УДК 371.217.3 Гузенко Алена Петровна
аспирантка кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета, заместитель начальника управления образовательных программ Всероссийского детского центра «Орлёнок» тел.: (988) 167-67-67
ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются сущность и тенденции развития в современных российских условиях одного из важных социальных институтов образования и социализации детей - детских оздоровительных центров. Анализ феномена ведется в контексте функционального и личностного подходов.
Ключевые слова: детский оздоровительный центр, социальный институт, образование детей, социализация, воспитание.
Guzenko Alena Petrovna
Postgraduate Student of the Department of Social Work Psychology and Pedagogy of Higher Education of Kuban State University, Deputy Head of the Department of Educational Programmes of the All-Russian Children’s Centre "Orlyonok" tel.: (988) 167-67-67
CHILDREN’S RECREATION CENTRES: CURRENT STATE AND TENDENCIES OF INSTITUTIONAL DEVELOPMENT
The article considers the nature and development tendencies under contemporary Russian conditions of one of the most important social institutions of education and socialization of children - children's recreation centres. The analysis of the phenomenon is carried out in the context of functional and personal approaches.
Key words: children's recreation centre, social institution, education of children, socialization, education.
Современный период общественного развития, вызвавший переосмысление, преобразование человеческих связей и отношений, ценностей, идеалов и других нравственных ориентиров, делает особенно актуальной проблему ослабления социализирующей функции базовых социальных институтов: семьи, образования, общественных организаций.
Реформирование социально-политической и экономической жизни в России затронули своей конфликтностью и противоречивостью сферу свободного времени детей и подростков, особенно в летний период, повлекли за собой системные изменения в социальных институтах, обеспечивающих социализацию подрастающего поколения. В первую очередь в институтах образования, воспитания и каникулярного отдыха.
Система детских оздоровительных центров, как особая социально-педагогическая форма, развивается сегодня на качественно ином уровне. Переживая в связи с трансформацией российского общества новый этап своего развития, она институализируется, начинает складываться в единую структуру с особым механизмом функционирования, менеджмента и организации, что представляет собой большой интерес для социологического анализа.
С целью изучения институциональных характеристик, особенностей и проблем становления и развития детских оздоровительных центров в 2008-2009 гг. было проведено эмпирическое исследование, которое позволило зафиксировать и проанализировать проблемы в деятельности центров, которые проявляются на различных уровнях.
Базисной моделью анализа стал «Всероссийский детский центр «Орленок», который является крупнейшим в России детским оздоровительным центром и несет в себе все особенности и характеристики данного института.
Посредством обобщения статистической и фактической информации, а также сопоставления мнений различных участников исследования происходило изучение структуры детских оздоровительных центров, условий деятельности, особенностей взаимодействия с различными социальными субъектами (партнёрами, представителями государственной власти). Кроме того, данное исследование было направлено на выявление критериев и оценок эффективности деятельности детских оздоровительных центров в современных условиях и, в связи с этим, определение основных «факторов риска» в их развитии.
В основу качественного анализа были положены данные глубинных интервью с экспертами. Необходимо отметить, что выбор информантов происходил с учетом нескольких критериев: 1) представленность государственных структур, осуществляющих контроль за деятельностью центров - их дифференциация по осуществлению ключевых процессов деятельности учреждения; 2) дифференциация ведущих специалистов по ключевым процессам деятельности ВДЦ «Орленок»; 3) представленность руководителей ВДЦ «Орленок» 4) представленность внешних структур -партнеров в осуществлении ключевых процессов. Таким образом, широта рассматриваемого диапазона обеспечивала разнообразие мнений и позиций респондентов. Всего было проведено 20
экспертных интервью, произведено 4 экспертные оценки.
Для того чтобы проанализировать «обратную связь» детского оздоровительного центра с подростками и молодежью, была использована техника количественного исследования. С этой целью в апреле-сентябре 2009 г. был осуществлен опрос педагогов и подростков.
Выбор категории участников исследования не случаен: он обусловлен тем, что именно они являются основными субъектами педагогического процесса детского оздоровительного центра. Общий объем выборки составил 1 628 чел., из них 124 педагога, 1 504 - детей. Опрос показал общие тенденции, характеризующие отношение респондентов к процессам, которые происходят в сфере деятельности детского оздоровительного центра, уровень их осведомленности о деятельности центра, уровень удовлетворенности его деятельностью, отношение к влиянию центра на собственное развитие.
Актуальность исследования эффективности функционирования детских оздоровительных центров вообще и Всероссийского детского центра «Орленок» в частности продиктована ростом заинтересованности государства к организации данной сферы занятости детей (Совещание при Президенте РФ по организации летнего отдыха детей и подростков. Московская область, Пушкинский район, детский оздоровительный лагерь «Левково», 8 июня 2010 г.) [1], увеличением разного рода направлений и программ каникулярной занятости детей, что является признаками конструктивного развития общества. Но, в то же время, данный процесс характеризуется неустойчивостью, слабой законодательной базой, недостаточным профессионализмом, «мнимой» занятостью детей и подростков.
На социальном уровне существует ряд проблемных моментов, связанных с динамикой ВДЦ «Орленок» в качестве элемента сообщества организаторов детского отдыха и механизмом его функционирования:
- межорганизационное взаимодействие;
- структура и функции детского оздоровительного центра;
- управление и кадры детского оздоровительного центра.
Находясь в общем социальном пространстве, детские оздоровительные центры вынуждены выстраивать отношения между собой. Взаимодействие современных центров характеризуется дилеммой конкуренции/интеграции: с одной стороны, они находятся в постоянной борьбе за ресурсы (человеческие, информационные, финансовые, политические), но, в то же время, для того, чтобы выживать и развиваться, им приходится искать «точки соприкосновения».
На протяжении нескольких лет развиваются различные формы взаимодействия - как на уровне детских центров, так и на государственном уровне. При Министерстве образования функционирует Межведомственная комиссия по вопросам деятельности федеральных детских центров. По инициативе Министерства образования и науки РФ создана международная общественная организация «Содружество организаторов детского отдыха», объединяющая все крупные национальные детские центры на пространстве СНГ. Детские центры реализуют совместные проекты с другими образовательными учреждениями, участвуют и проводят семинары, научнопрактические конференции по обмену опытом и информацией, конкурсы профессионального мастерства между педагогами центров, сотрудничают в рамках своего направления на российском и международном уровнях. Тем не менее, создаваемые по инициативе государственной власти формальные структуры недостаточно развиты и эффективны.
Спектр выявленных мнений позволяет предположить, что в ближайшее время практика межор-ганизационного взаимодействия будет развиваться: существуют первые попытки интеграции, которые впоследствии могут перерасти в достаточно отлаженные механизмы сотрудничества.
Анализ структуры «Орленка» как элемента системы детских оздоровительных центров показывает, что выделение тех или иных управленческих центров определены ключевыми процессами в сфере деятельности центра. Четко выделена административная и экономическая структура, детские лагеря и структуры, обеспечивающие их деятельность.
Управленческие центры сосредоточены в «точках роста» центра:
- оздоровительные, туристские, физкультурно-спортивные, эколого-биологические программы -управление морских, туристских и физкультурно-спортивных программ;
- кадровое обеспечение - управление по работе с персоналом, учебно-методический центр;
- программирование деятельности, обеспечение связей с партнерами, обобщение деятельности, выделение и проектирование новых технологий - управление образовательных программ;
- информационное и культурное просвещение - управление информации и связей с общественностью.
Участники экспертных интервью отмечали тенденцию усиления в структуре детских центров экономической и методической составляющей. Это обусловлено требованиями, продиктованными к деятельности центра.
В процессе своего развития «Орленок» столкнулся с выбором между сохранением исторической
преемственности и развитием по принципиально новому пути. Многие информанты считают, что советское прошлое - это важный и необходимый опыт, на основе которого формируется современное «лицо» центра. Поэтому нельзя от него отрекаться, отметая полностью и отрицательные, и положительные моменты. Эксперты проявили достаточное единодушие в оценке прежнего опыта деятельности «Орленка», подчеркивая его роль в развитии активности подростков, лидерских качеств, чувства гражданской ответственности.
Подростки, отдыхающие в «Орленке», в силу своего возраста не застали советскую систему образования и подростковых организаций, поэтому их позиции основывались на общих сведениях. При этом чаще упоминалось о негативных характеристиках комсомола и пионерии, среди которых были отмечены их идеологизированность, тотальный контроль над личностью, отсутствие альтернатив, программирование сознания.
Результаты формализованных интервью с педагогами «Орленка» показали, что педагоги видят функции центра, прежде всего (56%) в исполнении государственного заказа в части реализации государственных программ для особой категории детей - лидеров, организаторов, одаренных в определенном виде деятельности. Отчасти согласились, отчасти не согласились с таким высказыванием 30% респондентов, а не поддержали его 14%.
Последние общероссийские опросы показывают, что в массовом сознании детские центры воспринимаются, прежде всего, как инструменты, позволяющие оказывать воспитательное воздействие на молодое поколение [2]. Наиболее важными россиянам видятся такие их функции, как социальная адаптация молодежи, формирование патриотических установок, «профилактика» вредных привычек и правонарушений.
В то же время опрос подростков, отдыхавших в «Орленке» в летний, а также осенне-зимний период показывает, что дети не воспринимают «Орленок», как особый воспитательный и образовательный центр. 64% опрошенный характеризует центр как «место отдыха на Черном море», 51%
- лагерь, где «можно приобрести друзей со всей страны», лишь 21% - отмечают его воспитательный эффект - «лагерь, где можно всерьез задуматься над своим будущим, над своей профессией и дальнейшей жизнью». В тоже время дети, которые были в «Орленке» неоднократно в летнее время чаще отмечают, что «Орленок» повлиял на их дальнейшее развитие (56%), такая же тенденция у подростков-участников специализированных и профильных смен (62%). Таким образом, центр в полном объеме выполняет позитивную социализирующую функцию и педагогическое сопровождение с подготовленными детьми.
На сегодняшний день структура «Орленка» определена из понимания администрацией центра путей его развития. Функции центра складываются из традиционного представления о роли и месте «Орленка» в системе образования. В тоже время стоит отметить, что эффективность функционирования центра, в том числе будет зависеть от определения государственного статуса центра и его функционального предназначения.
Управление в центре строится на основе четкого перспективного планирования всех направлений деятельности. Вместе с тем, общая неопределенность государственной миссии центра, пути его развития, функциональной принадлежности, институциональной закрепленности приводят к проблемам менеджмента учреждения.
Другая дилемма, связанная с вопросами управления, касается применимости бизнес-технологий в сфере деятельности детских оздоровительных центров, в частности «Орленка». Сокращение государственного финансирования, приводит к увеличению роли привлеченных средств, поиска внешних партнеров и заинтересованных сторон. Соответственно, меняется структура управленческой деятельности, выделяются иные ключевые процессы, которые нетрадиционны для «Орленка»: маркетинг, фандрайзинг и т.д. Эксперты считают, что использование классических, доказавших свою эффективность приемов очень важно, однако при этом необходимо четко осознавать свою миссию, стратегию своей деятельности.
Итак, на сегодняшний день перед «Орленком», как частью системы детских оздоровительных центров, стоят такие организационные проблемы, как авральность в управлении и реализации проектов, решение вопросов по мере их избыточного накопления, обострение потребности в новом поколении педагогов. Вместе с тем, положительной тенденцией является осознание этих «пробелов», стремление руководителей к профессионализму за счет освоения управленческих технологий, адаптированных к образовательной сфере.
На личностном уровне проявляются проблемы и противоречия, обусловленные динамикой личности подростков в детском оздоровительном центре. Они связаны с развитием личностных качеств и способностей подростков, удовлетворения их потребностей, особенностями социальной адаптации детей в детском оздоровительном центре:
- мотивация и удовлетворение потребностей подростков;
- социальные роли подростков, находящихся в детском центре.
По данным опроса, проводимого нами среди детей и воспитателей центра можно отметить следующее. Дети, приезжающие в летний период по путевкам, купленным за полную стоимость («отдыхающие»), отмечают что выбирают «Орленок», потому что он расположен на Черном море (33%), потому что в нем можно познакомиться и завести новых друзей (31%), потому что в нем всегда интересно и возможно реализовать интересные творческие дела (20%), потому что можно узнать много нового (17%), потому что здесь хорошие вожатые (15%). Дети, приезжающие на специализированные и региональные смены, по путевкам, полученным за успехи в определенном виде деятельности («целевики»), отвечают что «Орленок» для них это награда (31%), возможность научиться и обменяться опытом (23%), возможность отдохнуть от насыщенной жизни дома (49%). Как видим, несмотря на то, что познавательная мотивация у детей «целевиков» выше, чем у «отдыхающих» детей, тем не менее, мотивация на программу пребывания в «Орленке» одна - отдых, досуг.
Нужно сказать, что педагоги четко осознают эту мотивацию, солидарно выражая свое мнение с мнением детей - «дети приезжают в «Орленок» отдыхать, интересно и познавательно проводить время» - 72% опрошенных.
Стоит отметить, что исходя из этого понимания, постоянного изучения детских предпочтений проектируется педагогическая деятельность в центре.
Для повышения мотивации участников смены «Орленком» выбрана стратегия доведения информации до потенциального участника:
размещение информации о предстоящих сменах на официальном сайте ВДЦ «Орленок», где подробно представлено содержание, особенности, требования к участникам каждой смены в детских лагерях «Орленка»;
информирование через рассылку писем в регионы Российской Федерации в учреждения и ведомства, ответственные за подбор детей в «Орленок», заключение договоров с регионами с указанием ответственности за подбор участников смен;
информирование и заключение договоров с корпоративными партнерами на проведение смен в «Орленке» для определенного контингента детей;
информирование партнеров по проведению специализированных смен; информирование потенциальных потребителей через средства массовой информации.
Подобная стратегия приносит свои результаты. С 2006 г. стала реализовываться широкомасштабная политика по доведению информации до потребителя, с этого момента мы отмечаем рост уровня удовлетворенности детей от пребывания в центре:
Таблица 1
Рост уровня удовлетворенности детей_______________________________
год 2005 2006 2007 2008
Общий уровень удовлетворенности детей от пребывания в «Орленке» (в %) 69 73 82 89
В проведенном нами исследовании по изучению удовлетворенности детей мы использовали многофакторную модель, в которой учитывалось отношение ребенка к образовательной, оздоровительной программе, удовлетворенность взаимоотношениями со сверстниками, взрослыми педагогами, а также удовлетворенность бытовыми условиями и питанием в «Орленке».
Таблица 2
Удовлетворенность содержанием деятельности____________________________
Шкалы удовлетворенности участников смены Летний период (в %) Осенне-зимний период (в %)
от участия в образовательной деятельности 87 89
от участия в физкультурно-спортивной деятельности 71 69
от взаимоотношения со сверстниками 81 89
от взаимодействия с педагогами 80 85
от бытовых условий проживания 54 71
от питания 63 80
Стоит отметить достаточно высокий уровень удовлетворенности содержанием образовательной деятельности. В то же время, по сравнению с первым показателем, на уровне среднего -
удовлетворенность по участию в физкультурно-спортивной деятельности. Это объясняется достаточно с одной стороны высокими запросами подростков в этом виде деятельности, с другой стороны недостаточной материальной базой: 1 крытый спортивный зал школы - на 4 круглогодичных лагеря, отсутствие спортивных площадок в 4 из 7 детских лагерей. В то же время в летнее время достаточно большой процент времени занимает подвижная деятельность на пляже, туристическая деятельность, занятия по альпинистской подготовке, зимой в арсенале: спортзал и бассейн. Можно сделать вывод о том, что любой детский центр должен планировать как образовательную, так и физкультурно-спортивную деятельность.
Разницу в летнем и осенне-зимнем периоде в отношениях со сверстниками и взрослыми, на наш взгляд можно объяснить следующим. Что касается удовлетворенности отношениями со взрослыми педагогами: летом до 60% педагогического состава составляют сезонные сотрудники -студенты вузов, которые не имеют достаточного опыта взаимоотношений с детьми (эту проблему мы рассматривали выше); с другой стороны, показатели удовлетворенности отношений со взрослыми - достаточно высокий - от 80 до 85%, это свидетельствует о качественной подготовке кадров. Разницу удовлетворенности отношений со сверстниками можно рассмотреть с позиции разницы в мотивации приезда в центр: летом - «отдыхающие» дети с самой разной установкой на отдых; осенью-зимой - дети «целевики» с более познавательной установкой.
Самая проблемная ситуация - удовлетворенность от бытовых условий и питания - продиктована износом материально-технического оборудования многих детских лагерей «Орленка», достаточной скудностью в выборе меню в столовых центра.
Таким образом, мы можем констатировать: мотивация, с которой дети приезжают в центр -это досуговая деятельность, вне зависимости от контингента заезжающих детей. Учитывая, что «Орленок», как любой детское учреждение, выполняет функции образовательного центра, в программах центра, по мнению экспертов, успешно сочетаются образовательные и досуговые технологии. Об этом же свидетельствуют показатели удовлетворенности подростков от пребывания в центре. Зоны для улучшения: увеличение материально-технических затрат на физкультурноспортивную и бытовую базу центра.
Сами подростки воспринимают себя в качестве субъектов - носителей творческой деятельности. В процессе исследования выявилась высокая степень идентификации с временным детским объединением: наблюдается большой интерес молодых людей, к тому, что они делают и их убежденность в том, что тем самым они учатся планировать свое дальнейшее будущее, что именно в этом заложен их успех.
В то же время, проведенный нами опрос подростков показал, что наибольшее воспитательное воздействие имеют не массовые формы дел, не воспитательные лекции, а групповые, индивидуальные формы работы. Причина в том, что в массовых формах работы подростки ощущают себя объектом воздействия, 45% опрошенных отмечают, что в коллективных делах велик риск потери индивидуальности, поглощения личных интересов коллективными. Мы видим, что с изменением модели социализации, трансформацией ценностных основ воспитательной деятельности процент детей недовольных массовыми формами работы будет увеличиваться - этому есть все предпосылки, которые мы рассмотрели выше. Думается, что дальнейшее развитие педагогической составляющей центра - в индивидуальных и групповых формах работы с детьми.
Комплексный анализ актуальных тенденций в деятельности Всероссийского детского центра «Орленок» приблизил нас к пониманию механизмов функционирования института детских оздоровительных центров в России. В ответах экспертов и респондентов прослеживается высокий уровень компетентности, критическое восприятие действительности, вызванное рефлексией по поводу тех сложностей, которые приходится преодолевать детским оздоровительным центрам.
Основная суть проблем на сегодняшний день заключается в ценностном «разрыве» между различными субъектами, вовлеченными в деятельность детских оздоровительных центров, отсутствии системного взаимодействия, слабости «обратной связи» центра с образованием и обществом в целом, необходимости расширения публичного пространства, нерациональном «распылении» сил и ресурсов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Стенографический отчёт о совещании по организации летнего отдыха детей и подростков. 8 июня 2010 года, 15:00. Московская область. Пушкинский район. URL: http://kremlin.ru/transcripts/7992. (дата обращения 23.05.2012)
2. См.: Школьные каникулы - 2008. Отчет об опросе населения. 11Р1_: http://bd.fom.ru/report/cat/job_and_leis/lei/d083525. (дата обращения 23.05.2012)