Научная статья на тему 'ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ КАК СУБЪЕКТ СОДЕРЖАНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ КАК СУБЪЕКТ СОДЕРЖАНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
477
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская площадка / обслуживание детской площадки / содержание детской площадки / управляющая компания / непосредственное управление многоквартирным домом. / playground / playground maintenance / playground maintenance / management company / direct management of an apartment building.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаптев Роман Вячеславович

В настоящей статье рассматривается вопрос содержания детских площадок, расположенных на придомовой территории многоквартирного дома. Проанализировано законодательство и судебная практика, выделены ключевые моменты и недоработка законодателя в данном направлении, отражены пути разрешения вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаптев Роман Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAYGROUNDS AS A SUBJECT OF MAINTENANCE AND MAINTENANCE: SOME LEGAL PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

This article deals with the issue of the maintenance of playgrounds located on the adjacent territory of an apartment building. The legislation and judicial practice are analyzed, the key points and shortcomings of the legislator in this direction are highlighted, ways of improving legislation are proposed.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ КАК СУБЪЕКТ СОДЕРЖАНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 6(6)

СТУДЕНЧЕСКАЯ ТРИБУНА

УДК 347.254 © Р.В. Лаптев, 2022

ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ КАК СУБЪЕКТ СОДЕРЖАНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ

ИХ РЕШЕНИЯ

Роман Вячеславович Лаптев - магистрант 2 курса юридического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия, e-mail: laptev007@bk.ru

Аннотация: В настоящей статье рассматривается вопрос содержания детских площадок, расположенных на придомовой территории многоквартирного дома. Проанализировано законодательство и судебная практика, выделены ключевые моменты и недоработка законодателя в данном направлении, отражены пути разрешения вопроса.

Ключевые слова: детская площадка; обслуживание детской площадки; содержание детской площадки; управляющая компания; непосредственное управление многоквартирным домом.

Для цитирования: Лаптев Р. В. Детские площадки как субъект содержания и обслуживания:

некоторые правовые проблемы и пути их решения // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 6(6). С. 79-85.

PLAYGROUNDS AS A SUBJECT OF MAINTENANCE AND MAINTENANCE: SOME LEGAL PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE

THEM

Roman Vyacheslavovich Laptev - 2nd year Master's student of the Faculty of Law of Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia, e-mail: laptev007@bk.ru

Annotation: This article deals with the issue of the maintenance of playgrounds located on the adjacent territory of an apartment building. The legislation and judicial practice are analyzed, the key points and shortcomings of the legislator in this direction are highlighted, ways of improving legislation are proposed.

Keywords: playground; playground maintenance; playground maintenance; management company; direct management of an apartment building.

Вопрос содержания и обслуживания детских площадок, расположенных на придомовой территории многоквартирного дома [1], в настоящее время не теряет своей актуальности, поскольку законодательство не содержит на него точного ответа.

Недоработка в указанном направлении может привести к неблагоприятным последствиям, ведь детская площадка в основном используется детьми, и полученные травмы могут негативно сказаться на здоровье и состоянии подрастающего поколения.

Согласно ч. 4 ст. 67 Конституции Российской Федерации1, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей.

Из положений абз. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»2 следует, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Таким образом, безопасность детских площадок при многоквартирных домах, в том числе, является важным критерием в указанной политике.

Как следует из п. 6 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 г. № 213 детская игровая площадка - специально

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24 августа 1998 г. № 124-ФЗ / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок»: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 г. № 21 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

оборудованная территория, предназначенная для игры детей, включающая в себя соответствующие оборудование и покрытие.

В п. 3.5.11 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 1701 предусмотрено, что территория каждого домовладения или придомовая территория, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.

Придомовая территория - участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути к входам, подъезды к дому и площадки для жильцов - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.д. (п. Б.33 СП 59.13330.20122).

Из вышеуказанных положений нормативных правовых актов следует, что каждая территория домовладения подразумевает наличие детской игровой площадки. Вместе с тем, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее -ЖК РФ)3 окончательного ответа на вопрос о вхождении в состав общего имущества рассматриваемого объекта не дает.

В ч. 3 ст. 39 ЖК РФ содержится ссылка на правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее -Правила содержания общего имущества в МКД)4.

Согласно п/п «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые

1 Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда: Постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 URL: https://docs.cntd.ru/document/1200089976 (дата обращения: 04.05.2022).

3 Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Таким образом, детская площадка входит в состав общего имущества многоквартирного дома. По общему правилу субъектом ее содержания является управляющая компания, однако на практике встречаются ситуации, когда последняя такую обязанность на себя принимать не желает, либо исполняет ее ненадлежащим образом.

Из п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества. Причем это осуществляется с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ - непосредственное управление; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией).

В соответствии с ч.ч. 1-1.1. ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей). При этом необходимо обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом,

входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Аналогичные требования указаны в п.п. 10-11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Изложенное позволяет заключить, что обязанность содержания общего имущества многоквартирного дома подразумевает содержание (в том числе, детских площадок) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. Кроме того, указанная позиция нашла свое отражение в судебной практике, например, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 августа 2020 г. № 303-ЭС20-116851.

На практике встречаются ситуации, когда детская площадка находится на земельном участке, принадлежащим органу местного самоуправления, либо находится на смежном земельном участке с другим многоквартирным домом. Возникает вопрос, кто в этом случае должен производить обслуживание и содержание? Логично предположить, что в случае, когда детская площадка не входит в состав общего имущества дома, управляющая организация не будет ответственным лицом за содержание, обслуживание и ремонт данного оборудования.

Вместе с тем, судебная практика дает противоположный ответ на поставленный вопрос. В Решении Арбитражного Суда Еврейской автономной области от 23 июля 2018 г. в рамках дела № а16-1494/2018 суд указал, что, несмотря на отсутствие оформления площадки, отсутствие решения собственников о включении в общее имущество, передачи на обслуживание управляющей компании, обслуживание детских площадок является обязанностью последней в силу закона, который не делает исключения2.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации неоднократно подтверждал ответственность управляющих организаций за эксплуатацию

1 Определение Верховного суда Российской Федерации от 25 августа 2020 г. № 303-ЭС20-11685 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 URL: https://kad.arbitr.ru/Card/8ab71809-2eab-4607-a29b-d0520e210481 (дата обращения: 04.05.2022).

(содержание) детских площадок (Определение от 07 апреля 2020 г. № 305-ЭС20-3512 по делу № А41-44081/2019)1.

Некоторые муниципальные образования, руководствуясь положениями п. 7 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2, принимают отдельные нормативные акты, регулирующие вопросы размещения и содержания детских площадок (например, Постановление администрации г. Королева от 03 марта 2014 г. № 283)3.

Также в практике встречаются ситуации, когда орган местного самоуправления в рамках программы благоустройства самостоятельно устанавливает детские площадки. Например, администрацией муниципального образования по результатам проведенного запроса котировок выбран подрядчик на выполнение работ по устройству детской игровой площадки (извещение № 0125300003914000109, размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет»). Указанный объект подпадает в категорию муниципальной собственности. Учитывая, что орган местного самоуправления не всегда обладает должным денежным финансированием для содержания имущества, а обязанность возложена на управляющую компанию, логично предположить, что при таких обстоятельствах муниципалитету следует передать детскую площадку на баланс многоквартирного дома. Данное мероприятие позволит в оперативном порядке собственникам или лицам, оказывающим услуги и выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества, принимать решения по использованию объекта, а также полноправно нести бремя содержания имущества.

1 URL: https://kad.arbitr.ru/Card/fc54bae4-d8d0-4b3a-b5c8-beaed6e74522 (дата обращения: 04.05.2022).

2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 URL: https://docs.cntd.ru/document/543775276 (дата обращения: 04.05.2022).

Описанная нами практика используется, в том числе, в г. Пскове, где администрация своим постановлением от 20 ноября 2020 г. № 1697 утвердила порядок передачи объектов благоустройства дворовых территорий в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме1.

Итак, в рамках настоящей статьи нами рассмотрена сложившаяся практика содержания и обслуживания детских площадок, расположенных на придомовой территории, проанализированы положения ЖК РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, определены возможные субъекты, которые могут отвечать за рассматриваемый объект.

Список литературы

1. Шнейдер Э.В., Смирнов Ю.Н., Цой В.Г. Аспекты исторического развития детских площадок в городской среде // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2020. Т. 20. № 4. С. 144-151.

Reference

1. Schneider E.V., Smirnov Yu.N., Tsoi V.G. Aspects of the historical development of playgrounds in the urban environment // Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2020. Vol. 20. No. 4. pp. 144-151.

1 URL: https://docs.cntd.ru/document/462725694 (дата обращения: 04.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.