 N 21-ФЗ вновь были внесены изменения в Закон N 255-ФЗ, согласно которым женщинам предоставлено право выбора порядка расчета пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком (на период 2011 - 2012 гг.).

Начало 2016 года ознаменовалось значительными изменениями в системе социального обеспечения и дало старт новым реформам в различных сферах жизни нашего государства. Правительство РФ принимает всевозможные меры для стабилизации экономической ситуации, а также решается проблема дефицита бюджета. Однако же, как мы уже поняли, некоторые реформы не всегда приводят к положительному результату. Исходя из этого, можно только предполагать, какое влияние данные реформы будут оказывать на состояние российских семей, как они отразятся на всей экономике страны в целом, а в частности и на системе бухгалтерского учета в РФ. Остается только ждать: что будет дальше?

Литература

1. Скуратов И. В., Железняк А. В. Влияние глобализации на функции государства // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии, 2014. № 22. С. 25-37.

2. Железняк А. В. ЕАЭС как предпосылка многополярного мира // European science, 2015. № 8 (9). С. 83-86.

3. Богатая И. Н. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. / И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова М.: КНОРУС, 2011. С. 592. ISBN 978-5-406-00368-8.

4. Детские и декретные пособия в 2016 году. [Электронный ресурс]: Главбух: Журнал, справочная система и сервисы. URL: http://www.glavbukh.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.